LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Среди типичных представителей эпитимного склада личности в русской культуре можно назвать
имена Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

О противоречивости и многогранности русского человека говорит Н.А. Бердяев в своей книге
«Русская идея»: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души:
Природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно
открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и
анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость;
обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный
коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически
мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие;
смирение и наглость; рабство и бунт». Из-за всего этого от русского народа, указывает Н.А.
Бердяев, «всегда можно ожидать неожиданность, поэтому он в высшей степени способен внушать к
себе сильную любовь и сильную ненависть».

Обобщенный характер любого народа связан с его коллективным бессознательным, которое, как
указывал К. Юнг, может быть выявлено в содержании типичных сновидений, в сказках, мифах,
легендах, религиозных верованиях. Если мы проанализируем содержание русских народных


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


8
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


сказок, то можем найти в них и бессмысленную жестокость, и похвалу хитрости и обману, и
стремление поживиться за чужой счет. В одной сказке голодная лиса притворяется мертвой, ее
подбирает мужик, который везет в санях рыбу. Подобрав лису, мужик радуется, что сможет сделать
из ее шкуры новую шапку жене. Очутившись в санях с рыбой, лиса выбросила ее на дорогу и потом
преспокойно съела. Попутно она обманула ни в чем не повинного волка, который в результате
встречи с лисой был бит и лишился хвоста.

Во многих сказках про бесталанного Иванушку-дурачка счастье приходит к нему в виде коня или
Василисы Прекрасной неисповедимыми путями, отнюдь не как награда за серьезный труд.

В качестве иллюстрации желания добиться успеха и стать счастливым, не особенно при этом
напрягаясь, могут служить сказки про Емелю, который, лежа на печи, имел все, что хотел,
приговаривая магическое заклинание «по щучьему велению, по моему хотению».

Сравнивая русские сказки с западными, несущими в себе нормы протестантской этики, в частности
со сказками братьев Гримм и сказками Г.Х. Андерсена, нельзя не заметить, что в последних гораздо
чаще и сильнее делается акцент на достижении успеха не случайным путем, а через упорный труд
и профессиональное мастерство.

Приведем свидетельство английского журналист, очень любивший Россию и написавший о ней
несколько книг, в начале XX в. характеризует ее как страну:

где издержки на жизнь велики и не пропорциональны качеству доставляемых
продуктов;
где работа — дорогая, плохая и медленная;
где гигиенические условия жизни населения очень плохи, где много всяких болезней,
включая чуму, где медицинская помощь и приспособления для нее недостаточны;
где бедные люди — отсталые и невежественные а средний класс — беспечный и
неряшливый;
где прогресс намеренно задерживается и подвергается всевозможным препятствиям,
страна, управляемая случаем, где все формы администрации произвольны, ненадежны
и мешкотны;
где все формы деловой жизни громоздки и обременены канцелярской волокитой;
где взятка — необходимый прием в деловой и административной жизни;
страна, отягощенная множеством чиновников, которые в общем ленивы, подкупны и
некомпетентны;
страна, где нет политической свободы и элементарных прав гражданина, где даже
программы концертов и все иностранные газеты и книги подвергаются цензуре;
где свобода прессы стесняется мелкими придирками, а издатели постоянно штрафуются,
иногда арестуются;
где свобода совести стеснена; страна, где динамит есть единственный политический
документ, доступный частному лицу, и политическое убийство — единственная форма
гражданского мужества;
страна плохого управления;
страна, где всякое попустительство и нет закона;
где всякий действует, не принимая во внимание соседа;
где вы можете делать все, что угодно, и не можете критиковать ничего;
и где единственный способ показать, что у вас есть мужество иметь свои убеждения,
состоит в том, чтобы провести ряд лет в тюрьме;
страна крайностей, нравственной распущенности и экстравагантного потворства самому
себе;
народ без держания себя в руках и самодисциплины;
народ, все порицающий, все критикующий и никогда не действующий;

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


9
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


народ, ревнивый ко всему и ко всем, кто выходит из строя и поднимается выше
среднего уровня; смотрящий с подозрением на всякую индивидуальную оригинальность
и отличие;
народ, находящийся в рабстве у застывшего уровня посредственности и стереотипных
бюрократических форм;
народ, имеющий все недостатки Востока и не имеющий ни одной из его суровых
добродетелей, его достоинства и внутренней дисциплины;
нация ни к чему не годных бунтовщиков под руководством подлиз-чиновников;
страна, где стоящие у власти живут в постоянном страхе и где влияние может исходить
отовсюду,
где ничто не столь абсурдно, что ни может случиться; страна неограниченных
возможностей, как было сказано в Государственной Думе».

Сказав эти нелицеприятные слова о России, М. Бэринг тем не менее пишет: «Я люблю эту страну, с
удивлением и уважением отношусь к этому народу», потому что «недостатки России — оборотная
сторона положительных качеств ее, столь ценных, что они перевешивают недостатки».

Однако, как показывает опыт истории, русские образованные люди, осознав в себе определенные
недостатки характера, начинают их с успехом преодолевать и достигают на этом поприще
поразительных успехов.

Ф.М. Достоевский в романе «Подросток» верно отмечает, что, когда русский увлекается
положительными принципами, выработанными Западной Европой, он становится более
европейцем, чем сами европейцы — французы, англичане, немцы, — потому что он свободен от их
национальной ограниченности.

Так, понимая опасность антисанитарии при лечении болезней, русские врачи достигли в
дореволюционное время такого уровня антисептики, что московские клиники стояли в этом
отношении выше берлинских.

Преодолевая характерную для русских обломовскую лень и инертность, земские деятели в конце
XIX в. поставили городское самоуправление в провинции на такой уровень эффективности, что он
оказался выше западноевропейского. Под давлением земских деятелей в октябре 1905 г.
правительство было вынуждено издать манифест, дававший русскому народу право на участие в
политической жизни страны.

Нисколько не умаляя значения выдающихся открытий российских ученых в области науки и
техники, таких, как создание периодической системы Д.И. Менделеева, открытие радиоволн А.С.
Поповым и запуск первых космических кораблей, тем не менее отметим, что благодаря своей
хорошей обучаемости и чувству восприимчивости чужого опыта мы, россияне, в разное время
позаимствовали много полезного:

— у монголо-татар — систему государственного устройства, налогообложения и способы связи,
а также метод возгонки спирта, т.е. производство водки;
— у шведов и немцев — стратегию и тактику военного дела;
— у французов — галантные манеры, а также умение производить тонкие вина и сыры;
— у китайцев — выращивание и употребление чая, производство фарфора, пороха и бумаги;
— у англичан — выделку сукна и обработку льна на чесальных машинах и ткацких станках, а
также парламент.



Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


10
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


Но особенно восприимчивыми россияне оказались в сфере духовного строительства, оставляя
здесь далеко позади своих учителей. Так мы заимствовали:

— у византийских греков — христианскую религию и иконопись;
— у французов — жанр литературного романа, классический балет и комическую музыкальную
оперетту;
— у итальянцев — серьезную оперу с ее знаменитым bel canto и академическую живопись;
— у немцев — философию и музыкальную форму классической симфонии.

Во всех этих сферах духовной жизни нашими русскими писателям, музыкантами, художниками
были созданы шедевры, которые навсегда вошли в сокровищницу мирового искусства и
достижений человеческого духа.


Краткие итоги раздела


? Сегодня большинство людей связывают жизненный успех с достижением материальной
независимости, говорящей о высоком социальном статусе, и с известностью в широких
общественных кругах. Деньги, слава и почет всегда были и остаются для многих людей целями,
ради которых стоит прикладывать усилия. Говорят и о чертах характера, необходимых для
достижения этих целей, — смелости и решительности, настойчивости и целеустремленности,
упорстве и трудолюбии. Однако можно привести много примеров, когда человек, обладающий в
большей или меньшей степени всеми этими благами, тем не менее не чувствует желаемой
удовлетворенности жизнью. Это происходит тогда, когда внешний успех не совпадает с
внутренними побуждениями, когда деятельность человека не отвечает его природным
потребностям в самоактуализации и ему приходится идти против своей собственной природы.


? В зависимости от способа взаимодействия с окружающим миром люди по-разному судят о том,
что такое успех и сопутствующее ему счастье. 3. Фрейд, а вслед за ним Э. Фромм разработали
несколько иной, отличный от традиционного взгляда подход к проблеме Характера, связав его со
стадиями детского развития. Только продуктивный, а не потребительский и накопительский
характер, способный к развитию самого себя и творческому преобразованию окружающей его
жизни с широкими социальными связями, может привести к настоящему успеху и счастью.



? В большинстве случаев характер русского человека несет в себе природный эпитимный
радикал, которому свойственны полярные и нередко драматичные колебания в эмоциональной
сфере. Именно ими можно объяснить многие особенности его поведения. В результате воспитания,
освоения культурного наследия своего народа и служения высоким общественным идеалам
негативные стороны природного темперамента могут быть смягчены, и русский характер предстает
миру во всем своем величии и блеске.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


11
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




Вопросы для активного закрепления материала


1. Укажите, на чем основывается классификация характера, предложенная 3. Фрейдом и
развитая Э. Фроммом?

2. Как бы вы могли охарактеризовать положительные и отрицательные свойства русского
характера? Как они проявляются в народном фольклоре?

3. Как определяют понятие жизненного успеха обывательская точка зрения и современная
гуманистическая психология?

4. Что такое «базовый социальный характер» и как он проявляется в различных культурах?

5. Что представляет собой русская духовная традиция и как ею понимаются цель и смысл
человеческой жизни? В чем ее отличие от традиций католицизма и протестантизма?




Дополнительные задания и темы для обсуждений


Жизненный успех индивидов с различными типами характеров и уровнями
психологической зрелости

Русская идея — ее смысл и истоки

Россия глазами иностранцев в прошлом и настоящем

Понятие жизненного успеха в гуманистической психологии




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


12
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




2. Управление временем



Планирование судьбы

Людей всегда волновало их будущее, то, что произойдет с ними в ближайшем и отдаленном
времени. Стоит ли планировать свою судьбу и вглядываться в неясное будущее, если
психотерапевты настойчиво рекомендуют жить сегодняшним днем, по принципу «здесь и сейчас»?

Время — это тот жизненный материал, из которого каждый человек по своему усмотрению может
«смастерить» либо доспехи военных побед, либо фейерверк блестящих научных экспериментов,
либо радость любовных утех, либо революционные потрясения общественных устоев. Время
необратимо, но в руках людей, умеющих им пользоваться, оно превращается в материальную и
духовную культуру данного общества, делая его счастливее и богаче. В неумелых руках время
жизни, отведенное каждому человеку его судьбой, превращается в прах, не задерживающийся на
поверхности земли. С точки зрения валеологии «уметь жить» означает умение правильно
использовать время своей жизни.

Зачем нужно планировать свою жизнь и деятельность? Исследования показывают, что
планирование приносит ощутимую пользу тем, кто его применяет. Это относится как к
отдельному человеку, так и к организации в целом. В одном из исследований американских
социологов анкетирование 217 вице-президентов 109 крупнейших корпораций показало, что
руководители, составляющие планы своей работы, добились большего успеха в бизнесе.
Исследования деятельности как больших, так и малых фирм показывают, что фирмы, планирующие
свою деятельность, имеют самые высокие темпы роста.

В одном из таких исследований изучалась работа 36 американских фирм в фармацевтической,
пищевой, химической, сталелитейной, нефтяной и машиностроительной отраслях. Чтобы свести
к минимуму воздействие других переменных факторов, фирмы были распределены по парам в
соответствии с величиной, видом отрасли и другими показателями. В начале исследования ни
одна из фирм, сведенных в 18 пар, не занималась формальным планированием. Затем одна
фирма в каждой паре начала применять формальное планирование. За деятельностью всех 18
пар фирм велось наблюдение в течение семи лет. Исследование показало, что по таким
показателям, как прибыль на инвестированный капитал, рост доходов по акциям, результаты
деятельности фирм, которые применяли планирование, превышали результаты деятельности
фирм, которые этого не делали.

Люди по-разному воспринимают свое время жизни. Один из парадоксов восприятия времени
заключается в том, что, когда мы заняты интересным делом, время летит, и мы не замечаем его
бега. Когда же время не заполнено делом, оно тянется бесконечно.

Интересная и содержательная жизнь, жизнь, проживаемая с удовольствием, с пользой для себя и
окружающих, самым прямым образом связана с умением планировать свою личную и
профессиональную карьеру, распорядок каждого дня.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


13
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


Это планирование во многом сходно с тем, что в современном менеджменте называют
«управление по целям». Намечая определенную стратегическую цель своей жизни, человек
оказывается вынужденным тактически предусматривать время наступления тех или иных событий.
Если, к примеру, некто решает стать оперным певцом, то он должен определиться, где будет
учиться, как лучше подготовиться к поступлению в соответствующее музыкальное учебное
заведение и у какого педагога лучше учиться.

Планирование своей судьбы можно начинать с того момента, в котором вы находитесь на
сегодняшний день, а можно — из своего воображаемого будущего. Вот виды размышлений,
связанных с планированием жизненного пути с настоящего момента.

Каким я буду в 20, 25, 35, 40, 50 и 60 лет?
Чего я хочу достичь к каждому из этих отрезков времени?
Сколько я хочу иметь детей и в каком возрасте я планирую их завести?
Какими ресурсами и средствами я располагаю для достижения заветных целей?
Где и как мне найти эти нужные ресурсы и средства?
Какими сильными сторонами характера и благоприятными возможностями я располагаю на
сегодняшний день?
В чем сегодня заключаются мои слабые стороны? Чем и как их можно нейтрализовать?
Другие виды размышлений связаны с планированием судьбы из воображаемого будущего:
Что бы я хотел, чтобы мои друзья сказали обо мне на моем 60-летнем юбилее?
Что бы я хотел, чтобы сказали на нем мои дети? Жены и мужья? Поклонницы и поклонники?
Друзья и враги?
Чем я буду отличаться от других людей, работающих в этой же сфере?


Приведенные вопросы часто звучат на занятиях по психотренингу личностного роста. Нередко
пришедшие на такой тренинг их пугаются, часто они не хотят думать о своем будущем и
заглядывать вперед, полагаясь во всем на судьбу и волю случая. Но после некоторого
замешательства размышления о том, как бы ты стал жить, если бы сегодня судьба тебе отвела
всего месяц, неделю или даже один день жизни, заставляют человека открыть глаза на то, что для
него самого является самым ценным и смыслообразующим в жизни. Кто-то принимает решение
поехать к морю, кто-то — навестить родителей и помириться с друзьями, кто-то — бросить
опостылевшую работу. В конечном счете, такие экзистенциальные вопросы проясняют человеку
его собственные духовные ориентиры, которые лежат в глубинах его сердца и которые он подчас
не может расслышать сквозь грохот и суету будней.

Постановка жизненных целей и принятие решения двигаться к ним — одна из самых
трудных задач в жизни каждого человека.

Древние мыслители, а вслед за ними и нынешние психологи говорят об огромной мотивирующей
силе поставленных целей. Ясный точный образ будущего результата, находящегося где-то высоко,
начинает тянуть человека вверх, подобно лебедке, поднимающей груз на нужную высоту или


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


14
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


вытягивающей паром на другой берег реки вопреки ее бурному течению. Говоря афористичным
языком, сначала мы формируем наши цели, а затем эти цели формируют нас.

В то же время цели неясные, не имеющие четкой конкретизации не могут стать такой движущей
силой развития личности.


Примеры неопределенных целей:

иметь хорошее здоровье;
улучшить материальное положение;
иметь много друзей.


Когда человек формулирует свои цели в виде благих пожеланий, то чаще всего эти цели остаются
нереализованными, и по большому счету их даже нельзя назвать целями, так как цель — это
всегда то, что задает действие и движение.


Примеры определенных целей:

каждое утро для укрепления здоровья делать получасовую пробежку и обтираться холодной
водой;
найти альтернативные источники дохода, работая дополнительно пять-шесть часов в
неделю;
один раз в неделю знакомиться с новым симпатичным человеком и регулярно поддерживать
с ним контакт.


Насчитывается огромное количество видов жизнедеятельности, каждый из которых ведет к какой-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign