LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

предопределенного жесткого способа действий и могут менять свои планы, когда этого требуют от
них обстоятельства. Они могут свободно наслаждаться жизнью, но способны откладывать
удовольствия и дисциплинировать себя в настоящем, чтобы усилить эти удовольствия в будущем.

В отличие от выигрывающих проигрывающие редко живут в настоящем, они часто уничтожают
его, сосредоточиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожидании будущего. Живя в прошлом,
они мечтательно вздыхают о том, что произошло бы, если только:

— я женился на ком-нибудь другом,
— я имел другую работу,
— я окончил университет;
— я был красивым;
— мой супруг бросил пить;
— я родился богатым.


Живущие в будущем ждут какого-то волшебного изменения в своей жизни, когда:

— наконец-то явится прекрасный принц
— или идеальная женщина;


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


22
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


— я окончу школу;
— вырастут дети;
— появится новая работа;
— умрет начальник;
— я разбогатею.


Многие проигрывающие живут в страхе перед будущими несчастьями, представляя, что если:

— я потеряю работу;
— я лишусь рассудка;
— что-нибудь упадет на меня;
— я сломаю ногу;
— я не понравлюсь;
— я допущу ошибку.


Погруженные в свои сомнения и беспокойства, такие люди упускают действительные
возможности настоящего момента, проходя мимо них. Они забивают голову мыслями, не
относящимися к делу в данный момент. Они сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и
понимать.

Проигрывающие избегают взаимной близости и не вступают в честные и откровенные отношения с
другим людьми. Вместо этого они пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в
соответствии с их ожиданиями. Силы проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить,
следуя ожиданиям других.




Время в концепции Эрика Берна

Создатель теории трансактного анализа Эрик Берн в своих работах отмечал, что, помимо
потребностей в ощущениях и признании, у каждого человека существует также потребность в
структурировании времени, которую Берн называл структурным голодом. В целях избавления от
него каждый человек вынужден каким-то образом заполнять и планировать время своей жизни. Это
планирование имеет три стороны — материальную, социальную и индивидуальную.

Материальное планирование связано с деятельностью, направленной на получение конкретного
результата, и строится на основе обработки данных.

Социальное планирование связано с усвоением правил и норм поведения. Сюда входят хорошие
манеры, произнесение приветствий, правила ухаживания и поведения за столом, а также беседы
на определенные темы. Берн называет это времяпрепровождением.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


23
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


К индивидуальному планированию Берн относит психологические игры, в которые играют люди,
чтобы чем-то занять свое время. Психологические игры, направленные на скрытое
самоутверждение или унижение другого человека, представляют собой один из опасных факторов
хронофагии, чего, естественно, надо всячески избегать. Они суррогат человеческих отношений и в
силу своей скрытой враждебности могут приводить к опасным последствиям. Люди играют в
психологические игры из-за структурного голода, за которым стоят скука и бессмысленность
собственного существования. Мы можем сказать, что люди вынуждены играть в психологические
игры из-за отсутствия навыков стратегического планирования, а также из-за отсутствия культуры
использования времени.

Помимо целенаправленной деятельности, человек может структурировать время при помощи
ритуалов, времяпрепровождения и близости. В результате структурирования времени через
социальные контакты человек получает определенные психологические дивиденды в виде снятия
напряжения, сохранения душевного равновесия и подтверждения оправданности своего
существования.

Процедуры и ритуалы, которыми люди заполняют свое время, в социальных контактах помогают им
поддерживать друг с другом хорошие отношения. Таковыми являются, например, приобретение
товаров в магазине или посещение кабинета врача. Знание процедур значительно экономит время
социальных контактов и дает человеку положительный социальный имидж. Поэтому изучение
делового и межличностного этикета необходимо для экономии времени.

Ритуалы делятся на формальные, как, например, порядок проведения деловых совещаний, и
неформальные, как, например, ритуалы приветствия и прощания. Их соблюдение поддерживает
нормальное Психологическое состояние человека через предупреждение чувства вины, которое
возникает при нарушении родительских требований.

Соблюдая ритуалы, люди получают друг от друга своеобразные психологические «поглаживания»
(strokings), которые есть не что иное, как подтверждение их самоценности в глазах друг друга.

Времяпрепровождение по сравнению с процедурами и ритуалами представляет собой менее
формализованный способ социальною взаимодействия. Оно располагается в интервале времени,
начало и конец которого ограничены процедурами и ритуалами. Так, в перерывах между
совещаниями деловые люди заполняют свое время пустой болтовней вроде обсуждения и
выяснения того, какой сорт пива или сигарет лучше или какой марки автомобиль удобнее в
эксплуатации. Однако при разумном использовании времяпрепровождение дает человеку
возможность завязать полезные контакты и дружеские связи.

Согласно Берну, свою деятельность люди осуществляют двумя методами — часовым и целевым
использованием времени.

При часовом времени действие начинается и заканчивается в определенное время, как, например,
фильм или концерт. При целевом методе время деятельности продолжается до тех пор, пока работа
не будет выполнена. Разрешающие и запрещающие действия, основанные на родительских
предписаниях и записанные в жизненном сценарии, могут быть ограничены во времени, и это в
значительной степени влияет на жизненный стиль человека. Например, в сценарии может быть
записано: «Любую работу надо делать до тех пор, пока она не будет полностью закончена». Только
выполнив это предписание, человек позволяет себе расслабиться и отдохнуть. Это будет целевое
время «нельзя». Если же в сознании закреплена установка: «Надо соблюдать режим труда и


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


24
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


отдыха, поэтому, проработав положенное количество часов, следует отдохнуть». В этой установке
будет проявляться часовое время «можно».

Обратной связью Э. Берн называет психологическое воздействие, которое несет в себе
надвигающееся на нас событие из будущего. Важное событие, которое должно произойти с нами,
может уже за три-четыре дня изменить привычный для нас ритм работы. Получается, что
надвигающееся событие оказывается для нас своеобразным хронофагом. Если это деловая
поездка, то надо собрать дополнительные сведения об объекте, договориться о билетах, гостинице
и дать распоряжения на время своего отсутствия. После возвращения из командировки надо писать
отчет о ней и решать дела, накопившиеся за время отсутствия. Период после прошедшего события
Э. Берн называет дожиганием, во время которого человек постепенно возвращается к
привычному рабочему ритму. Может случиться так, что небольшая одно-, двухдневная
командировка по своему влиянию на нормальный рабочий ритм растянется на двухнедельный срок.

Наиболее опасными моментами с психологической точки зрения являются те, при которых действия
после серьезных событий («дожигание») наслаиваются друг на друга. В результате и на
физическом, и на психологическом уровнях организм не успевает восстанавливаться. Возникающее
переутомление может вести к неврозу, который, в свою очередь, будет провоцировать различные
соматические заболевания в виде повышенного давления, бессонницы, гастритов, колитов,
появления сексуальных проблем. Берн рекомендует жить по принципу «день за днем», что
означает «вести упорядоченную жизнь согласно намеченному плану, хорошо высыпаться, причем
так, чтобы день заканчивался без тягостного воздействия обратной связи, ибо на завтра должен
быть надежный план, который начинался бы без терзающего душу «дожигания».




Искусство начинать и синдром конечной остановки

Как научиться начинать? — тема многих дискуссий на семинарах по менеджменту. Не секрет, что
очень многим людям бывает трудно начать сложную работу и они всячески оттягивают этот момент.
Почему люди боятся начинать новое дело? Могут быть следующие причины:

— понимание, что работа потребует продолжительного времени и придется отказаться от
многих привычных радостей жизни, как-то: разговоры с приятелями, просмотр телепередач,
посещение и приемы гостей;

— новая работа потребует новых навыков, которые еще надо приобрести;

— в конце работы нет гарантии успеха;

— опасение, что может не хватить знаний или времени;

— работа требует много скучных подготовительных операций, что само по себе не вызывает
энтузиазма;

— отсутствие полноты информации, необходимой для выполнения работы.

Истинные трудности, связанные с началом нового дела, чаще всего лежат в недостаточной вере в
свои силы, в заниженной самооценке, боязни показаться смешным в глазах окружающих в случае

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


25
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


провала. Нередко болезненная скромность мешает человеку показать свои истинные достоинства
окружающим. Великая американская поэтесса Эмили Дикинсон, жившая в XIX в., за свою жизнь
написала около 2000 стихотворений, но только восемь из них она решилась напечатать, так как
полагала, что остальные недостаточно хороши для публикации.

Целенаправленные самовнушения и медитации на тему «я справлюсь» укрепляют внутренние
духовные силы и помогают начать новое дело.

В случае большого объема предстоящей работы ее следует разбивать на небольшие куски и
работать по методу «дырка в сыре», т.е. начинать работу с самых легких моментов и
постепенно расширять поле деятельности. Необходимо конкретизировать и стремиться
соблюдать время, нужное для выполнения каждого этапа работы. «Глаза боятся, а руки делают» —
так можно охарактеризовать этот способ решения большой задачи.

Синдром конечной остановки описал Л. Дж. Питер в своей книге «Принцип Питера». Основной
принцип Питера гласит:

«В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей
некомпетентности».

Достигнув успеха в иерархической организации и став руководителем более или менее крупного
подразделения, служащий больше не может эффективно выполнять свою работу — хороший врач
становится плохим директором клиники, а хороший инженер — плохим бизнесменом. Этот
гротескный закон имеет вполне понятное сатирическое преувеличение — в жизни так
действительно бывает, но далеко не всегда. Тем не менее принцип Питера содержит очень важный
момент, именуемый патологией успеха:

Как только человек перестает двигаться от цели к цели, его психологическое и физическое
состояние резко меняется в худшую сторону.

Среди медицинских признаков автор закона называет целый букет болезней, начиная язвой
желудка и кончая половой слабостью. Среди немедицинских признаков Синдрома конечной
остановки можно назвать такие явления, как телефонофилия — стремление иметь как можно
больше телефонов на своем столе, папирофобия — боязнь каких бы то ни было бумаг на столе и
обратная ей папиромания — заваливание стола кипой ненужных бумаг, и многие другие.

Все эти проблемы с точки зрения современного менеджмента возникают как ответ на отсутствие
планов стратегического развития в сфере деловой и личностной активности. Можно без
натяжек сказать, что это ведет человека к моральной деградации и физической гибели.


Краткие итоги раздела


? Время — самое дорогое достояние человека, ибо в нем протекает его жизнь. Уметь управлять
своим временем — значит уметь управлять свой судьбой и делать ее такой, какой хочет его видеть
наша природа. Отношение человека к своему времени — показатель его социальной зрелости и
культуры. Какой бы напряженной ни была жизнь современного человека, при разумном отношении
ко времени его может хватить на все планы или по крайней мере на большую их часть. Опыт

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


26
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


выдающихся людей прошлого и нашего времени, внесших свой вклад в общественное развитие,
доказывает это.

? Стратегическое планирование — самое важное в управлении временем. Оно приближает
человека к целям самореализации и выносит на вершину общественного успеха. Постоянная
нехватка времени, его дефицит выдают дилетанта в планировании временного бюджета, в то время
как тот, кто никуда не спешит и всюду поспевает, профессионал в этом вопросе. Воистину, тот, кто
владеет своим временем, тот владеет своей судьбой.



Вопросы для активного закрепления материала


1. В чем значение стратегического планирования времени?
2. Как соотносятся между собой стратегические и тактические цели в планировании времени?
3. Что такое определенные и неопределенные цели?
4. Каким образом стратегическое планирование связано с личной миссией и направленностью
личности?
5. Как соотносятся между собой цели реализуемые и нереализуемые? Желаемые и
нежелаемые?
6. Какую тактику следует применять в отношении работы с разными характеристиками
важности и срочности?
7. Назовите факторы хронофагии и хроносэйвинга.
8. Как бы вы могли конкретизировать на примере собственного жизненного опыта
применительно ко времени закон Парето, закон Паркинсона, принцип Питера?
9. В чем состоят основные принципы использования времени в концепции Эрика Берна?
10. Какой стиль жизни отличает людей, несущих в себе качества личности выигрывающих и
проигрывающих?



Дополнительные задания и темы для обсуждений

Стратегическое планирование судьбы в жизни человека. Его значение и необходимость

Методы планирования рабочего дня

Время в концепции Э. Берна

Значение личностных качеств в планировании времени и построении своей собственной
судьбы


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


27
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




3. Психологические ловушки личностного роста


Планирование судьбы и достижение жизненных целей можно сравнить с поисками дороги в
незнакомой местности, где человека могут поджидать всевозможные опасности. Поскольку, как мы
установили ранее, наилучший и единственно верный путь к успеху и счастью — это раскрытие
человеком своих потенциальных возможностей, самые большие опасности на жизненном пути надо
связывать не с потерей материальных благ, хотя это часто и приводит к тяжелым страданиям, но с
препятствиями, возникающими при осуществлении личностного роста. Эти препятствия
человек или создает себе сам, или же их создают ему другие люди, осознанно или неосознанно
старающиеся использовать его в своих корыстных целях.


Психологическая защита

Внутренние препятствия, мешающие личностному росту, психологи обычно связывают с
действиями механизмов психологической защиты, которые были описаны 3. Фрейдом. Внешние
препятствия создаются другими людьми, втягивающими своих партнеров в психологические игры,
описанные Э. Берном.

Всю человеческую цивилизацию и культуру Фрейд, как известно, рассматривал через призму
подавления и сублимации основных биологических инстинктов. Сублимация возникает как
способность человека управлять своими инстинктивными влечениями, направлять их на социально
значимые объекты и таким образом снимать внутриличностное напряжение, создаваемое
инстинктами. Но бывают случаи, когда человек не может достаточно успешно справляться со
своими влечениями, и тогда непроизвольно, на бессознательном уровне включаются механизмы
психологической защиты, свидетельствующие о невротическом отклонении в развитии
личности. Время от времени механизмы психологической защиты можно наблюдать в поведении
любого человека. Но степень зрелости человека снижает для него необходимость использовать эти
приемы для спасения своего Я.

Заслугой Фрейда является описание этих самых механизмов и их особенностей.

Вытеснение. Суть этого механизма заключается в подавлении и удалении из сознания в область
бессознательного мыслей и чувств, которые когда-то причинили душевные страдания. После
семейных ссор, например, очень многим людям бывает трудно восстановить логическую цепочку
возникновения и развития конфликта, поскольку это причиняет боль.

Вытесняются также социально неприемлемые побуждения, какими для многих людей являются
импульсы агрессивного характера. Подавленным и вытесненным может оказаться сексуальное
влечение ребенка к родителю противоположного пола или чувство неприязни к кому-либо из
родственников или коллег по работе. Когда такое вытеснение осуществлено, воздвигается
психологический барьер, препятствующий его осознанию. Сам человек может не замечать и
искренне отрицать наличие чувств агрессивного или сексуального характера, но постороннему
наблюдателю это заметно. Подавленные чувства вызывают внутреннее неудобство и тревожность,



Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


28
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


которые человек сам себе объяснить не может. Нередко это приводит к психосоматическим
заболеваниям вроде астмы или язвы желудка.

Основной метод борьбы с вытеснением, как, впрочем, и с другими защитными механизмами, —
постоянное размышление над своими поступками, а также чувствами и мыслями, с которыми они
связаны. Нужно иметь мужество, чтобы посмотреть правде в глаза и увидеть вещи не такими,
какими их хочется видеть, а такими, какие они есть на самом деле.

Отрицание. Этот механизм связан с отрицанием существования явлений, которые человек не
хочет видеть и замечать. Малообразованный человек, находящийся на руководящей должности,
может отрицать свою некомпетентность и неспособность справляться с ситуацией. Ребенок, у
которого умерла любимая собака, может продолжать верить в то, что она жива. Отрицание и
вытеснение неприятных переживаний в область бессознательного особенно характерно для
истериков, которые могут самозабвенно лгать и искренне верить в свою ложь, считая себя
исключительно честными. Спорить с ними в этом случае — бесполезное дело.

Рационализация. В этом способе защиты своего Я человек пытается привести сильные доводы в
защиту объективно слабого или нечестного поступка. Потерпев неудачу на экзамене, студент
может объяснить ее или головной болью, или вредностью преподавателя, но уж никак не своими
слабыми умственными способностями. Классическим примером рационализации является
поведение лисы из известной басни Эзопа. Не сумев достать виноград и полакомиться им, лиса

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign