LINEBURG


страница 1
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Н.Ф. Виноградова



ающий
ж
у
р



ми
Ок




р
14 кла сы
с

ет
М




я
ни
од е
ика обу ч


Москва
Издательский
аБ‰
центр
‡ЪВОёТНЛИ ВМЪР

«Вентана Граф»
2005
ББК 74.264.4/263
В49


Виноградова Н.Ф.
Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. —
В49
М.: Вентана Граф, 2005. — 240 с.: ил. — (Начальная школа
XXI века).
ISBN 5 88717 526 5
Методическое пособие входит в комплект учебно методиче
ских пособий «Начальная школа XXI века». В книге обсуждаются
общие вопросы преподавания курса «Окружающий мир» в началь
ной школе, приводятся рекомендации к проведению конкретных
уроков по программным темам. Материал рубрик «Предлагаем об
судить», «В записную книжку учителя», «Приглашаем к дискуссии»,
«Знакомство с интересной книгой» способствует развитию круго
зора и педагогического мастерства учителя.
ББК 74.264.4/263




© Н.Ф. Виноградова, 2002
© Издательский центр «Вентана Граф», 2002
ISBN 5 88717 526 5
Уважаемый читатель!

Эта книга предназначена для учителей начальных классов, которые
преподают предмет «Окружающий мир». Автор постарался с учетом по
следних достижений дидактики, методики обучения природоведению,
истории, обществознанию раскрыть особенности содержания уроков
окружающего мира, дать характеристику методов обучения, способствую
щих развитию познавательных интересов и активности младших школь
ников, обосновать возможные варианты конкретных уроков по различ
ным темам программы.
В книге предлагается следующая рубрикация:
Предлагаем обсудить. Рубрика является «заставкой» к главам, в
ней перечисляются проблемные вопросы, отражающие основные «боле
вые точки» данной методической проблемы.
В записную книжку учителя. Цель данной рубрики: дать Вам инте
ресную познавательную информацию, которая, может быть, явля
ется для Вас новой. Автор надеется, что тем самым Вы повысите
уровень своей квалификации и профессионального мастерства. Содержа
ние данной рубрики включает не только общепедагогические знания, но
и естественно научные, обществоведческие, исторические, социальные
знания.
Приглашаем к дискуссии. Цель данной рубрики — обсудить с чита
телем наиболее важные и спорные вопросы дидактики начальной
школы, побудить его сравнить разные точки зрения, убедить в том,
что некоторые вопросы методики должны быть скорректированы в свете
достижений методической науки и требований времени.
Знакомство с интересной книгой. Здесь дается аннотация на ин
тересные для практики новинки научной и методической литерату
ры, в которых учителя смогут найти дополнительный материал для
урока, а также пополнить свои психологические и педагогические знания.
Автор желает Вам интересного общения с книгой и ждет Ваших от
зывов.

Н.Ф. Виноградова




3
Место и роль предмета
«Окружающий мир»
в учебном процессе
начальной школы
В Базисном учебном плане предусмотрено изучение образовательной
области «Окружающий мир» по 1 ч в неделю (1–2 классы) и 2 ч в неделю
(3–4 классы)*. Поскольку эффективность одночасовых предметов весьма
мала, целесообразно добавлять в 1–2 классах из регионального (школьно
го) компонента еще один час на «Окружающий мир».
Каково значение изучения этого предмета для развития младшего
школьника?
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на разви
тие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное
развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит со
вершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается лю
бознательность. Окружающий мир — источник чувств. «Ум поднимается от
смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимо
действии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает
не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализиро
вать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать
выводы — в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, лю
бознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются ло
гически правильная речь и воображение.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко соз
давать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, кото
рые становятся основой для появления мотива получения знаний, приоб
ретают особое значение в развитии логического мышления и связной ре
чи (речи рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение
мысли — вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского,
рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира приро

* В Экспериментальном базисном учебном плане (№ 2а) для 12 летней общеоб
разовательной школы эта область называется «Человек и окружающий мир» и
число часов распределяется таким образом: 2 ч в 1–2 классах и 3 ч в 3–4 классах.

4
ды. «Все, что есть в речи логического, — писал великий педагог, — проис
текает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что
иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира,
способствует развитию учебно познавательных умений: школьники ста
вят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, про
водят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных
умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построе
ние связного повествования и др.
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат,
к которому приводит процесс изучения окружающего мира — развитие
детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой
объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, ге
ографии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет
«Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирую
щим общую культуру и эрудицию ребенка.
«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и
ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтвержда
ют взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.
Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область
умственного развития, но и способствует нравственному становлению
личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребе
нок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимо
действовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим
поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культу
ры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших
нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма.
Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятель
ное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает
утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объ
ектам и людям. Задача учителя — воспитать у ребенка желание правильно
применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в
социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно
уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятель
ную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление вни
мания к взрослому и др.
Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание
экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимо

5
действии растительных и животных организмов, о связи человека с при
родой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней от
ношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно на
учных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках
предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными эко
логическими связями в природе, а полученные ими знания становятся
фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к сре
де обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения чело
века в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и рас
тениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно создан
ной, так и естественной среде их обитания.
В основе эстетического воспитания младших школьников, которое
осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоцио
нальное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возни
кающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально положи
тельное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции
выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яр
кость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчи
вость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным
и познавательным становится условием развития эстетических чувств. За
дача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоци
ональное состояние, использовать его для приобретения знаний и разви
тия познавательного интереса.
Организация процесса
изучения окружающего
мира в начальной школе
Младший школьник
и окружающий мир
Предлагаем обсудить
Проблема 1. Если окружающий мир в его разнообра
зии является естественным условием существования ребен
ка, то нужно ли с ним специально знакомить школьника?
Проблема 2. Не мешает ли интеграция изучению в
рамках курса «Окружающий мир» законов природы и
общества?
Проблема 3. Почему ребенок, легко усваивая знания,
не может применять их в самостоятельной деятельности?
Всякое ли знание является для него актуальным?



Особенности взаимодействия
младшего школьника с окружающим миром
Что дает ребенку познание окружающего мира? Во первых, растущий
человек приобретает опыт. Этот процесс включает ознакомление с куль
турными ценностями, общественными идеями и идеалами общества. Поз
нание дает человеку возможность изучить накопленную в обществе инфор
мацию, отобрать из нее самое важное, выработать на ее основе систему
жизненных ориентиров. Во вторых, растущий человек постепенно приоб
ретает способность к саморегуляции, которая выражается в умении соот
носить личное с общим, индивидуальное с общественным и в возможности
оценивать свое взаимодействие с окружающей действительностью.
Какова психологическая природа процесса взаимодействия младшего
школьника с окружающим миром?
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, лю
бит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне
самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принима

7
ющая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого,
его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего
школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с
окружающим миром.
Учитель даже с небольшим опытом работы знает, что ребенок 6–9 лет —
существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного
мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школь
ник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его
деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться
им с точки зрения существующих общественных эталонов («правиль
но–неправильно», «можно–нельзя», «красиво–некрасиво», «нравствен
но–безнравственно» и т. п.).
Конечно, формирование этих жизненных ценностей во многом зави
сит от «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), то есть от ус
ловий, которые создаются в процессе обучения и воспитания. И первым
таким условием является знакомство детей с различными сторонами ок
ружающей природы, человеческой культуры, образцами поведения в об
ществе и др.
Если характеризовать достижения младшего школьника в области при
обретения новых знаний, то можно выделить целый круг различных
представлений, которыми овладело большинство детей этого возраста:
знания о предметах и вещах (мебель, одежда, предметы быта и т. п.), об
объектах природы, о сезонных изменениях в природе, о людях, их про
фессиях, труде, праздниках и многом другом.
Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружа
ющему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о
предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно
абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проб
лемы» — о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной и
т. п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о вза
имоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в общест
ве взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализировать
ся. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения
взрослых — рассказы о героических подвигах, исторических событиях, пу
тешественниках и т. п. Дети начинают анализировать эмоциональные от
ношения со сверстниками: возникает дружба, привязанность, осознанное
стремление к лидерству и т. п.
Характеризуя «знаниевые» достижения младших школьников с точки
зрения приобретения ими новых знаний, следует отметить совершенство

8
вание чувственного опыта детей: к концу обучения в начальной школе они
овладели сенсорными эталонами, то есть основными образцами, характе
ризующими качества предметов (цвет, форма, величина, высота звука,
вкус и др.). Они могут сравнивать и классифицировать предметы по этало
нам, выстраивать предметы по характерным признакам (по оттенкам цве
та, величине и пр.), «достраивать» определенную форму до конкретного
предмета (см. рисунок).




Приглашаем к дискуссии
Есть такое мнение, что современный ребенок, «запертый» в ограни
ченном пространстве жилой комнаты наедине с телевизором,
компьютером или «видиком», страдает от отсутствия развитой сен
сорной базы. Он в прямом смысле воспринимает мир только глазами и
ушами, а остальные его ощущения «дремлют». Более того, новейшие
технические изобретения (компьютер, телевизор), по мнению многих
взрослых (в том числе и педагогов), оказывают отрицательное влияние
на развитие ребенка, потому что предоставляют информацию в гото
вом виде. В этом случае ребенок не учится приобретать знания само
стоятельно, отбирать их, пропускать через «сито» нужности и полез
ности, а значит, не способствует формированию элементов самообра
зования и саморазвития.

Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность
младшего школьника, как целостное восприятие мира. Для ребенка этого
возраста окружающий мир представлен не отдельными (дифференциро
ванными) сторонами действительности, а очень важными для познания

9
ощущениями — это звуки, формы, величины и т. д. Они существуют для ре
бенка пока независимо друг от друга, младший школьник только начинает
устанавливать между ними связи, искать зависимости, дифференцировать
их, соединять в группы: природа живая и неживая; человек, другие люди…
Но если это так, то, по видимому, наиболее целесообразно, чтобы младший
школьник изучал окружающий мир с помощью интегрированных предме
тов. Исходя из возрастных возможностей младшего школьника, нужно
построить учебный процесс таким образом, чтобы ребенок постепенно пе
реходил к расчлененному (предметно дифференцированному) изучению
мира. Именно это и побудило авторов УМК «Начальная школа ХХI века»
создать ряд интегрированных курсов, об одном из которых мы поговорим
ниже.
Познание окружающего мира связано с такими психологическими осо
бенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелатель
ность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут
на контакт с другими людьми — взрослыми, сверстниками, любят выпол
нять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя
роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень разви
тия эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманно
го отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с
окружающим миром.

В записную книжку учителя
Что такое эмпатия? Это слово происходит от английского empathy —
сочувствие, сопереживание и обозначает способность человека эмо
ционально отзываться на переживания других людей, умение проник
нуть в чужой мир, понимать и принимать эмоциональное состояние дру
гого человека, его чувства и мысли. А слово рефлексия происходит от
латинского reflexio — обращение назад. Оно определяет способность
человека к размышлению, самоанализу, самопознанию. Это умение ин
дивида взглянуть на себя со стороны, «чужими глазами», проанализиро
вать мнение других людей о своей персоне, признать существование дру
гого взгляда и учесть его при корректировке самооценки.

У младшего школьника при определенных условиях могут быть сфор
мированы способности к эмпатии. Многочисленные исследования, про
водимые отечественными психологами и педагогами, показывают, что
мнение об эгоцентризме ребенка этого возраста, о его неспособности по
нять чужую боль, страдания, неудобства и т. п. неправомерно. Так, у детей

10
младшего школьного возраста достаточно легко формируется феномен
идентификации, т. е. понимание тождественности, похожести всех жи
вых существ на Земле, включая и человека. Изучая признаки различных
живых существ, школьники начинают осознавать и различия между ни
ми — уникальность каждого и его право на существование.
У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы
рефлексии: он может объективно оценить себя, учится считаться с мнени
ем других и принимать его во внимание в совместной деятельности. Вмес
те с тем это не является его типологической особенностью, то есть не
присуще всем без исключения, хотя наличие этих феноменов у некоторых
детей говорит о возможности их формирования у всех. Это нужно учиты
вать в учебно воспитательном процессе.


Что мы знаем о своих учениках?
Всем нам хорошо известно, что каждая личность индивидуальна, отли
чается от других определенным набором присущих только ей особеннос
тей. Конечно, учитель не только должен быть осведомлен об индивидуаль
ных качествах личности младшего школьника, но и учитывать их в педаго
гическом процессе. Как же учитель узнает о своем ученике?
Прежде всего нужно познакомиться с личным делом школьника: ка
ково его здоровье, какие болезни перенес, есть ли особые отметки нев
ропатолога, психоневролога, терапевта, логопеда и т. п. Многое расска
жет беседа с родителями, посещение учителем семьи накануне учебного
года, письменный опрос матери или отца. Составленные с учетом спе
цифики предмета «Окружающий мир» вопросы для беседы или пись
менного опросника должны помочь учителю понять интересы ребенка,
его любимые дела и привязанности, особенности взаимоотношений со
сверстниками и членами семьи. Например, можно задать следующие
вопросы: Какие занятия у ребенка любимые? С кем из членов семьи он
любит проводить время? Есть ли у него друзья? Привязан ли он к ним?
Есть ли у ребенка дома место для занятий и игр? Часто ли вся семья со
вершает прогулки на природу (в музеи, театры)? Какие книги особенно
любит ребенок? Записан ли он в библиотеку? Принимает ли он участие
в домашних делах? В каких именно?
Педагог должен ежедневно находить время, чтобы пообщаться с каж
дым учащимся, задать ему вопросы, не относящиеся к учебе, приласкать,
погладить, пошутить и т. п. Постоянные целенаправленные наблюдения
учителя за учениками, интерес к их жизни и ситуативному состоянию да

11
дут богатый материал для узнавания, понимания и принятия каждого ре

страница 1
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign