LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Из копыта под копыто,
Из телеги прямо в грязь,
Оставайся добрый князь.
2. Теля, меля,
Ты Емеля,
Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!
3. Тани-бани,
Что под вами,
Под железными
Столбами?
Стульчик,
Мальчик,
Сам король,


10
Шишел, вышел,
Вон пошел.
ЗАГА ДКИ
Загадка представляет собой замысловатый вопрос, который чаще всего
предлагается в форме метафоры.
В настоящее время загадки используются, главным образом, в детской среде
и служат средством развлечения. В древности же многие из них имели логический
характер, а также служили средством испытания мудрости, являясь одной из форм
так называемого "божьего суда". Большое место загадки занимали
в свадебном обряде: они задавались дружке и жениху для испытания их ума
и находчивости. Загадывались они в святочных играх, вплетались в весен-
ние обрядовые песни. Много загадок вошло в песни и сказки.
Тематика загадки очень разнообразна. Большое количество загадок пос-
вящено явлениям природы. Наиболее полное отображение в русских загадках
нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек
и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной,
хозяйственной жизнью крестьянина.
В загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство.
Очень характерно для загадки использование нарицательных имен
собственных ("Дарья и Марья видятся да не сходятся").
Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры ("Кутька
да Лайка, да Пипупочек"). Иногда они построены на звукоподражании.
Загадки
1. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес.
(Человек).
2. В брюхе - баня, в носу-решето, на голове-пупок, всего одна рука, и та-на
спине. (Чайник).
3. Белы хоромы, красны подпоры. (Русь).
4. Сивый жеребец на все стадо ржет. (Гром).
5. Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь).
Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений
действительности, которые предлагается отгадать.
Типы загадок
а) загадки-описания;
б) загадки-вопросы;
в) загадки-задачи.
Композиция всех загадок двухчастная:
1 часть - вопрос; 2 часть - ответ.
Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют
нас поэтическими картинами, художественными деталями.


11
Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не вообра-
жения, а - ума.
В загадках используются разнообразные художественные средства:
1. метафора;
2. сравнение помогает живо и красочно передавать признаки;
3. антитеза - противопоставление, создающее поэтический парадокс;
Например: Маленькая птичка, а громко поет. (Сверчок)
4. отрицание;
Например: Легкий, а не пух; мягкий, а не мех,
Белый, а не снег, но оденет всех. (Хлопок)
5. гипербола;
Например: В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
6. эпитет.
Например: Красна девица
Сидит в темнице,
а коса - на улице. (Морковь)

ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ
Пестушка (от слова пестовать - нянчить, растить, ходить за кем-либо,
воспитывать, носить на руках) - краткие стихотворные приговоры нянюшек и
матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни. Ребенок про-сыпается
и потягивается - его гладят по животику, приговаривая:
"Потягунюшки, порастунюшки!
Роток - говорунюшки,
Руки - хватунюшки,
Ноги - ходунюшки".
Материнская нежность к проснувшемуся ребенку сказалась в самом видо-
изменении обычных слов, это целый набор особенных слов "толстунюшки",
"ходунюшки", "бобушки", даже "растушочки", "ходушочки".
Врачи отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры:
поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на
руку и другие - простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения.
Они доставляют ему много удовольствия.
В иных случаях пестушка становится настоящей игрой - изображают конскую
скачку, катание с горы, пляску и прочее. Так пестушка незаметно переходит в
потешку - песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками
ребенка.
Все потешки, как и пестушки, отличаются ритмичностью. Иной раз она
обретает вид скандирования "тра-та-та". Ребенку прививается чувство ритма. Это
и в "Ладушках" и в "Сороке".



12
Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки. Что ни
прибаутка, то своя история. Беспокойно скачет галка по ельничку-березничку,
плачет: наехали разбойники, сняли черные сапоги - не в чем теперь скакать по
городу, не в чем плясать. Или: Поссорился кот с кошкою: бежит он в поле гулять, а
вдогонку за ним - кошка с криком: "Воротися, котик, воротися!".
Прибаутки полны звучащих картин, и это отвечает активной природе ребенка:
трубит пастух, громко щебечет воробей,ржут кони, пищит комар, шумит базар. Мир,
который открывает мать перед ребенком, наполнен звуками.
Прибаутки подобны народной раскрашенной игрушке. У сороки белые бока,
зеленый колпак, у петуха золотой гребешок, на козе синий кафтан.
Движение - основа образной системы прибауток. Резко сменяется одна
картина за другой, внимание ребенка не задерживается долго на какой-либо одной
сцене.
Особый вид прибауток использует принцип обратного изображения мира. Это
"перевертыши":
Облоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросята визжат -
Полететь они хотят.
Полетели, полетели
И на воздухе присели.
В них используется комическое воспроизведение жизненных несообраз-
ностей.
Пестушки
1. Вдоль - растушки, 2. Лень - потягота,
Поперек - толстушки, Поди на Федота,
Ручки - бобушки, С Федота на Якова,
Ножки - бегушки, С Якова на всякого.
Глазки смотрушки,
Роток - говорок.
Потешки
1. Тра-та-та,тра-та-та, 2. Идет коза рогатая,
Вышла кошка за кота! Идет коза бодатая.
Кра, ка-ка, кра, ка-ка| Ножками-топ! топ!
Попросила молока; Глазками-хлоп,хлоп!
Дла,ла,ла,дла,ла,ла! Кто кашки не ест,
Кошка-то и не дала. Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Прибаутки
1. Сова, совинька, сова, 2. Синичка, синичка,
Большая голова, Воробью сестричка.
На колу сидела, Воробей - воришка
В стороны глядела, Залез в амбаришко
Головой вертела. Клевать просо

13
Своим носом.

ПОСЛОВИЦЫ

Пословица - один из самых популярных жанров русского народного поэтичес-
кого творчества. Они прочно вошли в народный речевой оборот и широко
используются и в обыденном разговоре, и в деловом выступлении, и в художест-
венной литературе. Пословица - краткое образное законченное выражение,
обобщающее наблюдения и размышления народа над различными сторонами
реальной жизни.
По своему происхождению пословицы восходят к глубокой древности. Они
существовали в далеком прошлом всех народов мира.
Разнообразие и тематическое богатство пословиц - совершенно исключи-
тельны. Пословицы кратко и образно оформили весь жизненный, бытовой
опыт народа. В них нашли свое отражение исторические события далекого
прошлого и недавние факты истории народа. В народной речи и в наши дни
живут пословицы, сохранившие черты старого быта. Многие пословицы ведут
свое начало от какого-нибудь рассказа или сказки. Таково, например,
происхождение пословицы "Битый небитого везет", в основе которой лежит
известная сказка о лисе и волке.
Очень много пословиц вошло в народную речь из книг. Приток книжных
изречений в устную пословичную речь с древнейших времен и до наших дней
не прекращался. Особенно большой вклад внесли те писатели, которые и
сами строили свою речь по образу народной пословичной речи. Из всех
русских писателей Крылов дал наибольшее количество изречений, ставших
общеупотребительными пословицами.
Народная пословица наделяет конкретный частный факт обобщающим зна-
чением, поэтому имеет двоякий смысл, прямой и переносный. Это и делает
пословицу необыкновенно емкой, широко употребляемой, прочно оседающей в
веках.
Емкость и образность - основные определяющие черты пословицы, отли-
чающие ее от афоризма и лозунга. Близка к пословице поговорка - ходячее
образное выражение, иносказательное, как и пословица, однако не являю-
щееся цельной фразой, законченным высказыванием ("Ни пава, ни воро-
на", "Чужими руками жар загребать").
Складность пословицы достигается особенностями ее построения (дву-
членность, синтаксическая законченность, рифма, ритм).




14
Высокое поэтическое совершенство пословиц не раз отмечалось русскими
писателями-классиками.
ОТЛИЧИЕ ПОСЛОВИЦ ОТ ПОГОВОРОК

1. Пословица - всегда законченное предложение, а поговорка - лишь его
часть.
2. Пословица всегда поучительна, назидательна.
Итак, пословицы - это народная мудрость, свод правил жизни, историческая
память. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, чувство любви к родной
земле, понимание труда как основы жизни.
В них обобщен житейский опыт народа, формулируется его нравственный
кодекс. В пословице осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство;
восхваляются ум, трудолюбие, скромность и т.д.
Примеры пословиц:
Голод - не тетка,пирожка не сунет.
Глаза - зеркало души.
Чужим умом жить - в люди не выйдешь.
Лучше синицу в руки, чем журавля в небе.
Поговорка не поучает и не обобщает социально-исторический опыт.
Поговорки используются для образно-эмоциональной характеристики людей,их
поведения, каких-то житейских ситуаций.
Например: 1. О бессовестном человеке:
У него совесть - дырявое решето.
2. О бездушном:
Не душа - а только ручка от ковша.
Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние, недовольство в
связи с какими-то действиями людей.
3. Шипит как каленое железо.
Сидит как на иголках.
Надулся как индюк.
Сидит как сыч.

ИГРЫ
Игры - своеобразная школа ребенка. В ней свои "предметы" и дисципли-
ны. Одни из них развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие
приучают к сообразительности, вниманию. Они заставляют детей в равной
степени подчиняться воле всех.
Игры проникнуты принципом справедливости, воздавая по заслугам. Дети
осознают свою связь с коллективом - образовывается привычка к безуслов-
ному подчинению общепринятым установлениям и порядкам.
Игры детей можно разделить на простые и сложные - со значительным



15
драматическим действием.
Детские игры могут и не включать игровые изобразительные моменты,
быть просто соревнованием в ловкости, силе, быстроте бега, умении пры-
гать, владеть мячом. Затейливость игры зависит от степени наполнения
действия содержанием, а содержание - от самих играющих, которые могут
вносить в традиционно устойчивый порядок изменения, выдумку.

Лягушки
Девочка, представляющая лягушку, садится на лужку. Играющие подходят
к ней со словами:
- Я в лягушечьем дому, делаю я что хочу; лягушка-то, дура, губы надула.
Лягушка встает и бежит догонять разбегающихся, которые стараются добе-
жать до своего места. Добежав, играющий говорит:
- Я в своем дому.
Лягушка же может ловить только на бегу. Пойманный становится лягушкой.
Орешек
Играющие делятся на две равные партии. Одна партия занимает возвы-
шенное место, изображающее крепость, другая нападает и старается выгнать из
крепости. Если нападающие занимают крепость, то кричат:
- Наш город Орешек.
Вытесненные же из Орешка начинают сами его осаждать и т.д.
Воробей
Играющие называются кустарниками или деревьями, например: яблоня, дуб
и т.д. Один говорит:
- Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. Яблоня
продолжает говорить, и т.д.: за медленность и рассеянность берется фант; фанты
разыгрываются обычным порядком.
Звонок
Составляется круг: в него входят двое играющих: один со звонком, а другой
со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звонку колокольчика
настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь игроков, стоящих в кругу,
не позволяет играющим далеко расходиться.


ИГРЫ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

1. Кривое колесо.
Несколько играющих образуют круг, в который поворачиваются спиной, а
смотрят наружу, крепко берутся за руки и начинают быстро двигаться друг за другом



16
в какую - либо сторону, вместе с тем пододвигаясь к какому-либо месту, подражая,
таким образом, всем этим общим движением кривому колесу.
2. Челнок.
Играющие становятся в пары, одна после другой, поднимают руки кверху так,
чтобы свободно можно было между ними пройти, последняя пара бежит между всех
пар и кричит:
- Челнок бежит, земля дрожит.
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает кверху руки.
Таким образом бежит потом вторая, третья и т.д. до последней пары, затем опять
начинается по желанию без конца.
3. Дедушка-рожок.
Один из играющих, по жребию, - вожатый или дедушка-рожок. Вожатому от-
водится дом.
Затем остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на две
противоположные стороны, по бокам дома вожатого, на расстоянии 5-10 саженей.
При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем
самым каждая свой дом. Свободное пространство между домами называется
полем. Когда для игры все готово, вожатый - дедушка-рожок из своего дома
спрашивает
- Кто меня боится?
- Никто, - отвечают играющие и вместе с тем перебегают из одного дома в
другой через поле, поддразнивая при этом вожака.
- Дедушка-рожок на печи дырку прожег.
Вожатый ловит перебегающих и пойманных отводит в свой дом. Перебеж-
чики могут выручить пойманных: пока вожак занят ловлею кого - либо из бегущих,
один из играющих подбегает к дому вожака и дотрагивается до пойманного рукой,
который после этого считается вырученным и может снова присоединиться для
игры к своей группе.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Лирическая песня - одно из высших достижений духовной культуры наро-
да, его устной поэзии. Содержание лирической песни - внутренний мир че-
ловека, его чувства, переживания, размышления. Известный собиратель
фольклора XIX в. П.Н. Рыбников писал: "Начиная от колыбели, песня прово-
жает русского человека от детских игр к забавам молодых лет, к перво-
му пробуждению любовного чувства, она в трогательных образах представ-
ляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но
она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви...; песня оживля-
ет тяжелую будничную работу на страдах в непогоду и зной и в душной избе при свете
лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах".


17
Традиционная лирическая песня до сих пор живет в народе во множестве
жанровых разновидностей. И все это песенное богатство можно разделить
прежде всего на поэзию обрядовую, связанную с главнейшими событиями в
жизни человека, с семейными и календарными обрядами, и внеобрядовую ли-
рику, которая могла исполняться в любой обстановке, в любое время.
Русская народная песня покоряет своей эмоциональностью, необычной
музыкальностью, художественным совершенством. Песня говорит о чувствах,
но выражает их не прямо, открыто, а через картины из мира природы, поступки
лирических героев. Отсюда особенности поэтического строя народной лирики: обилие
повторов, метафор, символов, а также обращений, восклицаний, монологов,
диалогов.

Колядки Жнивные песни
Пришла коляда Жали мы, жали,
Накануне Рождества Жали, пожинали;
Дайте коровку, Жнеи молодые,
Масляну головку. Серпа золотые,
А дай Бог тому, Нива долговая,
Кто в этом дому, Постать широкая,
Ему рожь густа, По месяцу жали,
Рожь ужиниста; Серпы поломали,
Ему с колоса осьмина, В краю не бывали,
Из зерна ему коврига, Людей не видали.
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,



ВНЕОБРЯДОВЫЕ НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Любовная лирика

Ты здорова, черноброва,
Здравствуй, ягодка моя,
Здравствуй, ягодка моя,
Скажи, любишь ли меня?
Я любить-то не люблю,
Насмотреться не могу.
Насмотреться, наглядеться, нарадоваться,




18
Очень миленький хорош-
Чернобров, душа, пригож.
Семейные песни
Родимая ты моя, мати, Не постаивай!
Матушка! На родимую сторонушку
Ты дай мне поспать, Не поглядывай!..
Понежиться, А на родимой сторонушке
Покуда я, младешенька, Три зазнобушки:
Во девушках; Еще первая зазнобушка-
Замуж выдадут, Родной батюшка;
Поспать не дадут, Другая зазнобушка-
Поспать не дадут, Родная матушка;
Работать велят. А третья-то зазнобушка
Работай, наша невестушка, Еще брат с сестрой.

СТАРИННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Исторические песни начали складываться с начала XIV столетия. Русь
тогда была велика, ее леса обильны дичью, поля плодородны, народ вынос-
лив в работе, упорен в достижении цели, искусен в умении рубить терема,
возводить мощные городские укрепления. В городах было много мастеров:
они расписывали узорами стены храмов, строили корабли, большие долбле-
ные лодки, на которых ходили за моря в далекие земли. И вот сложили
песни, в которых говорилось о том же - о просторах Руси, ее полноводных
реках, о том, как обширны ее пашни, глубоки омуты Днепра, красив Киев и
величав его соперник "Господин Великий Новгород", как высоки стены его
укрепления, легки на ходу русские суда, как дремучи леса где-то у сегодняшней
Калуги, как каким неустрашимым и стойким был народ в битвах с врагами.
Народ рассказал о героях, сила которых под стать его собственной. Бога-
тыри скачут на конях выше леса стоячего, пониже облака ходячего, выходят в поле

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign