LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Дик Ю.И., Хуторской А.В. Концепция общего среднего образования в 12-летней школе. Проект, М., 1999
2. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. - Барнаул, БГПУ, 1999
3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1997
4. Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация".-1997.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998.
6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997
7. Подросток на перекрестке эпох /Под ред С.В. Кравцовой. М.: Генезис, 1997
8. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. М.: Генезис, 1998
9. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997

С.В.Богданова
Институт информатизации образования Минобразования России
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАЗИС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМЫЙ В ИНИНФО
Цель статьи - рассмотреть проблемы, связанные с применением в образовании современных эффективных средств информатизации, в частности, средств дистанционного обучения.
Сегодня становится ясно, что традиционная система образования не соответствует требованиям подготовки специалиста XXI века и новым условиям существования образования. Не вызывает сомнения и тот факт, что подготовка специалиста в наше время требует создания системы распределенных информационных ресурсов обучения, которую в настоящий момент повсеместно принято именовать как дистанционное образование.
Задача системы образования - научить человека ориентироваться в условиях насыщенной информационной среды, жить в потоке перманентного обучения, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования.
Педагогам самых разных дисциплин, использующим современные высокие технологии обучения, уже не надо объяснять и доказывать перспективность применения дистанционных (сетевых) видов образовательных технологий, интенсивное применение которых эффектно и наименее болезненно решает многие проблемы обучения специалиста, а также переподготовки преподавателей на современном уровне.
Модернизация образования в городах Подмосковья, а еще более - в отдаленных регионах затруднена сложностями проезда и обучения на местах подготовленных, квалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться в новой информационно-педагогической среде и к ее постоянно изменяющимся условиям.
С 1993 г. развилась и сегодня успешно функционирует единая среда обучения на основе информационных технологий "ТВ-Информ". Эта среда включает аппаратные средства, программные средства, соответствующие информационные ресурсы. Техническим базисом является информационная сеть, охватывающая регионы России. К информационным учебным ресурсам сети образования относятся, в первую очередь, распределенные информационные ресурсы, включающие в себя:
- методическую поддержку аспирантуры по специальностям 13.00.02 -"Теория и методика преподавания информатики" и 05.25.05 - "Информационные системы и процессы";
- распределенный Фонд учебно-методических материалов;
- Фонд учебных компьютерных программ;
- Систему дистанционного образования.
Система дистанционного образования (СДО), реализуемая с помощью "ТВ-Информ", отличается от традиционных форм обучения высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора учебных курсов, большим объемом самостоятельной работы, разнообразием форм учебно-методического обеспечения, что дает возможность резко повысить эффективность образовательных процессов.
В связи с новизной подобных педагогических новаций, динамичность СДО вызывает трудности в планировании оптимального использования педагогических ресурсов: учебных аудиторий, фондов учебно-методических пособий и электронной библиотеки, вычислительных ресурсов глобальной и локальной компьютерных сетей, подготовки тьюторов, подготовки сотрудников административных подразделений.
Поэтому, при организации СДО на базе ИНИНФО с методологической точки зрения было необходимо:
1. Проанализировать следующие характеристики процессов дистанционного образования при различном распределении ресурсов:
- пропускную способность сети региональных центров;
- сроки документооборота;
- затраты на обучение слушателей системы СДО;
- поступление и использование финансовых средств и т.д.
Значения показателей должны быть получены в следующих разрезах анализа:
- отдельные регионы;
- отдельные формы обучения;
- отдельные курсы обучения;
- СДО в целом.
2. Разработать структуру учебных планов, включающих комбинированную подобную очно-заочной форму обучения (1-2 сессии в год) и организацию самостоятельной работы со специальной учебно-методической литературой, электронными документами и интерактивными телекоммуникационными средствами, а также выполнение практических заданий под руководством куратора (тьютора). Дальнейшие расчеты показали, что дистанционные формы работы должны составлять не менее 60-70% учебного плана.
3. Разработать стандарты и методы контроля качества знаний для процедуры окончательной аттестации, утвердить процедуру аттестации в рамках УМО и УМС по предметам.
4. Подготовить новые специальные учебно-методические пособия и телекоммуникационные материалы и средства, соответствующие специфике СДО.
5. Использовать современные средства обучения: электронные учебники, аудио- и видеокурсы, обучающие компьютерные программы, средства телекоммуникации. Обучить самих преподавателей применению современных информационно-технологических средств обучения.
6. Использовать в учебном процессе активные методы обучения и новые образовательные технологии.
7. Включить в учебные планы переподготовки преподавателей учебные курсы по методологии СДО.
8. Определить головные ВУЗы и кафедры, занимающиеся СДО по направлениям и дисциплинам.
При проведении конкретных занятий необходимо было учесть то, что наиболее важными отличительными чертами дистанционного обучения являются:
- возрастание массовости образования за счет широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие творческих способностей и формирование человеческой личности через самообразование;
- фундаментализация образования, повышающая его качественный уровень.
При организации обучения на базе технологий, разработанных и внедряемых Институтом информатизации образования Минобразования РФ (ИНИНФО), была поставлена задача подготовки специалистов, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях современного информационного общества; самостоятельно творчески и критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи; уметь работать с разнообразной информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над совершенствованием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Именно эти проблемы помогла решить организация обучения с помощью дистанционного образования (ДО) на базе технологии "ТВ-ИНФОРМ". Система дистанционного образования (СДО) базируется на открытом обучении (свобода места, времени и формы обучения) за счет применения современных информационных технологий, что и обеспечивает требуемое рынком качество подготовки специалистов, включая их высокий уровень мотивации.
Технология СДО, применяемая ИНИНФО, построена по модульному принципу, предполагающему разделение каждой учебной дисциплины на модули. Для понимания предмета по каждому модулю составляется словарь новых терминов. Для выявления связей между понятиями строится логическая схема всего курса обучения. Изучение предмета проходит на основе его электронной версии и затем в одном из вариантов осуществляется очная часть обучения, видеоконференции или тьюториал, в котором каждый обучаемый в реальном времени принимает активное участие. Это учебные проекты и деловые игры, конференции и форумы, где проявляется личность обучаемого и одновременно возможен анализ качества обучености, диагностика и тестирование. Такие методы побуждают к деятельному диалогу, создавая особую интерактивную форму обучения на основе общения. Это способствует развитию творческих способностей, самоутверждение личности обучаемого.
Весьма перспективным в методике дистанционного обучения, апробируемого ИНИНФО, предполагается использование современных информационных и телекоммуникационных технологий и активного применения научно-технической и учебно-методической информации в форме распределенных обучающих ресурсов. Это особенно важно, так как существенно расширяет область применения методов дистанционного обучения. Повышается доступность качественного образования для значительной части населения, также возможно решение проблемы образования для людей с ограниченной подвижностью и той части населения, которая по тем или иным причинам не может воспользоваться услугами очного обучения.
Телекоммуникационные возможности СДО могут использоваться в учебном процессе и в научно-исследовательской работе работников образования.
В частности, информационные технологии применялись для создания индивидуальных занятий, контроля их выполнения, "перекачки" по линиям связи текстов учебных пособий для самостоятельной работы в домашних условиях на домашних компьютерах. Примером таких дистанционных методов является проведение курсов в Московской области, начиная с 1998 года.
В настоящее время ИНИНФО совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования России (АПКРО) приступил к развитию дистанционных форм подготовки тьюторов по СДО и обучению преподавателей использованию описанной выше методологией. Поэтапно реализуется проект дистанционного обучения для преподавателей и методистов предметов компьютерно-информационного цикла и учителей начальных классов в Московской области с постепенным переходом от пассивных методов дистанционного обучения к интерактивным. Создаются программно-методические распределенные фонды, разработаны и проходят опытную эксплуатацию курсы дистанционного повышения квалификации учителей для сельских и отдаленных районов.
К решающим факторам развития вышеуказанных проектов по развитию СДО прежде всего, относятся обширные территории России, высокая стоимость переездов и дороговизна проживания в больших городах, где в основном сосредоточены вузы и ИПК.
Система дистанционного обучения "Подмосковье" основана на использовании образовательной телекоммуникационной сети, в частности, применяются технологии "TВ-Информ" для образовательных учреждений, расположенных на периферии Москвы и Московской области, а также в отдаленных районах России. СДО "Подмосковье" может быть применима для очного и заочного обучения, а также экстернатов. Передача материалов учебных курсов в электронном виде в обе стороны (а именно - как из Центра обучения слушателю курсов, так и обратно - ответы слушателей на контрольно-диагностические материалы для проверки) дала возможность работникам образования Московской области овладеть современными информационно-педагогическими средствами и оперативно использовать педагогическую и научную информацию, физически находясь как в местном (муниципальном) Центре обучения - РЦДО (районный центр дистанционного обучения), так и дома или на рабочем месте. Для работников образования районов Московской области в настоящее время сформирована образовательная сеть СДО, абонентами которой являются образовательные органы в 15 районах Московской области (Люберцы, Краснознаменск, Пушкино, Лобня, Кашира и др).
Кажущиеся на первый взгляд простота технического и методического обеспечения дистанционного процесса не снимает требования сохранения достигнутого за многие десятилетия традиционно высокого качества очной подготовки специалистов. Опыт разработки такой системы показал, что подобные технологии дистанционного обучения позволяют относительно быстро насытить учебные планы гипертекстовыми учебниками и обучающими системами (на первом этапе даже в виде брошюр) и внедрить их в учебный процесс с последующим постепенным переводом в электронный вид для распространения по сети уже в электронной версии. К настоящему времени в ИНИНФО имеются распределенные Фонды программно-методических средств поддержки учебного процесса, которые могут быть использованы для Проекта дистанционного образования, в частности, по дисциплинам: информатика, физика, химия, математика и др., по специальным дисциплинам, а также для начальной школы и для дополнительного образования. Часть этих разработок в виде электронных учебников, автоматизированных курсов и лабораторных практикумов, автоматизированных обучающих систем и пр. используется в учебном процессе АПКРО или переданы в Российский фонд учебных компьютерных программ (РОСФОКОМП).
Однако, как показал опыт проведения дистанционных курсов в 1998-2000 гг., чисто механический подход к формированию учебных планов, программ и учебно-методических пакетов не обеспечивает сохранения качества обучения. Причинами этого, прежде всего, является отсутствие в дистанционных формах механизмов обучения в реальном времени, определенное ограничение возможностей прямого контакта слушателей курсов с преподавателем, отсутствие возможностей контролирования при выполнении практических разделов и учебных дисциплин. Такой диалог необходим, прежде всего, в процессах проектирования и исследования динамики работы преподавателей. Для организации подобной формы работы и планируется создание районных центров дистанционного обучения (РЦДО) на базе "ТВ-ИНФОРМ", а также с использованием образовательных Web-серверов, что в определенной степени позволит решить проблемы интерактивного взаимодействия преподавателя и слушателя в процессе обучения.
Множественность задач подготовки специалистов определяет еще одну особенность построения централизованных обучающих систем в части режима реального времени. Проблема создания новых интерактивных обучающих ресурсов упрощается, если для ДО применяются универсальные программные оболочки, заполняемые предметным преподавателем конкретным содержанием, методиками текущего контроля, методическими указаниями, гипертекстовыми подсказками и пр. Решение этих задач является актуальной научной задачей и позволяет создавать виртуальную среду для эффективной работы системы ДО в удаленном режиме. С этой целью на базе ИНИНФО начинается разработка образовательного проекта виртуального учебного центра на базе РЦДО для проведения семинарских занятий с абитуриентами и преподавателями по ряду профилирующих дисциплин.
Анализ тенденций, сложившихся в отечественной практике при проектировании ДО, свидетельствует о том, что основной акцент в этих разработках делался на решении технических вопросов создания транспортных систем телекоммуникаций и электронных носителей информации (информационно-техническая подсистема), основанных на существующей учебно-методической базе. При этом недостаточно внимания уделяется вопросам учебно-методического наполнения таких систем, адекватно отвечающего требованиям дистанционной формы обучения.
При проектировании СДО первичным должно стать создание и апробирование учебно-методической базы системы (методическая и учебная подсистемы).
Функционирование дистантного обучения возможно при четко налаженном адекватном взаимодействии между следующими тремя элементами:
1. Учебная и методическая литература.
2. Система контроля.
3. Организационные формы.
В соответствии с изложенными требованиями должны быть разработаны и изданы учебно-методические материалы и обучающие программы по отдельным темам и разделам.
Традиционные учебники дают очень низкий дидактический эффект в системе ДО, из-за того, что они содержат только информационную часть, а управляющая часть отсутствует. Учебники классического типа, имеющие управляющую часть в виде вопросов и упражнений, тоже не дают необходимого дидактического эффекта. Принципиальная возможность классических учебников достаточно высока, но для дидактического обучения необходима учебная литература, адаптированная к условиям дистантного обучения с учетом его специфики. Очевидно, что учебная литература программного типа для реализации вышеуказанных проектов должна издаваться в виде сборников обучающих программ и должны быть предусмотрены возможности трансформации традиционных бумажных носителей в компьютерный вариант, который транслируется по сети "ТВ-ИНФОРМ".
Учебно-методическая база ДО (УМБ) с системных позиций - это совокупность учебной и методической подсистем. Она включает в себя:
- требования к знаниям и умениям;
- учебные программы;
- учебные планы;
- учебные пособия;
- методические рекомендации обучения в дистанционной форме;
- методику организаций учебного процесса;
- методы и оценки качества обучения.
Учебно-методическое обеспечение для дистантного обучения состоит из информационной и управляющей частей. Информационная часть рационально структурировать в модульном варианте. Учебный материал в каждом модуле должен присутствовать в сжатом виде, изложен простым доступным для понимания языком, насыщенным профессиональной терминологией и подкрепленным аудио и видео-средствами. Графический материал (рисунки, схемы, графики, и др.) должен быть информативен и легко читаем. Диалоговая интерактивная форма обучения обычно более эффективна в дидактическом отношении. Поэтому гипертекстовые ссылки и методические указания должны располагаться непосредственно в тексте. Контролирующая часть как один из рациональных вариантов имеет тестовую форму, в другом варианте - непосредственный контакт с тьютором с промежуточным и итоговым контролем по всей дисциплине.
Для разрабатываемых проектов предполагается, что система контроля - это комплекс мероприятий, позволяющих выявить и оценить объем и уровень знаний приобретенных самостоятельно при изучении любой дисциплины в форме ДО. Бесспорно, что нужны эффективные формы контроля, которые позволяют осуществлять контроль знаний с необходимой частотой и оперативно, помодульно и по всему изученному материалу. Диагностика обучения может осуществляться в различных формах программированного контроля, как в безмашинном (например, при помощи тестов), так и в компьютерных вариантах. Из программных форм лучше всего подходит фронтальный контроль по каждой теме в сочетании с итоговым контролем по всей дисциплине, в виде батарей тестов и псевдотестов. Практическое применение этой формы контроля в Московской области подтвердило ее высокую эффективность - по опросу преподавателей, принимавших участие в курсах повышения квалификации на основе ДО в 1998-2000 гг., производительность труда преподавателя повышается в несколько раз.
Большое значение для успешного функционирования дистанционной формы обучения имеют организационные формы. Они должны отличаться от существующих и должны полностью учитывать специфику учебного процесса. По другому должны решаться вопросы: о нагрузке преподавателей; о схеме учебного процесса. Без решения этих и других вопросов дистантное обучение, как оригинальная форма обучения, просто не может существовать.
Создание и развитие системы ДО в 1998 г. в Московской области на базе разработок ИНИНФО потребовало разработки специальных способов организации и сопровождения учебного процесса. Это было обусловлено особенностями свойств и возможностей электронного вида средств обучения, телекоммуникационной формой и особенностями применения методик обучения и новых типов предоставления образовательных услуг, а также механизмов оценки результатов и эффективности процесса обучения.
Применение сетевых технологий обучения и Интернет в России только начинает свое развитие и привлекает внимание социологов и психологов. Ежегодные опросы пользователей Интернет стран СНГ показывают динамику роста этого вида коммуникации, возраст и интересы пользователей. Работы психологов показали наличие пользовательской мотивации 81% пользователей Интернет, мотивация самореализации и развитие личности - 52%. Таким образом, при невысоком уровне количества компьютеров в Интернет на тысячу жителей появилась достаточно большая аудитория потенциальных слушателей дистанционных курсов. Было учтено (и в дальнейшем - подтвердилось), что важным моментом в дистанционном обучении является организация контакта слушатель-преподаватель, который может быть более активным, чем при обычной форме обучения. Опыт западных коллег показывает, что можно использовать практически все методы обучения, апробированные в традиционном обучении. Необходимо найти соответствующую каждому методу технологию обучения в СДО.
Часто сравнивают СДО с заочной формой обучения, поэтому был проведен сравнительный анализ и учтены возможные инсталляции. С 20-х годов заочная форма обучения не претерпела никакого изменения: заочник, предоставлен самому себе, обучение проходит изолированно, самостоятельно (за исключением небольшого экзаменационного - лабораторного периода). Конечно, не решены на текущий момент и проблемы обеспечения качества обучения в системе ДО. Но есть и принципиальные различия:
- слушатель, обучающийся по вышеописанным дистанционным образовательным технологиям, с самого начала оказывается в поле пристального внимания и контроля. Это позволяет ему, во-первых, сконцентрировать внимание на изучении специальности;
- по каждой изучаемой учебной дисциплине обучаемый обеспечивается специально подобранными информационными ресурсами, которые содержат основную информацию по изучаемым предметам;
- после каждого теоретического раздела необходимо организовать практикумы и тесты, а также варианты самоконтроля, прежде чем сдавать экзамен или зачет;
- по каждой дисциплине за слушателем закрепляется высококвалифицированный преподаватель - консультант (тьютор).
Поскольку система ДО на базе "ТВ-ИНФОРМ" была ориентирована на отраслевую и организационную специфику образовательных технологий, начать следовало с определенния целевых групп пользователей. Эта работа безусловно требует тесного взаимодействия со службами по работе с персоналом соответствующих структурных звеньев, участвующих в организации СДО.
Важнейший этап - это определение состава и объема знаний, которые должны получить слушатели СДО в процессе обучения. Помочь в решении этой задачи могли бы стандартные требования к знаниям и умениям по каждой тематике курсов и по каждой категории слушателей СДО. Однако анализ действующих квалификационных стандартов и нормативно-должностных инструкций показал, что существующие документы:
- во-первых, не охватывают все категории учащихся и специалистов;
- во-вторых, часто носят общий, неконкретный характер;
- в-третьих, - не учитывают динамичность изменений, происходящих в образовании, а, следовательно, не определяют область новых знаний и умений, которыми должен обладать современный педагог.
Вывод - необходимы новые требования к знаниям и умениям для каждой категории обучающихся по системе ДО, входящих в целевую группу обучения. Вновь созданные методологические требования должны стать основой для подготовки учебных программ. Выбор технологии учебного процесса занимает одно из ключевых мест в проектах ДО и на текущем этапе. Основные типы учебных процессов, используемых нами в СДО:
- самостоятельное обучение с использованием различных информационных учебных средств без преподавательской поддержки с последующей сдачей экзаменов;
- самостоятельное обучение слушателей с консультированием у преподавателя (тьютора) с помощью различных средств связи без прямого контакта и последующей сдачей экзаменов;
- самостоятельное обучение с постоянной преподавательской поддержкой путем проведения тьюториалов и консультацией с последующей сдачей экзаменов.
Качество обучения во многом зависит от информационных учебных средств, которыми пользуется слушатель. В качестве средств обучения в указанных выше проектах должны выступать электронные учебно-методические материалы в форме интерактивных учебных пособий (учебников) и распределенные учебно-методические материалы, обеспечивающие помощь по их усвоению. Они могут быть представлены как в виде традиционных печатных материалов, так и на электронных носителях (дискеты, СД, аудио- и видеокассетах), а также книга в ее традиционном типографском исполнении в обозримом будущем останется средством обучения.
Учебные пособия должны:
- обеспечивать достаточность учебной информации;
- быть понятными для любого уровня подготовленности;
- быть интерактивными;
- иметь практическую направленность;
- обеспечивать подготовку слушателей к экзамену;
По существу, часть функций преподавателя берет на себя интерактивный учебник и становится при этом своеобразным самоучителем в СДО.
Качество обучения в дистанционной форме определяется эффективностью преподавательской поддержки. Роль и функции преподавателя при дистанционном обучении во многом отличаются от традиционных образовательных систем. Дистанционное обучение реализуется при наличии преподавателя-методиста, специалиста высокой квалификации в своей профессиональной области - создание информационной образовательной среды и необходимых методических материалов.
Он должен уметь разрабатывать сценарий обучающей программы, создавать свою технологию дистанционного обучения, активно работать в Интернет и другой сети, поддерживать контакты со своими коллегами. Преподаватель как разработчик курса обязательно должен участвовать в процессе обучения и иметь активный контакт с обучаемыми.
Как показал опыт проведения дистанционных обучающих курсов, тьютор должен выступать как помощник методиста, работающий совместно с ним над разработкой курса, и сопровождающий курс в процессе обучения. Он выполняет три основные функции в дистанционном обучении: преподавателя, консультанта и менеджера.
Анализ дистанционного обучения в Московской области в 1998-2000 гг. на базе технологий "ТВ-ИНФОРМ", проведенного ИНИНФО совместно с АПКРО, показал:
В первом случае тьютор отвечает за проведение вводного и заключительного занятий, семинаров, обеспечение правильного и эффективного использования учебно-методического сопровождения курса, оказание помощи слушателям.
Во втором случае - это координация курсов повышения квалификации, проведение групповых и индивидуальных консультаций слушателей по различным вопросам изучаемого курса.
В третьем - это набор и формирование слушателей составление графика учебного процесса, управление проведением групповых занятий, контроль выполнения слушателями учебного процесса.
Тьюторами СДО являлись опытные педагоги-методисты, которые оказывали помощь руководителям дистанционных проектов в части:
- отбора и логического упорядочивания полезной информации, заложенной в учебно-методических материалах;
- распознавания рационального, перспективного учебного материала и выявления возможности его изменения в своей профессиональной деятельности;
- психологической подготовкой к новым методам обучения, его диагностики и аттестации.
Тьютор должен управлять учебном процессом обучаемого. Тьютор не излагает материал (он есть в учебных пособиях), а дает пояснения, как лучше этот материал изучать, т.е. консультирует. Для этого тьюторы должны быть ознакомлены со всеми модулями учебного плана, знать взаимосвязь модулей друг с другом, четко прослеживать все междисциплинарные связи, только в этом случае тьютор способен оказать индивидуальную учебно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы слушателя и корректировать технологию проведения тьюриала в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых.
Для дистанционной формы обучения наиболее предпочтительной является методика проведения экзаменов в форме тестов. Тест - это метод оценки того, в какой мере слушатель достиг предварительно поставленных целей. Тест должен содержать вопросы, которые так или иначе связаны с ранее сформулированными целями обучения по каждому разделу учебного материала. Тесты, переданные по линии СДО, как для самопроверки по каждому разделу учебного пособия, так и экзаменационные, были разработаны авторами учебных материалов. Критериями качества при этом выступали требования, которым должны отвечать закончившие курс обучения слушатели СДО.
Отметим, что создание тестов - сложный и трудоемкий процесс, поэтому в ИНИНФО была проведена работа по разработке методологии тестов и получены предварительные результаты их применения в СДО под руководством к.т.н. Рыжова В.А..
Изложенная выше точка зрения основывается на реальном опыте и результатах разработки курсов повышения квалификации, в дистанционной форме для районных органов управления образованием Московской области.
С помощью оперативной обратной связи, предусмотренной в СДО, преподаватель, ведущий курс обучения, практически в реальном времени отслеживал динамику достигнутых успехов. Тем самым решалась проблема количественной и качественной оценки результативности проведенных в дистанционном виде занятий.
Предлагаемый подбор учебного материала позволяет преподавателям не только дать знания собственно по дисциплине, но и создать цельную систему обучения, используя и развивая связи с традиционными предметами: естествознанием, математикой, иностранным языком, изобразительным искусством и т.д. посредством применения элементов СДО, что дает возможность расширения и углубления общего и специального образования.
Практика дистанционного обучения показала, что успех достигается там, где преподаватель естественно и активно воспринимает новую форму процесса СДО, формирует нужные навыки овладения новыми информационными технологиями и не испытывает комплексов при встречах с новыми трудными задачами, отчетливо осознавая динамичность и необъятность мира информации.
Таким образом, как показал первый опыт, система дистанционного образования СДО, разрабатываемая в Институте информатизации образования Минобразования РФ, является перспективной формой обучения и рекомендуется для использования широких слоев работников образования.
В ИНИНФО совместно с АПКРО разрабатывается курс обучения тьюторов по дистанционному обучению, а также учебные программы повышения квалификации преподавателей, администрации и абитуриентов для сельских и отдаленных школ. Учебная программа веб-мастеров для дистанционного обучения находится в стадии разработки.
Заинтересованность педагогов всех категорий и дисциплин образовательных учреждений городов и районов Московской области обусловлена тем, что содержание и методическая поддержка курсов обучения специалистов с помощью технологий СДО могут очень быстро модернизироваться в зависимости от требований педагогической науки и практики, а также потребностей конкретного обучающегося. Учитывая скорость научных и практических изменений педагогических технологий в России, это представляет первостепенный интерес как для преподавателей Подмосковья, так и для учащихся различных регионов России и их родителей, то есть охватывает все категории субъектов обучения.
Проекты ДО по Московской области начиная с 1999 года, внедряются и апробируются в ряде районов Подмосковья и регионов России.
Разработка проектов ДО основывается на анализе лучших отечественных и зарубежных идей и десятилетнем опыте проведения занятий по повышению квалификации преподавателей образовательных учреждений Московской области.
Процесс обучения на базе разработок ИНИНФО с помощью ДО предполагает как теоретические, так и практические занятия на базе поставляемого программного и аппаратного обеспечения, и легко может быть адаптирован к любому типу техники, использующемуся в районных органах управления или в образовательных учреждениях и даже дома у преподавателя. Курс построен с учетом широкого спектра возможностей СДО, что позволяет проводить и содержательные групповые занятия на базе любого компьютерного класса.
Преподаватели и администрация Подмосковья и других регионов России, заинтересованные в применении новых информационно-педагогических технологий или в участии в научных исследованиях по данной тематике, приглашаются для участия в образовательных проектах (возможно обучение в аспирантуре ИНИНФО). Об участии работников образования на следующий 2000\2001 гг. можно сообщить в



ИНИНФО по адресу: 113833, Москва, Люсиновская ул., д.51, ИНИНФО, к.01, тел. (095) 237-9389, факс: (095) 237- 9419, e-mail: in.info@g23.relcom.ru , Богдановой С.В.


Г.В. Никитина. В.Н. Романенко
Санкт-Петербургское отделение Академии информатизации образования
ТРЕТЬЯ ВОЛНА, ИНФОРМАТИКА И ПЕДАГОГИКА
Понятие "третьей волны"

Термин "Третья волна" введён в обиход Олвином Тоффлером . Три основополагающие монографии этого автора являются одними из наиболее известных и читаемых научных изданий за рубежом. Последняя по сроку монография издана в 1990 г. [1]. Эти монографии переведены на многие языки. К сожалению, их русского перевода, насколько нам известно, не сделано. Поэтому читателю, не владеющему английским языком, приходится довольствоваться лишь кратким изложением содержания этих монографий [2,3]. Обсуждение некоторых принципиальных положений этих трудов делалось и в широкой печати [4]. Естественно, что полного впечтления и даже подробного изложения основных материалов автора в таких небольших изданиях достичь нельзя.
Сам термин "Третья волна" восходит к названию второй по времени издания монографии Тоффлера. Позволим себе отметить, что для поставленных нами в этой работе целей вполне достаточно только краткого объяснения самого термина "Третья волна" и беглого изложения некоторых примеров и идей из соответствующих монографий, в особенности [1]. Согласно точке зрения Тоффлера, разделяемой многими другими учёными, история общества может быть разделена на три гигантские эпохи. В каждой из этих эпох развитие общества определялось владением определёнными типами собственности. В первую (доиндустриальную) эпоху ситуация определялась властью над земельными угодиями. Во вторую (индустриальную) эпоху ситуация определялась властью над "богатством": фабриками, денежными вкладами и т. д. В наступающую же ныне постиндустриальную эпоху всё определяется владением информацией. Наступление новой информационной эры и является т.н. "Третьей волной". Эта эпоха только начинается и борьба между владельцами информационных богатств и владельцами традиционных богатств индустриальной эпохи составляет основное содержание динамики и конфликтов современного развития мира (см. напр. [4] ).
Информация и владение ею по представлениям теории "Третьей волны" занимает всё большее место в окружающем нас мире, его социальных и технических структурах. Естественно, что все эти процессы носят в достаточной мере глобальный характер. Соответственно, их влияние проявляется во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в педагогических процессах. При этом информационные технологии, сети связи и другие компоненты современной машинной информатики порождают ряд новых, неизвестных ранее проблем и вопросов. До перехода к их анализу применительно к тематике данной статьи отметим, что само понятие информатики намного шире по сравнению с используемой в последние годы трактовкой этого термина. Согласно этой трактовке, в неявном виде разделяемой и Тоффлером, под информатикой понимаются все виды обработки, хранения и передачи информации с помощью современной вычислительной техники. В действительности же понимание информатики, как соответствующих процессов развития информации, сформировалось намного раньше,.чем вычислительная техника пронизала все сферы современной жизни. Этот термин применялся, в частности, для описания процессов общей кумуляции и преобразования информации в научной литературе, периодике и т. п. В качестве примера можно сослаться на хорошо известное пособие "Основы информатитки". Его второе издание вышло в свет в 1968 году [5], когда вопрос об использовании ПК и созданиии соответствующих учебных курсов, которые называются информатикой, ещё не стоял. Иными словами, обычную информатику следует, строго говоря, подразделять на машинную и безмашинную. Общие проблемы информатизации затрагивают обе её части. Тем не менее, в большинстве статей обычно уделяется внимание только машинной части информатики, что, естественно, неверно.

Информатизация социальной и технической сфер жизни общества порождает много принципиально новых проблем, затрагивающих самые различные сферы деятельности. Нашей задачей, в первую очередь, является рассмотрение неоторых общих вопросов, связанных с информатизацией, и рассмотрение того, как эти проблемы проявляются в педагогической области. Следует сказать, что многие из этих проблем требуют чёткого определения общего понятия информации,. установления связи между информацией и её физическим носителем и ряда других важных вопросов. По мере возможности эти вопросы рассмотрены в нашем учебном пособии [6]. Следует подчеркнуть, что наше внимание к освещению этих проблем было стимулировано рекомендациями председателя президиума Санкт-Петербургского отделения Академии информатизации образования профессором И.А. Румянцевым.

Новые общие проблемы, порождённые информатизацией.

Одной из основных особенностей, связанных с обработкой больших количеств информации, является то, что при такой обработке возникает новая информация, которая имеет самостоятельную и достаточно значительную ценность [1, 7]. Примером такой новой информации может служить информация, которая возникает при изучении информационных потоков в научной литературе. Изучением этой информации занимается, в первую очередь, Институт научной информации (Insitut on Scientifical Information - ISI), который часто называют по имени его создателя институтом Гарфилда. С периодическими изданиями, которые знакомят с этой новой информацией можно ознакомиться, например, с помощью [8].
Рассмотрим пример возникновения новой информации и связанные с ним вторичные проблемы для хорошо известного читателю случая работы универмага или другого современного магазина. Как известно, практически все товары в современном мире снабжаются наклейкой с т.н. штрих-кодом. В процессе продажи (это можно наблюдать уже и во многих российских торговых точках) информация, содержащаяся в штрих-коде, считывается сканером. Покупатель обычно наблюдает как эта информация поступает в компьютеризированный кассовый аппарат и оттуда нередко в расчётный центр банка для снятия денег со счёта. На самом деле при этой операции в сеть мгазина поступает ещё и информация о характеристиках проданного товара. При этом моментально генерируются сведения об остатке соответствующих товаров в магазине и, далее, о временном характере спроса на данный товар. В первую очредь это интересно для определения остатка товаров данного наименования и оценке необходимости дополнительных заказов. Это позволяет получить большую экономию на складских и транспортных расходах, которые несёт торговая фирма. Дополнительно, однако, появляется информация о спросе на аналогичные товары других фирм, а при снятии денег со счетов покупателя с помощью кредитных карточек, и о финансовых характеристиках покупателей данного товара. Нетрудно понять, что эта и подобная ей информация имеет большой интерес не только для торгующих организаций, но и для фирм-производителей. При этом сразу же возникает проблема с выяснением вопроса о том, кто является истинным владельцем такой информации: торговая фирма, владельцы сответствующего сервера и т. д. Эти вопросы связаны с соответствующими юридическими актами. Число такого рода проблем достаточно велико, а дополнительные виды возникающей информации весьма многочисленны.
Другим важным примером является информация, которая автоматически вносится в так называемых сетях с автоматическим добавлеием информации (Value Added Networks -VAN). Что это означает мы поясним на простейшем, до известной степени хрестоматийном, примере. Хорошо известно, что многие транспортные фирмы, в частности фирмы, организующие автомобильные перевозки на большие расстояния, передают своим исполнителям (например шофёрам) много информации для принятия оптимальных оперативных решений, таких как выбор пути. При этом передаются сведения о тарифах, загуженности дорог, ценах на топливо и многое другое. Всё это составляет основы современной логистики [9]. При этом сведения о погоде и её прогнозах., столь важные для принятия решения, передаются не основной фирмой, а автоматически добавляются в процессе передачи информации исполнителю [1]. Достаточно очевидно, что добавление неполной информации, её частичная блокировка и многие другие схожие действия могут вызвать определённые последствия, влияющие на экономические показатели работы.
Указанное "вольное" обращение с добавляемой информацией может носить и совсем иной характер. Так например, во время Косовского кризиса один из автоматических российских серверов, распространявших чисто педагогическую информацию, стал включать в рассылку ряд обращений югославских студентов. При этом поступавшие отрицательные отклики на такую информацию на сервере блокировались. Самое интересное, что фактически распространение этой добавленной информации производилось за счёт клиентов. Мы обращаем здесь внимание не на политческое содержание соответствующей информации, а на принципиальную возможность дополнения и отключения некоей избыточной информации, которая клиентами не запрашиватся и зачастую не может быть легко распознана. Естественно, что для решения и даже простого обсуждения подобных проблем должны быть, прежде всего, сформулированы некие юридические и этические нормы. Следует отметить также, что всеобщая информатизация порождает и иные общие проблемы. Так например, достаточно хорошо известно, что информатизационные процессы связаны с глобализацией экономической и политической жизни (см. напр. [10]). Глобализация же, в свою очередь, проявляется в частичной утрате независимости малыми государствами [11]. Таким образом, перечень проблем и затрагиваемых ими областей при анализе вопросов информатизации жизни общества достаточно велик. Мы позволим себе остановиться далее только на некоторых проблемах, которые связаны с педагогикой.

Связь новых информатизационных проблем с педагогикой.

Бурное развитие информатизационных процессов в педагогике достаточно очевидно. Мы остановимся здесь только на некоторых моментах. Эти моменты связаны с теми общими прблемами информатизации, которые частично затрагивались нами в предыдущем разделе. Прежде всего обратим внимание на особенности и этические проблемы использования в обучающих программах т.н. скрытой статистики. Поясним эти проблемы на примере, который основывается на повседневном опыте авторов. В течение долгих лет мы использовали в учебной лаборатории кафедры физики при сдаче студентами отчётов по выполненным работам стандартные программы машинного контроля теории. Все виды программ создавались авторами совместно с докт. физ-мат наук И.И. Чайкиным и профессором Б.П. Киселёвым. Непосредственное написание программ было выполнено А.Д. Семёновым. По каждой сдаваемой теме программа выдавала студенту 10 вопросов. Выбор вопросов осуществлялся случайным образом из набора, включавшего не менее 20 вопросов. На каждый вопрос предлагалось до 5 ответов, из которых только один был верным. За каждый верный ответ начислялось определённое количество баллов. Для того, чтобы получить зачёт по заданию необходимо было набрать определённую сумму баллов. Эту сумму, в принципе, можно было менять в достаточно широких пределах.
Как видно из сказанного, методика соответствовала широко распространённым стандартам. Для того, чтобы иметь возможность провести обоснованную дискуссию со студентами, в программе была предусмотрена возможность проверки того, как ответил студент на тот или иной вопрос. При этом накапливались знания не только о работе конкретного студента. Оказалось очень удобным оценить средний процент положительных ответов по каждому из вопросов. При равноценных вопросах этот процент должен меняться очень мало от вопроса к вопросу. Если же в каком-либо случае отклонения в этом проценте оказывались существенными, то это говорило о том, что вопрос сформулирован неудачно. Более того, в начале каждого занятия студент давал сведения о себе и о той группе, в которой он занимается. Соответственно скрытая статистика позволяла делать заключения и о том, как усваивается один и тот жае материал в разных потоках. Это позволяло делать определённые заключения и о качестве работы лекторов. Соответственно возник вопрос об этике и допустимых границах подобного контроля Скрытая статистика позволяет делать и другие обобщения, целесообразность которых с этической точки зрения ещё ни разу не обсуждалась.
Дистанционное образование часто связано с некоторой оплатой за пользование услугами сервера. Соответственно каждый вход обучающегося на такой сервер контролируется, а соответствующие данные кумулируются. При этом появляется возможность для сравнения не только индивидуальных результатов, достигнутых конкретными преподавателями, ни и состояния учебного процесса в разных учебных заведениях. Иными словами, в процессе обучения создаётся некая новая информация, которая обладает достаточной ценностью, и владелец которой строго не определён, а пользование ею ничем не регламентируется и не ограничивается.

При использовании обучающих программ обычно ориентируются на некий усреднённый уровень знаний студента. В противном случае большей части студентов становится трудно заниматься. В то же самое время работа с усреднённой по трудности программой становится неинтересной для самых способных учащихся [12,13]. Для того, чтобы избежать этой трудности, желательно использовать многоуровневые программы. В таких программах переход с одного уровня сложности на другой осуществляется автоматически без ведома обучающегося. Критерием для перехода служит среднее число правильных ответов [12-14]. Для определения необходимой доли правильных ответов проще всего воспользовться представлениями Скиннера [15]. Поскольку его работы на русский язык практически не переводились разумно ознакомиться с соответствующей теорией по книге [16]. Работа многоуровневой программы также порождает огромное количество скрытой информации, являющейся основой для продуцирования новой информации. Таким образом, развитие информационных технологий в полном их объёме порождает новую информацию со всеми вытекающими вторичными проблемами, которые были затронуты в предыдущем параграфе.
Информатизация процесса обучения позволяет ввести и принципиально новые формы занятий. Одной из таких форм являются совместные занятия языком студентами разных стран. Занятия проводятся одновременно и два класса, иногда разделённые даже океаном, одновремено участвуют в них путём использования электронных коммуникаций [17]. При этом, например, студенты, носители разных языков, непосредственно общаются друг с другом. Опыт показывает, что при такой методике освоение второго языка идёт быстрее, чем обычно. В принципе такие формы занятий можно перенести и на другие предметы. Особенно это интересно для тех предметов, преподавание которых связано с широким использований дискуссий, деловых игр и других подобных методик.
Литература
1. Калькова В.Л.Современные зарубежные теории социального измерения и развития. М: ИНИОН .1992.
2. Колесников А. Большая ломка на тонущем "Титанике". Известия № 86(25431), 15 мая 1999 г.
3. Романенко В.Н.. Никитина Г.В., Прокофьев В.А. Поиск документальной информации (в печати).
4. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Вестник РАЕН (в печати).
5. Вригг фон Г.Х. Техносистема, национальное государство и природа. Пер. с финского. Нева (1991) № 3, с. 160-165.
6. Романенко В.Н., Никитина Г.В. http://www.emissia.spb.su/offline/
7. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формированите творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб: . Изд-во СПб Университета. 1992. 168 с.
8. Romanenko V., Nikitina G. , Ovcharenko P. Computer Training Programms for Cultivating Engineering Skills. Abstracts of the 6-th International Congress on Experimental Learning. Tampere 1998. p. 73.
9. International Congress on Intercultural Education. Programm and \Abstracts. Finnland, 1999.



ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


В.А.Рыжов, А.В.Корниенко, Д.В.Демидович
Институт информатизации образования Минобразования России
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(результаты CeBIT-99 18-24.3.1999 и COMDEX Fall '99 15-19.11.1999)
В мире компьютерных технологий существуют два основных полюса пространства-времени, по которым сверяют свои достижения все компьютерные компании мира. Один из них - CeBIT в Ганновере (Германия), другой - COMDEX Fall в Лас-Вегасе (США). Это Европа и Америка, это начало и конец года.
CeBIT - всемирная компьютерная выставка-форум. CeBIT является своеобразным технологическим подиумом современного состояния и перспективного развития информационных технологий. CeBIT формирует компьютерную моду в начале года, показывая концептуальные решения. COMDEX это также всемирный компьютерный форум. Но он уже является индикатором свершений того, что показал CeBIT в начале года. COMDEX подводит итоги уходящего года и устанавливает рубежи на следующий год.
Как всегда, в 1999 году CeBIT выступал в роли "барометра" и предсказывал "погоду" на рынке информационных технологий. CeBIT-99 показывал свой прогноз развития мирового компьютерного рынка уже на начало третьего тысячелетия, хотя до его начала остается немного больше года и еще предстоит завершающий CeBIT-2000, совпадающий с EXPO-2000. Стрелка "барометра" в 1999 году основательно развернулась в сторону "e-comerse" с ее "e-conomy" и "Information Appliance". Именно в этом году проявились в полной мере все тенденции будущего состояния коммерции и экономики. И это не пустые фразы.
Со всей очевидностью человечеству предстоят очень серьезные перемены. Ведь изменяются сами основы общества - экономические и социальные. Даже понятие денег начинает изменяться (e-money). События такого масштаба соизмеримы только с самыми важными вехами в истории человечества - возникновением промышленности и индустрии. Теперь информационная индустрия коснулась абсолютно всех сторон человеческой жизни и уже затрагивает сами основы общества. Но самое важное, что следует понять и осознать, - обратного пути больше нет. Уже начало нового тысячелетия будет другим.
За всеми этими штормовыми предупреждениями в области экономики, бизнеса и финансов как-то незаметно (под видом подводного течения) происходит еще одна информационная революция, все признаки которой проявились в этом году. Это конечно, "Information Appliance".
COMDEX Fall '99 подтвердил большинство предсказаний CeBIT-99. Поэтому, давайте разберемся со всеми этими новшествами подробнее. Начнем с "Information Appliance". Это материальные предпосылки "e-comerse", "e-conomy" и "e-money".
Один из эпических этапов борьбы Информационного Века, в котором победили Intel и Microsoft заканчивается. Наступает новый цикл борьбы. Операционная система Windows компании Microsoft может достигнуть доминирования над традиционным PC, но пока никто не может предъявить права на сердце и душу следующего поколения информационных устройств, так называемых "Information Appliance" (IA). (It's war once again! The coming fight for the soul of a new machine. Robert Lemos, ZDNet, www.zdnet.com).
Конкуренция среди небольших операционных систем, приспосабливающихся к сверх портативным компьютерам и Web приложениям, уже началась. Абсолютно то же самое происходит и с микропроцессорами, и с микроэлектроникой. Теперь Intel и Microsoft, несмотря на свои размеры и влияние, уже не имеют больших шансов в этой борьбе. Здесь, на этом поле, мы видим большое количество других игроков, включая Palm, Sony, и даже новые компании, такие как, например, "Be Inc" - создатель операционной системы.
"Новый рынок пока полностью другой", - сказал Том Рейнландер (Tom Rhinelander), старший аналитик с Forrester Research Inc. - "история Intel-Microsoft не будет повторяться на этом рынке".
В некоторых случаях, новые информационные устройства совсем не будут использовать никаких фирменных операционных систем. Потребители могут легко пользоваться такими устройствами, и не должны думать о том, как эти устройства выполняют свои функции. Эти устройства должны с легкостью связываться друг с другом без особых усилий пользователей.
В настоящее время компания "Palm Computing", филиал "3Com Corp.", захватили раннее лидерство в создании OS для портативных устройств, в виде одного класса IA. Основное достоинство их операционной системы в простоте. Они нацелились только на одну часть рынка и не создавали универсальной операционной системы как это сделала компания Microsoft со своей "Windows CE". В результате Palm владеет около 80 процентами рынка ручных компьютеров.
Такой подход принес свои результаты. В результате заключено соглашение с основными изготовителями потребительской электроники "Sony Corp." и "Nokia Corp." Было заявлено на Comdex, что они будут формировать устройства следующего поколения вокруг этой операционной системы, где каждое устройство будет приспосабливаться к специфическому рынку.
Конкурент компании Microsoft (Windows CE) "Sun Microsystems Inc." также имеет аналогичные проблемы с использованием своей технологии Java в портативных устройствах.
Так что же такое "Information Appliance"?
Специалисты из HP определяют IA как категорию информационных проблемно-ориентированных устройств, которые разработаны для ввода информации, ее обработки, использования и распространения. Отличительная характеристика IA - их способность в полной мере связываться с другими устройствами при минимальном вмешательстве пользователя. Причем, без необходимости не нужно работать с компьютером. Устройства IA могут действовать в составе информационных систем и автономно.
На COMDEX Fall '99 стало очевидно, что современные технологии сойдутся в "умных устройствах" (или "умных вещах" в доме). В настоящее время споры ведутся лишь о том, сколько появится и какие будут категории этих устройств. В чем разница между сотовым телефоном с экраном и PDA со связью и графическим интерфейсом? Продолжит ли сотовый телефон развиваться в сторону полных сетевых услуг в доме? Должны ли новые устройства иметь доступ в Internet? Может одно потребительское устройство работать без универсального домашнего терминала? На чем будут строиться будущие IA, на базе стандартного микропроцессора Pentium Intel или на базе PowerPC, или какого другого?
Последние выставки устойчиво показывают значительный рост интереса производителей программного обеспечения и аппаратуры к человеческому фактору.
Производители прекрасно понимают, что сейчас вектор технологического развития установился на самый широкий круг потребителей информационных технологий: все сферы производства, домашняя электроника и сферы развлечения. А это означает повышенный интерес к эргономике, психологическим исследованиям человеко-машинного взаимодействия. В эту область интересов попадают производители манипуляторов и клавиатур, средств коммуникации, Интернет и телефонии, систем видеоконференций и моделирования объемных изображений, ручных и карманных компьютеров, систем проектирования и презентаций, систем поддержки работы офиса и предприятия и т.д.
В этом году продолжилось бурное развитие средств интерфейса (новые операционные системы, интерфейсные оболочки, системы распознавания речи, переводчики), разработка технологий измерения личности (биометрия, системы контроля и безопасности ограниченного доступа), интеграция домашней электроники с компьютерными системами (WebTV, унификация управления аудио- и видеокомплексами), реализация доступных систем виртуальной реальности и т.п.
Особенно большой интерес вызывают разработки программного обеспечения альтернативного Windows. Можно сказать, что в этом году на CeBIT был настоящий бум, связанный с ОС "LINUX". Множество компаний представляло свои программные системы под этой операционной системой, например, канадская фирма "Caldera Systems", а также ряд американских фирм. Множество разработчиков (более 30), так называемых "SetTopBox" - PC, интегрированных с домашней электроникой, представили свои концептуальные изделия. Здесь использовались наряду с Windows-98 такие системы, как QNX (компактная операционная система реального времени), OS/2, Windows CE. Среди производителей следует назвать Siemens, Cyrix, Philips. Однако во всех этих системах имеется один общий недостаток - очень сложный и неудобный интерфейс. Очень трудно непрофессиональному пользователю постигать основы работы с компьютером, даже в такой упрощенной форме. Имея всего две руки, ему необходимо управляться с клавиатурой (для ввода и редактирования текста, или как минимум адресов, имен и паролей доступа) и манипулятором типа джойстик или мышь. При этом, дополнительными приспособлениями к таким не очень удобным средствам интерфейса приставлялись удобные кресла или диваны со столом. Если CeBIT-99 побил своеобразный рекорд по количеству кожаных диванов и кресел на своих экспозициях, то на COMDEX Fall '99 их стало очень мало.
Совершенно очевидно, что большинство разработчиков SetTopBox'ов понимают эти проблемы и пытаются интенсивно искать пути их решения. Новые компьютерные платформы требуют новых интерфейсных решений, а стандарт для PC - клавиатура и мышь дают только некоторое промежуточное решение.
Исследования человеческих факторов в области информационных технологий можно условно разделить на две части: прикладные и фундаментальные. Прикладные исследования призваны обслуживать имеющиеся проблемы. Например, эргономика и эффективность интерфейса имеющихся устройств и систем. Фундаментальные исследования позволяют создавать совершенно новые качества и направления деятельности. Например, определять, измерять и контролировать состояние человека и другие его характеристики; развивать и тренировать различные способности человека и усиливать его возможности; помогать в решении различных задач и проблем личности и/или коллектива (выбор профессии, подбор кадров, предотвращение конфликтов); создавать инжиниринговые системы для управления персоналом (системы с обратной связью) и т.п.
Основные выводы:
IA должны быть умными устройствами.
* Электронная Internet-экономика получит широкое распространение и в будущем станет чрезвычайно глобальной.
* Развлечения станут виртуальными (игры, география и туризм, музеи и выставки, общение).
* Компьютеры станут более человечными. Новые технологии позволят Вам взаимодействовать с компьютерами более естественным образом, используя ваш повседневный опыт.
* Ваша личность будет в значительной степени цифровой (идентификация личности, защита личной информации от взлома и конфиденциальность и т.п.), что позволит Вам работать с вашей персональной информацией в киберпространстве.
В чем видение специалистов компьютерной индустрии и информационных технологий? Наше будущее в "информации на кончиках пальцев" (термин Microsoft). Это означает следующее.
1. Доступ к информации в будущем будет более простым, чем сегодня.
2. В киберпространстве будут интегрированы все типы информации.
3. Доступ к любой информации будет независим от места нахождения человека.
4. Персональный компьютер (настольный) достиг своего максимального развития и расцвета. Наступает следующий этап. Теперь становится все больше специализированных "умных" устройств (Information Appliance).

* По материалам доклада на всероссийской конференции "Информатизация образования - 2000" в Хабаровске (16-18 мая 2000 г.)
* Публикуется в порядке изложения мнения для дискуссии
??

??

??

??




2





66







<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign