LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Солнце — звезда, огромный огненный шар, поэт в стихотворных строках
расскажет о теплом ласковом солнышке, а художник нарисует восход
солнца...

153
На сороковом уроке дети узнают о четырех царствах природы, зарисо
вывают в тетрадь схему рисунок. Целесообразно закрепить знания уча
щихся с помощью дидактической игры «Царства природы». Четверо веду
щих получают вывески — «грибы», «бактерии», «растения», «животные» —
и расходятся в разные стороны класса. Дети получают рисунки или кар
точки с названием представителей разных царств (например, змея, тигр,
подосиновик, ромашка, береза, галка и пр.). По команде ведущего каждый
должен в течение 20 секунд (время устанавливает учитель в соответствии
с возможностями детей) найти свое царство.
На этом же уроке уточняются знания учащихся об основных качествах
животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилище, воспитыва
ют потомство). В качестве дополнительного материала можно использо
вать статью учебника из рубрики «Этот удивительный мир».
Важным в плане усвоения природоведческих понятий является и следую
щий — сорок первый урок. Нужно помочь детям начать свободно пользо
ваться высказываниями растение — живое существо, растение похоже (не похоже)
на животное, бывают культурные и дикорастущие растения и др. Советуем вам,
уважаемый учитель, использовать детскую изобразительную деятельность:
предложить, например, зарисовать (сделать аппликацию) цветки разной
формы, корни разной длины, разнообразные стебли растений и др. Эти
практические работы помогут детям легко запомнить учебный материал.
Следующие уроки знакомят второклассников с разными природными
сообществами (хотя термин сообщество не дается). Сначала школьники изу
чают особенности леса. Уже первая страница учебника, посвященная этой
теме, позволяет сравнить наблюдения на экскурсии с иллюстрациями: В ка
ком лесу мы были? Какие бывают леса? Как можно назвать лес, если там
растут только сосны, только ели, только березы, только осины, а если там
есть разные деревья? Дети выполняют задания, представленные в учебни
ке, а также придумывают названия к фотографиям (Путешествие по лесу).
Следующий программный материал формирует представление учащих
ся о том, что лес — многоэтажный дом. Интересным видом работы являет
ся коллективное составление панно на эту тему. Дети объединяются в
группы и готовят материал, чтобы отразить на панно разные этажи леса:
рисуют или выбирают из подготовленных ранее иллюстраций деревья,
кустарники, травы. Все это монтируется на общем листе бумаги или на
доске. Схему можно наполнить и рисунками представителей животного
мира. Это подготовит учеников к восприятию программного материала
следующего урока. На этом же уроке дети учатся различать деревья, кус
тарники, травы.

154
Чтение текстов рубрик учебника «Этот удивительный мир» и «Путе
шествие в прошлое» можно дать как домашнее задание: учащиеся под
готовят рассказ о каком нибудь растении «лесной аптеки», рисунки не
обычных растений — жителей леса, рисунки грибов для классной выс
тавки. При анализе домашних работ еще раз подчеркните, что грибы
составляют отдельное царство, они не относятся ни к растениям, ни к
животным.
Сорок пятый — сорок седьмой уроки посвящены животным — обита
телям леса. Мы надеемся, что ваши ученики уже понимают, что к живот
ным относятся не только звери. Птицы, рыбы, земноводные, пресмыкаю
щиеся, насекомые, пауки — тоже животные.
Проведите речевую разминку. Встретились в лесу: заяц и еж, лиса и уж,
волк и медведь, муравей и бабочка и т. д. О чем они могут поговорить? На
этот вопрос дети ответят во время общения их героев. Обратите внима
ние на описания животных в учебнике. Этот образец дети могут использо
вать при описании своего персонажа. Например, рассказывает Оля: «Я —
лисичка, рыжая сестричка. А ты кто?.. У меня хвост пушистый и большой,
а у тебя? Я быстро бегаю и ищу мышей, а ты чем питаешься?» и т. п.
На сорок восьмом уроке дети также получают много новых впечат
лений о животном мире нашей Земли, разговор пойдет о подземном жи
теле — кроте и ужином семействе. Обратите внимание школьников на
следующие вопросы: «Чем отличаются кроты от других млекопитаю
щих?», «Как передвигаются пресмыкающиеся и чем они питаются?», «Как
вести себя при встрече со змеей?».
При разговоре о птицах советуем вам, уважаемый учитель, особое вни
мание уделить разнообразию голосов птиц и особенностям их поведения
(для этого в учебнике есть специальные тексты).

Водоем и его обитатели

№ Тема урока Методические приемы
урока
48 Вода Опыты с водой. Определение свойств воды. Анализ
схемы рисунка в учебнике. Работа с рубрикой «Кар
тинная галерея»
49 Обитатели Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление
водоемов коллективного рассказа «Рыба — живое существо».
Выполнение заданий в рабочей тетради


155
№ Тема урока Методические приемы
урока
50 Земноводные Беседа с использованием иллюстративного материа
ла «Кто такие земноводные». Дидактическая игра
«Плавает–прыгает». Обсуждение проблемы «Почему
природе нужны все»
51 Растения рек и Игра с использованием рисунка схемы «Заселим раз
озер ные водоемы». Выполнение заданий в рабочей тет
ради. Работа с текстом «Когда цветут кувшинки»
52 Животные и Работа с учебником. Обсуждение текста рубрик «Пу
растения болот тешествие в прошлое» и «Смешинки». Рисование
растений водоемов

Методический комментарий
На сорок восьмом уроке советуем провести опыты с водой, чтобы на
помнить детям о ее свойствах. Школьники изучали свойства воды в пер
вом классе, и нужно только освежить их впечатления: вода течет, зани
мает форму сосуда, бесцветна, не имеет вкуса и запаха. Затем дети анали
зируют рисунок схему, тем самым формируя представления о различных
состояниях воды. Обязательно внимательно проанализируйте текст учеб
ника и задайте учащимся вопросы: «Какие тела природы вы знаете?»,
«С какими веществами вы знакомы?», «Можно ли назвать веществом моло
ко, бензин, воду, сок?».
Проводится упражнение, которое помогает учащимся различать виды
водоемов. Например, учитель называет водоем, а дети записывают (рису
ют) название животного, которое там обитает. Например, учитель гово
рит: «Болото», — ученики пишут: «лягушка», «улитка», «стрекоза», «цап
ля», «утка» и др.
Работа с рубрикой «Картинная галерея» поможет увидеть красоту вод
ной стихии, охарактеризовать присущее ей настроение, влияние на ду
шевное состояние человека.
Сорок девятый урок целесообразно начать с наблюдения за живым
объектом. Для этого можно использовать аквариум или большой таз. На
блюдать можно как за маленькими аквариумными рыбками, так и за более
крупными представителями этого класса животных (карп, карась, сазан,
сом). На что нужно обратить внимание и какие вопросы задать детям?
Второклассники должны дать небольшую характеристику обитателям во
доема, выделить особенности их внешнего вида, рассказать о приспособ
лении их к водной среде обитания. Понаблюдайте с детьми за движения

156
ми рыб. Пусть школьники определят местонахождение плавников и выс
кажут предположение о их значении (плавники — органы движения). Об
ратите внимание на дыхание рыб (движение жаберной крышки), а также
на неподвижность глаз, покров тела и другие особенности организма, жи
вущего в воде. Результатом наблюдения могут стать небольшие рассказы,
подготовленные учениками. Можно разделить класс на группы: каждая
группа учащихся отвечает на определенные вопросы, затем группы обме
ниваются мнениями.
На пятидесятом уроке разговор пойдет о земноводных. Обратите вни
мание учащихся на то, из каких слов образовано слово земноводные, обсуди
те первую фразу текста в учебнике — чем эти животные отличаются от рыб
и от животных, живущих на суше, предложите сравнить и описать разных
земноводных. Для закрепления этих знаний уместно провести игру «Пла
вает–прыгает». Ведущий (учитель или ученик) называет слово «плавает»
или «прыгает», играющий приводит пример животного. Если ответ неве
рен, учащийся получает штрафное очко и выполняет какое либо задание
класса (читает стишок, прыгает на одной ножке и т. д.), за правильный от
вет дается фант.
Обязательно на этом уроке расскажите о пользе животных. Это очень
важно потому, что многие дети, испытывая страх перед жабами, лягушка
ми, тритонами, начинают их уничтожать. Этот разговор можно закрепить
схемой, которую дети все вместе монтируют на классной доске. Заранее
(в качестве домашнего задания) можно предложить детям нарисовать
(или подобрать рисунки) различных земноводных. Для схемы подготовь
те небольшие таблички, на которых кратко записана информация о поль
зе земноводных. Например, «Уничтожение одних животных приводит к
гибели других», «Природе нужны все!» и др.
Пусть дети выскажут свое мнение по поводу того, нужны ли земновод
ные, не волнуйтесь, если эти мнения будут различны и не будут соответ
ствовать вашей точке зрения. Достаточно часто учитель, услышав первый
правильный ответ, заканчивает на этом опрос. Постарайтесь опросить
как можно больше детей, не спешите оценивать их высказывания («Пра
вильно, молодец!», «Неправильно, не думаешь»). Пусть к правильному вы
воду дети придут в ходе дискуссии.
Похожая игра «Заселим разные водоемы» проводится и на пятьдесят
первом уроке. На классной доске располагаются таблички «озеро», «мо
ре», «океан», дети прикрепляют под ними рисунки животных (растений),
которые обитают в этих водоемах. На пятьдесят втором уроке обсудите
с классом тексты рубрик «Путешествие в прошлое» и «Смешинки».

157
Жизнь луга, поля, сада
№ Тема урока Методические приемы
урока
53 Жизнь луга Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой
«Картинная галерея». Речевая разминка: сочинялки
(рассказ этюд) «Животные луга»
54 Какие Беседа с использованием иллюстративного материа
бывают поля ла. Работа с рисунком схемой. Выполнение заданий в
рабочей тетради
55 Растения поля Обсуждение вопроса «Какие культуры растут на по
лях?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»
56 Животные Работа в парах: составление рассказов о животных
поля поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»
57 Жизнь сада Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра
«Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабо
чей тетради
58 Жизнь сада Экскурсия во фруктовый сад
весной
59 Животные Работа с иллюстрациями и текстом учебника
сада


Методический комментарий
На семи следующих уроках дети знакомятся с различными сообщества
ми. Учитель не дает полной характеристики понятия сообщество, хотя
может пользоваться этим словом. Особое внимание нужно уделить форми
рованию у учащихся понимания взаимосвязи флоры и фауны конкретно
го сообщества, определенному постоянству в его жизни. Основой для это
го может послужить обсуждение следующих вопросов: «Кого (что) мы
всегда можем увидеть на лугу (в поле, саду)?», «Каких животных почти не
возможно увидеть на лугу (в поле, саду)?», «Почему именно эти животные
(растения) обитают (растут) в поле (на лугу, в саду)?».
Целесообразно провести речевые разминки: кто то из учащихся, взяв
на себя роль какого нибудь животного, от первого лица рассказывает о
нем, а остальные дети стараются определить, что это за животное. Обра
зец этюда рассказа дан в учебнике.
При проведении уроков 53–59 как можно больше предлагайте детям
творческих заданий. Например, работа со стихотворением «Луг» Вс. Рож

158
дественского позволит обсудить особенности жизни луга, анализ стихо
творения И. Токмаковой из рубрики «Смешинки» — подобрать сравнения
к скошенному лугу, а рассматривание репродукции картины А. Пластова
«Сенокос» — подобрать образные выражения для описания разноцветья
летнего луга.
При разговоре о насекомых (урок пятьдесят третий) еще раз обрати
те внимание на их другое название — шестиногие, объясните, что нельзя
относить к насекомым животных, у которых больше и меньше шести ко
нечностей (например, пауков). Снова поговорите о пользе этих живых су
ществ. Дети могут заранее подготовить рассказы о пользе, например, пче
линого меда или яда.
Пятьдесят пятый урок советуем провести по следующей схеме:
1. Обсуждение проблемы «Какие бывают поля?» (Кто прав из героев
учебника — Даша или Егор?).
2. Рассматривание гербария полевых растений: пшеницы, ржи, овса,
проса, риса. Сравнение растений. Составление рисунка схемы «Из каких
частей состоят злаки».
3. Обсуждение рисунка схемы «Поля», составление характеристики
зерновых, бобовых, прядильных, масличных, овощных культур (по выбо
ру учащихся).
4. Выполнение заданий в учебнике.
5. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Работа с рисунками схемами продолжается и на пятьдесят седьмом
уроке. Рисование семечковых, косточковых и ягодных культур поможет
детям запомнить классификацию плодовых культур. Может быть составле
на общая схема, которая некоторое время повисит в классе. Она может
выглядеть так:


плодовые культуры




семечковые косточковые ягодные
(рисунки) (рисунки) (рисунки)



159
Природа и человек
№ Тема урока Методические приемы
урока
60 Природа Беседа «Человек — часть природы». Анализ стихо
и человек творения «Про всех на свете», обсуждение ситуации
«Дядя, купи котенка!»
61 Красная книга Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в
парах «Что такое Красная книга? Рассматривание ил
люстраций. Создание плаката «Будем беречь приро
ду»
62 Урок «экзамен» Выполнение заданий в рабочей тетради
63, Резервные
64 уроки


Методический комментарий
Цель шестидесятого и шестьдесят первого уроков — закрепление и
углубление экологических знаний школьников, воспитание уважительно
го, бережного отношения к природе. Чтобы вызвать у детей чувства сост
радания, сочувствия к природе, вы, уважаемый учитель, должны поста
раться провести эти уроки эмоционально, предоставить ученикам воз
можность полюбоваться, огорчиться, еще раз порассуждать о ценности
природы для жизни людей на Земле. Можно организовать работу в парах:
дети составят небольшие рассказы о тех представителях флоры и фауны,
которые занесены в Красную книгу. Уместно рассказать и о Черной книге,
в которую занесены объекты, навсегда исчезнувшие с нашей планеты.
Обязательно обсудите ситуацию «Дядя, купи котенка!» (см. текст учебни
ка), подчеркните необходимость быть ответственными перед теми, «кого
мы приручили».




160
3 класс

Земля — наш общий дом

№ Тема урока Методические приемы
урока
1 Где и когда Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «бу
ты живешь дущее» (рассматривание рисунка схемы учебника).
Рассказ учителя об историческом времени. Коллек
тивная работа с форзацами учебника. Решение логи
ческих задач
2 Солнечная Повторение материала 2 кл.
система Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела
неживой природы». Беседа с использованием схемы
строения Солнечной системы «Что входит в Солнеч
ную систему, почему без Солнца не было бы жизни».
Чтение статьи учебника «Солнце–звезда»
3 Земля — планета Выполнение упражнений в рабочей тетради. Чтение
Солнечной и обсуждение текста учебника
системы
4 Изображение Практическая работа «Глобус — модель Земли», рабо
Земли та с картой (условные обозначения и масштаб). Вы
полнение заданий в рабочей тетради
5, Условия жизни Демонстрация опытов: распространение тепла от
6 на Земле его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Об
суждение результатов опытов, доказывающих роль
света и тепла в жизни растений.
Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа с
использованием иллюстративного материала)
7 Вода — Обсуждение результатов опыта о значении воды в
условие жизни жизни растений. Беседа с использованием рисунков
на Земле учебника «Вода — среда обитания животных». Работа
с рубрикой «Картинная галерея». Вода — составная
часть всех живых организмов. Содержание воды в
разных организмах (дополнительный материал).
8 Воздух — Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа
условие жизни при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использо
на Земле ванием диаграммы).
Загрязнители воздуха (дополнительный материал)


161
№ Тема урока Методические приемы
урока
9, Почва — среда Демонстрация опытов «Состав почвы» (наличие пес
10 жизни организ ка, глины, воды, ила). Обсуждение вопросов: какую
мов почву называют плодородной, какова роль растений
и животных в повышении плодородия почвы? Рабо
та с рубрикой «Картинная галерея». Обсуждение
правил поведения в природе (по рисункам учебника)
11 Природные зо Рассматривание рисунков и обсуждение текстов
ны России учебника. Сообщение учащихся (домашнее задание).
Работа с картой (выполнение заданий в рабочей тет
ради № 2)


Методический комментарий
На первом уроке прежде всего обратите внимание класса на шмуцти
тул и обсудите с учащимися, что им предстоит узнать в этом разделе и на
какие вопросы ответить. Работа с текстом и иллюстративным рядом учеб
ника поможет детям уточнить временные и пространственные понятия, а
также познакомиться с малоизвестными или вовсе не известными им тер
минами, характеризующими историческое время: тысячелетие, век, столе
тие, возраст и др. Можно показать детям и римские цифры.
Рассмотрите вместе с классом форзацы учебника. Первый поможет уча
щимся представить, как шло развитие жизни на Земле, а второй — как лю
ди узнаўт о прошлом, что называют историческим документом и какие
бывают исторические источники.
Материал второго урока не вызовет у детей особых сложностей, так как
общие представления о Солнечной системе они уже имеют. Обратите вни
мание на обсуждение двух вопросов (в соответствии с текстами учебника):
Какую форму имеет Земля? Сколько ей лет? Впервые на этом уроке учащи
еся работают с рубрикой «Жил на свете человек». Ее особое значение со
стоит в том, что школьники узнают о жизни, труде, судьбе конкретного че
ловека, который имеет прямое отношение к обсуждаемой теме. Это позво
лит постепенно формировать у третьеклассников понимание взаимосвязи
всего, что происходит на Земле, зависимости человека от природы и необ
ходимости изучать ее законы. В данном случае речь идет об открытии Ни
колая Коперника, а также о представлениях древних людей о нашей плане
те. Этот материал не является обязательным для запоминания (заучива
ния, воспроизведения), он создает благоприятный интеллектуальный фон
для детского развития и формирует эрудицию младших школьников.

162
На четвертом уроке школьники начинают знакомиться с моделью Зем
ли — глобусом, а также с географической и исторической картами. Одно
временно начинается и работа в рабочей тетради № 2, где представлены
разные задания по картам. Может получиться так, что дети не сразу усво
ят особенности карты как особого способа изображения Земли, не вол
нуйтесь по этому поводу, ведь впереди два года работы с картой.
На пятом — десятом уроках изучаются условия жизни на Земле. Это
очень важно, так как учащиеся усваивают основной принцип существования
жизни на планете Земля — зависимость живых организмов от состояния не
живой природы (солнечного тепла и света, воздуха, воды и почвы). Особен
но труден для понимания третьеклассниками текст «Солнце — источник теп
ла», поэтому используйте для объяснения схему в учебнике, где наглядно
представлены тепловые пояса Земли. Подчеркнем еще раз, что не надо ста
вить перед собой задачу, чтобы все дети класса на высоком уровне усвоили
этот материал, достаточно сформировать общие представления о том, как
распределяется солнечное тепло на Земле, потому что это станет основой
понимания одной из причин возникновения разных природных зон.
Обязательно дайте детям домашнее задание, которое поможет им ра
зобраться в необходимости солнечного тепла для жизни. Постарайтесь
провести и опыт с лампой, который облегчит школьникам понимание
существования на Земле дня и ночи.

Растительный мир Земли

№ Тема урока Методические приемы
урока
12 Какие растения Работа с рисунками учебника, гербарными экземпля
живут на Земле рами растений различных сред обитания. Составле
ние рисунка схемы «Растения — живые существа»
13 Растения Обсуждение проблемы «Почему без растений жизнь
и человек на Земле была бы невозможна?». Демонстрация гер
барных экземпляров, муляжей плодов, снопиков

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign