LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

знал, что белочки запасают на зиму не только орехи, но и грибы.
Из этого следует очень важное методическое правило: в процессе иг
ры, исправляя (дополняя, уточняя) высказывания ребенка, учитель не
должен делать при этом никаких замечаний и порицаний.
Дети прекрасно понимают, что это игра, что в ней все «понарошку»,
что иногда она может расходиться с реальным положением дела. Ну а ес
ли они чего то не понимают, учитель не забывает об этом сказать. Напри
мер, в описанном выше случае после окончания игры учитель хвалит всех
«артистов», а затем говорит, что он немножко схитрил, потому что все

94
ежи — и маленькие и большие, точно знают, что нужно делать осенью.
Этими знаниями они наделены от природы. Таким образом противоречия
между формой приобретения знаний (игра) и научными представлениями
о явлении действительности не возникает.

Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить
возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чем
пойдет разговор, что может произойти и т. п. Тогда игра не зайдет в тупик,
потому что учитель вовремя предложит интересное продолжение сюжета.
Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ро
лей. Этому дети учатся в процессе ролевых диалогов (вспомните «Речевые
разминки» ). Напомним их основную цель — развитие умения слушать
партнера, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависи
мости от игрового поведения других участников игры.
Интересные развернутые игры диалоги могут быть организованы с ис
пользованием пальчиковых кукол. Это наиболее удобная форма игры в
кукольный театр, так как декорация, ширма и т. д. не требуются. Сделать
таких кукол очень просто (школьники могут принять в этом участие). Вам
потребуется два целлулоидных теннисных шарика (или пробки от шампа
нского) и обрезки цветной бумаги или ткани (см. рисунки).




95
Например, учитель предлагает такую воображаемую ситуацию: «Жили
были пуговицы... Строгие пуговицы — на деловом костюме; нежные, пер
ламутровые — на шелковой блузке; большие, сердитые — на шубе; пуговки
забияки — на сарафанчике. Встретились они в стенном шкафу и разгово
рились о своем житье бытье...»
Еще один прием развития ролевой игры — переделывание известных
сказок на свой лад. Джанни Родари называл такой прием «перевиранием»
сказки и считал, что он, как никакой другой, развивает детскую фантазию.
Например, учитель начинает рассказывать:
– Жила была девочка. Звали ее Желтая Шапочка...
– Не желтая, а синяя.
– Не синяя, а фиолетовая... (Цвета называются до тех пор, пока дети
не вспомнят достаточно много цветов. Последним называется «настоя
щий» цвет).
– Ах да! Красная. Так вот, позвала ее тетя...
– Не тетя, а дядя... И так далее.
Может создаться такая ситуация, что дети станут «сопротивляться», не
захотят «перевирать» любимые сказки. Тогда нужно еще раз объяснить
им, что это — всего лишь шутка, игра на внимание (нельзя повторять уже
кем то сказанное слово), что сказку они меняют «понарошку» и что в кон
це концов она будет рассказана так, как она написана.
Можно рекомендовать провести коллективный анализ сюжетно роле
вой игры: учитель предлагает оценить, что в игре получилось, какие час
ти сюжета были наиболее удачными, какие роли — наиболее выразитель
ными. Обратите внимание, уважаемый читатель, на то, что оцениваются
только положительные моменты игры, чтобы у детей зафиксировался в
памяти только позитивный опыт, который они смогли бы использовать
в следующей игре.

Знакомство с интересной книгой
Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может превратить
одеяло в ковер самолет, старые папины ботинки — в волшебные са
поги скороходы... Однако в последнее время дети разучились фанта
зировать. Почему это произошло и что необходимо для того, чтобы раз
будить волшебника в каждом ребенке? Об этом вы узнаете из книги
Е.Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника» (М.: Просвещение,
1996). Книга предназначена для воспитателей детских садов, но учитель
начальной школы найдет в ней для себя много полезных советов.


96
Какое место в структуре урока занимают различные творческие зада
ния? Как они сочетаются с работой по изучению разных тем программы?
Ответ на эти вопросы вы найдете, когда будете знакомиться с поурочным
планированием и комментарием к нему.


Учебное сотрудничество
на уроках окружающего мира
Предлагаем обсудить
Проблема 1. Может ли гипотеза быть источником зна
ний для младших школьников, или целесообразно, чтобы
они получали знания в готовом виде?
Проблема 2. Каким должен быть учитель начальных
классов, чтобы процесс учебного общения был радост
ным для детей?
Проблема 3. Может ли учитель «заработать» автори
тет строгостью и приказом?


Создание проблемных ситуаций
и обсуждение гипотез

В записную книжку учителя
Не секрет, что в последние годы начальная школа встала на путь отхо
да от авторитарного, инструктивно пошагового (объяснительно иллю
стративного) обучения. В связи с этим возрос интерес к проблемному
обучению. Что же такое проблемное обучение и какую роль оно играет в
совершенствовании начального образования?
Как привык учить младших школьников учитель? Какие методы обуче
ния являются приоритетными в педагогическом процессе начальной шко
лы? На страницах этой книги мы уже не раз говорили о том, что современ
ный «массовый» ученик начальных классов получает в основном три ро
ли: он — «зритель», «слушатель» и «репродуктор». Это означает, что
учащийся пользуется в основном восприятием (нужно увидеть, услышать
образец, текст, правило и т. п.) и памятью (все хорошо запомнить и затем
воспроизвести, желательно в полном соответствии с образцом (текстом,
правилом). Такая ситуация в образовании приводит к нескольким «боле

97
вым точкам». Во первых, школьник остается фактически бесправным
участником процесса обучения, у него нет потребности и умений само
обучаться. Во вторых, на нет сходит инициатива, самостоятельность ре
бенка, он действует только в строгом соответствии с указанием (инструк
цией) учителя. Недаром обучение в школе называют инструктивным: чем
авторитарнее педагог, тем более «дробными» становятся инструкции.
Поиск способов активизации учебной деятельности, стимулирование
познавательных сил и возможностей ребенка привели к возникновению
идеи проблемного обучения. У истоков ее разработки стояли такие уче
ные, как И.Я. Лернер, Т.И. Шамова, М.И. Махмутов и др. Если вас, уважа
емый учитель, заинтересует эта проблема, мы советуем прочитать книги
этих авторов.
Проблемное обучение предполагает активную «исследовательс
кую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получе
ния результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и
поэтому каждое «открытие» какой нибудь научной идеи (закона, пра
вила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него лич
ностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и
умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой
личностью.

Что можно посоветовать учителю, который хочет организовать проб
лемное обучение?
1. Основной методический элемент проблемного обучения — создание
проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не
может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть
его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрес
ти (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообраз
но их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у
школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти
ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным. Например, третье
классники должны рассмотреть рисунки животных и объединить их в
группы по особенностям питания. Понятиями «растительноядные»,
«хищники», «паразиты», «всеядные» дети еще не владеют. В этом случае
они должны решить следующие конкретные учебные задачи: узнать каж
дое животное и назвать его; вспомнить, чем оно питается; найти среди
других животных тех, кто питается таким же способом; объединить их в
группу и дать ей название. Возникают ли у школьников проблемы? Конеч
но, потому что не все третьеклассники могут знать, чем питается суслик,

98
ястреб, кузнечик, клещ, комар, и уверенно объединить их в группы; зат
руднение может вызвать определение паразитов (клещ, комар). Высказан
ное всем классом мнение можно проверить по тексту учебника.
2. Основной метод создания проблемной ситуации — высказывание
предположения (гипотезы). Для этого в учебники 3–4 классов введена спе
циальная рубрика, которая так и называется «Выскажем предположение».
Рассмотрим, например, страницу 67 из учебника 3 класса. Обратите вни
мание, в учебнике нет текста о том, почему ноги одних насекомых называ
ются «прыгательные», других — «плавательные», третьих — «копатель
ные», а четвертых — «хватательные». К этому знанию учащиеся подойдут
в результате высказывания различных предположений («Почему у разных
насекомых ноги имеют различное строение?», «Какое значение они име
ют в их жизни?»). Рассматривание рисунков и соотношение внешнего ви
да животного с местом его обитания помогают ученикам правильно ре
шить учебную задачу: одни животные питаются растениями, их можно
назвать растительноядными; другие животные — хищники, потому что
они питаются другими животными; есть и паразиты — те, кто питается за
счет других живых организмов.
Изучение исторических тем также сопровождается рубрикой «Выска
жи предположение». Дети могут высказать несколько гипотез, обсудить
их, поспорить, какие то предположения окажутся неверными и будут от
брошены, а какое то признано истинным — в этом то и заключается смысл
данной учебной ситуации. К примеру, дети высказывают предположение
«Почему для обозначения фамилии взяли слово «семья»? Сначала они
должны узнать, что слово «фамилия» не русское. В переводе с немецкого
familia означает семья, род, а затем предложить свои версии появления та
кого названия. Вот высказывания младших школьников по этому поводу:
«У каждого человека была семья, поэтому у него и была фамилия этой
семьи», «Человек получает фамилию от своих родителей, из семьи, поэто
му фамилия и называется «фамилией», «Фамилия — это дело семейное,
вот у меня фамилия такая же, как у моей мамы и моего папы».
3. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть возмож
ность порассуждать, поспорить, какое то мнение отвергнуть, а какое то —
признать истинным. Это — обязательное условие проблемного обучения.
Проблема может выражаться по разному. Она может быть высказана
учителем как вопрос для раздумий и формулироваться словами «Как ты ду
маешь...», «Выскажи свое мнение...». В учебнике «Окружающего мира»
второго класса в канву повествования включены три действующих лица:
мальчики Егор и Васятка и девочка Даша. Егор и Даша — ровесники второ

99
классников и на равных с ними участвуют в обсуждении всех проблем, Ва
сятка — дошкольник и часто задает вопросы, на которые отвечают как ге
рои учебника, так и ученики класса. Сами ответы Даши и Егора уже созда
ют конфликт, потому что, во первых, они противоречивы и не всегда яс
но, кто прав, а во вторых, могут не совпадать с мнением второклассников
и тогда спор идет не только между Дашей и Егором, но и между ними и вто
роклассниками.
Вот, например, дети обсуждают мнение своих сверстников — героев
учебника, которые отвечают на вопрос «Зачем придумали правила поведе
ния? Может ли человек вести себя так, как ему хочется? Даша считает, что
человек должен выполнять правила поведения, иначе жить будет очень
трудно. Нельзя, чтобы каждый вел себя, как ему хочется. А Егор думает,
что нужны только правила дорожного движения, а остальные не нужны.
Второклассники высказывают свои суждения:
Олег: «Я согласен с Егором. Если не будет правил дорожного движения,
то будет много аварий. А других правил я не знаю».
Марина: «Есть разные правила: как вести себя за столом, как помогать
другим людям, даже как одеваться. Нельзя же надеть сначала шубу, а потом
платье!»
Игорь: «Если бы человек жил один одинешенек, то ему правила не нуж
ны были бы, чего хочешь, то и делай...»
Учитель: «А как ты думаешь, хорошо жить одному, без родных, без близ
ких, без друзей?»
Игорь: «Наверное, это очень плохо и скучно...»
Света: «Как же жить без всех!»
Вова: «А тогда без правил никак нельзя! Как же люди узнают: кто прав,
кто виноват?»
Учитель: «Давайте обратим внимание на слова Вовы: «чтобы люди по
нимали друг друга, умели договариваться, решать споры, знали, кто прав,
а кто неправ, и нужны правила». Давайте прочитаем, что по этому поводу
сказано в учебнике...»
4. Очень важно соблюдать еще одно правило проблемного обучения:
каждая гипотеза, учебная проблема, проблемный вопрос должны быть до
казаны. В процессе обсуждения высказываются разные мнения, приводят
ся различные доказательства, но из них выбираются только самые глав
ные, существенные.
Конечно, чтобы подвести учащихся к проблемному обучению, необхо
димо с помощью системы специальных вопросов актуализировать имею
щиеся у них знания.

100
Обратите внимание, например, на то, как учитель руководит решением
достаточно сложной для учащихся 4 класса проблемы, которая сформули
рована в рубрике «Выскажи предположение»: «ХIХ век называют «золо
тым веком» русской культуры. Как ты думаешь, почему?»
Учитель: «Обратим внимание на слово «золотой». Что обычно называ
ют этим словом?»
Мила: «Красивые золотые вещи».
Остап: «Человека можно назвать золотой, значит, хороший, добрый».
Ира: «Золотая осень — красивая очень. Листья на деревьях, как золото,
переливаются».
Алеша: «Я слышал выражение «черное золото», так говорят о нефти».
Учитель: «Что хотят подчеркнуть во всех этих случаях словом «золо
той», «золотая», «золотые»?»
Маша: «Красивое».
Павел: «Может быть, ценное?»
Учитель: «Молодцы! Конечно, и красивое, и ценное, и полезное. Так
почему же ХIХ век назвали «золотым веком» русской культуры?»
Павел: «Много ценного в это время было в культуре».
Учитель: «Как вы думаете, что, например?»
Аким: «Например, много хороших книг написали писатели».
Сережа: «Много картин написали художники».
Учитель: «Мне кажется, что вы правы. Но давайте проверим по тексту
учебника, верно ли наше мнение. Обратим внимание на слово «преуспе
ла» , прочитаем в словаре его значение».
Таким образом, актуализация детских представлений дает возможность
постепенно перейти к работе по обогащению знаний детей, по решению
новых учебных задач.

Особенности педагогического общения
на уроках окружающего мира
Мы уже говорили о том, что, когда ребенок приходит в школу, он испы
тывает определенное тревожное состояние, которое усугубляется при
нарушении взаимоотношений с учителем. Это связано с несколькими при
чинами: страх неизвестности, проявление со стороны взрослого непони
мания, осуждения, ситуация неуспеха в деятельности и пр. Нетрудно
представить, что происходит со школьником, если такое состояние прес
ледует его постоянно. Поэтому так важно помнить о законах педагогичес
кого общения. Применительно к урокам окружающего мира это приобре

101
тает особое значение потому, что, как было подчеркнуто выше, эти уроки
тесно соприкасаются с непосредственной жизнью ребенка, его семьей,
прогулками, любимыми занятиями и пр., поэтому осуществляют опреде
ленную адаптационную функцию, способствуют привыканию к необыч
ной школьной жизни и новой деятельности. Если учитель правильно стро
ит общение с детьми на уроках окружающего мира, то они быстрее привы
кают и к особенностям взаимодействия на других, более «академичных»
уроках.

В записную книжку учителя
Общение — одна из главных ценностей человеческого бытия. В прош
лом личное общение, как и письменное, было более частым и обстоя
тельным. Ритм нашей жизни изменил и формы общения: вместо лич
ной беседы — телефонный звонок, вместо письма — телеграмма, при
встрече — две три реплики на ходу.
С появлением новых форм общения снизились его теплота, довери
тельность, содержательность. Если прочитать произведения эпистоляр
ного жанра XVIII–XIX веков, то по ним можно определить не только ситу
ативное настроение автора, но и его характер. Ныне официальный язык
деловой бумаги, напечатанной на компьютере, звучит одинаково для всех
читающих.
Общаясь, люди влияют друг на друга. На самочувствие и настроение
беседующих влияют тончайшие оттенки поведения. Неумение вести диа
лог называют «психологическим тупиком». Оно интенсивно формирует у
человека чувство ущербности, неполноценности, озлобляет его, создает
полосу «отчуждения». Понятно, что, находясь среди людей, человек лю
бого сознательного возраста не может учитывать только свои желания и
интересы. Эгоистическая направленность нарушает процесс общения лю
дей. Поэтому в разные времена философы и поэты, ученые и художники
пропагандировали законы общения в человеческом обществе: думать
больше о других и меньше о себе; никогда не показывать своего дурного
настроения и не «заражать» им других; уметь слушать собеседника. Об
щение людей должно доставлять радость.
Мастерство педагогического общения — профессиональное качество
педагога. От этого зависит эмоциональное благополучие и психическое
здоровье школьников и самого учителя.
В психологической литературе выделяют несколько типов общения
взрослого с ребенком: доверительный (высокая активность, стремление
к равноправию, взаимопонимание, адекватная оценка ребенка и само

102
оценка); альтруистический (полная самоотдача педагога работе, недо
верие к самостоятельности ребенка, его постоянная «подстраховка»,
слабая рефлексия); конформный (поверхностное общение «на ходу»,
внешняя доброжелательность при внутреннем безразличии; низкая само
оценка); пассивно безразличный (подчеркнутая дистанция, замкну
тость, низкая чувствительность к состоянию ребенка, высокая самооцен
ка); манипулятивный (эгоцентрическая направленность личности, хо
рошее знание детей, но отсутствие доверительности, неискренность,
высокая самооценка); авторитарный (ориентация на принуждение, под
чинение себе, игнорирование точки зрения детей, высокая самооценка и
низкая рефлексия); конфликтный (педагогический пессимизм, жалобы
на детей, ориентировка на отрицательные качества детей, низкий само
контроль).

Давайте постараемся проанализировать свой стиль общения со школь
никами и установим (хотя бы примерно), какие качества общения нам
нужно совершенствовать, а с какими — бороться.
Конечно, учебное общение во многом зависит от того, какие качества
преобладают у учителя, какой он — доброжелательный или «вечно» недо
вольный, авторитарный или демократичный, мягкий или излишне стро
гий, ласковый или скупой на похвалу и др.

Приглашаем к дискуссии
При опросе «Каким должен быть учитель начальной школы?» буду
щие педагоги выделили следующие качества: любовь к детям (96%),
строгость (70%), доброта (56%), требовательность (48%), справед
ливость (35%). Поговорим о любви к детям. Как видно, это качество счи
тают главным в личности учителя значительное большинство будущих
педагогов. А вот письмо учительницы из города Котово: «Еще в студен
ческие годы мы усвоили истину: главное качество учителя — любовь к де
тям. Но признаюсь, не могу я любить всех своих учеников. Разные вызы
вают они у меня чувства: к одним отношусь нежно, другие раздражают, к
третьим равнодушна. Как то я поделилась этими рассуждениями с моей
учительницей. Она сказала: «Если перестала любить всех детей, уходи с
педагогической работы». А я не хочу бросать школу, мне нравится моя
работа, и многое у меня ладится. Мои ученики показывают хорошие ре
зультаты и ко мне относятся с уважением. Что же делать?»
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что же такое любовь к де
тям? Различается общеизвестная характеристика этого чувства, свойствен

103
ного всем людям, независимо от профессии (Разве слесарь, актер, повар,
шофер и пр. не должны любить детей?) и профессиональное чувство люб
ви к детям, которое должно быть развито у всех, кто связан с педагогичес
кой деятельностью. Профессиональное чувство выражается в том, что учи
тель не может (не имеет права) показать своим ученикам, что одних он
предпочитает («любит»), а других недолюбливает. Любой школьник дол
жен чувствовать уважительное, доброжелательное, оптимистическое отно
шение учителя, который предоставляет ему условия для успешной деятель
ности, дает право на ошибку и ее самостоятельное исправление.

Какие же можно выделить особенности педагогического общения учи
теля с младшими школьниками, учитывая специфику уроков окружающе
го мира? Назовем несколько правил, усвоение которых весьма успешно
идет на уроках окружающего мира.
Правило первое. Общение не может строиться на основе авторитарного
давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «учитель всегда прав».
Младший школьник очень хочет быть равноправным со взрослыми и час
то не понимает, почему им можно, а ему нельзя. Важнейшая задача учите
ля — показать целесообразность и полезность своих требований, поэтому
лучше использовать не требование запрет («Если сделаешь не так, постав
лю «2»), а требование объяснение («Давайте все вместе сравним ваши ра
боты с образцом...»).
Правило второе. Умейте выслушивать ребенка, даже если не уверены, что
он скажет то, что вы хотите. Каждый человек имеет право на свое мнение,
и задача учителя не осудить ученика («Опять не думал...»), а попытаться
убедить, в чем он не прав, или согласиться, если не прав педагог. Нужно по
чаще устраивать доброжелательные споры, в процессе которых и рождает
ся истина. Они очень важны потому, что не только учат школьников дока
зывать свое мнение, но и соглашаться, прислушиваться к мнению других.
Правило третье. Никогда не угрожайте детям и не обещайте наград! Учи
тель часто пользуется формулой «Если, то...», и дети принимают ее как ос
новное правило взаимоотношений, поэтому так часто мы слышим из уст
наших учеников такие высказывания: «Я помогу, а вы мне «5» поставьте»
или «Я тебе ручку, а ты мне шоколадку...» и т. п. Контроль за выполнением
требования должен быть по возможности скрыт от ученика, а возможную
награду целесообразно предъявлять без предварительных обещаний (уче
ник должен хотеть выполнить задание не из за награды, его выполнение
должно нравиться само по себе). Старайтесь, чтобы у детей не возникало
сомнений, что вы им не доверяете.

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign