LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

правильное дыхание и правильная его задержка;

правильное питание и правильное очищение организма.


Правильно делать правильные вещи означает строить свой образ жизни в соответствии с законами
природы, по которым создан человек. Отклонение от этих правил в угоду какой-либо моде,
привычке или пустой прихоти вызывает не только различные болезни, но и мешает любому
человеку реализовывать свои творческие потенции и достигать состояния высшего блаженства в
ощущении радости и полноты жизни.


Вопросы для активного закрепления материала

1. Каково физиологическое назначение жиров, белков и углеводов в рациональном
питании? Перечислите плюсы и минусы каждого из этих продуктов питания.
2. Что такое гликемический индекс в продуктах питания и что он обозначает?
3. Почему необходимы витамины и что является их источником?
4. Что такое кислотно-щелочной баланс в организме, для чего он необходим и как он
должен поддерживаться с помощью рационального питания?
5. Какие способы очищения организма представляются вам наиболее предпочтительными?
Какие из них вы уже проводили?


Дополнительные задания и темы для обсуждений

Физиологические основы рационального питания.
Современные диеты.
Физиологические и психологические принципы голодания
Современные методы очищения желудка, печени, почек и суставов.
Лечебные свойства различных продуктов питания.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


42
ВАЛЕОЛОГИЯ 03 — МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА




4. Психология кризисных ситуаций и методы их преодоления


Психология стресса


Чтобы знать, как преодолевать негативные последствия общественных изменений, надо для начала
иметь представление о том, какие процессы происходят в организме в ответ на воздействие
неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Описание этих процессов дано в учении
канадского физиолога Ганса Селье о стрессе.

Стресс, как его определил Селье, — это общая комплексная реакция на раздражитель, которая
заключается в мобилизации организма для самозащиты, приспособления к новой ситуации и
достижения в ней определенной устойчивости.

Психологами было обнаружено, что определенный уровень эмоционального возбуждения
обеспечивает повышение эффективности деятельности человека. В то же время эмоциональное
перенапряжение может привести к снижению работоспособности. В начале XX в. исследователи Р.
Йорк и Дж. Додсон установили, что продуктивность и качество деятельности, связанные с уровнем
активации, могут выражаться графически в виде перевернутой V-образной кривой.

Из этого следует, что по мере роста эмоционального напряжения продуктивность сначала быстро
увеличивается, затем резко замедляется, а после некоторой критической точки происходит резкое
падение продуктивности. При этом чем сложнее и труднее деятельность, тем раньше наступает
критическая точка спада продуктивности. Снижение работоспособности проявляется в постоянном
чувстве усталости, вялости, сонливости. Одновременно снижается способность к концентрации
внимания, появляются рассеянность и трудности с запоминанием.

Было выявлено, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к
перенапряжению.

В 1936 г. в своей первой статье, напечатанной в журнале «Nature» под названием «Синдром,
вызываемый различными повреждающими агентами», Селье определил совокупность изменений,
происходящих в организме под воздействием любых сильных факторов, как общий
«генерализованный адаптационный синдром» (ГАС). Было выявлено три стадии этого синдрома:
реакция тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, которая повышает его
устойчивость к конкретному травмирующему воздействию. Однако адаптационные возможности
организма не безграничны. Селье указывает: «Ни один организм не может постоянно находиться в
состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится
несовместимым с жизнью, то животное погибает еще в стадии тревоги в течение трех часов или
дня. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует «стадия
резистентности».




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


43
ВАЛЕОЛОГИЯ 03 — МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА



Это вторая стадия — стадия сбалансированного расходования адаптационных резервов. Ее
проявления совершенно отличны от тех, которые характеризуют реакцию тревоги. Если в ходе
реакции тревоги клетки коры надпочечников выделяют секреторные гранулы в ток крови и таким
образом истощают свои запасы, то в стадии резистентности, наоборот, кора надпочечников
становится особенно богатой секреторными гранулами. Если в ходе реакции тревоги наблюдается
сгущение крови (гипохлоремия) и процессы распада (катаболизма) в тканях усиливаются, то на
стадии резистентности отмечаются разжижение крови (гиперхлоремия) и усиление в тканях
процессов синтеза (анаболизм).

Таким образом, все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на
стадии резистентности на новом уровне. При этом все параметры как будто стабилизируются, но
если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма достигнутая
адаптация теряется и неизбежно наступает третья стадия — истощение.

Симптомы этой стадии напоминают проявление реакции тревоги. Но если на первой стадии в ответ
на раздражитель раскрываются внутренние резервы организма, то на третьей стадии помощь
может прийти только извне — либо в виде физической и моральной поддержки, либо в форме
устранения источника стресса, изнуряющего организм.

По образному сравнению Селье, эти три стадии общего адаптационного синдрома напоминают
стадии человеческой жизни — детство с присущими этому возрасту сопротивляемостью и
чрезмерными реакциями на раздражители; зрелость, когда происходит адаптация к наиболее
частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость; старость, когда происходят необратимые
потери сопротивляемости и начинается постепенное одряхление организма, заканчивающееся его
смертью.

По мнению Селье, ведущее место при всех проявлениях стресса и обеспечении его протекания по
стадиям занимает система гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников. Именно эта система
обеспечивает большинство из наиболее поразительных эффектов стресса. Вот как он описывает
механизм управления стрессом: «Посредством какого-то неизвестного «первичного медиатора»...
стрессор возбуждает гипоталамус, в нем продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу
выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя корковая
часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и
многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению
воспалительных реакцией и продуцированию сахара». Другая типичная картина стрессовой
ситуации — образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их
возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная
система, как указывает Селье, тоже играет роль в их появлении.

Описывая схему возникновения и развития стресса, особое внимание следует уделять самим
факторам, вызывающим состояние нервно-эмоциональной напряженности, т.е. стрессорам.
Эмоционально-стрессовая реакция может быть вызвана самыми разнообразными стимулами. Это
могут быть и физические раздражители (жара, холод, травма), и психические (конфликты, любые
сильные переживания, как с положительным, так и с отрицательным знаком). Сюда же следует
отнести необходимость принятия особо ответственных решений. Человек может эмоционально
реагировать не только на действительную опасность, но и на угрозу или на напоминание о ней. И
это тоже логично отнести к стрессам.



Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


44
ВАЛЕОЛОГИЯ 03 — МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА


Исследования показали, что стрессорами, т.е. источниками эмоциональной напряженности, для
человека могут стать не только негативные, но и положительные факторы. Сам Селье выделял два
типа стресса — дистресс и эустресс. Первый вызывается отрицательными, нежелательными для
человека ситуациями и сопровождается неприятными переживаниями; второй — приятными
событиями и соответствующими переживаниями.

Одно из важных наблюдений Селье заключается в том, что стрессор малой интенсивности, не
способный вызвать стрессовое состояние, повышает устойчивость организма к действию такого же
или любого другого интенсивного стрессора. Оказалось, например, что животные, подвергавшиеся
предварительному воздействию стресса в виде усиленной мышечной нагрузки, становились
устойчивыми к стрессу, воздействовавшему на сердце. Раздражители небольшой интенсивности
вызывают местный адаптационный синдром, который повышает общие адаптационные возможности
человека. Однако при чрезмерной интенсивности стрессора, превышающей адаптационные
возможности человека, либо при неадекватной реакции гормональной системы на действие
раздражителя в организме возникают нарушения, которые проявляются в виде заболеваний. Это
могут быть гипертоническая и язвенная болезнь, астма, мигрень, другие формы сосудистой
патологии.

В современных условиях, как показывает медицинская статистика, происходит значительное
увеличение разного рода нервных расстройств. За последние 65 лет частота неврозов выросла в 24
раза, в то время как частота психических заболеваний увеличилась в 1,6 раза.


Классификация стрессовых ситуаций и профилактика стресса

Многие исследователи проблем стресса предпринимали попытки классифицировать ситуации,
вызывающие у человека стрессовую реакцию. В обобщенном виде к таковым относятся следующие
ситуации:

необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
вредные экологические стимулы окружающей среды;
осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
нарушение физиологических функций;
изоляция от коллектива, заключение, остракизм, бойкот;
отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.


Позитивный психологический климат на работе и в семье является мощным профилактическим
средством возникновения стрессов. В этом случае, общаясь друг с другом, с близкими по духу
людьми, человек получает заряд бодрости и оптимизма. Однако если в коллективе существует
некоторая психологическая несовместимость, ослабление сплоченности, то это чревато
конфликтами и стрессами.

При стрессе резко повышается тревожность и чувствительность к сигналам, идущим в кору
головного мозга из внутренней и внешней среды. Для снятия напряжения полезно изменить
направленность переработки сигналов с внутренней реакции на внешнюю. Достижению этой цели
служат все виды физической нагрузки.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


45
ВАЛЕОЛОГИЯ 03 — МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА


Другим важным элементом борьбы со стрессом является аналитический разбор возникшей
ситуации, пересмотр своего отношения к ней, снижение уровня потребности в достижении
определенной цели.

Для достижения оптимального психического состояния необходима прежде всего правильная
оценка значимости события, поскольку на человека воздействуют не столько сами события
окружающей его жизни, сколько их субъективная значимость.

Только достаточное количество информации, которой располагает человек, может помочь ему
правильно оценить значимость события. Согласно информационной теории эмоций известного
отечественного физиолога П.В. Симонова, чем большим объемом информации по волнующему его
вопросу располагает человек, тем меньше вероятность эмоционального срыва.

Сложность в овладении всей полнотой информации заключается в том, что при сильном
переживании и концентрации внимания на одном-единственном предмете человек начинает
воспринимать окружающий мир исходя только из тех сведений, которые ему известны по данному
вопросу. В этом случае теряется возможность объективно и всесторонне оценивать ситуацию, что в
свою очередь приводит к тревоге и беспокойству.

В жизни никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудноразрешимых
ситуаций. И лучший способ преодолеть трудную ситуацию — не ограничиваться переживаниями, не
сосредоточиваться на них, не уступать депрессии и апатии, а действовать, искать выход,
пробовать все новые и новые варианты. Современными учеными была выдвинута концепция
преодоления, основанная на активной попытке овладеть сложившейся ситуацией. Ее суть
составляет двигательная и психическая активность человека, направленная на изменение
взаимоотношений с окружающей средой. В результате появляются либо подготовительные
защитные меры, либо агрессия, либо реакция избегания.

Изменение направления мыслей отвлекает от причин душевного потрясения и тем самым помогает
выйти из состояния прострации. Как показывает практика, человека, пережившего несчастье,
потерявшего стимулы к жизни, следует побуждать к любой деятельности, пусть даже на первый
взгляд не очень целесообразной.

Отрицательные последствия морально-психологических перегрузок усугубляются при физических
недогрузках организма. Поэтому чем более напряженным в психологическом плане был день, тем
большую физическую нагрузку необходимо давать своему организму. Когда человек начинает
интенсивно двигаться, его эмоциональное напряжение уменьшается, так как в этом случае
происходит усиленный распад остаточных продуктов обмена веществ, ядовитых шлаков,
генерирующих отрицательные переживания. После удаления их из организма настроение человека
резко улучшается.

Одной из важных особенностей динамики корковых процессов головного мозга является то, что при
одновременном существовании двух доминантных очагов происходит их ослабление. В
медицинской практике известно много случаев, когда человек, долгое время болевший неврозом
из-за внутреннего конфликта, внезапно выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной
физической угрозы или узнав, что угроза нависла над близким ему человеком. Переключение на
новые виды деятельности, постановка и реализация значимых целей означают выход человека за
пределы ситуации и являют собой процесс личностного роста.



Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


46
ВАЛЕОЛОГИЯ 03 — МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА


Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является разговор
по душам с близким другом. Пословица гласит: «Сказал и тем облегчил душу».

Хорошей профилактикой стресса является активизация чувства юмора. Однако суть этого
чувства, как считал один из основателей отечественной школы С.Л. Рубинштейн, состоит не в том,
чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как
комическое то, что претендует на серьезность без достаточных на то оснований. Юмор всегда несет
в себе переоценку событий. Благодаря ему появляется способность относиться к чему-то
волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания.

Улыбка и смех снимают напряжение, улучшают настроение, способствуют налаживанию контактов.
Это становится возможным в результате глубокой связи между мимическими реакциями и
переживаемыми эмоциями. Улыбка способствует повышению количества артериальной крови,
протекающей через мозг, что в свою очередь улучшает снабжение мозга кислородом. Общий
эффект от умеренного смеха заключается в том, что в результате вибраций и сотрясений мозг
интенсивно освобождается от продуктов обмена, после чего в нем возникает ощущение приятной
свежести. Смех несовместим с повышенной чувствительностью, тревожностью и обычно
сопровождается их быстрым устранением. Именно поэтому смех является хорошим
профилактическим средством стресса.

Ключевую роль в защите от стрессов и сопутствующих им неврозов играют осознание своих
жизненных целей и соотнесение с ними конкретных жизненных ситуаций. Человек,
сделавший главный в своей жизни выбор, в значительной мере предрешил все дальнейшие
решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Его жизнь становится свободнее и
проще. Попадая в трудную жизненную ситуацию, он соотносит ее значение с главными
жизненными ценностями, и своевременность подобного соотнесения нормализует его состояние. В
этом случае критическая ситуация рассматривается не в сравнении с другим событием, а
оценивается на фоне общей перспективы всей жизни и общечеловеческих ценностей.

Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед
собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой
требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели — один из самых сильных стрессов,
вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на
безрадостное прозябание».

Преодоление негативных последствий стресса на основе достижений современной психологической
науки — важная практическая задача. Осуществляется это преодоление в процессе профилактики,
которая имеет социальный, психологический и медицинский аспекты.

Социальный аспект профилактики включает в себя создание общественных условий, которые
предотвращают психический травматизм. Сюда, относят в первую очередь ликвидацию
материальных трудностей и лишений, связанных с бытовыми условиями, безработицей. Улучшение
экологической обстановки также входит в социальные задачи профилактики неврозов.

Психологическая профилактика стрессов включает в себя:

выработку человеком четкой концепции собственной жизни;

постановку им общественно значимых жизненных целей;

упорядочение межличностных отношений в семье и на производстве;

создание оптимального психологического климата на основе групповой совместимости;


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


47
ВАЛЕОЛОГИЯ 03 — МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА


обучение правильным навыкам межличностной коммуникации;

воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и к их нейтрализации;

создание условий для личностного роста как в рабочем коллективе, так и в специально

организованных психотерапевтических группах.

Медицинская профилактика включает в себя:

пропаганду здорового образа жизни;

психогигиеническое просвещение населения с учетом возрастных и половых особенностей

отдельных его групп;
закалку организма;

регулярные занятия спортом, овладение навыками саморегуляции и дыхательной

гимнастики;
обучение навыкам здорового образа жизни.



Краткие итоги раздела

? Жизнь современного человека протекает по большей части на фоне борьбы за существование и
достижение трудных целей. Напряженный труд на фоне сложной экологической обстановки,
гиподинамия, плохое питание и всякого рода общественные конфликты усугубляют состояние
нервно-психической напряженности, именуемой стрессом. Каждый человек, как отмечал Г. Селье,
«должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует
себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет
страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной
перегрузкой».

? Катастрофы и военные конфликты, которые не редкость в современных социальных условиях,
способны надолго лишить многих людей нормальной жизни. Знание методов преодоления
последствий кризисных ситуаций становится необходимой частью психологической культуры
каждого человека.


Вопросы для активного закрепления материала

1. В чем заключаются физиологические механизмы стресса?
2. Как факторы и условия могут вызывать стрессовые состояния?
3. Какие существуют методы профилактики стресса?
4. Перечислите основные направления борьбы со стрессами в общественной жизни.


Дополнительные задания и темы для обсуждений


Стрессы повседневной жизни и методы их преодоления

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign