LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

учителя «Отмена крепостного права»

51 Что такое Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы произ
ремесло водят ремесленники? Когда на Руси появились ре
месла» (на основе текста учебника). Рассматривание
схемы рисунка в учебнике. Выполнение заданий в ра
бочей тетради № 1

52, Русская Воображаемая ситуация «русская ярмарка». Разыг
53 ярмарка рывание сценок: «Подходи народ, выбирай, что
хочешь».
О мастере Андрее Чохове (дополнительный мате
риал)

54 О веретене, Чтение и обсуждение текста учебника.
прялке Слушание народной песни «Пряха» (дополнитель
и ткацком ный материал)
станке
55, О фабриках, Чтение и обсуждение текста учебника: на каком заво
56 заводах, де легче работать? Выполнение заданий в рабочей
капиталистах тетради № 1
и рабочих
57 О купцах, Обсуждение проблемы «Почему появились купцы и
торговле торговцы? Зачем нужны деньги?». Рассматривание
и деньгах старинных русских монет

58 От палки до Обсуждение проблемы «Почему человек творит? Мо
космического жет ли человек жить, не трудясь и ничего не созда
корабля вая?». Рассматривание иллюстраций учебника. Об
суждение текста первых изобретений человека


173
№ Тема урока Методические приемы
урока
59, Как люди Обсуждение проблемы «Почему человек мечтал ле
60 мечтали летать тать, как птица?». Рассказ учителя о первых самоле
тах и летчиках. Чтение и обсуждение текста учебни
ка о развитии авиации. Выполнение заданий в рабо
чей тетради № 1.
Сообщения школьников «О космонавтах» (домаш
нее задание)
61 Когда появился Выставка рисунков детей «Автомобили, автомоби
первый автомо ли...». Рассказы «экскурсоводов». Рассматривание ил
биль люстраций учебника, чтение и обсуждение текста


Методический комментарий
Дети уже встречались с отрывками из летописей, но пока еще их не ана
лизировали, а только привыкали к языку старинного документа. На сорок
восьмом уроке третьеклассники попытаются «перевести» старославянс
кий текст на современный язык (рубрика «Выскажи предположение»).
Должно получиться примерно так: «Место это прекрасное и весьма подхо
дящее для земледелия. Можно пасти скот, разводить пчел, заниматься ого
родничеством (овощей родится много), а также охотиться на дикого зве
ря, рыбачить и собирать дары леса».
Для воспитания бережного отношения к хлебу, уважения к труду ис
пользуйте репродукции картин на эту тему (см. Приложение 3).
Материал сорок девятого и пятидесятого уроков очень важен для
формирования у детей новых исторических представлений — о возникно
вении крепостного права, о крепостных и помещиках. Прочитав с детьми
текст учебника, обсудите следующие вопросы: «Почему у «служивых лю
дей» было много земли?», «Что означает выражение «передаваться по нас
ледству»?», «Что должен был делать крестьянин по договору с помещи
ком?», «Как крестьянин превращался в крепостного?».
Рассказывая школьникам об отмене крепостного права, не забудьте от
метить следующее:
— крепостное право было отменено при царе Александре II (в народе
его называют царем освободителем) в 1861 году, то есть в середине XIX ве
ка (точную дату детям запоминать не надо);
— не все крестьяне смогли купить себе землю и поэтому снова нанима
лись к помещику на сезонные работы или уходили в город работать на
фабрики и заводы.

174
На этих же уроках можно предложить детям инсценировки, например
по тексту рубрики «Жил на свете человек».
Изучение материала следующих уроков формирует представления уча
щихся о возникновении в России ремесел. В поурочном планировании от
мечены те методические приемы, которые целесообразно использовать.
Это ролевые игры, рисование и рассматривание схемы «Ремесла в России
в XVII–XVIII вв.», работа со словарем (объяснение слов гончар, ювелир, баш
мачник, скорняк), рассматривание изделий декоративно прикладного искус
ства (вышивка, кружево, чеканка, резьба по кости и др.).
Целесообразно обсудить текст рубрики «Жил на свете человек» о пу
шечных дел мастере, литейщике Андрее Чохове, рассмотреть фото знаме
нитых Царь пушки и Царь колокола в Кремле.
Большой интерес вызовет обсуждение различных предположений о
том, почему одними из первых изобретений человека были гончарный
круг, колесо, оружие и инструменты.
Материал о современных технических достижениях не вызовет труд
ностей у детей, так как у них есть собственный опыт «общения» с достиже
ниями науки и техники (кто то летал на самолете, у кого то дома есть
компьютер, кто то собирает модели автомобилей и т. д.). Чтобы использо
вать опыт детей, дайте им домашнее задание. Например, мальчики подго
товят рассказ о каком нибудь техническом изобретении (самолет, холо
дильник, вертолет, телевизор, компьютер и др.), а девочки — о приборах
и машинах, которые помогают в домашнем хозяйстве (стиральная и вя
зальная машины, миксер, электромясорубка и др.). Конечно, специально
нужно поговорить о космических полетах и космических кораблях, вспом
нить первых космонавтов. В качестве домашнего задания предложите де
тям прочитать отдельные главы книги В. Гагарина «Мой брат Юрий», а за
тем обсудить в классе истории из жизни Ю.А. Гагарина.


Как возникали и строились города

№ Тема урока Методические приемы
урока

62 Как дом Беседа по тексту учебника: «Когда появились на Руси
вышел первые деревянные (каменные) постройки? Что та
из под земли кое «топить по черному»? Что значит «рубить из
бу»?» Выполнение заданий в рабочей тетради № 1



175
№ Тема урока Методические приемы
урока
63 Первые Обсуждение вопросов: Каково происхождение слова
русские «город»? Чем отличается старинный город (поселе
поселения ние) от любого современного? Почему в любом ста
и города ринном городе был Кремль?
64, Путешествие Воображаемая ситуация: «Экскурсия по Великому
65 по старинным Новгороду (Древней Москве, Владимиру)»
русским
городам


Методический комментарий
На шестьдесят втором — шестьдесят пятом уроках продолжается
разговор о развитии трудовой деятельности человека, об ее особенностях
в разные исторические времена. На изучение этой темы отводится всего
четыре урока, поэтому важно решить следующие задачи:
а) показать, как развивалось строительство городов; как постепенно,
благодаря прогрессу и новым знаниям человека, дом «выходил» из под
земли; как землянки, дома с топкой по черному, без окон и вентиляции
превращались в удобные, теплые и просторные жилища; как на смену де
ревянному строительству приходило каменное;
б) понаблюдать особенности архитектуры в родном городе (селе): есть
ли старинные здания, из чего строили дома раньше, а из какого материа
ла строят теперь, что использовалось для украшения зданий;
в) познакомить школьников с несколькими древними городами: Моск
вой (рассказать, как она строилась), Владимиром, Новгородом. Исполь
зуйте для «путешествий» по этим городам не только карту (дети с ней зна
комы), но и дополнительный иллюстративный материал.


Уроки обобщения
№ Тема урока Методические приемы
урока
66 Древняя Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях
и Московская №1и2
Русь
67 Россия Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях
ХVIII–ХIХ вв. №1и2


176
№ Тема урока Методические приемы
урока
68 Россия ХХ века Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях
№1и2

Методический комментарий
Заключительные три урока реализуют следующую цель: объединить все
знания, которые изучались в третьем классе (и ранее), и соотнести их с
определенной исторической эпохой. Дети отвечают на вопросы на с. 149
учебника и выполняют задания в рабочей тетради. Советуем вам, уважае
мый учитель, подготовить три больших листа бумаги, на них дети будут на
носить самые важные события, факты из истории Древней и Московской
Руси (плакат №1), России XVIII–XIX вв. (плакат № 2), России XX века
(плакат № 3). Например, на плакате № 1 будут располагаться рисунки ле
тописца, шапки Мономаха, оружия славянского воина, перечень старин
ных русских имен и пр. Сохраните эти плакаты до 4 класса. Ту же работу
школьники выполнят и в конце изучения «Окружающего мира», что помо
жет им овладеть понятиями историческое время, эпоха.


4 класс

Человек — живое существо (организм)
№ Тема урока Методические приемы
урока
1 Организм Оживление опыта учащихся: общие признаки живых
человека существ. Работа по рисунку схеме в учебнике. Обсуж
дение текста «Нервная система»
2 Нервная Работа с текстом учебника. Просмотр слайдов и таб
система. лиц. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир»
Головной
и спинной мозг
3 Скелет — Работа с рубрикой «Выскажи предположение». Рас
опора тела сматривание рисунков схем в учебнике. Выполнение
заданий в учебнике и рабочей тетради. Сообщения
учащихся на тему «Кости и мышцы необходимо ук
реплять»


177
№ Тема урока Методические приемы
урока
4 Пищеваритель Рефераты учащихся «Значение питания в жизни рас
ная система тений, животных, человека». Работа с текстом учеб
ника. Составление памятки «Уход за зубами и по
лостью рта»
5 Дыхательная Работа с текстом и иллюстрациями. Составление па
система мятки «Охрана органов дыхания»
6 Кровеносная Рассказ учителя о клетках крови. Работа с текстом и
система иллюстрациями. Составление коллективного расска
за «Сердце — главный орган кровеносной системы».
Практическая работа «Подсчет пульса»
7 Как организм Работа с текстом и иллюстрациями
удаляет ненуж
ные ему жид
кие вещества
8 Кожа, ее строе Работа с таблицей и иллюстрациями. Составление
ние и значение памятки «Охрана кожи». Практическая работа «Пер
вая помощь при повреждении кожи»

Методический комментарий
Первый урок по традиции начинается с рассматривания шмуцтитула:
дети обсуждают, что им предстоит узнать в этом разделе и на какие вопро
сы ответить. На уроке решается несколько образовательных задач.
1. Дети повторяют изученное ранее и отвечают на вопросы: «Что назы
вают телом природы?», «Чем отличаются тела живой природы (организ
мы) от тел неживой природы?». Учитель предлагает привести примеры
живых и неживых тел природы, выделить их отличительные и общие
признаки. Можно предложить вспомнить рисунки схемы «Животное —
живое существо», «Растение — живое существо», с которыми учащиеся ра
ботали в третьем классе, и коллективно составить новую схему «Человек —
живое существо (организм)».
2. Обсуждается предположение «Можно ли назвать человека телом жи
вой природы и почему?». Приводятся примеры тех признаков, которые
можно отнести ко всем живым существам. Составляется схема «Живое су
щество (организм)».
3. Закрепляется характеристика понятия организм (хорошо устроен
ный, организованный, действующий как отлаженный механизм) и обсуж
дается текст учебника об общем строении организма человека.

178
4. Обсуждается схема «Нервная система» и ее роль в организме человека.
Тема второго урока — «Нервная система». Структура урока может быть
следующей.
1. Обсуждение предположения.
2. Просмотр и обсуждение слайдов «Организм человека» (М.: Планета
риум, 2001).
3. Ответы на вопросы по тексту (статья «Спинной мозг»): какую работу
выполняет головной мозг? Можно ли сказать, какой мозг главнее (голов
ной, спинной)? Что нужно для успешной работы мозга?
4. Обсуждается и записывается вывод о роли нервной системы в орга
низме человека.
5. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...».
Особенностью третьего урока является то, что школьники много рабо
тают со схемами, рисунками, а также обсуждают заранее подготовленные
небольшие сообщения об охране опорно двигательной системы.
Уроки с четвертого по девятый советуем проводить в соответствии с
логикой расположения материала учебника, добавляя, по вашему усмотре
нию, иллюстративный материал. Часть работы можно дать детям как са
мостоятельную — индивидуально или в группах: составление гигиеничес
ких памяток, подготовка рисунков схем, сообщений и т. п.
Проводятся две практические работы: «Подсчет пульса» (дети могут
прощупать пульс как у себя, так и у своих сверстников) и «Первая помощь
при повреждении кожи» (дети учатся обрабатывать раны, оказывать по
мощь при ожогах и обморожении, а также при легких травмах).


Как человек воспринимает окружающий мир
№ Тема урока Методические приемы
урока
9 Наши Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей
помощники — тетради. Практическая работа — игровые упражне
органы чувств. ния «Правила охраны зрения»
Зрение
10 Слух. Работа с текстом и иллюстративным материалом.
Обоняние Составление памятки «Гигиена слуха»
11 Вкус, Работа с текстом и иллюстративным материалом.
осязание Составление памятки «Охрана органов обоняния и
вкуса»


179
№ Тема урока Методические приемы
урока
12 Урок Сообщения учащихся «Наши органы чувств». Расска
повторения зы об особенностях органов чувств животных.
и обобщения Дидактические игры

13, Дыхательная Обсуждение проблемы «Есть ли эмоции у животных?
14 система Чем они отличаются от эмоций человека?». Работа
с рубрикой «Картинная галерея»

15 Внимание Обсуждение предположения «Нужно ли человеку
внимание?». Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в рабочей тетради
16 Память Дидактическая игра «Кто быстрее и больше запом
нит». Работа с текстом учебника. Упражнения «Улуч
шаем свою память»
17 Чем человек Обсуждение проблемы «Что может человек и не
отличается может животное. Почему?». Выполнение заданий в
от животных рабочей тетради


Методический комментарий
Особенностью девятого — одиннадцатого уроков является то, что
учащиеся сравнивают органы чувств человека и животных. Это очень
важно для того, чтобы подготовить в дальнейшем вывод об особенностях
человека как разумного существа, о его преимуществах перед животным
и «потерях», которые произошли за период эволюции человечества.
Например, дети готовят сообщения об особой роли органов чувств для
жизни животных (острое зрение у орла позволяет ему с большой высоты
заметить добычу, а сове — ориентироваться в ночной темноте; обоняние
собаки помогает ей найти дом, выследить кого то по следу и т. п.). Не забы
вайте, уважаемый учитель, проводить разнообразные игры, как дидакти
ческие, так и ролевые, в процессе которых школьники не только закрепят
свои знания, но и будут совершенствовать органы чувств: «Кто позвал»,
«Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Определи цвет».
При составлении памятки об охране органов чувств не забудьте напом
нить, как вести себя, если в комнате есть больной. Обратите внимание де
тей на то, что нельзя пробовать на вкус незнакомые растения, употреб
лять продукты, срок годности которых закончился. Нельзя брать в рот
слишком горячую пищу, злоупотреблять слишком соленой и слишком

180
острой, от этого снижается чувствительность вкусовых и обонятельных
клеток.
Уроки тринадцатый — шестнадцатый должны помочь детям опреде
лить разницу в понятиях эмоции и чувства, а также познакомить с ролью
внимания и памяти в жизни человека. Особенно важно показать детям не
обходимость и возможные пути развития внимания и памяти.
Семнадцатый урок является обобщающим. Он подведет школьников к
выводу об отличиях человека от самых высших представителей животно
го мира. Здесь особенно важно подчеркнуть такие отличия:
а) прямохождение, что позволило использовать руку и делать ею много
полезного — того, что не может делать животное;
б) наличие развитого мозга, что обеспечило развитие умений мыслить,
говорить, фантазировать. Ни одно животное не планирует заранее свою
деятельность и поведение;
в) способность к творчеству и умение производить орудия труда. Ни од
но животное не может создать какое нибудь даже самое примитивное ору
дие труда.
Предложите детям коллективно составить рисунок схему «Чем человек
отличается от животного». Если дети увлеклись содержанием этой темы,
можно сделать во внеурочное время диораму «Человек в древности».


Развитие человека от рождения до старости

№ Тема урока Методические приемы
урока
18, От рождения Работа с рубрикой «Выскажи предположение» и ил
19 до старости люстрациями учебника. Рассказы детей «Что я пом
ню о своем детстве». Работа с рубрикой «Картинная
галерея»
20 Здоровье Беседы «Что такое здоровье», «Здоровый образ жиз
человека. ни». Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Вредные Выполнение заданий в рабочей тетради
привычки


Методический комментарий
Изучение этой программной темы, как правило, вызывает большой ин
терес у четвероклассников. Они с удовольствием вспоминают интересные
события их детства, слушают рассказы учителя о его семье и детских воспо

181
минаниях (восемнадцатый и девятнадцатый уроки). Важность изучения
этой темы состоит еще и в том, что дети начинают понимать: они тоже рас
тут, скоро станут взрослыми, когда то будут старыми. Учащиеся осознают
этапность в жизни человека, возрастные характеристики. Развивающийся
при этом феномен идентификации, то есть умение встать на место другого
человека, проникнуться к нему сочувствием, понять его индивидуальность,
является основой нравственного становления личности, развития добро
желательного отношения к старикам, младшим, больным и немощным.
В эту тему входит и программный материал о здоровье растущего чело
века, о вредных привычках и об основах здорового образа жизни (урок
двадцатый). Постарайтесь четко сформулировать понятие здоровье, пусть
дети приведут примеры синонимов к этому слову. Уделите внимание раз
личным играм упражнениям. Пусть дети вспомнят, как проводят зарядку,
правила охраны органов чувств, гигиенические правила учебной деятель
ности и др. Обязательно найдите возможность обсудить правила здорово
го образа жизни (текст рубрики «Этот удивительный мир...») и объясните
школьникам вред курения и употребления алкоголя.

Человек и общество, в котором он живет
Следующие темы (включаемые в общую тему «Человек и общество, в
котором он живет») продолжают формировать важнейшие обществовед
ческие представления, развивают предпосылки исторического мышле
ния, осознания исторического времени и пространства.

Человек–путешественник
№ Тема урока Методические приемы
урока

21 Почему человек Работа со словарем: «землепроходцы», «первооткры
стал путешест ватели». Работа с рисунками и текстом учебника.
венником Выполнение заданий по карте
22 Как славяне Работа с текстом учебника и картой
обживали Север
23 Открытие Работа с текстом учебника.

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign