LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

занными концами, нет сарафана и фартука. Краски покрывают фигуру от-
дельными яркими цветами. Узоры на переднике имеют свои названия: "боль-
шая роза", "колокольчик", "яблочко", "виноград". Матрешка неизменно
расцвечена веткой с алыми цветами. У нее лицо обрамляют "кудри" - под-
линная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под
кокошник, девицы - под ленты. Эту интересную бытовую деталь и сохранили
мастерицы в росписи матрешки.
2 село Семеново.
Семеновская матрешка, в отличие от загорской, держит в правой руке
большой букет цветов, в котором собраны колокольчики, рябинки, розаны и
травки. Матрешка имеет платок, рукава, сарафан. Черные, на пробор, во-
лосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие
глаза, собран бантиком маленький рот.
Самое главное - крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр
фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья - собраны в разно-
образные букеты.
6. Филимоновские игрушки.
В Тульской области, недалеко от районного городка Одоева, расположен
известный центр народной глиняной игрушки - Филимоново. В прошлом веке здесь
75 домов из 100 занимались гончарством. Из красной глины формовали кирпич и
черепицу, из желтой вертели посуду, а иссиня-черная, "синика", шла на игрушки.
Игрушечным делом занимались только женщины, уже с 7-8 лет девочки начинали
лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время.
Игрушки продавали на ярмарках и базарах.
Старейшие мастерицы промысла сохранили традиции мастерства: лепят


37
кукол-барышень и солдатиков, всадников и разных животных: у коровы рога
загнуты полумесяцем, у барана свернуты колечком, у коня ушки торчат и на
макушке, у собаки примяты, висят.
Мастерицы виртуозно владеют мастерством. Местная глина особенная:
вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку
сразу. Затем обжигают фигурки в печах при t=7000-8000 . Обожженные игрушки
расписывают "перышком" - короткой кисточкой их куриных перьев, которую
делают сами.
Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным
"перышком", потом зеленым, синим, иногда еще фиолетовым.

Литература
1. Игрушка, ее история и значение. Сб. статей под редакцией Н.Д.Бартмана
- М.: 1972.
2. Некрилова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселенья и
зрелища. - Л.: Искусство, 1986.
3. Розова Л.К. Дымковская игрушка. - М.: Планета, 1971.
4. Несброшюрованный альбом "Русская народная игрушка"; пособие для
учителей начальных классов средней школы. - М.: Советский художник, 1988.

МАТРЕШКА
и токарные изделия с росписью

Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки-точеной из
дерева и оригинально расписанной многоместной куклы, ставшей подлинным
русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и люби-
телей путешествий по нашей стране вызвала у мастеров разных областей
России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками,
довольно спокойна по расцветке, то матрешка г. Семенова (Нижегородская
область) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обяза-
тельным букетом цветов. Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается
несколько вытянутыми пропорциями. И еще более звонкой росписью. А кировская
матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из
соломки.
Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их
отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая
ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды,
ее характерного цвета, деталей костюма.
В творчестве народных мастеров получила распространение токарная иг-
рушка-сувенир, смонтированная из выточенных деталей разных размеров и
форм. Соединенные пластично или закрепленные в характерной позе на


38
подставке и без нее, токарные элементы позволяют создавать одинарные
фигурки и групповые композиции, в которых проявляется оригинальное реше-
ние игрушки-скульптуры, выраженное условным языком декоративно-приклад-
ного искусства. Деликатное использование выжигания, раскраски позволяет
уточнить характеристику персонажа сказки или литературного героя, найти
точное движение животного или птицы.
А остроумие и юмор, проявленные автором в своей работе, делают токарную
игрушку интересной как для ребенка, так и для взрослого человека.
Биография матрешки
Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались
несколько таких же кукол, но поменьше - художник Сергей Васильевич Ма-
лютин увидел в Японии. Малютин переодел куклу в русский костюм.
Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на
щеки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толс-
тая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша?
Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Начали точить матрешки по русским селам - там, где издавна работали
умельцы с деревом, как в Сергиевом Посаде (ныне город Загорск). Слава
местных мастеров разошлась далеко, дошла она в начале нашего столетия и
до большого села Полховский Майдан, что раскинулось среди густых лесов
на юге Горьковской области. Почти все мужчины села встали к токарным
станкам. Зажмет мастер в станке чурку-заготовку, запоет резец, посыплются
пахучие стружки. И стали мастера делать пустотелые матрешки.
Дальше матрешка переходит в руки художницы. Она трижды натирает ее
жидким крахмалом, чтобы не растекалась краска, и дает высохнуть. Можно
начинать роспись!
Штрих за штрихом, цветок за цветком - вот вся поверхность покрыта
контурным рисунком. Далее используются анилиновые красители. Анилиновый
порошок легко ложится на накрахмаленную поверхность, цвет получается
чистый и яркий.

ИГРУШКИ КРУТЦА
В селе Крутец совместили старое с новым и получили интересное и ори-
гинальное искусство. На деревянных игрушках рядом с розами расцветают
огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны. В крут-
цовских .пейзажах появились и мельницы, и колодцы, и церкви.
Из детских книжек и журналов пришли в крутцовские росписи Мурзилка и
Чебурашка, Винни-Пух и Кот в сапогах. Веселая компания расположилась на
крышках деревянных коробок, на боках яиц-матрешек. Из дерева стали то-
чить и забавные игрушки - копилки - котов, зайцев и медведей.
Только родился ребенок на свет, а крутцовцы приготовили ему погремушку,


39
легкую, гладкую, удобную для маленькой ручонки. Подрос немного - вот тебе
пирамидка да каталка; надевай на палочку колечки, крути колесики хоть целый день.
Еще делают свистульки, расписные яички. Для взрослых: деревянный
расписной грибок для штопки, сахарницы, солонки, вазочки, кувшины.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей
оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные
отличия проявляются как в форме, так и в росписи. Особенность местной
глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую
фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у кото-
рых получаются очень длинные шеи. Зато фигуры людей выходят стройные и
довольно изящные, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки.
Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фи-
гур, расписывая их преимущественно горизонтальными полосками красного,
желтого, зеленого цветов. Декоративные элементы дополняют схематически
изображенными розетками,напоминающими и солнце, и цветок, а также треу-
гольниками, кружками и точками. Вся гамма росписи красно-розового, зе-
леного, желтого цветов, эффективно играющая на фоне забеленной поверх-
ности игрушки, придает ей необыкновенную звучность и праздничность.
Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного от-
ражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастичес-
ких образов. Здесь можно видеть танцующие пары, музыканта, к шляпе ко-
торого прикреплено настоящее перышко птицы, солдата с птицей под мышкой
или медведя с подарком, стоящего на задних лапах.
Весь этот мир забавных скульптур-игрушек представляет еще одну сто-
рону бесконечной фантазии народных мастеров, своеобразно преломляющей
реальность и сказку, связывающей прошлое и настоящее.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сох-
раняется в г.Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили
мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в те-
матике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей,
жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с
катаниями на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры
медведей, коней, оленей, собак. Упрощенная, несколько примитивная лепка
дает точную характеристику изображаемым персонажам. Фигуры людей призе-
мистые, по-деревенски крепкие. Так же точно поставлены олени, кони, по-



40
лукони, полканы, всадники. Юбка-колокол служит устойчивым основанием
фигур женщин-крестьянок. Вместе с тем каргопольские игрушки наполнены
динамикой, движением. Техника выполнения игрушек аналогична другим про-
мыслам. Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми
красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии иг-
рушки сплошь белым грунтом преобладает линейная, штриховая разработка
декора. Цветными линиями отмечают главные изображения условных листьев,
цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой вид
росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей,
коричневой, зеленой, красной красками. Необходимые детали выполняют при
этом цветными линиями, что придает очень живописный характер всей гамме
росписи.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Искусство глиняной игрушки, как одно из самых древних, по праву при-знается
уникальным и самобытным явлением культуры.
Веселое это искусство - глиняная расписная игрушка, ласковое и неожи-данно
удивляющее, простое, доходчивое и по- нарядному мудрое.
История русской глиняной игрушки связана с развитием гончарного ремесла в
России. Время донесло до нас названия древних русских городов, где издавна
делали игрушку. Это Новгород, Москва, Коломна, Рязань, Зарайск.
Уже более 150 лет существует в с.Дымково, в г.Кирове самобытный и
крупный центр производства всемирно известных игрушек. Скульптурные на-
рядные фигурки барынь, водоносов, кавалеров и всадников, коней и индю-
ков, птицы, различные сценки; катание на каруселях, катание в лодке,
чаепитие, кавалеры с барышнями - вот те нехитрые сюжеты, которые состав-ляют
праздник красок замечательных игрушек Дымкова.
Характер этой игрушки особый. Пластика и силуэт фигурок, их орнамент и
сочетание красок дополняются выразительными деталями лепки - пышными
воланами на платьях кукол и оперением индюков и птиц, пышными цветами на
голове и шляпках, нарядной кокардой и эполетами на всадниках и кавалерах.
В дымковской игрушке есть своя гамма цветов: синего, стального, корич-
невого, малиново-красного, желтого, оранжевого и черного, которая необычайно
контрастна с яркой белизной фона игрушки.
Основу дымковской росписи составляет простейший геометрический ор-
намент, состоящий из кругов, овалов, прямых, волнистых и зигзагообразных линий.
Эти геометрические фигуры создают веселый многокрасочный орнамент.
Роспись дымковской игрушки идет по меловому грунту, отчего краски,
растертые на яичном желтке, приобретают глубину и яркость, дают матовую
поверхность.
Что же отличает дымку от других расписных игрушек? Различные сочета-


41
ния одинаковых мотивов создают впечатление богатого разнообразия узо-
ров. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали
(тончайшие листочки из сплава меди и цинка, имитирующие золото).
Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковских
игрушках. Мир образов дымки бесконечно светел, радостен, весел, в меру
реальный и сказочный, наивный и необыкновенно сложный.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

У русской национальной одежды - многовековая история. Общий ее ха-
рактер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему
облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда наро-
да. Начиная с XVIII в., северная часть России оказалась в стороне от
развивавшихся промышленных центров и поэтому здесь значительно полнее
сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время как
к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга и др.) русский национальный костюм
получил заметное развитие.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, празд-
ничная, свадебная или венчальная, траурная), возрасту, семейному поло-
жению. При этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, коли-
чество вышитых узоров. Самой нарядной во все времена на Руси считалась
одежда из красной ткани.
Основными тканями, использовавшимися для народной крестьянской одеж-
ды, были домотканые холст и шерсть, а с середины XIX в. - фабричные
шелк, атлас, парча, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество,
вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы,
косые, кресты, восьмиугольные звезды,розетки, елочки, кустики, стилизованные
фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми
и шерстяными нитками, окрашенными растительными краситeлями, дающими
приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий,
черный, коричневый, желтый, зеленый.
Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из до-
мотканого холста, которую носили навыпуск и подпоясывали узким поясом
или цветным шнурком. Поверх портов состоятельные люди носили еще верх-
ние шелковые или суконные штаны. К низу их заправляли либо в онучи -

куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завяз-
ками - оборками, затем надевали лапти либо сапоги из цветной кожи.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, за-
пахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой -


42
овчинные нагольные шубы.
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или
занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с
поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках
рукавами, с разрезом из горловины, застегивающимся на пуговицу.
Самой богато украшенной частью женского русского костюма был перед-
ник или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его дела-
ли из холста, орнаментировали вышивкой, тканым узором, шелковыми узор-
ными лентами.Край передника оформляли зубцами, кружевом, бахромой из
ниток.
Холщевые белые рубахи и передники крестьянки носили с сарафанами.
Сарафаны делали из однотонной ткани - синего холста, бязи, красной крашенины,
черной домотканой шерсти.
В южнорусском костюме использовалась понева-поясная одежда из шерстя-
ной ткани. Будничные понёвы отделывались скромно, праздничные богато
украшались вышивкой, тесьмой, кружевом, блестками.
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась
на плечевых лямках. Душегреи надевали поверх сарафана,шили из дорогих
тканей, обшивали каймой.
Состоятельные русские женщины носили летники, телогреи.
В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам
обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушки - оставлять их
непокрытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой
шапочки и девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены
кокошники, разнообразные повязки и венцы.
Замужние женщины обычно закрывали волосы повойником из тонкой ткани
или шелковой сетки.
Самым нарядным женским головным убором был кокошник - цельный, укра-
шенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли
покрывало из дорогой узорной ткани.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху
красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. В качестве
украшений использовались жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья,
подвески, бусы, серьги.
В конце XIX в. в народной одежде наряду с фабричными тканями утвержда-
ются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизиро-ванные.
На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая пароч-
ка - приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. Кофта шьется с
воротником стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами; широкая
юбка - иногда с оборкой по подолу. Для будничной одежды использовали ситец и
другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной - шелк, шерсть или их


43
смеси.
Мужской костюм состоял из ситцевой рубахи-косоворотки, надеваемой
навыпуск и подпоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправляемых в
сапоги, жилета, пиджака или сюртука. Все это шили уже из покупных тканей фабричного
производства.
Таким образом, традиционная форма костюма, сохраняя народные элемен-
ты, все же начинает тяготеть к новым стандартным формам, утверждающим
практичность, удобство и целесообразность. Эти особенности одежды и вы-
двигаются на первый план в последующие годы.

Одежда Симбирской губернии
До середины XIX в. в Симбирской губернии преобладал средневеликорусс-
кий комплекс традиционной одежды - женская рубаха с прямыми полосками,
косоклинный сарафан, с середины XIX в."московен" прямой, сарафан на мыш-
ках, узкие мужские холщевые штаны, в основном полосатые, холщевая мужс-
кая рубаха с "подоплекой".
Ряд элементов одежды указывал на связь населения Симбирской губернии с
русскими: бытовали эти элементы в селах центральных и северо-западных районов:
печки, бисерные украшения, пух, называние передничка "занавеска". Отдельные
элементы одежды русские переняли от коренного населения Среднего Поволжья.
Традиционным в одежде был белый цвет . Из белого холста шили женские и
мужские рубахи, мужские штаны, женские передники.
С 60-х годов XIX века крестьяне начали использовать в одежде ситцы и
другие хлопчатобумажные ткани, особенно для праздничной одежды.
Началось это в западной части губернии, где особенно были развиты промыслы, и
в богатых приволжских селах.
В середине XIX в. для мужской летней одежды в русских селениях ис-
пользовали преимущественно красные холсты, пестрядь, которую ткали из
выкрашенных ниток. Такие холсты ткались тонкими полосками: бурая с синей или
светло-синяя с темно-синей. Для женских сарафанов часто употреблялась
одноцветная синяя ткань, получаемая кубовой краской (индига). Синий сарафан
обычно носили старушки и девушки, которые решили не выходить замуж. Таким
образом, в конце XIX в. - начале XX в. в крестьянских семьях шили одежду из
домашних и фабричных тканей.
Нижнюю одежду изготовляли из конопляного холста (поскони), верхнюю - из
шерстяного овечьего сукна и овчины.
Мужскую рубаху с подоплекой в некоторых селах современного Кузоватов-
ского района (Кузоватово, Баевка, Коромысловка) носили мужики, ее называ-
ли - панарь. В середине XIX века использовалась верхняя мужская одежда: кафтаны,
зипуны, ярмаки (территория современного Новоспасского района), тулупы, шубы,
шубняки.
В праздники зимой мужчины с.Вальдиватское Карсунского уезда носили


44
кафтаны из желтой верблюжьей шерсти, отделанные тюленьей шкурой.
В конце XIX - начале XX века холщевые рубахи и штаны молодежь носила
уже как нижнюю одежду. Верхней одеждой становились рубахи - косоворотки
из ситца, сатина, жилетки, брюки, пиджаки.
Верхняя одежда осталась прежней. В зажиточных семьях ее покрывали
сукном и отделывали мехом.
В женской одежде с середины XIX века наиболее распространенным был
косоплинный сарафан с лямками и рубахой. В бедных семьях - будничные сарафаны
шили из крашеного холста, праздничные - из китайки.
В богатых семьях праздничные сарафаны шили из шелка. Косоплинный са-
рафан был характерен для северных и центральных русских губерний. В Инзенском
районе в конце XIX - начале XX веков бытовал клетчатый прямой сарафан в белую
и черную крупную клетку на красном и синем фоне с пояском. Еще раньше носили
тяжелые шерстяные юбки в крупную клетку.
Женская рубаха на большей части Симбирской губернии имела определенный
северорусский и среднерусский тип: низ рубахи - стан, прямые полики, рубаха без
полик со скошенными рукавами. В некоторых селах современного Инзен-
ского, Майнского, Радищевского районов рубаха имела признаки южнорусского
типа.
Принадлежностью женской одежды был повсеместно передник: во многих
селах он назывался "фартук", "запон". "Тамба"-занавеска. Запон грудной носили в
Инзенском и Вешкаймском районах.
Праздничной женской одеждой у зажиточных крестьян были одежды север-
норусского типа: душегрейки в селе Большая Кандарать Карсунского района. Епанча
в селе Капышевка Новоспасского района. В конце XIX века появляют-
ся новые виды женской одежды - юбки, кофты. Кофты шили по-разному. В
с.Ясашная Ташла Тереньгульского района бытовали короткие прямые кофты -
"мотыньи", в селах Карсунского и Барышского районов - кофты "казачок" с не-
большим стоячим воротником, в талию, с рукавами "грибом".
В с. Карцевка Майнского района шили кофты "фринтик" в талию, с ярким
шелковым пояском.
Верхняя одежда в середине XIX века была однотипна с мужской. В конце XIX
века появился особый тип: пальто и полупальто (сак, полусак, куртки, трехсборки).
В Радищевском районе женщины носили "корсетки" - жилетки со сборами.
Симбирские женщины носили "корсетки" типа кафтана из черного сукна с длин-ными
рукавами, низким воротником, шалью и застежкой на одну пуговицу.
ПРАЗДНИКИ

Как встречают Новый год в разных странах
В Древнем Египте, например, Новый год праздновали в начале лета, во время
разлива Нила.


45
В Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в го-
ду - 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые
устраивались в честь легендарного Геракла. .
Впервые календарь, в котором год начался с 1 января, ввел римский
император Юлий Цезарь.
В средние века в Англии Новый год встречали с приходом весны - 1 марта.
На Украине канун Нового года называли - "щедрый вечер". Дети ходили из дома
в дом, носили большую соломенную куклу коляду, поздравляли хозяев, пели песни
- "щедровки" или "колядки". Гостям вручали подарки - выпеченных из теста лошадок,
коровок, петушков.
В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые.
Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зер-
ном, желая хозяевам богатого урожая. Праздновали Новый год в начале
осени - 1 сентября.
В 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign