LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



































ПРОГРАММА
по русскому языку как иностранному для средних школ
(начальный этап)

Вопрос о преподавании русского языка учащимся, прибывающим в школы РФ из государств ближнего и дальнего зарубежья, становится с каждым годом все актуальнее.
За последнее время в московских школах заметно возросло количество детей, для которых русский язык не является родным, в связи с чем такие дети испытывают серьезные трудности в учебе. Поэтому назрела необходимость пересмотреть подход в преподавании русского языка учащимся- мигрантам, выделив их в отдельную учебную группу и организовав для таких учащихся интенсивные курсы русского языка, рассчитанные на 1-2 месяца обучения. Желательно, чтобы эти занятия проводились учителем- специалистом по обучению русскому языку как иностранному.
Определение исходного уровня языковой подготовки ученика является непременным условием при формировании учебных групп начального или основного этапа обучения
Для этого учитель может использовать проект государственного образовательного стандарта по русскому языку для школ с нерусским языком обучения, где представлены требования подготовки ученика на начальном и основном этапах обучения, а также предложены способы измерения уровня владения языком.





















Объяснительная записка

Предлагаемый вариант программы по русскому языку как иностранному рассчитан на учащихся слабого уровня владения языком, когда ученик с трудом понимает русскую речь, плохо читает и пишет, его лексический запас весьма ограничен (в эту группу могут входить ученики, вообще не говорящие по-русски, с так называемым нулевым уровнем). Программа не ориентирована на носителей какого-то одного языка или на отдельное государство.
Обучение проводится в сжатые сроки, на это время ученики освобождаются от других занятий и занимаются только русским языком (1-2 месяца при ежедневных занятиях или 3 раза в неделю по 2-3 часа).
Преподавание русского языка по данной программе предусматривает прежде всего коммуникативную цель, направленную на овладение элементарными умениями и навыками в слушании, говорении, чтении и письме.
Поставленная задача определяет отбор лексического и грамматического материала, имеющего коммуникативную ценность. В программу включены те синтаксические конструкции, слова и их морфологические изменения, которые достаточны для минимального и в то же время естественного отражения жизненных ситуаций и тем.
Основные грамматические категории присущи многим группам слов, формирующим предложения. Поэтому при их изучении рекомендуется использовать обобщения, схемы, таблицы , т.к. только сознательное усвоение материала позволит учащимся понимать речь других и строить собственное высказывание.
Следует предусмотреть также подготовку учащихся к изучению других предметов и разработать специальные курсы, знакомящие ученика с основными понятиями этих наук (совместная работа учителя русского языка и учителей- предметников)
В связи с коммуникативной направленностью при обучении рекомендуется соблюдать принцип устного опережения, т.е. в течение всего учебного процесса ученики усваивают новые языковые единицы в такой последовательности: слушание - говорение- чтение- письмо.
На данном этапе следует воздержаться от оценок, в то же время поощряя ученика за усердие. Когда же этап адаптации закончится, можно вводить сначала щадящую, потом традиционную систему оценок.








Требования к практическому владению русским языком

Слушание
1.Различение отдельных, изолированных звуков
2.Различение звуков в словах и предложениях
3.Понимание смысла отдельных слов, предложений
4.Понимание речи учителя (команды, вопросы, чтение предложений, учебных текстов)
5.Понимание речи других учеников (команды, вопросы, связные, высказывания по картинке, разыгрывание ситуаций, чтение учебных текстов)
6.Понимание диалогов, записанных на пленку.

Говорение

1.Имитация хором услышанных звуков, слогов, предложений
2.Индивидуальная имитация услышанных слов и предложений
3.Разыгравание диалогов по аналогии с прочитанным или прослушанным
4.Ответы на вопросы учителя, учеников
5.Построение предложений по образцу
6.Построение вопросов, адресованных учителю, ученикам.
7.Построение связных высказываний по картинке
8.Участие в играх (команды, вопросы)
9.Построение вопросов к прочитанному тексту
10. Пересказ прочитанных текстов

Чтение

А.
1.Сотнесение букв и звуков
2.Соотнесение произнесенных и напечатанных слов
3.Составление предложений из слов, чтение их
4.Чтение слов, предложений, иллюстрируемых рисунками
5.Чтение по ролям диалогов
6.Чтение и выполнение заданий, упражнений
7.Чтение текстов в учебнике







Б.
1.Чтение слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова:
-оглушение звонких согласных на конце слова, перед глухими;
-озвончение глухих согласных перед звонкими;
2.Чтение слов с мягкими согласными, мягкость которых обозначается буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь
3.Чтение слов с безударными гласными (О), (Э)
4.Чтение слов, оканчивающихся на -ОГО-, -ЕГО-
5.Чтение однобуквенных предлогов со словами, к которым они относятся
6.Чтение предлогов В, ИЗ перед словом; начинающимся с глухого согласного
7. Соблюдение при чтении нужной интонации

Письмо

1.Списывание букв, слов, предложений из учебника
2.Дописывание предложений (список слов для выбора дается)
3.Дописывание окончаний слов
4.Дописывание пропущенных букв в слове, проверка его написания по ключу или словарю
5.Составление и написание предложений из данных слов и словосочетаний
6.Написание предложений под диктовку на основе изученного материала

Объем учебного материала

ТЕМЫ

1.Мой класс. Мои друзья.
2.Наша семья
3.Город, в котором я живу
4.Виды транспорта
5.Школа, в которой я учусь
6.Как я отдыхаю. Каникулы.
7.Природа. Животные.
8.Праздники
9.Деньги. Счет.
10.Дни недели. Время. Времена года




Так как раскрытие тем находится в зависимости от лексико- грамматического минимума, необходимо предусмотреть постепенное их расширение от урока к уроку по мере накопления соответствующих синтаксических конструкций.
Для обеспечения эффективности учебного процесса, повышения мотивации обучения языку указанные темы рекомендуется представить в ситуациях, позволяющих учащимся наглядно увидеть действия, предметы, объекты и явления окружающей действительности. В этой связи на каждом уроке желателен широкий спектр зрительной наглядности (рисунки, фотографии, схемы, таблицы), включая видеозапись.

Синтаксис

На начальном этапе обучения перед учащимися ставится задача овладеть наиболее употребительными морфологическими формами и синтаксическими конструкциями.
Все морфологические формы вводятся на синтаксической основе и предъявляются в виде предложения, которое служит минимальной единицей обучения.
Синтаксический материал представлен 20 основными речевыми образцами. Предлагаются также расширенные варианты речевых образцов, что может быть использовано учителем в более сильных группах, успешно овладевающих необходимым минимумом.
Последовательность введения образцов обусловлена отбором фонетического и лексического материала. Каждый образец характеризуется определенной интонацией, порядком слов, грамматическими связями между ними, что дает учащимся возможность строить собственное высказывание в новой жизненной ситуации.

Образцы
Вопросы
Утвердительные и отрицательные ответы
Образец №1
Это журнал. Это брат
(это+сущ. В И.п. одуш/неодуш.)
Расширенный вариант
Это интересный журнал. Это мой брат. Это книга и журнал. Это мой брат и друг
Это книга?


Это брат?
Это брат или друг?
Это твой журнал?
Какой это журнал?
Кто это? Что это?


Да, это книга.
Да, книга.
Да.
Да, это брат
Нет, это не брат, это друг
Это друг
Да, мой. Нет, не мой.
Это интересный журнал.
Образец № 2
Меня зовут Антон.
(личн. мест. в В.п. + зовут+ имя собств. в И.п.)
Расширенный вариант
Это мама. Ее зовут Ира. Это брат. Его зовут Марк.
Как тебя зовут? (вас)
Как ее зовут?
Как его зовут?
-Меня зовут Антон
-Антон
-Ее зовут Ира
-Ира
-Его зовут Марк
-Марк
Образец № 3
У меня есть брат
(личн. мест. в Р.п. с предлогом у + есть+ сущ. в И.п.)
Расширенный вариант
У нас в городе есть метро.
У тебя есть брат?
У тебя есть книга?
У вас в городе есть метро?
Да, у меня есть брат (книга)
Да, есть.
Нет, у меня нет брата (книги)
Да, есть.
Нет, у нас нет метро
Образец № 4
Брат работает
Друг учится (сущ. в И.п. + непереходный глагол в наст.,прош.,буд.вр.)
Расширенный вариант
Брат работает на заводе
Друг учится в школе
Кто работает?
Кто учится?
Что делает брат(друг)?
Где работает брат?
Где учится друг?
Где ты учишься?
Друг работает или учится7
Брат работает?
Друг учится?
Я учусь в школе
Да, брат работает
Нет, брат не работает
Образец № 5
Он врач
Он был (будет) врачом
Расширенный вариант
Он хочет быть врачом
Кто он?
Он врач?
Кем он хочет быть7
Кем он будет?
Да, он врач
Нет, он не врач
Он будет врачом
Образец № 6
Брат живет в Минске
(имя сущ.или личн.мест.в И.п.+ неперех.глаг.в наст.,прош.,буд.вр.+П.п. в знач.места с предл.в, на)

Где живет брат?
Он живет в Минске или Москве?
Кто живет в Минске?
Он живет в Минске
Брат живет в Минске
Брат
Образец № 7
Брат приехал из Минска.
(сущ.или личн.мест.в И.п.+приехал+Р.п.сущ.в знач.направл.с предл.из, в)
Откуда приехал брат?
Брат приехал из Минска?
Он приехал из Минска
Да, из Минска
Нет, не из Минска
Образец № 8
Дай(те)! Читай(те)!
(глагол в форме повелительного наклонения)
Что находится справа?
Окно находится справа?
Да, справа
Нет, не справа, а слева
Образец № 9
Я был в театре
(И.п. сущ.или личн.мест+глаг.впрош.вр.+П.п.в знач.места)
Кто был в театре?
Где ты был? Где вы были?
Ты был в театре?
Вы были в театре или в кино?
Откуда ты вернулся?



Да, в театре
Нет, не в театре.
Я был в театре
Я вернулся из театра
Из театра
Образец № 10
Мне 12 лет. Брату 22 года
(личн.мест.или имя сущ.в Д.п.+сочет.колич.числит. со словом год/лет)

Сколько вам (тебе) лет?
Кому 12 лет?
Образец № 11
Мне нравится Москва
Мне нравится гулять в парке.
(личн.мест.в Д.П.+нравится+сущ.вИ.п.или глагол в нач.форме)

Что тебе нравится?
Кому нравится Москва?
Тебе нравится Москва?
Тебе нравится гулять в парке?
Да, мне нравится
Нет, мне не нравится гулять в парке
Образец № 12
Антон читает журнал
Брат ждет друга
(сущ.в И.п.+перех.глаг.в наст,прош.,буд.вр+сущ.в В.п.)
Расширенный вариант
Антон читает новый журнал в библиотеке
Что читает Антон?
Кого ждет брат?
Какой журнал читает Антон?
Где читает Антон новый журнал?
Антон читает старый журнал в библиотеке?
Он читает журнал в библиотеке или в школе?
Нет, новый
Он читает журнал в библиотеке
Образец № 13
Антон читает журнал брату.
(сущ.в И.п.+перех.глаг.в наст.,прош.,буд.вр.+сущ.вД.п.)
Кому читает журнал Антон?
Образец № 14
Антон любит читать
(личн.мест.или сущ.в И.п.+глаг.(любить, мочь,хотеть,начать) в личн.форме+глаг.в нач.форме)
Расширенный вариант
Антон любит читать журналы в библиотеке
Что любит делать Антон?
Что Антон любит читать?
Антон любит читать(в библиотеке)?




Антон не любит читать (в библиотеке)
Образец № 15
Тетрадь стоит 5 рублей
(сущ.в И.п.+стоит(стоят)+сочет.количеств.числит.с сущ.(копейка, рубль)
Сколько стоит тетрадь?
Образец № 16
Он отдыхает в воскресенье
(сущ.или личн.мест.в И.п.+неперех.глаг.в наст.,прош.,буд.вр.+сущ.в В.п., обознач.дни недели)
Расширенный вариант
Он любит отдыхать летом
Когда он отдыхает?
Он отдыхает в субботу?
Он отдыхает в субботу или воскресенье?
Когда он любит отдыхать?
Он любит отдыхать зимой или летом?



Да, в субботу
Нет, не в субботу, а в воскресенье
Он отдыхает в субботу Он любит отдыхать летом
Летом.
Образец № 17
Антон рассказывает о фильме
(имя сущ.или личн.мест.в И.п.+рассказывает+сущ. в П.п.в знач.объекта с прелогом о)
Расширенный вариант
Антон рассказывает о фильме другу
О чем рассказывает Антон?
Кому рассказывает Антон о фильме?
Антон рассказывает о фильме или о книге?
Он рассказывает о фильме
-о фильме
Образец № 18
Он идет (едет) в магазин
(личн.мест.или сущ.в И.п.+глаг.движ.в наст.или буд.вр.+ В.п.сущ. в знач.направления с предл.в, на)
Расширенный вариант
Он любит ходить (ездить) в цирк
Кто идет(едет) в магазин?
Он идет (едет) в магазин?
Куда он идет (едет)?
Куда он любит ходить (ездить)?
Он идет. Он едет
Образец № 19
Он ходил в цирк с другом
(личн.мест.или сущ.в И.п.+глаг.ходил+В.п.(куда)?
Куда он ходил?
С кем он ходил в цирк?
Он ходил в цирк с другом или братом?
Он ходил с другом
Образец № 20
Я знаю,
-кто он
-где он живет
-откуда он приехал
-сколько ему лет
-кем он будет
-с кем он ходил на концерт

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign