LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. И.Н.УЛЬЯНОВА




КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




УРОКИ
НАРОДОВЕДЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Методическиематериалы




Ульяновск
1999



1
ББК 74.200.5
У 71

УРОКИ НАРОДОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Методические
материалы. /Под общ.ред. Н.В.Калининой - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 68 с.

Авторский коллектив: Алякина Г.Я., Бородина В.П., Вьюшкова В.А.,
Горбылева А.Я., Калинина Н.В., Мочалова О.Я.,
Фомичева 0.С.

В пособии представлены информационные и практические материалы о
народном творчестве и народных традициях, культуре, истории, географии,
экономике России и Симбирского края, позволяющие учителю построить
систему работы с учащимися начальных классов по обеспечению их культур-
ного самоопределения. Авторы предлагают один из возможных вариантов
использования этих материалов в построении курса "Введение в народо-
ведение".
Пособие разработано коллективом учителей средней школы N 22
г.Ульяновска в рамках областной целевой программы поисковой, исследо-
вательской и экспериментальной работы.
Для учителей и всех педагогов, работающих с учениками начальных
классов; слушателей курсов повышения квалификации.

Рецензенты:

Масленникова Л.В. - главный специалист Управления образования адми-
нистрации Ульяновской области;
Хренкова В.В. - зам.директора по учебно-воспитательной работе гимна-
зии N 3 г.Ульяновска.

Печатается по решению редакционно-издательского совета института
повышения квалификации и переподготовки работников образования при
Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова.

ISBN 5-7432-0214-1

? Институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования при Ульяновском государствен-
ном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова, 1999.
? Алякина Г.Я., Бородина В.П.,Вьюшкова В.А.,Горбыле-
ва А.Я., Калинина Н.В., Мочалова О.Я., Фомичева 0.С.,1999.



2
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация современной системы начального образования на интенсивное
развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к не-
обходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьни-
ка. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей
современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубин-
ная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, ког-
да человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в
них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно са-
моопределение в культуре своего народа, своей большой и малей Родины,
способствует духовному росту человека.
Создание условий для культурного самоопределения человека должно
быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно
эту цель призван осуществить введенный в программы начальной школы фа-
культативный курс "Введение в народоведение".
В данном пособии учителю предлагаются учебно-методические материалы,
которые могут быть положены в основу курса "Введение в народоведение",
учитывающего специфику нашего региона.
В ней содержатся сведения по истории, географии, экологии, литерату-
ре, культуре России и Симбирского края, информационные и практические
материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учи-
телю построить систему работы с учащимися начальных классов по формиро-
ванию базиса их духовной культуры.
Данные материалы могут быть использованы как учителями начальных
классов, так и учителями истории, литературы, естественнонаучных дисциплин,
музыки, изобразительного искусства, художественного труда, организаторами
воспитательной работы.
Использование материалов предоставляет широкую возможность реализо-
вать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ре-бенка.
Авторы пособия предлагают также один из возможных вариантов построе-
ния курса "Введение в народоведение", который может быть принят учите-
лем за основу, либо использоваться в виде отдельных элементов
Авторский коллектив надеется, что данные методические материалы позволят
учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознаком-лению
младших школьников с культурой России и своего региона, чем окажет действенную
помощь в решении задач регионального компонента базисного учебного плана.


1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПОСТРОЕНИЮ КУРСА

3
"В ВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ"
Предлагаемая модель построения курса "Введение в народоведение" ставит
перед собой цель создания условий для культурного самоопределения млад-шего
школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины.
В качестве основных условий в данной модели рассматриваются:
- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре,
национальным традициям России и Ульяновской области;
- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи
с историей,о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной
культуре России;
- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, на-
циональность, национальные традиции;
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному
краю, природе, народному творчеству, традициям);
- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших
образцах народного творчества;
- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.
Реализация этих условий является задачами курса. Решение поставленных
задач предполагает построение системы занятий, обеспечивающей раскрытие перед
ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале миропонимания,
выработанного его предками.
Предлагаемая в нашей модели система работы состоит из трех основных
элементов:
1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой
Родины, понимание исторических корней современной культуры;
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной
культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого
класса к третьему.
В первом классе ребенок знакомится с лучшими образцами народного
творчества, участвует в народных праздниках, становится сознательным свиде-
телем традиций. При этом учителем заостряется внимание на местных особен-
ностях всех изучаемых явлений культуры, выделяется их сходство и некоторые
различия с памятниками народной культуры и фольклора других мест России.
Во втором классе учащийся вместе с учителем задается вопросами: по-чему
возникли те или иные явления народной культуры? О чем свидетельствуют нам они?
Отвечая на эти вопросы, дети знакомятся с основными вехами истории России,
узнают о Великих Русских городах; Древний Киев, Великий Новгород, Москва,
Санкт-Петербург, открывают для себя историю возникновения Симбирска и



4
осознают исторические корни народной культуры.
В третьем классе расширяются знания учащихся о родном крае, его геогра-
фии, истории, культуре, рассматривается связь современной культуры с истори-
ческими корнями. Основное внимание уделяется изучению истории, выявлению
связей своей истории с культурой Родины. Дети собирают генеалогические све-
дения, изучают происхождение своего имени, рассказывают о традициях своей
семьи, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве.



2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
"ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ"
ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ
Раздел I. Народная культура и народное творчество.
1 класс.
I. Устно-поэтическое творчество народов России.
1. Что такое "народная культура"?
Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация
быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы
знаний и профессионального мастерства.
2.Загадки.
Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки.
Отгадывание загадок. Турнир "загадочников". Рисование загадок.
3. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки.
Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией.
Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок.
4. Пословицы и поговорки.
Сходство и различие пословиц и поговорок. Устный журнал.
5. Игры.
Разучивание игр. Игры Симбирской губернии XIX века.
II. Музыкально-художественное народное творчество.
1. Русские народные песни
Их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам
песен. Песни Симбирской губернии.
2. Народные промыслы
Их функции, особенности: бытовые, эстетические. Расписывание посуды.
3. Игрушки России
История возникновения, эстетические особенности; рисование игрушек.
4. Костюмы России
История одежды; совершенствование костюма в различных климатических


5
областях России.Одежда Симбирской губернии XVIII-XIX веков. Рисование костюмов.
III. Праздники светские и духовные.
1. Новый год
Празднование Нового года в России и в других странах. Конкурс на
лучшего знатока традиций празднования Нового года.
2. Рождество
История празднования. Как отмечается этот праздник в России и за
рубежом. Праздники: "Коляда". "Рождественская звезда".
3. День защитников Отечества
4. Масленица
Рассказ о праздновании масленицы в Симбирской губернии.
5. 8 марта - Международный женский день.
6. Духовный праздник - Пасха.
История праздника. Рисование яичек.
7. Духовный праздник - Троица.
8. День Победы.
9. День космонавтики.
Беседа о космонавтах.
10. День рождения В.И.Ленина.
Посещение Мемориала.
IV. Древнерусская живопись.
1. Иконопись.
Кто были первыми художниками Руси? Икона Древней Руси "Спас Не-
рукотворный".
2. Библейские легенды (работа по детской Библии).
Легенды и притчи; их смысл. Слушание различных легенд и их обсуждение.
V. Обряды и традиции Руси.
1. Свадебный и родинный обряды.
Краткое знакомство с обрядами.

Раздел 2. История большой и малой Родины и
народная культура. 2 класс.

1. Откуда пришли традиции?
Праздник Осени. Спасибо Земле. Традиции и время. Время года. Откуда
взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Что такое история?
2. История России.
Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси,
Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История
возникновения Санкт-Петербурга.
3. История Симбирска.
Враги Руси. Нашествие монголо-татар. Необходимость защиты рубежей.


6
История возникновения Симбирска. История малых городов Симбирской гу-
бернии. Культурные памятники старины.
4. Связь культуры и истории.
О чем рассказывают нам памятники культуры, традиции, фольклор?

Раздел 3. Мой край, моя семья и я в культуре и
истории. 3 класс.
1. Симбирск современный.
Ульяновск и Ульяновская область: география, промышленность, сельское
хозяйство, природа, население и культура. Памятники культуры и истории в
Ульяновске и области, связь современной культуры с историческими корнями.
2. Я и моя семья в истории и культуре.
История Родины и история семьи. Моя родословная. Генеалогическое дерево.
Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище.
Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа.
История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой
и малой Родины.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ"
ДЛЯ 1 КЛАССА
Тематическое планирование на основе программы и материалов хресто-матии
учитель может построить самостоятельно в соответствии с объемом
предоставленных часов.
Авторы пособия представляют лишь примерное тематическое планирование
для 1 класса, рассчитанное на 32 часа учебного времени.




Тематическое планирование. 1 класс.
N Тема урока Кол-во часов
1 2 3
1. Что такое "народная культура"? 1ч.
2. Загадки. 1ч.
3. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. 1ч.
4. Пословицы и поговорки. 1ч.
5. Игры. 1ч.
1 2 3



7
6. Обобщающий урок. 1ч.
7. Русские народные песни (исторические, лирические,
обрядовые, песни Симбирской губернии). 2ч.
8. Народные промыслы (Жостово, Палех, Хохлома, Городец,
Гжель; вологодское кружево). 3ч.
9. Игрушки России (матрешка, филимоновская, дым-
ковская, каргопольская). 2ч.
10. Костюмы России и Симбирской губернии. 2ч.
11. Обобщающий урок-утренник "Деревенские посиделки". 1ч.
12. Празднование Нового года в России и за рубежом. 1ч.
13. Древнерусская живопись. 1ч.
14. Рождество. Коляда. 2ч.
15. Обряды России. 1ч.
16. День защитников Отечества. 1ч.
17. Народный праздник - Масленица. 1ч.
18. Международный женский день - 8 марта. Урок-утренник. 1ч.
19. Библейские легенды. 2ч.
20. Церковный праздник - Пасха. 1ч.
21. Церковный праздник - Троица. 1ч.
22. День Космонавтики. 1ч.
23. День рождения В.И.Ленина. 1ч.
24. День Победы. 1ч.
25. Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. 2ч.




4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И
УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение курса "Введение в народоведение" в начальной школе предпола-
гает получение обратной связи об уровне усвоения получаемых знаний,
сформированности основных понятий и представлений и усвоения некоторых
навыков.
Учитель может самостоятельно отработать способ получения обратной
связи. Авторы же пособия предлагают свой примерный вариант требований к
знаниям и умениям.
Он составлен для 1 класса и может служить как образец для разработки
содержания и форм контроля для учащихся 2-х и 3-х классов.
Требования к знаниям и умениям.


8
К концу первого года обучения по курсу "Введение в народоведение" учащиеся
должны знать:
- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки,
прибаутки, пословицы и потешки;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- особенности одежды Симбирской губернии в XVIII-XIX вв;
- отличие народной песни и авторской;
- различные народные игрушки России;
- историю возникновения первых икон на Руси.
Учащиеся должны уметь:
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- отличать различные виды росписи;
- проводить русские народные игры;
- изображать элементы русского народного костюма;
- понимать смысл библейских легенд.



5. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
НАРОДОВЕДЕНИЯ
Предлагаемые материалы к урокам народоведения для каждого класса
сгруппированы в три раздела.
1. Народная культура и народное творчество, В нем представлены материалы
по ознакомлению с народной культурой России и области.
2. История большой и малой Родины и народная культура. В нем пред-
ставлены материалы по ознакомлению с историей большой и малой Родины.
3. Мой край, моя семья и я в культуре и истории. В нем содержатся материалы
по ознакомлению с историей своей семьи и себя самого.
Подборка материалов оставляет достаточно возможностей для свободного
творчества учителя, так как не претендует на программирование каждого его шага.
Это именно материалы для работы, их можно и нужно использовать творчески,
исходя из условий обучения, возможностей педагога и задач, которые он реализует.




9
5.1. Материалы к разделу
"Народная культура и народное
творчество"
С Ч И ТА Л К И
С их помощью определяют того, кто "водит", и тех, кто попадает в
благоприятное для себя положение. Для считалки характерно пересчитыва-
ние при помощи заумных, придуманных слов, награмождения их заумных со-
четаний. Тем самым считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкно-
вение пересчитываться идет от быта взрослых. Перед настоящими, неиг-
ровыми делами в прошлом было правилом прибегать к жеребьевке и счету.
Им придавали необычайную важность. Полагали, что есть счастливые и не-
счастливые числа. С числами 3,7,9,12,41 и др. связывали удачу и неудачу,
личную судьбу. Существовал и тайный счет посредством придуманных слов.
Взрослые пересчитывались-стали пересчитываться и дети, ведь многие детские
игры имитируют охоту на зверей, уход за посевами, ловлю птиц и другие серьезные
занятия в жизни.
Считалка воспроизводит в нарочито измененной форме счет от одного до
десяти (изи, дважи, тризи). Традиция пересчитывания в считалках преображена:
детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами - возникают
забавные в своей нелепости сочетания слогов и слов: Перя, Еря, Суха, Рюра,
Пята, Сата. Создается комический речевой эффект.
1. Шишел, вышел,
Вон пошел!
Красну шапочку нашел.
Я, Иван-капитан,
Всех коней прокатал.

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign