LINEBURG


страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




ELITARIUM – ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ




Валеология 02
www.Elitarium.Ru




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


1
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




Методические рекомендации
Этот блок рассчитан на одну неделю обучения при обычном темпе освоения материала. На его
изучение вы, скорее всего, потратите 20-25 учебных часов. Не торопитесь. Соблюдайте
методические указания:

1. Прочтите материал этого блока курса.

2. После первого прочтения текста постарайтесь немного поразмыслить над тем, что вам
запомнилось в нем, что показалось интересным, что — непонятным. Что — банальным, а что —
странным.

3. Прочитайте текст во второй раз. Теперь ваше внимание будет фиксироваться на тех местах
текста, которые содержат материалы к размышлению над затруднившими вас ранее вопросами. Вы
прочитаете текст другими глазами, увидите в нем ранее пропущенные места и те фрагменты,
которые показались туманными.

4. Есть ли в материале ответы на некоторые вопросы, которые вас давно занимали, о которых вам
приходилось задумываться? Что нового содержится в тексте о понятиях, которые, как вам
казалось, были знакомы ранее, о которых вы слышали?

5. Попробуйте рассказать кому-либо то, что показалось вам интересным в содержании курса.
Выберите для этого один раздел, понятие и т.п. Расскажите об этом аудитории, если она у вас
имеется, найдите слушателя поблизости или, в крайнем случае, напишите. Повторяйте свой
рассказ, если вы остались им недовольны, до тех пор, пока вы не сможете изложить этот момент
лучше и глаже, чем сам автор курса.

6. Прочитайте этот блок еще раз, отмечая для себя, что бы вы улучшили, написали яснее, короче
или проще. Что вам теперь кажется самоочевидным и не нуждающемся в разжевывании? Остались
ли неясности? Или хватит уже вертеться вокруг этого текста и пора идти дальше?

7. Попробуйте разобраться в том, как вы отнеслись к материалу. Как изменилось ваше отношение в
процессе освоения? Почувствовали ли вы разницу между пассивным усвоением текста и активной
работой с материалом?

8. Ни в коем случае не старайтесь учить содержимое наизусть. Важно не знание конкретных
положений материала блока, а впечатление, оставшееся у вас после работы с этим материалом.
Результатом освоения блока должно быть умение поддерживать беседу по затронутым темам и
интерес к их обсуждению.

9. Вы можете принять участие в обсуждении материала на любой стадии его освоения. Это
обсуждение может содержать не только вопросы к преподавателю, но и предложение других тем
для совместного обсуждения.



Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


2
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




Содержание

II. Валеология повседневной жизни

1. Характер и успех

Характер в концепции Эриха Фромма
Русский характер

2. Управление временем

Планирование судьбы
Планирование рабочего времени
Факторы хроносэйвинга
Факторы хронофагии
Принцип Парето
Закон Паркинсона
Контроль результатов
Выигрывающие и проигрывающие
Время в концепции Эрика Берна
Искусство начинать и синдром конечной остановки

3. Психологические ловушки личностного роста

Психологическая защита
Стереотипы восприятия и дефекты характера

4. Общение — восприятие и понимание партнера

Ошибки восприятия
Практика нейролингвистического программирования (НЛП)
Манипуляции в общении
Конфликты и переговоры

5. Психология здоровья

Психология счастья




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


3
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




II. Валеология повседневной жизни


1. Х а р а к т е р и у с п е х

Посеешь поступок — пожнешь привычку,
посеешь привычку — пожнешь характер,
посеешь характер — пожнешь судьбу.
Английская пословица



Термин «ортопсихология» (orthos (греч.) — прямой, правильный + psyche (греч.) — душа =
правильная психология) был предложен в 1958 г. известным американским психологом А. Маслоу,
который употреблял этот термин как альтернативный понятию «патопсихология». Синонимом этого
понятия в настоящее время является понятие «гуманистическая психология». От того,
насколько поведение человека соответствует объективным психологическим закономерностям
зависит его мироощущение, именуемое просто счастьем или несчастьем.

Люди давно заметили, что для каждого человека понятия счастья и успеха имеют различное
значение. Счастье заядлого картежника и счастье хлебопашца, счастье ученого и счастье гурмана
— это все разные виды счастья, которые диктуются характером данного человека. Валеология не
может пройти мимо того факта, что достижение счастливого и здорового состояния индивидуально
и обусловлено темпераментом и характером человека, его социальной зрелостью.

Великий врач древности Гиппократ предложил разделять людей по темпераменту на четыре типа —
меланхоликов, холериков, флегматиков и сангвиников. Каждый из этих типов людей имеет
свой излюбленный стиль поведения, свой характер, свои привычные реакции на окружающую
действительность. Эта классификация сохранилась и до наших дней, хотя в XX в. появились и
другие классификации, в частности, немецкого психолога Э. Кречмера и американского У.
Шелдона. В этих последних способах отличия людей друг от друга особое внимание уделяется
строению тела, из которого выводятся характерные психологические черты того или иного
человека.

Физические особенности тела человека, является ли он, к примеру, астеником или пикником,
конечно же, могут влиять на характер, а через него и на судьбу. Но интересным представляется
рассмотрение этой проблемы с точки зрения классического психоанализа, доказывающего, что на
становление характера человека влияет то, как им были пройдены фазы детского
развития, имеются в виду оральная, анальная и генитальная стадии. Впервые эта идея была
высказана 3игмундом Фрейдом и развита впоследствии в трудах американского психолога Эриха
Фромма.




Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


4
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




Характер в концепции Эриха Фромма


В своей работе «Человек для себя» Фромм разделял все разновидности характеров на один
продуктивный и четыре непродуктивных типа. Продуктивным характером обладает человек,
который творчески реализует себя в любимом деле, совершенствуя при этом самого себя, свои
способности и мир вокруг себя. Непродуктивные типы — рецептивный (потребительский),
эксплуататорский, накопительский и рыночный. Каждый из этих характеров отличается своим
представлением о счастье и успехе, но все они, в отличие от первого, являются ложными и не
отвечают коренным потребностям человека, не способны по-настоящему сделать его
счастливым.

Человек с рецептивным характером будет считать своим успехом достижение хорошего к нему
расположения людей, которые обеспечивают ему беспрепятственный доступ к материальным
благам. Такие люди способны отдаваться любому, кто даст им любовь или нечто похожее на нее.
Их отличают пассивность и зависимость от других людей, неспособность сказать «нет» в
отношении тех действий, которые ему не нравятся, но навязываются. Часто они ждут доброго
волшебника, который неожиданно придет и разрешит за них все их проблемы. Люди с таким типом
характера как бы застряли на оральной стадии развития, по Фрейду.

Человек с эксплуататорским типом характера своим успехом и соответственно счастьем будет
считать ситуацию, в которой получает какой-то вид блага, отнимая его у других обманом или
силой. Это может проявляться во всех сферах деятельности, а не только в сфере
непосредственного обмена, как это бывает в коммерции и торговле. Так, в области любовных
отношений человек с подобным характером будет влюбляться только в тех лиц, которые уже кому-
то принадлежат. В области интеллектуальной деятельности такие люди предпочитают не
продуцировать собственные идеи, а красть их у других. Это может быть сделано или в виде грубого
плагиата, или в виде тонкого варьирования чужих идей. Фромм объясняет недостаток собственных
оригинальных идей у одаренных людей скорее психологической ориентацией их характера, чем
врожденным недостатком оригинальности. В любом случае каждый человек или ситуация
воспринимается людьми с таким характером с точки зрения потенциальной выгоды для себя и
возможности их эксплуатировать.

Для человека с накопительским типом характера жизненный успех и счастье связаны с
накоплением и сохранением накопленного. Их высшие ценности — порядок и безопасность,
которые ассоциируются у них с отдалением от того, что они считают опасным, и с овладением чем-
то устойчивым и надежным. Накопленные материальные блага воспринимаются ими как символ
устойчивости и надежности их внутреннего мира, а внешний мир как угроза хаоса, от которого
можно отгородиться приобретением полезных и нужных вещей. Главной отличительной чертой
этого характера является скупость, которая одинаково распространяется как на деньги, так и на
чувства и мысли.

Из скупости вытекает приверженность людей с таким характером к порядку, педантизму и
пунктуальности. Такой характер формируется в результате психологической задержки на
анальной стадии развития и жесткой социализации со стороны родителей в приучении к
чистоплотности в детстве. Если человек с рецептивным характером говорит всем «да» и со всеми


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


5
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


соглашается, то человек, обладающий накопительским характером, чаще произносит слово «нет»,
которое есть проявление автоматической защитной реакции на враждебность окружающего мира.

Человек с рыночным типом характера относится к себе как к товару, который он для своего
успеха и счастья должен как можно более выгодно продать. Самоуважение такого человека
зависит не столько от его знаний и умений, сколько от удачной продажи себя на рынке
общественных услуг. При наличии рыночного характера человек ощущает себя одновременно и
товаром, и продавцом. Он больше озабочен не столько своей жизнью и способностью быть самим
собой, сколько желанием подороже продаться. Поскольку конъюнктура на рынке постоянно
меняемся, то самоуважение оказывается связанным с условиями, которые человек не может
контролировать.

Если он добивается успеха, то уважает себя, если же спроса на него нет, его уважение к самому
себе падает. Человек, определяющий свою ценность по рыночному успеху, рискует тем, что его
чувство собственного достоинства будет постоянно попираться. При этом будет страдать и его
самоидентификация, которая необходима для нормального психологического самочувствия. У
людей, достигших личностной зрелости, самоидентификация возникает как результат осознания,
что человек воспринимает и ощущает самого себя как источник собственных сил. Это передается
формулой «я есть то, что я делаю». При рыночной ориентации характера человек превращает
самого себя в предмет использования со стороны других. Он как бы говорит людям: «Я есть то,
каким вы хотите или захотите меня увидеть». В этом случае человеку приходится
самоутверждаться, опираясь не на свои собственные силы, а на мнение других.

Главный порок рыночной ориентации характера заключается в том, что она не развивает в
человеке ценных качеств, потенциально ему присущих. У такого человека нет индивидуальных
особенностей, он как бы всегда пуст и готов заполниться всем чем угодно в зависимости от
требований момента. Про таких людей говорят, что они подобны луковице — много слоев, но нет
сердцевины. Таким был, в частности, герой одноименной драмы Г. Ибсена Пер-Гюнт, который в
силу своего характера не смог по-настоящему реализовать заложенные в нем способности и в
результате к концу жизни оказался глубоко несчастным человеком, хотя и был богат.

Гуманистическая этика и психология учат нас, что истинный успех и счастье приходят к человеку
не тогда, когда он становится богатым и материально независимым, но тогда, когда он реализует
свои духовные потенции и действует в соответствии со своими природными возможностями и
склонностями. Аристотель говорил, что благо любого человека заключается в той деятельности,
которая отличает его от других людей и делает его тем, что он есть. Спиноза видел счастье
человека в понимании им самого себя и стремлении осуществить свои возможности. Добродетель
есть использование человеком своих сил, в то время как порок отождествляется с неумением их
использовать.

В современных общественных устройствах обладание деньгами и властью для многих людей
служит стимулом, ради которого они готовы проявить свою активность. Но с точки зрения
гуманистической этики стремление к этим внешне притягательным вещам не более чем иллюзия,
которая уводит человека в сторону от его истинных интересов. А его истинные интересы лежат в
области раскрытия и актуализации заложенных в нем природных способностей. «Долг быть живым,
— говорит Э. Фромм, — это долг стать самим собой и развить свои возможности до зрелого
состояния». Добродетель, продолжает он, — «это ответственное отношение к собственному
существованию, а порок и зло — это безответственное отношение к самому себе и развитию своих
способностей. Порок — это безответственность по отношению к себе».


Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


6
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ



Отсюда проистекает и понимание счастья, предлагаемое современной гуманистической этикой: это
рост и развитие духовных сил человека, а не обладание все новыми и новыми материальными
благами.

Именно непрерывный личностный рост приносит человеку подлинное ощущение счастья и
удовлетворенности жизнью. Его духовные возможности постоянно растут, и сегодня он оказывается
в состоянии делать то, чего не мог сделать вчера, а завтра — то, чего не мог сделать сегодня.

Люди долго и упорно учатся, чтобы получить среднее и высшее образование, однако нередко
после окончания учебы они во многих ситуациях чувствуют себя несчастными, потому что их не
научили самому главному искусству — искусству жить. Основу этого искусства составляет
совершенствование человеком самого себя, когда он ощущает себя одновременно художником и
моделью, мрамором и скульптором, пациентом и врачом, учеником и учителем.

Каждое общество и каждая социальная группа имеют свои критерии жизненного успеха, которые
так или иначе отражаются в базовом социальном характере, рассматриваемом данным сообществом
как наиболее приемлемые и оптимальные для функционирования.

Понятие «базовый социальный характер» возникло из понятия идеальных типов, введенного в
социальную психологию Максом Вебером и конкретизированного впоследствии в работах многих
этнографов. Социальный характер возвышается над биологическим темпераментом, в нем
выражаются идеи и ценности, существенные для культуры данного общества. Человек может
рассчитывать на успех и на удовлетворенность жизнью, если его индивидуальный характер будет
приближаться к базовому социальному характеру данного общества.


Русский характер

Большое количество исследователей — этнографов, писателей, философов уделяли внимание
проблеме национального характера русского народа, пытаясь найти то особенное и неповторимое
качество, отличающее его от других народов. Среди тех, кто пытался понять загадку русской души,
мы видим имена А.С. Пушкина и А.С. Хомякова, Г.П. Данилевского и B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева
и И.А. Ильина, П.А. Сорокина и И.А. Булгакова, Г.П. Федотова и Н.О. Лосского, многих
исследователей советского и постсоветского периода. Этот интерес вполне закономерен, потому
что понимание особенностей национального характера позволяет экстраполировать развитие
любого общества. Не случайно, что в военных разведывательных ведомствах западных стран
изучение проблем национального характера входит в число важнейших направлений, имеющих
стратегическое значение для прогнозов военных действий.

Знаменитый французский социолог Гюстав Лебон в конце XIX в. в своей книге «Психология
народов и масс» (ее текст включен в дополнительный материал этого курса Школы) писал: «Без
предварительного знания душевного склада народа история его кажется каким-то хаосом событий,
управляемых одной случайностью. Напротив, когда душа народа нам известна, то жизнь его
представляется правильным и фатальным следствием его психических черт. Во всех проявлениях
жизни нации мы находим всегда, что неизменная душа расы сама гнет свою судьбу.

В политических учреждениях с наибольшей силой проявляется верховная власть расовой души. К
каким бы партиям ни принадлежали борющиеся силы, как бы ни называлась власть в стране,

Все Права Защищены © Copyright 2000—2004 Elitarium.Ru — Школа Национальной Элиты
Эксперт курса — Михаил Степанович Дербин
Вопросы и консультации: mikhail.derbin@elitarium.ru или раздел "Мои Вопросы" в СДО


7
ВАЛЕОЛОГИЯ 02 — ИСКУССТВО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


королевской, президентской, императорской, коммунистической, любая из них имеет один и тот же
идеал, и этот идеал есть выражение чувства расовой души. Народный характер создает судьбу
нации... Душа народа, душа расы является неизменной, а государственный строй, политические
учреждения — лишь производное от характера народа. Какие бы события ни происходили в той
или иной стране, как бы народ ни пытался изменить существующие формы правления и
политические учреждения, он не в состоянии избавиться от того, что вытекает, что является
следствием души народа... Правление какого-нибудь монарха в той или иной африканской стране
будет значительно лучше для народа данной страны, чем применение к ней принципов самой
искушенной европейской конституции. В силу того, что у каждого народа душа своя, свой дух, в
странах не может существовать одинакового политического строя».

Этому исследователю удалось выявить проблему связи между особенностями психического склада
данного народа и общественным устройством его жизни. Выявив наиболее существенные черты
характера русского народа, можно ответить и на вопрос, какой успех в жизни наиболее
соответствует его природному архетипу.

Природный темперамент русских людей, на который накладываются все последующие внешние
социальные влияния, исследователи относят к эпитимному типу. Для людей такого склада
характерны колебания настроения от глубокой апатии и лени, упрямства и инертности до
проявления необычайной энергии и исступленной страсти, перед которой ничто не может устоять.
Эти колебания связаны не столько с внешними обстоятельствами, сколько с внутренними
физиологическими процессами, протекающими в организме.

Другими качествами эпитимиков являются вязкость и обстоятельность мышления, стремление к
тщательной отделке деталей, основательность и стремление все свои действия подчинить
специальному плану. Находясь в спокойной фазе, эпитимики доброжелательны и великодушны,
совестливы и мягки. Находясь в раздражении и гневе, они становятся жестокими и необузданными.
Воспитание и культурный уровень накладывают на эти природные черты свой отпечаток, но, тем не
менее, опытный психолог всегда может определить эпитимика по особой манере поведения и
свойствам мышления.

страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign