LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо
организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэф-
фективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Рас-
тет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.




* -
35. Направления и уровни 36. Основные требования
педагогических инноваций гуманистичесхой педагогики
Инновации - это изменения внутри системы. Под педагоги- Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в центр
i подразумевают нововведения в педаго- школьных отношений и делать все, чтобы он получил максималь-
ное развитие.
гической системе, улучшающие течение и результаты учебно-вос-
питательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновацион-
систему. ной. Но инновационная она только для нас лучшие западные систе-
мы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориента-
Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты,
ции и постепенно трансформируются в систему новых отношений.
взятые в единстве качественного совершенствования педагогиче-
ской системы. Гуманизм - это целостная концепция человека как наивысшей
Главные направления инновационных преобразований в педаго- ценности в мире. Главным положением этой концепции является
гической системе: защита достоинства личности, признание ее прав на свободу,,
счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для
1) педагогическая система в целом;
этого соответствующих благоприятных услозий (жизни, труда,
2) учебные заведения;
обучения и т. д.).
3) педагогическая теория;
4) учитель и обучаемые; Гуманистическая педагогика - система научных теорий,
5} педагогическая технология, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного,
6) содержание, формы, методы и средства; равноправного участника учебно-воспитательного процесса, раз-
7)управление; вивающегося ПО СВОИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.
8) цели и результаты. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит з том,
чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом дея-
По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о
тельности, познания и общения, свободной, самодеятельной лич-
сущности, качестве и целесообразности инновационных нововве-
ностью.
дений.
Анализ современного процесса нововведений позволяет выде- Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее от-
лить следующие уровни: личительные признаки:
1) низкий, к которому относятся инновации, предполагающие смещение приоритетов на развитие психических, физических,
изменения в виде необычных названий и формулировок; интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо
овладения объемом информации и формирования определенного
2) средний - изменение форм, не затрагивающее сущностей;
круга умений и навыков;
3) высокий - изменяющий систему или ее главные компоненты
по существу. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоя-
Нетрудно заметить, что лишь последний являет научную и тельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманис-
практическую ценность. Остальные же только дезориентируют, та, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учеб-
педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве ных и жизненных ситуациях;
что инициаторам самих «инноваций». Процентное соотношение, обеспечение надлежащих организационных условий для успешно-
складывающееся сегодня между выделенными уровнями, состав- го достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
ляет, по некоторым оценкам, 8 0 : 1 7 : 3 .




11
t 38. Система способов оптимизации
37. Основные формы и методы
педагогической системы
инновационной деятельности
Оптимизация - это процесс выбора наилучшего варианта из
Практика гуманистической школы уже выработала конкретные
множества возможных. В педагогической системе существуют
формы и методы инновационной деятельности:
многие тысячи возможных вариантов построения, течения и орга-
1) дифференциацию учебно-воспитательной деятельности;
низации учебно-воспитательной деятельности, достижения наме-
2) индивидуализацию процессов воспитания и обучения;
ченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся
3) создание благоприятных условий для развития наклонностей
конкретных условиях. Отыскать его - главная задача оптимизации.
и способностей каждого воспитанника;
Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки
4) формирование гомогенных классов и параллелей;
имеющихся альтернатив.
5) комфортность учебно-воспитательной деятельности;
6) психологическую безопасность, защиту учащихся; Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия пе-
7) веру в учащегося, его силы и возможности; дагогической системы тем целям, для достижения которых она со-
здана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти ни-
8) принятие учащегося таким, каков он есть;
когда не имеет места при других условиях, поэтому понятие
9) обеспечение успешности обучения и воспитания;
оптимизации всегда конкретно.
10) изменение целевой установки школы;
11) обоснованность уровня развития каждого ученика; Оптимизация реализуется через систему способов, которая
органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-
12) исключение заочного обучение (экстерната) как такового,
воспитательного процесса и носит характер конкретных мер. Сис-
что не обеспечивает «духовных встреч с учителями»;
тема способов оптимизации включает в себя:
13) переориентация внутренних личностных установок учителя;
1) комплектование задач;
14) усиление гуманитарного образования.
2) конкретизацию задач;
3) генерализацию содержания (выделение главного);
4) координацию содержания;
5) выбор варианта методов, форм, средств;
6) выбор структуры;
7) дифференциацию обучения;
8) выбор темпа;
9) обеспечение условий.




39. Главная педагогическая функция 40. Профессиональные качества педагога
Педагогическая функция - предписанное педагогу направ- Важными профессиональными качествами педагога мы должны
ление применения профессиональных знаний и умений. Главными признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность,
направлениями приложения педагогических усилий являются ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достиже-
обучение, образование, воспитание, развитие и формирование ния, организованность, настойчивость, систематическое и плано-
учащихся. В каждой из них учитель выполняет множество конкрет- мерное повышение своего профессионального уровня, стремле-
ных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда под- ние постоянно повышать качество своего труда и т. д.
разумеваются явно. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога,
Главная функция учителя - управление процессами обуче- которые становятся профессионально значимыми предпосылками
ния, воспитания, развития и формирования. создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном
процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпели-
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить
вость, порядочность, честность, ответственность, справедливость,
процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее по-
обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, вы-
нимает эту главную функцию, тем больше самостоятельности, ини-
сокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешен-
циативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мас-
ность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников,
тер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как
доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержан-
бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого ученика-
ность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиаль-
ми, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.
ность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Сегодня в педагогический словарь проникло понятие «менедж-
мент», обозначающее общее искусство управления процессами, Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отноше-
протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все ние к растущему человеку как высшей ценности на земле, выраже-
чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим ме- ние этого ртношения в конкретных делах и поступках.
неджментом», а самого педагога - «менеджером» (воспитания, Учитель должен быть изобретательным, сообразитель-
обучения, развития роста потенциала и т. п.). ным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному
разрешению любых ситуаций.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются
выдержка и самообладание.
Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный ба-
рометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их на-
строение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше
всего нуждается.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя - спра-
ведливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требова-




12
t
41. Формула профессионального потенциала 42. Характеристика «идеального педагога»
педагога Идеальный педагог - образец профессионала, носитель
гражданских, производственных и личностных функций, сформи-
Профессиональный потенциал педагога (ППП) - комп-
рованных на наивысшем уровне.
лекс, целостная система учительского мастерства, преимущество
Идеальный педагог должен быть:
которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и
1) специалистом: знать педагогическую теорию и, психоло-
разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.
гию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обуче-
Профессиональный потенциал - главная характеристика педа-
ния и воспитания; уметь рационально организовать труд; любить
гога.
дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими
Профессиональный потенциал может быть определен и как база
способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом,
профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способ-
сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции,
ностью педагога активно мыслить, творить, действовать, вопло-
душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; пони-
щать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных ре-
мать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедитель-
зультатов.
ной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием,
Профессиональный потенциал определяется как система ес-
справедливостью, организаторскими умениями, общительностью
тественных и приобретенных в процессе профессиональной подго-
и умением слушать;
товки качеств
ппл = пнм, + nw + пда + птл, 2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распре-
делять время; систематически и планомерно повышать квалифика-
где ППП - профессиональный потенциал педагога; цию; быть нацеленным на повышение производительности труда;
П^ - неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образован-
врожденными способностями личности; ным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть предан-
П^ - частично изменяемая часть потенциала, обусловленная ным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать
естественными специальными способностями личности, развити- настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, ак-
ем последних в процессе профессиональной подготовки и практи- тивностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь
ческой деятельности; распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;
1дсл ˜ к ° мп онент потенциала, добавляемый специальной под- 3) человеком: обладать высокими моральными качествами,
готовкой в вузе; принимать активное участие в общественной жизни, иметь актив-
П^ - часть потенциала, приобретаемая в процессе практиче- ную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жиз-
ской деятельности педагога. ни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, по-
требность в общении, открытость, нравственность, критическое
отношение к своим действиям.




43. Определение мастерства учителя 44. Педагогическая техника
Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое Одним из важнейших признаков педагогического мастерства яв-
искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, ляется высокий уровень педагогической техники учителя.
работающему по призванию и любящему детей. Педагог - это ма- «Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навы-
стер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знаю- ков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять'
щий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отрас- на практике избираемые им методы педагогического воздействия
лями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в це-
общей и особенно детской психологии, в совершенстве владею- лом. Владение педагогической техникой является составной
щий методикой обучения и воспитания. частью педагогического мастерства, требует глубоких специаль-
В педагогической теории исторически сложились два подхода ных знаний по педагогике и психологии и особой практической
к пониманию учительского мастерства. Первый связан с понимани- подготовки».
ем методов педагогического труда, второй базируется на утверж- Прежде всего педагог должен владеть искусством общения
дении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними,
роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от личности пе- т. е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым.
дагога, то никакого противопоставления тут нет, разница лишь Составной элемент педагогической техники - умение воспита-
в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство - как теля управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень
метод через личность его реализующего или через личность педа- важным для педагога является и умение по внешним признакам
гога, реализующего метод. поведения обучаемого определять его душевное состояние.
Существует мнение, что подлинным мастером - учителем - мо- Составная часть педагогической техники - чувство темпа
жет стать лишь талантливый человек с определенным наслед- в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков пе-
ственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и дагогической техники составляют приемы выразительного по-
другие утверждения: массовая профессия не может стать привиле- каза воспитателем определенных чувств, своего субъективного
гией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой приро- отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлени-
дой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить- ям ими моральных качеств.
ся педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается
прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы
при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нуж-
ного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уро-
ках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программ-
ного материала именно на уроке.
Еще одним важным показателем мастерства является умение
активизировать обучаемых, развивать, их способности, самостоя-
тельность, пытливость.




13
т 46. Аттестация учителей и измерение
45. Средства невербального
педагогического професа
педагогического общения
Аттестация - это изучение педагогов с целью установления
Среди невербальных (неречевых) средств общения выделяют:
соответствия занимаемой должности и присвоения одной из ква-
1) экспрессивно-выразительные движения: позу, жест,
лификационных категорий.
мимику, походку, визуальный контакт. Это зрительно восприни-
Аттестация учителей основывается на принципах демократично-
маемое поведение учителя;
сти, систематичности, коллегиальности, морального и материаль-
2) просодику и экстралингвистику: интонации, громкость,
ного поощрения, стимулирования непрерывного образования,
тембр, паузу, вздох, смех, кашель. Это в основном характеристики
гласности.
голоса. Скорость речи также отражает учительские чувства: быст-
Существуют несколько систем оценки профессиональных ка-
рая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь
честв педагога. С 20-х гг. берет начало традиционная система при-
свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии ИЛИ уста-
знаков педагогической квалификации:
лости;
1) идеологические характеристики педагога;
3) такесику: рукопожатие, похлопывание, поглаживание, при-
2) научно-теоретическая подготовленность;
косновение. Доказательно, что они являются биологически необхо-
3) методика преподавания предмета;
димой формой стимуляции, особенно для детей из неполных се-
4) психолого-педагогическая культура;
мей, которым педагог замещает недостающего родителя;
5) общая культура.
4) проксемику: ориентацию учителя и учащихся в момент
Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педа-
обучения и дистанцию между ними. Норма педагогической дистан-
гогов Российской Федерации:
ции определяется следующими расстояниями:
1) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность;
- персональное общение учителя с учащимся - от 45 до 120 см;
2) запас фактических знаний по предмету;
- официальное общение в классе - 120-400 см;
3) умение пользоваться полученными знаниями (грамотно пи-
- публичное общение при выступлении перед аудиторией -
сать, решать задачи и т. п.);
400-750 см.
4) понимание сущности процессов и явлений в природе и об-
ществе;
5) степень самостоятельности учащихся, умение приобретать

6) уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, ме-
ханизмами, принципами их работы, практическая подготовлен-
ность учащихся;
7) их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, актив-
ность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстети-
ческая и физическая культура.
Нетрудно заметить, что ни один из этих показателей не касается
непосредственно педагога; но только лишь учащихся: мастерство
педагога при таком подходе устанавливается опосредствованно,
по обученности школьников.

%
48. Признаки процесса обучения
47. Шестизвенная модель аттестации
Процесс обучения - дидактический процесс и всегда носит
В 1990 г. была предложена шестизвенная модель аттестации
консервативный характер. Сегодня действительно меняются об-
педагогов. К числу важнейших критериев педагогической квалифи-
щественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обу-
кации относятся следующие, взятые в пропорциях:
чения, меняется его содержание.
1) качество учебных занятий - 70% (В1 = 0,7);
Процесс обучения - это социальный процесс, который возник
2) мнение учеников - 5% (В2 - 0,05);
с возникновением общества и совершенствуется в соответствии
3) мнение родителей - 5% (ВЗ = 0,05);
с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как про-
4) оценка администрации - 5% (В4 = 0,05);
цесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в сред-
5) оценка коллег - 5% (В5 - 0,05);
них и высших учебных заведениях можно назвать процессом пере-
6) самооценка педагога - 10% (Вб = 0,1).
дачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению.
Квалификация - 100% (К • 1,0).
Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей
Квалификационный индекс рассчитывается по формуле
действительности (знания о мире), которые постоянно совершен-
Ик = В,Ф, + В,Фа + В,Ф, + В4Ф4 + В,Ф§ + В.Ф., ствуются, способы применения этих знаний в практической дея-
тельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы
где Ф , - Ф , - факторы педагогической квалификации;
совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и
В , - В , - вес (пропорции) влияния выделенных факторов.
совершенствовать окружающую нас действительность. Для посто-
Теоретическая проработка модели показала, что, несмотря на
янного развития, для постоянного познания мира общество воору-
свою простоту, модель обеспечивает достаточную надежность ре-
жает подрастающее поколение и способами добывания новых зна-
зультатов.
ний, т. е. способами познания мира. И самое главное - общество
Качество учебной работы определяется по результатам 5-6 учеб-
передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу по-
ных занятий. Этим обеспечивается первое преимущество методи-
знания окружающего мира и к миру в целом.
ки - оперативность.
8 современном понимании для обучения характерны следующие
признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.




14
49. Составляющие процесса обучения 50. Содержание образования
как системы Содержание образования - это конкретный объем знаний,
умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который
Рассмотрим процесс обучения как систему. Выделим два важ-
отбирается из соответствующих областей знаний на основе имею-
нейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающе-
щихся дидактических принципов.
го) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому
Отобранная информация передается обучающимся при помощи
процесс обучения рассматривается как включающий в себя два
определенных средств обучения, источников информации (слово
вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени
обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучаю-
Существуют следующие общие принципы формирования содер-
щихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность
жания школьного образования:
по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь
1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловече-
пассивным их усвоением.
ских ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
Если рассматривать процесс обучения только как передачу
2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых
определенной информации и формирование конкретных умений и
для изучения в школе знаний последним достижениям научного,
навыков у обучающихся, т. е. как ремесло, то в таком случае могут
социального и культурного прогресса;
быть даны и конкретные рекомендации. Но мы должны формиро-
3) последовательность, заключающаяся в планировании со-
вать личность человека, учитывая его индивидуальные возможно-
держания, развивающегося по восходящей линии, где каждое но-
сти, интересы и склонности. Одним из важнейших критериев ре-
вое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
зультативности процесса обучения является «достижение каждым
4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах
учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его
истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой прак-
реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития».

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign