LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

организации и направлении деятельности.
а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное
Основные виды деятельности детей и подростков - игра, уче-
дело, требующее высокой квалификации и ответственности.
ние, труд. По направленности выделяются познавательная,
Физическое развитие человека диагностируется сравнительно
общественная, спортивная, художественная, техническая,
просто. Для этого применяются специально разработанные тесты
ремесленническая, гедоническая (направленная на получе-
(нормативы), измеряющие степень развития как общих, так и спе-
ние удовольствия) деятельности. Особый вид деятельности - об-
циальных качеств.
Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно
Деятельность может быть активной и пассивной.
трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и гро-
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успеш-
моздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения.
нее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные спо-
Овладение простыми методиками диагностики отдельных сто-
собности, формирует отношение к окружающей действительности.
рон развития обучаемых - важный компонент профессиональной
Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное
педагогической подготовки. Наиболее распространенный метод
развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность ре-
изучения качеств личности и степени развития - тестирование.
шать познавательные задачи, не и необходимость применять полу-
ченные знания на практике.
Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное фор-
мирование духовного и нравственного мира личности, определяет
готовность много и успешно трудиться.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный ис-
точник - потребности. Многообразие человеческих потребно-
стей порождает и многообразие' видов деятельности для их удов-
летворения.
Активность самого человека - непременное условие развития
его способностей и дарований, достижения успеха.
17. Виды возрастной периодизации 18. Понятие акселерации
Периодизация основывается на выделении возрастных особен- Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психи-
ностей. ческое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи свя-
зывают акселерацию с физическим созреванием организма, пси-
Возрастными особенностями называются характерные для
хологи - с развитием психических функций, а педагоги -
определенного периода жизни анатомо-физиологические и психи-
с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов ак-
ческие качества.
селерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами фи-
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую
зического развития, сколько с рассогласованием процессов физио-
жизнь с наиболее характерными стадиями, неполные (частичные,
логического созреваний организма и социализацией личности.
урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересу-
Среди основных причин акселерации можно указать следующие:
ет определенную научную область. Для педагогической школы наи-
общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий,
больший интерес представляет периодизация, охватывающая
повышение качества питания и медицинского обслуживания, улуч-
жизнь и развитие человека школьного возраста.
шение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тя-
В современной науке приняты следующие периодизации детско-
желых детских недугов. Указывают и другие причины - радиоак-
го возраста.
тивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых
Психологическая:
порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты
1) перинатальный период;
с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение
2) период новорожденное-™ (до 8 недель жизни);
кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной
3) грудной период (до 1 года);
клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселе-
4) ползунковый возраст (1 -3 года);
рация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
5) дошкольный возраст (3-6 лет);
6) школьный возраст (6-11 лет); С середины 80-х г. акселерация во всем мире пошла на убыль,
7) пубертатный период (11-15 лет); темпы физиологического развития несколько упали.
8) юношеский период (15—20 лет).
Педагогическая:
1) младенчество (1 год жизни);
2) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);
3) дошкольный возраст (3-6 лет):
- младший дошкольный возраст (3-4 года);
- средний дошкольный возраст (4-5 лет);
- старший дошкольный возраст (5-6 лет);
4) младший школьный возраст (6-10 лет);
5) средний школьный возраст (10-15 лет);
6) старший школьный возраст (15-18 лет).




19. Сущность закона 20. Особенности воспитания детей
неравномерности развития младшего школьного возраста (6—10 лет)
Практическая педагогика опирается на закономерности фи- В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена
зического развития: в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его
деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей
1) в более молодом возрасте физическое развитие человека
деятельностью вместо игры становится учение, изменяется уклад
идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится
жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отно-
старше, темп развития замедляется; .
шения ребенка с окружающими.
2) физически ребенок развивается неравномерно: в одни перио-
ды - быстрее, в другие - медленнее; 8 младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис-
3) каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий го-
в целом части тела развиваются неравномерно и непропорцио- лозного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функ-
нально. ции коры. Быстро развивается и психика ребенка. Повышается
точность работы органов чувств.
С физическим неразрывно связано духовное развитие, в дина-
мике которого также есть значительные колебания, обусловленные Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и
неравномерностью созревания нервной системы и развития пси- неорганизованностью, но и в то же время остротой и свежестью.
хических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно
закономерностей: устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения
и воспитания ребенка-начальной школы подчинен воспитанию
1) между возрастом человека и темпами духовного развития
культуры внимания.
проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже
возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп ду- Мышление у детей начальной школы развивается от эмоцио-
ховного развития замедляется; нально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект
развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь осо-
2) духовное развитие людей протекает неравномерно;
бенно велика роль учителя.
3) существуют оптимальные сроки для становления и роста от-
дельных видов психической деятельности и обусловленного ими Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло-
развития духовных качеств; варный запас нынешнего четвероклассника насчитывает примерно
3500-4000 слов.
4) по мере развития психика человека и его духовные качества
приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом плас- Большое значение в познавательной деятельности школьника
тичность и возможность компенсации. имеет память. Естественные возможности школьника первой сту-
пени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, кото-
рая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запо-
минания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный
характер. Однако ученики начальной школы не умеют распорядить-
ся своей памятью и подчинить ее задачам обучения.
21. Особенности развития учеников 22. Особенности развития учеников
среднего школьного возраста (10-15 лет) старшего школьного возраста (15-18 лет)
Средний школьный возраст - переходный от детства к юности. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое
Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубо- развитие человека. В старшем школьном возрасте заканчивается
кой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит первый период полового созревания. Продолжается функциональ-
бурный рост и развитие всего организма. ное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры боль-
ших полушарий. Идет общее созревание организма.
Характерная особенность подросткового возраста - половое со-
зревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения,
у мальчиков - несколько позже - с двенадцати-тринадцати лет. убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятель- У старшеклассников обычно ярко выраженное избирательное от-
ность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые ношение к учетным предметам. Потребность в значимых для жиз-
переживания. ненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт нынеш-
него старшеклассника.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной сис-
темы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно Нравственные и социальные качества старшеклассников форми-
и организованно, чем восприятие младшего школьника. руются ускоренными темпами. Этому способствует изменение ха-
рактера деятельности, положения в обществе и коллективе, интен-
Характерная черта внимания ученика среднего школьного воз-
сивность общения. Более отчетливыми становятся моральные
раста - его специфическая избирательность: интересные уроки
понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Появляется стрем-
или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут дол-
ление выразить свою индивидуальность.
го сосредоточиваться на одном материале или явлении. На легкая
возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведе-
причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает ния. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллек-
себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда тиве, характер общения и отношений между членами коллектива.
у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвле- Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников,
каться на посторонние дела. стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой диффе-
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги ренциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном -
в мыслительной деятельности. Мышление становится более систе- каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную
матизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способ- работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
ность к абстрактному мышлению.




24. Задачи физического воспитания '
• 23. Цели и задачи умственного воспитания
в современной школе Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая
часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание
Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, бу-
способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для ус-
дущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое
пешной умственной и трудовой деятельности.
воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не
Задачи физического воспитания следующие:
стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: со-
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
держание, организация, формы и методы воспитания.
- повышение умственной и физической работоспособности;
Сегодня главная цель средней общеобразовательной
- развитие и совершенствование природных двигательных ка-
школы - способствовать умственному, нравственному, эмоцио-
честв;
нальному и физическому развитию личности, всемерно раскры-
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, вы-
вать ее творческие возможности, формировать гуманистические
носливости и др.);
отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета
- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости,
индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
решительности, дисциплинированности, ответственности, коллек-
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой зна-
тивизма);
ний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний
- формирование потребности в постоянных занятиях физкульту-
закладываются основы научного мировоззрения.
рой и спортом;
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять ра-
логического мышления, памяти, внимания, воображения, умствен-
дость себе и окружающим.
ных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного
воспитания следующие:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований;
- развитие познавательных интересов и формирование позна-
вательной активности;
- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, по-
вышать уровень подготовки.
26. Задачи нравственного
25. Опр ние трудового
и эстетического воспитания
и политехнического воспитания
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного Нравственное воспитание решает такие задачи, как форми-
процесса, где формируются трудовые действия, складываются рование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, на-
производственные отношения, изучаются орудия труда и способы выков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ве- В основе нравственного воспитания подрастающего поколения ле-
дущий фактор развития личности, и как способ творческого освое- жат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные
ния мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития
в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на совре-
образования, и как столь же неотъемлемая часть физического и менном этапе развития общества.
Эстетическое (эмоциональное) воспитание - базовый
эстетического воспитания.
Политехническое образование направлено на ознакомле- компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщаю-
ние с основными принципами всех производств, усвоение знаний щий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у вос-
о современных производственных процессах и отношениях. Его питанников. Задачи эстетического воспитания условно можно раз-
главные задачи - формирование интереса к производственной делить на две группы - приобретение теоретических знаний и
деятельности, развитие технических способностей, нового эконо- формирование практических умений. Первая группа задач решает
мического мышления, изобретательности, начал предпринима- вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - актив-
тельства. Правильно поставленное политехническое образование ного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения;
развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, 1) формирование эстетических знаний и идеала;
готовит к осознанному выбору профессии. 2) воспитание эстетической культуры;
3) формирование эстетического отношения к действительности;
4) развитие эстетических чувств;
5) приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
6) формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыс-
лях, поступках, делах, внешнем виде.




•*•

27. Сущность педагогической концепции 28. Сущность неопозитивизма
прагматизма Неопозитивизм - философско-педагогическое направление,
пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-тех-
Прагматизм - философско-педагогическое направление, выс-
нической революцией. Нынешний педагогический неопозитивизм
тупающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей
чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к не-
воспитания в практической деятельности. Основатели прагмати-
которым его направлениям также употребляется термин «сциен-
ческой философии - Ч. Пирс и У. Джемс.
тизм». Виднейшие представители нового гуманизма и сциентиз-
Основные положения этой системы следующие. Школа не долж-
ма - П. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Питере, Л. Кольберг и др.
на быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания. В учебно-
Главные положения педагогики неопозитивизма следующие.
воспитательном процессе необходимо опираться на собственную
Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, так
активность учеников, развивать ее и стимулировать. Такая школа
как социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса
может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни.
нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторон-
Главная сущность неопрагматической концепции воспитания
ники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и систе-
сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу,
мы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех
А. Комбс, Э.Келли, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую
сферах жизни общества справедливости как высшего принципа от-
направленность воспитания. Неопрагматисты отстаивают полный
ношений между людьми.
произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода
поведении личности они видят источник ее активности и оптимиз-
ма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руковод-
ствуется лишь своими желаниями, своей волей.
30. Сущность неотомизма
29. Сущность экзистенциализма
Экзистенциализм - влиятельное философское направление, Неотомизм - религиозное философское учение, получившее
признающее личность высшей ценностью мира. Существование свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Ак-
человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая вииского (1225-1274). Неутомисты признают существование
личность уникальна. Каждый человек - носитель своей нравствен- объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость
ности. от вопи Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума»;а тео-
логия - высшая ступень познания. Сущность мира, по утвержде-
Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направле-
нию неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только
ний. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории,
приближаясь к богу.
к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помо-
Видные представители - Ж. Маритен, У. Каннимгам, У. Махга-
гает; человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на
ген, М. Казотти и др.
крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность лично-
сти от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет Основные положения педагогики неотомизма определяются
необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, «двойной природой» человека. Человек - единство материи и духа,
следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, приро- а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Наука бессиль-
да и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их на определить цели воспитания. Это может сделать только рели-
наставникам безошибочно определять пути самореализации лич- гия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека,
ности. смысле его жизни. Главное - душа, следовательно, воспитание
должно непременно строиться на приоритете духовного начала.
Виднейшие представители современной экзистенциалистской
Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих
педагогики - Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. брейзах, М. Марсель,
добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему,
Т. Морита и мног не другие.
способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, счи-
Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеоб-
тают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничто-
разную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании сво-
жению цивилизацию.
бодной атмосферы, ке ограничивать процесс самовыражения лич-
ности. Привила педагогической деятельности простые: меньше
наставлений, больше дружеского участия.




3 1 . Сущность бихевиоризма 32, Компоненты педагогического процесса
Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция техно- Педагогическим процессом называется развивающееся
кратического воспитания, под которым понимается воспитании, взаимодействие воспитателей и эоспитуемых, направленное на
базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, ис- достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному
изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспи-
пользовании современных методов исследования его интересов,
туемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития
потребностей, способностей, факторов, детерминирующих пове-
на основе целостности и общности составляет главную сущность
дение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял вид-
педагогического процесса.
ный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку
положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя Компоненты системы, в которой протекает педагогический
(стимула), представив эту связь в виде формулы S-R. Необихе- процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.
виористы (5. Ф. Скиннер, К. Халл, С. Пресси и др.) дополнили ее Целевой компонент процесса включает все многообразие це-
положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формиро- лей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели -
вания заданного поведения приобрела вид «стимул - реакция - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкрет-
подкрепление». ных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладывае-
Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию
мый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а дев-
заключается в том, что человеческое поведение - управляемый
тельностный - взаимодействие педагогов и вослитуемых, их со-
процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует
трудничество, Организацию и управление процессом, без которых
положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать опреде-
не может 6ыт|ь достигнут конечный результат. Этот компонент
ленное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания,
в литературе называется еще организационным, или организа-
нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
ционно-управленческим .
Результативный компонент процесса отражает эффектив-
ность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соот-
ветствии с поставленной целью.




10
t
34. Компоненты педагогической системы
I 33. Этапы педагогического процесса
Педагогическая система - это объединение компонентов
! Педагогические процессы имеют циклический характер. В раз-
(частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если из-
I витии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те
менения (нововведения) превышают некий допустимый предел
же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовитель-
(запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает
I ный, основной, заключительный.
новая система с другими свойствами.
* На этапе «подготовка педагогического процесса» (лод-
I готовительном) создаются надлежащие условия для протекания Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимо-
1
процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На дан- связанную совокупность вариантных элементов:
I ном этапе решаются следующие важные задачи: 1) учащиеся; .
1
1) целеполагание; 2) цели воспитания (общие и частичные);
I 2) диагностика условий; 3) содержание воспитания;
3) прогнозирование достижений; 4) процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);
| 4) проектирование и планирование развития процесса. 5) учителя (или технические средства обучения);
Основной этап — осуществление педагогического про- 6) организационные формы воспитательной работы.
цесса - можно рассматривать как относительно обособленную Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы
систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: с любой степенью детализации.
1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей дея- Важными компонентами педагогической системы, не сводимы-
тельности; . ми к выделенным, являются также:
2) взаимодействие педагогов и учеников; 1) результаты;
3) использование намеченных методов, средств и форм педаго- 2) управление учебно-воспитательным процессом;
гического процесса; 3) технология.
4) создание благоприятных условий;
5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятель-
ности школьников;'
6} обеспечение связи педагогического процесса с другими про-
цессами.
Этап анализа достигнутых результатов (заключитель-
ный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign