LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3.Как определяет цель своего выступления Достоевский? ("... я хочу лишь разъяснить мою мысль о пророческом для нас значении его и что я в этом слове разумею")
4.Что говорит Достоевский о периодах творчества Пушкина и о его творческой самостоятельности? (Достоевский не видит твердых границ творческих периодов у Пушкина. Отмечает некоторое влияние поэтов Европы на Пушкина, но в то же время и его большую самостоятельность)
5.Какие аргументы проводит Достоевский для доказательства национальной проблематики в творчестве Пушкина?(Он рассматривает поэму "Цыгане", а ней образ Алеко. Отмечает, что это типичный образ русского скитальца)
6.Как и чем объясняет Достоевский появление такого типа в России? (этот тип зародился после Петровских реформ. Основная причина его появления в стремлении к "всемирному счастью")
7.В чем, по мнению Достоевского, спасение русского скитальца? (выйти "на спасительную дорогу смиренного общения с народом")
Можно остановиться на чтении и анализе первых трех страниц речи, но при этом осмыслить вместе с учениками, какими средствами доносит Достоевский свои мысли до слушателей.
1.Можно ли считать речь писателя гладкой?(нет, но это совершенно самостоятельная речь)
2. С чего начинается речь? (с оригинальной и значительной по смыслу цитаты)
3.Как дальше развивает свою мысль Достоевский? (формулирует задачу своей речи)
4.По какой системе строит речь? (опирается на сопоставления, сравнения, обращается к конкретным произведениям Пушкина, делает выводы и обобщения)
5.Какими языковыми средствами пользуется оратор?(много общественной лексики, слов, определяющих нравственные понятия, есть политическая терминология, упоминаются имена европейских писателей и философов)
6.Каковы типы предложений и их структура в речи? (большинство сложных и бессоюзных предложений, много вводных слов, сравнительных оборотов)
Вводные слова помогают оратору передать различные оттенки своих мыслей, кое-где смягчить их категоричность. Часто повторяются одни и те же слова этим приемом подчеркиваются принципиальные идеи автора.
Достоевский не избегает предложений с разными видами связи. В построении предложений чувствуется влияние синтаксиса книжной речи.
7.Использует ли Достоевский специальные выразительные средства, украшающие его речь?(Есть яркие образные выражения: "Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье, чтобы успокоиться:дешевле он не примирится- конечно, пока дело только в теории".Здесь сочетание возвышенной лексики и разговорной)
8.К кому обращена речь? Можно ли определить по стилю? (к интеллигенции)
Закончив анализ образца, обобщив материал, учитель дает домашнее задание: "Проанализировать остальную часть речи Достоевского, опираясь на образец классной работы".
При анализе домашней работы от учащихся не следует требовать развернутого, всестороннего разбора, так как не все могут с одинаковой глубиной дать ответ на поставленный вопрос. Некоторые могут ограничиться наблюдениями. Работа по анализу речи должна завершиться классной беседой, в ходе которой надо привлечь внимание к удачно выполненным работам, показать на ряде примеров, как надо подходить к выполнению такого рода заданий. Конечно, подобную работу нельзя сводить только к обучению приемам анализа образцов устных выступлений.
Главная задача- помочь учащимся на конкретных примерах видеть общие закономерности устной речи, извлекать из разбираемых образцов полезное и нужное для себя, приучать их строже подходить к своей речи, обогащать и развивать свою речевую культуру. Если ученики убедятся в практической целесообразности такой работы, успех будет обеспечен.
Одновременно с работой по анализу образцов устной речи учитель приступает к показу того, как следует отбирать фактический материал для своего ответа и в какой логической последовательности располагать его. Начиная эту работу, учитель должен прежде всего выработать у учеников умение вдумываться в характер темы, видеть ее объем и границы. С этой целью полезно научить их различать общую тему на микрогруппы, ее составляющие. Вначале такая работа должна быть коллективной, а затем такой прием можно использовать и в ходе индивидуального опроса.
Организационно это может выглядеть так:
Вместо опроса учитель предлагает классу самостоятельную работу на 15-20 мин., а затем дома анализирует ее и на следующем уроке показывает учащимся наиболее приемлемый вариант ответа на данный вопрос, опираясь, конечно, на те недочеты, которые были им отмечены в работах.
Промоделируем эту работу на примере темы: "Композиция драмы "Гроза":
1.И чем бы следовало сказать во вступлении к ответу? (Об особенностях построения драматического произведения. Построение художественного произведения всегда подчинено раскрытию лежащего в его основе конфликта и неразрывно связанного с ним идейного содержания)
2.Чему принадлежит главная роль в раскрытии конфликта? (Расстановка действующих лиц)
3.Какой принцип лежит в группировке действующих лиц? (Принцип противопоставления и сопоставления действующих лиц)



4.Вспомните приемы создания действующих лиц в драматическом произведении (раскрытие характера в действии, речевая характеристика, отзывы о персонаже других действующих лиц, вещи, обстановка как прием характеристики).
5.Выделив экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, о чем еще мы должны сказать в своем ответе? ( о развитии действия в пьесе, об основных этапах в развитии сюжета).
Завершить рассказ о композиции пьесы следует материалом о жанре пьесы.
Вот краткие методические рекомендации к работе над устной речью учащихся.


































Рубежный контроль
Литература 5 класс. 1 четверть

Тема:
Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры.
Форма контроля:
Контрольная работа
Цель:
Знание произведений малых фольклорных форм, произведений устного народного творчества и их отличительных особенностей.
Время контроля:
Четвертая декада октября

1.Терминологический диктант
Фольклор, былина, зачин, концовка, постоянный эпитет, гипербола, сказка, пословица, поговорка, притча, загадка, метафора, сравнение,

2.Дать определение трем (на выбор) жанрам фольклора, привести примеры.

3.Перечислить на примере одной из русских народных сказок ее основные признаки

4.Определите тему сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

5.Привести примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о животных.


















Литература 5 класс. 2 четверть.

Тема:
Русская классическая литература
Форма:
Тестирование
Цель:
Знание текстов художественных произведений, формирование навыков работы с текстом и изобразительно-выразительными средствами языка.
Время:
Первая декада февраля

1.Найти в стихотворении метафоры и сравнения. Подчеркнуть метафоры одной линией, а сравнения- двумя.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум !
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой;
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако-, все зелено,
И воздух, и вода !
(Н.А.Некрасов)

2.Найти в стихотворении и подчеркнуть эпитеты.
О, память сердца ! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Хранитель, гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? Приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
(К.Н.Батюшков)


3.Найти в стихотворении и подчеркнуть олицетворения.
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
(М.Ю.Лермонтов)

4.Найти и подчеркнуть словосочетания, содержащие метафоры.
А. Золотые руки, золотое сердце, золотое кольцо, золотая осень

Б. Хрустальная ваза, хрустальный голос, хрустальные сосульки, хрустальная люстра

В. Железная труба, железный характер, железное здоровье, железные конструкции

5.Отметить определение, которое характеризует сравнение
А. Один из тропов, в котором заключено сопоставление людей, предметов и явлений по внешнему сходству или общим качествам

Б. Художественное определение, указывающее на какое-то качество человека, предмета или явления и подчеркивающее его свойства, качества и признаки

В.Переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причем может использоваться и сходство, и контраст

6.Найти в данном отрывке и подчеркнуть сравнения
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.(...) Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он пламенным разливом середь ночи, как середь дня; виден на столько вдаль, на сколько видеть может человеческое око. Нежась и прижимаясь близко к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул...







7.Отметить определение героя литературного произведения
А. Образ героя в лирическом произведении

Б. Главный персонаж или главное действующее лицо художественного произведения

В.Персонаж, участвующий в действии лишь в отдельных эпизодах или не участвующий вовсе

8.Отметить определение литературного портрета
А.Описание внешности персонажа в литературном произведении

Б. Описание поступков персонажа в литературном произведении

В. Описание мыслей и состояния души персонажа

9. Отметить определение пейзажа в литературном произведении
А. Описание природы в литературном произведении

Б. Описание литературного персонажа

В.Описание событий, происходящих в литературном произведении

10.Чей портрет дал Н.В.Гоголь в повести "Вечера на хуторе близ Диканьки?"
... На почетном месте сидел гость- низенький толстенький человечек с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую люльку(...) Облака дыма быстро разрастались над ним, одевая его в сизый туман. Казалось, будто широкая труба с какой-нибудь винокурии, наскуча сидеть на своей крыше, задумала прогуляться и чинно уселась за столом в хате головы. Под носом торчали у него коротенькие и густые усы; но они так неясно мелькали сквозь табачную атмосферу, что казались мышью, которую поймали и держал во рту своем, подрывая монополию амбарного кота.
А. Левко Б. Голова В. Винокур

11.Отметить отрывок, который является портретом героя.
А.
Я у сотника любимая дочка была. Мать моя давно умерла, поэтому отец нежил и холил меня, привозил дорогие подарки. Но вот задумал он снова жениться. Хороша была молодая жена, но посмотрела на меня раз, жутко и тоскливо стало мне от ее взгляда. Рано закрылась я в светлице, да все плакала о своей горькой судьбе. Как вдруг вижу- крадется ко мне кошка, черная, страшная, железными когтями стучит. Я от нее на лавку- она за мной, я на лежанку- и она туда же. Бросилась мне на шею, стала душить. Из последних сил отшвырнула я ее на пол. А на стене отцовская сабля висела. Я схватила ее и - по кошке, только лапа железными когятми брякнула.

Б.
...В тонком серебряном тумане мелькали, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блестели на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто свеяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце.

12. Кого из героев рассказа И.С.Тургенева характеризует данное описание?
...Он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую кровать: сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы: под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика- стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам _____________, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный ключ от этого замка _____ всегда носил с собой на пояске.

13.Указать, в каких из приведенных отрывков:
Автор сам описывает героя ___________________________
О герое рассказывают другие персонажи ______________________
Герой расск4азывает о себе __________________________________
Читатель видит портрет героя на картине или фотографии _________

А.
Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.
Отроду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.
Приметы особые: таковых не оказалось.
(А.С.Пушкин)








Б.
На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно- русые, были убраны просто,по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна...

В.
Из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распоясной, в штанах и в сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке.
(Л.Н.Толстой)

Г.
К тому времени мои башмаки пришли в плачевное состояние. Подметки по кусочкам отвалились, а сверху кожа потрескалась и лопнула, так что они ни видом своим, ни формой уже не походят на обувь. Шляпа (служившая мне ночным колпаком) была так сплющена и помята, что самая старая дырявая кастрюля без ручки, валяющаяся в мусорной куче; могла бы спокойно соперничать с ней... Волосы мои не знали ни гребня, ни щетки с той поры, как я ушел из Лондона.
... С головы до пят я был осыпан мелкой пылью, словно вылез из печки для обжога извести. Вот в каком плачевном состоянии, мучительно это сознавая, я собирался встретиться с моей грозной бабушкой...
(Ч.Дикенс)

14.Отметить отрывок, который описывает пейзаж
А. Опускался вечер... Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись тем, не достигая дна. Прощаясь с днем, кое-где тенькали синички, плакала сойка, стонали гагары.

Б. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.(...) Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он пламенным разливом середь ночи, как середь дня; виден на столько вдаль, на сколько видеть может человеческое око. Нежась и прижимаясь близко к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул...
15.Что определяет роль пейзажа в литературном произведении ?
А. Значение природных явлений и важность передачи климатических условий
Б. Передача эмоционального состояния автора и героев, их чувств и настроений.

16.Из какого произведения взято данное описание ночи?
Только что наступила летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели.(...) не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший ему навстречу, - ветер с родины, - ласково ударил в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу- дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что, когда восходящее солнце озарило своими влажно красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже 35 верст.
А. Л.Н.Толстой "Кавказский пленнник"
Б. И.С.Тургенев "Муму"
В. Н.В.Гоголь "Майская ночь, или Утопленница"

17. Что называют сюжетом литературного произведения?
А. Круг жизненных вопросов, положенный в основу литературного произведения, проблема, которую ставит автор в своем произведении
Б. Обобщающая образная мысль, лежащая в основе литературного произведения; авторская позиция, его точка зрения на поставленную проблемы; цель, главная мысль произведения.
В. События, происходящие в литературном произведении в определенной последовательности и составляющие его содержание.

18.Определить по приведенным сюжетам произведений название автора.
А. Мужик-крестьянин, волей барыни попавший в Москву и из-за ее прихоти лишившийся любимого существа, возвращается домой, в деревню.
Б. Молодой дворянин, исполненный патриотических чувств, оказывается в партизанском отряде и гибнет в первом же бою.
В. Старый воин рассказывает о сражении, где в жесткой битве против иноземных захватчиков народ грудью встал на защиту своей родины



19. Что такое монолог?
А. Развернутое высказывание одного лица
Б. Разговор двух или более лиц.

20.Определить по данным аннотациям (кратки сюжетам) названия и авторов произведений
А. Романтическая история влюбленного витязя, который в поисках любимой преодолевает всевозможные препятствия и побеждает силы зла.
Б. Сказочная история о том, как только совместными усилиями люди способны преодолеть любые трудности в жизни, даже победить силы природы
В. Приключенческая история мальчика, в которой герой в поисках богатых охотничьих угодий преодолевает всевозможные препятствия и собственный страх

1. А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"
2. В.П. Астафьев "Васюткино озеро"
3. К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"



























Русская литература ХХ века
3 четверть

Форма:
Изложение
Цель:
Знание текста, изучаемых произведений. Умение составить план и пересказать небольшие отрывки из художественных произведений
Время:
Последняя декада марта

М.М.Пришвин "Времена года"

1.Перескажите эпизод о цветке ( глава "Иван да Марья")
2.Как вы думаете, дает ли повод этот эпизод говорить и о человеке. Запишите свой вывод.





























Русская литература ХХ века.
4 четверть

В.П.Астафьев "Васюткино озеро"

Форма:
Контрольная работа
Цель:
Результаты работы по развитию творческого воображения учащихся, развитию чувства слова, языкового чутья. Формирование начальных умений анализа художественного текста.
Время:
Вторая декада мая

1.Внимательно вчитываясь в текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.
Рассолодели от безделья
Нету (....) фарту
Осенняя путина
Привыкли парнишкой помыкать
Посадить на мушку (...) птиц
Заполошной стаей закружились (...) листья

2. Какие качества характера Васюшки вы могли бы отметить вслед за автором

3. Охарактеризуйте чувства и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васюшки

4.Что помогло Васюшке не пропасть в тайге?

5.Знание каких примет помогло мальчику принимать правильные решения в создавшейся ситуации

6.Найдите в тексте и запишите 2-3 метафоры и 2-3 сравнения

7.Найдите слова и поступки, передающие радость Васютки от встречи с Енисеем.

8.Вы когда- либо бывали в ситуации, схожей с той, что случилась с Васюткой? Опишите свои мысли, чувства, поступки. А если не бывали, то пофантазируйте. Озаглавьте свой рассказ.



Викторина
по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

1.Как называлось сочинение В.П.Астафьева, напечатанное в рукописном школьном школьном журнале?

2.Назовите фамилию, им, отчество Васютки.

3.Что такое паром?

4.Продолжите старинный таежный порядок:

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign