LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

произведение, рассказывающее о любви человека к природе, например
стихотворение Е. Благининой «Морозы»:

Морозы жестокие Но больше всего
В этом году... Беспокойно за птиц,
Тревожно за яблоньку За наших воробышков,
В нашем саду. Галок, синиц:
Тревожно за Жучку: Ведь очень уж холодно
В ее конуре В воздухе им.
Такой же морозище, Поможем ли мы
Как на дворе. Беззащитным таким?

134
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

Речевая разминка способствует развитию описательной речи у детей.
Она проводится в форме дидактической игры: нужно описать птицу,
изображенную на картинке, так, чтобы все поняли, кто это. Если описа
ние удачное, ученик получает балл, а если по его рассказу никак нельзя
угадать название птицы, — штрафное очко. Выигрывает тот, у кого боль
ше баллов.


Твои друзья — взрослые и дети

№ Тема урока Методические приемы
урока

39 Поиграем Речевая разминка «Поздравляем родных и знакомых
в новогодний с Новым годом». Разыгрывание сценок: «Бабушка и
театр внучка», «Мальчик и собачка», «Два брата», «Мама,
папа и дочка» и др.

40* Поиграем: Сочинялки: «В новогоднюю ночь в чулане разгово
сочинялки рились старые вещи...» Составление программы но
вогоднего концерта


Методический комментарий
Два следующих урока, тридцать девятый и сороковой, способствуют
формированию взаимоотношений между сверстниками, взрослыми и
детьми, развитию доброжелательности и внимания к людям, умению стро
ить эмоциональный контакт с ними. Эти уроки проводятся накануне ново
годних праздников, поэтому целесообразно научить школьников прояв
лять внимание к другим: приглашать в гости, поздравлять с праздником,
дарить сувениры, сделанные своими руками.
На одном из уроков учитель предлагает воображаемую ситуацию: «В но
вогоднюю ночь в чулане ожили и разговорились старые вещи...» Набор ве
щей может быть самым разнообразным, каждый ребенок выберет роль по
своему усмотрению. При этом советуем вам, уважаемый учитель, учиты
вать, что вещь должна иметь такой признак, вокруг которого можно будет

135
развернуть диалог и монолог. Например, зонт, который уже не раскрыва
ется, серебряный самовар без носика, чашка из тонкого фарфора, но без
ручки, хрустальная ваза с трещинкой, подсвечники, в которых давно нет
свеч, и др. Приведем примеры детских рассказов. Обратите внимание, как
шестилетние школьники передают настроение образа:
«Я — хрустальная ваза. Когда то, давным давно, я стояла на большом
красивом столе и всегда с цветами. Мои любимые цветы были тюльпаны.
Но вот однажды меня уронили, и я треснула. Теперь вода вытекает из ме
ня. Я так плакала, что хозяйка меня пожалела и не стала выбрасывать. Те
перь я живу здесь, в чулане, и дружу с другими вещами».
«Я — подсвечник. Меня зажигали по вечерам, потому что у меня всегда
были свечки — мои помощники. Особенно красивые свечи ставили на Но
вый год, они были разноцветные, и поэтому огонечки тоже были разно
цветные — желтые, оранжевые, голубые. В комнате было очень красиво, и
меня все хвалили: «Ах, какой красивый подсвечник!»
Постарайтесь вместе с детьми выделить положительные особенности
рассказа: если повествование идет от первого лица, значит, ты представил
себя этой вещью; если рассказана интересная история, значит, ты — хоро
ший фантазер, умеешь сочинять, придумывать; ты так хорошо рассказал о
себе, что слушающие не только были внимательны, но и пожалели тебя
(посочувствовали, порадовались).


Родная природа

№ Тема урока Методические приемы
урока
41 Январь Прогулка в парк. Измерение глубины снежного по
крова. Дидактическая игра «Узнай дерево по силуэ
ту». Сравнение: лиственные и хвойные деревья, сос
на — ель
42* Поиграем: Сравнение веток сосны и ели. Зарисовка сосновых и
соображалки еловых шишек. Выполнение заданий в рабочей тет
ради. Рисование силуэтов разных деревьев



Методический комментарий
Сразу после зимних каникул дети возвращаются к теме «Родная при
рода» и углубляют свои впечатления о зимнем времени года. Хорошо бы

136
(если позволяет погода) провести прогулку в парк на то же место, кото
рое знакомо школьникам по осенним экскурсиям. Это даст возможность
сравнить состояние природы в разные сезоны, выделить их отличитель
ные признаки. Обязательно на этом уроке сравните лиственные и хвой
ные деревья, а также определите по силуэтам, плодам и семенам березу,
липу, дуб и другие лиственные деревья. Можно осторожно срезать ветку
ели или сосны, найти шишки этих деревьев, а затем их сравнить. Кроме
выполнения заданий в рабочей тетради целесообразно предоставить
детям возможность зарисовать силуэты различных деревьев, шишки ели
и сосны.


Родная страна

№ Тема урока Методические приемы
урока

43 Наша Рассказ учителя (с иллюстрациями): права и обязан
страна — ности граждан России. Беседа «Кто ты по националь
Россия ности? Какие народы живут в России?». Рассматрива
ние национальных костюмов

44* О гербе, Рассматривание герба, флага, слушание гимна. Об
флаге суждение вопроса: зачем каждому государству свои
и гимне символы?

45 Москва Беседа с использованием иллюстративного материа
ла «Москва — столица России». Чтение учителем сти
хов о Москве. Коллективная аппликация — панно
«Кремль»

46* Какого народа Ролевая игра: «К нам в гости приехали люди разных
ты сын? национальностей. Они рассказывают, где и как
живут»

47 Золотые Речевая разминка «Жили были три Матрешки. Пош
руки ли они как то на прогулку...». Рассматривание пред
народные метов декоративного искусства разных народов Рос
сии. Игра «Вспомним сказки разных народов»

48* Поиграем: Ролевая игра «Покажем столицу и расскажем нашим
«Мы приехали гостям о Москве»
в Москву»


137
Методический комментарий
Дети проучились почти полгода и готовы к восприятию более сложно
го материала о родной стране. Обратим внимание учителя на следующее:
— дети впервые знакомятся с правами и обязанностями граждан Рос
сии, слушают текст гимна, рассматривают герб, флаг нашей Родины;
— первоклассники узнают, что Москва — столица государства, а не толь
ко самый большой и красивый город России (в Москве работает прези
дент, правительство, Дума);
— учащиеся начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит
какому нибудь народу, а каждый народ — особенный и различается язы
ком, культурой, традициями.
Чтобы учащимся было интересно, используйте наглядный материал
(предметы декоративного искусства разных народов, костюмы, книги на
языках народов России и др.). Большой интерес вызывают встречи с людь
ми разных национальностей, которые рассказывают о своем народе, зна
комство с национальной кухней, народными играми, фольклором и т. п.
Урок о Москве можно провести в форме воображаемой экскурсии:
«Представь, что ты — житель Москвы и тебе нужно провести экскурсию по
городу для тех, кто никогда в ней не был», «Если ты приедешь в Москву,
что ты захочешь там посмотреть?», «Сделаем выставку «Москва — столица
России» и проведем экскурсию по выставке» и т. п.


Родная природа

№ Тема урока Методические приемы
урока

49 Растения Описание растений уголка природы. Труд: как вырас
уголка тить растение из листа, черенка, луковицы. Правила
природы ухода за растениями уголка природы

50* Лесные Речевая разминка «Какое у людей настроение вес
новости ной и почему?». Беседа «Что происходит в февра
ле–марте в лесу». Работа с учебником и рабочей тет
радью


Методический комментарий
На сорок девятом уроке первоклассники осваивают новый вид дея
тельности — выращивание растений. Чтобы хорошо подготовиться к это

138
му уроку, советуем вам, уважаемый учитель, обратиться к Приложению 1,
где написано, какие растения целесообразно иметь в классном уголке при
роды и какие виды труда доступны младшим школьникам.
На пятидесятом уроке снова рекомендуем вам провести речевую раз
минку. Как видите, темы, а значит, и их содержание постепенно усложня
ются. В данном случае, отвечая на вопрос: «Какое у людей настроение вес
ной и почему?», дети могут показать зависимость настроения человека от
погоды, от состояния природы, подчеркнуть, что с наступлением теплых
солнечных дней люди больше времени хотят проводить на природе, на
блюдать за ее оживлением, любоваться происходящими явлениями и ра
доваться солнцу, теплу и свету.


Родная страна

№ Тема урока Методические приемы
урока

51 8 Марта — Встреча с мамами и бабушками. Концерт в честь
праздник 8 Марта
женщин


Методический комментарий
Пятьдесят первый урок посвящен празднику 8 Марта. Интереснее
всего урок проходит в форме чаепития или концерта для женщин. На урок
(в этот день его целесообразно провести последним) приглашаются мамы,
бабушки, старшие сестры, а также учителя школы. Огромную радость вы
зывает у детей встреча с воспитателями детского сада, который посещали
ребята до школы. Школьники готовят концерт, рассказывают о своей
новой школьной жизни, дарят женщинам открытки поздравления и су
вениры, сделанные своими руками, играют со взрослыми в разные игры.
Основная задача этого урока дать детям пример проявления внимания к
другим людям и показать, что это доставляет удовольствие обеим сторо
нам — и тем, кого поздравляют, и тем, кто поздравляет.




139
Родная природа
№ Тема урока Методические приемы
урока
52 Звуки весны: Речевая разминка «Угадай звуки весны (капель, голо
апрель са птиц, журчание ручьев, урчание лягушек и др.)».
Рассказ учителя, раскрытие понятия «животное —
живое существо». Заполнение схемы, выполнение
упражнений в рабочей тетради
53 Поиграем: Творческие задания на тему «Весна»
сочинялки


Методический комментарий
Для речевой разминки на пятьдесят втором уроке лучше всего исполь
зовать аудио или видеозапись о весенних изменениях природы, чтобы де
ти послушали и назвали звуки природы (голоса птиц, шум ветра, журчанье
ручья и т.п.). Целесообразно предложить и такие задания: «Узнай, какое
это время года (по отрывкам из стихотворений)», «Вспомни стихотворе
ния о весне, о других временах года, сравни их» и т. п.
Очень важно раскрыть понятие «животное — живое существо». Дети
заполняют схему «Основные особенности живого организма»: дышит,
передвигается, растет, питается, размножается. Поскольку ученики еще
много раз обратятся к этим знаниям, не нужно требовать от них формаль
ного заучивания текста или повторения схемы: понятие будет формиро
ваться постепенно и осознанно.
Пятьдесят третий урок — урок творчества. Учитель предлагает разные
ситуации, связанные с применением знаний о весенних изменениях в при
роде: «Вылез из под снега подснежник, обернулся и увидел...», « Вылез из
берлоги медведь, посмотрел по сторонам и сказал...», «Выбрался из под
старых листьев еж, греется на солнышке и ворчит...». Дети составляют не
большие рассказы этюды, об особенностях которых вы, уважаемый учи
тель, узнали, прочитав первый раздел этой книги.




140
Родная страна
№ Тема урока Методические приемы
урока
54 День Речевая разминка «Если бы я попал на другую пла
космонавтики нету...». Беседа о космонавтах (с использованием
иллюстративного материала). Чтение учителем
рассказа В. Гагарина «Подкидыш»
55* Поиграем: «Мы — Коллективное рисование «Мы прилетели на дру
космонавты» гую планету»


Методический комментарий
Уроки (пятьдесят четвертый и пятьдесят пятый) календарно совпа
дают с государственным российским праздником — Днем космонавтики.
Дети, конечно, что то знают о космосе, космонавтах, космических кораб
лях, и эти полученные ранее представления учитель не только использует,
но и углубляет, уточняет, систематизирует. К уроку нужно подобрать соот
ветствующий иллюстративный материал: фотографии первых космонав
тов, космических кораблей и т.д. Интерес детей к этим урокам повышает
ся, когда учитель приглашает их принять участие в подготовке иллюстра
тивного материала: сделать рисунки на тему «Космос», принести из дома
открытки, марки, посвященные космонавтике.
Работу по этой теме целесообразно закончить коллективным рисовани
ем картины аппликации «Мы прилетели на другую планету». Класс делит
ся на группы: одни рисуют, другие вырезают фигурки, третьи располагают
все на общем полотне.


Ты и твое здоровье

№ Тема урока Методические приемы
урока
56 Здоровая Рассказ учителя «Какая пища полезная?» (с использо
пища ванием иллюстративного материала). Решение логи
ческой задачи (по учебнику) «Кто из детей питается
правильно?». Чтение драматизация дагестанской пе
сенки «Кому что» (по учебнику)



141
Методический комментарий
Пятьдесят шестой урок можно начать с упоминания о том, что все кос
монавты следят за своим здоровьем, ведут правильный образ жизни, зака
ливаются, занимаются спортом и т. д. Одним из правил здорового образа
жизни является правильное питание. Урок проходит на основе учебника.
Дополнительно можно провести дидактическую игру «Что это?»: дети, за
крыв глаза, определяют на вкус продукт и характеризуют его свойства. На
пример: «Я съел кусочек лука. Он горьковатый на вкус, но очень полезный.
В нем много ценных витаминов. Если есть лук, то будешь меньше болеть».


Родная природа

№ Тема урока Методические приемы
урока
57 Май Экскурсия в парк «Весенние явления в неживой и
живой природе». Рассматривание листвы разных
деревьев и кустарников. Игра «Найди дерево по на
званию»
58 Урок экзамен Выполнение заданий в рабочей тетради. Прощание
с первым классом
59–66 Резервные
уроки


Методический комментарий
В мае несколько последних уроков лучше провести на природе — в ле
су, парке, на водоеме. Именно в эти дни уместно соорудить в уголке при
роды инсектарий, террариум, понаблюдать за развитием лягушки, за по
ведением бабочки, ящерицы и др. Для этого у учителя есть резервные
уроки — в первом классе 39 учебных недель, значит, всего 66 уроков.
Заключительный урок проводится как игра в «экзамен». Дети соревну
ются между собой «Кто быстрее и правильно выполнит все задания в ра
бочей тетради. Учитель анализирует результаты с точки зрения того, что
детьми не усвоено, на что нужно обратить внимание в начале второго
класса. Достижения детей лучше оценивать только положительно: все
многому научились, старались, думали и сочиняли...
На этом же уроке дети поздравят друг друга с окончанием первого клас
са, обменяются сувенирами и пожелают всем хорошего летнего отдыха.

142
2 класс

Введение
№ Тема урока Методические приемы
урока
1 Что такое Сравнение понятий «объект природы», «изделие».
окружающий Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выпол
мир? нение заданий в рабочей тетради

2 Что изучает Сравнение понятий «настоящее», «прошлое», «буду
история? щее». Обсуждение текста учебника


Методический комментарий
Цель первых двух уроков — уточнение понятий, которые уже встре
чались детям в первом классе: объект природы, живая–неживая природа,
изделия и др. Можно начинать пользоваться (пока без объяснения и тре
бования запомнить) и такими терминами: тело природы, явление приро
ды. Сравнение объектов природы и объектов, созданных человеком,
легче проходит в игровой форме. Задание следует сформулировать так:
«Разделите на две группы эти предметы (картинки) так, чтобы в одной
были природные объекты (предметы, тела), а в другой то, что создано
человеком. Кроме выполнения подобных заданий в рабочей тетради,
можно выполнить и такое упражнение: на листе бумаги дети рисуют,
например, треугольник и круг. Учитель называет предметы и объекты
(птица, цветок, холодильник, дом, небо, камень, олень, гриб, подушка,
книга и др.). Под первой фигурой ученики ставят галочку (крестик) в
том случае, если это — объект природы, а под второй — если этот пред
мет создан человеком. Затем идет подсчет галочек и анализ резуль
татов.
На втором уроке учащиеся знакомятся с понятием историческое время.
Используя текст учебника, дети анализируют разное значение слова исто
рия, работают со словами прошлое, настоящее, будущее. В качестве задания
предложите учащимся «Придумать предложения о прошлом (настоящем,
будущем)».




143
Кто ты такой
№ Тема урока Методические приемы
урока
3 Человек — Речевая разминка «О себе двумя словами». Обсужде
живой ние статьи учебника. Работа с рубрикой «Картинная
организм галерея»
4 Наши Повторение пройденного: как человек воспринима
помощники — ет мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудес
органы чувств ный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тет
ради


Методический комментарий
Изучение данной программной темы должно помочь школьникам нау

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign