LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было
здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не за-
нимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой де-
рева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную
по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, раз-
делили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем
же .занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой
такой группы деревень был центр - крупное село, куда крестьяне каждую
неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревянная
посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную
ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина. Ковши
в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках
еще в Х-XIII вв. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
Требовалась эта посуда в большом количестве, ведь дерево быстро из-
нашивалось. Поэтому уже в ХVI в. посуда выделывалась на продажу и при-
возилась на рынки сотнями и тысячами штук.
Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда доль-
ше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду
олифой. Возможно, в связи с техникой писания икон возникло живописное


28
искусство Хохломы.
Почему деревянные изделия называют хохломскими?
Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках
Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не
новопокровской, а хохломской.
Мастера продавали ее в торговом селе Хохлома. Хохлома - веселое слово: в
нем и восхищенное "Ах!" и восторженное "Ох!" слышится.
То ли солнцем облита,
Толь сверкает сама?
Далеко знаменита
Хохлома, Хохлома.
Самоцветные краски,
Вязь узоров полна.
Продолжение сказки,
Что сложили века.
И в беде, и в несчастье
Красотою полна,
Добрым людям на счастье
создается она.
Вместе с этой посудой
Входит радость в дома...
Рукодельное чудо-
Хохлома, Хохлома.
Г.Серебряков.
Сегодня мы познакомимся с искусством народной росписи по дереву -
хохломской росписью. Это одно из направлений народного декоративного
творчества.
Хохломское искусство возникло и развивалось в Нижегородском Заволжье,
где обработка дерева занимало большое значение в занятии людей.
Истоки этого искусства уходят в глубину веков. Чтобы о них узнать, пере-
несемся в далекое прошлое.
Леса, которые сейчас покрывают Заволжский край, прежде тянулись сплошной
полосой далеко на север. Заселены они были плохо. Люди, жившие в тех деревнях,
были отрезаны от мира. С XVII в. в заволжских краях появились новые поселенцы.
Среди них были крестьяне, беглые солдаты.
Так, в пустынном лесу, среди холмов и оврагов, над сонной речкой возникли
новые селения. Близость заволжских селений к Волге оказала на жителей
благоприятные условия для занятия торговлей. Большое место занимала обработка
дерева. Весь нужный материал был под рукой, т.к. селения были в лесу.
Это здесь, в селениях, расположенных на речке Узали, родилась известная
сейчас хохломская роспись. Украшали этой росписью, в основном, посуду, которая
использовалась в быту. Изготавливали очень разнообразную посуду: ложки, миски,



29
чашки, разнообразные коробочки, баночки. Формами посуда напоминала различных
животных.
Процесс изготовления хохломских изделий очень сложен: нужно сначала
изготовить изделие из дерева, затем обработать его, чтобы оно не боялось ни
жары, ни холода. Его смазывают различными маслами, глиной, много раз
просушивают, и затем только изделие готово к росписи.
По способу нанесения на поверхность орнамента письмо делится в
основном на "верховое" и "фоновое". При первом, более древнем письме
узор наносился так, чтобы фон оставался золотым. А второй фон, напротив,
раскрашивается красным, черным цветом, а рисунок остается золотым.
На основе обеих систем создано огромное количество разнообразных ри-
сунков. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Самая распространенная для "верхового" письма известная хохломская
"травка".
Разнообразности этого орнамента нет границ. И в наше время мастера
используют этот узор. Травный орнамент мягко стелется по стенкам посуды,
придавая ему праздничный яркий вид.
Орнамент "под листок" состоит из сочных ягод и листьев, на гибкой
и подвижной ветке, напоминающей землянику, чернику или смородину. По
сравнению с "травкой" этот орнамент более многоцветен, к черному и
красному добавляется желтый, зеленый и коричневые цвета.
Орнамент "кудрина". "Кудрину" обычно пишут под фон, завиток оставля-
ют незакрашенным. На цветы наносят тычинки и сердцевинку, на листья -
прожилки, а поверх фона - ягодки и листья. Также на хохломской посу-
де изображают различных животных: петушков, птичек, рыбок и т.д.
На чашках и плоских блюдцах всегда изображают "пряник", каждый
раз разный: то это ромбик с лучистыми розетками - древний символ солн-
ца, то цветок с длинными волнистыми стебельками.
Старинное хохломское искусство переживает в наше время новый рас-цвет.
Сверкающая золотом и яркими красками посуда и мебель пользу-
ются всемирной известностью. Произведения Хохломы украшают выставки,
направляются во все страны мира. Они живут и в домах современных людей,
принося в дом радость и красоту.

ПАЛЕХСКОЕ ЧУДО
Палех... Это слово давно стало синонимом прекрасного, радостного.
Посмотришь на лаковые миниатюры, созданные здесь, и на душе ста-новится
светлее.
Дорога, идущая от Шуи, вливается в улицу Баканова знаменитого поселка
Палех. По обе стороны обычные дома. Но центр украшает огромный холст "Буре-
вестник". А через дорогу на старой церкви фреска "Воздвижение креста господня".


30
Палехскому чуду - более 50 лет, если считать время с того дня, когда пале-
шане впервые назвали себя художниками. Произошло это в декабре 1924 года.
Семь бывших иконописцев собрались в горенке А. Котухина и решили создать
"Артель древней живописи". Древнее русское изобразительное искусство - начало
и источник великих художественных решений. Мастера Палеха видели в русской
живописи светлые порывы к человеку, к его печали, страданиям. Овладевая
техникой росписи на папье-маше, осваивая мастерство лаковой миниатюры, па-
лехские художники смело вводили в свое искусство декоративные основы древ-ней
русской живописи. Живопись палешан ложилась не прямо сверху поверхности лаковой
шкатулки, не закрывала ее целиком, а как бы возникала изнутри драго-ценными
сплавами красок, создавая пленительное их волшебство и вступая во
взаимодействие с черным или другим основным цветом и троном шкатулки.
В своих лаковых миниатюрах художники Палеха взяли от древнего
русского искусства манеру подачи изобразительных атрибутов: горки, во-
да с ее волнами, корабли, одежда, растения орнамент, архитектура полу-
чали под кистью палехских мастеров миниатюры сходное с иконами выраже-
ние. Образцы шкатулок, пудрениц, бисерниц, портсигаров, которые оста-
вили нам мастера, поражают великолепно выполненными композициями. Сре-
ди зачинателей нового искусства Палеха Голиков имеет полное основание
быть названным гением современного русского народного изобразительного
творчества. Как истинный художник, Голиков выпускал из своих рук творе-
ния, всегда полные глубокого смысла. А какое богатство сюжетов, форм
исполнения! Вот он исполняет миниатюры на папье-маше, потом переходит
к металлическим подносам, дереву.
В творчестве Голикова отражается страстная вера художника в вели-
чие русского народа. Вот почему лейтмотивом цвета этого мастера явля-
ется красная киноварная краска. Знамениты его миниатюры "Тройка красных
коней", "Битва", "Музыканты", "Охота на оленя".
Знамениты и другие мастера: И.М.Баканов, И.П.Вакуров, А.Котухин, И.Мар-
кичев, И.Зубков, Н.Дыдыкин.
Каждый из палехских художников наделен индивидуальными чертами, но всем
им присущи безмерная любовь к искусству, к народу, к России, связь с родной
землей, бережное отношение к национальным традициям, огромный творческий
труд.

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала
развиваться в начале XIX века. Подносы изготовляли в селах и деревнях - Жостове,
Троицком, Новосильцеве и др.
Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской
лаковой живописи, а также росписи по фарфору.



31
В первые десятилетия своей работы жостовские мастера пережили ув- лечение
сюжетной росписью. Это произошло потому, что мастерами нового промысла стали
выходцы из Федоскина, занимавшиеся живописью на лаковых шкатулках. Отсюда
перешли на подносы сюжеты "троек", "чаепитий" и других сцен из народной жизни.
Однако орнаментальная роспись пободала и стала главной темой ук-
рашения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты, в
которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовс-
кой росписи. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка,
без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета исполняется
импровизированно. Мастер-живописец наносит крупными мазками главные
цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изобра-
жения цветов, плодов ветками и листьями. Роспись выполняется с исполь-
зованием фона разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне,
из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают
это путем перехода от темного тона к более светлым. В росписи как буд-
то оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цве-
ты. Вместе с тем не создается иллюзии натурального изображения. Букет
сохраняет меру декоративной условности и привязанности к плоскости
подноса. Виртуозное владение кистью и приемами письма позволяет масте-
рам Жостова легко добиваться различных декоративных эффектов. Захват
кистью двух-трех цветов краски, прокладка мазка по сырому слою создают
живописность цветовых решений, которые в бесконечных вариантах прояв-
ляются на подносах, превращая их в произведения декоративно-прикладно-
го искусства.
Диапазон художественных решений в жостовских подносах кажется
безграничным. Мастера выполняют роспись в пестрой гамме, напоминающей
переливы красок в осеннем пейзаже. Иногда на черном фоне бесцветная
тональность букета белых роз. Каждый раз по-новому используют цветной
фон, на котором букет превращается в ажурное силуэтное изображение.
В уникальных работах цветовая гамма росписи обогащается вставками
перламутровых пластин, изображением птиц. Для завершения композиций по
краю поля или на бортах подносов выполняют "золотой" орнамент, графи-
ческий рисунок которого подчеркивает живописность росписи.

ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ
ВОЛОГОДСКИХ КРУЖЕВНИЦ
- Ребята, вы любите сказки... Тогда рассаживайтесь поудобнее, и я расскажу
вам сказку "Семь Катерин".
Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил.
Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему
хорошему поучиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский


32
король его встречает, во дворец ведет, показывает ему всякие диковины.
- Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит.- Живешь ты среди темных людей.
Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моем
королевстве имеются.
И показывает кружевную скатерть.
Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:
- Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево
из моей страны.
- Быть того не может! - вскричал король и стал скатерть в увеличительное
стекло рассматривать. Но смотри не смотри - береза березой и останется.
Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в
ноги и признались:
- Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить,
вели миловать. Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено - у семи
Катерин. Лучше их никто кружева не плетет, богаче узора нигде не найдешь...
- Что еще за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите! - разгневался
заморский король.
Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.
- Есть, - говорит, - в моем царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал,
хоть видеть никогда не видел.
А заморский король разошелся - и царю Петру веры нет.
- Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажи мне этих
Катерин! Едем к ним сию же минуту!
Ну, царям сборы недолги. Приказали лошадей запрячь да и поехали. Впереди
- стража, позади - стража на тот случай, если разбойники нападут.
Начали путь в коляске, а потом и в сани пересели, в собольи шубы оделись.
Едут, едут. Смотрят, навстречу возок ползет. В нем - купец с узлом на коленях.
Спрашивает, его королевский стражник:
- Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам.
Купец рассказал, как проехать, да и говорит:
- Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете.
Развернул купец занавески. Все так и ахнули. На каждой из них целая сказка
выплетена. На одной - про Морозко, на другой - про Сивку-Бурку, а на третьей - про
Василису Премудрую.
Заморский король как увидал занавески, так и закричал:
- Мои! Покупаю!
И бросил купцу кошелек с золотом. А царь Петр молчит, будто его это вовсе не
касается.
Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нем купец сидит. И тоже узел
держит.
Спрашивает королевский стражник:
- Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут.


33
Купец отвечает:
- Знаю, как не знать! Вот за тем леском... Я вот покрывало у них купил. Не
взглянете ли?
Развернул купец покрывало - чудо, да и только! На одной стороне - весна лето
догоняет, на другой - зима с осенью в обнимку идут.
Заморский король даже из саней выпрыгнул.
- Покупаю! Покупаю! - кричит. - Казначей, дай ему целую шапку золота...
А сам покрывало в охапку - и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не
передумал или царь Петр покупку не перехватил.
Еще немного проехали - и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы
живут.
Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. По-
клонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У
каждой на подушечке свой узор заплетен: у одной будто волны под руками струятся,
у другой - над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей - по всему кружеву
звезды рассыпаны...
Дух захватило у заморского короля. Он щипать себя стал, уж не снится ли ему
все это.
Потом заморский король в себя пришел, спрашивает:
- А кто вам узоры дает? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры - в
убытке не будете!
Отвечают кружевницы:
- Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.
Захотел заморский король сказки купить, но и они не продаются.
Старшая Катерина говорит:
- Сказки у нас не продажные. Мы их складываем по очереди. Что ни круже-во
- то и новая сказка...
Царь Петр попросил:
- Расскажите их нам. Люблю сказки слушать!
И старшая Катерина расска-зала ему сказку, которая называется "Волшебное
кружево".
Беседа о народном промысле вологодских кружевниц
Во многих русских землях плели кружево, особенно на севере, там, где родится
лен.
Одно из самых интересных народных промыслов - вологодское кружево-
плетение.
Судьба у этого вида искусства счастливая. Народная песня поется
сердцем и поэтому, передаваясь от поколения к поколению, всегда остает-
ся свежей, обновленной, как будто родилась она сегодня... Так и воло-
годские кружева изначально возникают в душах мастериц. Женские руки пе-
редают им неповторимость живых человеческих чувств.
Посмотрите на них!
Северные вологодские кружева своей плотностью, белизной и узорча-тостью


34
очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар
зимы, в тихий морозный день.
Плетение кружев требует одаренности, терпения и сноровки.
Плетут кружева коклюшками - маленькими деревянными палочками (длиной
до 18 см). В работе они употребляются парами. Прикрепляются и наматываются
нитки к их концу.
На плотный валик прикрепляют сколок - рабочий рисунок, который в виде точек
и линий нанесен на плотную бумагу или картон, так как он много раз употребляется
в работе.
Нитки при плетении используются самые разные - хлопчатобумажные, льняные,
шелковые.
А сейчас давайте рассмотрим узоры. Какое ваше впечатление об увиденном?
Что увидели в узорах? Какие они?
Вологодскому кружеву, как и другому народному творчеству, присущи свои
элементы узоров. Разнообразнейшие узоры образуются благодаря различным
сочетаниям основных элементов.
Главный из них - тесьма-полотнянка. Она ведет рисунок кружева. Когда
тесьма начинает виться, ее (т.е. вьющийся элемент) называют вилюшкой.
Не менее важный элемент - сетка-решетка, является своего рода фоном.
Самую первую решетку использовали в виде ромбиков. Сейчас известно око-
ло 200 видов решеток, разнообразных по своей красоте и ажурности.
Плетешок напоминает шнурочек. Он часто украшается отвивными пе-
тельками.
Есть еще в кружеве элемент - насновки. Это небольшие фигурки очень
плотного плетения. Различные насновки вплетаются в решетку и придают ее
ажурности особую красоту.
В вологодском кружеве можно выделить самостоятельные элементы - рисунки:
снежинки, елочки, цветы, птицы.
Кружево бывает мерное, где можно увидеть чередование одинаковых эле-
ментов - рисунков, и сцепное, состоящее из отдельных мотивов.
Мастерицы плетут красивые панно, отделки и воротнички для платьев, скатерти,
покрывала и другие предметы.
К мастерицам, которые сами составляют рисунок, - особое почтение.

ИГРУШКИ РОССИИ
1. Погремушки.
Их делали различными способами, из самых разных материалов: лепили
из глины, плели из прута и лыка, конструировали из щепок, шили из тряпочек. Такие
разноцветные набивные шарики служили мячом и погремушкой.
2. Куклы из соломы.
Эти куклы делались прямо на поле во время жатвы. Крестьянки часто
брали с собой на полевые работы детей, а чтобы их позабавить, быстро

35
вязали им кукол из соломенных жгутов. Куклы сделаны просто. Пучок соло-
мы скручен жгутом, перегнут пополам и перехвачен нитками по линии шеи и
талии. Из нескольких отведенных от основного пучка соломинок, также
скрученных плотным жгутиком, сделаны руки и вставлены "крендельком" в
середину фигурки. Куклу наряжали в цветастый фартучек и яркие ленты,
повязывали пестрым платочком или надевали соломенную шляпку, как у го-
родской барышни. Из соломы делали и мужичков.
Соломенные куклы были забавной развлекательной игрушкой.
3. Куклы "моховики" ("лесовики").
Такие игрушки делали в конце XIX-нач. XX в. в деревнях Вятской, Вологодской,
Костромской губерний.
"Моховики" как бы изображают лесных человечков. Их туловище скручено из
сухого мха, руки сделаны из еловых шишек, ноги - из деревянных палочек. Лица
"моховиков" изготовлены по-разному.
Вятские мастера вырезали головки из липовых чурочек, обозначали
длинный нос, глаза намечали простым карандашом.
Вологодские мастера формировали головки из белой мастики, костром-
ские - из воска.
Мастера старательно одевали игрушку. На мужичках надеты шляпы с по-лями
из древесной коры, на бабах - платки из цветных лоскутков ткани. На ногах-
плетеные из бересты лапоточки. В рукавах у них палки - посохи или берестяные
лукошки для ягод.
С большой выдумкой используют в этой игрушке мастера природный мате-
риал. Чешуйчатая еловая шишка и впрямь напоминает одежду, а крылыш-
ки-семена похожи на растопыренные пальцы рук. Пучки высохшего лишайника
имитируют растрепанные седые бороды и длинные волосы, а сухой мох-овчину
тулупа. Идут - бредут лесовички, рубят дрова, собирают ягоды. И кажется, будто на
самом деле живут эти человечки в глухих лесах, мшистых болотах.
4. Тряпичные куклы.
Эти игрушки представляют собой простейшее изображение женской фигу-
ры: туловище - кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной
тряпицей лицо, волосяная коса.
5. Матрешка. Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам -
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается дурешка,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Первая Матрешка - Матрена была сделана по эскизам художника Сергея
Малютина в конце прошлого века (увидел в Японии).
Выточил ее из дерева мастер Василий Звездочкин. В нее входило 7 фигурок,


36
и самая большая, симпатичная девчушка Матреша с петухом в руках так понравилась
всем, что игрушку назвали матрешкой.
Итак, русская матрешка родилась в старинном и знаменитом городе Сер-
гиевом Посаде (ныне Загорске, недалеко от г.Москвы), где даже создан
музей русской игрушки. Загорская матрешка наряжена в простонародный го-
родской костюм: сарафан с кофтой, передник, платок. В руках она держала
петуха, серп, хлеб. Эта матрешка имеет плавный переход из одного объема
в другой, сужаясь и утончаясь без резкой границы. Когда матрешку выто-
чат на токарном станке, она переходит в руки художницы. Она трижды на-
тирает её жидким крахмалом, чтобы не растекалась краска и дает высох-
нуть. Потом расписывает игрушку.
Роспись выполняют гуашью.
Но у Загорской матрешки есть еще сестры из г.Нижний Новгород.
1 село Полховский Майдан.
"Майдан" - означает сборище людей.
Полховка - это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на
Полховке - Полховский Майдан.
Взгляните на гостью из Полховского Майдана: у нее нет платка с завя-

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign