LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

это было принято во всех европейских странах.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в
Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Обычай дарить новогодние подарки пришел к нам из Древнего Рима. Го-
ворят, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье
и удачу в наступающем году. "Желаю тебе благоприятного и счастливого Нового
года", - писали римляне на новогодних подарках, иногда прибавляя шуточные стихи,
ведь Новый год - веселый праздник. И в наши дни празднуют Новый год по-разному.
В Италии, например, Новый год начинается шестого января. Все италь-
янские ребятишки с нетерпением ждут добрую Фею Бефану. Она прилетает
ночью на волшебной метле, открывает двери маленьким золотым ключиком и,
войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, спе-
циально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится или шалит, Бефана
оставляет щепоточку золы или уголек. Обидно, но ведь сам заслужил.
В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от
всего старого. Поэтому в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон
старые вещи. Надо быть осторожным, если хочешь, чтобы на голову тебе не
свалился утюг или сломанный стул.
Французский Дед Мороз - Пьер Ноэль - приходит в новогоднюю ночь и остав-
ляет подарки в детских башмачках.
Веселый человек, одетый в мохнатую шубу, высокую баранью шапку, с
коробом за спиной, приходит к чешским и словацким детям. Его зовут Микулаш. Для
тех, кто хорошо учится, у него всегда найдутся подарки.
А в Швеции перед Новым годом дети выбирают Королеву Света Лючию. Ее
наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами.
Лючия приносит подарки детям и лакомство домашним животным: кошке - сливки,
собаке - сахарную косточку, ослику - сладкую морковь.


46
В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни .для детей в
театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок.
В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными
открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1643 году.
В Германии Санта Клаус появляется на ослике. Перед сном дети ставят на
стол тарелку для подарков, которые им приносит Санта Клаус, а в башмачки кладут
сено - угощение для его ослика.
В Голландии Дед Мороз приплывает на корабле. Дети радостно встречают его
на пристани. Он любит веселые розыгрыши и сюрпризы.
Японского Деда Мороза зовут Сёгацу-сан-Господин Новый год. В новогоднюю
ночь японские дети прячут под подушку картинку с изображением парусника, на
котором плывут семь сказочных волшебников - семь покровителей счастья. Сто
восемь ударов колокола возвещают приход Нового года в Японию.
Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это
приносит здоровье и удачу в новом году. Любимое новогоднее развлечение
девочек - игра в волан. В дни праздника мальчики запускают традиционно-
го воздушного змея.
Ледяные дворцы и замки, огромные снежные скульптуры сказочных героев
украшают под Новый год северные Японские города. Двери домов принято
украшать ветками сосны, бамбука, сливы. Сосна олицетворяет долголетие,
бамбук - верность, слива - жизнелюбие. В каждой семье готовят новогод-
нее угощение моти - колобки, лепешки, булки из рисовой муки. В домах
ставят ветки, украшенные шариками моти - новогоднее дерево - мотибана.
Главный герой новогоднего карнавала в Колумбии - Старый год. Он разгули-
вает в толпе на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории.
Папа Паскуале - колумбийский Дед Мороз. Никто лучше него не умеет устраи-вать
фейерверки.
Детский Новогодний праздник на Кубе называется День Королей. Королей -
волшебников, приносящих подарки детям, зовут Бальтасар Гаспар и Мельчор.
Навруз - афганский Новый год - приходится на 21 марта. Это время начала
сельскохозяйственных работ. В этот день открываются веселые ярмарки, на которых
выступают фокусники, канатоходцы, музыканты.
В разных частях Индии Новый год отмечают в разное время. В начале лета-

праздник Лори. Дети заранее собирают у дома сухие ветки, солому, старые вещи.
Вечером разжигают большие костры, вокруг которых танцуют и поют.
А осенью празднуют Дивали - праздник огней. На крышах домов, на по-
доконниках расставляют тысячи светильников и зажигают их в праздничную ночь.
Девочки пускают по воде маленькие лодочки, на которых тоже горят огни.
Новый год, Праздник Весны , Тет - это название самого веселого вьетнамского
праздника. Ветви расцветающего персика - символ Нового года - должны быть в



47
каждом доме. Дети с нетерпением ждут полночи, когда можно начать пальбу
маленькими самодельными хлопушками.

Когда родилась Елочка?

Все на свете имеет свою историю, есть она и у новогодней елки. Исто-
рия давняя, богатая событиями и разного рода превращениями. Начало ее
восходит к тем отдаленным временам, когда наши предки, одушевляя приро-
ду, испытывали особое суеверное отношение к деревьям. Их почитали и по-
баивались, считая, что в ветвях и листьях деревьев нашли приют души мо-
гущественных предков, существ столь милостивых, столь и злобных. С ними
следовало ладить.
Общий обрядовый пир, общий праздник с духами, а потом и с богами в
представлении людей был тем наивернейшим способом, каким можно умилости-
вить гнев, добиться помощи в повседневных делах и заботах.
А как нужна была такая помощь в самые важные моменты хозяйственного
года, особенно в его начале. И хотя у разных народов эта дата отмеча-
лась в разное время, общей для всех оставалась попытка магического воз-
действия на природу с помощью ритуальных колдовских обрядов. Они расп-
ространялись и на деревья как на олицетворение плодоносящей силы.
С тех времен жители Вьетнама, например, сохранили обычай дарить в
новогоднюю ночь расцветшие веточки персикового дерева, маленькие манда-
риновые деревца. У японцев в этом качестве выступали связки бамбука,
ветви ели.
Елка была почитаемым священным деревом у германских племен. Должно
быть, поражала она воображение тем, что с зеленым нарядом не расстава-
лась и зимой. Праздничные ублаготворения духов ели приходились на конец
декабря - начало января. Трещит еще мороз, но люди уже это знали -
солнце поворачивается к теплу. Недаром сами слова "новый год" - "зон-
ненвенде" - переводятся с немецкого как поворот солнца.
Напоминая духам, чего от них ждут, на священное дерево люди навеши-
вали продукты, шкуры зверей, фигурки полезных в домашнем хозяйстве жи-
вотных. Священную ель опоясывали магическим кругом костров - огонь во-
обще играл видную роль в праздновании нарождающегося солнца - люди пе-
ли, плясали, выкрикивали заклинания. Потом дерево сжигали, золу от не-
го, тоже почитавшуюся священной, берегли до весны и разбрасывали на по-
ля. Постепенно праздник из общественного стал домашним, семейным, елку
приносили в дом и украшали здесь. Менялся и смысл некогда магических
обрядов воздействия на природу. Свои поправки в этот процесс перемен
внесла христианская религия. Богословы совместили праздник Рождества
Христова со временем поклонения языческому божеству нарождающегося Солн-



48
ца. Есть даже точная дата переноса праздника - 354 год, именно тогда
римская церковь ввела его в свой календарь. Прошли годы, новая жизнь
лишила елку звания "магического дерева". Стала она милым радостным
символом новогоднего праздника.
Новый год на Руси не всегда праздновали зимой: на севере Древней Руси с
незапамятных времен новогодний праздник начинался мартовской капелью, а на
юге - первой бороздой. С конца XI века Новый год встречали первого сентября.
Лишь Петр 1 издал указ "считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего года...
По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от
деревьев и ветвей сосновых, еловых, чинить стрельбу из пушек и ружей, пускать
ракеты и зажигать огни..."
У таджиков в день весеннего равноденствия отмечается национальный
Новый год - "навруз". К празднику моют, чистят жилища, стены расписывают узорами.
В этот день надевают чистые, а по возможности, новые одежды. Угощают гостей, а
после начинаются катания на качелях, борьба, конные состязания.
В прибалтийских республиках наряду с Дедом Морозом пользуется попу-
лярностью трубочист. Встреча с ним, как гласит поверье, приносит счастье. Вот
почему он непременный участник новогоднего праздника. А трубочист ради такого
случая - в парадной форме: сюртук с двумя рядами блестящих пуговиц, традиционный
цилиндр и белые перчатки. Правда, любители сувениров"на счастье" лишены теперь
возможности отломить веточку от березовой метлы трубочиста- ее заменила
металлическая щетка...

ПРАЗДНИКИ Д УХОВНЫЕ

Праздники бывают семейные, бывают - общенародные. А еще есть особые
праздники - церковные. Их отмечают люди, верующие в Бога.
Церковным праздникам уже около 2 тысяч лет. Называются они так потому, что
непременно празднуются в церкви. И каждый из этих праздников связан с жизнью
Сына Бога - Иисуса Христа:
Сегодня мы познакомимся с историей одного из церковных праздников -
Рождества.
Русское Рождество

В рождественские дни в России царили радушие и хлебосольство, каждый
старался проявить заботу и милосердие, щедро угощая всех, не обижая ни
бедняков, ни незнакомцев.
Ели разнообразно и обильно. Рождественские кушанья: вслед за кутьей на
стол выставляли гуся с яблоками, зайца в сметане; с незапамятных времен на Руси
ни одна трапеза не обходилась без пирогов. Слово "пирог" произошло от
древнерусского слова "пир" - пиршество, и на всех языках мира это слово звучит



49
одинаково, по-русски - "пирог".
Праздник Рождества Христова имеет свои обряды, например, Коляда.
В святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядо-вали
т.е. пели "колядки" - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни.
Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами
изб и получали за это различное угощение.

Колядки
1. Баба-Яга
Я, Баба-Яга, костяная нога,
Где из меда река, кисель-берега,
Там живу я века - ага! ага!
2. Кощей
Я, бессмертный Кощей,
Сторож всяких вещей.
Вместо каши да щей
Ем стрекоз и мышей.
3. Солнце
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному,
Поклонитеся, улыбнитеся
Распрекрасному.
4. Утренняя звезда
Пробудися, земля сыра!
Ночи минула пора!
Вышла солнцева сестра!
5. Месяц
Я по небу хожу,
Звезды все стерегу.
Все давно заприметил,
Сам я - зорок и светел.
6. Звезды
Мы - звездочки частые,
Золотые, глазастые,
Мы пляшем, не плачемся,
За тучами прячемся.
7. Дед
Мы пришли, козу привели,
Людей веселить, орешки дробить,
Деток пестовать, хозяев чествовать.




50
Рождество в Англии и во Франции

В этих странах до сих пор сохранился обычай "рождественское полено".
На Рождество спиливали огромное дерево всей семьей и оставляли его
на год. На следующее Рождество его вносили в дом и поджигали. Все
участники очень надеялись, что оно сгорит за 24 часа; если же бревно
угасало не догорев, это считалось знаком, предвещавшим несчастье.

Праздник Масленица

Русская масленица в XIX веке была сложным комплексом, состоящим из
разных по происхождению, времени проведения и назначению обрядов:
1) проводы Масленицы (зажигание костров);
2) обычаи , связанные с молодоженами;
3) катание с ледяных горок и катание на лошадях;
4) праздничная трапеза - блины;
5) поминовение усопших родителей.
В Симбирской губернии дети строили на реках,прудах или в поле снеж-
ный городок. После постройки они делились на 2 группы. Одни обороняли
городок,другие должны были его взять. В этой игре принимали участие и
взрослые, атакующие на лошадях верхом нападали на городок. После взятия
городка взрослыми участниками, воеводу купали в проруби.
Затем начиналось всеобщее угощение; участники с песнями возвращались по
домам.
Проводы Честной Масленицы в Симбирской губернии заключались в следу-
ющем: по городу или селу проезжал поезд, составленный из нескольких дровен и
саней. В середине дровен ставили большой столб с колесом наверху. На колесе
сидел мужик-балагур. Вместо лошадей запрягали ряженых людей. Такой поезд
разъезжал по всем улицам, вокруг него пели и плясали, играли.
Часто такой поезд приезжал из села в город. В последний день Масленицы
выбирали бойкую девку, надевали на нее кокошник,называли "масленицей" и возили
по селу с песнями и криками. У околицы её высаживали из саней.
На этом праздник заканчивался.

Пасха Христова

Главный христианский праздник, в честь воскресенья Иисуса Христа. К до-
стойной встрече Пасхи верующие готовятся шестью неделями Великого поста.
В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные
двери в алтаре, не затворяются в символ того, что Господь воскресе-




51
нием своим открыл нам врата царства Божия. По народным верованиям, на
пасхальной неделе не небесах открыты ворота в рай. К празднику Пасхи
приготовлялся артос - большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в се-
редине которого изображался либо крест, либо само воскресенье Христово.
В течение Страстной недели он помещался на аналое перед иконостасом,
обносится ежедневно крестным ходом вокруг церкви, а в субботу окропля-
ется освященной водой и распределяется верующими. Дома также приготов-
ляется пища, которую на Пасху освящали в церкви. К празднику делали
"пасху" из творога с маслом, сахаром, яйцами и изюмом. Пекли куличи.
Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы. Крашеные
яйца также освящали в церкви, дарили друг другу, несли на могилы умер-
ших родственников. По церковному преданию, происхождение этих обычаев
связано с именем Марии Магдалины, которая, явясь к императору Тиверию в
Рим и поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: "Христос воскрес!", а по-
том начала проповедовать о воскресении Христовом, яйцо символизирует
возрождение, а окрашенное в красный цвет символизирует наше возрождение
кровью Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим

В дни перед Пасхой Иисус Христос приблизился к Иерусалиму. Он въехал
в город на осле, что символизирует его кротость и миролюбие. Особен-
ность праздника составляет освящение на утрени - финиковых, пальмовых
ветвей, а в России - вербовых веток. Отсюда и название в народе - Верб-
ное воскресенье. Возвратясь домой после освящения вербы, легонько стегали
друг друга, приговаривая: "Не я бью, верба бьет". Зто делалось, чтобы
человек рос здоровым, а ребятишек трогали вербой, чтобы они быстро рос-
ли. Освященной вербе приписывалась целебная сила. Считалось также, что
присутствие вербы надежно защищает дом от всякой нечистой силы.


5.2. Материалы к разделу
"История большой и малой
Родины и народная культура"
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИМБИРСКА

1. Из истории возникновения Симбирска.
10 февраля 1648 года царь Алексей Михайлович "указал и бояре приговорили"




52
отправиться оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово в понизовые города для
охраны русской границы от нагайских татар и для строения новых городов и
засечных крепостей от реки Барыш до реки Волги. Это распоряжение царя и
вызвало основание Симбирска и нескольких других городов. Расположился город
по обе стороны реки Волги. Лучшая и значительная часть города находится на
правой, на горной стороне реки Волги; на широком перевале между реками Волга
и Свияга. Вот как описал наш город в своих стихах поэт-волжанин Петр Александров
в 1898 году:
Он стоит в красоте живописной своей
Высоко над окрестными селами.
Только крыши домов да макушки церквей
Поднялись над садами веселыми.
Величавая Волга, царица-река,
И Свияга лазурная, чистая
Близ него положили свои берега,
И зеркальна их гладь серебристая...
Чуть займется заря - они обе в огне,
И краса его в них отражается,
И ласкаясь, его обнимают оне,
Эти тихие реки-красавицы.
За Свиягой деревни, а дальше - луга
В беспредельном просторе теряются.
Их зеленый ковер разорвала река
И капризно течет-извивается.
Город был заложен на Симбирской горе и на его отлогостях, а напротив
города, на левом берегу Волги расположены были три большие слободы: Часовня,
Канава, Королевка. Это территории современного Заволжья:
Построение нашего города было крупным шагом в деле заселения русскими
Поволжья - того движения русского народа на юго-восток, которое началось очень
давно, в первое время существования нашего государства, и продолжалось во
время татарского владычества на Волге.
До прихода в Симбирский край русских здесь жили чуваши, мордва, татары и
другие инородцы. Когда были покорены татарские царства, Казанское и
Астраханское, наше государство укрепилось над всей Волгой; берега которой
начали быстро заселяться русскими людьми. Но положение новых поселений не
было безопасным:башкиры, киргизы, нагайские и крымские татары часто совершали
набеги, уводили в плен жителей и грабили их имущество. Для охраны границ строили
небольшие города-крепости, соединенные между собой укрепленной линией. Линия
эта состояла из вала и рва. На ней между городами, в высоких деревянных башнях
постоянно находились сторожа, которые в случае приближения неприятеля тотчас
давали об этом знать в городки, где стояли отряды царского войска.
Такие городки и соединяющие их линии назывались "чертами". Севернее


53
города Симбирска проходили такие "черты" от берега Волги к западу. С
возникновением русских поселений южнее этих черт потребовалась построй-
ка новой укрепленной линии, новых городов и засечных крепостей. Засека -
срубленные деревья, сваленные рядом и вершинами обращенные к неприя-
телю. Эту линию называли "Симбирскою чертою".
2. Симбирск и его прошлое.
Приступив к постройке этой линии, оружейничий Хитрово, прежде все-
го, в 1648 году основал на высоком берегу Волги город Симбирск и отсюда
повел "черту" к городу Карсуну, который был построен за год до того на
реке Барыш. Вал этой "черты" сохранился до сих пор.
Место на горе, которое выбрал Хитрово для постройки нового города, в
то время было покрыто лесом. Но напротив него под горою на берегу Волги
уже существовало поселение, жители которого (мордва и русские) занима-
лись рыболовством. С самого основания и до конца XVIII столетия наш город
назывался Синбирском. Почему он получил это название?
Одни исследователи производят его от имени древнего болгарского князя
Синбира. Известно, что на левом берегу Волги, в 13 верстах от г.Симбирска,
существовал в древности болгарский город Синбирск, впоследствии разрушенный
татаро-монгольским ханом Тамерланом. Другие - от чувашских слов, означающих
"белая гора", третьи - от мордовских слов "зеленые горы", "священная гора". Как
бы то ни было, вся близлежащая территория называлась "Синбирскою". Вместе с
Богданом Хитрово прибыли сюда арзамасские, нижегородские и иные боярские
дети, татарские мурзы и другие служивые люди. Для работ по постройке города и
черты были привезены сюда тяглые люди (частновладельческие крестьяне или
посадский люд России, платившие денежные или натуральные государственные
налоги - тяглы) из разных мест Московского государства. Сам Хитрово, заложив
город, отбыл в Москву "на другую государеву службу", а в Симбирск был назначен
воеводою Иван Богданович Камынин, продолжавший постройку города.
Как долго строился Симбирск - об этом не сохранилось сведений, но в
1652 году он был вполне отстроен. Главная часть города имела форму пра-
вильного четырехугольника и была обнесена бревенчатою стеною, по углам и
сторонам которой возвышались башни, а кругом стены шел глубокий ров.
Эта часть города называлась "кремлем", "крепостью", "рубленным горо-
дом". Она находилась на "венце" Симбирской горы. В кремле помещались
воеводский двор, приказная изба. На самой середине города стоял Троиц-
кий собор. Вблизи государственного дома помещались гостинные ряды и
хлебные амбары, а между ними дворы и часовни Успенского монастыря, ко-
торый был построен под горою. К западной стене города примыкал Спасский
женский монастырь. В кремле жили воеводы, бояре, боярские дети и другие
служивые люди. Вокруг рубленого города расположился посад, обнесенный
валом со стеною и рвами и "острогом". Вскоре вблизи посада образовались
слободы, заселенные простыми людьми, торговцами и промышленниками, во-


54
енными. Первая и самая близкая к городу слобода - Успенская, далее Свияжская,
Солдатская, Сиротская.
Царь Алексей Михайлович внимательно следил за постройкою города Сим-
бирска и заботился о духовных потребностях населения. По его указанию в
соборную церковь были присланы в большом количестве церковная утварь,
книги, одежда для священников, три колокола, напрестольный крест. (Он
до сих пор хранится в Троицком соборе.) Для обеспечения средств к жиз-
ни правительство наделило население города Симбирска усадебною и поле-
вою землею, а также сенными покосами и рыбной ловлей на реке Волге. В
Симбирске сосредоточилось управление целым Симбирским уездом. Во главе
укрепления стоял воевода, окруженный военным сословием - дворянами,
детьми боярскими, иноземцами; стрельцы, солдаты, пушкари и т.д. Вторым ли-

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign