LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности
Процесс обучения - это своеобразная система, характери-
выдающихся ученых;
зующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она
5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучае-
имеет свои основополагающие положения, которые определяют
мых знаний и формируемых умений в системе, построение всех
характер процесса обучения и его специфику. Например, даже
учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем,
конкретная школа (или вуз) - это тоже система, которая имеет
входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положе-
6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучае-
1, определяющими характер ее жизнедеятельности.
мых знаний и формируемых умений и как универсального средства
подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностям и уровню под-
готовленности школьников, которым та или иная система знаний,
умений предлагается для освоения;
8) доступность, определяемая структурой учебных планов и
программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах,
а также порядком введения и оптимальным количеством изучае-
мых научных понятий и терминов.


•Ж
5 1 . Виды структур изложения 52. Содержание учебного процесса
содержания учебного процесса Содержание учебного процесса определяется учебными плана-
ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учеб-
Содержание учебного процесса определяется учебными плана-
ных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках,
ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учеб-
видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
ных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках,
Учебный план - это сертификат учебного заведения, опреде-
видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
ляющий:
Учебный план -<- это сертификат учебного заведения, опреде-
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и
ляющий:
каникул;
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за-
каникул;
ведении;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за-
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения
3) распределение предметов по годам обучения;
и на изучение предмета в каждом классе;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
и на изучение предмета в каждом классе;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо-
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
ров и т. п.
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо-
На основе учебного плана составляются учебные программы
ров и т. п.
по всем предметам. Учебная программа содержит;
Содержание учебного процесса как система может иметь раз-
объяснительную записку о целях изучения данного предмета,
личную структуру изложения. Элементы структуры - это от-
основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомен-
дельные знания или их элементы, которые могут соединяться меж-
дуемых формах и методах обучения;
ду собой различным образом. Существуют следующие виды
тематическое содержание изучаемого материала;
структур:
ориентировочное количество времени, которое учитель может
линейная структура, когда отдельные части учебного матери-
потратить на изучение отдельных вопросов курса;
ала образуют непрерывную последовательность тесно связанных
перечень основных мировоззренческих вопросов;
между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обу-
указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
чения, как правило, только один раз;
перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
концентрическая структура, предполагающая возвращение
рекомендуемую литературу.
к изучаемым знаниям;
спиральная структура изложения, при которой учащиеся, не
теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют
и углубляют круг связанных с ней знаний;
смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной,
концентрической и спиральной структур.




15
54. Программированное и модульное обучение
53. Проблемное обучение
С целью систематического формирования и развития навыков
Проблемное обучение - это не метод, а своеобразная обучаю-
самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей
щая система. Однако она может быть реализована только в разум-
отечественной дидактике стало внедряться программированное
ном соотношении с объяснительно-иллюстративным обучением,
обучение.
готовящим к поисковой творческой деятельности.
По форме программированное обучение представляет со-
Проблемное обучение - это систематическое включение уча-
бой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально
щихся в процесс решения творческих задач практического и позна-
переработанным учебным материалом.
вательного характера при изучении узловых положений учебной
дисциплины. Самая типичная форма такого обучения состоит в том, напри-
мер, что дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать
Особенностью проблемного обучения в отличие от традицион-
один правильный.
ного - объяснительно-иллюстративного - является то, что уча-
щимся не сообщаются знания в готовом виде.- Знания приобрета- Программированное обучение делится на два вида: линейное и
ются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций. разветвленное. Линейное - это такое программированное обуче-
ние, когда при неправильном выполнении задания (неправильно
Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся
выбранные ответы) ученик-должен повторить весь соответствую-
формируются навыки самостоятельного мышления и более эффек-
щий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.
тивно сказываются убеждения. Осуществление «открытий» воздей-
ствует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции. При разветвленном (если задание не выполнено) ученику ука-
зывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страни-
При всех достоинствах проблемного обучения оно не является
цы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
универсальным, и потому не следует его противопоставлять тради-
ционному репродуктивному обучению - речь должна идти о гармо- Преимущество программированного обучения состоит в нали-
ническом их сочетании. чии постоянной обратной связи. Программированное обучение
также предполагает использование новых средств обучения: соот-
ветствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих
устройств, компьютеров и т. д.
Благодаря поискам новых технологий обучения в последние
годы появилось так называемое модульное обучение, ориентиро-
ванное на результат в развитии самостоятельной познавательной
деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует
в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической тео-
рии и практике». Оно как бы объединяет важнейшие характерные
особенности всех предыдущих классических обучающих систем.
Модульное обучение позволяет реализовать данный принцип,
основанный на достижении конкретных результатов каждым учени-
ком, усвоившим способы овладения учебным материалом, спосо-
бы самоконтроля, на практике.




- * -
56. Кривые обучения
55. Задачи факторного анализа в педагогике
Фактор - это значительная причина, образованная как мини- Если две какие-либо переменные связаны между собой в дина-
мум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединения мическом процессе, то эта связь может быть описана с помощью
единичных факторов образуются общие. некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением
которой является кривая. Применение кривых не только значитель-
Общий дидактический фактор впитывает в себя значительное
но облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость
количество продуктогенных причин и может содержать несколько
видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи.
дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих
факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значи- Принято считать, что первую в психологии обучения кривую
тельное количество продуктогенных причин и общих факторов: На взаимосвязи (кривую обучения) построил в конце прошлого века
вершине иерархии стоят генеральные факторы, объединяющие все немецкий психолог Г. Эббингауз. Он наглядно показал, как идет
без исключения продуктогенные причины определенной группы, процесс забывания выученного материала во времени. К нынешне-
предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные му времени с помощью кривых обучения удалось описать сравни-
факторы. Существуют еще специфические факторы. Это факторы, тельно небольшое число дидактических процессов.
которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продук-
тогенной причине или включить в состав общего или комплексного
фактора.
Факторный анализ - развитая математическая дисциплина.
Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы разработать способы
непротиворечивого выделения продуктивных причин и раскрыть
механизм конструирования из них факторов. Кроме того, объек-
тивно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в ко-
нечный продукт и установить соподчиненность между ними. По
мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа
можно приступать к решению более сложных задач - установле-
нию межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов
действия педагогических закономерностей.
Главное положение факторного анализа в дидактике основыва-
ется на том, что дидактические причины, несмотря на их разнород-
ность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть вы-
делены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными
методами, сведены к относительно небольшому числу общих,
комплексных и генеральных факторов.




16
т
57. Смысл экспериментально-опытного метода 58. Понятие мотивации и активности учения
Для изучения форм связи между дидактическими факторами и Мотивация - общее название для процессов, методов,
продуктивностью обучения был применен экспериментально- средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной
опытный метод. Сущность его состоит в том, что первичное деятельности, активному освоению содержания образования.
гипотетическое представление о возможной форме связи форму- Имея в виду учителя, говорим о мотивации обучения, с позиции
лируется теоретически, далее накапливаются факты и эксперимен- обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутрен-
тальные наблюдения, а на завершающем этапе построенные на ней, или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкла-
этом материале кривые взаимосвязей верифицируются опытом дывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их
(практикой) массового обучения. Сопоставление идеального и отношением к профессиональным обязанностям.
реального, теории и практики обеспечивает наиболее высокую ве- Отношение школьника к учению учителя-практики обычно харак-
роятность выводов и получение скорректированных кривых. теризуют активностью. Активность (учения, освоения содержания
и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкос-
новения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается самостоятель-
ность, связанная с определением объекта, средств деятельности,
ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учите-
лей. Познавательная активность и самостоятельность школьников
неотделимы: более активные школьники, как правило, и более са-
мостоятельные; недостаточная собственная активность школьника
ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.




59. Осуществление активизации 60. Влияние интереса
учебной деятельности школьника на мотивацию человеческой деятельности
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человече-
Управление активностью школьника называется активизацией.
ской деятельности является интерес.
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения
Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком
к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассив-
как особо важная. Интерес можно определить как положительное
ной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной ра-
оценочное отношение субъекта к его деятельности.
боте. Главная цель активизации - формирование активности
обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процес- В обучении действует множество интересов. Весь вопрос в том,
са. Педагогическая практика использует различные пути активиза- насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предме-
ции, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств та, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказа-
обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуа- ний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило за-
циях стимулируют активность и самостоятельность школьников. ключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, интерес был направлен как должно. Наконец, третий, и последний,
в которых обучаемые должны: вывод использования интереса предписывает построить всю
школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить
- отстаивать свое мнение;
детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
естественно возбуждает интерес.
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные задания;
- самостоятельно выбирать' посильное задание;
- находить несколько вариантов решения познавательной задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познава-
тельных и практических действий.




17
61. Теория потребностей А. Маслоу 62. Методы изучения мотивации
Для активизации и развития мотивации применяются общие ме-
Потребности - нужда в чем-то. Потребности являются источ-
тоды исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, бе-
ником активности и ее движущей силой.
седа, экспертная оценка.
Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуа-
Сущность последней состоит в организации целенаправленного
лизации личности.
и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотива-
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение
ции с помощью специальных экспертных методик и приглашении
о необходимости изучения человека как общего, уникального,
для этой цели коллег-учителей или экспертов.
организованного целого. А. Маслоу считает, что определяющей яв-
Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной
ляется мотивация поиска личных целей, смысла жизни.
процедурой, обязательными моментами которой являются четкая
У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они
формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения,
связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной мо-
определение квалификации экспертов, безвредности процедуры,
делью которой является пирамида. В основании пирамиды инди-
обоснованности выводов и др.
видуальной мотивации лежат физиологические потребности
Среди специальных приемов изучения мотивации выделяют:
в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне
1) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы
и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопас-
посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при изме-
ности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защи-
нении условий;
щенность и т. д.). За ними идут потребности в общении, привя-
2) прием выбора партнера. Применяется для того, чтобы
занности и любви. Потребности в оценке и уважении
изучить степень самостоятельности мотивов, зависимость их от
(престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоин-
взаимодействия с другими;
ство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды зани-
3) прием неоконченных предложений. Школьникам пред-
мают не всем доступные потребности - в самосовершен-
лагаются 10 предложений, которые нужно дописать;
ствовании (желать стать кем-то, найти себе применение,
потребность в успехах), знании и понимании (любопытство, 4) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в пре-
осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эс- дыдущем, но с более развернутым содержанием;
тетические (красота, упорядоченность, системность, аккурат- 5) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Осно-
ность, гармония). вывается на утверждении психологов, что обучаемые при этом не-
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат вольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отно-
совпадение интересов, взаимное давление и группирование лю-
дей. В процессе общения формируются различные микрогруппы,
которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся
базисом интеграции людей в более крупные сообщества.




63. Тренинги мотива! 64. Тренинги личной причинности
4ИЙ
и внутренней мотивации
и «причинных схем»
Тренинг мотивации достижений основывается на предполо- Тренинг личной причинности имеет цель научить обучаемых ис-
жении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь кать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по воз-
более высокую школьную успеваемость, у которых обострено чув- можности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек
ство собственного достоинства и стремление постоянного улучше- зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не дол-
ния своих достижений. Формирование синдрома достижения жен быть «пешкой» в чужой игре и «источником» для других. Чтобы
предполагает: помочь школьникам, надо их учить:
1) обучение учащихся сопоставлять собственные достижения с 1) ставить перед собой реалистические цели;
достижениями других обучаемых; 2) соизмерять цели со своими возможностями;
2} обучение способам поведения, типичным для человека с вы- 3) знать свои сильные и слабые стороны;
сокоразвитой мотивацией; 4) определять конкретные действия;
5} планировать перспективу;
3) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни,
а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией 6) правильно оценивать складывающуюся ситуацию;
достижения. 7) постоянно анализировать выполнение личной программы -
приближают ли действия к поставленной цели.
В своих исследованиях ученые обнаружили, что люди по-разно-
му объясняют причины своих поступков. «Психологическая причин- Это основной тренинг. В его основе открытие американского
ность» - так было названо это явление - затрагивает и мотиваци- психолога Э. Дэци: если испытуемым платили деньги за занятия,
рнную сферу. Существуют даже типичные «схемы» объяснений и которые первоначально интересовали их сами по себе, то они те-
оправданий. ряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые,
которым ничего не платили. Самые действенные в обучении внут-
Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотива-
ренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, - пишут
цию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо
А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, - если человек получает
вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что
удовлетворение непхредственно от самого поведения, от самой
обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнози-
деятельности». К факторам успешности тренинга внутренней моти-
рует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим
вации относятся: переживание учащимся собственной автономии
объяснением.
или личностной причастности; ощущение обучаемым собственной
Все программы тренинга мотивации путем изменения «причин-
компетентности; возможности свободного выбора. Негативный
ных схем» отдают предпочтение «усилию» как оптимальному спо-
эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факто-
собу изменения субъективного поведения учащихся о причинах не-
ры, как недостаток времени и необходимость выполнения работы
удач, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним -
к жестко зафиксированному сроку.
недостаточностью собственных усилий.




18
f
65. Составляющие стратегии самомотивации 66. Стимулы учения
В стратегию самомотивации входят десять пунше: Стимулировать - значит подталкивать, побуждать человека
1J стратегия - планируйте на долгосрочную перспективу; к чему-либо.
2) партнерство - ищите такого партнера по обучению, от об- Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хо-
щения с которым вы сможете что-то позаимствовать и которому вы чется действовать, требует специальных усилий, которые,\ в свою
тоже сможете что-то дать; очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих
3) структурирование - установите постоянное время занятий побуждений. Одного лишь понимания того, как надо поступить, да-
(часы, дни недели); леко не достаточно.
4) приближенное планирование - определите в общем виде Стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей,
цели и задачи своего обучения; опираться на достигнутый уровень их развития. Тщетно взывать
5) мотив - выясните, каким образом вы можете ввести содер- к высоким чувствам и прибегать к изысканным побуждениям, если
жание обучения в вашу сегодняшнюю или завтрашнюю профессио- человек не способен еще ни понять, ни принять того, к чему его
нальную практику, просто в повседневную жизнь; зовут. Это очень важный вывод, а утверждение А. Маслоу, что
6) постепенность - разделите содержание обучения на легко большинство людей лишь удовлетворяют свои физиологические
усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содержания средней потребности, подсказывает, в какой сфере нужно искать стимулы
трудности, затем переходите к трудным и, наконец, к легким; прежде всего. Понятно и то, что стимулирование по мере накопле-
ния опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер
7) дополнение - попробуйте дополнить изучаемое содержа-
должно развиваться по восходящей - каждый новый стимул в чем-
ние своими рисунками, примечаниями, структурными схемами;
то превышает предыдущий.
8} награда - скажите себе приятные слова, выполнив задание;
9) расширение - по отдельным, интересующим вас темам чи- Стимулы, которые советуют находить и применять учителям,
тайте дополнительную литературу или обсудите ее с товарищами, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к вы-
учителем; полнению определенных действий и исключают открытое «давле-
10) сбережение - чтобы знания былилрочными, повторяйте ние», грубое принуждение.
основное содержание, закрепляйте изученный материал с по- 1. Опирайтесь на желания.
мощью упражнений. 2. Используйте идентификацию.
3. Учитывайте интересы и склонности.
4. Используйте намерения.
5. Поощряйте желание добиться признания.
6. Показывайте последствия совершаемых поступков.
7. Признавайте достоинства,
в. Ободряйте успехи.
9. Сделайте работу привлекательной.
10. Говорите иногда «надо».

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign