LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

`

Научно-методический журнал
издается при участии
Академии информатизации образования
Учредители:
Институт информатизации образования,
Уральский государственный педагогический университет,
Московский государственный открытый педагогический университет

Главный редактор Я.А.Ваграменко
Редакционная коллегия:
Зобов Б.И.(зам. главного редактора, Москва),
Бубнов В.А. (Москва), Жаворонков В.Д. (Екатеринбург),
Круглов Ю.Г. (Москва), Нижников А.И. (Москва),
Подчиненов И.Е. (Екатеринбург)
Редакционный совет:
Брановский Ю.С. (Ставрополь), Глейзер Г.Д. (Москва),
Иванников А.Д. (Москва), Крамаров С.О. (Ростов-на-Дону),
Каракозов С.Д. (Барнаул), Колин К.К. (Москва), Король А.М. (Хабаровск),
Куракин Д.В. (Москва), Лапчик М.П. (Омск), Могилев А.В. (Воронеж),
Румянцев И.А. (Санкт-Петербург), Сарьян В.К. (Москва),
Самовольнова Л.Е. (Москва), Смольникова И.А. (Москва),
Хеннер Е.К. (Пермь)

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ
Я.А.Ваграменко Информационные технологии и модернизация образования.............................................................................................
3
И.А.Румянцев, Ф.Д.Литвин, Г.А.Румянцева, П.П.Синельников Физико-математическая школа высокой информационной культуры........
10
Л.В.Нестерова Содержание учебного модуля "Основы Internet"................
15

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Б.И.Зобов Высшее заочное профессиональное образование на основе дистанционных технологий обучения........................................................
22
А.В.Могилев О перспективах развития информатики как учебного предмета..................................................................................................
30
К.К.Колин Социальная информатика как наука и учебная дисциплина...
36
РЕСУРСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
С.Д.Каракозов Информационная культура в контексте общей теории культуры личности....................................................................................
41
С.В.Богданова Информационный базис дистанционного обучения, создаваемый в ИНИНФО...........................................................................
56
Г.В.Никитина, В.Н.Романенко Третья волна, информатика и педагогика................................................................................................
66
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В.А.Рыжов, А.В.Корниенко, Д.В.Демидович Тенденции развития современных информационных технологий............................................
71
Индекс журнала в каталоге агентства "Роспечать" - 72258
Редактор Гришина Н.А.
Технический редактор Осипова Т.Н.

Свидетельство о регистрации средства
массовой информации №01854 от 24.05.94.
Выдано Комитетом Российской Федерации
по печати
Адрес редакции: 113833, Москва
ул. Люсиновская, 51
Тел.: 237-93-89, 237-35-64.
Факс: 237-94-19
Электронная почта:
in.info@g23.relcom.ru
Сдано в набор
Бумага офсетная
Тираж
Подписано в печать 30.06.2000
Печать офсетная
Заказ №
Формат 70?100
Усл. печ. л. 5
Цена договорная






КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

Ваграменко Я.А.
Институт информатизации образования Минобразования России,
Академия информатизации образования
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ*
Тенденции

Россия находится на начальном этапе реформы образования, обусловленной становлением информационного общества. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие годы темпы соответствующих изменений возрастут. Потребуется долгосрочная программа поэтапной реформы образования, затрагивающая интересы практически всех членов общества, ведущая к изменению их повседневной жизни. Переход от индустриального к информационному обществу не менее грандиозен по своим последствиям для образования, чем переход от аграрного к индустриальному, который собственно и породил современную школу. Ведущиеся сегодня исследования изменений в области организации сферы производства показывают, что они сопоставимы с теми, которые происходили при возникновении массового производства в промышленности. Аналогичное соотношение, по-видимому, выполняется и для образования. Результаты таких исследований помогут выстроить перспективу для всех ведущихся сегодня разработок. Это - задача наших НИИ.
Можно утверждать, что широкое проникновение новых информационных технологий (ИТ) во все сферы деятельности в нашей стране началось именно благодаря компьютеризации нашей школы. Школьный учитель и целенаправленное продвижение компьютера в учебную среду начиная с 1985 года обеспечили достижение такого состояния, что ЭВМ и технологии машинной обработки информации вышли из стен НИИ, КБ в экономику, сферу управления и организации активной жизни общества.
В России, как и в других технологически развитых странах, этот процесс развивается в рамках трех последовательных этапов:
* освоение ИТ как новой составляющей содержания общего образования;
* использование ИТ как учебного средства при изучении существующих учебных предметов;
* разработка новых учебных предметов, ориентированных на обновленное содержание, цели и методы общеобразовательной подготовки школьников в условиях становления информационного общества и органически использующих ИТ для достижения этих целей.
Сегодня мы говорим о наступлении нового этапа, связанного с реформой не только содержания и методов, но и всей организации обучения за счет широкого использования средств телекоммуникаций и повсеместного использования "открытых учебных архитектур".
Мы не можем сегодня похвалиться богатством технической базы компьютеризации учебных заведений. Приходится решать задачи информатизации образования, имея ограниченные возможности для внедрения интеллектуального продукта при устаревающей технике. В то же время тенденция перехода на самую передовую технику уже определилась. Пока что надлежащим компьютерным оборудованием располагают чаще городские школы, но эти школы уже обозначают новый уровень системы российского образования.
Фактическим стандартом для вновь приобретаемых компьютеров становятся стандартные профессиональные ЭВМ, способные эффективно работать в ОС Windows. Новым является движение в сторону создания внутришкольных вычислительных сетей, использования доступных школам средств глобальной компьютерной коммуникации.
В качестве примеров регионов, где успешно решаются проблемы информатизации образования, можно привести Пермскую область, получившую премию Президента России за цикл работ в области информатизации системы общего образования; Алтайский край, где созданная в 1995 году Региональная образовательная сеть Алтая обеспечивает школам бесплатный доступ в Интернет; Ярославскую область, обеспечивающую школам on-line доступ к сети. Много внимания этой работе уделяется в ряде других регионов России, таких как Красноярский край, Приморский край, Воронежская область. Активно работает в Санкт-Петербурге образовательный сервер "Emissia". Проводит большую работу школьный сектор сети Relarn, посильное содействие оказывают школе узлы сети Runnet. Однако, это не решает всех проблем, школам нужна действенная помощь, которая может быть получена, например, в рамках интеграции образовательного процесса по схеме "школа-вуз".
Примечательно, что в настоящее время заботы школы становятся близки структурам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Например, заметным событием стало открытие образовательного центра под названием "Интерград" в Москве при содействии нефтяной компании ЮКОС. В этой инициативе приняли участие представители нефтяного бизнеса: глава ЮКОСа, директор компании "Сибнефть", представитель компании "Майкрософт" в России. Вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко и Министр образования Владимир Филиппов, в присутствии которых произошло данное событие, поддержали начинание предпринимателей, направленное на широкое внедрение Интернет-технологий в школах России. В центре началась подготовка первого отряда из 50 учителей из регионов - преподавателей информатики, победителей областных, краевых и общероссийских конкурсов "Учитель года". Предполагается, что потом каждый учитель сможет подготовить за год к работе со всемирной компьютерной сетью "Интернет" 100 своих коллег.
Образовательный потенциал нашей школы в области информатики уже сегодня позволяет нам достигать результатов, которые находят самую высокую оценку на всемирных смотрах. Достаточно сказать, что уже который год подряд наши юные программисты занимают первые места на всемирных олимпиадах.
В настоящее время наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации общего образования:
* изменение содержания и качества образования в области информатики, переход на новые стандарты;
* создание информационной среды и формирование единого образовательного пространства;
* подготовка и переподготовка преподавателей информатики новой формации - с широкими возможностями участия специалиста во всем комплексе работ по информации учебного заведения.

Программно-методическое обеспечение информатизации школы

Мы ставим задачу системного построения программно-методической базы и всероссийского фонда компьютерных учебных программ для того, чтоб информатизация процесса обучения в полной мере работала на модернизацию всего учебного плана школы и осуществлялась на средствах, качество которых подтверждалось бы государственными сертификатами.
Известно много примеров, когда компьютер вводится в школе системно. Достаточно назвать несколько характерных учебных заведений: школа-гимназия № 15 Московской области в г.Химки, средняя школа № 137 в Перми. В этих школах компьютер - непременный участник учебного процесса во всех классах и по большинству предметов, все педагоги - энтузиасты информатизации педагогического труда. Много таких школ можно найти и в краевых центрах Дальнего Востока, Сибири.
Для развития инициативы школ по этому направлению очень важно дать в руки учителю программно-методический инструментарий надлежащего качества и состава. Встает вопрос о дальнейшем развитии Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования Минобразования России с учетом новых стандартов образования, потребностей вариативности обучения, особенно в старших классах. Компьютерные учебные программы должны отвечать критериям, определяющим их научность, целесообразный педагогический подход, удовлетворительный дизайн, пригодность по санитарно-гигиеническим показателям. Практика работы последних лет показала, что в условиях использования компьютера в обучении и воспитании становится обязательным учет всех тех факторов, которые мы связываем с понятием "Экология сознания". Речь идет о том, что компьютер должен рассматриваться как объект, не оказывающий вредного психофизиологического воздействия на учащегося и формирующий в человеке способность к творческому, полноценному в интеллектуальном смысле развитию.
Сегодня для такого подхода в РОСФОКОМП создана соответствующая исходная методическая и нормативная база испытаний и сертификации учебного программного продукта. В течение ряда лет от имени Министерства образования Институт информатизации образования (ИНИНФО) по результатам аттестации компьютерных учебных программ и их апробации непосредственно в школьных условиях выдает сертификаты Министерства, удостоверяющие пригодность этих программ для широкого применения в учебных заведениях. Нужно сказать, что разработчикам программ приходится хорошо потрудиться, прежде чем они получат такой сертификат. Из 100 заявок на сертификацию только 15-20% удовлетворяют обычно всем требованиям. Наряду с сертифицированными программами в фонде, конечно, имеется и много других программ, которые отражают плодотворную педагогическую идею, являются более или менее удачной реализацией современных возможностей гипертекстового построения, применения мультимедиа-технологий. Творчески работающему педагогу бывает небесполезно ознакомиться с такими разработками. В настоящее время в фонде содержатся сведения о 2100 программах, значительная часть фонда представлена в виде демонстрационных версий. Этот состав программ охватывает все уровни общеобразовательной школы и включает также программные средства для управления учебным заведением. Многие программы предназначены для поддержки профессионального образования.
Все это здесь упоминается с той целью, чтобы вызвать заинтересованность специалистов системы образования к более широкому участию в разработке учебного программного продукта, отражающего богатый спектр различных педагогических подходов, региональных особенностей, которые свойственны российскому образованию. С другой стороны, сегодня в школах России созданы и применяются программные средства для компьютерного обучения, которые зачастую эффективно решают педагогическую задачу, но оказываются неизвестными за пределами региона. Все лучшее, что создано в процессе информатизации школы, должно войти в фонд и стать достоянием всей российской системы образования. Посредством сети "ТВ-Информ-Образование" ИНИНФО такая информация уже сегодня поступает в регионы. Давайте все вместе подумаем, как улучшить эту работу.

Информационный ресурс образовательных сетей

Сегодняшние образовательные телекоммуникации, имеющие своими опорными центрами 34 узла Интернет и несколько десятков абонентских пунктов сети "ТВ-Информ-Образование", являются весьма подходящей основой для формирования информационной образовательной среды, пригодной для реализации новых образовательных программ и нового качества информационного обслуживания образования. Мы немало поработали и потратились для того, чтоб создать такие сетевые структуры, и не думаем этим ограничиваться. Однако сегодня мы уже ждем более значительной отдачи от использования этих новаций в практической школьной работе.
Необходимо отметить, что наше учительство во многих случаях сразу же признало новый стиль и оценило новые возможности, связанные с вхождением в общероссийские и мировые сети. Этому способствовало и то, что педагогические вузы все эти годы постоянно повышали уровень подготовки выпускников в области информатики. Было бы безнадежно пытаться перечислить все примеры того, как наши передовые школы в большинстве субъектов Федерации уверенно оперируют в сетях. И все же, что показал опыт последних лет?
Успешно проводятся сетевые школьные олимпиады. Например, в Воронежской области они охватывают такие предметы, как география, биология, экология, математика, физика, русский язык и литература, история, при этом участниками олимпиад являются школьники из различных городов России, Казахстана, Украины. Осуществлены телекоммуникационные проекты: краеведческий конкурс "Виртуальная экскурсия", конкурс детского изобразительного творчества (живопись, рисунок, фотография), виртуальный шахматный турнир между командами городов России и Казахстана. Интересный опыт развития культуры сетевых сообщений накоплен в Ярославской области (г.Переславль-Залесский), где специалисты предложили и реализовали построение виртуального учебного класса, реализацию виртуальной театральной мастерской. Эти и другие примеры показывают, что сегодня тенденции использования сетей связаны с решением задач развития и воспитания, ориентированных на формирование черт гражданина нового информационного общества. Такое применение коммуникаций предоставляет новые возможности для внеклассной работы и, кроме того, сказывается или неминуемо скажется на осуществлении основного учебного плана.
Потоки информации, которые необходимо обеспечить для решения указанных задач, способны в значительной мере определить тот информационный ресурс, для обеспечения которого становится целесообразным создание мощной сетевой структуры, охватывающей сначала один регион, а далее и другие регионы страны и зарубежья. Основой этой структуры, ориентированной на задачи дистанционного обучения, может стать: образовательная сеть на основе технологии "ТВ-Информ", сопрягаемая при необходимости с другими каналами доставки информации и имеющая абонентские пункты в городах и районах региона, в учебных заведениях и методических кабинетах, вокруг которых концентрируются учащиеся по различным профилям дистанционного обучения. Генератором информационно-образовательного ресурса такой сети должен быть высокооснащенный центр дистанционного обучения. Он будет выполнять следующие функции:
* обеспечение адресной рассылки данных из вуза абонентам центра в пределах досягаемости телевизионного сигнала в течение суток и пересылки данных от абонентов Центра в соответствующий пункт по сети "ТВ-Информ" (возможно использование различных каналов обратной связи, выбор канала связи производится из условий технической и финансовой целесообразности и с учетом местных возможностей);
* обеспечение защиты передаваемой информации;
* техническое обеспечение бесперебойного функционирования Центра;
* организация сети кураторов (тьюторов) дистанционного обучения на местах и методическая помощь;
* организация и поддержание "горячей линии" для связи с тьюторами на местах;
* контроль выполнения всеми абонентами Центра своих договорных обязательств;
* организация подготовки учебно-методических комплексов по изучаемым курсам с учетом дистанционной формы обучения и их тиражирование;
* обеспечение доступа абонентов Центра к сетям Internet, RUNNET и другие;
* организация экспорта образовательных услуг участников Центра и международное сотрудничество на согласованных условиях;
* расширение масштабов деятельности Центра и сферы предоставляемых услуг, организация рекламы.
Такая организация работ уже опробована в порядке расширения возможностей технологии "ТВ-Информ", которая приобретает теперь новые качества интерактивности благодаря интеграции с коммутируемыми каналами. Можно, в частности, сослаться здесь на опыт дистанционного повышения квалификации учителей Московской области, который получен к настоящему времени при реализации экспериментальных проектов совместно с несколькими методическими кабинетами в районах Московской области (соответствующая статья была представлена в журнале "Дистанционное образование" №3 за 1998 г., авторы Ваграменко Я.А., Богданова С.В.). Были проведены пробные занятия для методистов и учителей начальных классов, а также учителей и методистов по информатике из 15-ти районов Московской области. Расширенные семинары с участием представителей районных управлений образованием и муниципальной администрации состоялись в г.г. Краснознаменск и Люберцы. Эксперимент осуществлялся на базе телекоммуникационной технологии "ТВ-Информ". Передача материалов учебных курсов в электронном виде - в обе стороны (а именно - из Центра обучения к слушателю курсов и обратно, кроме того, передаются ответы слушателей на контрольно-диагностические, проверочные материалы) дает возможность работникам образования овладевать знаниями и использовать педагогическую и научную информацию как в местном (районном) центре обучения, так и дома или на рабочем месте, на периферии Москвы и Московской области.
Заинтересованность педагогов всех категорий и дисциплин образовательных учреждений городов и районов Московской области (а их около 70-ти) обусловлена тем, что содержание и методическая наполненность курсов повышения квалификации педагогов с помощью дистанционных технологий могут очень быстро модернизироваться в зависимости от требований педагогической науки и практики, а также от потребностей конкретного обучающегося.
Таким образом, первые опыты применения дистанционной технологии в Подмосковье показали, что она воспринята как необходимая и весьма перспективная форма повышения квалификации работников образования. В этом смысле можно сказать, что уже проведена подготовительная работа для внедрения этого новшества.
Конечно, для реализации дистанционного образования все годится - и Интернет-технология, и технология "ТВ-Информ"; весь вопрос в том, какие средства доступны и менее дорогостоящие в данной конкретной ситуации. Большие возможности Интернет привлекают постановщиков дистанционных методов обучения, но нельзя не учитывать то обстоятельство, что каналы Интернет обычно доступны пользователям в крупных городах и прилегающих урбанизированных зонах. А как раз в этих местах потребность в дистанционных формах обучения невелика, поскольку рядом находится всегда какой-либо вуз или другое учебное заведение. Повышенный спрос на дистанционные образовательные услуги существует как раз там, где возможности вхождения в коммутируемые каналы отсутствуют или ограничены, и именно людям в "глухомани" больше всего нужны такие услуги. Здесь-то и обнаруживается преимущество организации теледоступа с помощью "ТВ-Информ". Напомним суть этой технологии: информация оцифровывается, уплотняется и замешивается в основной сигнал ТВ-вещания и по распределительной ТВ-сети доставляется в любу точку страны и планеты, где существует прием московского ТВ-сигнала; прием информации - от обычной телевизионной антенны с помощью специального устройства, обеспечивающего ее "отфильтровку" и формирование файла в компьютере. При таком фоновом распространении образовательной информации ее трансляция обходится в десятки раз дешевле, чем в случае применения других каналов доставки. Это - решающее преимущество, в котором может быть заинтересована система образования. В целом затраты оказываются намного ниже, чем в технологии электронной почты. Выгодно сказывается в данном случае и асимметрия образовательного информационного обмена, поскольку объем принимаемой для осмысления учебной информации на порядок больше объема ответной информации "от ученика к учителю". Эти особенности технологии "ТВ-Информ" были в свое время отмечены при сопоставительном анализе возможных средств транспорта информации, в том числе вэб-технологии (см. статью профессора М.А.Гуриева "На пути к сетевому образованию" в журнале "Информационные ресурсы России" №6, 1996 г.).
Организационный аспект

Новый этап информатизации образования диктует новые требования к подготовке кадров. Многие педагогические вузы страны сегодня реализуют учебный план пятилетней подготовки специалистов по информатике как основной и единственной специальности учителя. Такая специальность рассчитана на потребности комплексной информатизации процесса обучения по предметам школьного учебного плана и процесса управления учебным заведением. Очевидно, что именно такие специалисты могут на себя взять инициативу в решении вопроса внедрения информационных технологий в модернизируемую школу.
За эти годы в России сложилось сообщество ученых и специалистов, эффективно работающих в интересах информатизации образования в вузах и регионах. Эти специалисты составили основу научно-общественной структуры - Академии информатизации образования, охватывающей 30 регионов страны и имеющей в качестве своих членов ученых из 8 стран Азии, Европы и Америки. Мы с удовлетворением отмечаем, что когорта ученых и специалистов из Пензы, Хабаровска, Владивостока недавно вошла в состав Академии, они плодотворно работают в области информатизации образования. Наша работа нуждается в энтузиастах и, конечно, в инвестициях. Мы имеем в виду не только техническое оснащение. Необходимы инвестиции на формирование информационного ресурса, которые связаны в основном с затратами на разработку и представление учебных курсов в новом формате, приспособленном для интерактивного обучения и дистанционного обучения с применением электронных коммуникаций. Для ориентировки можно указать, что по опыту разработки таких курсов их стоимость колеблется в пределах 15-20 тыс.руб., количество таких курсов исчисляется сотнями. Именно этот информационный ресурс, созданный в интересах образования, будет определять долговременно действующий фактор рентабельности и востребованности создаваемых и приобретаемых программно-технических средств. Поэтому проблема информатизации страны должна решаться таким образом, что создание информационного ресурса для образования является неотъемлемой частью комплексных проектов информатизации, наряду с техническим обеспечением.



И. А. Румянцев
Северо-западный филиал ИНИНФО
Ф.Д, Литвин
Центр информационных технологий
Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга
Г.А. Румянцева, П. П. Синельников
Средняя школа № 644 Приморского района Санкт-Петербурга
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВЫСОКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
(ПРОЕКТ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
Проект разработан на основе системотехнических обобщений и интеграции ранее полученных методических результатов в Северо-Западном филиале Института информатизации образования Министерства образования Российской Федерации (СЗФ-ИНИНФО), под научным руководством которого были проведены опытно-экспериментальные работы в Петродворцовом УКВЦ (непрерывное компьютерное образование с детского сада по 11 класс), в Мурманской лаборатории НИТ (Оптимизация процесса обучения предметам) и в Радужинском МВЦ Тюменской обл. (Базовый курс ОИВТ с 6 по 11 класс и профилированная подготовка по информатике), а также на кафедре Информатики РГПУ им. А.И. Герцена (Учебно-Методический комплекс для подготовки преподавателей информатики в педвузе). Управлением информатизации и регламентации образовательной деятельности Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга была поставлена задача внедрить положительный опыт, накопленный в Петербургской школе, поэтому в проект были включены также разработки Отдела информационных технологий Центра Педагогической информации Комитета по образованию, Центра информационной культуры Кировского района, Пейпертовского центра, гимназии 470 Политехнического университета, лаборатории "Информатики" Санкт-Петербургского госуниверситета, кафедры инженерной и компьютерной графики ИТМО и других образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а также использованы материалы перспективных систем информатизации образования, внедренные в других регионах Российской Федерации: Воронеж (А.В.Могилев), Екатеринбург (И.Е.Подчиненов), Красноярск (Н.И.Пак), Ленобласть (С.И.Шифрин), Новосибирск (В.М.Зубарев), Москва (В.А.Бубнов), Омск (М.П.Лапчик), Пенза (Н.С.Сугробов, В.Б.Моисеев), Пермь (Е.К.Хеннер), Ростов-на-Дону (А.В.Крамаров), Ставрополь (Ю.С.Брановский), Тула (В.В.Персианов).
В основу проекта положены аксиоматическая теория структурно-алгоритмического моделирования процесса обучения [4], методика системной организации учебного процесса [2], метод HIPO фирмы IBM и информационно-технологическая и программная среда дистанционного образования с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства [5].
В результате научно-педагогического анализа уровня информатизации в школах Санкт-Петербурга (тема выполнялась по заданию Комитета по образованию) Санкт-Петербургским отделением Академии информатизации образования (СПб АИО) предлагается к обсуждению проект физико-математической школы высокой информационной культуры, как развивающегося учебно-познавательного пространства [5] в составе открытой учебной архитектуры "Школа-ВУЗ-Академия Наук". Методическая система такого пространства формируется в рамках педагогического объединения среднего общего, высшего педагогического и аспирантского академического образования (Проект ПО "СОВА"), концептуальные основы которого были опубликованы в журнале "Педагогическая информатика" №1 за 1993 год [1] и более подробно изложены в учебном пособии "Информационное проектирование учебного процесса в педагогических макросистемах НИТО [2], а также доложены в 1999 году в форме концептуальных тезисов системотехнических основ типовых проектных решений в области организации систем дистанционного образования на Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы информатизации образования" [3].
Под образовательным учреждением высокой информационной культуры понимается учебное заведение (школа, колледж, ВУЗ, аспирантура и другие), жизнедеятельность которого обеспечена полной средой автоматизированного информационного обслуживания, то есть учебное заведение, в котором администрация, преподаватели и обучаемые подготовлены и активно работают с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в своих профессиональных сферах.
Генеральная линия проекта "Физико-математическая школа высокой информационной культуры" - экспериментальная отработка нового типа профильной средней общеобразовательной школы, в организационную структуру которой, помимо традиционных школьных подразделений (компьютерные классы информатики, предметные кабинеты, настольные издательские компьютерные системы, системы административного управления и т.п.), включены (рис.1):
* Постоянно действующая научно-методическая лаборатория компьютерно-сетевых технологий обучения (НМЛ "КСТО") отраслевого научно-исследовательского института - СЗФИНИНФО (куратор - Управление региональной образовательной политики Минобразования России) для обеспечения научно-продуктивной работы (НПР) учащихся, учителей и администрации.
* Межвузовская базовая кафедра педагогической информатики для организации производственной практики студентов, разработки учебной и методической литературы и подготовки абитуриентов вузов, а также для проведения занятий в старших классах школы по вузовской программе.
* Межрегиональная дистанционная аспирантура для проведения диссертационных исследований учителями школ и других образовательных структур и организации защиты диссертаций соискателями ученых степеней.
Последние два подразделения ФМШ ВИК необходимы для поэтапного формирования методического объединения педагогических коллективов трех образовательных учреждений (учителей школы, преподавателей вузов, научных руководителей Академии Наук).
Полная информационная среда ФМШ ВИК сформирована и структурирована в виде пяти блоков, обеспечивающих автоматизированное информационное обслуживание:
- учебного процесса,
- научных исследований и производства,
- социальной информатики,
- методических разработок,
- административной, организационной и хозяйственной деятельности.


Информационные ресурсы, включающие автоматизированный кадастр и информационно-технологическую программную среду указанных пяти блоков, размещаются на центральном сервере школьной локальной сети, обслуживающей компьютерные классы информатики, мультимедиа проекционные системы предметных кабинетов и другие подразделения школы, а также обеспечивающей внешние потоки информации между сервером школы и сетью Интернет, между сервером и системой "ТВ- Информ - Образование".
Конфигурация варианта первой очереди научно-технического решения школьной сети ФМШ ВИК содержит три луча:
- передача административной информации на АРМы директора, завуча, заместителя по АХЧ, медкабинет и др. (блок 1);
- передача программного материала для уроков в предметные кабинеты физики, химии, биологии, иностранного языка, литературы, истории, географии ( блок 2);
- передача учебно-методической информации в кабинеты информатики начальной, основной и средней школы (блок 3).
В настоящее время формируется 4-ый луч для обеспечения школьной библиотеки и кабинета социальной информатики - блок 4, в котором предполагается также разместить мультимедиа проекционную систему для создания и развития виртуального музея по Санкт-Петербургу.
В проекте ФМШ ВИК предусмотрена реализация следующих педагогических новаций, отличающих ее от традиционных физико-математических образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий):
* совершенствование математического образования в средней школе с включением в учебную программу дискретной математики;
* актуализация экспериментальной физики на базе модульного кабинета лабораторного оборудования (с элементами вычислительного эксперимента);
* развитие информатики как многопредметной учебной дисциплины в начальной, основной и профориентированной средней школе;
* развитие логического, пространственного, творческого мышления на базе конструкторов Lego Dacta;
* внедрение в школу нового образовательного курса "Социальная информатика".
Эти новации возможно внедрить при следующих условиях, обеспечивающих повышение эффективности новых информационных технологий обучения в школе:
- параллельно с классно-урочной моделью организации учебного процесса осуществляется переход на проектно-групповую и индивидуальную модели обучения;
- наряду с дисциплинарной педагогикой реализуется системная структуризация учебного материала по образовательным областям фундаментальных наук;
- в методологии изложения учебного материала отдан приоритет изучению современной структуры и содержания научных знаний;
- включаются в учебные программы перспективные методики обучения для начальной, основной и средней школы;
- обеспечивается согласование квалификационного уровня знаний у выпускников школ и абитуриентов вузов.
Организация управления экспериментом базируется на следующей методологии:
1. Тщательно отрабатывается технология использования компьютерных программ и педагогических новаций на базе созданной научно-методической лаборатории.
2. Работа методических объединений координируется Советом по проведению эксперимента.
3. Контроль результатов эксперимента, корректировка хода эксперимента осуществляется на основе оценочных показателей и компьютерного педагогического мониторинга.
В процессе реализации проекта ФМШ ВИК должна быть сформирована нормативно-правовая база для тиражирования результатов в другие образовательные учреждения, для согласования работы школы, техникумов и вузов, для регламентации законодательных актов федерального и регионального уровней.
Осуществление такого комплексного проекта ФМШ ВИК потребует немалых материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, поэтому проект объявляется открытым для участия в нем всех заинтересованных регионов и научно-образовательных структур в рамках программы Академии информатизации образования.
Литература
1. И.А.Румянцев. Многоуровневое образование по информатике - новый этап подготовки педагогических кадров. Педагогическая информатика, № 1,1993 г.
2. С.М.Кальнин, И.А.Румянцев. Информационное проектирование учебного процесса (теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО), учебное пособие, СПб: "Образование", 1997 г.
3. И.А.Румянцев Информационное проектирование учебного процесса в педагогических макросистемах. Регинформ-99. Материал Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы информатизации образования" , 6-8 апреля 1999 г., Пермь
4. И.А.Румянцев. Аксиоматическая теория структурно-алгоритмического моделирования процесса обучения. Межвузовский сборник научных трудов "Качественная теория сложных систем", СПб: РГПУ, 1991 г.
5. А.Н. Лившиц. Одиссея: Обучаемая Диалоговая Информационная Система С Естественным Языком. ( Информационный материал и заявка на НИР "Информационная среда средней школы"), 1999 г.


Л.В.Нестерова
гимназия № 3, г. Астрахань
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ "ОСНОВЫ INTERNET"
В условиях интенсивной информатизации общества и, в частности, общеобразовательных школ неотъемлемой частью учебного процесса становится использование новых информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций. Перспективы компьютерной коммуникации и ее очевидный прогресс были ясны еще более десяти лет назад. В "Концепции информатизации образования" (1990 год) было четко сформулировано, что ведущим звеном процесса информатизации образования является изменение целей и содержания обучения [5]. То есть еще тогда всем творящим и работающим в области образования предлагалось обратить внимание на необходимость корреляции содержания обучения с уровнем информатизации общества. Уже в то время некоторые исследователи предсказывали бурное развитие информационной инфраструктуры [4]. Однако, в силу определенных экономических трудностей, компьютерные сети до сих пор не стали по-настоящему массовым инструментом в учебном процессе. Сказывается также и отсутствие апробированных методик внедрения компьютерных сетей в учебный процесс, хотя эксперименты в этом направлении проводятся. Цель этих экспериментов заключается в нахождении оптимальных вариантов использования коммуникационных технологий в общеобразовательной школе [2].
Каким же, на наш взгляд, критериям, должна удовлетворять программа эффективного обучения работе в сети Internet широкого круга школьников? Во-первых, в школах и других общеобразовательных заведениях требуется давать не узкоспециальные знания, излагая материал в виде готовых рецептов "на все случаи жизни", а наиболее общие сведения и навыки, на базе которых в будущем можно будет достичь успехов в любой профессиональной деятельности, предсказать вид которой заранее практически невозможно. Во-вторых, предпочтительнее не просто дать ученику определенную сумму знаний, а развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. В-третьих, в условиях стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения конкретные рецепты стареют очень быстро. Поэтому, такой подход к обучению не просто неприемлем, но и вреден.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель изучения телекоммуникаций в школьном курсе информатики - дать учащимся необходимый минимум знаний и умений в области современных компьютерных сетей, чтобы они могли использовать его в качестве инструмента для самостоятельной учебной и исследовательской работы. При этом учащиеся должны узнать:
> основные принципы устройства и функционирования современных глобальных компьютерных сетей;
> основные виды программного обеспечения, использующегося в компьютерных телекоммуникациях;
> особенности организации и функционирования электронной почты;
> инструментальные средства навигации в Internet и основные информационные службы;
> азы телекоммуникационного этикета;
> потенциальные возможности Internet для самообразования и дистанционного обучения.
С практической точки зрения, учащиеся должны научиться:
> работать с электронной почтой (грамотно оформлять, принимать и отправлять почту, используя для этого специальные почтовые программы);
> работать в телеконференциях (найти конкретную телеконференцию в сети или открыть собственную, общаться с другими учащимися в ходе проведения телеконференции);
> производить поиск необходимой информации в сетевых базах данных и информационных службах;
> использовать доступные средства поиска информации в сети и современные средства навигации в Internet.
Если изучение основ Internet предполагается проводить в старших классах, когда общие пользовательские навыки работы с компьютером уже сформированы, то есть смысл сказать об опорных знаниях и умениях учащихся. К опорным знаниям относятся: основные сведения об операционной системе DОС и Windows, понятие информации, базы данных, архива, способы хранения и представления информации. К опорным умениям можно отнести работу с файлами, умение составить и отредактировать документ с помощью текстового редактора, проводить поиск информации в базах данных [3].
Для освещения общих теоретических вопросов и приобретения основных практических навыков представляется приемлемой программа, рассчитанная на 16-20 часов (одна учебная четверть), причем работа может быть организована как на уроках, так и во внеурочное время - на факультативе или кружке. Большая часть занятий должна быть связана с практической работой обучаемых в сети.
При определении содержания обучения необходимо принимать во внимание то, что пользователь использует сеть, в первую очередь, для общения и для получения информации из общедоступных источников. То есть необходимо научить его использовать коммуникационные и информационные возможности сети. Основным инструментом коммуникации пользователей в сети является электронная почта (e-mail). Ею же пользуются для работы с телеконференциями. Безусловно, что пакет е-mail должен быть взят за основу. Что касается информационных источников, то кроме вышеупомянутых телеконференций, доступных с помощью е-mail, в Internet существуют и другие системы информационного обеспечения (развитие и рост популярности среды World Wide Web в последние годы снимает все сомнения в выборе). Таким образом, при отборе содержания обучения получим следующие основные задачи:
1. Дать общее представление о технических и организационных принципах построения глобальных компьютерных сетей.
2. Привить устойчивые практические навыки работы с электронной почтой и WWW.
3. Научить самостоятельно находить нужную информацию в сети.
Предпочтительнее сконцентрироваться именно на этих вопросах, чтобы иметь возможность отвести достаточно времени на практические занятия.
Таким образом, учебный модуль включает следующие разделы:
1. Общие сведения о технических и организационных принципах построения глобальных компьютерных сетей.
2. Электронная почта и телеконференции.
3. Всемирная паутина (WWW).
4. Поисковые системы.
Раскрывая основные технические принципы построения компьютерных сетей, необходимо осветить такие вопросы, как:
> локальная и глобальная сети, их техническое и программное оснащение;
> коммутируемая и выделенная связь, скорость передачи данных и ее зависимость от технологии передачи данных;
> перспективы развития технических и программных средств компьютерных сетей в России и в мире.
Также весьма полезно для учащихся как будущих (или уже состоявшихся) пользователей Internet рассмотрение некоторых организационных принципов построения компьютерных сетей. При этом учителю следует затронуть следующие вопросы:
> как стать пользователем Internet?
> из чего складывается оплата за пользование Internet (абонентская плата, измерение информации и трафик, подписка на новости, информационные услуги).
> информационные услуги в Internet и условия доступа к ним.
Необходимо также разъяснить учащимся наиболее общие принципы передачи информации в соответствии с протоколом обмена информацией TCP/IP, дать понятие о языке гипертекстовой разметки документов, об универсальном способе адресации ресурсов в сети, представить краткий обзор URL-протоколов, дать понятие о формате сообщений электронной почты, принятой системы адресации, способах доступа к электронной почте, организации чтения и отправки почтовых сообщений, организации списков рассылки и конференций новостей.
Проведение электронных конференций возможно не только в рамках урока информатики, но и на других уроках и во внеурочной деятельности [1]. Участвуя в телеконференции, ученик должен:
> ввести текст сообщения с помощью текстового редактора;
> поместить набранный текст на доску объявлений (заранее выделенный подкаталог на диске) или добавить текстовую информацию в рабочий файл, имя которого отражает выбранную тему;
> познакомиться с полным текстом электронной доски объявлений (просмотреть содержимое всех файлов в подкаталоге);
> проанализировать сообщения по проблеме в целом.
Следующий раздел - работа в системе World-Wide-Web ("Всемирная паутина"), в ходе изучения которого рассматриваются следующие вопросы:
> понятие о гипертекстовых распределенных базах данных и Web-сервере;
> язык гипертекстовой разметки документа (HTML) - стандартный язык для создания ссылок в гипертекстовых файлах в WWW;
> запись адресов-ссылок на документы или их части;
> понятие о Web-броузере как средстве просмотра гипертекстовых файлов и средстве для соединения с другими Web-серверами, основные характеристики Web-броузеров.


Методика обучения практической работе с Web-броузером базируется на поэтапном освоении следующих функций:












































Жесткие временные границы не позволяют подробно рассмотреть настройки броузера. Однако, необходимо отметить, что в Internet встречаются два вида кодировки кириллических шрифтов. Одна идет от Unix, а вторая - от Windows. Если броузер настроен на просмотр русскоязычных страниц в одной кодировке, то документ, подготовленный в другой, читать будет нельзя, и потребуется смена кодировки. Это делается как раз через настройки, и это, пожалуй, единственная настройка, о которой обязательно следует сказать, как только учащиеся приступят к работе в WWW.
Одна из наиболее распространенных задач, стоящих перед пользователем Internet - поиск информации, поэтому необходимо знакомство школьников с основными принципами поиска, формирование у них устойчивых навыков составления поисковых запросов.
Поиск в глобальных сетях путем посещения узлов и выборки информации вручную - достаточно трудоемкое занятие. Автоматизации такого поиска способствуют специальные механизмы: индексы по ключевым словам, тематические, специализированные каталоги и инструменты мета-поиска. Они могут обеспечивать поиск во всемирной паутине, группах новостей Usenet, узлах передачи файлов (ftp), пространстве Gopher, каталоге узлов telnet. При индексации по ключевым словам специальные программы посещают узлы и создают индексные указатели на документы: URL-адрес документа, содержащего это слово, иногда краткое описание документа, относительную частоту или важность этих слов в документе.
Что касается планирования учебного материала, то здесь мы руководствовались двумя ведущими методическими принципами: "от общего к частному" и "от простого к сложному". Каждое занятие продолжается не более двух академических часов, причем большая часть занятий содержит как теоретическую так и практическую часть. Можно предложить следующий вариант тематического планирования учебного материала:

№ п/п
Кол-во часов
Тема урока
Содержание учебного материала
1.
2
Общие сведения о компьютерных сетях.
Необходимость создания компьютерных сетей. Понятие компьютерной сети. Преимущества их использования. Локальные, региональные, корпоративные и глобальные компьютерные сети.
Краткие исторические сведения о сети Internet. Структура Internet. Линии связи и скорость передачи информации. Способы подключения к Internet, их достоинства и недостатки. Процессы модуляции и демодуляции в сети. Модемы и их технические характеристики.
2.
2
Адресация в Internet и протоколы передачи данных
Необходимость единой системы адресации в сети. Принципы IP-адресации. Достоинства и недостатки ее использования. Доменная система имен.
Понятие протокола передачи данных. Назначение транспортного протокола (ТСР) и протокола маршрутизации (IP).
3.
4
Электронная почта и телеконференции
Информационные ресурсы и услуги в Internet. Понятие и принципы функционирования электронной почты. Преимущества e-mail. Адрес электронной почты. Основные принципы адресации. Общее понятие о телеконференциях.
4.
4
Всемирная паутина World Wide Web и файловые архивы
Основные понятия. Технология гипертекста. Гиперссылки. Web-серверы. Язык разметки гипертекста (HTML). Просмотр Web-страниц. Браузеры.
Понятие и назначение файлового архива. FTP-серверы.
5.
4
Поиск информации в Internet
Понятие универсального указателя ресурсов (URL). Протокол и основные принципы передачи гипертекста (HTTP) и файлов (FTP). Поисковые серверы и поисковые системы. Виды поисковых систем: тематические каталоги, поисковые системы общего назначения (индексные), специализированные. Принципы сбора информации. Основные элементы интерфейса поисковых систем.
6.
2
Интерактивное общение и телефонная связь в Internet. Мультимедиа технологии
Основные понятия. Формы общения: разговор (Chat), аудио-и видеоконференции. Программное обеспечение, необходимое для интерактивного общения. Варианты и преимущества телефонной связи через Internet.
Мультимедиа информация в Internet. Последние достижения в области передачи данных. Технология виртуальной реальности.
Все-го
20
Резерв - 2 часа
Литература
1. Бочкин А.И., Трашкова И.А. Локальные сети как инструмент совместной деятельности школьников//Информатика и образование, № 1, 1999. с.34-38.
2. Королева И.Н. Школьная BBS//Информатика и образование, №8, 1998
3. Моисеева М.В. Факультатив по телекоммуникациям//Информатика и образование. №5, 1996.с.133-141.
4. Семенов А.Л. Телекоммуникация в методическом пространстве//Информатика и образование. №8, 1998.с.11.
5. Феофанова Е.О. Сеть Relcom в преподавании курса телекоммуникаций // Информатика и образование, №5, 1996.с.130-132.









ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Б.И.Зобов
Институт информатизации образования Минобразования России
ВЫСШЕЕ ЗАОЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Повсеместное распространение дистанционных технологий обучения в мире и в нашей стране [1], [2] становится объективным процессом, направленным на решение следующих стратегических задач в области образования:
* повышение уровня образованности населения, определяющего экономическое состояние государства, его обороноспособность и социальную стабильность;
* обеспечение конституционных прав граждан на получение современного профессионального образования независимо от места их жительства и социального положения;
* предоставление широким слоям населения и особенно молодежи возможности осуществления эффективной адаптации к изменяющимся условиям труда, благодаря обучению "через всю жизнь".
Одним из основных направлений развития дистанционного образования в России является поэтапное развитие и реформирование традиционной для страны системы высшего заочного профессионального образования на основе использования современной информационной техники и дистанционных технологий обучения, учета изменений в жизни и состоянии российского общества за последнее десятилетие [3]. Основными проблемами традиционного заочного образования в настоящее время являются: сокращение численности обучаемых, обусловленное сложностью их длительного отрыва от основной деятельности и от места жительства на учебные сессии; значительные финансовые затраты и организационные трудности ВУЗов, связанные с продолжительными командировками их преподавателей в отдаленные региональные филиалы и представительства; необходимость обеспечения приемлемого качества подготовки специалистов и стоимости обучения.
В процессе разработки проектов, планов создания и развития системы высшего заочного профессионального образования на основе дистанционных технологий обучения (системы ВЗПО - ДТО) в учебно-методических объединениях (УМО) ВУЗов и отдельных ВУЗах возникает необходимость в системном подходе к решению целого ряда технических, технологических, учебно-методических, экономических и организационных задач, включая:
* формирование инфраструктуры образовательной системы;
* выбор базовой технологии дистанционного обучения и подготовка учебных и методических пособий для студентов и региональных тьюторов;
* обеспечение рационального сочетания дистанционного и традиционного (личностного) взаимодействия студентов и преподавателей;
* сокращение до возможного минимума (в идеале - исключение) отрыва студентов от основной производственной деятельности и места их жительства;
* сокращение неоправданных затрат на командировки преподавателей в региональные филиалы и представительства ВУЗов, на базе которых ведется обучение студентов-заочников;
* материально-техническое и методическое обеспечение лабораторных работ и практических занятий;
* обеспечение необходимого качества подготовки специалистов, объективного контроля уровня их знаний и неформальной ответственности ВУЗа за выдачу государственного диплома о высшем образовании;
* обеспечение конкурентоспособной и приемлемой для широкого круга населения стоимости обучения.
Рассматриваемый ниже подход к решению этих задач был разработан с учетом опыта МИК "Линк", МЭСИ и МГИУ, предложен для системы высшего заочного лесотехнического образования, в частности для Московского государственного университета леса (МГУЛ) и его представительства в Соликамском технологическом техникуме (Пермская область). В дальнейшем предполагается его распространение на другие региональные представительства МГУЛ в различных субъектах Российской Федерации. Предлагаемые решения могут представлять интерес и для других направлений высшего заочного профессионального образования. Общая схема рассматриваемой системы ВЗПО - ДТО, в рамках которой в данной статье предлагается решение указанных выше задач, приведена на рис.1.
Основу предлагаемого подхода составляют следующие принципы и положения [4]:
1. Региональная инфраструктура системы создается на базе близких по профилю начальных или средних профессиональных образовательных учреждений, которые, как правило, находятся в непосредственной близости от соответствующих производственных предприятий и организаций и имеют лабораторную базу и преподавателей, которых можно использовать в качестве тьюторов для дистанционной подготовки специалистов с высшим образованием.














Рис.1 Общая схема типовой системы ВЗПО-ДТО
2. Из двух наиболее распространенных базовых технологий дистанционного обучения - "кейс технологии" и "сетевой технологии" - для системы была выбрана первая в связи с ограниченными возможностями организации надежной связи в большинстве отдаленых регионов и высокой стоимостью услуг сети Интернет, при этом использование этой сети в учебном процессе (при возможности) предполагается.
3. Для обеспечения периодических консультаций студентов, проведения лабораторных работ, практических занятий и рубежных контрольных работ в течение учебных семестров вводятся еженедельные 8-часовые занятия, посещение части которых является обязательным [рис 2].
4. С целью неформального обеспечения ответственности ВУЗа за качество подготовки специалистов прием всех экзаменов по наиболее важным учебным дисциплинами проводят квалифицированные преподаватели ВУЗа, командируемые для этого один раз за семестр в его филиал или представительство, прием зачетов проводят местные преподаватели - региональные тьюторы, оформляемые на условиях почасовой оплаты совместителями в ВУЗ.
5. Для обеспечения объективного периодического контроля самостоятельной работы студентов (и качества работы региональных тьюторов) по основным учебным дисциплинам с помощью специальной программно-информационной системы 1-2 раза за семестр проводятся индивидуальные дистанционные контрольные работы, многовариантное (по количеству студентов) содержание которых формируется ВУЗом дистанционно за несколько минут до начала контрольной работы, а ее результаты (в виде числовых, буквенных, символьных и др. ответов) через несколько минут (после истечения установленного времени выполнения контрольной работы) передаются в ВУЗ, например, по факсу. Блок-схема этой системы представлена на рис. 3.
6. Организацию и проведение лабораторного практикума по фундаментальным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам предполагается обеспечить на основе:
* материально-технической и лабораторной базы регионального филиала или представительства ВУЗа;
* доукомплектования этой базы необходимым дополнительным недорогостоящим лабораторным оборудованием;

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign