LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

культурных растений, используемых человеком. Ра
бота в парах: составление рассказов «Растения — кла
довая витаминов», «Растения и одежда человека».
Сообщения учащихся на тему «Лекарственные расте
ния» (домашнее задание).
Ядовитые растения (демонстрация рисунков, рас
сказ учителя) как дополнительный материал


163
№ Тема урока Методические приемы
урока
14, Разнообразие Организация классной выставки «Растения Земли»,
15 растений «Растения родного края», рассказ «экскурсоводов».
на Земле Объяснения учителя: особенности строения расте
ний разных групп (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые). Сообщения учащихся о расте
ниях разных групп (домашнее задание). Составле
ние и запись коллективного плана рассказа «Расте
ния Земли». Работа с рубрикой «Картинная гале
рея»

16, Как живет Повторение материала: «Тела природы». Обсужде
17, растение ние проблемы: Что общего у растений, несмотря на
18 их разнообразие?» Рассказ учителя о строении расте
ния (разнообразие корневых систем и корней, побе
гов (стеблей, листьев)
19 Урок Обсуждение проблемы: «Почему корень, стебель и
повторения лист называют органами питания растений?» Сос
«Как питается тавление коллективного рассказа «Как питается рас
растение» тение». Работа в парах: подготовка ответа на вопрос
«Почему при повреждении одного органа погибает
все растение?». Выполнение заданий в рабочей тет
ради
20 Размножение Обсуждение проблемы «Бывают ли у растений «де
растений ти»?». Коллективный труд: выращивание растений
различными способами (работа в группах). Самостоя
тельное составление плана рассказа «Как распростра
няются плоды и семена в природе?» и обсуждение его
классом. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1

21 Продолжитель Коллективная подготовка кадров «фильма» «Про
ность должительность жизни растений». Игра в магазин
жизни «Растения» (выбор рисунков с однолетними, двулет
растений ними, многолетними растениями)

22 Охрана Игра «Суд». Выбор «судей», «растений Красной кни
растений ги». Заслушивание жалоб «растений»: Почему я (лан
дыш) почти исчез в лесах? Кто в этом виноват? Как
мне помочь?»
Выступление «судьи»: «Почему растения нуждаются в
защите, что нужно сделать для их охраны?» Подготов
ка коллективного плаката «Будем беречь растения»


164
Методический комментарий
На двенадцатом уроке необходимо рассказать школьникам о разнооб
разии растений на Земле, о возможности их существования в разной при
родной среде: в горах, воде, лесах, на лугу и др. Предложите детям рас
смотреть рисунки (или гербарные экземпляры) разных представителей
растительного мира — от самых простых и знакомых (ландыш, ромашка,
сирень и др.) до удивительных и необычных (эдельвейс, кактус, бамбук,
ананас, пальма и т. д.). На этом же уроке целесообразно вспомнить и еще
раз повторить, по каким признакам определяется живое существо (поня
тие организм учитель начинает вводить в активный словарь учащихся).
Урок тринадцатый целесообразно начать с обсуждения рубрики «Вы
скажи предположение»: дети рассуждают на тему «Возможна ли жизнь на
Земле без растений» и доказывают свои гипотезы. Идет работа в парах
или по группам: ученики, приводя примеры, рассказывают о значении
растений для жизни человека и всей природы.
Постарайтесь найти время для дифференцированной работы. Сильным
учащимся можно дать более трудные задания, помещенные в учебнике и в
рабочей тетради. В качестве дополнительного (или домашнего задания)
можно дать чтение и анализ статьи «Ядовитые растения» (см. учебник).
Очень эмоциональными и насыщенными являются четырнадцатый и
пятнадцатый уроки. Лучше всего их проводить в форме экскурсий по
«классному музею». Дети «экскурсоводы» готовят сообщения о заинтере
совавших их растениях по такой схеме: внешний вид, место произраста
ния, к какой группе относится (например, хвойные, цветковые, папорот
ники и др.), условия жизни. На эту работу учитель отводит 10–15 минут, де
ти могут объединиться в небольшие группы или пары. Уделите несколько
минут и работе с рубрикой «Картинная галерея».
На шестнадцатом–восемнадцатом уроках происходит формирование
понятия «растение — живой организм». Дети должны усвоить названия и
общие функции частей растения (корня, побега, листьев, цветка, семян).
Снова целесообразно привлечь к работе «руку» ребенка: пусть учащиеся
зарисуют побег, разные виды корней, листьев, цвет и форму цветков.
На девятнадцатом уроке третьеклассники усваивают материал о том,
как растение питается. Для понимания того, зачем растению листья, учи
тель проводит демонстрационный опыт, который описан в учебнике.
Предлагаем обсудить с учащимися следующую логическую задачу:
Посадили школьники цветочную рассаду, получились замечательные
клумбы. Порадовались и ушли. Неделю не заглядывали школьники в цвет
ник, некогда было: погода жаркая, солнечная, самое время купаться и заго

165
рать на речке. А когда пришли, увидели такую картину: растения поникли,
листья пожелтели.
— Ах, как жалко, — сказал Вова.
— У меня испортилось настроение, — добавила Марина.
— Уйдем, чтобы этого не видеть, — предложил Коля.
Какую ошибку допустили дети?
Двадцатый урок — практическая работа. Дети учатся размножать рас
тения разными способами, например с помощью побега, листа, луковицы,
деления куста (см. Приложение 1).
Новым видом работы для третьеклассников является и составление
плана рассказа «Как распространяются плоды и семена». Коллективно чи
тается текст учебника, рассматриваются иллюстрации.
На завершающем тему «Растительный мир Земли» двадцать первом
уроке учащиеся узнают о продолжительности жизни растений, о том, что
растения бывают однолетние, двулетние и многолетние. Урок целесооб
разно провести в форме экскурсии по «выставке» различных растений.
Для этого на доску повесьте три таблички: «Однолетние растения», «Дву
летние растения», «Многолетние растения». Дети распределяют растения
(это могут быть рисунки или таблички с названиями) на три группы в соот
ветствии с продолжительностью их жизни. Среди однолетних могут быть
представлены: мак, ноготки (календула), цветущие бобы, огурец, томат, ка
бачок, тыква, бархатцы, астра, цинерария. Среди двулетних — лук, чеснок,
репа, свекла, морковь, петрушка, мальва, гвоздика, малина. Среди много
летних — тюльпан, ландыш, брусника, земляника, черника, пион, флокс.
На этом уроке для закрепления знаний школьников о продолжитель
ности жизни разных растений советуем провести дидактическую игру
«Магазин растений». «Покупатель», называя растение, которое хочет ку
пить, должен обязательно указать, какое оно — однолетнее, двулетнее или
трехлетнее.
Найдите возможность поговорить и о том, как сохранить разнообразие
растений на Земле, о правилах бережного отношения к природе. Матери
ала, представленного в учебнике, вполне достаточно для такого разговора
с детьми.
Изучение темы «Грибы» проходит на двадцать третьем уроке. Этот
урок не вызовет затруднений у учащихся. Вместе с тем еще раз объясните
школьникам, почему грибы не относятся ни к животному, ни к раститель
ному миру, они составляют отдельное царство природы. Интерес вызовет
самостоятельное выполнение задания (см. учебник) с последующим кол
лективным обсуждением высказываний учащихся.

166
Животный мир Земли
№ Тема урока Методические приемы
урока
24 Животные — Повторение: живые тела природы. Беседа о роли жи
часть природы. вотных в природе. Словесная дидактическая игра
Роль животных «Назови животного».
в природе Цепи питания (составление простейших цепей пита
ния). Обсуждение места животных и растений в це
пях питания (дополнительный материал)
25 Животные Игра беседа «Человек и животное» (распределение
и человек ролей — «дрессировщик», «ветеринар», «милицио
нер», «слепой», «художник» и др., рассказы каждого
«Я и животные»). Сообщение учащихся «Мое люби
мое животное» (домашнее задание).
Просмотр телепередачи «Путешествие натуралиста»
(по желанию)
26 Разнообразие Игра соревнование «Кто больше назовет живот
животных ных». Рассказ объяснение учителя: одноклеточные и
многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные
животные. Сравнение различных животных (по ри
сункам). Чтение текстов учебника
27 Позвоночные Наблюдение за рыбами в аквариуме, устройство тер
животные: рариума и наблюдение за земноводными (например,
рыбы, земно лягушками) и пресмыкающимися (например, ящери
водные, прес цами). Сравнение этих групп животных по внешнему
мыкающиеся виду, характеру передвижения, условиям жизни и др.
28 Птицы Работа с иллюстрациями, текстами учебника. Игра
и звери — «Узнай по описанию» («Вот я какой зверь, вот я какая
позвоночные птица»). Работа с рубрикой «Картинная галерея».
животные Подготовка выставки «Животные родного края» и
проведение экскурсии по ней (дополнительный ма
териал)
29 Животные — Рассказ учителя (с элементами беседы) об отличи
живые тела тельных признаках животных: особенности пита
(организмы) ния, передвижения. Выполнение заданий в рабочей
тетради
30 Жизнедеятель Повторение: дыхание растений. Обсуждение проб
ность лемы: «Что общего в дыхании всех живых существ?»
животных Работа с текстом учебника, ответ на вопрос: «Зачем
животному кровеносная система?»


167
№ Тема урока Методические приемы
урока
31 Размножение Повторение: размножение растений, значение раз
животных множения в жизни всех живых организмов. Работа с
текстом учебника и иллюстрациями. Обсуждение ги
потезы «Если бы организмы не размножались, что
бы произошло на Земле?»
Как звери воспитывают свое потомство (сообщения
учащихся, домашнее задание). Просмотр телепереда
чи «Путешествие натуралиста» (по желанию)

32 Поведение Обсуждение текста учебника. Сообщения учащихся:
животных «Мои наблюдения за поведением животных» (до
машнее задание)
33 Как животные Обсуждение проблемы: «Какие особенности поведе
приспосаблива ния животных помогают им добывать пищу, скры
ются ваться от врагов, находить друг друга, отличать «сво
к условиям их» от «чужих», общаться друг с другом?» Сообщения
жизни учащихся на темы: «Как животные запасают корм»,
«Как птицы и звери общаются», «Как птицы и звери
защищают потомство?» (домашнее задание).
Просмотр телепередачи «Путешествие натуралиста»
(по желанию)
34 Охрана Игра «Суд».
животных Подготовка коллективного плаката «Будем беречь
животных».
Просмотр диафильма «Заповедники России» (допол
нительный материал)


Методический комментарий
Изучение темы «Животный мир Земли» следует начать с коллективно
го рассматривания шмуцтитула и обсуждения того, что школьникам пред
стоит узнать. Безусловно, изучение животного мира нашей планеты вызо
вет большой интерес третьеклассников, тем более что у них есть уже дос
таточный запас знаний о различных представителях фауны.
Двадцать четвертый урок следует начать с рубрики «Вспомни»: дети
ответят на вопрос «Что называют телом природы?», приведут примеры
различных живых тел природы. А затем, анализируя иллюстрации и
текст, ответят на очень важный вопрос: «Может ли природа существовать
без животных?»
Советуем учителю использовать следующие методические приемы:

168
а) дидактическую игру «Узнай животное по описанию». Ведущий опи
сывает какое либо животное, не называя его (для облегчения задачи мож
но использовать рисунки), а играющие угадывают, кто это. Если описание
составлено удачно и животное узнано, то ведущий получает поощрение,
если нет — штрафное очко;
б) работа в парах. Нужно коллективно составить рассказ на тему «Чело
век и животное». Лучшие рассказы будут напечатаны в классном журнале
или газете;
в) составление цепей питания (используются рисунки). Это задание
можно провести в виде игры «Кто быстрее составит цепь питания?».
Двадцать пятый урок целесообразно посвятить играм и логическим
упражнениям. Например, проведите ролевую игру «Человек и животное».
Дети выбирают роли: «дрессировщик», «ветеринар», «милиционер», «сле
пой», «художник», «охотник» и др. Каждый рассказывает (от первого ли
ца), как он и его профессия связаны с животными. Логические задачи мо
гут быть даны на классификацию животных (по классам, по месту обита
ния, по особенностям покрова тела, по способу питания и т. п.).
При проведении двадцать шестого — двадцать восьмого уроков необ
ходимо сделать следующее:
а) ввести понятие «фауна» как синоним «мира животных», чаще упот
реблять сочетание «мир животных, или фауна» для того, чтобы дети запом
нили его;
б) показать на иллюстративном материале разнообразие животных;
в) обсудить с учащимися предположение: «Почему одних животных на
зывают позвоночными, а других — беспозвоночными»;
г) предложить учащимся вспомнить все, что они знают о насекомых, затем
предложить им найти ошибку, заложенную в рисунке на с. 66 учебника (изоб
ражен паук крестовик, он относится не к насекомым, а к паукообразным);
д) обсудить проблемные вопросы «Как человек связан с насекомыми?»,
«Какую пользу они приносят людям?»;
е) сравнить животных разных классов, понаблюдать за их поведением
в аквариуме или уголке природы.
Целью двадцать девятого — тридцать третьего уроков является фор
мирование знаний учащихся о том, что животное — существо организован
ное, оно питается, дышит, растет, развивается, изменяется, размножает
ся, стареет, умирает. Обсудите с детьми следующие проблемы: «Чем расте
ния и животные похожи (не похожи)?», «Как животные различаются по
способу питания, по способу передвижения, по способу дыхания?», «Что
произошло бы, если бы животные не размножались?».

169
Обратите особое внимание на материал о поведении животных. Его
изучение важно для понимания в дальнейшем (в четвертом классе) отли
чия и сходства человека с высшими животными. Предложите детям
вспомнить известные им случаи поведения животных, о них они читали
во втором классе (например, «Как ворона завтракала») или знают из жи
тейского опыта. Обсудите с учащимися материал рубрики «Выскажи пред
положение».
Тридцать четвертый урок завершает тему «Животный мир Земли» и
по традиции посвящен экологическим проблемам — охране и защите
фауны. Предлагаем вам, уважаемый учитель, провести этот урок в фор
ме ролевой сюжетной игры «Суд». Дети распределяют роли: «судья»,
«защитники», «животные Красной книги» (используются рисунки).
«Суд» заслушивает жалобы животных (одних съедают, других убивают
для получения меха, кожи, жира и пр.). «Судья» рассказывает о том, что
запрещает делать Красная книга, какие меры нужно принимать к ви
новникам гибели животных. «Защитники» также защищают интересы
животных.


Каким был человек в разные исторические времена

№ Тема урока Методические приемы
урока
35, Как называли Обсуждение гипотез: «Откуда произошло название
36 нашу Родину в нашей Родины?» Чтение текстов учебника. Беседа
разные времена «Что такое летопись, кто такой летописец»
37 Как тебя зовут? Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что озна
чает твое имя, как рождались имена в прошлом?»
Выполнение заданий в рабочей тетради
38 Портрет славя Речевая разминка (работа в парах): «Составьте сло
нина весный портрет одним словом». Работа с текстами
учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
39, Характер славя Определение качеств характера славянина. Беседа:
40 нина «Кого называют трудолюбивым (смелым, госте
приимным, отзывчивым)?» Подбор и обсуждение
ситуаций: «Доброта», «Сочувствие», «Храбрость».
Слушание народных песен: праздничные, трудовые,
колыбельные, игровые. Работа с рубрикой «Картин
ная галерея»


170
№ Тема урока Методические приемы
урока
41, О чем рассказы Рассматривание и сравнение иллюстраций: дом
42 вают вещи крестьянский и помещичий, хоромы царские и те
рем боярский. Коллективное объяснение слов:
гостиная, кабинет, будуар, буфетная. Воображаемая
ситуация: «Ты — житель Древней Руси (России ХIХ
века, ХХ века). Расскажи о своем доме, усадьбе, квар
тире...»
43 «Журнал мод» Представление «Журнала мод». Демонстрация одеж
ды (выставка рисунков одежды разных эпох).
«Как украшали одежду наши предки? Как украшают
одежду сейчас?» (дополнительный материал)
44 Сколько стоят Работа с текстом учебника. Игра «Обувной магазин»
лапти (деление обуви на группы — современная, старинная;
описание обуви разных эпох). Выполнение заданий
в рабочих тетрадях № 1 и 2
45, Русская трапе Воображаемая ситуация: «Мы — жители Древней Ру
46 за си (села, поселка). Что мы едим?» Составление меню
праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол
к обеду»
47 Во что верили Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Рас
славяне сказ учителя «Христианская вера»


Методический комментарий
С тридцать пятого урока учащиеся приступают к изучению социаль
ной темы «Человек в разные исторические времена», содержание кото
рой направлено на формирование не только обществоведческих знаний,
но и на развитие исторического мышления, понимания динамики, изменчи
вости, «протекаемости» социального события, явления, факта.
Прежде всего учащиеся должны разобраться в том, как называлась на
ша страна в разные времена. Для этого им потребуется внимательно рас
смотреть и проанализировать схему в учебнике. Затем можно обсудить
предположения о возникновении слова «Русь» и проследить по тексту
учебника, как изменялось название нашего государства — от Древней Руси
до Российской Федерации.
Ученики читают текст рубрики «Жил на свете человек», придумывают
предложения со словами летопись, летописец, монах. Если позволят усло
вия, покажите школьникам старинные книги, прочитайте отрывки из ле

171
тописей. Обратите внимание на содержательные и эмоциональные опо
ры, которые есть в учебнике. К содержательным опорам относится мате
риал рубрики «Жил на свете человек», к эмоциональным — материал руб
рики «Картинная галерея».
Советуем вам, уважаемый учитель, уделить особое внимание работе с
рубрикой «Выскажи предположение», учите детей находить наиболее су
щественные (главные) доказательства своей гипотезы. Например, предло
жите проанализировать возможные варианты происхождения своего име
ни или фамилии (Тема «Имя, отчество, фамилия), составить краткий сло
весный портрет современного человека, сравнить одежду современного
человека с одеждой его далекого предка (работа с рубрикой «Картинная
галерея»).
Поработайте со словарем, помещенным в конце учебника, и другой
справочной литературой. Предложите третьеклассникам объяснить зна
чение малознакомых слов, встречающихся в тексте (род, грех, трудолюбие,
пядь, вершок, угожесть, благоговение, будуар, гостиная, простоволосая, онучи и
др.), найти среди них не употребляемые сегодня. Обязательно уделите
внимание объяснению значения пословиц и поговорок о труде, гостепри
имстве, доброте.
Предложите школьникам задание на сравнение современных игр, за
бав, праздников, а также предметов обихода, одежды с теми, которые бы
ли распространены в Древней Руси, в России XVIII–XIX вв.
Проведите урок ярмарку, где будут «продаваться» старинные и совре
менные журналы мод, костюмы крестьян, дворян и пр., которые заранее
будут подготовлены на уроках труда. Привлеките к этой работе родите
лей, тогда можно будет устроить семейные соревнования в приготовле
нии блюд славянской (и любых других) национальной кухни.
Всем классом подготовьте выставку рисунков славянских оберегов на
одежду, украшений, предметов обихода с солярными (священными) зна
ками.
Предложите детям по репродукциям рубрики «Картинная галерея», а
также по современным и старинным фотографиям составить словесный
портрет человека (когда жил, к какой группе населения относился, был
богат или беден и т. п.).




172
Труд людей в разные исторические времена
№ Тема урока Методические приемы
урока
48 Что такое Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природ
земледелие ных условий?». Работа с рисунком схемой «Что такое
земледелие». Работа с рубрикой «Картинная гале
рея»
49, О крепостных Обсуждение проблемы: «При каких условиях чело
50 и помещиках век трудится лучше?» Работа с текстом учебника.
Разыгрывание сценок «Крестьянин и помещик»,
«Крестьянин и царь» (по тексту учебника). Рассказ

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign