LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тамия) - это общие исходные положения, в которых выражены Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому принцип
основные требования к содержанию, методам, организации воспи- связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих
тательного процесса. Они отражают специфику процесса воспита- в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитате-
ния, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, лей активной деятельности в двух главных направлениях:
это общие положения, которыми руководствуются педагоги при 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с об-
решении воспитательных задач. щественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней пе-
ременами;
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам вос-
2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отноше-
питания.
ниям, различным видам общественно полезной деятельности.
1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не
В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жиз-
рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения
нью трактуется суженно - как приобщение воспитанников к труду,
в практику.
посильному участию в общественном производстве.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комп-
Требования принципа опоры на положительное в воспитании
лексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное,
просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и,
изолированное применение на всех этапах воспитательного про-
опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформиро-
ЦвССЗ.
ванные или отрицательно сориентированные качества, доводя их
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда-
до необходимого уровня и гармонического сочетания.
ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и вто-
>фское
Философская основа этого принципа - известное ф|
ростепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и положение о «противоречивости» человеческой природы.
таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Принцип гуманизации воспитания требует:
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, со- 1) гуманного отношения к личности воспитанника;
ставляют систему. Современная отечественная система воспита- 2) уважения его прав и свобод;
ния руководствуется следующими принципами: 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформиро-
1) общественная направленность воспитания; ванных требований;
2) связь воспитания с жизнью, трудом; 4) уважение к позиции во ика даже тог/ когда он отка-
тогда,
зывается выполнять предъявляемые' требования;
3) опора на положительное в воспитании; .>
5) уважение права человека быть самим собой;
.4) гуманизация воспитания;
6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его
5) личностный подход;
воспитания;
6) единство воспитательных воздействий.
7) ненасильственного формирования требуемых качеств;
8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство
личности наказаний;
9) признание права личности на полный отказ от формирования
тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее
убеждениям (гуманитарным, религиозным и другим).



Г 100. Формы воспитания
Правила реализации принципа
личностного подхода к воспитанию Форма воспитания - это внешнее вырг процесса вос-
питания. Философские категории ее ия и формы отражает
Личностный подход понимается как опора на личностные ка-
единство внутреннего и внешнего в явл
чества. Последние выражают очень важные для воспитания харак-
указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается.
теристики - направленность личности, ее ценностные ориентации,
. Содержание и форма неразрывно связаны между собой - изме-
жизненнью планы; сформировавшиеся установки, доминирующие
нение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот.
мотивы деятельности и поведения.
Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ве-
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы вос-
дущая роль принадлежит содержанию.
питатель:
Для анализа форм воспитания воспользуемся количественным
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенно-
критерием. По количеству охватываемых процессом воспитания
сти темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки сво-
людей формы воспитания делятся на:
их воспитанников;
- индивидуальные;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформиро-
- микрогрупповые;
ванное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления,
- групповые (коллективные);
мотивы, интересы, установки, направленность личности, отноше-
- массовые.
ние к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы
и др.;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для
него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие лич-
ности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут
помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовре-
мя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания
в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал
в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность
воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовы-
вал и направлял ведущую к успеху деятельность.




27
102. Личность как объект и субъект
101. Ученический коллектив
воспитательного процесса
Коллектив - это любая организованная группа людей или
и ее взаимодействие с коллективом
только высокоорганизованная группа. В педагогической литерату-
ре коллективом называется объединение воспитанников (учени- Воспитание растущего человека как формирование развитой
ков), отличающееся рядом важных признаков. личности составляет одну из главных задач современного общест-
1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обя- ва. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности,
зательно совпадает с общественными целями, поддерживается об- формирование духовно развитой личности в процессе историче-
ществом и государством. ского развития общества не совершается автоматически. Оно тре-
2. Общая совместная деятельность для достижения постав- бует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на
ленной цели, общая организация этой деятельности. создание материальных возможностей, объективных социальных
3. Отношения ответственной зависимости. Между члена- условий, так и на реализацию открывающихся на каждом истори-
ми коллектива устанавливаются отношения, отражающие единство ческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного со-
связанных с ними переживаний и оценочных суждений. вершенствования человека.
4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,
устанавливаются демократические отношения. чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человеч-
Ученический коллектив - это группа учеников, объединен- ность, что требует не только умственного развития детей, не толь-
ная общей социально значимой целью, деятельностью, организа- ко развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыс-
цией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и от- лить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа
личающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности
зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях. к участию в экономической, социальной, культурной и политиче-
Ученический коллектив как система - это: ской жизни, личностно-общественного становления, развития
- органичная часть более сложного объединения - воспита- многообразных способностей, центральное место в которых зани-
тельного коллектива, включающего, кроме детского, и коллектив мает способность быть субъектом общественных отношений, спо-
педагогов-воспитзтетелей; собность и готовность участвовать в социально необходимой дея-
- относительно автономная система, которой свойственны про- тельности.
цессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления; Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключе-
- скоординированное единство двух структур: официальной, вых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и
складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, скла- свобод человека он приобретает особую важность.
дывающейся в значительной степени в процессе межличностного Процесс включения ученика в систему коллективных отношений
общения; сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положение
- субъект деятельности по реализации единых общественно личности в системе коллективных отношений самым существен-
значимых целей; ным образом зависит от ее индивидуального социального опыта.
- субъект воспитания по отношению к личности каждого из вхо- Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценност-
дящих в него членов. ных ориентации, линию поведения.




103. Выбор методов и средств воспитания 104. Классификация методов воспитания
Метод воспитания - это путь достижения заданной цели вос- Классификация методов - это выстроенная по определен-
питания. Методы - это способы воздействия на сознание, волю, ному признаку система методов. Классификация помогает обнару-
чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них задан- жить в методах общее и специфическое, существенное и случай-
ных целью воспитания качеств. ное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их
Средство воспитания - это совокупность приемов. Сред- осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
ство - уже не прием, но еще не метод. Например, труд, слово. В современной педагогике известны десятки классификаций,
Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов одни из которых дольше пригодны для решения практических за-
воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие. дач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только i По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упраж-
методы, но и определяет их. Какова цель, таким должен быть и нение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров,
метод ее достижения. Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода
2. Содержание воспитания. Очень важно увязать методы не включает в себя направленность, применимость, особенность и
с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. некоторые другие стороны методов.
3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же По результатам методы воздействия на воспитанника можно
задачи решаются различными методами в зависимости от возраста разделить на два класса:
воспитанников. 1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отно-
4. Уровень сформированности коллектива. По мере раз- шения, формирующие представления, понятия, идеи;
вития коллективных форм самоуправления методы педагогическо- 2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной
го воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - тип поведения.
необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя В настоящее время наиболее объективной и удобной представ-
с воспитанниками. ляется классификация методов воспитания на основе направлен-
5. Индивидуальные и личностные особенности воспи- ности - интегративной характеристики, включающей в себя
в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны
6. Условия воспитания. Сюда относятся отношения, склады- методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характе-
вающиеся в классе: климат а коллективе, стиль педагогического ристикой выделяются три группы методов воспитания.
руководства и др. 1. Методы формирования сознания личности.
7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся сред-
2. Методы организации деятельности и формирования опыта
ствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
общественного поведения.
8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель вы-
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
бирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие,
применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных
. условиях используются «щадящие» методы воспитания.
| 10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель
, должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть,
| к каким результатам приведет применение метода.
| ,__ . ,

28
105. Сущность этического рассказа 106. Смысл внушения, увещевания,
и сущность разъяснения этических бесед
Рассказ на этическую тему, который используется преиму- Для внушения характерно некри веское восприятие школьником
педагогического воздействия. Вн ние, проникая незаметно в пси-
щественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложе-
хику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы
ние конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержа-
деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение ис-
ние. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам
пользуется для усиления воздействия других методов воспитания.
понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.
У рассказов на этическую тему несколько функций: служить источ-
Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспита-
ником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом
телем формы обращения. Применяя увещевание как воспитатель-
других людей. Также служит способом использования положитель- ный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положи-
ного примера в воспитании. тельное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких
К условиям эффективности этического рассказа относятся сле- результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чув-
ствам собственного достоинства, чести создают необходимые
дующие.
предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже
1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьни-
в очень сложных ситуациях воспитания.
Этическая беседа - метод систематического и последова-
2. Ра иллюстрациями, которыми могут
р р у
тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сто-
фф
стать произведения живописи, художественные фотографии, изде-
рон - воспитателя и воспитанников. Бе гюедметснй чаще всего ста-
лия народных умельцев.
новятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этиче-
этической беседы - углубление, упрочнение нравственных поня-
ского рассказа. тий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы
4. Рассказ производит должное впечатление только когда, когда нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа - метод
выполняется профессионально. привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суж-
5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. дений по всем волнующим их вопросам.
Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились как Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда
можно дольше. важных условий.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия 1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер,
предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
на воспитанников. Разъяснение применяется только там и только
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по за-
тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то
ранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подска-
объяснить, сообщить, так или иначе повлиять на его сознание и
занных взрослыми ответов.
чувства. Разъяснение применяется:
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.
1) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качест-
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному
во или форму поведения;
опыту воспитанников.
2) для выработки правильного отношения воспитанников к опре-
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
деленному поступку, который уже совершен.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в
том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к пра-
вильному выводу.


*-
107. Сущность метода примера, 108. Смысл метода требования,
метода упражнений метода приучения
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его Требование - это метод воспитания, с помощью которого нор-
мы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стиму-
воздействие основывается на известной закономерности: явления,
лируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и
воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются
проявления у него определенных качеств.
в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни переко-
По форме предъявления различаются прямые (императив-
дирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. При-
ность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (со-
мер действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - на
вет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) требования.
уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания
Требование-совет - это апелляция к сознанию воспитанника,
и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, ак-
убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости
тивизирует деятельность.
рекомендуемых педагогом действий.
Психологической основой примера служит подражательность. Бла-
Требование-игра - это требование в игровом оформлении.
годаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно
Упражнение - способ привлечения к деятельности - практи-
выполняются и требования.
ческий метод воспитания, сущность которого состоит в многократ-
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейт-
ном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматиз- ральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выде-
ма. Результат упражнения - устойчивые качества личности - ляются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования.
навыки и привычки. Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его
Эффективность упражнения зависит от следующих важных усло- применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне
вий: сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровож-
1) системы упражнений; дается болезненными процессами, вызывает недовольство. ,
2) их содержания; Приучение применяется на всех этапах воспитательного процес-
3) доступности и посильности упражнений; са, но наиболее эффективно на ранней стадии. Условия Правильно-
го применения приучения следующие.
4) объема;
1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя
5) частоты повторений;
и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет,
6) контроля и коррекции;
что это ему необходимо.
7) личностных особенностей воспитанников;
2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не
8) места и времени выполнения упражнений;
давать казенно-бюрократических указаний.
9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптималь-
упражнений;
ный объем действий, посильных для воспитанников.
10) мотивации и стимулирования упражнений.
4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.
5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему
приучений.
6. Приучение требует постоянного контроля.
7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игро-
вой форме.



29
Т 110. Сущность метода наказания
соревнования
109. Опр
Поощрение можно назвать выражением положительной оцен- Наказание ˜ это метод педагогического воздействия, которое
ки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навы- должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их,
ки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении по- вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны
ложительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны: следующие виды наказания, связанные с:
одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление 1) наложением дополнительных обязательств;
почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д. 2) лишением или ограничением определенных прав;
Эффективность поощрения зависит от следующих правил. 3) выражением морального порицания, осуждения.
1, Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение Среди педагогических условий, определяющих эффективность
воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением по- метода наказания, выделяются следующие:
лучить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нрав- 1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллекти-
ственными мотивами. ва или поддерживается им; "
2, Поощрение не должно противопоставлять воспитанника осталь- 2) не рекомендуется применять групповое наказание;
ным членам коллектива. 3) если решение о наказании принято, то нарушитель должен
быть наказан;
3, Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы - кому,
4) наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает
сколько и за что.
его справедливым;
. 4. Поощрение требует личностного подхода,
5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая во- 5) употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;
прос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками. 6) при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблю-
Соревнование ˜ это метод направления естественной потреб- дать такую линию развития: от наказаний, направленных преиму-
ности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание щественно на торможение отрицательных поступков, черт характе-
нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ра, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать
школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, раз- определенные положительные качества;
вивают физические, нравственные, эстетические камества. Орга- 7) основа для применения метода наказания - конфликтная си-
низация соревнования - трудное дело, требующее знания психо- туация;
логии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и 8) не допускайте превращения наказания в орудие мести;
требований, среди которых выделяют следующие: 9) наказание требует педагогического такта, хорошего знания
1) организация соревнования - основа его эффективности. возрастной психологии, а также понимания того, что одними нака-
Определяются цели и задачи соревнования, составляется прог- заниями делу не помочь. Потому наказание применяется только
рамма, разрабатываются критерии оценок, создаются условия в комплексе с другими методами воспитания.
для проведения соревнования, подведения итогов и награждения
победителей;
2) должны быть установлены направленность и содержание со-
ревнования. *




ЧЦг-
1 1 1 . Сущность 112. Технология воспитания
субъективно-прагматического метода и главные факторы воспитания
Субъективно-прагматический метод стимулирования дея- На практике теория осуществляется с помощью технологии.
тельности и поведения воспитанников основывается на создании В производственном процессе технология - это система предложен-
условий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушать ных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ве-
дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, эко- дет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует по-
номически накладно. Педагоги используют напряженную об- лучение продукции заданного количества и качества. Технология -
щественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они концентрированное выражение достигнутого уровня производства:
подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с бу- это и способ, и результат внедрения научных достижений.
дущим социально-экономическим положением человека. В этой Воспитательный прочесе можно рассмотреть как производ-
связи воспитание приобретает обостренно-личностную направ- ственный. В школе, как и на производстве, предполагается нали-
ленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить по- чие-определенной материальной базы, соответствующей специфи-
ложительные отзывы. ке тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих
задач направлен воспитательный процесс - аналог производ-
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода
ственного процесса.
следующие:
1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателя- Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вы-
ми, где четко определяются обязанности сторон; звало к жизни новые направления в педагогической теории и прак-
2} личные карточки самосовершенствования, которые составля- тике. Простая и ясная процедура на производстве, технология
ются воспитателями и родителями; в школе приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что
говорить об адекватной производственной технологии воспитания
3) дифференцированные группы по интересам;
невозможно.
4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением,
социальным развитием воспитанника; К числу глазных факторов воспитания относятся:
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования, 1) сложившийся образ жизни школьника, который может содей-
конкурсы; ствовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
2) условия жизни, которые содействуют становлению опреде-
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реаль-
ленного образа жизни в рамках различных регионов (традиции,
ные наказания.
нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные осо-
бенности, особенности природной среды);
3) средства массовой информации и пропаганды;
4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосред-
ственно влияющие на личность школьника (воспитательные систе-
мы, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные
нормы, психологический климат);
5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллек-
тивах, положение школьника в системе колпективных отношений;

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign