LINEBURG


страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

С.Л. Вигман



ШПАРГАЛКА
ПО ПЕДАГОГИКЕ




Учебное пособие




«ВЕЛБИ»
МОСКВА
2005
УДК 37.0(075.8)
ББК 74.00я73
В41




Вигман С. Л.
В41 Шпаргалка по педагогике: учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. — 40 с.

ISBN 5-98032-983-8


Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педа-
гогика».
Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учи-
тывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем
при подготовке к сдаче экзамена.

УДК 37.0(075.8)
ББК 74.00я73
Учебное издание

Вигман Светлана Леонидовна

ШПАРГАЛКА ПО ПЕДАГОГИКЕ
Учебное пособие

Подписано в печать 06.12.04. Формат 60x901/i6.
Печать офсетная. Печ. л. 2,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № lf>(?2

ООО «ТК Велби» •
107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов
в ОАО «Типография № 9»
г. Москва, ул. Волочаевская, 40.




© С. Л. Вигман, 2005
ISBN 5-98032-983-8 © ООО «ТК Велби», 2005
2. Основные задачи педагогической науки
1. Определение педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пай- Главной задачей науки о воспитании стало накопление, система-
дос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» тизация научных знаний о воспитании человека.
означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли Функция педагогики - познавать законы воспитания, образо-
раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка вания и обучения людей и на этой основе указывать педагогиче-
своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ской практике лучшие пути и способы достижения поставленных
в этой школе нередко другой раб, только ученый. целей.
Предмет педагогики - это воспитательная деятельность,
Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем
осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагоги-
смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» - вос-
ка рассматривается как прикладная наука, направляющая свои уси-
питывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
лия на оперативное решение возникающих в обществе проблем
То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
воспитания, образования, обучения.
Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины
Источники развития педагогики: многовековой практиче-
XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того,
ский опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях,
что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются
обычаях людей, народной педагогике; философские, общество-
не только дети, но и взрослые.
ведческие, педагогические и психологические труды; текущая ми-
Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «вос-
ровая и отечественная практика воспитания; данные специально
питание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая
организованных педагогических исследований; опыт педагогов-
образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагоги-
новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспита-
ческом лексиконе все чаще употребляются новые термины - «анд-
ния в современных быстро изменяющихся условиях.
рогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «ант-
ропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).




3. Определение воспитания 4. Определение обучения
Воспитание - это целенаправленный и организованный про- Обучение - это специально организованный, управляемый
цесс формирования личности. процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на
усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззре-
В широком социальном смысле воспитание - это передача на-
ния, развитие умственных сил и потенциальных возможностей
копленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом
обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии
понимаются известные людям знания, умения, способы мышле-
с поставленными целями.
ния, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все со-
зданное в процессе исторического развития духовное наследие че- Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
ловечества. Знания - это отражение человеком объективной действитель-
В узком социальном смысле под воспитанием понимается на- ности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
правленное воздействие на человека со стороны общественных Они представляют собой коллективный опыт человечества, резуль-
институтов с целью формирования у него определенных знаний, тат познания объективной действительности.
взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выпол-
ориентации, подготовки к жизни. нять практические и теоретические действия на основе усвоенных
знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специаль-
но организованное, целенаправленное и управляемое воздействие Навыки - компоненты практической деятельности, проявляю-
коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования щиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до со-
у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель- вершенства путем многократного упражнения.
ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения.
процесс. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и ре-
зультат воспитательной работы, направленной на решение конк-
ретных воспитательных задач.
В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспи-
тание» часто используется для обозначения составных частей це-
лостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физичес-
кое воспитание», «эстетическое воспитание».
I 5. Определение и виды образования 6. Система педагогических наук
Систему педагогической науки, как и любую другую сложную си-
Образование - это результат обучения. В буквальном смысле
стему, можно анализировать по различным признакам в зависимо-
I оно означает формирование образов, законченных представлений
сти от направленности изучения и желания получить ответы на те
об изучаемых предметах.
или иные вопросы.
. Образование - это объем систематизированных знаний, уме-
Философия - фундамент педагогики, в частности та ее часть,
ний, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
которая специально занимается проблемами воспитания, получив-
Образованным принято называть человека, который овладел
шая название философии воспитания.
определенным объемом систематизированных знаний и, кроме
История педагогики исследует развитие воспитания как об-
того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.
щественного явления, историю педагогических явлений.
Главный критерий образованности - системность знаний и сис-
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая
темность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая
самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных
знаний с помощью логических рассуждений. учреждениях всех типов.
• В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого Дошкольная и школьная педагогика - подсистема возраст-
уровня самостоятельности мышления различают начальное, ной педагогики.
среднее и высшее образование. По характеру и направленно- Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражаю-
сти образование подразделяется на общее, профессиональ- щие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри опре-
ное и политехническое. деленных возрастных групп.
Педагогика высшей школы занимается педагогическими
Общее образование дает знание основ наук о природе, об-
проблемами взрослых.
ществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое ми-
Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспита-
ровоззрение, развивает познавательные способности. Общее об-
ния глухонемых и глухих.
разование дает понимание основных закономерностей развития
Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспита-
в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку
ния слепых.
учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Олигофренопедагогика - умственно отсталых.
Политехническое образование знакомит с основными прин-
Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
ципами современного производства, вырабатывает навыки обра- Философские науки помогают педагогике определить смысл
щения с простейшими орудиями труда, которые применяются и цели воспитания, правильно учитывать действие общих законо-
в быту и повседневной жизни. мерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оператив-
ной информацией о происходящих в науке и обществе переменах,
тем самым помогая корректировать направленность воспитания.
Анатомия и физиология составляют базу для понимания био-
логической сущности человека - развития высшей нервной дея-
тельности и типологических особенностей нервной системы, пер-
вой и второй сигнальных систем, развития и функционирования
органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудис-
той и дыхательной систем.
Психология изучает закономерности развития психики человека.



7. Традиционно-педагогические методы 8. Виды педагогических экспериментов
Педагогический эксперимент - это научно поставленный
Традиционными будем называть методы, доставшиеся совре-
менной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у опыт преобразования педагогического процесса в точно учитывае-
истоков педагогической науки. мых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что
уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный ме-
характер. Экспериментальным путем, например, пробивают доро-
тод изучения педагогической практики.
гу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-вос-
Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторон
питательной деятельности.
педагогических явлений, при использовании этого метода невоз-
можно обеспечить полную объективность информации. Педагогический эксперимент может охватывать группу учени-
ков, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод пе-
эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование ги-
дагогического исследования. В широком смысле означает органи-
потезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию
зованную познавательную деятельность, направленную на уста-
законов их развития. Надежность экспериментальных выводов
новление исторических связей воспитания, вычленение общего,
прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.
устойчивого в учебно-воспитательных системах.
С помощью данного метода анализируются пути решения конк- В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, раз-
ретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесооб- личают:
разности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются
нередко называют историческим. существующие педагогические явления;
Изучение продуктов ученического творчества - домаш- 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда прове-
них и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, ре- ряется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
фератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю. 3) созидательный, преобразующий, формирующий экс-
Беседы - традиционный метод педагогических исследований. перимент, в процессе которого конструируются новые педагоги-
В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их ческие явления.
чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее По месту проведения различают естественный и лабораторный
новая модификация - интервьюирование, перенесенное в пе- педагогический эксперименты.
дагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает Естественный представляет собой научно организованный
публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспи-
подготовленных вопросов, ставит их в определенной последова- тательного процесса. Объектами естественного эксперимента
тельности. чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные
пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-
воспитательного процесса.
Лабораторный используется тогда, когда надо проверить ка-
кой-либо частный вопрос или если для получения необходимых
данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за ис-
пытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные ис-
следовательские условия.
9. Педагогическое тестирование 10. Методы изучения коллективных явлений
Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллектив-
испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых ный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы
условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характе- их изучения - массовые опросы участников данных процессов,
ристики педагогического процесса. От других способов обследова- проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть
ния тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко
возможностью автоматизации. используются также шкалирование и социометрические методики,
сравнительные исследования.
Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования,
надо указать прежде всего на использование тестов успеваемо- Анкетирование - метод массового сбора материала с по-
сти. Широко применяются тесты элементарных умений, та- мощью специально разработанных опросников, называемых анке-
ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, тами. Анкетирование основывается на предположении, что человек
а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкети-
выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дис- рование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-
циплинам. шевизной методики и возможностью автоматизированной обра-
ботки собранного материала.
Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлага-
ется после изучения крупного раздела учебной программы. Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются
Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тес- различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного
там скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых от-
на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность ветов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и
есть. анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; про-
педевтические и контрольные и т. д.
Широко используется метод изучения групповой диффе-
ренциации (социометрический метод), позволяющий анализиро-
вать внутриколлективные отношения.- Метод позволяет делать
«срезы», характеризующие различные стадии формирования отно-
шений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его
преимущество - возможность представить полученные данные
в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социо-
грамм, а также количественная обработка результатов.




Г 11. Количественные методы в педагогике 12. Процесс развития личности
Качество - это совокупность свойств, указывающих, что пред- Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе
ставляет собой предмет, чем он является. Количество определя- развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» -
ет размеры, отождествляется с мерой, числом. социальная характеристика человека, указывающая на те его ка-
Необходимо различать два основных направления в использова- чества, которые формируются под влиянием общественных отно-
нии количественных методов в педагогике: первое - для обработ- шений, общения с другими людьми. Как личность человек фор-
ки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для'моде- мируется в социальной системе путем целенаправленного и
лирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвое-
учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо ния общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи об-
известны и достаточно широко применяются. ществу посильного вклада - с другой. Чтобы стать личностью, че-
Статистический метод содержит следующие конкретные ме- ловек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои
тодики. внутренние свойства, заложенные природой и сформированные
Регистрация - выявление определенного качества у явлений в нем жизнью и воспитанием.
данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию
Развитие человека - очень сложный, длительный и противоре-
данного качества.
чивый процесс. Характерная особенность этого процесса - диа-
Ранжирование - расположение собранных данных в опреде-
лектический переход количественных изменений в качественные
ленной последовательности (убывания или нарастания зафиксиро-
преобразования физических, психических и духовных характерис-
ванных показателей), определение места в этом ряду изучаемых
тик личности.
объектов (например, составление списка учеников в зависимости
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд
от числа пропущенных занятий и т. п.).
важных зависимостей, выражающих закономерные связи между
Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых
процессом развития и его результатами, с одной стороны, и при-
показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается
большая определенность. чинами, влияющими на них, - с другой. Длительные исследования
Все более мощным преобразующим средством педагогических позволили вывести общую закономерность: развитие человека де-
исследований становится моделирование. Научная модель - терминировано внутренними и внешними условиями. К внутрен-
это мысленно представленная или материально реализованная си- ним условиям относятся физиологические и психологические
стема, которая адекватно отображает предмет исследования и свойства организма. Внешние условия - э т о окружение человека,
способна замещать его так, что изучение модели позволяет полу- среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодей-
чить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это ствия с внешней средой изменяется внутренняя сущность челове-
метод создания и исследования моделей. Главное преимущество ка, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь,
моделирования - целостность представления информации. приводит к очередному изменению.
Моделирование успешно применяется для решения следующих

- оптимизации структуры учебного процесса;
- улучшения планирования учебного процесса;
- управления познавательной деятельностью, учебно-воспита-
тельным процессом;
- диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
13. Наследственность и среда 14. Влияние воспитания на развитие личности
в развитии человека Воспитание - главная сила, способная дать обществу полно-
ценную личность. Эффективность воспитательного воздействия
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития
заключается в целенаправленности, систематичности и квалифи-
детерминируются совместным воздействием трех генеральных
цированном руководстве,
факторов - наследственности, среды и воспитания.
Роль воспитания оценивается по-разному - от утвержде-
Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает
ния его полной бессильное™ и бессмысленности (при неблагопри-
его с предками, а через них - со всем жмзым миром, с высшими
ятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания
животными в особенности. Отражение биологического - наслед-
его единственным средством изменения человеческой природы.
ственность. Под наследственностью понимается передача от ро-
Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить че-
дителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители
ловека нельзя.
наследственности - гены. Современная наука доказала, что свой-
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели.
ства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хра-
Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческо-
нящем и передающем всю информацию о свойствах организма.
го развития. Одна из важнейших задач правильно организованного
Генетика расшифровала наследственную программу развития че-
воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в со-
ловека.
ответствии с индивидуальными особенностями человека, его спо-
Наследственные программы развития человека включают детер-
собностями и возможностями.
минированную и переменную части, определяющие как то общее,
Специальные исследования показали, что воспитание может
что делает человека человеком, так и то особенное, что делает лю-
обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на
дей столь непохожими друг на друга.
заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека,
Человек становится личностью только в процессе социализации,
воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на
т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человече-
достигнутый уровень развития.
ского общества духовное, социальное, психическое развитие про-
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и
исходить не может.
обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский
Среда - реальная действительность, в условиях которой про-
обосновал закономерность, согласно которой цели и методы вос-
исходит развитие человека. На формирование личности влияют
питания должны соответствовать не только уровню развития, уже
разнообразные внешние условия, в том числе географические, со-
достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».
циальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов вы-
Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед
деляется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влия-
развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой раз-
нии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и
витие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но
домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую -
находятся в стадии становления.
к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие ха-
рактеристики, как общественный строй, система производствен-
ных отношений, материальные условия жизни, и некоторые другие.
Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.




16. Диагностика развития
15. Влияние деятельности
на развитие личности Диагностика - общий способ получения опережающей инфор-
мации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики
Под деятельностью понимается все многообразие занятий чело-
в области развития аналогично значению хорошо поставленного
века, все то, что он делает.
«прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное
правильно определены его признаки и причины возникновения, то
развитие личности человека, формируется его отношение к окру-
можно надеяться на благоприятный исход лечения. Все сказанное
жающему миру. Самая большая сложность заключается в разумной
в области телесного здоровья относится и к психическому здоровью,

страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign