LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

читься осознавать себя как часть природы и человеческого общества. Эти
представления будут углубляться в течение всего обучения в начальной
школе. Сейчас дети должны понять, что все люди разные, но вместе с тем
каждый человек имеет и общие для всех живых существ особенности
(рождается, питается, дышит, двигается, растет); человек обладает таки
ми качествами, которые отличают его от самых «умных» животных (люди
мыслят, говорят, сочиняют, творят и др.).
На третьем уроке школьники впервые знакомятся с рубрикой «Кар
тинная галерея». Подчеркнем, что особое дидактическое значение рабо
ты детей с этой рубрикой заключается в том, что им предоставляется воз
можность увидеть объект действительности с другой точки зрения. Текст
учебника — это изложение взгляда ученого (научный текст), но кроме это
го очень важно посмотреть на этот же самый объект и глазами художника,
поэта и др. Действительно, только что дети читали учебный текст, где ска
зано о том, что дано человеку природой (физические качества, особеннос
ти организма, внешнего вида). Ученики могут сравнить портреты «Захар
ки» (крестьянский мальчик, подросток, бедно одетый, с живыми глазами)
портрет П.М. Третьякова — умудренный опытом пожилой человек с тонки
ми холеными руками и задумчивым, немного усталым взглядом. Два порт
рета, два возраста и две разные судьбы.
С основной темой урока связана и речевая разминка — дети составляют
в двух трех словах свои портреты. Например, «Я белокурый, худой, люблю
лакомиться шоколадом», «Я похож на папу. У меня такие же черные кудри
и ямочка на щеке».
Четвертый урок проводится в форме игр, цель которых — уточнить

144
представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, ко
торое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, приме
няется как научный термин, синоним нового для детей слова ощущение, и
теперь такие понятия, как зрение, слух (об этих органах чувств дети расска
жут сами), вкус, обоняние, осязание (об этих — прочтут в учебнике), можно
назвать одним научным термином — внешние чувства (ощущения).
Особое внимание на уроках, посвященных «помощникам» человека,
следует уделить беседам и упражнениям о том, как беречь органы чувств.
Это даст возможность перейти к следующей теме — «Что такое здоровье».


Ты и твое здоровье

№ Тема урока Методические приемы
урока
5 Что такое Сравнение понятий «здоровье — болезнь». Обсужде
здоровье ние статьи учебника. Составление режима дня
6 Чтобы Обсуждение правил организации труда и отдыха. Иг
не уставать... ровые ситуации «Как подготовить рабочее место»,
«Правильная поза». Выполнение заданий в тетради
7 Физическая Обсуждение вопроса «Что такое физическая культу
культура ра». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой
«Картинная галерея».
8* Урок в спортив Игры соревнования
ном зале
9 Закаляться Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Сочи
может нялки: «Придумай веселую историю про мальчика,
каждый который не любит физкультуру»
10 Здоровье Обсуждение вопросов: зачем человек питается, ка
и питание кую работу выполняют белки, жиры, углеводы? Рабо
та с рисунком схемой в учебнике
11 Умеешь ли ты Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и об
есть суждение иллюстраций и текста учебника
12, 13 Здоровье Обсуждение вопросов: Как определить, что ты забо
и осторожность лел? Когда и как нужно проявлять осторожность?
Составление памятки: правила пребывания на солн
це. Выполнение заданий в рабочей тетради. Обсуж
дение статьи учебника «Если человек болен...»


145
№ Тема урока Методические приемы
урока
14 Можно ли изме Упражнения — элементы аутотренинга. Обсуждение
нить себя? вопроса: «Почемучка — это хорошо или плохо?»

Методический комментарий
Десять следующих уроков посвящены теме охраны и укрепления здо
ровья. Очень важно, чтобы дети поняли необходимость здорового образа
жизни и значение физической культуры для сохранения хорошего самочув
ствия и работоспособности.
На пятом уроке учащиеся обсуждают вопросы: Кого называют здоро
вым? Что человек делает для того, чтобы сохранить на долгие годы здо
ровье? Что бывает причиной возникновения болезни, усталости, плохого
аппетита и сна? В учебнике кратко сформулированы правила здорового
образа жизни. Используя иллюстрации, объясните школьникам необходи
мость соблюдения режима дня. На уроке дети вместе составляют режим
дня. Хорошо, если учитель расскажет о некоторых различиях режима дня
в будние и воскресные дни. Здесь же второклассники учатся различать
время по часам. Если они уже овладели определением времени с точ
ностью до часа, то можно приступить к различению минут (эти упражне
ния есть в рабочей тетради). Необходимо хотя бы несколько минут на
каждом уроке посвящать этим упражнениям.
Методические приемы, которые используются на следующих уроках,
уже знакомы вам, уважаемый учитель: дидактические игры, сочинялки,
речевые разминки, работа с рубрикой «Картинная галерея». Постарай
тесь, однако, учитывая особенности изучаемой темы, предусмотреть раз
личные практические задания: как померить температуру тела, пригото
вить чай с лимоном, оказать первую помощь заболевшему. Расскажите
классу о правилах чтения, о подготовке рабочего места к занятиям, пока
жите упражнения для утренней гимнастики и пр.
Особого внимания требует обсуждение проблемы «Здоровье и осто
рожность». Можно предложить детям коллективно составить памятку
«Как правильно себя закаливать», «Солнечные ванны, как их принимать»,
«Если в доме больной...» и др.
На десятом и одиннадцатом уроках происходит обсуждение темы
«Почему нужно правильно питаться». Дети снова выполняют много раз
личных упражнений, которые помогают им ответить на вопросы «Как
нужно правильно питаться?», «Каков целесообразный режим питания?»,
«Какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья?». Например, уча

146
щиеся составляют меню завтрака, обеда, ужина, делают рисунок схему «За
чем человек питается», рисуют продукты, в которых есть разные витами
ны и т. п. На одном из уроков дети разыгрывают сюжет «Правила поведе
ния за столом».
Далее предложите классу обсудить проблему «Можно ли изменить се
бя?». Учащиеся сравнивают свое мнение с высказыванием героев учебни
ка — Даши и Егора, разыгрывают сценки диалоги по тексту учебника.


Кто живет рядом с тобой

№ Тема урока Методические приемы
урока

15 Что такое Обсуждение вопроса «Что такое семья». Работа с ри
семья сунком схемой. Выполнение заданий «Соображал
ки» и «Смешинки»

16 Труд в семье Обсуждение вопроса: «Существует ли «женский» и
«мужской труд?» Анализ стихотворения А. Барто
«Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник»

17 Как семья отды Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Расска
хает зы детей: «Как моя семья проводит свободное вре
мя?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»

18 Твои друзья — Обсуждение понятия «правила поведения». Работа
взрослые с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выполнение
и дети заданий в тетради

19* Твои друзья — Урок творчества. Составление рассказов про мальчи
взрослые ка Васятку. «Радость», «Удивление», «Жалость»
и дети

20 Мы пришли Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в
в театр театре». Разыгрывание сценок «В театре». Выполне
ние заданий в тетради

21 О дружбе Составление памятки «Законы дружбы». Беседа «Как
сделать друг другу приятное»
22* О дружбе Речевая разминка: разыгрывание сценок «Узнай по
жестам, о чем я говорю». Работа с текстом учебника
«Могут ли обидеть жесты и мимика?»



147
Методический комментарий
Изучение этой программной темы способствует формированию обще
ствоведческих (социальных) представлений у детей: правил поведения в
обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха
людей. Формируются и знания об особенностях семьи как части общест
ва, своеобразного социального института, хотя эти термины и не вводят
ся в лексикон учащихся.
На пятнадцатом уроке прежде всего нужно поговорить о семье и ввес
ти в лексикон учащихся слова поколение, домочадцы, старшее поколение, млад
шее поколение. Обязательно обратите внимание на особенности семейного
коллектива (члены семьи живут вместе, в одной квартире, занимаются со
обща домашним хозяйством, распределяют по договоренности деньги,
вместе проводят свободное время, помогают друг другу). Школьники рас
сказывают о своих семьях, обсуждают стихотворение Р. Сефа «На свете
все на все похоже», решают логическую задачу «Кто кому кто».
Дети младшего школьного возраста часто путают понятия помощь и
обязанность. Они считают, что если убирают свои вещи на место, приби
рают свою комнату и моют посуду после завтрака, то помогают взрос
лым. Поэтому очень важно подчеркнуть, что все члены семьи (и ребенок
в том числе) имеют определенные обязанности, например мама готовит
еду, папа пылесосит, дочь моет после еды посуду, а сын ухаживает за рас
тениями и аквариумными рыбками. Очень важен разговор со школьни
ками на основе стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой», дети усваи
вают новое, быть может, для них значение словосочетания «не хватает
теплоты», а затем обсуждают мнения Егора и Даши — героев учебника.
Учащиеся высказывают свои точки зрения по поводу «мужского» и
«женского» труда. Хорошо, если второклассники поймут, что мужчины
всегда должны брать на себя самую трудную работу, а женщины — созда
вать в доме уют и тепло. И все же хорошие взаимоотношения в семье от
личаются от плохих тем, что члены семейного коллектива оказывают
друг другу помощь даже тогда, когда о ней не просят, то есть проявляют
инициативу, заботу и внимание, берут на себя, по возможности, обязан
ности других.
На девятнадцатом уроке дети впервые придумывают сюжет рассказа
(в данном случае о Васятке) в соответствии с определенным настроением
(радость, удивление, жалость), что подразумевает и точную формулиров
ку задания учителям: «Придумайте, что случилось с Васяткой, если он об
радовался, удивился, ему стало кого то жалко».
На этом и двух последующих уроках обсуждаются правила культурного

148
поведения, дружеские взаимоотношения. Чтобы уйти от назидания, фор
мального запоминания правил, необходимо больше внимания уделить
эмоциональной стороне поведения (это доставляет радость при культур
ном общении, вызывает огорчение, если не строятся взаимоотношения, и
т. п.). Дети часто ассоциируют понятие правило только с правилами дорож
ного движения, поэтому обязательно нужно найти время для обсуждения
схемы. «Какие бывают правила» и статьи «Когда возникли правила» в руб
рике «Путешествие в прошлое» (см. учебник). Вывод, который должны
сделать учащиеся: «Без правил общество не может существовать. Правила
помогают людям жить без неприятностей. Соблюдение правил позволяет
организовать жизнь».
Как правило, дети с большим интересом коллективно составляют па
мятку «Законы дружбы».


Россия твоя Родина

№ Тема урока Методические приемы
урока
23 Что такое Беседа на тему «Наша Родина — Россия». Обсуждение
Родина текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная га
лерея»
24 Родной край — Экскурсия по родному городу (селу)
частица
Родины
25* Из истории Экскурсия в краеведческий музей
родного края
26, Из истории Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и об
27* нашей Родины суждение текста «Первые русские князья». Работа с
рубрикой «Картинная галерея»

28 Зачем человек Обсуждение рисунка схемы (в учебнике). Выполне
трудится ние заданий в тетради

29* Экскурсия Наблюдение труда людей родного края
на предприятие
30 Из истории Беседа о занятиях славян. Сравнение орудий труда
нашей Родины разных времен (по рисункам). Выполнение заданий
в тетради


149
№ Тема урока Методические приемы
урока
31 Хлеб — главное Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Работа
богатство с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассказы уча
России щихся о хлебе и хлеборобах
32 Как работают Экскурсия в пекарню (на хлебозавод)
в пекарне
(на хлебозаводе)
33 Все профессии Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Про
важны фессии наших родителей»
34 О труде Обсуждение текстов учебника
фермера
и экономиста
35 Города России. Беседа с использованием иллюстраций «Москва —
Москва столица России». Воображаемая ситуация «Если бы
мы приехали в Москву». Выполнение заданий в тет
ради
36 Древние города Урок путешествие по древним городам России («Зо
России лотое кольцо России»). Работа с рубрикой «Картин
ная галерея»

37 Мы — граждане Обсуждение прав граждан и прав детей (с использо
России ванием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Кар
тинная галерея»
38 Народы России Рассказы детей о своей национальности. Рассматри
вание и обсуждение рисунков и текста учебника. Вы
полнение заданий в тетради

Методический комментарий
Цель двадцать третьего урока — подвести детей к осознанию понятия
Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к сво
ему Отечеству как взрослыми, так и детьми. Обсуждение текста учебника
«О чем рассказал папа» показывает, что чувство привязанности к родному
дому, родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и поря
дочному человеку. Советуем вам, уважаемый учитель, задать школьникам
такие вопросы: «Как может человек передать свои чувства к Родине?»
(Прежде всего, своим трудом, заботой о благополучии Родины), «Как пе
редают свою любовь поэт, художник, композитор», «Какие стихи, песни,
картины о Родине вы знаете?», «Можно ли говорить о том, что космонавт,

150
шахтер, учитель, артист, хлебороб тоже любят свою Отчизну?», «Как
школьники могут выражать свою любовь к родному краю?»
Учитель может рассказать об участии школьников в охране природы
(«Зеленый патруль», «Голубой патруль»), в субботниках по благоустрой
ству города (села), об уходе за памятниками Славы, о помощи престаре
лым одиноким людям, об экскурсионной работе в музеях и о многом дру
гом. Важно, чтобы дети поняли: даже самый малый вклад каждого челове
ка может принести большие результаты. Родина будет богатой и ее народ
будет счастливым. Как видите, уважаемый педагог, этот урок очень важен
для воспитания у школьников чувства патриотизма, осознания причаст
ности ко всему, что происходит в Отчизне.
Нужно познакомить детей с достопримечательностями родного края,
памятниками, старинными зданиями, краеведческим, художественным
музеями, домом музеем писателя (композитора, ученого и др.). Для этого
проведите несколько уроков экскурсий по родному городу (селу). Все это
будет формировать интерес к местам, где проходит детство учащихся, и
заложит крупицы чувства любви к «малой» родине.
Большой интерес вызывают у второклассников рассказы о Древней Ру
си, о том, кто такие славяне, и т. д. Пока это только самые общие истори
ческие сведения, в основе которых лежат интересные факты из жизни
князей Олега и Игоря, княгини Ольги. Знакомство с этим материалом
имеет пропедевтический характер — дети начинают формировать свои
знания о том, «как Русь начиналась».
На двадцать шестом — двадцать седьмом уроках целесообразно най
ти время для работы с рубрикой «Картинная галерея». Репродукция
картины И.С. Глазунова позволит школьникам представить первых варяж
ских князей (внешний вид, одежда, какие предметы окружали), что помо
жет создать определенный эмоциональный образ и запомнить его.
И еще один совет, который поможет вам, уважаемый учитель, провести
уроки по этой теме. Обратите внимание на рисунок схему «Зачем человек
трудится». Работая с ней, вы начинаете формировать у школьников важ
ное обществоведческое понятие труд — основа жизни. Чтобы обсуждение
было интересным, в учебнике предлагается точка зрения Даши и Егора.
Заранее можно предложить учащимся такое домашнее задание: пусть каж
дый подготовит свой ответ на вопросы: «Зачем человек трудится?», «Мо
жет ли человек не трудиться?».
На тридцать пятом уроке дети узнают много нового о Москве. В конце
урока можно дать домашнее задание учащимся прочитать тексты учебни
ка о Санкт Петербурге и подготовить рассказ (сочинение, книжку картин

151
ку) об этом городе, это сэкономит немного учебного времени и разнообра
зит деятельность детей.
Учащиеся снова возвращаются к событиям истории родной страны.
В учебнике представлены тексты о русских князьях, которые внесли свой
вклад в строительство Москвы и становление ее как центра объединения
русских земель. Работа с рубрикой «Картинная галерея» дает возможность
ответить на вопрос «Как люди узнают, что происходило в прошлом?», уг
лубить знания школьников о различных исторических источниках (рас
копки, древние рукописи, летописи). Рассмотрев репродукцию картины
А.М. Васнецова, дети ответят еще на два вопроса: «Из каких материалов
возводились первые стены Кремля? Похож ли он на современный?»
Достаточно трудно разобраться второклассникам в понятиях гражда
нин, Конституция, права граждан, права детей (урок тридцать седьмой),
поэтому нужно дать учащимся лишь самые общие представления: они
должны запомнить название нашей страны — Российская Федерация и не
которые (самые важные) права человека: на труд, на образование, на от
дых. Чтобы детям было легче ориентироваться в понятии гражданин,
поработайте с текстом рубрики «Путешествие в прошлое».
Нравственных аспектов касается и материал тридцать восьмого уро
ка. Учитель закладывает чувство уважения к различным национальнос
тям, признание равноправия людей, принадлежащих к разным народам.
Уместно обратиться к семейным традициям, которые отражают нацио
нальные особенности (язык, праздники, вера, обряды, особенности наци
ональной кухни и костюма). Интересно проходит урок в форме игры экс
курсии по «музею народного искусства», в котором собраны предметы
национального декоративно прикладного искусства: посуда, одежда, укра
шения и др. Экспонаты «музея» могут помочь собрать родители.


Мы — жители Земли
№ Тема урока Методические приемы
урока
39 Первое Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную сис
тему», «Чем Земля отличается от других планет».
знакомство
Сравнение рисунков: «Планета без жизни» и «Зем
со звездами
ля». Выполнение заданий в тетради
40 Животные — Знакомство с царствами живой природы. Работа
живые с рисунком схемой в учебнике. Выполнение заданий
существа в учебнике

152
№ Тема урока Методические приемы
урока
41 Растения — Сравнение понятий «дерево—кустарник—трава».
живые Анализ рисунков и текстов учебника. Рассматрива
существа ние частей растения
42 Лес Экскурсия в лес (лесопарк)
43 Человек и лес Обсуждение проблемы «Что дает человеку лес». Бе
седа с использованием иллюстративного материала
«Обитатели леса». Описание травянистых растений
44 Лесная аптека Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
Рассматривание рисунка схемы. Беседа о грибах

45 Животные леса Речевая разминка «Встретились в лесу...». Работа
с иллюстративным материалом и текстом учебника

46 Подземные Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах.
жители Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»
47 Голоса леса Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц
(звукозапись). Игра «Заселим лес птицами»

Методический комментарий
Тридцать девятый урок открывает программную тему «Мы — жители
Земли». В самых общих чертах учащиеся знакомятся с Солнечной систе
мой (Солнечной «семьей»). Основное внимание учитель уделяет обсужде
нию следующих проблем: «Чем Земля отличается от других планет Сол
нечной системы», «От чего зависит цвет звезды, которую мы видим на не
бе», «Может ли существовать Земля без солнечного света и тепла». Дети
объясняют значение пословиц и поговорок о Солнце, рассматривают кар
ту звездного неба, на котором хорошо видны девять планет Солнечной
системы (Марс, Юпитер, Венера, Сатурн и др.).
Интересным и очень важным для развития детей является задание
«Что расскажет о Солнце...». Учитель может назвать самые разные про
фессии (космонавт, хлебороб, поэт, композитор, астроном, метеоролог и
др.), а дети, с учетом особенностей каждой, ответят на поставленный
вопрос. Например, хлебороб расскажет о том, как необходимо солнечное
тепло, чтобы вырастить хороший урожай хлеба, астроном — о том, что

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign