LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.




30
113. Требования к осуществлению 114. Структура и схема анализа
комплексного подхода воспитательных дел
Современные технологии воспитания осуществляют хомплекс- Воспитательное дело - это вид организации и осуществле-
ния конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный
ный подход, выполняя обязательные требования.
процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
1. Воздействуют на зоспитанников по трем-направлениям - на
В любом деле выделяются следующие этапы:
сознание, чувства и поведение.
1) целеполагания (анализа ситуации, формирования домини-
2. Положительный результат достигается при органичном слия-
рующей и сопутствующих воспитательных целей);
нии воспитания и самовоспитания личности.
2) планирования;
3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение
3) организации и подготовки;
к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего
4) непосредственного осуществления дела;
средств массовой информации, литературы, искусства, семьи,
5) анализа достигнутых результатов.
школы, органов правопорядка, коллективов и групп, - непремен-
Существует апробированная схема анализа воспитательного
ное условие комплексного подхода.
дела, заключающаяся в последовательных ответах на вопросы:
4. Заданные качества личности формируются через систему
1. Все ли позиция подготовки и проведения воспитательного
конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчерк-
дела нашли отражение в плане.
нуто комплексный характер, требующий одновременного осуще- 2. Отвечало ли содержание программы намеченной цели.
ствления задач умственного, физичаского, нравственного, эстети- 3. Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень
ческого и трудового воспитания в органически слитом процессе. организации.
5. Комплексный подход предполагает системный подход к про- 4. Все ли запланированные меры в достаточной степени были
цессу воспитания и управления им. подкреплены ресурсами.
5. Какие фрагменты, части дела удались лучше, почему.
6. Выдержано ли воспитательное дело во времени.
7. Кто и почему срывал сроки.
8. Представляло ли воспитательное дело систему или же было
набором мало связанных между собой фрагментов и частей.
9. Был ли эффект новизны.
10. Отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела
его замыслу.
11. Удовлетворяет ли качесгво дела, отношение к нему участни-
ков, над какими вопросами оно заставило их задуматься.
12. Какой оценки заслуживает каждый член коллектива, прини-
мавший учасгие в воспитательном деле.
13. Каким было поведение участников.
14. Почему возникли случаи отрицательной реакции части уче-
ников на те или иные педагогические действия.
15. Отчего нужно отказаться.
16. Что нового ввести в следующие воспитательные дела.



115. Сущность эстетических 116. Компьютерная диагностика
воспитанности
и экологических воспитательных дел
Диагностирование воспитанности - это исследование
Эстетические (художественные) дела - общее название
дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического классного руководителя, которое дает ему информацию об уровне
отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, воспитанности классного коллектива в целом и каждого воспитан-
искусству, поведению. Главные задачи эстетического воспитания - ника в частности. Главная задача воспитательного диагностирова-
формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, ния - установление реального состояния сформированное™ мо-
ральных л социальных качеств учеников, определение критических
потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетической вос-
питанности считается овладение эстетической культурой. Эстети- и рискованных аспектов. На основе диагностирования разрабаты-
ческая культура как составная часть культуры духовной предполагает ваются стратегия и тактика управления воспитательным процес-
умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого сом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает
не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни. определить, сколько времени и усилий понадобится классному ру-
ководителю для того, чтобы достичь заданного уровня сформиро-
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасно-
ванное™ определенных качеств.
го, облагораживает личность. Эстетическое воспитание неразрыв-
Технология диагностирования воспитанности должна отвечать
но связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим.
Основной смысл экологических воспитательных дел - конк- ряду важных требований. Она должна быть:
ретная практическая природоохранная деятельность. Объектами 1) доступной для массового применения воспитателями всех
этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности уровней квалификации;
человека - земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности 2) экономной - требовать минимума времени и усилий;
региона, местные условия определяют направленность, вид, орга- 3) надежной - давать максимально обоснованные выводы;
низацию и осуществление экологических воспитательных дел. 4) информативной - результаты диагностирования должны да-*
вать ответы на широкий круг вопросов;
5) наглядной - выводы фиксируются в виде графиков, сравни-
тельных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать
изменения, накапливать.




31
117. Общественное воспитание 118. Социальная педагогика
и социальный педагог
Под общественным воспитанием понимается воспитание,
осуществляемое в системе «человек - человек», т. е. через непо- Социальная педагогика изучает проблемы общественного
средственные человеческие отношения, а также специально учреж- воспитания. Ее предмет - закономерности влияния социальной
денными для этой цели общественными институтами - благотвори- среды на формирование личности. Внимательно присматривается
тельными фондами, организациями, обществами, ассоциациями социальная педагогика к «группам риска», которые составляют
и т. п. люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических услови-
Иногда понятие «общественное воспитание» сужается до от- ях, - безработные, бомжи, наркоманы, пьяницы, проститутки,
дельного направления воспитательной деятельности, например преступники, больные и т. д. Этим людям особенно нужна квали-
в семье, в других случаях оно охватывает всю общественную вос- фицированная педагогическая помощь. Социальная педагогика
питательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание. изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и по-
жилом возрасте. Интересуют ее и проблемы деловой карьеры,
Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные
женского воспитания, организации досуга. Социальная педагоги-
периоды развития общества и служит средством самозащиты лю-
ка ищет пути активного сотрудничества с церковью в духовном
дей, брошенных государством.
возвышении людей.
В развитых странах мощная система общественного воспитания
серьезно влияет на формирование важнейших качеств у подрас- Работу социального педагога с одинаковым правом можно назы-
тающих поколений. Только в обществе могут быть сформированы вать религиозным долгом, социальным призванием, профессией и
у людей те качества, которые ни школа, ни семья в отдельности бизнесом.
сформировать не могут, - гражданственность, патриотизм, со- Социальные работники сталкиваются с широким кругом проб-
циальная активность, ответственность и т. д. лем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое об-
ращение с детьми и т. д. Специализация по группам проблем необ-
ходима, так как она позволяет специалисту получить более
глубокую подготовку.
В настоящее время сферами практической работы считаются:
семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, испра-
вительные заведения. Это самый широкий подход к специали-
зации.




119. Содержание семейного воспитания 120. Общие модели отношений в семьях
Семейное воспитание - общее название для процессов воздей- Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми
ствия на детей со стороны родителей и других членов семьи и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряжен-
с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и ности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле- 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят.
мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Это наи-
изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной. более благополучные для воспитания семьи.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на 2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми
весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспи-
родители, ни дети стараются не нарушать. Родители сами решают,
тательной средой. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
что нужно детям.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье,
3. Материально ориентированные семьи. В таких семьях
сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализа-
главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей
цию личности, является концентрированным выражением ее усилий по фи-
в подобных семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь
зическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены
прагматически, во всем видеть выгоду.
общества: какова семья - таково общество.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним,
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражда-
нина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях рас-
Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии. тут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родите-
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью лям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу,
демократического общества. Семья обязана формировать физически и могут уходить из семьи.
психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, 5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а времен-
готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Состав- ные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не
ными компонентами содержания семейного воспитания являются: приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни.
1) физическое - основывается на здоровом образе жизни и включа- Влияние таких семей крайне негативно.
ет правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закалива-
ние организма и т. д.;
2) нравственное - стержень отношения, формирующих личность.
Воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения,
доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоин-
ства, долга;
3) интеллектуальное - предполагает заинтересованное участие ро-
дителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их
приобретения и постоянного обновления;
4) эстетическое - призвано развить таланты и дарования детей или
просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
5) трудовое - закладывает основу их будущей праведной жизни. У
человека, не приученного трудиться, один путь - поиск «легкой» жизни.



32
122. Общие методы семейного воспитания
121. Наиболее распространенные стили
родительского отношения Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью кото-
рых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние
В современной практике семейного воспитания довольно опре-
родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою спе-
деленно выделяются три стиля отношений: авторитарное, демо-
цифику:
кратическое и либеральное отношение родителей к своим детям.
1) влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкрет-
Г. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми ха-
ных поступках и приспособлениях к личности;
рактеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционно-
2) выбор методов зависит от педагогической культуры-родите-
стью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого
лей: понимания целей воспитания, родительской роли, представ-
стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности.
лений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.
2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, тер-
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий от-
пимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная
печаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родите-
родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безот-
лей - столько разновидностей методов.
ветственными.
Всеми родителями используются общие методы семейного вос-
3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Роди-
питания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример;
тели, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются
поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
к мнению детей, уважают их позиции, развивают самостоятель-
наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные на-
ность суждений. В результате дети лучше понимают родителей,,
казания).
растут разумно послушными, инициативными, с развитым чув-
Выбор и применение методов родительского воспитания опира-
ством собственного достоинства.
ются на ряд общих условий.
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрица-
тельных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения
выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений
в семье, стремление воспитывать личным примером также сказы-
вается на выборе методов.
3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельно-
сти, то обычно превалируют практические методы.
4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее
влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено
издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда
лучше воспитаны.




I 123. Определение непослушания и упрямства 124. Самовоспитание личности
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился че-
Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и
ловек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальней-
младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям,
ший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается
просьбам, советам родителей, нравственным нормам обществен-
с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхож-
ного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, дению не связаны с биологической природой человека (например: усвое-
проступка. ние навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребен- могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное
ка, в котором ярко проявляются его активность, инициатива, изоб- развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает
ретательность. в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».
О личности мы судим по следующим признакам:
Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребен-
1) определенные сформированные социальные качества (ответствен-
ка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность.
ность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твер-
Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает
дость взглядов и убеждений);
установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия,
2) личность характеризуется таким уровнем психического развития,
приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - доса-
который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельно-
дить, отомстить или получить выгоду для себя. стью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - суще-
Проступок - это уже социально опасное явление. Основное от- ственный и главный признак личности.
личие проступков от озорства - в их повторяемости и заблаговре- Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании
менной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возраст- личности являются определенные противоречия. Механизм самовоспи-
тания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жиз-
ными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять
ни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя
свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по
Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негати- улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовос-
визму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выра- питания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни
жающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего
просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием
возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть
упорного непослушания, для которого нет видимых, четких моти-
разрешены усилиями самого воспитанника.
вов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое
В своей работе А. И. Кочетов определяет параметры самовоспитания:
> действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно
1) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
бессмысленно и не приносит пользы.
2) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,
Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обста-
эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное)!
новку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности
3) устойчивость (случайное,,эпизодическое, постоянное);
)у (у
друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической за-
i (выполняет функции
4) эффективность в ф р и омр
щите. Доброта и доверие к нему, обстановка творческой деловито- главные и вспомогательные).
сти в семье - главные условия успешного преодоления упрямства. Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заклю-
. чается в том, что-надо сформировать те положительные качества, от ко-
торых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в дей-
ствие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность,
умение управлять собой и т. д.


33
Содержание
1. Определение педагогики , , 3
2. Основные задачи педагогической науки 3
3. Определение воспитания , 3
4. Определение обучения ., 3
5. Определение и виды образования 4
6. Система педагогических наук , 4
7. Традиционно-педагогические методы 4
8. Виды педагогических экспериментов , ˜ , 4
9. Педагогическое тестирование , 5
10. Методы изучения коллективных явлений , 5
11. Количественные методы в педагогике 5
12. Процесс развития личности .,.. 5
13. Наследственность и среда в развитии человека 6
14. Влияние воспитания на развитие личности , ., , 6
15. Влияние деятельности на развитие личности 6
16. Диагностика развития .'. , 6
17. Виды возрастной периодизации 7
18. Понятие акселерации 7
19. Сущность закона неравномерности развития 7
20. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет) , 7
21. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет) •. 8
22. Особенности развития учеников старшего школьного возраста (15-18 лет) 8
23. Цели и задачи умственного воспитания в современной школе 8
24. Задачи физического воспитания , 8
25. Определение трудового и политехнического воспитания 9
26. Задачи нравственного и эстетического воспитания 9
27. Сущность педагогической концепции прагматизма 9
28. Сущность неопозитивизма 9
29. Сущность экзистенциализма 10
30. Сущность неотомизма 10
31. Сущность бихевиоризма 10
..'.
32. Компоненты педагогического процесса 10
33. Этапы педагогического процесса 11
34. Компоненты педагогической системы , 11
35. Направления и уровни педагогических инноваций 11
36. Основные требования гуманистической педагогики 11
37. Основные формы и методы инновационной деятельности 12
38. Система способов оптимизации педагогической системы , 12
39. Главная педагогическая функция 12
40. Профессиональные качества педагога 12
4 1 . Формула профессионального потенциала педагога 13
42. Характеристика «идеального педагога» 13
43. Определение мастерства учителя , , 13
44. Педагогическая техника , 13
45. Средства невербального педагогического общения , U
46. Аттестация учителей и измерение педагогического профессионализма 14
47. Шестизвенная модель аттестации.. , 14
48. Признаки процесса обучения 14
49. Составляющие процесса обучения как системы 15
50. Содержание образования 15
51. Виды структур изложения содержания учебного процесса 15
52. Содержание учебного процесса 15
53. Проблемное обучение 16
54. Программированное и модульное обучение 16
55. Задачи факторного анализа в педагогике 16
56. Кривые обучения 16
57. Смысл экспериментально-опытного метода 17
58. Понятие мотивации и активности учения 17
59. Осуществление активизации учебной деятельности школьника 17
60. Влияние интереса на мотивацию человеческой деятельности 17
61. Теория потребностей А. Маслоу 18

34
62. Методы изучения мотивации 18
63. Тренинги мотивации достижений и «причинных схем» 18
64. Тренинт личной причинности и внутренней мотивации 18
65. Обставляющие стратегии самомотивации 19
66. Стимулы учения ; 19
67. Стимулы для активизации состояния человека 19
68. Классификация закономерностей обучения 19
69. Виды закономерностей процесса обучения Г 20
70. Принцип наглядности „ , 20
71. Принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности 20
72. Принцип доступности и принцип научности 20
73. Понятие системности мышления 21
74. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, принцип связи теории с практикой 21
75. Приемы и методы обучения, их классификация , 21
76. Словесный метод обучения и метод объяснения 21
77. Сущность рассказа, лекции и беседы , 22
78. Метод работы с учебником или книгой, применение упражнений 22
79. Сущность видеометода 22
80. Особенности практического метода... 22
81. Применение познавательных игр и программное обучение 23
82. Обучающий контроль ; , 23
83. Методы проверки и оценки знаний 23
84. Классификация организационных форм обучения и особенности классно-урочной формы 23
85. Сущность и классификация уроков 24
86. Проведение уроков 24
87. Пути повышения эффективности обучения ..., 24
88. Виды нестандартных уроков 24
89. Диагностирование обученности, контроль и проверка знаний и умений... 25
90. Понятие оценивания и оценки 25
91. Тестирование обученности, достижений, развития .,..'. 25
92. Правила составления диагностического тестирования. Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль 25
93. Компоненты и диагностика обучаемости учащихся 26
94. Процесс воспитания и диагностика воспитанности 26
95. Критерии воспитанности ,., 26
96. Проблемная воспитывающая ситуация 26
97. Требования к современным принципам воспитания , 27
98. Принципы связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип гуманизации воспитания 27
99. Правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию 27

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign