LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

11. Используйте ситуацию.
12. Дайте обучаемому шанс.




67. Стимулы для активизации 68. Классификация закономерностей обучения
состояния человека Закономерность отражает объективные, существенные, необ-
ходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных
Будем исходить из того, что натура человеческая многолика,
условиях взаимосвязи.
а поэтому всегда предпочтительнее применять многие слабые сти-
Для выяснения логической основы классификации многочислен-
мулы, чем один сильнодействующий. В таким случае что-нибудь
ных и многоплановых закономерностей обучения создается мо-
обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который
дель. В ней процесс обучения рассматривается как система, ком-
сделана ставка, может и не попасть в цель.
понентами которой являются различные стороны целостного
1. Обращайтесь к самолюбию. Нормальному человеку свой-
процесса:
ственно стремление улучшать свое положение.
1) дидактический компонент, обобщающий собственно дидакти-
2. Показывайте достижения, большинство людей любят слу-
ческие характеристики процесса, такие, как цели, содержание,
шать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доб-
виды, методы, средства, способы, формы обучения и т. д.;
рое слово, обнародованный рейтинг придают чувство уверенности
2) гносеологический компонент процесса, определяющий его
и удовлетворения собой.
в аспекте познания учащимся под руководством учителя объектив-
3. Осторожно поддерживайте соперничество. Современная
ной действительности, фактов и законов природы и общества, са-
жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками.
мих себя;
4. Хвалите.
3) психологический компонент процесса, относящийся преиму-
5. Критикуйте! сопереживая,
щественно к внутренней, психической (познавательной) деятель-
6. Переходите на контракты. Учитель предлагает ученику со-
ности учащихся в процессе обучения;
ставить контракт на выполнение взаимных обязательств. Контракт
4) в кибернетическом аспекте находят отражение все многооб-
считается одинаково нарушенным, если обучаемый выполнил свою
разие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция ин-
работу на более высоком уровне или учитель выставил более высо-
формационных потоков, а главное - управление усвоением инфор-
кую оценку, чем заслуживает данная работа.
мации;
7. Ищите нестандартные решения.
5) социологический компонент системы охватывает отношение
8. Дайте обучаемому шанс спасти свой престиж.
между участниками учебного процесса;
9. Создавайте хорошую репутацию своим питомцам.
6} организационный компонент, отражающий учебный процесс
в аспекте интеллектуального труда.




19
г *•
70. Принцип наглядности
69. Виды закономерностей процесса обучения
Выделяются следующие закономерности процесса обучения. В процессе познания окружающей действительности (то же и
1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому
- уровня и темпов развития общества; принцип наглядности выражает необходимость формирования
- потребностей и возможностей общества; у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных
- уровня развития и возможностей педагогической науки и
восприятий предметов и явлений. Если человек получает инфор-
практики.
мацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она восприни-
2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения
мается более обостренно по сравнению с той информацией, кото-
зависит от:
рая поступает лишь через посредство зрения или только через
- общественных потребностей и целей обучения;
посредство слуха.
- темпов социального и научно-технического прогресса;
- возрастных возможностей школьников; Наглядность, используемая в процессе изучения различных учеб-
- уровня развития теории и практики обучения; ных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды.
- материально-технических и экономических возможностей Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду
учебных заведений.
относятся естественные объекты и явления, т. е. такие, какие
3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого
встречаются в действительности.
нового этапа обучения зависит от:
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты,
- продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем ре-
модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные эк-
зультатов;
ранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические
- характера и объема изучаемого материала;
- организационно-педагогического воздействия обучающих; учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.).
- обучаемости учащихся; Специфическим видом наглядности является словесно-об-
' - времени обучения. разная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные
4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидакти-
описания или рассказы об интересных случаях, например при
ческих методов зависит от:
изучении истории или литературы, различного рода звуковые
- знаний и навыков в применении методов;
средства (видео- и магнитофонные записи).
- цели обучения;
Другим видом наглядности является практический показ
- содержания обучения;
обучающим тех или иных действий: выполнение физических
- возраста учащихся;
- учебных возможностей (обучаемости) учащихся; упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инст-
- материально-технического обеспечения; рументом на уроках трудового обучения и т. п.
- организации учебного процесса. Все названные основные виды наглядности очень часто допол-
5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обуче- няются еще одним своеобразным видом - это так называемая
ния зависит от:
внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осу-
- интенсивности обратных связей в системе обучения;
ществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им пред-
- обоснованности корректирующих воздействий.
лагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то яв-
6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность
ление.
обучения зависит от:
- внутренних стимулов (мотивов) обучения; В последнее время особое значение в процессе обучения отво-
- внешних (общественных, экономических, педагогических) сти- дится изобразительной наглядности.
мулов.



7 1 . Принцип сознательности и активности, 72. Принцип доступности и принцип научности
принцип систематичности Принцип доступности заключается в необходимости соответ-
и последовательности ствия содержания, методов и форм обучения возрастным особен-
ностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не
Одной из важнейших целей обучения является формирование у
должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без
учащихся правильного отношения к окружающей действительности
напряжения умственных сил учащихся.
и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания
Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются
становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно.
в виду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспита-
Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания,
ния является учебный труд учащихся. Учение - это ежедневный
а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно,
многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был
т. е. сознательно.
трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствова-
Сознательность в усвоении материала учащимися во многом за-
ли уверенность в своих силах, которая ведет к творческой актив-
висит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно
ности.
следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулиро-
Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время
вать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на
не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука
уровне актуального развития, что не способствует активизации
не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности
внимания учащихся.
человека. Поэтому он не выделялся Я. А. Коменским. В дальней-
Впервые принцип систематичности и последовательности, как и
шем, с повышением роли знаний в практической деятельности че-
многие другие, был применен Я. А. Коменским, считавшим, что,
ловечества, в общественном производстве наряду с обыденными
как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и
житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необ-
целесообразным.
ходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос
Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение
о введении принципа научности и в систему образования.
учебного материала учителем доводилось до уровня системности
Главной целью принципа научности является то, чтобы учащиеся
в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только
понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их
в определенной последовательности, но чтобы они были взаимо-
необходимо каждому живущему в современном обществе.




20
73. Понятие системности мышления 74. Принцип прочности в овладении знаниями,
умениями и навыками, принцип связи
Системность мышления заключается в установлении ассоциа-
теории с практикой
ций, т. е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То
же самое происходит и при параллельном изучении различных Принцип прочности означает способность учащегося при необхо-
предметов по школьной программе, между ними устанавливаются димости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствую-
так называемые межпредметные связи, которые являются одним щими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность - это
из важнейших условий реализации принципа систематичности и не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться
последовательности в учебном процессе. тем, чем располагает память. В этом заключается главная особен-
Для межпредметных связей необходимо выделять так называе- ность данного принципа.
мые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наибо- Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение,
лее важные явления, которые изучаются в разных учебных предме- которое ориентируется только на запоминание, на повторение рас-
тах (например, уровень развития культуры какой-то исторической сказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс
эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на обучения ориентируется лишь на развитие механической памяти
уроках литературы). Между такими предметами, как история и ли- учащихся, для чего применяется многократное повторение. На са-
тература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, мом же деле необходимо развитие как логической, так и механи-
должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны ческой памяти на основе развития элементов рассудочной дея-
поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаим- тельности учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся запоминали
ное посещение уроков, совместное перспективное планирование, лишь основные понятия, фундаментальные, ключевые, а имея на-
выделение «сквозных тем» и т. д.). В последние годы отдельными выки рассудочной деятельности, они смогут самостоятельно обо-
учителями разрабатываются авторские интегративные программы сновать новые понятия, объяснить факты и т. п.
по комплексному изучению определенных разделов учебных пред-
Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны
метов.
понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами
по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования
практической деятельности, улучшения жизни людей.
Главной особенностью принципа связи теории с практикой явля-
ется то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории
в жизни человека, в его практической деятельности. И чтобы они
умели применять усвоенные знания для решения задач практическо-
го характера, которые возникают перед ними. Такие умения являют-
ся одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.
Традиционными путями связи теории с практикой являются раз-
нообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и
практических работ, организация различного рода наблюдений за
конкретными объектами и явлениями и т. п. Однако обычно при
организации процесса обучения забывают о таком пути, как опора
на личный опыт учащихся.



г *
75. Приемы и методы обучения, 76. Словесный метод обучения
их классификация и метод объяснения
Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти виды Одним из видов классификации методов обучения являются
деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться словесные, или, как их еще называют, методы устного нало-
самыми разнообразными способами в зависимости от используе- жения материала. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, ра-
мых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная бота с учебником (печатное слово). Традиционно эти методы ис-
деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она пользуются для передачи учебной информации. Но в процессе
осуществляется. беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информа-
Методы обучения являются и исторической, и социальной кате- цию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а проду-
горией, так как они меняются в зависимости от исторических и со- манной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную
циальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется активность.
содержание образования, вслед за этим меняются и способы дея-
Работа с учебником, книгой, справочной литературой также мо-
тельности обучающих и обучающихся.
жет использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нуж-
Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от
ной информации, или исследование, когда разыскивается инфор-
организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится
мация для ответа на определенные вопросы.
самыми разнообразными приемами активизировать эту деятель-
Многие учителя, обращаясь к учащимся, говорят: «Перехожу
ность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы упо-
к объяснению нового материала». На самом же деле учитель очень
требляем и понятие «приемы обучения».
часто, давая новую информацию, пользуется по сути методом рас-
Приемы могут определяться особенностями обучающей систе-
сказа, в процессе которого использует и метод объяснения.
мы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуа-
Объяснение - это доказательное изложение какого-либо закона,
ций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное плани-
правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ
рование действий учащихся для достижения конкретных целей
соответствующих явлений природы, исторических событий и дат,
и т. п. Располагая разнообразными приемами и по-разному орга-
низуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менее особенностей художественного произведения и т. п. Поэтому
трудно однозначно определить сущность методов обучения. объяснение может использоваться как бы в чистом виде, в виде
Рассмотрим традиционную классификацию, сложившуюся в прак- самостоятельного метода обучения, когда оно связано с сообще-
тической деятельности, опирающуюся на источники информации: нием каких-то частных сведений, чаще же всего объяснение высту-
словесные методы обучения (или методы устного изложения ма- пает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции.
териала), наглядные и практические. Эта классификация, как и
все остальные, подвергается критике, в частности со стороны от-
дельных представителей психологической науки, которые отмеча-
ют, что слово - это не источник знаний, а важнейший компонент
познавательного процесса, что словом создается образ явления,
а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не
может рассматриваться как источник. Однако слово может рас-
сматриваться и как средство формирования знаний, и как их источ-
ник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом са-
мой жизни.



21
78. Метод работы с учебником или книгой,
77. Сущность рассказа, лекции и беседы
, применение упражнений
Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейших
методов изложения нового материала. Однако сложность такого Особую роль в этой группе методов (словесных) имеет метод
подхода к этому методу заключается в том, что разным учащимся работы с учебником или книгой. В процессе обучения нельзя,
порой трудно воспринимать одинаковую информационную нагруз- да и невозможно добиться от учащихся, чтобы они запоминали всю
ку при коллективных формах обучения, у них и возникают затрудне- получаемую информацию. Они должны запомнить фундаменталь-
ния в плане прочности запоминания, глубины мыслительной дея- ные положения, на которых основываются знания по тому или ино-
тельности. Чтобы избежать этого, учителя пытаются менять по му учебному предмету. Более частные положения учащиеся долж-
ходу урока виды деятельности учащихся (слушание, наблюдение, ны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой
выполнение самостоятельных работ и т. п.), однако это не всегда учебной литературе.
эффективно. Работе с учебником (и другой литературой) необходимо обучать
Лекция - это тоже один из методов устного изложения, кото- на уроке, в процессе обучения. Это один из важнейших путей под-
рый отличается от рассказа большей строгостью изложения, лек- готовки учащихся к самообразованию. Разумеется, для каждого
ции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, од-
по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответ- нако имеются и некоторые общие.
ствующих учебниках. Этот метод используется в старших классах. Основой метода упражнения является установление физиоло-
Лекция, как и рассказ, может читаться с целью передать учащимся гической связи новой информации с уже имеющимися знаниями.
готовую информацию (часто с элементами проблемного изложения). Упражнения имеют свою специфику в каждом учебном предмете,
Все требования, предъявляемые к методу рассказа, предъявля- однако можно назвать некоторые наиболее общие требования,
ются и к лекции. В зависимости от дидактических целей обучения предъявляемые к ним. Прежде всего это сознательное отношение
эти методы (лекция и рассказ) могут быть вводными, обобщающи- к их выполнению; учащиеся должны знать и понимать, на какой
ми, обзорными и проблемными. учебный материал дано данное упражнение (или задача); с какой
Беседа является одним из важнейших методов устного изложе- целью выполняется данное упражнение (для заучивания или для
ния. Она, так же как и предыдущие методы, может использоваться уяснения сути нового материала); каким образом должно выпол-
по-разному. няться упражнение (образец выполнения). Могут быть упражнения
Наиболее эффективными являются поисковые беседы (с эле- и творческого характера, когда учащиеся самостоятельно ищут
ментами проблемного обучения), которые вооружают учащихся пути его выполнения.
способами научного поиска. Такие беседы дают возможность уча- Необходимо соблюдать дидактическую последовательность при
щимся самим решать посильные для них познавательные задачи. выполнении учащимися упражнений. Прежде должны предлагаться
Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель посте- упражнения, которые обеспечат прочное усвоение знаний, направ-
пенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их ленное на запоминание учебного материала. Потом идут упражнения
в самостоятельное решение познавательных задач (можно выска- с целью проверки качества знаний и умений, которые предполагают
зать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать воспроизведение усвоенного материала. Далее - упражнения по
выводы из проведенного опыта и т. п.). выработке умений по применению знаний в практической деятель-
ности и упражнения творческого характера, требующие самостоя-
тельного применения имеющихся знаний.




80. Особенности практического метода
79. Сущность видеометода
Практические занятия (практикумы) по своему характеру и
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведе-
структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъяв-
ний новых источников экранного преподавания информации (ко-
ляются те же требования. Их особенностью является то, что они,
доскопов, проекторов, киноаппаратов, телевидения, видеопро-
как правило, носят повторительный или обобщающий характер.
игрывателей и видеомагнитофонов, компьютеров) позволяет
Этот метод используется в основном после прохождения каких-то
выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного ме-
больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формиро-
тода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения
вании навыков технической культуры у. учащихся, которым пред-
знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобще-
стоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических
ния, систематизации.
устройств, в мире компьютерной техники.
Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов-
ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных обра- Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познава-
зов. Информация, представленная в наглядной форме, является тельная'деятельность учащихся на практических занятиях.
наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. \f Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления ра-
боты.
Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает
возможность: 2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу,
1) дать учащимся более полную, достоверную информацию об
а остальные наблюдают и под руководством учителя делают заме-
изучаемых явлениях и процессах;
чания, если в процессе работы допускается ошибка.
2) повысить роль наглядности в учебном процессе;
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоя-
3) удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
тельно выполняет задание. Учитель особое внимание должен уде-
4) освободить учители от части технической работы, связанной
лять тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей
и т. д.; 5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и
оцениваются.
5) наладить эффективную обратную связь;
6) организовать полный и систематический контроль, объектив-
ный учет успеваемости.




22
82. Обучающий контроль
8 1 . Применение познавательных игр
и программное обучение Главная функция данного метода - контрольно-коррекционная,
но при этом очень важно обеспечить органическое включение
Познавательные игры (дидактические) - это специально со-
контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал
зданные ситуации, моделирующие реальность, из которых уча-
не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно
щимся предлагается найти выход. Главное назначение этого мето-
выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждаю-
да - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы
щие функции. Выделяют:
учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразо-
1. Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального
вателем действительности.
и фронтального опроса.
Среди таких игр - разнообразные математические, лингвисти-
2. Письменный контроль. Осуществляется с помощью конт-
ческие игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин,
рольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных за-
игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все
четов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительны-
большую популярность получают симуляционные игры, т. е. спо-
ми, а также различаться глубиной диагностики.
собствующие воспроизведению определенного качества, а также
3. Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений
такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генера-
учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет
ция идей.
использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графи-
Метод инсценизации может принимать различные формы,
ческими работами, решением экспериментальных задач, требую-
например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на
щих проведения опытов.
определенную тему.
4. Машинный (прогр ованный) контроль. При нали-

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign