LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Педагог прибегает к небольшой помощи школьников, основную ра
боту выполняет сам.
3. Учащиеся трудятся самостоятельно под контролем учителя, который
помогает советом или оказывает непосредственную помощь.
4. Дети выполняют всю работу самостоятельно.
Особое внимание учитель уделяет ознакомлению учащихся с правила

114
ми ухода за животными и растениями, воспитанию у них бережного отно
шения к обитателям живого уголка и осознанию того, что без помощи че
ловека они погибнут. Школьники должны хорошо знать особенности со
держания разных животных. Эти правила, сформулированные в краткой
форме, могут быть помещены рядом с растением или животным. Напри
мер, «Полив обильный!», «Не выносит сухости воздуха!», «Полив умерен
ный!», «Не забудь сменить в поилке воду!» и др. На уроках и во время
внеклассной работы учитель формулирует общие правила содержания
обитателей уголка:
а) поддерживать постоянный микроклимат, по мере надобности заме
нять и опрыскивать (в террариуме, инсектарии) растения, менять воду в
бассейне и в поилках;
б) регулярно кормить животных; заранее заготавливать корм (сеять
овес, травку, тереть морковь, яблоко, ловить мух и пр.).
Дети должны усвоить и другие правила: всю работу необходимо произ
водить так, чтобы не причинить вред животному; клетка с животным не
должна оставаться открытой без присмотра длительное время, иначе жи
вотное убежит; все оборудование мыть и убирать на место.

Внеклассная творческая деятельность детей
Вы хорошо знаете: все, что дети узнают, им хочется использовать в сво
ей продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют
выставки, придумывают стихи и рассказы, участвуют в концертах, спек
таклях и т. п. В первом–втором классах они участвуют в игровых диалогах,
рисуют на пленэре, участвуют в подготовке альбомов загадок, потешек.
Все эти умения пригодятся учащимся в третьем–четвертом классах. Имен
но теперь важной формой внеклассной работы становятся выпуски «Уст
ных журналов» и классных тематических газет.
«Устные журналы» проводятся в основном в 3–4 классах (хотя перво
классники и второклассники могут присутствовать на них). Выпуски пос
вящаются темам, которые изучаются на уроках в соответствии с програм
мой, но содержание этих мероприятий должно выходить за рамки уста
новленных требований, так как основная цель этой формы внеклассной
работы — развивать детский интерес, эрудицию, повышать интеллектуаль
ную, эстетическую, эмоциональную культуру школьников. К проведению
«Устных журналов» дети готовятся заранее: коллективно распределяют
обязанности, выбирают ведущего, готовят сценарий, подбирают интерес
ные вопросы для участников. Можно порекомендовать, к примеру, такие

115
темы: «Земля — наш дом», «О чем рассказали редкие животные», «Лесная
газета», «Если бы я был волшебником» (3 класс), «Историческая газета»,
«Путешествие в прошлое (первобытные люди)», «Если бы я был инжене
ром» (4 класс).
В «Устном журнале» может быть несколько страничек: «Это было дав
ным давно...», «Страничка поэзии», «Кисть художника», «Давайте улыб
немся», «Новая книга» и др.
Участие в «Устных журналах» подготавливает школьников к работе по
изданию письменных периодических газет и журналов в классе (к этой де
ятельности можно привлечь родителей), которую младшие школьники
очень любят и с удовольствием продолжают в основной школе.

В записную книжку учителя
Детские игры в «журналистику» хорошо известны уже с ХIХ века.
Достаточно вспомнить журнал Царскосельского лицея «Неопытное
перо», который издавали А.С. Пушкин и А.А. Дельвиг; детский жур
нал А.А. Блока «Вестник»; рукописный журнал «Зеркало» Республики
Шкид и устные журналы, которые организовывал в подмосковном Пере
делкине К.И. Чуковский. Эти занятия, по мнению знатоков детского твор
чества, очень важны для развития детей. «Издательская деятельность»,
которой будут заниматься ваши ученики, не только закрепит в необычной
форме полученные ими знания, но и разовьет стремление к творчеству,
самодеятельности, инициативе.

Итак, дети самостоятельно могут «издавать» журналы, газеты, книги,
рисовать, писать стихи, рецензировать творческие работы своих одно
классников, составлять отзывы о прочитанных книгах, рассказывать ин
тересные истории из своей жизни.
Журналы могут быть тематическими, например «Мы учимся», «Наши
прогулки и экскурсии», «Новый год» и др., или объединять разные мате
риалы по специальным рубрикам: «Новости нашей жизни», «Мы сочиня
ем» и др. В этих изданиях могут быть представлены рубрики, содержание
которых направлено на развитие познавательных интересов, желания чи
тать книги, выполнять творческие задания (например, «Это интересно
знать», «Советую прочитать», «Наша книжная полка» и др.).
Интересно проходит внеурочная и внеклассная работа с передвижны
ми детскими выставками. Они посвящаются конкретной учебной теме и
отражают результаты не только (и не столько) учебной работы в классе,
но в основном деятельность школьников по расширению, углублению и

116
творческому осмыслению своих знаний. Например, идет изучение темы
«Как тебя зовут?». На специальной доске вывешивается плакат с названи
ем выставки, например «Ты и твое имя», и помещаются следующие мате
риалы: листок с толкованием значений всех имен детей класса (Лариса —
чайка, Наталья — домоправительница и т. п.); рисунки учащихся, передаю
щих значение различных имен, историю их возникновения; рассказы о
своем имени, кроссворды, ребусы, загадки об именах и известных фами
лиях. Все эти материалы дети могут приготовить как индивидуально, так
и коллективно.
Начало новой темы совпадает со сменой выставочного материала. Мо
гут быть предложены, например, такие темы: «Поговорим о портрете»,
«Наши предки — славяне», «Российские цари и императоры», «От палки
до космического корабля», «Русская трапеза и национальная кухня», «Что
мы знаем об искусстве России» и др. Большое воспитательное значение
имеет работа по созданию экологических альбомов, календарей и спра
вочников. Дети могут подбирать рисунки животных из Красной книги, де
лать к ним небольшие комментарии (название животного, место обита
ния, условия существования и др.).
В третьем классе дети начинают работать с картой (географической и
исторической), глобусом. С этого времени карта и глобус должны нахо
диться в классе постоянно. Учащиеся смогут проводить интересную вне
классную работу: путешествовать по глобусу и карте, организовывать со
ревнования «Кто быстрее доберется по карте до этого пункта», «Юный
географ», «Юный историк» и др. Этой деятельности могут посвящаться
специальные внеклассные мероприятия — игры соревнования, в которых
могут принимать участие как ученики разных классов, так и родители.

Краеведческие экскурсии и прогулки
Частью внеклассной работы является продуманная система краеведчес
ких экскурсий и прогулок. Что для этого должен знать и учесть учитель?
Необходимо ознакомиться с музеями, достопримечательностями, кото
рые есть в данном крае, и выбрать те из них, которые будут представлять
наибольший интерес для детей младшего школьного возраста. В соответ
ствии с программой «Окружающего мира» экскурсии в краеведческий, ис
торический, художественный музеи обязательны, но за отведенное на это
учебное время подробно познакомить детей с экспозицией невозможно,
поэтому в музей нужно вернуться не один раз. Лучше всего планировать
тематические экскурсии. Учитель должен заранее сам побывать в музее,

117
договориться с экскурсоводом о содержании экскурсии, ограничить чис
ло экспонатов, которые будут показаны учащимся. Все это нужно для того,
чтобы дети не слишком устали. Небольшой подготовки требуют и прогул
ки к памятникам: учитель должен узнать историю его создания, кому и за
что он поставлен. Побывав у памятника перед экскурсией, педагог пред
ставит, как расставит детей, на что обратит внимание, о чем расскажет.
В воскресные или каникулярные дни при участии родителей можно со
вершить пешие прогулки по городу, съездить на природу, полюбоваться ее
красотами. Эти недальние походы не только сплачивают детский коллек
тив, но благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние
школьников. Прогулки целесообразно использовать для экологического
образования учащихся: дети узнают, как вести себя на природе, как пра
вильно разжигать костер, куда убрать мусор и т. д.
Особым направлением внеклассных мероприятий по ознакомлению с
окружающим миром могут быть экскурсии на предприятия (фабрики, за
воды, учреждения культуры), а также встречи с родителями, которые рас
скажут детям о своих профессиях. Эти мероприятия можно провести в ви
де «Огонька», «За чашкой чая», «Веселой ярмарки». Дети подготовят кон
церт, выставку рисунков, стенную газету.
Поурочное планирование
и методический комментарий

1 класс

Ты — первоклассник
№ Тема урока Методические приемы
урока
1 Давай Рассказ учителя о себе. Рассказы учащихся «Какой я?».
познакомимся Дидактическая игра «Узнай по описанию, кто это».
Работа с учебником: что мы будем делать в школе
2* Давай Речевая разминка «Спроси, какое у меня настрое
познакомимся ние». Чтение и обсуждение английской песенки
«Жила была девчушка!». Рассказы детей «Мое люби
мое занятие»
3* Экскурсия Знакомство с помещениями школы и правилами по
по школе ведения в них
4 Дорога Речевая разминка «Что можно узнать у милиционе
от дома ра?». Работа с учебником: дорога от дома до школы.
до школы Игра моделирование «Моя дорога от дома до школы»
(со знаками дорожного движения)

5 Правила ДД Игра моделирование со значками: «Правила дорож
ного движения». Обсуждение вопроса «Зачем нужны
ПДД?». Выполнение упражнений в рабочей тетради

6* Поиграем: Игра в спортивном зале «Улицы нашего города». Ро
«Улицы ли: пешеход, старушка, милиционер, ребенок и др.
нашего города» Рисование знаков ДД


Методический комментарий
На первом уроке дети знакомятся с учителем и друг с другом, поэтому
для беседы и рассказа учащихся о себе задавайте такие наводящие вопро

Уроки, отмеченные *, проводятся в том случае, если на изучение «Окружающе
го мира» отводится 2 ч в неделю (1 час из регионального компонента).

119
сы, чтобы каждый первоклассник смог рассказать о себе что нибудь инте
ресное. До начала этой части урока можно предложить учащимся нарисо
вать свой портрет и уже в рисунке отразить особенности своего внешнего
вида (косички, цвет волос, любимая одежда и т. п.), занятия, которые осо
бенно увлекают ребенка (труд, чтение, игра, разговоры со взрослыми), а
также любимых друзей.
Как образец можно использовать репродукции картин, портретов де
тей (в приложении дан список таких репродукций). При рассматривании
портретов учителю нецелесообразно задавать вопросы типа «Кто нарисо
ван на картине?», именно такие вопросы в дидактике получили название
«тупиковые». Например, рассматривание репродукции картины В. Серо
ва «Портрет Мики Морозова» можно провести так:
Учитель: посмотрите на этого симпатичного малыша. Как вы думаете,
почему он вызывает у нас симпатию? (черноглазый, кудрявый, пухленькие
губки, живые глаза, внимательно смотрит на что то, не капризничает, не
надут, не угрюм и т. д.). Что привлекло его внимание? (наверное, вошла ма
ма; кто то незнакомый вошел; он проснулся и ждет няню, загляделся в
окошко, там сидела птица и т. д.). Какое настроение у этого мальчика: спо
койное, капризное, плаксивое, веселое?
Таким образом, учащиеся постепенно начинают понимать, что порт
рет — это не просто описание человека; портретист передает те черты ри
суемого объекта, которые отличают его от других людей. Чуть позже, пос
ле неоднократного рассматривания репродукций различных портретов,
во время речевых разминок можно будет дать такое задание: «Подберите
только одно слово, которое раскроет портрет человека». Дети очень твор
чески подходят к выполнению этого задания, например: «Худой, как
Кощей», «Толстый, как бочонок», «Всегда улыбается, улыбчивый очень»,
«А если сказать «дремучий», это будет портрет?» и т. д.
Анализ портретов поможет школьникам научиться отражать свои отли
чительные черты в собственных рисунках, а по рисункам детям легче рас
сказывать о себе. Проиграйте с учениками в игру «Узнай, кто это». Веду
щий (ребенок или учитель) описывает кого то из учеников, а остальные
все отгадывают, кто это. Например: «У нас в классе есть девочка с кудря
вой головкой, которая очень любит смеяться, ее можно назвать хохотуш
кой». «Этот мальчик с веселым хохолком на голове очень любит читать
книги, он даже на перемене старается что то почитать».
Урок второй начинается с речевой разминки. Она проводится впер
вые, и поэтому учитель должен объяснить, что это такое.
Учитель: уроки окружающего мира мы часто будем начинать с речевой

120
разминки. Разминка — это упражнения перед тренировкой. Мы тоже бу
дем упражняться, развивать речь. Сегодня мы будем учиться задавать во
просы и отвечать на них. Спросите, какое у меня настроение.
Дети: Какое у Вас настроение?
Учитель: Плохое...
Именно такой ответ побудит детей задать самые различные вопросы:
«Почему?», «Что случилось?», «Кто в этом виноват?», «Чем помочь?» и др.
На этом первая речевая разминка заканчивается.
Цель обсуждения английской песенки «Жила была девчушка» состоит в
том, чтобы показать детям, как от настроения человека меняется и отно
шение людей к нему: веселая, послушная, добрая девочка воспринимается
окружающими как маленькое симпатичное чудо, а тот же самый ребенок,
злой, несговорчивый и капризный, вызывает противоположные
чувства — «просто жуть...»
Далее продолжаем знакомство. Дети рассказывают о своих любимых
занятиях (лучше спросить тех, кто не отвечал на прошлом уроке, чтобы
учащиеся познакомились со всеми своими одноклассниками).
При проведении экскурсии по школе (урок третий) советуем задать
ученикам следующие вопросы: Как называется это помещение? Для чего
оно предназначено? Кто здесь работает? Что здесь делают, и какие прави
ла при этом нужно соблюдать? Нужно дать возможность детям самостоя
тельно попытаться ответить на каждый из этих вопросов, при этом учи
тель комментирует, уточняет и обобщает детские высказывания. И только
в случае затруднения учитель дает свой ответ.
На четвертом уроке дети знакомятся с правилами дорожного движе
ния. Конечно, сами правила (знаки дорожного движения) учащиеся уже
могут знать, вместе с тем правила поведения на улицах в отсутствие взрос
лых еще у них не закрепились. Чтобы это произошло, целесообразно ис
пользовать игровую ситуацию. Урок начните с речевой разминки: «Что
можно узнать у милиционера?» В роли постового может выступать как ре
бенок, так и учитель.
Затем школьники работают с учебником («Дорога от дома до школы»),
и после этого проводится игра моделирование. Для нее заранее нужно
подготовить плоскостные фигуры зданий (жилой дом, магазин, парик
махерская, кинотеатр, стадион и пр., а также знаки дорожного движения,
с которыми знакомятся дети (в учебнике они нарисованы). Игра заключа
ется в следующем: на доске коллективными усилиями «строится» улица го
рода (прикрепляются фигурки различных учреждений, знаки дорожного
движения). Среди них находится и жилой дом, в котором живет участник

121
игры. Он должен объяснить, как пройти к своему дому, сообщить адрес
(придумать название улицы, номер дома, квартиры, этаж и пр.). Если по
его описанию дом удается другому участнику, то оба получают по поощри
тельному очку. Затем расположение зданий и знаков дорожного движения
на доске меняется, и игра протекает дальше.
По такому же принципу можно провести и следующий (пятый) урок.


Родная страна

№ Тема урока Методические приемы
урока
7 Твоя семья Работа с учебником: члены твоей семьи. Рассказы де
тей «О маме». Чтение потешек: «Как мама заботится
о малыше и воспитывает его»
8* Поиграем: Речевая разминка: поговори с мамой по телефону.
семья Роли: сын, дочь, мама. Ролевая игра: «Моя семья.
Воскресенье». Роли: мама, папа, дочь, сын, бабушка,
дедушка, соседка, дядя, двоюродный брат
9 Расскажи Литературная игра «Узнай сказку» (с иллюстрация
сказку ми). Рассказы детей «Моя любимая сказка». Выпол
нение упражнений в рабочей тетради
10* Мой Речевая разминка «Спроси, какое у меня настрое
воскресный ние». Беседа «Как можно провести воскресный
день день». Работа с учебником: беседа по рисункам


Методический комментарий
Изучение темы «Родная страна» начинается с темы «Семья», содержа
ние которой должно постепенно формировать представления школьни
ков о том, что семья является частью общества, что любое государство
должно заботиться о благополучии семей, помогать воспитывать, учить,
лечить детей, то есть выполнять свои обязательства по отношению к чле
нам общества.
Чтобы привлечь внимание детей к этой теме (урок седьмой), дайте им
предварительно домашнее задание нарисовать картину «Моя семья», по
добрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.
На уроке предложите учащимся рассказать о своих семьях. Подготов
ленное домашнее задание поможет им в этом. Для примера учитель может

122
рассказать о своей семье, о своем детстве, о родителях и т. п. Вот, к приме
ру, рассказ одной учительницы:
«Я очень хорошо помню, как мой папа укачивал меня: он брал меня на
руки, ходил по комнате и пел колыбельную: «Спи, моя радость, усни, в до
ме погасли огни. Дверь ни одна не скрипит, мышка за печкою спит...»
Я помню свое состояние: мне было так уютно, тепло и приятно, что хоте
лось, чтобы это продолжалось долго долго».
На этом уроке дети вспоминают свои игры, и чем больше они их назо
вут (или проиграют, продекламируют), тем интереснее и эмоциональнее
он пройдет.
Следующий урок (восьмой) проходит в форме ролевой игры. Задача
учителя помочь каждому ученику, во первых, выбрать роль, во вторых, в
соответствии с выбранными ролями определить тему игры («День рожде
ния», «Семейный концерт», «Чаепитие», «Вечером всей семьей», «Семей
ный ужин», «Поход в театр» и т. д.) и направлять развитие сюжета. Напри
мер, тема игры «Поход в театр» может быть связана со следующими сю
жетными линиями: собираемся в театр, едем в автобусе (платим за проезд
кондуктору; разговариваем с пассажирами; спрашиваем, на какой останов
ке надо сойти, чтобы попасть в театр), усаживаемся на свои места в теат
ре, покупаем программу, смотрим спектакль (концерт), который показы
вают артисты, заходим в буфет, чтобы полакомиться мороженым, и т. д.
По мере развития игры добавляются и новые роли: кондуктор, пассажир,
артист, буфетчица, билетер и пр.
Если позволяют условия, такие игры лучше проводить в игровом (спор
тивном) зале или в классе, сдвинув парты и освободив побольше места.
Девятый и десятый уроки этой программной темы не вызовут затруд
нения у учителя, вместе с тем хотим обратить внимание на следующее:
целью девятого урока является оживление воспоминаний учащихся, свя
занных с восприятием любимых сказок, поэтому нужно дать возможность
высказаться как можно большему числу учеников. Пусть назовут свои
любимые сказки, вспомнят их сюжеты, споют песенки героев или разыг
рают небольшие сценки. Хорошо, если учитель заранее приготовит к
этому уроку иллюстрации знакомых детских сказок. Например, ребенок
называет сказку «Теремок», а учитель продолжает: «У меня тут есть и ил
люстрация к этой сказке. Посмотри: какой момент сказки изобразил
художник?»
Десятый урок снова начинается с речевой разминки «Какое у меня
настроение?». Можно изменить условия речевой разминки: вопросы зада
ют не учителю, а одноклассникам.

123
Родная природа
№ Тема урока Методические приемы
урока
11 Прогулка Золотая осень: признаки неживой и живой приро
в парк ды. Сбор природного материала для выставки
«Природа и фантазия». Зарисовки с натуры «Золо
тая осень»
12 Что нам Речевая разминка «Кто больше назовет предметов
осень живой и неживой природы?» Дидактическая игра
подарила «Собираем урожай» (классификация по признаку
«овощи–фрукты»). Работа с учебником и рабочей
тетрадью

13* Поиграем: Речевая разминка «Фрукты и овощи хвастаются». Со
соображалки ображалки: выполнение упражнений в рабочей тет
ради по темам «Живая–неживая природа» и «Что
нам осень подарила». Придумывание детьми загадок
об овощах и фруктах
14 Как из зерна Работа с рисунком схемой в учебнике. Ролевая игра
получилась «Как хлеб на стол попал?» (расскажи о своей профес
булка сии)

15* Поиграем: «Дидактическая игра «Магазин «Хлеб». Роли: прода
«Магазин вец, покупатели. Выполнение упражнений в рабочей
«Хлеб» тетради



Методический комментарий
Урок одиннадцатый — прогулка в парк. Цель — обогатить эмоциональ
ные впечатления об осенней природе, поэтому целесообразно получить
различные ощущения (побегать по шуршащим листьям; сравнить цвет
осенней листвы различных деревьев; почувствовать запахи осеннего пар
ка, послушать его звуки). Обязательным элементом экскурсии является
сбор природного материала для выставки «Природа и фантазия» (задание
детям — «Подглядим у природы интересные формы»). Если позволят усло
вия, можно взять с собой альбомы и карандаши (мелки, пастель) и сделать
зарисовки на тему «Золотая осень».
При подготовке к двенадцатому уроку учитель должен обязательно
продумать правила дидактической игры. Напомним, что дидактическая
игра отличается от упражнения тем, что в ней обязательно присутствует

124
игровое правило и действие. В данном случае можно предложить следую
щие условия игры.
Учитель: лежащие на столе предметы (муляжи, картинки) нужно разде
лить на две группы — овощи и фрукты. Если игрок ошибается, то получает
штрафной фант и по нашему общему решению будет выполнять какое ли
бо задание (споет песенку, прочитает стишок, загадает загадку и др.).

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign