LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На выполнение игрового задания отводится определенное время, на
пример, две минуты.
На тринадцатом уроке выполняются различные логические упражне
ния. Учитывая уровень развития каждого первоклассника индивидуально,
учитель может уменьшать или увеличивать число упражнений, используя
не только рабочую тетрадь, но и дополнительные задания. Например: «За
две минуты нужно нарисовать как можно больше овощей (фруктов; пред
метов неживой природы; объектов живой природы; изделий, которые
сделал человек)». «Разделим картинки на две группы: растения — живот
ные; живая — неживая природа; осень — зима; весна — лето и др. Можно
предложить работу в группах или в парах. Так, одна группа делает домино
по теме «Овощи», а другая по теме «Фрукты — ягоды».
Речевую разминку можно провести не только в начале урока, но и в лю
бой другой его части. Постепенно задания усложняются. Сегодня дети, иг
рая роль «овоща» или «фрукта», вступают в игровой диалог: они хвастают
ся друг перед другом своими «достоинствами». Вот несколько зарисовок,
которые придумали дети.
«Я самый красивый и круглый фрукт. Все хотят меня съесть, потому что
я оранжевый и круглый, и вкусный, ведь я — апельсин».
«А я совсем и некрасивый, просто белый. Зато я очень полезный. Если
меня есть часто, то не будешь никогда болеть. Я — чеснок».
На четырнадцатом уроке у школьников может вызвать затруднения
разыгрывание ролей в игре «Как хлеб на стол попал?», потому что они
могут не знать всех участников процесса выращивания и производства
хлеба. Чтобы этого избежать, можно показать перед игрой диафильм
«Хлеб всему голова» или рассмотреть рисунки, изображающие весь про
цесс производства хлеба. После этого сыграть свою роль (тракториста,
летчика, шофера, мельника, пекаря и др.) ребенку будет значительно
проще.
На пятнадцатом уроке дети снова занимаются игровой деятель
ностью, цель которой — закрепить полученные на предыдущем уроке
представления, а также узнать, каков опыт накоплен у каждого ребенка (в
данном случае, что они знают о видах хлебных изделий). Суть игры в том,

125
что «покупатели» по натуральным объектам или рисункам различных
хлебных изделий описывают предмет, который хотят купить, не называя
его. В данном случае школьники учатся описывать предмет так, чтобы по
отличительным особенностям можно было его узнать (булка, баранка, сдо
ба, кулич, калач, батон, пряник, печенье и пр.).


Мы и вещи

№ Тема урока Методические приемы
урока
16 Все Рассказы детей (по иллюстрациям) о профессии:
профессии «Кем я хочу быть». Выполнение заданий в рабочей
важны тетради. Самооценка работы: «Как я выполнил зада
ние»

17* Поиграем: Дидактические игры: кто быстрее сложит одежду,
«Кто самый быстрее почистит обувь, оденется (разденется) на
аккуратный?» прогулку, аккуратнее пришьет пуговицу

18* Поиграем: Дидактическая игра «Угадай профессию» (ученик по
«Угадай мою рисунку описывает профессию, не называя ее). Рабо
профессию» та с учебником и рабочей тетрадью



Методический комментарий
На тему «Мы и вещи» отводится 2–3 урока (по усмотрению учителя).
Основная цель: уточнить и обогатить представления первоклассников о
различных профессиях, воспитывать правила бережного отношения к ве
щам и предметам.
К шестнадцатому уроку учителю необходимо подготовить картинки
(рисунки, фото), рассказывающие о профессиях не только легкоузнавае
мых (врач, учитель, космонавт, повар, шофер, библиотекарь, почтальон
и пр.), но и о тех, которые могут оказаться для детей незнакомыми (вете
ринар, ученый, астроном, агроном, овощевод, цветовод, птичница и др.).
Если ребенок рассказывает об известной всем профессии, нецелесооб
разно давать ему предварительный план рассказа, лучше коллективно
проанализировать его содержание: о чем рассказал сначала, поняли ли
мы, что делает человек этой профессии, каковы результаты его труда

126
и т.д. Это позволит подвести к рассказу о малознакомой профессии: «Что
я буду делать, если стану...?», «Что мне нужно для работы?», «Чем важна
моя работа?», «Какие приборы, машины, инструменты мне будут помо
гать?». Обратите особое внимание на то, чтобы дети говорили от перво
го лица — это очень важно не только для развития речи, но и для форми
рования рефлексии.
Семнадцатый урок должен вызвать интерес у детей, так как проводит
ся в форме игры соревнования. Нужно предусмотреть какие то «вещест
венные» поощрения за выигрыш (например, леденцы, которыми призер
потом поделится с товарищами; звездочки, медальки и прочие мелочи).
Это позволит подвести детей к осознанию того, что в игре всегда есть по
бедители и проигравшие и в этом нет ничего особенного, просто нужно
стараться стать победителем.
Восемнадцатый урок проводится как повторение пройденного мате
риала, что дает учителю возможность проверить знания тех детей, у ко
торых на прошлых уроках что то не получалось. Поэтому на этом уроке
целесообразно спрашивать, назначать ведущими в игре и т. п. именно
этих детей. Напомним, что если у ребенка что то не ладится, выполняйте
задание вместе с ним, незаметно помогайте ему, чтобы он обязательно до
бился результата, а вы, уважаемый учитель, не забудьте отметить этого
ученика перед всем классом: «Вот видишь, какой ты молодец, сегодня у
тебя все получилось замечательно» (хотя на самом деле не все так чудес
но, как хотелось бы!). Этим вы дадите ученику шанс поверить в собствен
ные силы.


Ты и здоровье

№ Тема урока Методические приемы
урока
19 Что такое Речевая разминка «Что мы делаем в течение дня».
здоровье О режиме дня. Работа с часами (рассказ учителя, как
определить время). Составление режима дня перво
классника

20* О времени Упражнения на определение времени по часам: рабо
и о часах та в парах. Дидактическая игра «Угадай, как называ
ются эти часы» (будильник, карманные, настенные,
наручные и др.)



127
№ Тема урока Методические приемы
урока
21 Наши Дидактические игры «Угадай предмет на ощупь, по
помощники — звуку, по форме и цвету». Выполнение заданий в ра
органы чувств бочей тетради. Беседа об органах чувств и их охране.
Упражнения: правильная поза при чтении, просмот
ре телевизора и др.
22* Урок Игры соревнования на ловкость, быстроту (исполь
в спортивном зуются игры в рабочей тетради)
зале

Методический комментарий
Урок девятнадцатый по уже установленной традиции начинается с ре
чевой разминки. Ее можно провести за 2–3 минуты. Дети задают друг дру
гу вопросы; например, «Что ты делаешь утром (днем, после прихода из
школы, вечером)». Цель такой разминки — актуализировать соответствую
щий теме словарный запас, выяснить, понимают ли дети, что такое режим
дня. Очень важно показать, что отсутствие режима или его постоянные
нарушения приводят к ухудшению здоровья, плохому настроению и сни
жению работоспособности организма.
На этом и следующем — двадцатом уроке школьники знакомятся и ра
ботают с часами. Может, не все первоклассники умеют определять время
по часам, не знают, какие бывают часы. Не делайте из этого «трагедии»: в
процессе игры школьники очень быстро овладеют умением пользоваться
часами. Ваша задача — подготовить наглядный материал: макет часов
(можно использовать вышедшие из строя часы, но с движущимися стрел
ками), хорошо было бы показать детям разные виды часов: ходики, кар
манные, настенные, песочные, наручные и др. Упражнения с часами типа
«Выстави на часах время, когда ты...»; «Сколько времени показывают
стрелки часов, когда...» помогут коллективно составить режим дня пер
воклассника.
Основная цель двадцать первого урока — проверка развития у учащих
ся разных ощущений, а также формирование правил охраны органов
чувств. Кроме указанных игр и упражнений можно провести и такие:
«Угадай на вкус», «Кто позвал (угадай по голосу)», «Изобрази голосом ка
кой нибудь музыкальный инструмент, а мы отгадаем».
Двадцать второй урок проводится в спортивном зале (или на при
школьном участке, если позволяет погода) в форме игр, развивающих лов
кость, быстроту, находчивость. Хорошо, если в этих играх примут участие

128
и родители, тогда можно организовать соревнования семейных команд.
Игры лучше подбирать сюжетные, тогда одновременно с выполнением
различных движений дети будут учиться играть какую либо роль (волк,
зайчики, гуси, Дед Мороз и т. п.). С интересом дети участвуют в различных
веселых играх: прыжки в мешках, бег с мешочком песка на носу, рисова
ние с закрытыми глазами и пр.


Родная природа

№ Тема урока Методические приемы
урока
23 Прогулка Экскурсия в парк: признаки середины осени. Поиск
в парк: зимних убежищ насекомых. Наблюдение за муравей
октябрь ником. Игра «От какого дерева лист?». Сбор природ
ного материала
24* Прогулка Экскурсия на водоем: жизнь на водоеме осенью. На
на водоем блюдение за птицами, водоплавающие птицы
25* О природе (му Чтение произведений об осени, слушание музыкаль
зыкально лите ных произведений и соотнесение их характера с
ратурный урок) настроением, переданным художниками на карти
нах. Ролевая игра «К нам Осень пришла»
26* Поиграем: Речевая разминка «Разговор белки и ежа, медведя и
«Лесные дятла, лисы и зайца». Ролевая игра «Лесное собрание
новости» «Кто как готовится к зиме». Роли: медведь — предсе
датель собрания, лесные звери, птицы, насекомые
27* Поиграем: Речевая логическая задача «Как лесные жители пере
«Соображалки» путали свои жилища». Выполнение упражнений в
учебнике и рабочей тетради


Методический комментарий
Изучение темы «Родная природа» начинается с экскурсий (уроки двад
цать третий и двадцать четвертый). Цель — установить, какие изме
нения произошли в природе после первой прогулки. Наблюдая окружа
ющую природу, учащиеся должны ответить на такие вопросы: «Какие из
менения в природе говорят о том, что золотая осень кончилась?», «Как
изменилась погода?», «Какие чувства (радостные или грустные) вызывает
сейчас парк?», «Можно ли увидеть насекомых?», «Почему не слышно и не

129
видно птиц?», «Какие изменения происходят на водоеме сейчас?», «Поче
му еще не улетели водоплавающие птицы?» (они улетают перед самым за
мерзанием водоема), «Как выглядит вода, какого она цвета?», «Хочется ли
в ней купаться?».
Нужно обязательно создавать условия, чтобы у детей углублялись раз
личные эмоциональные впечатления от встреч с природой. Именно эта
цель реализуется на следующем двадцать пятом уроке. Подготовьте мате
риал для слушания (музыкальные произведения о природе), репродукции
пейзажей (их список дан в Приложении 3). Вы уже знаете, уважаемый учи
тель, что задавать вопросы типа «Что нарисовано на картине?», «О чем
эта музыка?» нецелесообразно, поэтому подберите такие вопросы, кото
рые помогут учащимся раскрыть особенности произведения искусства,
чувства, возникающие при его восприятии: «Почему художник нарисовал
именно этот уголок природы?», «Какое настроение у него было при этом
(грустное, радостное, тревожное)?», «Какое настроение возникло у вас
после слушания музыки?». Дети сравнивают музыкальные произведения
с репродукциями картин, определяют их настроение, подбирают музыку
к каждой картине, показывают движения, которые можно исполнять
под нее.
Урок можно завершить ролевой игрой. Дети распределяют роли: Золо
тая Осень, Середина Осени, Лето, Звери, Насекомые, Птицы. Каждый
участник игры рассказывает о том, что происходит с его персонажем
осенью.
Игровая деятельность продолжается и на следующем двадцать шес
том уроке. Во время речевой разминки происходит диалог «зверей»,
«птиц», «насекомых» о том, как они готовятся к зиме. Это подготавлива
ет детей к сюжетно ролевой игре «Лесное собрание». Первоклассники
выбирают председателя собрания (например, медведя) и его участников
(белка, бобр, еж, лиса, заяц и др.). Медведь представляет слово участни
кам собрания, и каждый рассказывает о том, как собирается проводить
зиму.
На двадцать седьмом уроке учащиеся снова выполняют логические уп
ражнения. Таким образом, основная цель уроков окружающего мира в
первом классе не расширение знаний детей, а уточнение уже имеющихся,
развитие умения пользоваться ими при решении различных учебных за
дач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классифи
кации, сравнения, анализа и других умственных операций.



130
Родная страна
№ Тема урока Методические приемы
урока
28 Город и село Игра конструирование «Город–село». Обобщение
учителя: «Кем работают в селе (городе)»

29* Поиграем: Речевая разминка «Что я могу купить в разных мага
о чем зинах». Рисование: вывески к разным учреждениям
рассказывают (театр, кино, музей, почта и др.). Дидактическая иг
вывески ра «Узнай объект (учреждение) по вывеске»
30* Урок Выполнение задания по учебнику «Эти разные, раз
творчества ные двери...». Игра «Узнай учреждение по вывеске»
(по домашнему заданию)


Методический комментарий
Уроки 28–30 снова возвращают детей к социальной тематике. На этих
уроках уточняются знания детей: что такое город, село, какие объекты
есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные
пункты (внешний вид; особенности строений; специфика городского и
сельского труда; учреждения, общие для обоих, и др.). Урок двадцать
восьмой проводится в форме игры конструирования. Дети выбирают ри
сунки различных объектов села и города (их подготавливает заранее учи
тель совместно с детьми) и помещают их на двух панно — «Город» и «Се
ло». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в
«Город» или «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые
необходимо «построить» в любом населенном пункте (школа, детский сад,
баня, магазин, парикмахерская, ателье, кинотеатр, библиотека, почта и
др.). Используя тексты, помещенные в учебнике, учитель (или хорошо чи
тающие дети) рассказывает, как трудятся в городе и селе, какой труд назы
вают сельским, а какой — городским.
Следующий урок, двадцать девятый, начинается с речевой разминки.
Ее можно провести так: ведущий (учитель или кто то из детей) называет
какой либо магазин, например «булочная», «посуда», «универсам», «хозяй
ственный» и др., а играющие должны быстро (после счета — раз, два, три)
назвать то, что можно приобрести в этом магазине. Задание можно услож
нить: одновременно спрашивать, сколько стоит этот предмет, и, если от
вет близок к реальной стоимости, играющий получает дополнительное
очко. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

131
А затем дети рисуют различные вывески и играют в игру «Узнай объект
(учреждение) по вывеске».
Эта игра повторяется и на следующем уроке (тридцатом). Урок твор
чества обязательно включает задания, способствующие речевому назва
нию детей. На этом уроке на основе текста учебника дети придумывают
(от лица «Двери») истории о том, что это за дверь и какие случаи с ней
произошли.


Родная природа

№ Тема урока Методические приемы
урока

31 Ноябрь Речевая разминка: погода в ноябре. Беседа «Но
ябрь — зазимок», сравнение последнего периода осе
ни с серединой и началом (что происходит в приро
де). Рассказ учителя о том, как человек готовится к
зиме. Дидактическая игра классификация: домаш
ние и дикие животные

32* Поиграем: Выполнение упражнений в учебнике и рабочей тет
соображалки ради на тему «Домашние и дикие животные». Роле
и сочинялки вая игра «Лесное собрание» (повторение)

33 Декабрь Беседа о свойствах воды, опыты со льдом, снегом,
водой, работа с учебником и рабочей тетрадью

34* Проведем Определение свойств снега, льда, воды. Заполнение
опыты таблицы «Свойства воды в разном состоянии»


Методический комментарий
Давая комментарий к урокам по этой теме, обратим внимание на следу
ющие моменты: впервые за время обучения (на тридцать третьем и трид
цать четвертом уроках) дети участвуют в проведении опытов. Целью
этих опытов является уточнение знаний школьников о свойствах воды
(течет, занимает пространство сосуда, прозрачна, не имеет вкуса и запаха,
может окрашиваться другим веществом), а также об особенностях воды в
жидком и твердом состояниях (с паром опыт не проводится!). Впервые
вводится термин вещество, учитель не требует пока его запоминания, но
уже начинает использовать при необходимости: «Вода — вещество, а какие

132
другие жидкие вещества можно назвать?», «Какие из них прозрачные, а ка
кие непрозрачные?» и др.
Результаты опытов обязательно нужно занести в общую для класса таб
лицу (с индивидуальной дети пока еще не справятся).


Твои друзья — взрослые и дети

№ Тема урока Методические приемы
урока

35 Поговорим Беседа с использованием иллюстративного материа
о дружбе ла. Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Си
ние листья». Воображаемая ситуация «Цветик трех
цветик (мои желания)»

36* Поиграем: Речевая разминка «Пригласи друзей в гости».
принимаем Дидактическая игра «Ждем гостей» (накроем стол
гостей для чая, обеда). Подготовка программы концерта
для гостей


Методический комментарий
Тема «Твои друзья — взрослые и дети» новая для первоклассников, но
они уже готовы к ее изучению, так как хорошо узнали друг друга, поэтому
самое время поговорить о дружбе, о взаимоотношениях в классе, особо от
метить тех, кто умеет дружить (помогать, делиться, радоваться успехам
других и пр.). Конечно, об отрицательных примерах говорить при всех не
стоит (эта тема для индивидуальных бесед с учеником). Для проведения
тридцать пятого урока учителю понадобится соответствующий иллюст
ративный материал, рассказы, стихи, чтобы обсудить с классом следую
щие вопросы: «О каких законах дружбы говорится в этих произведени
ях?», «Какие поступки говорят о дружеских чувствах?», «Почему нужно
относиться друг к другу по доброму?»
На тридцать шестом уроке в процессе речевой разминки первоклас
сники учатся приглашать друг друга в гости, соблюдая правила этикета.
Нужно обратить внимание на то, чтобы приглашения не повторялись
(«Я тебя приглашаю...», «Я буду рада тебя видеть», «Мне очень хочется ви
деть тебя на моем дне рождения», «Если ты не занят, то приходи ко мне...»
и т. д.). На этом же уроке создается благоприятная ситуация для творчест
ва детей: они составляют программу концерта для гостей.

133
Родная природа
№ Тема урока Методические приемы
урока

37 Гости с севера Классификация рисунков: птицы перелетные, кочу
ющие, зимующие. Обсуждение вопроса, почему пти
цы улетают на юг

38* Поиграем: Речевая разминка «Что за птица?». Выполнение уп
соображалки ражнений в учебнике и рабочей тетради. Логическая
задача «Кто обедал в птичьей столовой?»



Методический комментарий
При проведении тридцать седьмого и тридцать восьмого уроков
обратите внимание на разъяснение новых для детей понятий (зимующие, пе
релетные, кочующие птицы), а также на воспитание у школьников элементов
экологической культуры (птицы и другие животные нуждаются в защите и
помощи человека, особенно в зимнее время). При обсуждении вопроса
«Почему птицы улетают на юг?» дети обычно называют только одну причи
ну — «становится холодно, а на юге теплее». Нужно выделить и другую при
чину — зимой многие птицы, особенно те, которые питаются насекомыми
(ласточки, стрижи и др.), не могут прокормиться. «Городским птицам» (во
ронам, галкам, воробьям), которых называют всеядными, намного легче.
Им даже зимой достаточно просто найти пищу, они переселяются поближе
к жилищу человека и остаются зимовать на своей родине.
Целесообразно поговорить о том, как человек помогает птицам перези
мовать, рассмотреть образцы разных кормушек, обсудить какое нибудь

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign