LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

то цели. Все эти различия обусловлены тем, что каждый человек, осознает он это или нет, несет в
себе особую личную миссию, которая определяет его жизненный стиль. Планирование человеком
своей судьбы напрямую связано с прояснением его собственной миссии, сознанием того, что он
хочет делать, а чего не хочет, на какую вершину ему лучше всего взбираться, а какие оставлять
без внимания.

Вершины наших достижений — это реализованные цели, в которых заключены наши
представления о том, что для нас в жизни является важным, а что нет. Обладание прочно
сформированными ценностями подобно килю корабля, помогающему ему быть устойчивым в
плавании по бурному и безбрежному морю.

Личная миссия тесно связана с таким психологическим образованием, как направленность
личности. Направленность — это то, на что ориентируется человек в своей деятельности, что
является для него источником морального удовлетворения. Психологи различают три основных
вида направленности:



Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


15
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ



— на собственное благо;
— на благо другого человека;
— на дело, имеющее общественно значимую ценность.


У социально зрелого человека эти три вида направленности находятся в гармоничном соответствии
и не противоречат друг другу. Дисбаланс в развитии личности чаще всего оказывается связанным с
эгоцентризмом или групповой корпоративной моралью, противоречащей общественным нормам.

Определив свою миссию как в профессиональной, так и в межличностной сферах, можно наметить
для ее реализации ближние цели — со сроком реализации в течение недели или месяца; средние
— со сроком реализации полгода или год и дальние — со сроком реализации в течение трех — пяти
лет.

Представив в своем воображении желанную цель и нося ее в себе достаточно долгий срок, в один
прекрасный день все же придется спросить себя:

Почему я все еще нахожусь там, где и был?
Какие препятствия мне мешают?
Что я сделал для устранения этих препятствий и чего не сделал?
Реализуема ли эта цель в настоящий период времени с имеющимися у меня ресурсами?
Какой обходной маневр можно предпринять для достижения цели?
Какие промежуточные вехи я должен пройти, чтобы приблизиться к главной цели?
Может быть, у меня нет искреннего желания достигать эту цель, и она в действительности
слабо отвечает моим сокровенным желаниям?
Что может произойти со мной, если я не достигну данной цели?


Следует учитывать, что окружающая обстановка постоянно меняется, и поэтому надо
периодически пересматривать и анализировать заявленные цели, отодвигая одни и
приближая другие, приводить их в соответствие со складывающейся ситуацией.

Цели реализуемые, но нежелаемые. Это может быть необходимость в силу служебных или
дружеских обязательств присутствовать там, где нет перспектив для профессионального или
личностного роста. Это могут быть малозначащие совещания, а также вредные привычки типа
курения или потребления алкоголя в неинтересной компании. Помощь может прийти со стороны
волевого усилия и формирования навыка говорить «нет».

Цели желаемые и реализуемые. Чаще всего их достижение не очень трудно и связано с
приятными эмоциями. Таковы загородные прогулки и встречи с близкими друзьями. Если же
реализуются цели самоактуализации и личностного роста, то это говорит о хорошей воле и
сформировавшемся характере.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


16
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ



Цели нежелаемые и нереализуемые. В определенных случаях в них могут оказаться скрытые
источники профессионального и личностного роста. Это могут быть занятия спортом, изучение
языков или расширение кругозора в области культуры.

Цели желаемые, но нереализуемые. Они самые главные в жизни человека, так как несут в
себе мечту. За ними стоит будущее, которое еще предстоит реализовать. Тактика в отношении
таких целей описана выше.

Проанализировав таким образом свои цели, важно научиться брать на себя обязательство достичь
их к конкретному сроку, а также продумать те поощрения и штрафные санкции, которые могут
последовать в отношении самого себя, если цели не будут достигнуты. Достижение целей
немыслимо без самодисциплины и умения управлять своими чувствами и желаниями. Бесстрастный
анализ — лучшая гарантия того, что в будущем не сядешь на мель, не наткнешься на какой-нибудь
подводный риф, уготовленный судьбой не очень дальновидному человеку.




Планирование рабочего времени

Для достижения жизненно важных целей необходимо соотносить каждое повседневное действие со
своей миссией и анализом того, насколько это действие приближает или отдаляет эти цели.
Соблюдение такого самоконтроля — очень и очень трудная задача, так как жизнь полна разных
соблазнов и непредвиденных ситуаций.

При решении повседневных задач приходится сталкиваться с работами, которые могут быть как
срочные, так и несрочные, как важные, так и не очень важные. Их можно разделить на следующие
группы.

Работа важная и срочная. Этому виду надо посвящать лучшее утреннее время, когда мозг может
работать наиболее продуктивно. Срочные и важные дела обычно появляются в периоды кризисов и
требуют большого количества ресурсов, что вызывает нежелательный нервно-психический стресс.
Надо рассчитывать свои силы и возможности и планировать работу так, чтобы важные и срочные
дела возникали как можно реже. Управление временем в этом случае осуществляется в течение
одного дня по часам и минутам.

Работа важная, но не срочная. Это вид связан с профессиональным и личностным ростом,
расширением горизонтов деятельности и накоплением ресурсов. Эта деятельность больше подходит
для развития общей стратегии жизни. Планирование времени в таких случаях должно
осуществляться по неделям и месяцам.

Приступая к планированию недели, важно выявить и установить приоритеты и иерархию текущих
дел, соотнося их при этом со стратегическими целями. Для лучшей ориентировки полезно задавать
себе следующие вопросы:

Какая имеется ключевая проблема, решение которой повлечет за собой разрешение всех
других, более мелких проблем?
В чем главная задача сегодняшнего дня?

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


17
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


К каким делам следует приступить в первую очередь, а к каким — во вторую и в третью? Что
можно отложить и перепоручить своим помощникам?
Какие подготовительные дела надо выполнить, чтобы приступить к решению главной
задачи?
Какие нерешенные проблемы остались с прошлой недели или со вчерашнего дня?


Все эти проблемные моменты должны быть выписаны в рабочий еженедельник и всегда находиться
перед глазами

Признавая важность стратегических целей, большинство людей тем не менее не работают над ними
так, как этого требует быстротечность нашей жизни. Признание этих целей не срочными приводит
к тому, что они откладываются в долгий ящик и их существование забывается. В результате этого
страдает процесс самореализации личности, что является основным условием счастья и успеха.

Работа срочная, но не важная. Сюда можно отнести необходимость сделать обещанный
телефонный звонок, принять участие в каком-либо малозначимом совещании или общественном
мероприятии. У многих людей значительное количество времени уходит на обдумывание
бессодержательных вещей и таких же дел. Текучка подобных занятий иногда создает ощущение
наполненности жизни. Но на самом деле это иллюзия, вызываемая бессознательным страхом
оказаться некомпетентным в решении главных задач и достижении стратегических целей.

Работа не срочная и не важная. Этот вид работ никак не связан с реализацией жизненных
планов, но многие люди с удовольствием предаются им. Сюда входят так называемые тусовки:
занятия психологическими играми, описанными Э. Берном; неожиданные телефонные звонки;
обсуждение телевизионных передач и сплетен, напечатанных в местных газетах, и т.п. Большой
урон рабочему времени приносят люди, которых можно было бы назвать хронофагами, т.е.
пожирателями чужого времени из-за собственной скуки или неумения организовать свое время так,
чтобы не мешать другим. (По аналогии с барофагами — бактериями, пожирающими ненужные
клетки организма.)

От общения с подобными людьми нужно научиться категорически отказываться, ставя
решительный заслон словом «нет» и не испытывая при этом чувства вины перед тем, кто посягает
на ваше время.

Знание того, что помогает сбережению времени (хроносэйвингу) и его малопродуктивной трате
(хронофагии), взятое из теории и практики менеджмента, научит вас лучше структурировать свое
рабочее время.


Факторы хроносэйвинга

1. Систематическая разработка четких планов на день, месяц, квартал, год. Умение выделять
приоритеты и точку нанесения «главного удара».




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


18
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


2. Наличие в планах резервного времени для выполнения непредвиденных работ и устранения
экстремальных ситуаций. Специалисты в области тайм-менеджмента рекомендуют делать
пропорцию запланированных и незапланированных 60:40.

3. Умение делать в единицу времени только один вид работы, навык концентрации на главных
задачах и проблемах.

4. Использование для продуктивной работы даже самых коротких отрезков времени, случайно
появившихся в расписании, например при задержке какой-либо встречи.

5. Умение подстраивать собственный ритм к ритму рабочего дня организации.

6. Если вы руководитель фирмы, то сбережению времени способствует делегирование части
своих полномочий помощникам и подчиненным, прежде всего для решения второстепенных
вопросов, круг которых может быть заранее оговорен.

7. Отключение телефона на период рабочего времени или отведение специального времени
для телефонных разговоров, длительность которых полезно для самоконтроля
хронометрировать в своем рабочем дневнике.

8. Чередование трудной работы с легкой.

9. Планирование рабочих перерывов каждые 50 минут до наступления ощущения усталости.
Это отодвигает утомление и способствует сбережению энергии.

10. Использование принципа удвоения деятельности. Время, необходимое для выполнения
обычных домашних дел, — утренний туалет, приготовление завтрака — может быть
заполнено ознакомлением с полезной информацией (слушанием по радио новостей,
изучением иностранного языка и пр.). Президент США Джон Ф. Кеннеди во время утреннего
бритья каждый день слушал в записи пьесы В. Шекспира, благодаря чему знал их
достаточно хорошо и мог с блеском использовать в своих выступлениях. Время поездки на
транспорте и ожидания чего-либо также может быть заполнено полезными делами.


Факторы хронофагии

1. Отсутствие четкого планирования на день, месяц, квартал. Плохо выявленные приоритеты.

2. Отсутствие автоматизированных навыков при выполнении повторяющихся рутинных дел —
написания отчетов, докладных записок и т.п.

3. Привычка читать всю входящую корреспонденцию, просматривать утренние газеты, что
связано со стремлением быть в курсе последних событий.

4. Отсутствие умения правильно вести деловую документацию, из-за чего много времени
тратится на поиски нужного документа.

5. Отсутствия навыка быстрого реагирования на письма, из-за чего письмо приходится читать
дважды — в момент поступления и в момент ответа на него. Это происходит из-за страха или

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


19
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


нежелания принимать решение сразу. Перенос решения «на завтра», «на потом» —
показатель нерешительности и слабости характера.

6. Отсутствие практики делегирования полномочий. Это болезнь авторитарных руководителей,
которые полагают, что любое дело они должны делать и контролировать сами, потому что
считают себя умнее и расторопнее своих подчиненных.

7. Проведение политики «открытых дверей». Это болезнь демократически настроенных
руководителей, которые полагают, что их подчиненные и заместители в любой момент могут
зайти для консультации по какому-либо вопросу.

8. Непредвиденные телефонные звонки или вызовы к начальству.

9. Отсутствие навыков концентрации, распределения и переключения внимания.

10. Неспособность сказать «нет» из-за постоянного чувства вины перед тем, кому отказываешь.

11. Стремление выполнять несколько дел одновременно, как лично запланированных, так и
требуемых другими.

Надо помнить, что хорошее решение любой проблемы требует концентрации внимания только на
чем-то одном. Отсутствие навыков установления приоритетов, выявления того, что главное, а что
нет в данный момент, стремление решить все проблемы сразу и безотлагательно в конце концов
приводят к информационным стрессам и неврозам.

Планируя свою ежедневную деятельность, полезно знать о таких важных закономерностях деловой
активности, как:

• принцип Парето, доказывающий преимущественную значимость малого и качественного
над большим, но не качественным;

• закон Паркинсона, говорящий о связи продолжительности работы с отведенным на нее
временем;

• часовой и целевой способы выполнения работы, рассмотренные в концепции Э. Берна;

• синдром конечной остановки, описанный английским публицистом Питером в его
знаменитой книге «Принцип Питера».


Принцип Парето

Вильфредо Парето — итальянский социолог и экономист, живший на рубеже XIX—XX вв., в своих
трудах обосновывал развитие человеческого общества на основе круговорота элит. Теория элит
утверждает, что внутри данного множества объектов отдельные малые части имеют
наибольшее значение для всего явления в целом. Так, небольшое число богатых людей или
банков владеет большей частью общественного богатства. Наиболее часто исполняемые
музыкальные произведения принадлежат небольшой группе популярных композиторов.
Наибольшее количество важнейших научных открытий совершается ограниченным числом крупных

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


20
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


ученых. Наибольшее количество заказов обслуживающая фирма получает от ограниченного числа
постоянных клиентов.

Применительно к планированию рабочего времени этот закон может означать, что, затратив
только 20% рабочего времени, можно получить 80% производственных результатов.
Остальные 80% времени могут дать только 20% результата, поэтому, строго говоря, время на них
можно и не тратить. Исходя из этого, можно предполагать, что решать важные и нужные проблемы
возможно за относительно небольшой промежуток времени, не тратя его большую часть на
малосущественные детали. Поэтому сбор информации, проведение совещаний, телефонные звонки
и тому подобные мероприятия могут быть существенно сжаты и сокращены без ощутимых потерь
для дела.


Закон Паркинсона

Английский профессор истории С. Норткот Паркинсон вывел этот закон в 1955 г. Он гласит:
«Объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на
ее выполнение». Из этого закона следует, что чем больше времени мы запланируем для
выполнения какой-либо работы, тем больше мы на нее его и потратим. Соответственно,
чем меньше времени мы будем отводить на то или иное дело, тем быстрее мы будем стремиться его
выполнить.


Контроль результатов

Контроль есть обратная связь от достигнутого, соотнесение задуманного с реально получившимся.
Прожитые день, неделя, месяц нуждаются в своем осмыслении и соотнесении со стратегическими
планами. Контроль должен быть регулярным, запланированным и по возможности тотальным.

В порядке активизации самоконтроля можно задать себе следующие вопросы:

Насколько я продвинулся за сегодняшний день в решении своих стратегических жизненных
планов?

С какими факторами хронофагии я столкнулся? Как их можно было избежать?

Что я сделал для профессионального и личностного роста?

Что я сделал для развития и счастья окружающих меня и близких мне людей?

Где я допустил слабости характера и не сказал вовремя решительное «нет» ненужным
делам, желаниям и мыслям?

Какую отметку я мог бы поставить себе за этот прожитый день (отлично, хорошо или плохо)?




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


21
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




Выигрывающие и проигрывающие

Американские психологи М. Джеймс и Д. Джонгвард в своей книге «Рожденные выигрывать»
назвали такого хозяина своей собственной судьбы выигрывающий. Под этим понятием
подразумевается человек, который подлинно реагирует на события жизни, проявляя при этом
доверие, заботу, ответственность и искренность.

Возможность быть самим собой, верить в себя, несмотря на любые неудачи, умение быть
независимым в течение длительного времени, обладание мужеством жить своим умом, умение
принимать ответственность за свою жизнь и не обвинять в своих поражениях других, понимание
своих чувств и пределов своих возможностей, забота о мире и о людях, его населяющих, — все это
отличает стиль жизни выигрывающих. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.

Такие люди правильно используют время и знают, что для всего есть свой черед и для каждой
деятельности — свое время: время быть энергичным и время быть инертным; время быть вместе и
время быть одному; время ссориться и время любить; время работать и время смеяться; время
встретиться лицом к лицу и время удалиться; время говорить и время молчать; время спешить и
время ждать. Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по
принципу «здесь и сейчас». Это не означает, что они бездумно пренебрегают своим прошлым или
не умеют подготовить свое будущее. Скорее наоборот: зная свое прошлое, они осознают, глубоко
чувствуют настоящее и смотрят вперед, в будущее. Они не стремятся к своей безопасности за счет
контроля над другими и не настраивают себя на неудачу.

Выигрывающие умеют быть непосредственными. Они не придерживаются раз и навсегда

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign