LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Научно-методический журнал
издается при участии
Академии информатизации образования

Учредители:
Институт информатизации образования,
Уральский государственный педагогический университет,
Московский государственный открытый педагогический университет

Главный редактор Я.А. Ваграменко

Редакционная коллегия:
Зобов Б.И. (зам. главного редактора, Москва),
Бубнов В.А. (Москва), Жаворонков В.Д. (Екатеринбург),
Круглов Ю.Г. (Москва), Нижников А.И. (Москва),
Подчиненов И.Е. (Екатеринбург)

Редакционный совет:
Брановский Ю.С. (Ставрополь), Глейзер Г.Д. (Москва),
Иванников А.Д. (Москва), Крамаров С.О. (Ростов-на-Дону),
Каракозов С.Д. (Барнаул), Колин К.К. (Москва), Король А.М. (Хабаровск),
Куракин Д.В. (Москва), Лапчик М.П. (Омск), Могилев А.В. (Воронеж),
Румянцев И.А. (Санкт-Петербург), Сарьян В.К. (Москва),
Самовольнова Л.Е. (Москва), Смольникова И.А. (Москва),
Хеннер Е.К. (Пермь)











СОДЕРЖАНИЕ

КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ
М.С.Чванова, Н.Б.Королева О развитии внимания у детей с ранним обучением
информатике......................................................................................................3
С.В.Крапивка Организация практической работы учащихся по программному
управлению объектами с помощью ЭВМ на уроках информатики в
общеобразовательной школе.................................................................................10
Н.Я.Карпушин Использование сети Интернет в преподавании экономики......................17
Е.Д.Патаракин Интернет-студия для начальной школы..............................................20

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
А.Р.Есаян, Н.М.Добровольский Анализ взаимодействия и рекурсия.............................27
В.А.Бубнов, Н.Н.Скрыпник Применение информационных технологий в методике преподавания высшей математики..........................................................................38
А.А.Бакушин методическое обеспечение обучения информатике в техническом колледже.46

РЕСУРСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
А.И.Иезуитов, И.А.Румянцев Единое информационное пространство "Образование-
наука-культура" ................................................................................................54
С.П.Плеханов, С.П.Ломов, В.Я.Самойленко, Ю.М.Носков, А.С.Плеханов Технология мультимедиа в творчестве художника (аналитический обзор).......................................57
Н.В.Сафронова, Н.Р.Алексеева Информационные потоки сети Internet в Чувашии..........68

В АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
К.К.Колин Информационное сообщение об итогах научной конференции
Академии информатизации образования "Информатизация образования на рубеже веков"
(2-3 ноября 1999 года)........................................................................................71

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Список членов Академии информатизации образования, избранных в ноябре 1999 г. .......74
Обобщенные данные по составу Академии информатизации образования
на ноябрь 1999 г...............................................................................................75
ОБ АСПИРАНТУРЕ ИНСТИТУТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ИНИНФО)....................................................................................................77

Индекс журнала в каталоге агентства "Роспечать" - 72258
Редактор Белецкая Н.А.
Технический редактор Осипова Т.Н. Адрес редакции: 113833, Москва
Свидетельство о регистрации средства ул.Люсиновская, 51
массовой информации №01854 от 24.05.94. Тел.: 237-93-81. Факс: 237-94-19
Выдано Комитетом Российской Федерации Электронная почта:
по печати in.info@g23.relcom.ru

Сдано в набор Подписано в печать Формат 70?100
Бумага офсетная Печать офсетная Усл. печ. л. 5
Тираж Заказ № Цена договорная


К О М П Ь Ю Т Е Р В Ш К О Л Е

М.С.Чванова, Н.Б.Королева
Тамбовский госуниверситет

О РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ОБУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКЕ

Начавшийся в 1985 году процесс компьютеризации средних школ и введение для старшеклассников общеобразовательного курса информатики инициировали предпосылки раннего и непрерывного обучения информатике с первого по одиннадцатый классы.
В практике обучения младших школьников в школах России, как показал анализ научных публикаций, существуют две принципиально разные точки зрения на организацию процесса раннего обучения элементам информатики. Одни авторы полагают, что не следует выделять информатику как отдельный предмет в начальной школе, достаточно использовать компьютер как средство развития в других школьных дисциплинах. Другие - пытаются доказать необходимость интегрированного образовательного курса информатики, основной целью которого является формирование элементов информационной культуры ребенка.
Последователи первой точки зрения придерживаются мнения, что основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие ребенка, совершенствование психических процессов и свойств личности происходит в результате его активной деятельности. Задача учителя - создать условия для учебной деятельности и активно управлять ею. Начало обучения означает постепенную смену ведущего вида деятельности - на смену игровой приходит учебная деятельность. Очевидно, что наиболее эффективным способом организации учебного процесса на начальном этапе обучения является использование дидактических игр, поэтому внедрение компьютера в школу открывает новые возможности. В этом направлении накоплен некоторый практический опыт. Рассмотрим отдельные разработки.
Программная система "Путешествие в страну Букварию" [1], в которой авторы акцентируют внимание на функции компьютера как вспомогательного средства в управлении познавательной деятельностью школьников и рассматривают несколько направлений его использования на уроке: формирование элементарных навыков пользователя ЭВМ, создание развивающей среды урока обучения грамоте, формирование навыка осознанного чтения, использование материала компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.
Программно-методическая система "КИД/Малыш" [2] представляет собой комплекс игр: дидактических ("Живая математика", "Комбинаторика"), сюжетно-дидактических ("Климат", "Построй город"), сюжетно-режиссерских ("Лес", "Море"), театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований ("Фантастические животные") и т.д. Система ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста и учитывает технологические особенности "нового средства", а также особенности психофизиологического воздействия компьютерных игр на детей. Программно-методический комплекс включает более 70 программ, разработанных с привлечением знаний специалистов различных областей: психологов, педагогов, врачей и др.
Последователи второй точки зрения при составлении образовательных программ по информатике для младшего школьника стараются так или иначе не только учитывать его индивидуальные психологические особенности, но и содержательные аспекты формирования элементов информационной культуры. В настоящее время в начальной школе господствуют экспериментальные программы, опирающиеся на особенности конкретной школы, контингента ее учащихся, а чаще всего - на личность и профессиональную компетентность учителя.
Пропедевтический образовательный курс информатики предусматривает формирование элементарных умений по работе на компьютере, формирование навыков конструирования и управления объектами (преимущественно в игровой форме), создание образовательно - развивающей среды для детей. На данном этапе формируются первые элементы информационной культуры. В этом направлении уже накоплен значительный опыт. Перечислим отдельные программы, завоевавшие популярность в последнее время.
Это курс информатики без компьютеров, созданный авторским коллективом под руководством А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах", целью и задачами которого являются: развитие мышления, подготовка к восприятию новых информационных технологий, обретение детьми навыков и приемов решения задач, характерных для информационных технологий, обучение решению нестандартных задач и развитие творческого воображения, формирование у детей подхода к компьютерной технике как мощному инструменту, возможности которого зависят от подготовки того, кто им пользуется. Практическое знакомство с максимально возможным числом применений компьютера как инструмента. Курс формирует комплекс знаний и умений по логике, информатике и дополнительным разделам математики, способствует развитию алгоритмического, логического, системного мышления. Авторы отмечают следующие достоинства данного курса: четкое содержание, поурочные разработки, простота изложения материала, смена типа заданий и форм проведения уроков. "Информатика в играх и задачах" не заменяет традиционный курс информатики, а предваряет и дополняет его [3].
Курс "Школа Беббиджа", автором которого является Г.Ф. Коробейникова [4], - это интегрированный, многожанровый урок-игра, где рассказываются сказки, предлагаются смешные и поучительные истории. Задача курса: развивать любознательность учащихся, увлечь их самим процессом познания, способствовать творческому развитию, разбудить фантазию и воображение. Особенность курса - интеграция информатики с математикой, английским и русским языками. Курс содержит четыре направления - информационное, компьютерное, алгоритмическое и творческое. Обучение проводится под девизом школы Чарльза Беббиджа: "Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял". Характеристика курса: независимость от типа вычислительной техники, установленной в школе и педагогических программных средств, имеющихся в конкретной школе; органическое переплетение всех направлений обучения в содержании и методике обучения; формирование у учащихся совокупности функциональных умений и общеобразовательных знаний; включение в урок обязательных упражнений по снятию утомления; оценка психофизического здоровья учащихся на уроке по тетради-раскраске. Материал каждого урока разбивается на несколько логически законченных блоков учебной информации, являющихся для учащегося предметами в "Школе Беббиджа": ОЖИВЛЯЛКА (комплекс упражнений, позволяющих снять усталость от предыдущих уроков; ШКОЛОВЕДЕНИЕ (вопросы, расширяющие кругозор ребенка); КОМПЬЮТЕРОВЕДЕНИЕ (устройство компьютера); ЦИФРИСТИКА (история развития методов счета и ВТ); БУКВОГРАФИЯ (кодирование информации, правописание компонентов компьютера); РАСКРАШКА (работа с графическим редактором или в тетради-раскрашке); АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ. Методическая поддержка: программа курса информатики начальной школы; пособие для учащихся (тетрадь-раскраска, учебник-справочник); методические пособия для учителя (поурочные разработки, тесты успешности обучения).
Курс информатики гуманитарной ориентации, предложенный С.А.Бешенковым, А.Л.Давыдовым, Н.В.Матвеевой, позволяющий познать общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологических, социальных, автоматизированных, технических и др.). Компьютер рассматривается как инструмент познания закономерностей внешнего мира. Здесь рассматривается аспект нравственного воспитания на уроках информатики через освоение содержания курса, а также через формирование понимания каждым школьником себя неотъемлемой составляющей мира, элементом единой системы [5, 6].
Курс "Информационная культура" для младших школьников, разработанный Ю.А.Первиным при поддержке Самарского областного управления образования. Являясь частью непрерывного курса формирования мышления молодого человека современного информационного общества, начиная с первого класса [8]. Модуль первого класса "Компьютер - твой друг" открывает этот курс. Главная цель данного модуля - привить детям интерес к компьютеру, помочь освоить его.
Курс "Уроки развития", предложенный рядом специалистов под руководством В.В.Дубининой [7], представляет собой вариант интерактивной дисциплины, синтезирующей на системно-логической основе фрагмент классических научных дисциплин - психологии, педагогики, эргономики, логики, физиологии, теории управления и информатики как науки "о способах получения, хранения, обработки и передачи информации". Курс задуман и сконструирован как рефлексивный, т.е. знания, информация и процедуры, заключенные в нем, направлены непосредственно на познающего субъекта и дают ему возможность объективизировать представление о себе и своих индивидуально-психологических особенностях, способностях, качествах мышления, формировать индивидуальный стиль деятельности, основанный на научных принципах. Курс предоставляет учителю (или родителю) шанс остаться для ребенка не менее увлекательным собеседником, чем компьютер, и продемонстрировать, что компьютер может только усилить интеллект, но не заменить его. "Уроки развития" содержат все то, что учит получать удовольствие от размышления. Компьютерная поддержка курса (5-10 минут) может быть при желании создана учителем на основе имеющихся оболочек, или в качестве таковой можно использовать многое из того, что уже создано для младших школьников.
Анализ программ позволяет еще раз отметить, что одни авторы считают целесообразным изучение информатики как отдельного предмета в начальной школе (информационный аспект), а другие, указывая на значимую дидактическую роль компьютера как инструмента познания, предлагают использовать его на уроках математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства и др. Анализ различных подходов и методик пропедевтического курса информатики позволяет нам прийти к выводу, что в своем развитии и совершенствовании они часто переплетаются, интегрируются и взаимно дополняют друг друга при сотрудничестве авторских коллективов. При этом очевидно, что пропедевтический курс занимает промежуточное положение между интуитивным представлением об информатике, априорно существующем у ребенка, и ее систематическим изучением в среднем звене. Полученные умения позволяют использовать компьютер на уроках математики, русского языка, музыки, рисования для обучения, контроля знаний и развития творческих основ.
Вместе с тем, при многообразии различных подходов к раннему обучению школьников, мало публикаций, которые свидетельствовали бы о конкретных результатах развития ребенка при непрерывном обучении информатике.
Опыт раннего непрерывного обучения информатике, организованный и проводимый авторами, начиная с 1990 года, в общеобразовательной школе № 30 г. Тамбова, является нетрадиционным по двум причинам: во-первых, это одно из первых начинаний в России по непрерывному формированию компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, во-вторых, эксперимент продолжается уже девять лет и позволяет получить определенные результаты. Безусловно, они далеко не полно раскрывают картину происходящих изменений в развитии ребенка, однако, отдельные изменения, как мы полагаем, представляют определенный интерес. Итак, при реализации дидактической системы раннего обучения информатике встает вопрос об особенностях развития младших школьников.
Объектом нашего исследования были школьники вторых, третьих, пятых, шестых классов, среди которых экспериментальные классы с ранним обучением информатике и контрольные классы: классы с традиционным обучением, классы с обучением по системе Л.В. Занкова и по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Организация исследования. Формирующий эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе выявлялся уровень готовности детей к школе. Он был примерно одинаков в экспериментальных и большинстве контрольных классах. Специального отбора в классы раннего обучения информатике не проводилось. Второй этап характеризовался введением общеобразовательного непрерывного курса информатики в одном из первых классов ежегодно с 1990 года по 1999 год включительно по 1-2 часа в неделю и повторным замером уровня развития школьников. За время эксперимента в экспериментальных классах 2-3 раза менялись учителя информатики, что позволяет с определенной долей уверенности говорить о независимости развития ребенка от личности учителя информатики. В качестве технической базы был использован класс УКНЦ (с 1990 г.).
Методики диагностики развития школьников. У учащихся 2-го класса диагностировались такие характеристики мышления как анализ, синтез, сопоставление образца и данного элемента, способности устанавливать закономерности и исключать лишние элементы из предложенного набора, не удовлетворяющие этим закономерностям, а также развитие теоретико-конструктивного мышления. Для диагностики данных характеристик использовались рисуночные методы психодиагностики мышления [9] .
Для диагностики таких качеств внимания учащихся 2(3)-их классов, как продуктивность и устойчивость, использовалась методика диагностики внимания "Найди и вычеркни" [10].
Для оценки развития мышления учащихся 3(4)-ых классов использовался тест Амтхауэра, состоящий из 4-х субтестов, включающий вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов. По результатам выполнения субтестов судят: о запасе знаний испытуемого, о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений; об умении устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умении обобщать. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются пять показателей: один - количество баллов, полученное в результате выполнения всего теста, а остальные - количество баллов, полученное для каждого из 4-х субтестов.
Результаты исследования. По вторым классам. Развитие способности к анализу и синтезу - класс с ранним обучением информатики (РОИ) и класс, обучавшийся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (Э/Д) показали примерно одинаковые результаты и, в среднем, выше на 20%, чем в классах, обучавшихся по традиционной системе (ТС). Развитие теоретико-конструктивного мышления в классе Э/Д на 30-45% выше, чем в классах РОИ и ТС. Развитие способности устанавливать закономерности и исключать лишние элементы в классах ТС ниже, чем в классах РОИ и Э/Д на 20-25%. Показатели продуктивности внимания в классе РОИ значительно (примерно на 25-30%) превышают показатели в классах Э/Д и ТС, в которых данные показатели примерно равные (рис. 1).
По третьим классам. Показатели по вербальному субтесту "Исключение третьего лишнего" в классе РОИ на 10-15% выше, чем у каждого из трех контрольных классов ТС. Установление логических связей - на 5-10% выше в классе РОИ, чем классах ТС. По субтесту "Обобщение понятий" разницы практически нет. Субтест "Запас знаний" дал результаты в классе РОИ на 20-25% ниже, чем в каждом из трех контрольных классов по ТС. По общей сумме в классе РОИ уровень развития интеллекта на 20-25% выше, чем в контрольных. Показатели продуктивности внимания в классе РОИ превышают (на 10-20%) показатели классов ТС, в среднем, не на много отличающиеся от классов Э/Д (рис. 2).
По пятым классам. Показатели продуктивности внимания в классах РОИ и классе, обучающемся по системе Л.В. Занкова примерно одинаковые и, в среднем, выше на 15-20% показателей класса ТС (рис. 3).
По шестым классам. Показатели продуктивности внимания в классах РОИ и классе, обучающемся по системе Л.В. Занкова примерно одинаковые и, в среднем, на 15% выше показателей классов ТС (рис. 4).
Выводы. По результатам исследования можно заключить, что при раннем обучении информатике (1-2 урока в неделю) наблюдается: 1) развитие продуктивности и устойчивости внимания; 2) повышается общий уровень интеллекта по сравнению с классами, не изучающими информатику.
Поскольку внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические процессы, усиливая восприятие и память, активизируя мышление и др., мы полагаем, что система раннего обучения информатике в школе несет, прежде всего, развивающие функции. Об этом свидетельствуют и результаты эксперимента.



Значение показателя продуктивности внимания
0,45 ?
0,4 ?
0,35 ?
0,3 ?
0,25 ?
0,2 ?
0,15 ?
0,1 ?
0,05 ?
0
2Г класс, 30 школа 2Б класс, 31 школа 2Д класс, 30 школа
(РОИ) (Э/Д) (ТС)

Рис. 1 Средние значения показателя продуктивности внимания в течение всего эксперимента


Значение показателя продуктивности внимания
1,55 ?
1,5 ?
1,45 ?
1,4 ?
1,35 ?
1,3 ?
1,25 ?
1,2 ?
1,15 ?
1,1
3Г класс, 30 школа 3А класс, 30 школа 4А класс, 30 школа 3Г класс, 31 школа
(ТС) (РОИ) (Э/Д)

Рис. 2 Средние значения показателя продуктивности внимания в течение всего эксперимента

Значение показателя продуктивности внимания
1,9 ?
1,85 ?
1,8 ?
1,75 ?
1,7 ?
1,65 ?
1,6 ?
1,55 ?
1,5 ?
1,45 ?
1,4
5А класс, 30 школа 5Ж класс, 30 школа 5В класс, 30 школа
(РОИ) (Занков) (ТС)

Рис. 3 Средние значения показателя продуктивности внимания в течение всего эксперимента


Значение показателя продуктивности внимания

1,95 ?
1,9 ?
1,85 ?
1,8 ?
1,75 ?
1,7 ?
1,65 ?
1,6 ?
1,55 ?
1,5
6А класс, 30 школа 6Б класс, 30 школа 6Е класс, 30 школа 6В класс, 30 школа
(РОИ) (ТС) (ТС) (Занков)

Рис.4 Средние значения показателя продуктивности внимания в течение всего эксперимента

Литература

1. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование. 1997. №7. С.89-95.
2. Горвиц Ю.М., Зворыгина Е.В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы "КИД/Малыш" // Информатика и образование. 1996. №2. С.43-51.
3. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах // Информатика и образование. 1995. №6. C. 79-80.
4. Ким Н.А., Коробейникова Г.Ф., Камышова Е.А. Занимательная информатика для младших школьников // Информатика и образование. 1996. №4. с. 87-94
5. Бешенков С.А., Давыдов А.Л., Матвеева Н.В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. 1997. . №3. С.96-106
6. Бешенков С.А., Давыдов А.Л., Матвеева Н.В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. 1997. №4. С.62-64
7. Дубинина В.В. Уроки развития, или пропедевтический курс информатики для малышей // Информатика и образование. 1995. №3. С.61-69.
8. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Первин Ю.А. Модуль 1 в курсе "Информационная культура" // Информатика и образование. 1996. №4. С.87-94.
9. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 310 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. 632с.



С.В.Крапивка
Курский госпедуниверситет
Организация практической работы учащихся
по программному управлению объектами с помощью ЭВМ
на уроках информатики в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена средствам и способам формирования практических умений и навыков использования ЭВМ для управления различными объектами, апробированными в экспериментальных базовом и профильном курсах информатики.
Организация и оснащение занятий
В качестве основных задач темы "Элементы теории управления" на базовом уровне были определены:
* сообщение учащимся первоначальных сведений по теории управления (способы и системы управления, информационные процессы, протекающие в этих системах и их структурных компонентах, типах, используемых в них компьютеров и их роли);
* формирование умения учащихся применять полученные знания для выделения структуры простейших реальных управляющих систем разных типов;
* развитие творческого мышления школьников;
* формирование начальных практических умений использования ЭВМ как средства управления.
Для организации практических занятий имеется возможность воспользоваться созданными с помощью ЭВМ имитационными моделями каких-либо объектов. Такой подход вполне оправдан, когда имеются причины, не позволяющие использовать графический объект. Однако, в ряде работ указывается на недопустимость полной замены реальных установок на их имитационные модели. Так А. В. Гиглавый отмечает, что "освоение навыков работы с устройствами ЭВМ не должно подменять собой процесса изучения компьютера как инструмента для решения задач, проверки гипотез и управления реальными техническими объектами" [1]. Подобную точку зрения высказывает также С. П. Новиков, который указывает на необходимость использования средств новых информационных технологий в учебном процессе с целью устранения негативных последствий, связанных с погружением учащегося в мир символов и имитаций реальных процессов, представляемых на экране ЭВМ, и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Реализация таких возможностей позволяет не только изучать реально протекающие процессы и явления, но и организовывать на каждом рабочем месте учащегося экспериментальную работу, развивая творческие способности, формируя исследовательские умения и навыки" [2].
Исходя из этого, были разработаны практические работы по управлению именно реальными объектами. Для этого потребовалось выбрать сами объекты, способы их сопряжения с ЭВМ, разработать учебные программные средства, позволяющие учащимся без знания программирования, портов ввода/вывода информации реализовать управление выбранными объектами, варьируя при этом параметрами системы управления.
Для проведения практических работ в базовом курсе информатики мы выбрали два объекта - набор светодиодов и модель автомобиля. Эти объекты просты в управлении (кроме этого просты схемы систем управления); сборка управляющих систем практически не требует наладки и занимает немного времени; объекты знакомы учащимся, управление ими наглядно; они позволяют рассмотреть реальные применения ЭВМ в качестве управляющего устройства в реальных системах.
Задачи обучения учащихся в рамках профильного курса "Элементы теории управления" отличаются от сформулированных выше и подразумевают следующее:
* формирование предпрофессиональной ориентации учащихся;
* знакомство учащихся с основами специальностей, связанных с использованием ЭВМ в качестве средства управления в различных управляющих системах;
* знакомство с профессиональной лексикой и ее грамотное использование;
* формирование умения самостоятельной работы, применения знаний для решения практически значимых задач;
* формирование допрофессиональных практических умений использования ЭВМ как средства управления.
Исходя из этих задач, для обеспечения необходимых практических умений и начальных профессиональных навыков были выбраны следующие направления лабораторных работ указанного профильного курса:
* Сопряжение устройств управления с ЭВМ.
* Виды и характеристики цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП).
* Виды и характеристики аналого-цифровых преобразователей (АЦП).
* Виды и характеристики измерительных преобразователей (датчиков).
* Виды и характеристики исполнительных элементов.
* Организация управления моделями автомобилей.
* Организация управления моделью робота-манипулятора.
В пробной программе профильного курса представлены 22 лабораторные работы, детализирующие эти направления. Кроме этого, с целью обобщения и систематизации изученного теоретического и практического материала, после проведения этих лабораторных работ предусматривается организация учебно-исследовательской практики, идея которой заключается в том, что учащиеся получают индивидуальные задания, выполнение которых требует привлечения знаний и умений по содержанию всего курса. Перед учащимися ставится проблема, требующая исследовательской, поисковой, конструкторской деятельности. Задания выполняются самостоятельно, причем часть из них может выполняться и во внеурочное время - учащиеся сами планируют свои действия. Роль учителя заключается в постановке проблемы, наблюдении за ходом решения и, в случае необходимости, организации помощи учащимся. Подобная форма проведения занятий описана, например, в [3] и [4].
Для оснащения практических работ был разработан экспериментальный вариант набора оборудования, который включает:
1. Измерительные преобразователи (датчики):
а) фотометры: фотодиод, фоторезистор, фототранзистор, солнечный элемент;
б) потенциометрические датчики;
в) электрические генераторы;
г) термочувствительные датчики: терморезистор, термопара.
2. Исполнительные элементы:
а) электромагниты;
б) электромагнитные реле;
в) электродвигатели.
3. Панели для изучения принципов действия ЦАП и АЦП.
4. Панели с микросхемами АЦП, ЦАП, буферными элементами и мультиплексором.
5. Панель для подключения устройств к параллельному порту ЭВМ.
6. Наборы светодиодов и ключей.
7. Модели автомобилей и блок их сопряжения с ЭВМ.
8. Модель робота-манипулятора.
9. Измерительные приборы: вольтметры, омметр, амперметр и миллиамперметр.
10. Источники питания: +5 В, (9-12 В.
11. Кабель для интерфейса Centronics и набор соединительных проводов.
Для апробирования и выявления эффективности предложенных методик выполнения практических работ базового и профильного курсов информатики и применения описанного оборудования было проведено соответствующее педагогическое исследование (эксперимент). Эта экспериментальная работа проводилась в 1998/99 учебном году в нескольких школах г. Курска и Курской области. Целью проводимого эксперимента являлось изучение влияния фактора методики преподавания учащихся. В качестве выходной переменной (отклика на воздействующий фактор) использовались результаты выполнения двух вариантов однотипных тестовых заданий (по два варианта на уровень обучения).
Для выявления эффективности методики базового уровня из учащихся были составлены две случайные выборки: экспериментальная и контрольная. В первой из них применялся полный вариант методики, включающий в себя организацию и теоретических, и практических занятий, а во второй - вариант, предполагавший рассмотрение с учащимися только теоретической части (такой подход был выбран для последующей оценки эффективности применения предлагаемых практических занятий по теме).
Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о том, что метод, примененный в экспериментальной группе, оказался эффективнее, так как гистограмма второго теста этого метода значительно сдвинута в область более высоких баллов относительно соответствующей гистограммы, построенной для контрольной группы.
Кроме этого, использованные статистические методы обработки экспериментальных данных (критерии Вилкоксона и Вилкоксона-Манна-Уитни [5]) подтвердили первоначальные предположения о положительном эффекте методик преподавания темы, примененных в контрольной и экспериментальной группах, и эффективность методики экспериментальной группы относительно контрольной.
Методика профильного курса апробировалась в рамках факультативного курса, поэтому в эксперименте принимали участие не все учащиеся, а только специально отобранные по результатам опроса, то есть те, которые были заинтересованы в получении знаний и умений в области использования компьютеров для организации управления объектами и процессами. Эксперимент проводился по следующей поэтапной схеме: формирование знаний и понятий базового уровня - первичное тестирование - применение методики обучения по профильному уровню - вторичное тестирование. Первый этап (формирование знания понятий базового уровня) был необходим вследствие того, что в основном курсе информатики, который учащиеся изучали до начала эксперимента, интересующая нас тема не была достаточным образом представлена (на уроках лишь упоминалось о том, что ЭВМ можно использовать для управления и приводился пример автоматизации производственного процесса с помощью станков с ЧПУ).
Обработка и анализ экспериментальных данных позволяют сделать вывод о том, что примененная методика преподавания профильного курса дает положительный результат и способствует улучшению знаний основных понятий темы (относительно использованных тестовых заданий это означает, что, после применения методики, учащиеся в среднем наберут больше баллов, чем до ее применения). Данный вывод сделан нами на уровне значимости ? = 0,05. В связи с неоднородностью экспериментальных единиц, этот вывод является статистическим для учащихся, принимавших участие в эксперименте, но может быть распространен по аналогии на другие экспериментальные единицы из совокупности учащихся старших классов, которые по своим существенным признакам похожи на экспериментальные единицы, участвовавшие в эксперименте.
Необходимо отметить, что при подборе теоретического материала и практических заданий, с одной стороны, важно учесть уровень их сложности и психологические особенности обучаемых, а с другой стороны, обеспечить полноту формируемой системы знаний, умений и навыков, их научно-практическое содержание. В рамках базового обучения материал должен носить общезначимый характер и формировать систему понятий, предусмотренных соответствующими образовательными стандартами. В свою очередь, профильное преподавание требует формирования допрофессионального уровня и начальной подготовки к трудовой деятельности в определенной области. Для осуществления этого важно подобрать такие задачи технического содержания, которые способствовали бы развитию профессиональных умений и навыков в области использования управляющих ЭВМ для автоматизации трудовой деятельности человека. Поэтому в прикладном профильном курсе рассматриваемой направленности большое внимание должно уделяться задачам, содержание которых отражает состав и взаимосвязь компонентов систем управления, включающих ЭВМ. Решение этих задач позволяет учащимся изучить процессы преобразования информации и способы сопряжения устройств управления с ЭВМ. В процессе решения таких задач было установлено, что их решение необходимо начинать с постановки целей, мотивирующих дальнейшую деятельность учащихся.
На этапе разработки методики обучения предполагалось, что занятия вызовут интерес учащихся и будут способствовать активизации познавательной деятельности. Во время проведения занятий действительно отмечался такой интерес школьников к рассматриваемым вопросам, что позволяло на этапе мотивации направлять их внимание на рассматриваемые проблемы, а затем удерживать это внимание в течение всего занятия. При этом, если на этапе формирования теоретических знаний для достижения этой цели было необходимо привлекать разнообразные методические приемы: проблемное изложение материала, организацию анализа разнообразных ситуаций, использование средств ТСО и т. п., то при формировании практических умений, в ходе проведения лабораторных работ по управлению объектами, эти приемы, дополнительно обогащенные методами исследовательской деятельности, оказывались подкреплены активностью самих учащихся. Кроме этого, занятия помогли выявить направленность интересов школьников и прогнозировать необходимость использования в старших классах профильного курса, ориентированного на технические приложения.
На занятиях подтвердилось наличие у определенной части учащихся "психологического барьера" в общении с компьютером (особенно у школьников, имеющих плохую успеваемость). Проведенные наблюдения за действиями и поведением учащихся позволяют утверждать, что частично решить эту проблему помогают практические занятия, которые, с одной стороны, вызвали заинтересованность изучаемой темой, а с другой стороны, показали учащимся, что компьютер - универсальный инструмент для решения различных задач, а не только объект изучения и средство реализации математических моделей, составление которых обычно вызывает некоторые трудности у детей-гуманитариев (что указывается в качестве одной из причин низкой успеваемости таких детей по информатике при чрезмерном увлечении программистским подходом к преподаванию этого предмета, требующим хорошей математической подготовки).
Во время работы с оборудованием выяснилось, что в начале учащимся необходима помощь в сборке установки из предложенных блоков, так как самостоятельная сборка вызывала у них затруднения, и они не могли сразу пройти все этапы практической работы от рассмотрения и анализа схемы устройства до его конечной реализации. Вместе с тем, после нескольких занятий учащиеся приобретали навык использования оборудования и в дальнейшем самостоятельно справлялись со сборкой установок. Причем, когда в следующих работах появлялись новые блоки, у школьников возникало уже меньше вопросов по их подключению. По мнению преподавателей и детей, принимавших участие в эксперименте, для решения таких проблем, с одной стороны, необходимо перед выполнением практического задания добиться у школьников прочного знания структурно-функциональной схемы устройства, назначение и взаимосвязь его компонентов, и, с другой стороны, использовать на лабораторных работах унифицированное оборудование, имеющее однотипные обозначения, способы сопряжения, конструктивное исполнение.
В экспериментальной программе курса была реализована идея постепенного введения понятий, которая осуществлялась подбором ситуаций, когда их изучение становилось необходимым. Выяснилось, что это способствует активизации познавательной деятельности учащихся и эффективно позволяет добиться формирования необходимых знаний, умений и навыков. Кроме этого, организация управления объектами в профильном курсе предполагала два уровня управления: управление с помощью готовой программы (начальный уровень, знакомство с установкой, введение понятий) и управление с помощью самостоятельно составленной программы (закрепление и обобщение знаний, формирование практических навыков). Такой подход требовал совместного использования специально разработанных компьютерных программ и систем программирования, используемых при обучении. При этом не ставилась задача изучения специализированных программных средств систем управления или детальное знакомство с языком программирования. Для составления программ использовался язык программирования Turbo Pascal, который обычно применяется в базовом курсе (хотя вполне можно было использовать и другие языки, например, QBasica). Оказалось, что для успешного решения поставленных задач, учащимся достаточно умения составлять основные алгоритмические конструкций: ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм (эти знания и умения формируются в базовом курсе) и наличия у них удобных средств для организации ввода/вывода информации (они были реализованы в виде процедур и функций, которые оформлялись в виде подключаемого к программе модуля, и с которыми учащиеся работали на уровне знания имен и правил вызова, которые заранее им сообщались).
Проводимая в конце профильного курса учебно-исследовательская практика позволила определить уровень усвоения учебного материала, умений и навыков работы с оборудованием. Выяснилось, что, при условии предварительного выполнения цикла описанных лабораторных работ, задания практики оказываются доступными учащимся. Было замечено, что они стимулируют творческую активность школьников при поиске путей решения поставленной проблемы, последующей реализации устройства и организации работы с ним.
Проведенные экспериментальные исследования и педагогические эксперименты позволяют сделать следующие основные выводы:
1. На начальном этапе изучения применения ЭВМ для управления объектами (в базовом курсе информатики) необходимо обеспечить формирование у школьников знания основных понятий темы, умения применять эти знания для выделения структуры управляющих систем разных типов, а также практических умений по организации программного управления с помощью ЭВМ.
2. Содержание профильного курса, ориентированного на допрофессиональную подготовку школьников в области применения управляющих ЭВМ, целесообразно строится на системе понятий, являющихся инвариантом относительного базового и профильного обучения.
3. Методика преподавания должна строиться с учетом того, что часть знаний и умений может формироваться в курсах физики и технологии. При этом необходимо выбрать такой вариант построения курса, который бы не нарушал систему формирования понятий в этих дисциплинах и максимально использовал межпредметные связи.
4. Наиболее адекватной формой профильного обучения являются практические лабораторные работы, в процессе выполнения которых учащиеся должны получить наряду с теоретическими знаниями практические умения и начальные профессиональные навыки. Для организации этих работ необходимо выбрать объекты для управления и способы их сопряжения с ЭВМ, например, набор типа LEGO-LOGO или Fischer-Technik [6-9].
5. Использование на уроках информатики разработанного оборудования позволило добиться наглядной демонстрации учебного материала, устранения абстрактности при изучении вопросов управления и преобразования форм представления информации, активизации познавательной деятельности и усвоения учащимися материала, развить творческие способности учащихся.

Литература

1. Информатика в рабочих профессиях: [Сб ст.] / АН СССР; [Ред.-сост. Б. Н. Наумов; Предисл. И. М. Макарова]. - М.: Наука, 1990. - 159,[1] с.
2. Новиков С. П. Проблема формирования экспериментально-исследовательских умений и навыков с использованием средств новых информационных технологий // Автореф. дисс... кандидата педагогических наук. - М., 1994. - 19 с.
3. Данилина И. И. Обучение информатике в школе в условиях профильной дифференциации (на примере курса экологической направленности) // Автореф. дисс... кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, 1998. - 16 с.
4. Шевченко Г. И. Построение школьного курса информатики, ориентированного на технические приложения при дифференцированном обучении // Автореф. дисс... кандидата педагогических наук. - М., 1997. - 18 с.
5. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
6. Болотова Н. В., Деревягина М. В., Ржевский Е. Ф. Компьютер на уроках технологии (первый опыт и ближайшие перспективы) // Информатика и образование, 1995. - № 5. - с. 61-62.
7. Горбунов А. Л. Системные понятия для детей через LEGO TC LOGO // Информатика и образование, 1996. - № 1. - с. 20-23.
8. Шварце Х., Хольцгрефе Г.-В. Использование компьютеров в регулировании и управлении: Пер. с нем.-М.: Энергоатомиздат, 1990.-176 с.
9. Материалы коллегии Министерства образования РФ// Информатика и образование, 1995. - №4. - с. 7-81.




Н.Я.Карпушин
Муниципальная экономическая школа №145, г.Пермь

Использование сети ИНТЕРНЕТ
в преподавании экономики

В использовании сети ИНТЕРНЕТ в наши дни происходят существенные изменения. Преподаватели и другие работники образовательных учреждений всего мира работают над тем, чтобы использовать сеть ИНТЕРНЕТ в своих учебных программах как неотъемлемую часть обучения по любому предмету и на любом уровне, т.к. для современного ученика чрезвычайно привлекательным является способ обучения через сеть ИНТЕРНЕТ. Ученик при этом использует глобальную сеть как источник обширной информации в определенной области знаний.
Использование сети ИНТЕРНЕТ в преподавании экономики в нашей школе строится следующим образом.
На начальном этапе изучения экономики учащийся работает и создает индивидуальные проекты - собственные web-страницы. На продвинутом этапе работа проводится в групповом режиме. По мере приобретения знаний, развития умений и навыков учащихся по информатике, иностранному языку, художественному дизайну и т.п. целью становится создание виртуальных коллекций по теме, либо целых выставок по учебному разделу. Все это одновременно становится доступным для всех пользователей сети ИНТЕРНЕТ.
Основной задачей учителя экономики в нашей школе при обучении использованию сети ИНТЕРНЕТ является помощь в оценке источников финансово-экономической и правовой информации. Учитель формулирует вопросы для учащихся: "кто предоставил информацию?", "насколько компетентен источник информации?", "совпадает или нет содержание информации с тем, что говорят независимые авторитетные эксперты?", "чью точку зрения отражает информация?", "каковы другие точки зрения?", "что нового вы узнали из этой web-страницы?" и т.п. Уместной становится подготовка учеников к использованию поискового инструментария сети ИНТЕРНЕТ (Yahoo, Kids Search, Lycos и проч.). Дальнейшее использование сети ИНТЕРНЕТ проводится в рамках 3-х основных направлений.
1. Web-проекты для начального этапа изучения экономики (5-7 классы). Задания экономического свойства достаточно просты, например - найти информацию об экономике страны, населении, географии, транспорте. Задания такого типа выполняются как индивидуально, так и в группе. Распространены сюжетно-ролевые задания, например: "Вы только что были приняты на работу транснациональной компанией в качестве эксперта; вашим первым заданием является поиск удобного места для размещения филиала." Далее следуют вопросы уточняющего характера: структура населения, климат, правительство, экономика, безработица и др. Итогом становится написание рекомендаций в управление компании о строительстве филиала в данном городе или области.
2. Web-проекты для среднего этапа изучения экономики (8-9 классы). Источником информации педагог определяет тексты не только на русском, но и на других языках (в т.ч. на английском). Учитель и ученик "посещают" web-страницы с экономической информацией и c самыми последними документами национальных бюджетов стран, страницы федеральных банков, котировок и курсов валют, крупнейших фондовых бирж; используют современные компьютерные модели-симуляторы для того, чтобы подготовить финансовый план компании (http://www.bized.ac.uk/virtual/economy/). Помимо этого учитель использует в работе большой объем тестового материала (http://ecedweb.unomaha.edu/).
Особенно эффективно сеть ИНТЕРНЕТ используется в образовательных целях после появления технологии WebQuest.
Это новая поисково-ориентированная технология, где часть или вся информация получается пользователем в интерактивном режиме из различных источников сети ИНТЕРНЕТ, по выбору дополненная видеоконференциями. WebQuest созданы для рационального использования времени учащихся. Технология помогает сосредоточить учащихся на использовании, а не на поиске информации, а также способствует развитию мышления учащихся на уровне анализа, синтеза и оценки.
В сети ИНТЕРНЕТ существуют WebQuest, созданные начинающими и опытными учителями, которыми пользуются наши учителя. Но гораздо эффективнее эта технология становится тогда, когда педагог со своими учениками (или учащиеся самостоятельно, если они достигли соответствующего уровня знаний) создают свои WebQuest.
Для обеспечения эффективной работы при использовании WebQuest учителя предлагают следующий технологический процесс:
1. Введение: устанавливаются этапы работы и учащиеся обеспечиваются базовой информацией.
2. Мотивация: задание, которое дается ученикам должно быть выполнимым и интересным.
3. Источники информации: многие, хотя и не обязательно все, перечислены в самом документе WebQuest как опорные, указывающие на Web-ссылки, и могут включать в себя Web-документы, Webmail, Web-конференции, сетевые базы требуемых данных, книги и другие.
4. Процесс выполнения задания: представляется в виде четко обозначенных этапов.
5. Инструкция об использовании полученной информации: наводящие вопросы, причинно-следственные диаграммы, графики, карты и т.д.
6. Заключение: отражает знания учащихся, полученные в процессе работы, которые, возможно, вдохновят их на перенос приобретенного опыта в другие сферы их деятельности.
Для работы с WebQuest наиболее подходит групповая форма работы, хотя она может быть и индивидуальная, например, при дистанционном обучении.
Мотивация на выполнение WebQuest повышается, если учащиеся получают роль (например, ученого, детектива, репортера, экономиста) для общения через E-mail и задание - разработать, например, сценарий информационного обеспечения секретариата ООН.
При всем выше изложенном, одной из главных обязанностей учителя при работе с ИНТЕРНЕТ является помощь учащимся в оценке полученной информации. Также, несмотря на то, что на web-странице указывается рекомендуемый уровень и инструкция, учитель может рекомендовать учащимся свой план ( подобранный для соответствующей группы учеников) работы над проектом. WebQuest - это превосходная модель для учителя, ищущего способы внедрения, использования сети ИНТЕРНЕТ в учебную деятельность как на краткосрочный, так и на длительный период, что определяет два уровня WebQuest, различающихся по времени их проведения на уроках в школе, а также глубиной усвоенных учащимися знаний .
Долгосрочный WebQuest: его целью является расширение и отбор знаний. Учащиеся глубоко анализируют предмет изучения, трансформируют его тем или иным образом и по завершении демонстрируют понимание материала, создавая свои Web-сайты, к которым могут обращаться и другие. На долгосрочный WebQuest обычно уходит неделя - месяц занятий.
При создании долгосрочных WebQuest работа учащихся организуется вокруг двух основных вопросов: какие мыслительные операции требуются для их создания и в какой форме они могут быть выполнены.
Мыслительные операции включают в себя:
* Сравнение - нахождение и определение сходного и различного между предметами.
* Классификация - группировка предметов в определенные категории на основе их свойств.
* Индукция - вывод заключения, неизвестных обобщений или принципов из наблюдений или анализа.
* Дедукция - вывод заключения, следствий и условий из данных принципов и обобщений.
* Анализ ошибок - нахождение и определение ошибок в рассуждениях своих и чужих.
* Конструктивная поддержка - создание системы поддержки или доказательств для суждений.
* Абстракция - нахождение и определение общего, лежащего в основе темы, и ее информационной модели.
* Анализ перспектив - нахождение и определение перспектив в работе.
Выбор форм долгосрочных WebQuest практически неограничен. Вот несколько идей:
* Поиск базовых данных, при котором учащиеся выводят категории в каждой области.
* Создание учащимися интерактивной ситуации или бизнес-кейса.
* Создание документа, описывающего анализ спорной или противоречивой ситуации (пользователи приглашаются к обсуждению).
* Разработка вопросов и ответов для интервью (разрабатываются учащимися, глубоко изучившими эту тему и/или личность).
Занесение результатов процесса мыслительной деятельности в ИНТЕРНЕТ преследует три цели:
* сосредоточить внимание учащихся на реальном техническом задании;
* сформировать аудиторию пользователей, для которых эти результаты представляют интерес;
* обеспечить возможность организации обратной связи с отдаленной аудиторией посредством E-mail.
Целью краткосрочного WebQuest является приобретение и интеграция знаний. Учащиеся приобретают значительный объем новой информации и осмысливают ее. На это обычно используются 1-3 учебные пары
Учащемуся любого возраста можно дать задание подготовить в рамках технологии WebQuest интерактивную страничку о своей будущей профессии. (http://edweb.sdsu.edu/courses/EDTEC 596/About WebQuest).
Чтобы научить учащихся оформлять WebQuest, учитель выстраивает занятия так, чтобы шел процесс от простого и знакомого к более сложному и новому. Это означает, что следует начинать с краткосрочных WebQuest, продвигаясь к более длительной и к междисциплинарной деятельности.
Вот некоторые рекомендации, выработанные учителями, которые используют данную технологию в работе. Они могут помочь тем, кто решит применить данный опыт в преподавании.
* Первым делом учителю следует ознакомиться с доступными источниками сети в интересующей его области. Этим обеспечивается список отправных точек для поисковой деятельности в области конкретного предмета.
* Следующий шаг - организовать полученные знания и оформить их. Это может быть поисковая база данных, реферативный материал, проектные идеи и т.д.
* Учителю следует определить темы, которые подходят к учебным программам и по которым есть соответствующий материал в сети.
Технология WebQuest получает много положительных отзывов от учителей и учеников всего мира. Мы считаем, что практическое использование WebQuest способствует продвижению учеников и учителей в познании новых технологий и приобретении новых знаний.
3. WEB-проекты для 10-11 классов экономической школы. Учащиеся старших классов - наиболее подготовленная возрастная группа для обучения экономике с использованием сети ИНТЕРНЕТ. Для подготовки финансовых проектов используется страничка - mortgage calculation web page. По теме "потребление" существует большое количество информации - от сравнительных характеристик товаров, жалоб, мошенничества до корпоративного законодательства (http:// counter.rambler. ru/top100/ Consum/ index.shtml.ru).
Интересными являются проекты, где ученики непосредственно связываются с конгрессменами различных стран, высказываются, анализируют те или иные экономические проблемы.
Сеть ИНТЕРНЕТ предоставляет возможность для работы по теме "Биржевая деятельность". Edustock (http://www.vse.com) помогает разобраться в том, что же такое фондовый рынок и как на нем себя вести. Имеется руководство и советы по подбору нужных акций. Есть информация по выбранной группе компаний с целью самостоятельного выбора акций. Кроме того, предоставлена работающая имитационная модель фондового рынка на ИНТЕРНЕТ. Возможно получить информацию, где и как правильно открыть счет, научиться работе через электронного брокера, получить совет, как правильно составить свой инвестиционный портфель. Достаточно обратиться на сервер http://www.wstan.com.



Е.Д.Патаракин
Институт программных систем РАН

Интернет-студия для начальной школы

Развитие компьютерных коммуникаций в последние годы серьезно затрагивает условия и способы мышления и обучения на всех уровнях образования. На этом этапе технического развития уже не компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, а традиционные знания и ценности осваиваются в компьютерной среде. Актуальной задачей педагогической информатики становится помощь школе в адаптации на новом информационном поле, в достижении тех целей, которые постоянно ставит перед собой школьный коллектив, в условиях новой информационной среды. Эта задача важна и для начальной школы, тем более, что умение использовать телекоммуникации, умение читать и писать гипертекстовые и гипермедийные документы могут быть уже отнесены к базовым умениям и навыкам современной культуры. Это значит, что и осваивать эти навыки, привыкать к самостоятельному их использованию дети должны уже на начальной ступени образования.
Государственное образовательное учреждение детсад-школа N 25 "Почемучка" ИПС РАН существует в Переславле-Залесском около пяти лет. Воспитательная и образовательная работа в нем направлена на создание преемственности между детсадом и школой. Основные направления деятельности педагогического коллектива:
- развитие любознательности ;
- развитие способности к самостоятельному решению творческих задач;
- формирование творческого воображения;
- формирование способностей пространственного моделирования;
- развитие коммуникативности.
Создание Интернет-студии для начальной школы ИПС РАН определено региональной спецификой. Прежде всего, это связано с тем, что в Переславле-Залесском успешно развивается городская оптоволоконная сеть, связывающая исследовательские, образовательные, культурные центры и просто жилые микрорайоны [1].
Кроме того, развитие систем телекоммуникаций в Переславле-Залесском всегда было тесно связано с развитием образовательного и культурного пространства этого города. В Переславле накоплен значительный опыт использования компьютерных средств и телекоммуникаций на всех ступенях обучения. В частности, наши эксперименты по освоению учениками начальной школы сетевой культуры начались проектом Переславской Летней Информационной Школы 1996 года. В дальнейшем проект с запозданием получил грантовую поддержку Комитета по делам Молодежи РФ. В рамках Летней Информационной Школы учащимся 1-3-х классов были предложены различные формы работы по изучению и наполнению Всемирной Паутины. Работа группы больше напоминала художественную студию, чем компьютерную лабораторию. Ребята много рисовали, сканировали рисунки и фотографии, принесенные из дома, ставили видеоспектакль. Компьютерная среда наполнялась знакомыми предметами, становилась более домашней. Так появилась идея интернет-студии как места, где школьники активно осваивают сетевую грамотность и сетевую культуру, путешествуя по сети и создавая собственные странички. Эта идея была реализована в июле 1997 года в летнем лагере начальной школы "Почемучка". В период школы мы опробовали две модели технического оборудования студии. Первая базировалась на использовании нескольких персональных компьютеров с Windows-95. Программное обеспечение - Netscape, MSWindows Logo, Photoshop, CU-See-Me. Вторая модель базировалась на одном Unix сервере и нескольких X-терминалах. В этой более скромной конфигурации нам удалось организовать тот же набор сетевой деятельности, необходимый для освоения сетевой культуры: путешествие по сети, создание собственных страничек, включение в них результатов учебной деятельности, видеоконференции. Видеоконференция между Институтом программных систем и начальной школой вообще была первой для нашего города. В ходе конференции дети общались с директором ИПС РАН, который находился от них на расстоянии 7 км.
В конце 1997 года в начальной школе "Почемучка" появилась постоянная интернет-студия. Пока - это один Unix сервер и 4 X-терминала. Программное обеспечение - Netscape, ucblogo, Gimp, xv, vic. Важно, что эти продукты распространяются свободно, и результаты деятельности с использованием этих программных средств легко интегрируются в сетевые документы.
Компьютеры, которые находятся в студии, связаны между собой коаксиальными кабелями. Такие же кабели соединяют эти компьютеры со специальным компьютером - маршрутизатором, через который интернет-студия по линии RadioEnternet соединена со всеми сетевыми компьютерами города и главным компьютером системы телекоммуникаций Ботик. Главный компьютер по телефонной линии связан с Москвой, а по спутниковому каналу - с Санкт-Петербургом. Пропускная способность этого канала - 128Кб/с.
Начиная знакомство с сетью, мы обращаем внимание прежде всего на городские ресурсы. Что могут увидеть дети в городской сети? Не "покидая" сервера школы - галереи своих рисунков и мультипликаций, - красочные отчеты о летних информационных школах 1996, 1997, 1998 и 1999 годов. Материалы проектов, которые развернуты на базе сервера начальной школы, - "Создание виртуальных животных", галерея фракталов Лого, Всемирная Телеолимпиада. В пределах городского домена Ботик - виртуальная детские газеты "Виртушка" и "Четыре Четверти", сетевые культурологические проекты учеников международного детского компьютерного центра ( МДКЦ), старшеклассников межшкольного учебного центра (МУПЦ), студентов Университета города Переславля. Относительно недавно на сервере Учком открылась Детская библиотека, где специально собраны детские тексты и проекты. Мы поддерживаем специальную страничку со ссылками на наиболее интересные для младших школьников материалы, расположенные во всем мире. Однако, подавляющая часть используемых младшими школьниками ресурсов сосредоточена внутри города. При проблемах с внешним каналом, даже в случае каких-то проблем в городских сегментах сети, сервер школы обеспечивает достаточно насыщенную информационную среду. Важно отметить, что школьники хорошо представляют себе механизм пополнения сетевых ресурсов и сами принимают участие в этом процессе. Экскурсии в дендропарк, на озеро Плещеево, по реке Трубеж сопровождаются фото- и видеосъемками, материалы которых затем размещаются в сети и служат детям опорой в их рассказах.
Пример характерной детской оценки этой работы (орфография - авторская).
В лагере "Почемучка" мы ездили в дендросад. Мне там очень понравилось. Играли в разные игры напремер в фанта и я был самоварчиком.Мы видели пробковое дерево и много кустарников. Мы были около речки, но почему-то сразу же ушли. Экскурсия мне очень понравилась и я хотел бы приехать сюда еще раз сбольшим удовольствием.
Другое направление работы - развитие творческих способностей детей, здесь дети пишут тексты, рисуют, создают мультфильмы и программы.
Создавая свои личные странички, дети теперь могут делать ссылки на странички своих одноклассников, родных и близких, представленных в сети. Если кто-то из ребят нарисовал картинку, подготовил страничку или мультфильм, то этот результат можно увидеть и с других компьютеров, стоящих в классе. После того, как мы помещаем этот результат в пространство Всемирной Паутины, его видят не только школьники, но и папы, и мамы со своих рабочих и домашних компьютеров. Приятно подчеркнуть, что результаты детского творчества, благодаря сети, становятся доступны для просмотра и обсуждения удаленными зрителями практически моментально. Специальный скрипт проверяет директорию творческих работ и автоматически размещает в сети и произведения, и их уменьшенные копии. Результаты работ школьников открыты для просмотра, и родители могут отслеживать успехи своего ребенка. Кроме того, программные средства, которыми дети пользуются в школе, также доступны по сети и могут быть поставлены на домашней машине.
Очень важно, что Интернет-студия не замыкается исключительно на компьютерной деятельности. Были поддержаны творческие работы с рассказами о домашних животных, театральные представления, занятия художественной лепкой.


Пример детского рассказа.

Мой котенок. Моего котенка зовут Мусик. Шерсть у него короткая и цветная. У моего котенка черный и коричневый хвост. Он очень любопытный. Он еще маленький и любит спать с кошкой - мамой. У моего котенка зеленые глаза, а на голове пятнышко черным сердечком.

В школе "Почемучка" накоплен значительный опыт использования Лого в обучении школьников различного возраста. Работы в этом направлении ведутся нами уже более десяти лет. Ряд летних компьютерных школ (1993, 1995) специально были посвящены Лого. С развитием Всемирной Паутины перед средой Лого встала серьезная проблема сохранения своего потенциала и реализации своих возможностей в сети. Мы приняли участие в этой работе [2] и достаточно успешно используем интуитивно понятную, синтонную черепашью графику для подготовки анимированных картинок. В настоящее время на сервере начальной школы размещен постепенно пополняющийся цикл уроков по программированию на Лого, галерея анимаций и специальный раздел фракталов, выполненных в среде Лого. Дети могут делать домашние задания дома, а затем присылать по почте или приносить результаты в школу - они будут представлены на сервере. Проект лого-анимаций носит открытый характер, мы приглашаем всех любителей Лого присылать нам свои программы. Мы уже получили несколько программ из школы №470 Санкт-Петербурга, и они представлены в галерее анимаций.
Навыки программирования в среде Лого активно используются детьми в проекте моделирования сообществ несуществующих животных. Создание несуществующих животных и их сообществ задает богатое игровое поле, на котором могут обсуждаться вопросы классификации, экологии, групповых отношений; могут осваиваться различные знания и практики - программирование черепашки Лого, создание и управление Лего-механизмами, пластилиновая лепка и техника живых скульптур. Такие существа и сообщества неоднократно создавались в летних компьютерных и экологических школах, художественных проектах - см. материалы Лого-Центра, материалы специализированной Лого-школы 1995, материалы экологической школы в Старой Пустыне 1994 - 1996, материалы театрального проекта Империя, студии кукольного театра. В апреле 1998 года голландский художник Дет предложил разместить на нашем сервере филиал его проекта по выведению виртуальных существ с русскими именами. Эта деятельность очень понравилась детям, и они при помощи черепашки Лого довольно быстро поселили на свой сервер несколько новых "животных". По условиям проекта дети придумывают название животного, рисуют его перемещающееся изображение и помещают его в наиболее подходящие условия. Проект имеет большое значение и для развития коммуникативных навыков, так как наши школьники взаимодействуют с несколькими удаленными партнерами.
В настоящее время важным направлением наших работ является развитие коммуникативности - сетевые проекты. Международные телеолимпиады проводятся Организацией Общественных Сетей (OFCN). В ходе олимпийской недели школьники всего мира состязаются в беге, прыжках и метании теннисных мячей. Делают они это на своем школьном дворе или же на стадионе своего микрорайона. Результаты соревнований высылаются по электронной почте в адрес главной машины проекта. Кроме обмена результатами, школьники пишут приветствия другим командам, рассказы об олимпийских чемпионах, рассказы о том, как их родственники принимали участие в спортивных состязаниях, обмениваются информацией о своих школах и городах. Телеолимпийские игры служат для взаимопонимания и общения детей всего мира.
В 1998 году Всемирная Телеолимпиада проводилась с 27 апреля по 4 мая. В списке школ-участников - школы: Англии, Аргентины, Новой Зеландии, России, Словении, США, Финляндии. Больше всего детей было из США - 12 школ из нескольких штатов. Другие страны были представлены одной или двумя школами. Участники олимпиады состязались в следующих возрастных группах: 16 - 18, 14 - 15, 12 -13, 10 - 11, 8 - 9 и 6 - 7 лет.
Программа состязаний включала:
- бег 50 метров;
- метание теннисного мячика;
- прыжки в длину (с места или с разбега);
- бег 400 метров (для всех возрастов);
- бег 800 метров (начиная с третьего класса);
Начальная школа "Почемучка" была единственной школой, которая представила в сети фоторепортажи со своих соревнований. На нашем сайте можно посмотреть отчеты о соревнованиях по бегу на 50 и 400 метров, метанию мячей. Мы получили много приветственных писем и предложений дружить от американских и европейских начальных школ. Четверо наших второклассников вошли в число призеров Олимпиады и получили специальные дипломы оргкомитета (Рис 1). Специальный диплом участника олимпиады получила и вся школа.
В ходе работы летнего лагеря 1998 года большое внимание было уделено дистанционным конференциям и сетевым представлениям. В ходе работы лагеря прошло несколько видеоконференций между Институтом Программных Систем (ИПС) и начальной школой. В ходе первой видеоконференции (Unix - vic) дети показывали по сети свои картинки, пытаясь представить по ним общий рассказ. По этим рассказам в ИПС тут же был собран мультфильм и передан детям как наглядное подтверждение того, что сеть поддерживает совместную деятельность. В ходе второй видеоконференции (Windows - IPHONE) дети общались с делегацией из белорусской Академии Наук.


Рис. 1 Диплом Всемирной Телеолимпиады
Сетевое представление "Теремок", по крайней мере, по названию является продолжением проекта 1993 года. Тогда дети мастерили куклы (из шишек, дерева и бумаги) и делали мультфильмы в среде LogoWriter. Экран компьютера был покрыт крышей и изображал теремок. По сюжету представления кукольный персонаж подходил к теремку, стучался и затем оказывался внутри - в компьютерном мире. Там перемещалось уже его компьютерное отражение. В этом году дети готовили театральное представление, которое отражалось в компьютерной среде посредством видеокамер. Две видеокамеры (цветная и черно-белая) были установлены в различных частях сцены и каждую минуту фотографировали сцену. Кроме того, были использованы внешние камеры (сцена в МДКЦ, сцена в квартире), через которые в виртуальный теремок попадали удаленные персонажи. Эти отражения моментально передавались на веб-сервер (реально на два сервера), и удаленные зрители могли наблюдать все происходившее на сценах при помощи cgi-запросов:
* Кто пришел на цветную сцену?
* Кто пришел на черно-белую сцену?
* Кто пришел на удаленную сцену?
По окончании представления материалы каждой сцены составили анимированные мультфильмы.
В дальнейшем проект был продолжен в среде IRC (uchcom.botik.ru:6667), когда дети входили в сеть под своими либо вымышленными именами. При этом, к каналу Теремок (#terem) подключались школьники и их родители, работающие на домашних компьютерах. Участники разговора постоянно были представлены своими видеоизображениями во Всемирной Паутине и могли строить свои разговоры, опираясь на видеоряд.
Уже было отмечено, что начальная школа ИПС РАН имеет свои особенности. В частности, в том, что во всех классах более, чем у четверти учеников, родители дома и на работе сами активно используют телекоммуникационные средства. В этих условиях многие учащиеся (особенно 3-го класса) посылают со школьного компьютера сообщения папам и мамам. Хотя все полученные учениками результаты уже вечером бывают доступны в сети, дети стремятся немедленно отправить созданный рисунок домой.
Еще не стало традицией, но уже поступают по сети отдельные замечания и вопросы от родителей. В дальнейшем мы попытаемся организовать специальную телеконференцию для родителей - что-то вроде виртуального родительского собрания.
Приведенный выше перечень основных направлений деятельности педагогического коллектива был сформирован до и вне Интернет-студии, но, как следует из нашего опыта, поставленные в нем задачи достаточно эффективно решаются с использованием сетевых технологий. С накоплением опыта использования компьютерных телекоммуникаций меняется и наше отношение к использованию этих средств. Мы постепенно привыкаем думать о телекоммуникациях как о средствах обустройства региона, города, отдельных школ. Начиная с 1995 года, ИПС поддерживал веб-сайты нескольких учебных центров. Наиболее успешные примеры использования веб-серверов учебных центров для педагогических целей связаны с формированием своеобразного виртуального зеркала, в котором отражается, и при помощи которого анализируется деятельность педагогического коллектива. Сервер Интернет-студии начальной школы - http://why.botik.ru/ - поддерживает еженедельное обновление детских работ, учебные программы, методические материалы, фрагменты учебного процесса, открытые уроки, консультации специалистов. Отражение данных материалов на сервере способствует лучшему взаимопониманию учителей, учеников и родителей в начальной школе. Все задачи, которые ставит перед собой коллектив школы - развитие любознательности, способности к самостоятельному решению творческих задач, коммуникативности; формирование воображения и способностей пространственного моделирования - находят свое решение в поле учебных коммуникаций. Новая форма отражения деятельности педагогических коллективов помогает преподавателям лучше понимать собственную деятельность и деятельность своих коллег. Преподаватели в результате отражения программы обучения могут следить за работой по всем учебным курсам. Таким образом, информационные технологии веб-отражения образовательных центров используются для оптимизации связей между преподавателями, гармонизации учебной и воспитательной деятельности, индивидуальной и коллективной рефлексии всех участников учебного процесса.

Литература

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign