LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Формирование содержания профессиональной подготовки студентов колледжа неразрывно связано с интерпретацией термина информатика. При этом цели и содержание обучения оказываются настолько взаимосвязаны, что принято говорить об их
совокупности как о самостоятельной подсистеме.
Отметим, что информатика как наука об информационных взаимодействиях человека с окружающей средой является фундаментальной наукой, по праву входящей в ряд естественных наук, таких как физика, химия, биология.
Детализация дерева целей и наличие сведений об исходном состоянии обученности студентов колледжа позволяет сформировать содержательную часть дисциплин, входящих в сферу обучения информатике студентов по различным специальностям. Естественно. что набор таких дисциплин существенно отличается друг от друга в зависимости от характера самих специальностей.
Все это составляет содержательную часть дисциплин, читаемых в МТК в рамках "обучения информатике".
В табл.3 приведен в качестве примера перечень дисциплин, изучаемых студентами колледжа по специальности 2203.
3. В современной дидактике метод обучения рассматривается как сложное, многоаспектное педагогическое явление, определяемое как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемого, направленные на достижение целей обучения и воспитания.
В педагогической литературе можно встретить различные подходы к классификации методов обучения, направленных на совершенствование знаний, умений и навыков.
Информатика, являясь фундаментальной дисциплиной, использует различные все методы обучения как и другие фундаментальные дисциплины.
Табл.2. Модель информационной деятельности выпускников
колледжа (на примере специальности 2203)

Категория
требований Характеристика

- назначения. функции, особенности применения
операционных систем, операционных
оболочек и сервисных приложений;
- основы стандартизации и правового обеспечения
информационных технологий;
- технико-экономические показатели использования
программного продукта;
- методы адаптации программного обеспечения обра-
знать и уметь ботки информации (управления) к конкретным сетям,
использовать комплексам, вычислительным системам;
- виды информационных технологий;
- порядок разработки и эксплуатации телекоммуника-
ционных систем;
- упрощенные математические модели экономических
и производственных процессов.

- использования возможностей вычислительной тех-
ники и программного обеспечения в производстве;
иметь опыт - использования информационных средств, а также
средств компьютерной графики для решения произ-
водственных задач.

- с задачами и требованиями к объему знаний, уме-
быть ознаком- ний и навыков в области информатики;
ленным - с тенденциями в развитии информатики.

- о методах хранения обработки и передачи инфор-
мации с использованием ВТ;
- о методах математического моделирования произ-
иметь пред- водственных и экономических процессов;
ставления - о тенденциях и перспективах развития информа-
ционных технологий, а также научно-технических
проблемах, связанных с их развитием;
-о системах обеспечения качества программной продукции

"0"-й уровень Базовое школьное образование


1-9 классы Общеобразовательные учреждения
(школы, гимназии, лицеи)


Конкурсный набор

Инвариантная составляющая обучения

Технический колледж Средняя школа (10-11 классы)

"1"-й Базовое обучение - курс "1"-й Базовое обучение
уровень "ОИВТ"( 1-й год обучения) уровень курс"ОИВТ"


Конкурсный набор
"2"-й Базовое обучение - курс
уровень "Математика и информатика"
(2-й год обучения) ВУЗ (бакалавриат)

"2"-й Базовое обучение - курс
уровень "Математика и информатика"


Вариативная составляющая обучения

"3"-й Базовое общепрофессио- "3"-й Базовое общепрофессио-
уровень нальное обучение (2-3-й го- уровень нальное обучение
ды обучения).

"4"-й Специальная профессио- "4"-й Специальная профессио-
уровень нальная подготовка (3-4-й уровень нальная подготовка
годы обучения)


Рис. 1 Схема многоуровневого обучения информатике
в системе среднего и высшего образования.


При выборе методов обучения в МТК решающим фактором является их сравнительная эффективность, которая может быть определена вероятностью достижения целей обучения, а также затратами времени, материальных средств, усилий преподавателей и обучаемых. Фактически в МТК для обучения информатике используются все методы обучения, представленные на рис.2.


Табл.3. Структура квалификационной подготовки
по информатике выпускников МТК по специальности 2203.


Вид под-
готовки Индекс Наименование дисциплин Часы


Базовое ЕН.05 Основы информатики и ВТ 99
обучение ЕН.01 Математика и информатика 70


Базовое ОПД.04 Архитектура ЭВМ, систем и сетей 120
общепро- ОПД.05 Операционные системы и среды 100
фессио- ОПД.06 Основы алгоритмизации и програм-
нальное мирования 120
обучение ОПД.07 Базы данных 100
ОПД.08 Технические средства информати-
зации 100


Специаль- СД.01 Автоматизированные системы 120
ное про- СД.02 Технология разработки програм-
фессио- мных продуктов 188
нальное СД.03 Компьютерное моделирование 180
обучение СД.04 Компьютерно-телекоммуникацион-
ные сети 120
СД.05 Инструментальные и программные
средства вычислительных систем 120























Признаки методов обучения



Источники Характер Степень
формирования взаимодействия активизации Контроль
знаний, умений преподавателя познавательной за обуче -
и навыков с обучаемым деятельности нием
обучаемых




словесные устное изложе- объяснительно- текущий
наглядные ние, беседа, об- иллюстративная; контроль;
практические суждение, показ репродуктивная; рубежный
упражнения проблемная; контроль;
игровой метод частично-поис- итоговый
"мозговая ата- ковая; контроль.
ка, самостоя- частично-иссле-
тельная работа довательская.


Рис.2. Классификация методов обучения.

4. В дидактике формы организации обучения трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения дидактических задач.
В колледже функционируют следующие организационные формы обучения:
* лекции;
* практические занятия (семинар, спецсеминар, лабораторная работа, практикум);
* самостоятельная работа;
* научно-исследовательская работа;
* производственная практика.
При анализе и выборе конкретных форм обучения учитываются физиологические свойства и закономерности обучаемости студентов, без учета которых управление познавательной деятельностью представляется весьма затруднительным, а в ряде случаев и невозможным.[4-6]
5. Взаимосвязь деятельности преподавателя и обучающихся осуществляется с помощью средств обучения - носителей учебной информации. К ним относятся слово, слайд, запись на меловой доске, видео- и кинофильм, учебник, компьютерные и другие средства обучения. Появление информационных технологий обучения, ориентированных на использование персональных компьютеров, существенно усилило возможность управления учебным процессом, создало предпосылки для адаптивного обучения.
Развитие информационных технологий позволяет использовать компьютер как средство активизации учебного процесса, современный источник учебной и научной информации при изучении любого предмета. Активное использование персональных компьютеров в базовом курсе информатики предопределило массовость работ по разработке педагогических программных средств поддержки этого курса.
Работы в этом направлении проводятся и в МТК. При этом эффективность их реального использования в учебном процессе существенно зависит от использования в разработанных учебных программах элементов искусственного интеллекта. В этом случае реализация учебного процесса может быть осуществлена в автономном режиме (например, в форме дистанционного обучения), а оценка обучаемости студентов может быть выполнена с использованием оценки параметров закономерности обучаемости (1).

Литература

1. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. - изд. Мин. обороны РФ (Упр.воен.обр.), М.,1999, 328 с.
2. Козлов О.А Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. - Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора пед.наук (спец. 13.00.02), М., 1999, - 39 с.
3. Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. - Автореферат доклада, представленного на соискание ученой степени доктора педагогических наук, М., 1975, - 36 с.
4. Кузнецов В.В., Кузнецова О.В. Биологические закономерности процесса обучения. - "Вести", Минск: Белорусский гос.пед.университет, #4, 1995, с. 18-26.
5. Кузнецов В.В., Кузнецова О.В. Биологические закономерности процесса обучения и адаптации к внешним воздействиям. - "Вести", Минск: Белорусский гос.пед.университет, # 5, 1997.
6. Кузнецов В.В., Кузнецова О.В., Бакушин А.А. Формирование учебного процесса на основе биологических закономерностей обучения. - Сб. "Физическая экология", №4, изд. Физ. ф-т МГУ., М., 1999, с. 204-209.



















Р Е С У Р С Ы И Н Ф О Р М А Т И З А Ц И И

А.Н.Иезуитов, Институт русской литературы РАН, г.Санкт-Петербург.
И.А.Румянцев, Российский педуниверситет, г.Санкт-Петербург


Единое информационное пространство
"Образование - наука - культура"


Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является единая информационная среда образования, науки и культуры. При создании такой информационной среды важно установить взаимосвязь между образованием, наукой и культурой как модели цивилизации информационного общества. Для решения проблемы разработки концептуальных основ единого информационного пространства образования, науки и культуры следует определиться с понятиями этих основополагающих областей научных знаний и смысловым значением терминов предметной области указанного информационного пространства.
Образование - совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, полученных в результате систематического обучения в образовательных учреждениях или самостоятельно. Образование является основой для формирования мировоззрения человека, для всестороннего развития личности, ее умственных и физических сил, ее познавательных и творческих способностей.
Наука - одна из форм общественного сознания, дающая объективную картину мира, система знаний о законах развития природы и общества. Наука характеризует качественное многообразие предметов, процессов и явлений действительности, обусловленное разнообразием форм материи, определяет многообразие отраслей знаний и развития этих предметов, процессов и явлений.
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Культура отражает степень познания и практического овладевания людьми законами природы и общественной жизни. Культура всегда есть культура определенной эпохи и народа. Культура опирается в своем развитии на достижения предшествующих поколений.
Все эти три составляющие, характеризующие определенный уровень цивилизации мировых сообществ, как видим, базируются на знаниях. В свою очередь, высшей формой информации являются знания. И это действительно следует из определения информации и информатики.
Информация - совокупность знаний об окружающем нас мире, предметах, процессах и явлениях действительности, зависимостях между ними. Информация является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Механизмы возникновения, распространения, преобразования и использования информации изучаются в дисциплине "Информатика".
Информатика - наука об информации и информационных процессах в природе и обществе. Информатика обеспечивает интеграцию образования, науки и культуры. Поэтому образование, наука и культура должны быть представлены в единой информационной среде, обеспечивающей фундамент информационного общества.
Между образованием, наукой и культурой существуют особого рода взаимоотношения. В отличие от традиционных структурно-иерархических триад: "Наука, образование, культура" и "Культура, наука, образование" предлагается триада - "Образование, наука, культура", обладающая специфической структурой, которая представлена в виде соответствующей схемы (рис.1).

Образование


Обучение Воспитание
(Интеллектуальное образование) (Духовное образование)




Получение Обучение Воплощение Воспитание
знаний знаниям знаний знаниями



Наука Культура


Непосредственное, прямое взаимодействие

Опосредованное, косвенное взаимодействие

Рис.1 Схема структурно-функционального взаимодействия в пространстве "Образование, наука, культура"

Из приведенной схемы следует, что образование как более широкое и емкое явление и понятие взаимодействует и с наукой, и с культурой.
Образование, в свою очередь, представляет собой взаимодействие "интеллектуального образования" (обучения) и "духовного образования" (воспитания).
Наука предполагает взаимодействие процессов получения знаний о материальной и духовной реальности и обучения пользованию ими, а культура - взаимодействие процессов воплощения знаний о материальных и духовных реальностях и воспитания с ориентацией на них.
Существует непосредственное взаимодействие: интеллектуального образования как обучения и обучения с помощью науки; духовного образования как воспитания и воспитания с помощью культуры.
Существует также определенное взаимодействие: интеллектуального образования как обучения и науки как получения знаний; духовного образования как воспитания и культуры как воплощения знаний; получения знаний и воплощения знаний; науки как обучения и культуры как воспитания; обучения знаниям и их воплощения; получения знаний и воспитания знаниями.
Различия между рассматриваемыми явлениями и понятиями носит не абсолютный, а относительный характер. Речь идет о реальных акцентах, придающих им качественную определенность. Это положение применимо и к характеру самого знания, носителями которого являются наука и культура, и к специфическим способам его использования в образовательном процессе.
И наука, и культура представляют собой целенаправленную духовную деятельность, имеющую материальное выражение. Это их внутренне сближает.
В то же время практика убеждает, что в науке главное - путь к истине, ее открытие и фиксация.
В культуре особое значение имеют результаты достижения истины и их реализация.
В науке главное - получение знаний. Именно это достигается наукой и делается достоянием всего человечества, возможно со временем.
В культуре - воплощение знаний о мире и то, как они становятся достоянием человека, причем уже в данный момент.
В науке определяющее значение имеет содержание открытия, его суть.
В культуре особое значение имеет сама форма открытия и детали, убеждающие в его объективности и его раскрывающие.
В науке новое, как правило, не сразу признается, "узнаваемо" немногими: оно "элитарно". В научной новизне, "небывалости", заключен ее образовательный эффект, нередко потенциальный.
В культуре - любое новое всегда так или иначе "узнаваемо", опирается на уже известное, привычное, понятно и доступно сравнительно многим, иначе оно в образовательном плане не эффективно.
И в науке, и в культуре идея представляет собой взаимодействие мысли и чувства. При этом в науке делается акцент на мысли, в культуре - на чувства, хотя в принципе оба начала присутствуют в обоих явлениях.
В наши дни важнейшим условием и духовным гарантом успешного развития и совершенствования образования, науки и культуры является создание действительно новой "философии образования" , поскольку именно образование составляет базовую структуру для науки и культуры и требуется глубинная и оригинальная мотивация этого теоретически и практически определяющего положения.
Реформа образования на основе информатизации может быть успешно проведена лишь на принципиально новой философии, которую представляет собой "философия взаимодействия [1-3]. Именно "философия взаимодействия" может стать необходимой базовой философско-методологической основой для внедрения новых информационных технологий в образовательные учреждения разного уровня, т.е. научным фундаментом информатизации образования [4].


Литература

1. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия: основы и перспективы. СПб: 1993.
2. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия: Объяснение необъяснимого . СПб: 1995.
3. Иезуитов А.Н. Информатика и философия взаимодействия. СПб: Эскулап, 1997.
4. Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А. Информационное проектирование учебного процесса: Теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО. СПб: Образование, 1997.


С.П.Плеханов, С.П.Ломов, В.Я.Самойленко, Ю.М.Носков (МПУ), А.С.Плеханов
Московский госпедуниверситет,
Motorola
Технология мультимедиа в творчестве художника
(аналитический обзор)
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Мультимедиа-системы успешно применяются в настоящее время в сфере образования и профессиональной подготовки, в области художественного творчества, оформления и графики, в издательской деятельности (электронные книги), для компьютеризации бизнеса (реклама, обслуживание клиентов), в информационных центрах (библиотеки, музеи) и т.д.
Применение технологии мультимедиа в России началось с 1986 года, когда после выставки "Связь-86" видеокомпьютер F88-4000 западногерманской фирмы Bosch был передан в Останкино [1].
В силу объективных обстоятельств из всего спектра возможных применений технологии мультимедиа у нас вначале быстрее остальных направлений прижилось производство анимированных трехмерных видеороликов. Это направление оставило далеко позади другие и по вложению средств, и по числу вовлеченных в него групп, и по степени вхождения в нашу повседневную жизнь.
В самом деле, включите телевизор - и почти наверняка по двум-трем программам Вы увидите "продукты жизнедеятельности" отрасли: что-то замысловатое будет крутиться, переливаться, лететь и куда-то падать...
В настоящее время началось всестороннее применение мультимедиа.
Особое место в этом процессе занимают компьютерные обучающие мультимедиа-системы, позволяющие углубить знания, сократить сроки обучения, увеличить число обучаемых на одного преподавателя.
На международной конференции "Electronic Book", проходившей в марте 1994 года в Лондоне, неоднократно отмечалось, что появление мультимедиа позволяет сделать небывалый скачок в компьютерном мире [2].
Что же такое Мультимедиа, и почему именно с этим направлением развития компьютеров связывают будущее образования?
Каждый, кто работал с персональным компьютером (ПК), знает, что стандартной формой представления информации на экране является текстовая и графическая формы. Это, конечно, позволяло использовать ПК лишь в качестве вспомогательного обучающего средства, поскольку не было возможности представлять информацию в человечески-ориентированной форме (аудио- и видеоинформации, анимации, высококачественные изображения). Важно отметить также, что процесс обучения интерактивен: система предоставляет пользователю возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более детальные пояснения по неясным местам учебного материала.
Казалось, что компьютер так и обречен оставаться лишь вспомогательным звеном, хранилищем больших объемов справочной информации, которым преподаватель и обучаемый могут воспользоваться в удобной форме.
Однако, компьютерный бум, охвативший планету, породил и новые технологии, позволившие вплотную подойти к вопросу превращения компьютера в мощное средство, моделирующее все аспекты обучения: от методических до презентационных. Все это позволяет превратить ПК из вспомогательного средства обучения в "преподавателя", что, конечно, не исключает присутствие "живого" учителя в процессе обучения, а лишь делает сотрудничество человека и машины более эффективным.
Эти технологии, позволяющие качественно расширить возможности ПК и реализовать интерактивность процесса обучения, стали называть средствами мультимедиа. Обычно под этим термином понимают совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих представление информации, при которой человек воспринимает ее несколькими органами чувств ПАРАЛЛЕЛЬНО, то есть так, как это происходит в жизни, когда 91% информации мы получаем от совместной работы органов зрения и слуха. И именно этот переход в сочетании с интерактивными возможностями предопределил качественный скачок в эффективности использования ПК во многих областях человеческой деятельности, связанных с целевым воздействием на аудиторию: в образовании, рекламе, искусстве, бизнесе, играх и др.
Не случайно, количество программных продуктов для мультимедиа, начиная с 1990 г., удваивается каждый год, а объемы продаж средств мультимедиа растут экспоненциально.
Наконец, важным преимуществом мультимедиа является возможность относительно быстро и недорого создавать собственные специализированные презентационные мультимедийные продукты, что, в частности, делают многие ведущие западные фирмы для обучения своего персонала. В последние годы создана целая группа программ, позволяющих непрофессионалу собрать воедино всю необходимую текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, снабдить этот пакет методической оболочкой, определяющей сценарий, записать все это на носитель (обычно лазерный диск), а при необходимости - сделать заказ на издание массовым тиражом в соответствующем оформлении.
Основные компоненты, определяющие возможности мультимедиа, следующие:
> новые цифровые технологии для хранения, передачи и управления различными видами информации;
> новые методы сжатия этой информации;
> новое компьютерное оборудование;
> новое программное обеспечение.
Рассмотрим эти составляющие.
1. Мультимедийные программы содержат в той или иной степени текстовую, графическую, статическую, анимированную и видеоинформацию. Все это требует очень больших объемов памяти. Так, например, оцифрованная запись одного двухцветного фрейма (неподвижного полноэкранного изображения) требует 150 Кбайт памяти на винчестере даже в сжатом виде.
Запись одной секунды звуковой 16-битовой информации требует 8,3 Кбайт памяти на винчестере в сжатом виде. Запись одной секунды полноцветного видеофильма требует 23 Мбайта памяти (до сжатия). Отсюда следует, что создание мультимедийных программ на традиционных носителях информации невозможно.
Поэтому, основным видом носителя информации для мультимедиа являются лазерные диски (компакт-диски), имеющие емкость 650 Мбайт. Наиболее широко используемые в настоящее время компакт-диски бывают двух типов: для чтения и записи - CD-WORM и с уже осуществленной одноразовой записью - CD-ROM. Первый из них может использоваться для резервного хранения мультимедиа файлов вместо дискет. Второй стал ключом для массового внедрения мультимедиа как единый носитель для различных видов информации.
2. Представление данных является главной проблемой в использовании мультимедиа. Дело в том, что традиционно существующая несовместимость форматов файлов для различных платформ - IBM, MACINTOSH, COMMODORES, AMIGA и др.- распространилась и на мультимедийную продукцию, в результате чего появилось несколько несовместимых стандартов, которые определяют способ представления данных, их обработку и необходимое оборудование.
Так как IBM - совместимые компьютеры получили наибольшее распространение, рассмотрим состояние вопроса для данного класса компьютеров [3].
Технология DVI, разработанная фирмами IBM и Intel и используемая для построения мультимедиа-систем, состоит из четырех базовых компонентов:
* специализированного микропроцессорного набора, являющегося основой видеосистемы (например, пиксельный процессор j82750РВ фирмы Intel для компрессии и декомпрессии изображений, процессор ТМ8320СКЗ фирмы Texas Instruments для цифровой обработки сигналов, дисплейный процессор j82750DB фирмы Intel для отображения находящегося в видеопамяти изображения и др.);
* программного интерфейса на уровне драйверов (Video Driver, Audio Driver и VRAM Driver) и отдельных подсистем: графики и видеоэффектов Grasphics, компрессии и декомпрессии данных AVSS (Audio/Video Support System), обеспечения мультизадачности RTX (Real Time Executive), управления памятью, вводом/выводом STD (Standart) и т.д.;
* специальных форматов файлов, содержащих перемежающуюся аудио - и видеоинформацию, обеспечивающих равномерную скорость воспроизведения данных при использовании накопителя CD-ROM;
* алгоритмов сжатия/восстановления различных типов информации, ориентированных на субъективное восприятие человеком и допускающих некоторые потери или искажения (Lossy).
Простейшим примером применения этой технологии может служить алгоритм прореживания, т.е. уменьшения разрешения (дискретности) изображения. В наиболее распространенном алгоритме сжатия статических изображений JPEG (Joint Photographic Expert Group) используется последовательное цветовое прореживание (разрешение цветоразностных составляющих понижается в 16...64 раза) совместно с выделением с помощью косинус-преобразований главного значащего коэффициента и усечения разрядности коэффициентов, а также статического кодирования. В результате, степень сжатия неподвижных изображений можно довести до 20...50 раз без визуально заметной потери качества.
Для движущихся изображений и аудиоинформации используют алгоритмы предикативного кодирования (Predictive Coding), базирующиеся на использовании части информации из предыдущего кадра или соседних строк видеоизображения: простое дельта-кодирование, адаптивное дельта-кодирование, дискретное косинус-преобразование, фрактальное преобразование и др. В частности, при фрактальном преобразовании кривые изображения аппроксимируются математическими выражениями, по которым затем восстанавливается изображение.
Предусматривается возможность вариации коэффициента сжатия, что позволяет находить желаемый компромисс между качеством восстанавливаемого изображения и степенью сжатия.
Среди алгоритмов этой группы следует выделить алгоритм MPEG (Moving Pictures Expert Group), обеспечивающий коэффициент сжатия 25...50 раз. Так, если для сжатия телевизионного изображения размером 640х480 точек при 24- битном представлении цвета и при 30 кадрах/с требуется скорость передачи данных 27 Мб/с, то алгоритм MPEG1, запоминающий лишь отличия соседних кадров, уменьшает требуемую скорость передачи до 550 Кб/с. Алгоритм MPEG1 также применим для компрессии аудиоинформации с коэффициентом сжатия 5...10 раз. Широко используемый в настоящее время алгоритм MPEG2 позволяет добиться еще большего уровня компрессии. При его использовании поток сжатых данных достигает 3...10 Мбит/с.
Алгоритмы сжатия видео, используемые в технологии DVI, делятся на две группы:
* алгоритмы симметричной схемы типа JPEG, позволяющие проводить сжатие в реальном масштабе времени, и запись данных на винчестер компьютера (Real Time Video) с качеством, приблизительно таким, как у видеомагнитофона, при этом отпадает необходимость в изготовлении CD-ROM;
* алгоритмы асимметричной компрессии типа MPEG, используемые при создании коммерческой версии продукта для записи на CD-ROM (Production Level Video) и обеспечивающие лишь воспроизведение видео в мультимедиа - системе. При этом степень сжатия видео достигает 100...160 раз при сохранении качества, близкого к качеству видеозаписи.
Коэффициент сжатия 25:1 достаточен для получения вполне допустимого по качеству видеоизображения в одной четверти экрана дисплея. При сжатии 10:1 в Real Time Video технологии DVI окно с видеоизображением занимает 1/5 полного экрана,
Хуже сжимается аудиоинформация (допустимый коэффициент сжатия до 10 раз), что объясняется высокой чувствительностью человеческого уха к искажениям.
Таким образом, технология DVI позволяет резко сократить объем информации, необходимой для воспроизведения видео- и аудиоинформации, что ведет к уменьшению общего объема данных и широкому проникновению мультимедиа в сферу науки, образования, бизнеса и коммуникаций. При этом пользователю предоставляется возможность создавать свои прикладные мультимедиа-системы, не прибегая к услугам изготовителей нестандартных носителей информации высокой плотности (интерактивных лазерных видеодисков), и использовать обычный винчестер для хранения всех видов информации.
Более того, уже сейчас можно пересылать через сетевую плату Ethernet в компьютерную сеть озвученный средствами мультимедиа документ с изображением. Однако, для полных сетевых мультимедиа-систем с видеоизображением необходим коэффициент сжатия примерно 200:1. Такой показатель уже сегодня достижим, и фирмой Integrated Information Technology Inc. (США) было показано, что при аппаратной поддержке реализации алгоритма фрактального преобразования может быть достигнут коэффициент сжатия 2456:1. В этой фирме разработана микросхема видеопроцессора (VP), в которой можно с помощью микропрограммирования реализовать алгоритм сжатия и восстановления информации JPEG, MPEG и др. Эту микросхему можно использовать, например, для обеспечения проведения видеоконференций.
3. Для превращения обычного персонального компьютера (ПК) в мультимедийную машину необходимо установить некоторое дополнительное оборудование [4;5]:
* дисковод CD-ROM с соответствующей платой для его согласования с системой ПК;
* аудио - карта для обработки цифровой аудиоинформации и специально закодированных звуковых эффектов, воспроизведения аналоговой аудиоинформации непосредственно с дисковода и усиления звука для использования наушников или колонок, большинство аудио карт обеспечивает стереозвук;
* соединительные элементы, микрофон, наушники, колонки.
Персональный компьютер, оснащенный таким дополнительным оборудованием, позволяет использовать мультимедийные программы, поставляемые на компакт-дисках, такие как:
* энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие электронные книги;
* справочники и руководства;
* музейные и туристические путеводители, в том числе и электронные карты;
* системы для изучения иностранных языков;
* системы для изучения наук и технологий;
* медицинские системы;
* системы, применяемые в промышленности, в том числе для контроля;
* игры.
Такая конфигурация ПК позволяет также с помощью соответствующих программных средств создавать несложные компьютерные мультимедийные приложения.
Однако, для создания современных мультимедийных приложений и организации учебного процесса требуются дополнительные технические средства. Спецификация на комплект таких средств для использования в учебном процессе на кафедре Информатики и вычислительной техники Московского педуниверситета приведена в таблицах 1,2.
В таблицах можно видеть аппаратуру, которая позволяет записывать аналоговые (видеокамера) и цифровые (сканер) образы видеоизображений, распечатывать цветное изображение (цветной принтер), монтировать видеоролики.

Таблица 1. Аппаратура, общая для всех рабочих мест

№№
Наименование аппаратуры
Количество шт.
1
Видеокамера
1
2
Видеокассета
13
3
AVERKEY (преобразователь SVGA - TV)
1
4
Видеографическая плата Matrox Illuminator Pro с видеопамятью 4...16 Мб.
1 1
5
Профессиональный S-VHS видеомагнитофон типа Panasonic AG-7750
1
6
Генератор временного кода Panasonic AG-F700 для видеомагнитофона
1
7
Цветной сканер
1
8
Цветной принтер
1
9
Устройство резервного копирования на CD-R (CD - Recordable) на компакт-диски.
1
10
Устройство резервного копирования ZIP емкостью 100 Мб на одну дискету, для архивирования видео роликов.
11
Перезаписываемые компакт-диски
10
12
Блок бесперебойного питания 900 VA
1
13
Видео двойка (Телевизор + видеомагнитофон)
1
14
Сетевой концентратор (HUB)
1

Таблица 2. Аппаратура каждого рабочего места (пять комплектов)

1
Персональный компьютер
1
11.
Процессор AMD с тактовой частотой 200 Мгц и системной шиной EISA.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign