LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

биться один на один с вражеской силою и побивают всех врагов до послед-него
человека. Исторические песни всегда, а не в отдельных случаях, рассказы-вают о
людях, действительно живших и чем-либо заслуживших известность, про-
славившихся. Песню интересуют прежде всего реальные факты. Песня никогда не
отступает от правды в том, как относиться к поступкам, делам людей.
Песни печалились, негодовали, обличали, высмеивали, славили, скорбе-
ли, осуждали, радовались. Настроение певцов придало песенному рассказу
особую художественность.
Каждая историческая песня вводит нас в события, в быт изображаемого
времени. Этим песни всегда привлекали художников, живописцев, поэтов.
Творчество великих русских художников - Репина, Сурикова, Васнецова,



19
Рериха, Билибина - роднят с песнями народа и темы, и сюжеты , и колорит, и краски.
Пушкин, Лермонтов, Толстой, Блок знали исторические песни, легенды и
заимствовали из них образы. Песни народа переносят нас в далекое прошлое: в
эпоху татаро-монгольского нашествия, во времена Ивана Грозного. Песни расскажут
о мятеже Разина, о крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева. Не
прошли мимо песен и такие события, как построение на Неве новой русской столицы,
войны, которые вел царь Петр Первый со шведами, знаменитые походы Суворова
и Отечественная война 1812 г.

Государева служба царева

Царь Петр Первый создал в России регулярную армию и морской военный
флот. На реке Неве и ее притоках строились корабли, несли службу солдаты. С 1702
года солдат и матросов стали набирать из крестьян. Царская служба была тяжелой.
На ее тяжесть крестьяне жаловались в плачах, провожая новобранцев. Об этом
сложены и песни - про солдатскую службу царя Петра на Неве-реке. В песнях "за
речкой за Невагушкой..." девица жалуется на разлуку с милым, а еще больше на
тяжесть участи: солдатская служба у царя Петра - "великая неволюшка" служба вся
размерена: со вечера до полуночи, с полуночи до часу девятого, от девятого часу
до белой зари - круглые сутки.
За рекою за Невагушкой, за широкою перебрагушкой,
Не полынь-трава в поле зашаталася:
Что во поле за душа миленький мой зашатался.
Он не сам сюда зашел, не своей охотушкой,
Не охотою - занесло дружка великою погодушкою,
Не погодушкой - великою неволюшкой, неволею.
Подневольная жизнь - служба государева,
Государева служба, царя белого,
Царя белого - Петра Первого.
Тяжело служить, служба день до вечера,
Что со вечера служить до полуночи,
Со полуночи служить до часу девятого,
От девятого часу служить до белой зори!
Французский король
Царю белому отсылается.
Война l812 г., начатая Наполеоном против России, всколыхнула народ.
Простые русские люди не щадили жизни своей ради защиты Отечества. В
песнях о событиях войны выразились чувства народа, думы солдат русской
армии. Победителем Наполеона народ считал фельдмаршала Михаила Илларио-
новича Кутузова. Его, а не царя Александра I признали вдохновителем побед
русской армии.
Французский король царю белому отсылается:


20
"Припаси-ка ты мне квартир-квартир ровно сорок тысяч,
Самому мне, королю, белые палатушки".
На это наш православный царь призадумался,
Его царская персонушка переменилася.
Перед ним стоял генералушка - сам Кутузов.
Уж он речь-то говорил, генералушка,
Словно как в трубу трубил:
"Не пужайся ты, наш батюшка, православный царь!
А мы встретим злодея середи пути,
Середи пути, на своей земле,
А мы столики поставим ему - пушки медные.
А мы скатерти ему постелим - вольны пули.
На закусочку поставим - каленых картечь,
Угощать его будут - канонерушки,
Провожать его будут - все казачушки".

Лирические песни Симбирской губернии

В 1838 году в "Симбирских губернских ведомостях" был напечатан доку-
мент "О собирании русских народных песен и стихов", получивший название
"Песенная прокламация".
Её авторы - П.Киреевский, А.Хомяков, Н. Языков - призывали общество оказать
содействие в деле собирания, записи и систематизации народной песни.
Авторы писали: "Необходимо спешить с собиранием этих драгоценных остатков
старины".
У истоков этого движения стоял Пушкин, привлекший к делу собирания
фольклора П.Киреевского, Н.Языкова. В свою очередь, Языков сумел заинтере-
совать этим делом своих братьев.
Кроме Языковых, в собирании песен участвовали и другие жители Сим-бирска
- отец поэта-сатирика Д.И.Минаев, поэт Д.Н.Садовников.
В обществе прокламация встретила мировую поддержку. Откликнулись
Н.В.Гоголь, Н.В.Кольцов, П.И.Даль.
Необрядовая лирика села Краснополка Карсунского района Ульяновской
области в записи М.П.Чередниковой.
1.Уж ты кочет-кочеток, серебряный гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка!
Маслена головушка, да шелкова бородушка,
Не пой рано поутру, не буди-ка молоду.
Не пой рано поутру, да не буди-ка молоду,
Когда солнышко взойдет, роса на землю падет,
Когда солнышко взойдет и роса на землю падет,
Роса на землю падет, пастух выйдет на лужок.


21
Роса на землю падет, пастух выйдет на лужок.
Пастух выйдет на лужок, заиграет во рожок.
Пастух выйдет на лужок, и заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет, выговаривает:
"Вставай, девки, вставай, бабы,
Вставай, малые ребята,
Вставай, стары старики,
Пожилые мужики. - 2 раза
Выгоняйте-ка скотинку
На широкую долину, - 2 раза
Где пастух пасет скотину,
На широкую долину,
На зелену луговину, - 2 раза
Где пастух пасет скотину,
На зелену луговину,
Где пастух пасет скотину.
Пастушок паси, паси.
Ночевать ко мне ходи
Ты паси, паси, паси,
Да ночевать ко мне ходи!
Пастух ночку ночевал,
Овеченьку потерял, - 2 раза
Потерял пастух овечку, серу ярочку, - 2 раза
Серу ярочку, все приданочку - 2 раза
Берегла я, берегла
На пунцовы рукава, - 2 раза
На пунцовы рукава,
На кисейный кафтан.
2. Прялку взяла, в посиделки пошла,
Да прялку взяла в посиделки пошла.
Да прялку под тын,
Сама прыгай через тын.
Прялку под тын,
Сама прыгай через тын.
Кочета пропели, я не думала домой.
И кочета пропели, я не думала домой.
И другие пропели - заря занялась,
И другие пропели, заря занялась.
А я молодешенька
Домою собралась, - 2 раза
И подхожу я
К своему ко двору. - 2 раза
Ножкой топ, я другою топ - 2 раза


22
И цепою стук, золотою - бряк. - 2 раза
Мой-от стар, пробуждаться стал - 2 раза
Сива борода, с тобой рядом я спала - 2 раза
Да к стенке лицо(м)
И к тебе ребрышком. - 2 раза
Люб, потянись, любодей, потянись.
Из трех прядочек
Веревочки вила - 2 раза
Да милому в окошечко
Концы я подала. - 2 раза
Старому на шеюшку накидывала. - 2 раза
Новые веревочки не оборвутся,
Да у старого шеюшка
Не оторвется. - 2 раза
Стар захрапел,
Ровно спать захотел. - 2 раза
Ногами забил -
Яво грех придавил.
Ногами забил - яво грех придавил.
3. Уродилася я, как в поле былинка:
Не красива, не бела,
Плохо я одета. - 2 раза
Никто замуж не берет
Собственно, за это, - 2 раза
Пойду, схожу в монастырь,
Богу помолюся, - 2 раза
На все стороны четыре
Низко поклонюся. - 2 раза
Не создаст ли мне Господь
Той доли счастливой. - 2 раза
У богатого купца
Я в кухарочках жила.
У богатого купца я в кухарочках жила.
День качала я дитя -
Ночь - коров доила. - 2 раза
Процедимши молочко,
Я дитя поила. - 2 раза
Напоимши я дитя,
Спать его ложила. - 2 раза
Уложимши я дитя,
В лес гулять ходила. - 2 раза
Как во темном лесу
Волчицы гуляли, - 2 раза


23
Во зеленом саду
Пташки распевали.
Одна пташка - желтый цвет
Жалобно пропела. - 2 раза
Как у пташечки - гнездо,
У волчицы - дети. - 2 раза
У меня, у сироты
Нет мужа на свете.
Все тексты были записаны в с.Краснополка Карсунского района Ульяновской
области 22 июля 1977 года М.П.Чередниковой и хранятся в фольклорном архиве
кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического уни-
верситета им. И.Н.Ульянова.
Песни исполняли две родные сестры Панкова Мария Тимофеевна, 1906 г.р.
и Губина Аксинья Тимофеевна, 1911 г.p. Обе исполнительницы родились в
с.Краснополка, неграмотные, бывшие колхозницы, пенсионерки. Их мать была
песенницей. Песни перенимали от матери и пели в кельях или на улице.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Городец - это большое село, расположенное вверх по Волге, недалеко от
Нижнего Новгорода, издавна славится своими деревянными изделиями, укра-
шенными затейливой резьбой и красочной росписью.
Огромной популярностью пользовались яркие прялки, сундучки, короба,
солонки, посуда, детские игрушки, которые быстро раскупались на шумных
базарах.
Каждую субботу в Городец приезжали со своим товаром крестьяне из ок-
рестных деревень. Редко кто уезжал с базара без покупки традиционных
изделий местных мастеров.
Два типа украшений знало городецкое искусство - это резьба и рос-
пись. Резчики делали на изделиях неглубокие, но выразительные прорези.
Постепенно трудоемкая резьба была вытеснена росписью масляными краска-
ми. На домашних предметах художники создавали целые картины. С них над-
менно и серьезно смотрели на зрителей нарядные "дамы и кавалеры", воен-
ные в форме тех лет лихо маршировали и гарцевали на конях.
Сюжеты черпали из окружающей жизни: чаепитие за праздничным столом,
посиделки, выезды на тройках, сцены гулянья, сватовства и др.
Основные сюжеты дополнялись изображениями цветов, букетов, гирлянд. Они
придавали всей росписи яркость и разнообразие, поэтому изделия выгля-дели
особенно нарядно.
Чаще всего изображались цветы, напоминающие бутоны. Крупные цветы
ритмично располагались на плоскости дерева, образуя пышные обрамления. В них




24
использовались разнообразные тоновые сочетания красок: красные и розовые,
голубые и синие. Зелень листьев и веток выделяла эту гамму.
Большое место в росписи занимал образ птицы счастья с плавным поворотом
шеи и пышным распущенным хвостом со множеством декоративных элементов.
В сочетании с яркими цветами гирлянд получалась красочная картина.
Никогда ни с кем не спутаешь вороного городецкого чудо-коня, изображенного
всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебедино-вытянутой шеей.
Работы городецких мастеров продолжают дивить мир, радовать своей
красотой и узорочьем, утверждая удивительную жизненность древнего и вечно
молодого искусства.
В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь
лесов и полей, стоит городок ГЖЕЛЬ.
Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мас-
тера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство
показать, всех людей порадовать, да край свой прославить.
Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чу-десную,
белую-белую и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не
видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать.
Один слепил чайник: носик в виде головки петуха, ручку в виде хвостика. Другой
мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса
(квасник) и украсил его по-своему - лепными фигурами: две козочки стоят, а поверху
петушки дерутся. В центре узора, словно в домике, две кумушки чаевничают за
столом, а на столе маленький самовар, но как настоящий. Одна кумушка чай из
самовара наливает, а другая из блюдечка чай пьет. Третий мастер посмотрел,
подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал, слепил сахарницу в виде
рыбки, рыбки сказочной. Улыбается рыбка,хвостиком помахивает, плавничками
потряхивает. А посмотришь внимательно: хвостик рыбки - это ручка, плавничок -
крышечка. Дивная получилась сахарница.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радо-
вал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хороши-
ми мастерами были.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, рас-
писывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде раз-
личные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных живот-
ных и птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.
Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее "нежно-голубое
чудо".
По сей день стоит недалеко от Москвы, средь лесов и полей, старинный
городок ГЖЕЛЬ. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров.
Продолжают славную традицию: лепят и расписывают удивительную гжельскую
посуду. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие
умелые мастера живут на Руси.


25
Недалеко от Москвы находится село ГЖЕЛЬ. Гончарными ремеслами зани-
мались здесь издавна. Делали квасники, тарелки игрушки, расписанные ке-
рамическими красками. Гжельские мастера удивительно точно сочетают ри-
сунок орнамента с формой изделия, что является традицией промысла. Пи-
шут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и
цветы.
Рисуют мастера быстро, а мазки ложатся ровно, что кажутся все они одного
цвета. Но после обжига краска приобретает множество тонов и оттенков.
Давным-давно, еще в XIV веке, на гжельской земле (бывший Богородский
уезд) была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических
изделий.
Позже, в XVIII веке, в России появились первые керамические фабрики,
на которых делали разнообразную посуду, кувшины для кваса, декоративные
настенные тарелки, маленькие скульптуры.
Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами,
цветами.
Бережно относятся к наследию прошлого современные художники.
У старых мастеров они переняли роспись широкими мазками, научились
заполнять всю поверхность кружки или вазы цветами, птицами, сценками.
Вот почему сегодняшняя Гжель несет в себе национальные черты, в ней про-
глядывается ярко выраженный, самобытный, народный характер.
Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Придумал - и
все нарисовал на бумаге. Красиво получилось. Затем художник вылепил чашку из
пластилина, чтобы все видели, как она будет выглядеть.
Вот теперь он отправляет ее на завод. Здесь одни мастера делают по образцу
художника форму чашки, другие - расписывают ее, третьи - отправляют в
специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.
Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они
одинаковы - в цвете, бело-синем.
Говорят, что небо гжельское, как нигде в России, синее-синее. Вот и
перенесли эту синеву мастера на свои изделия. По белому фону тарелки
рука художника ведет кисточку с синей краской - кобальтом. Сначала весь
рисунок кажется блеклым, бесцветным. Но после обжига все, что кисть на-
рисовала, становится синим: и цветы, и люди, и трава. Там, где художник
нажимал на кисточку сильнее, цвет получился темно-синий, а где слабее -
светло-голубой. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который на-
зывают "гжельская роза". Есть крупные и маленькие, разбросанные по по-
верхности чашки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.
Чего только не делают в Гжели!
Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы,
масленки, даже шахматы и часы. И все изделия гжельских мастеров очень
красивы.


26
Кружки все необычной, причудливой формы, с крышками, украшенными фи-
гурками, и без крышек, с витиеватыми ручками.
И расписаны интересно: то по ним шагает сказочная птица, то изображен
гжельский заводик.
А чайники! Можно только удивляться богатой фантазии художника. Как просто,
но в то же время красиво они расписаны.
Каждую вещь, сделанную в Гжели, можно подолгу рассматривать, и о каждой
можно сочинить сказку или рассказ.
А уж про маленькую скульптуру и говорить нечего. Например, о том,
как в зимний морозный солнечный день молодая семья на санях приехала в
гости. Резво бежит голубая лошадка. Радостно и молодцу, который управ-
ляет ею. Или про льва: такой важный и довольный собой. Настоящий царь
зверей. А посмотришь на него внимательно - и смешно делается. Ведь гри-
ва-то его просто роза!
Иногда художники как бы иллюстрируют сказки скульптурами. Увидев
теремок, лисичку, петушка или доктора Айболита в окружении зверей, мы
невольно вспоминаем известные сказки. Приятно пить чай из гжельской
чашки. Красиво смотрятся цветы в гжельской вазе. Бело-синее фарфоровое
чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов.

ХОХЛОМА
Кисть хохломская| Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В.Боков)
Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за
Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду
деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал
насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-
жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Это, конечно,
легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Не
оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная
красота?
А вот еще легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантли-
вый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награж-
дал за труды. Любил мастер свое ремесло: но еще больше любил он свобо-
ду. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских
лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер,
чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и что-


27
бы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные
яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастерстве разнеслась по всей земле. Стали люди при-
езжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава
о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти
беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких
ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты
своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они
увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого худож-
ника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски,
вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но ос-
талось его удивительное мастерство, в котором отразились и горячая лю-
бовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной - она
была из солнечных лучей.
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских
лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там
известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI в. Еще
при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием
"Хохломская Ухожея". В XVII в. ряд селений вместе с Хохломой перешли во
владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы.
Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной
золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши,

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign