LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


104
Правило четвертое. Общайтесь всегда с улыбкой. Без улыбки не стоит
даже начинать разговор. Улыбайтесь, ведь улыбка ничего не стоит, но
много дает, доставляя всем радость, поднимая настроение. Разговаривая
с учениками, следите за интонацией своей речи, выражением лица, эмо
циями. Когда у вас плохое настроение, вспомните о том, с каким челове
ком вам приятнее общаться — с сердитым, раздражительным, резким или
улыбающимся, спокойным, доброжелательным. Используйте шутку,
юмор, рассказывайте веселые истории, которые поддержат положитель
но эмоциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельнос
ти, старайтесь обращаться к ученикам по имени, не говорите о ребенке в
третьем лице в его присутствии — это обижает.
Правило пятое. Учитель должен хорошо знать своего ученика. Вспом
ним сюжет французского кинофильма «Игрушка». Сын известного
миллионера покупает в качестве игрушки живого взрослого человека —
корреспондента газеты, работающего у его отца. Все попытки их взаимо
действия кончаются трагикомически: избалованное чадо и взрослый не
понимают друг друга. Но вот герой фильма постепенно узнает драмати
ческую судьбу мальчика: среди роскоши и богатства он одинок и полон не
нависти к своей мачехе. Теперь взрослый начинает по другому оценивать
поступки мальчика и корректировать свое отношение к нему. Изменяется
и маленький герой, поняв благородство, бескорыстие и честность своего
друга. Финал фильма — полное взаимопонимание и любовь двух разных по
возрасту людей. Что же произошло? По воле создателей фильма герои
узнали друг друга.

Приглашаем к дискуссии
Давайте обсудим две схемы, раскрывающие, из чего складываются
представления учителя о ребенке и из чего складываются представле
ния ученика об учителе.
Обратим внимание на то, как разнятся оценки друг друга учителя и
ученика. Так, для учителя важно только то, каким ребенок является уче
ником, как себя ведет, каков его статус в семье и в коллективе сверстни
ков. Для ученика важно совсем другое: интересуется ли учитель жизнью
ребенка, часто ли ругает, хвалит и т. д. Все это говорит о том, как важно
учитывать особенности младшего школьника, его стремление к тесному
контакту с учителем, возможность общаться так же, как с близкими
родственниками. Именно характер взаимоотношений учителя и ученика
создает, в первую очередь, предпосылки для создания авторитета педа
гога. Личностно ориентированное образование как раз и выражается

105
в способности учителя видеть, понимать и учитывать личностные особен
ности школьника как ребенка, а не как ученика.

Что оценивает учитель
как себя ведет ученик как ученик
относится к обучению
учитель

что рассказывают как к нему относятся
о ребенке родители другие ученики


нравится ли ученик учителю

Что оценивает ученик
часто ли учитель спрашивает как относятся
ученика о его внешкольной к учителю родители
жизни

как относится часто ли учитель
ученик
к ученику учитель ругает ученика

ласков ли учитель, часто ли учитель
как мама хвалит ученика


В процессе общения с младшими школьниками учитель развивает их
коммуникативные умения. На уроках окружающего мира создаются весь
ма благоприятные условия для того, чтобы у школьников формировались
умения взаимодействовать с партнерами по учебному общению. Какие
правила должны знать младшие школьники?
1) Учись слушать партнера по общению, не перебивать его.
2) Говори сам только после того, как собеседник закончил говорить.
3) Не используй грубых, резких слов и выражений.
4) Обращаясь к собеседнику, смотри ему в глаза.
5) Для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыб
ку, шутку.
Еще раз напомним вам, уважаемый читатель, что уроки ознакомления с
окружающим миром имеют особое значение в формировании правил об

106
щения, особенно в первом втором классах, пока еще не начались специ
альные уроки русского языка на эту тему. Речь идет, прежде всего, об ис
пользовании ролевой игры, которая учит взаимодействию, а оно стано
вится предпосылкой правильного реального общения школьников.


Контроль и оценка знаний
по предмету «Окружающий мир»

Если Вы, уважаемый читатель, знакомы с книгой «Беседы с учителем.
Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы» (М.:
Вентана Граф, 1999, 2001), то знаете наши подходы к контролирующей и
оценочной деятельности.

В записную книжку учителя
На что нужно обратить особое внимание при контроле и оценке зна
ний младших школьников?
Постарайтесь, во первых, оценивать результат деятельности учащих
ся, поэтому дайте детям время научиться, запомнить, понять. Известно,
что дети этого возраста еще не овладели единым для всех темпом дея
тельности, поэтому формирование знаний и умений происходит у кого то
раньше, у кого то позже. Это и определяет позицию учителя: оценивать
ученика по мере сформированности знаний и умений, не спешить ставить
отрицательные отметки и не говорить таких слов, как «не старался», «не
выучил», «не думал».
Во вторых, отмечайте сначала только то, что у ученика получилось,
удалось, вместе с ним анализируйте причины допущенных ошибок, поста
вив отметку, предложите ему самому исправить ошибки.
Приведем примеры: дети второго класса выполняют задание 107 в ра
бочей тетради.
Оля выполнила так: «Кувшинка, лягушка, водоросли, камыш обитают
в водоеме. Муравей, сосна, лиса, дятел обитают на лугу». Петя выполнил
так: «Кувшинка, лягушка, водоросли, камыш обитают в поле. Муравей,
сосна, лиса, дятел обитают в лесу».
Учитель подчеркивает слова «на лугу», «в поле» и спрашивает детей:
У кого подчеркнуты слова в первом предложении? Прочитайте слова, ко
торые подчеркнуты. Почему я подчеркнул эти слова?

107
При организации контроля советуем учитывать следующее:
1. Психологические особенности младшего школьника: недостаточно
развитую деятельность контроля (умение соотносить полученные резуль
таты с образцом (эталоном); слабый контроль и самоконтроль, неумение
найти ошибки и неточности в работе, определить причину их возникно
вения.
2. Существенное значение имеет учет индивидуальных возможностей
школьников, темп их обучаемости, характер овладения способом реше
ния учебной задачи.
3. Необходимо повышать роль положительной словесной оценки. Это
относится не только к процессу деятельности (как делал, какие усилия
при этом затратил, как старался), но и к результату (насколько результат
близок к желаемому).
Учет этих требований окажет особое влияние на создание положитель
ного отношения к учению, снимет эффект «боязни» контроля и заинтере
сованность в нем каждого ученика.

Особенности контроля и оценки в первом классе
Контроль и оценка знаний по «Окружающему миру» в первом классе
имеют те же особенности, что и по другим предметам:
– контрольные работы в первом полугодии не проводятся;
– оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки
в первом классе не ставятся;
– учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика,
даже если она весьма незначительна;
– нужно использовать любую учебную ситуацию, чтобы развивать само
контроль и самооценку ученика (прежде всего, специально учить детей ра
ботать с рубрикой «Проверь себя»).
Для проверки уровня усвоения знаний умений могут быть проведены
самостоятельные работы в конце третьей четверти и в конце года. Для
первой самостоятельной работы (третья четверть) можно использовать
задания, которые позволят проверить уровень усвоения программных
знаний, умение учащихся устанавливать элементарные связи и зависимос
ти в природе (задание 1), сравнивать и обобщать объекты и явления (зада
ния 2, 3, 6), ориентироваться в окружающем мире (задания 4, 5). Учитель
может выбрать любые из предлагаемых нами заданий (см. Приложение 5).
В конце учебного года может быть проведена еще одна проверочная ра
бота. Подбирая задания, учитель учитывает общий уровень развития де
тей, сформированность умения читать, наблюдательность и любознатель

108
ность. Могут быть повторно даны отдельные задания, которые предлага
лись в третьей четверти, особенно выполненные с ошибками или не вы
полненные (см. Приложение 5).

Контроль и оценка во 2–4 классах
Во втором–четвертом классах вводятся уже все виды контроля: теку
щий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — про
верка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных
с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать,
классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.),
анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это
необходимо.

В записную книжку учителя
Очень важно помнить, что текущий контроль проводится в период ста
новления знаний умений школьника, а это происходит в разные сро
ки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подроб
ный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов,
ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребле
ние цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а
знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать кол
лективную работу над ошибками.
Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде инди
видуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упраж
нений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения,
данные в рабочих тетрадях.

Задания для текущего контроля (по выбору учителя и в соответствии с
изучаемой темой) во втором классе приведены в Приложении 5.

В записную книжку учителя
Советуем при оценке контрольных работ использовать отметку в виде
дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы
(нет ошибок), а знаменатель — о некоторых допущенных промахах,
недостатках, погрешностях в работе, которые не влияют на ее результат.
Это — общее впечатление от работы. Сущность этой оценки состоит в оп
ределении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эс
тетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отмет
ка ставится как дополнительная в дневник, а в журнал заносится только

109
отметка числителя. Данная позиция учителя в оценочной деятельности
позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести»
ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?»
и «Каково его прилежание и старание?».

Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках
окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролиру
ющей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, до
полнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То
есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть»
предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Задания для тематической проверки в третьем классе приведены в
Приложении 5.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за
достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год.
Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце
первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Примеры заданий для итогового контроля в 3 классе приводятся в
Приложении 5.
Со второго класса учитель систематически использует различные мето
ды и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные
и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный
опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать
вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников за
поминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень
осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной
ситуации. Поэтому целесообразно избегать вопросов репродуктивного ха
рактера (Как называется? Что вы видите на рисунке? Что еще вы видите?
О ком говорится? и т. п.), а предлагать детям вопросы, которые учили бы
их рассуждать, находить существенный признак явления, его причину, ар
гументировать свой ответ.
Обратим ваше внимание на то, что в начальной школе целесообразнее
проводить полилог — коллективное обсуждение поставленного учителем
вопроса. Это связано с тем, что у младших школьников еще недостаточно
развито умение слушать сверстника, который отвечает у доски: дети начи
нают отвлекаться, вертеться, не слышат ни отвечающего, ни учителя. Ког
да вопрос обсуждается всеми, внимание учеников более сосредоточено:
чтобы быть активным в процессе общей дискуссии, каждый участник дол

110
жен слышать вопрос, анализировать ответ, быть готовым дополнить, ис
править, высказать свое мнение. Это, безусловно, наиболее эффективная
и интересная для детей форма взаимодействия в учебном диалоге. Вместе
с тем она требует особой подготовки учителя: продуманных заранее воп
росов, реплик, дополнительных приемов активизации мыслительной
деятельности всех учащихся, а также педагогической интуиции — умения
предвидеть дальнейший ход беседы.
Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На
проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее:
проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изуче
ние которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что
учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь уча
щимся устранить возникшие трудности. Например, большинство детей
второго класса, заполняя схему «Животное — живое существо», не выдели
ли такие существенные процессы жизнедеятельности животного, как ды
хание, движение, размножение. Учитель возвращается к изученному мате
риалу, используя различные методы: наблюдение за поведением щенка,
просмотр отрывка из видеофильма «Мир вокруг нас. Природа» (Студия
«Кварт», 2001); коллективное обсуждение задания «Что сначала, что по
том» (игра с картинками «икра — головастик — лягушка», «яйцо — цыпле
нок — курица», «яйцо — крокодильчик — взрослый крокодил» и т. п.),
коллективное составление и обсуждение схемы «Животное — живое су
щество».
На уроках окружающего мира целесообразно проводить короткие
(5–10 минут) опросы с целью уточнить и закрепить знания. Эти работы не
обязательно оценивать отметкой (особенно в случае плохого выполне
ния), их основная функция — тренировочная. Приведем примеры.
1. Учитель дает следующее задание: «Я буду читать названия разных жи
вотных. Знаком «круг» вы отмечаете насекомых, а знаком «треугольник» —
зверей. В конце подсчитаем, правильно ли вы выполнили задание. Учи
тель читает: «носорог, бабочка, слон, кошка, мышь, майский жук, пчела,
муравей, лиса, стрекоза, рысь, медведь, коза, корова, оса». Анализируют
ся итоги: «Я назвала 9 зверей и 6 насекомых. Проверьте, правильно ли вы
выполнили задание, какие есть ошибки и почему они возникли».
2. В третьем (четвертом) классе учитель проверяет умение детей ори
ентироваться в римских цифрах. Он диктует учащимся арабские (или
римские) цифры и предлагает записать эти цифры римскими (арабски
ми). Например: 1, 3, 10, 15, 7, 9, 11 или: I, II, III, X, XV, VII, XI.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итого

111
вом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по доста
точно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесооб
разно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как
разноуровневые задания. Например, на доске написаны три разных зада
ния — одно на «3», другое на «4», а третье на «5», ученику предоставляется
право выбрать любое из предложенных заданий. Учитель может посовето
вать школьнику, какое ему выбрать задание, особенно в тех случаях, когда
самооценка ученика слишком завышена («Я советую тебе сначала выпол
нить задание на «4», а если останется время, приступить к более сложно
му») или слишком занижена («Ты вполне справишься с заданием на «4»,
смелее, я в тебе уверена»).
Дополнительные, более трудные задания могут присутствовать и в тра
диционных (двухвариантных) контрольных. Чтобы у детей возникло же
лание выполнить эти задания, их можно и оценивать дополнительной от
меткой: в случае правильного решения ученик получает «5», а если не
справился — отметка не ставится. Если осталось время на этом уроке (или
на следующем уроке), учитель обязательно проанализирует дополнитель
ные задания и покажет, как их правильно выполнить.
Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в
форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т. п.
Своеобразной формой контроля могут быть различные соревнователь
ные игры («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Брэйн ринг»). Вопро
сы для таких игр могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на получен
ные знания. Интересно, когда соревнования проходят между классами.
Вот несколько вопросов для таких игр (4 класс):
1) Кого называли поморами? От какого слова произошло это слово?
2) Какой русский путешественник впервые исследовал тайгу?
3) Все ли перечислено в определении: «В нервную систему входит: го
ловной мозг и нервы»?
4) Приведите примеры автоматического движения. Можно ли так ска
зать об игре на музыкальном инструменте?
5) Какой орган нашего тела самый тяжелый?
6) Какой орган сравнивают с насосом?
7) Как назывался Институт благородных девиц?
8) Каково самое удивительное творение архитектора Баженова?
Как видите, вопросы могут касаться самых различных знаний, которые
дети получили в процессе изучения окружающего мира.



112
Внеурочная и внеклассная работа
с учащимися по ознакомлению
с окружающим миром

Работа младших школьников
в уголке живой природы
Чтобы ознакомление с природой шло более целенаправленно и было
связано с практической деятельностью младших школьников, необхо
димо организовать в классе уголок живой природы. Обычно классную
комнату украшают комнатные растения, есть даже аквариум, однако все
это выполняет в основном эстетическую функцию. Вместе с тем уголок
живой природы является средством продолжения образования детей:
организуются наблюдения, опытная работа, у детей развиваются трудо
вые навыки, воспитывается гуманное отношение к животным и расте
ниям.
Если позволяют условия, целесообразно, чтобы для всех начальных
классов был оборудован отдельный кабинет живой природы (кабинет
«Окружающего мира»), в котором проходили бы уроки по этому предмету.
Здесь же можно проводить и минутки релаксации — снятия напряжения,
усталости школьников: дети тихо посидят на стульчиках (на ковре), послу
шают приятную музыку, помолчат.
Работа в уголке живой природы предусматривает разнообразные виды
деятельности. Школьникам представляется возможность:
– принимать участие в устройстве жилищ для животных (для сезонного
и постоянного их пребывания): аквариума, террариума, инсектария;
– осуществлять постоянный уход за животными: кормить, поить, чис
тить жилище; менять воду в аквариуме, растения в террариуме и инсекта
рии;
– осуществлять уход за растениями: поливать, опрыскивать, окучивать,
размножать разными способами;
– проводить опытную работу по выращиванию растений в тепличке;
– участвовать в небольших экспериментах по дрессировке животных:
приучать рыб по звонку подплывать к кормушке, брать пищу из рук (белка,
хомяк, птицы), реагировать на кличку;
– выращивать растения для кормления животных (овес, травку);
– заполнять дневники (таблицы, календари) наблюдений за растения
ми и животными; оформлять выставки рисунков.

113
При отборе животных для уголка живой природы необходимо учиты
вать следующие требования: животные подбираются безвредные, непри
хотливые, условия их содержания должны быть доступны детям. Раз
мещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и
потребностей.
Зимой содержатся только те животные, которые постоянно живут в
уголке живой природы: белка, хомяк, морская свинка, кролик. После на
блюдения сезонных (временных) обитателей живого уголка (земновод
ных, пресмыкающихся, насекомых) животные должны быть выпущены на
свободу.
При особом интересе детей к природе и опытной работе можно пред
ложить интересную деятельность по выращиванию экзотических расте
ний. Например, в условиях теплички можно вырастить из семян кофей
ное дерево, лимон, каштан. Для озеленения класса и школы, а также со
ставления букетиков в подарок женщинам на 8 Марта можно попробовать
выгонку луковичных растений: гиацинтов, нарциссов, тюльпанов, а также
выращивание из семян цветущих бобов, настурции. Интересна работа по
выращиванию гортензий с разной окраской цветков. Это достигается при
поливе растения водой с добавлением марганцовки, зеленки.
В условиях классного уголка природы можно вырастить зелень лука,
петрушки, укропа, сельдерея и даже, при желании, комнатные помидоры
и огурцы.

Методические рекомендации
по организации работы в уголке природы
Можно рекомендовать следующую последовательность формирова
ния у детей умений ухаживать за растениями и животными. Это особен
но важно в тех случаях, когда учащиеся не имеют подобного опыта тру
довой деятельности, например если они не посещали дошкольное уч
реждение.
1. Учитель проводит всю работу сам, по ходу объясняет последователь
ность и целесообразность всех действий. Дети наблюдают.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign