LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ


НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Копытина М.Г., Ничипорюк Е.А.,
Ростовский областной ИПК и ПРО
С
овременное понимание качества дошкольного образования исходит из необходимости создания условия для саморазвития ребенка. Это возможно только в том случае, если сам педагог будет заинтересован в профессиональной самореализации и ориентирован на постоянное собственное развитие.
В связи с этим изменяются задачи системы повышения квалификации. Приоритетной среди них становится задача создания условий для непрерывного профессионального творческого развития педагогов.
Эти условия могут быть обеспечены системой курсовой и межкурсовой работы. Участие в курсовой работе один раз в пять лет является недостаточным для творческого, профессионального развития педагога. Более эффективной представляется такая система курсовой и межкурсовой работы с педагогами, которая в последнее время сложилась на факультете дошкольного и начального образования Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
На курсах повышения квалификации большое внимание уделяется развитию профессионального творчества. Это возможно за счет того, что в самой структуре программы дополнительного профессионального образования предусматриваются как базовое содержание, так и элективные курсы, позволяющие выбирать педагогам проблемы актуальные для их деятельности. Участвуя в выборе тем элективных курсов, педагог принимает на себя ответственность за направление собственного развития. Еще больше это обеспечивается тем, что в качестве итоговой аттестации слушатели разрабатывают и защищают творческие работы.
Выполнение творческой работы способствует осознанию педагогом необходимости и возможности разработки им самим важной для него проблемы. На первой неделе курсов слушатели знакомятся с рекомендациями к выполнению итоговой работы, определяют тему. В последующие недели занятий слушатели имеют возможность получить консультацию у специалистов по выбранной теме, ознакомиться с имеющейся на факультете и в библиотеке института литературой. Собственно итоговая аттестация проводится в форме представления и защиты творческих работ слушателей: схем - моделей, планов, программ деятельности, отчетов о собственном опыте работы. Такая форма проведения контроля помогает слушателям интегрировать полученные знания и умения, связать их с собственной практической деятельностью. Кроме того, она способствует выявлению творчески работающих или пока только творчески мыслящих работников образования, чей педагогический опыт может быть более глубоко изучен, обобщен и распространен через курсы повышение квалификации или другими способами.
Работа над актуальной темой может быть продолжена педагогом в творческой группе, в рамках которой осуществляется собственно исследовательская (поисковая) деятельность. Несомненно, важной является возможность профессионального общения с творчески работающими коллегами, что обеспечивает взаимное обогащение, а также оказывает поддержку в ситуации профессиональных затруднений. Специфический климат внутри группы поддерживает творческую активность участников.
Итогом работы в творческих группах является создание оригинальных авторских программ.
Программы, разработанные педагогами, требуют апробации и внедрения, что может быть осуществимо в рамках деятельности экспериментальной площадки, которая предусматривает возможность совместной, профессиональной деятельности ученых, педагогов-иссле-дователей и педагогов-новаторов. Экспериментальная площадка позволяет увидеть возможности разработанной программы в целостном образовательном процессе и внести в нее необходимые изменения.
Кроме того, работа экспериментальной площадки привлекает к творческому процессу педагогов, которые не разрабатывали данную программу, а выступают в роли инноваторов, что способствует и их профессиональному развитию, приобретению опыта творческой деятельности.
Закономерным этапом профессионального развития является повышение категории педагога как подтверждение его успеха. Для аттестации на первую и высшую категории возможно представить творческое обобщение собственного опыта разной степени осмысленности. Для того чтобы помочь педагогу в осмыслении опыта, в оформлении его в соответствии с требованиями, проводится консультативная работа, а также это возможно в рамках курсов повышения квалификации.
Наиболее ценный педагогический опыт, полученный в итоге работы творческих групп, экспериментальных площадок и курсовой итоговой аттестации, вводится в информационный банк педагогических технологий и распространяется через курсы повышения квалификации. Авторы опыта привлекаются к проведению занятий для слушателей. Таким образом, оригинальные разработки включаются в содержание курсовой работы и могут способствовать творческому развитию других педагогов, выступая как пример реализации творческого потенциала коллег, побуждая к собственному развитию.
Выше обозначенные позиции стали основой для непрерывного профессионального развития работников дошкольных образовательных учреждений г.Ростова-на-Дону и Ростовской области. Под руководством доцента кафедры ДНВО Е.А.Ничипорюк с 1997 по 2000 год работала творческая группа "Диагностика", объединившей руководителей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г.Ростова-на-Дону. Основу группы составили выпускники курсов повышения квалификации, уже имевшие опыт участия в диагностической работе и осознававшие необходимость разработки методического обеспечения для осуществления данного вида деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Участниками группы были составлены и апробированы программы диагностической работы по разным направлениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Данные программы были опубликованы3 и внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений Ростовской области. Представленные программы были разработаны, исходя из актуальных потребностей дошкольных образовательных учреждений, в которых работали участники группы. Авторы исходили из того, что, изучив представленный опыт, работники дошкольных образовательных учреждений смогут самостоятельно составлять диагностические программы в зависимости от собственных потребностей. Кроме того, за период работы группы все её участники повысили квалификационные категории и 20% из них прошли курсы переподготовки, то есть продолжили профессиональное развитие.
В настоящее время (с августа 2002 года) под руководством Е.А.Ничипорюк на базе муниципального образовательного учреждения "Психологический центр" г.Ростова-на-Дону работает творческая группа "Инвариантное содержание (обязательный компонент) деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения", в которую также вошли выпускники курсов повышения квалификации педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, проводившихся в Ростовском областном ИПК и ПРО.
Аналогичная работа ведётся под руководством зав. кафедрой ДНВО кандидата психологических наук М.Г.Копытиной и других преподавателей кафедры кандидата.
М.Г.Копытина руководила творческой группой и экспериментальной площадкой для работников образовательных учреждений: начальная школа - детский сад, работающих в инновационном режиме, результатом чего явилась организация и проведение областной и федеральной научно-практических конференций по вопросам преемственности.
Условием эффективности описанной системы является востребованность творчески работающих педагогов в образовательных учреждениях, поддержка их деятельности руководителями муниципальных органов управления образованием. Только в этом случае непрерывное профессиональное развитие педагогов, использование их потенциала в работе с детьми может обеспечить повышение качества дошкольного образования.



ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА
ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Калайтанова Г.Н.,
начальник отдела ОДВ РО ИПК и ПРО
П
одготовка экспертов качества по дошкольному образованию и повышению квалификации осуществляется на базе РО ИПК И ПРО на основе нормативных документов: Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании", Национальной Доктрины образования в Российской Федерации, концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и др. Системы повышения квалификации экспертов складывается из различных её форм: длительных и краткосрочных курсов, творческих групп и экспериментальных площадок, методических объединений, научно-практических конференций, конкурсов педагогического мастерства и др.
Все эти формы работ независимо от роли участия в них экспертов способствуют обогащению их профессиональных компетенций, умению ориентироваться в образовательной ситуации, совершенствоваться в вопросах управления качеством дошкольного образования.
Одним из важных компонентов всей системы повышения квалификации экспертов является содержательный аспект, который определяется следующими составляющими:
1. Знание государственных минимальных требований нормативной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-техничес-кой), за исполнение которой несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений.
2. Знание политики в области качества, где устанавливаются цели, задачи ДОУ как стратегические (программы развития), так и оперативные.
3. Знание нормативной базы обеспечивающей многообразие договорных отношений в сфере образования, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств.
4. Идеологическая направленность образовательного учреждения, связь с практической реализацией государственной политики в области образования, в том числе и дошкольного. Определение смысла и ценности образования в современный период.
5. Определение оптимальной учебной психологической и физической нагрузки детей и выявление условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет: реальной разгрузки содержания дошкольного образования, использование эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества знаний физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, рациональной досуговой деятельности, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
6. Изучение проблем управления образовательного процесса в ДОУ (проблема педагогического менеджмента) и сущности педагогической деятельности, которая имеет характерные, универсальные для любой деятельности действия:
* постановка целей и строгая ориентация на них в ходе всего педагогического процесса;
* ориентация целей, а вместе с ними и всего хода педагогического процесса, на гарантированное достижение результатов;
* оценка текущих результатов и коррекция деятельности педагога.
7. Определение критериев оптимальности конечных результатов:
a) результативности (по итогам работы);
b) рациональности (экономичность затрат времени);
c) роста удовлетворенности своим трудом всех участников педагогического процесса (содержание творческой атмосферы и морально-психического климата в коллективах)
d) результативности целей и задач экспертизы качества.
Однако, как же определить уровень профессионализма самого эксперта, который сможет не только представить качественную оценку в процессе экспертизы, но и определить дальнейший рост и развитие учреждения. В ходе курсовой работы предусматриваются зачеты, экзамен, защита творческих работ. Следовательно, необходимо разработать программу повышения квалификации экспертов качества, предусматривающую частую периодичность, определенный объем содержательного материала, дифференцированный подход.
В межкурсовой период необходимо организовать творческие группы, ассоциации и другие формы объединений, в процессе которых возможна:
* разработка механизма и инструментария оценки качества дошкольного образования (тесты, анкеты, вопросники и др.);
* отбор дидактических и информационных средств, повышающих эффективность образовательной работы с дошкольниками;
* сбор и обработка аналитических материалов и выработка рекомендаций по улучшению качества дошкольного образования и в целом сохранение сети дошкольного воспитания;
* выявление лучшего передового опыта и др.
И тогда результативность деятельности экспертов качества дошкольного образования будет нужной и очевидной.



ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ ДОУ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Копытина М.Г.,
зав. кафедрой дошкольного и начального воспитания и обучения
РО ИПК и ПРО, доцент, к.психол.н.
С
овременное состояние системы дошкольного образования свидетельствует о некоторой стабилизации деятельности образовательной системы в целом, что выражается в выстраивании логики деятельности всех структур в образовании, начиная от муниципальных дошкольных образовательных учреждений до ВУЗов.
Повышение квалификации, которую по нормативу обязаны проходить все педагоги ДОУ каждые пять лет претерпевает как организационные, так и содержательные изменения. Обновление содержания повышения квалификации с одной стороны связано с изменением законодательной и нормативной базы деятельности дошкольных образовательных учреждений, с другой - потребностями практики.
Базисный учебный план повышения квалификации педагогов ДОУ содержит три раздела. Первый раздел: "Общество и образование" включает в себя содержание философии образования и нормативно-правовые основы системы образования и образовательной деятельности, знание охраны труда и прав субъектов образовательной системы, вопросы аттестации работников образования государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Второй раздел посвящен изучению психологических, физиологических и педагогических основ организации образовательного процесса. В разделе подробно рассматриваются вопросы гуманистической психологии как научной системы развития личности, условия создания здоровье сберегающей образовательной среды, понятия качества образования, ключевые компетенции и методы их развития в вариативных образовательных системах, воспитательное пространство нравственного развития личности и т.д.
Третий раздел: "Деятельность" включает в себя методику, теорию и практику учебного предмета или (в зависимости от контингента) управления. Суть содержания раздела составляют темы раскрывающие содержание образования и современные методы его конструирования, личностно-ориентированный и деятельностный подходы в организации развивающей образовательной системы, мониторинг деятельности образовательного учреждения, проектирование целостной педагогической системы в ДОУ, научные достижения в области дошкольного образования, повышение уровня профессиональных компетенций педагога.
В связи с информатизацией образовательного пространства в учебно-тематические планы КПК педагогов-психологов, музыкальных руководителей ДОУ включен блок "Использование информационных технологий в деятельности педагога-психолога (музыкального руководителя). Создание проектов по программе Intel "Обучение для будущего". В перспективе во все базисные учебные планы КПК педагогов ДОУ будет включен данный раздел.
Базисный учебный план имеет систему элективных курсов, которые позволяют углубленно осваивать актуальные вопросы дошкольного образования.
В связи с разнообразием категорий дошкольных работников: руководители ДОУ, заместители руководителей, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, учителя логопеды и др. учебные и учебно-тематические планы разрабатываются для каждой категории конкретно и включают в себя проблемы, актуальные для каждой из них.
Содержание базисных учебных планов включает в себя все направления деятельности ДОУ в соответствии с нормативными документами.
В настоящее время потребность в повышении квалификации педагогов ДОУ в четыре раза превышает плановую бюджетную возможность. В связи с этим факультет предлагает внебюджетные формы повышения квалификации: обучающие семинары, семинары-практикумы, содержание которых формируется в соответствии с заявками территорий.
Несмотря на оперативность изменения содержания базисных учебных планов в соответствии с нормативами и запросами, существует ряд позиций, которые, на наш взгляд подкрепляют и пролонгируют актуализацию у педагогов ДОУ профессиональных компетенций, позволяющих повысить и стабилизировать качество образовательного процесса в ДОУ.
1. Организация работы методической службы в целом. На сегодняшний день активизируется деятельность методических кабинетов районных и городских отделов образования. И если рассматривать повышение квалификации в широком смысле, то оно происходит не только в рамках курсовой подготовки, но и регулярно в течение пяти лет межкурсовой деятельности педагога.
2. Выделение приоритетов, способствующих повышению качества дошкольного образования каждым ДОУ, районом, городом, областью в целом - определение "точек роста" позволит на наш взгляд целенаправленно планировать содержание методической деятельности и содержательные линии запросов повышения квалификации.
3. Выстраивание технологий программ, реализуемых в ДОУ, в соответствии с авторскими концепциями. Деятельность педагогического коллектива может быть направлена на:
* Повышение общекультурного уровня педагогов с максимальным расширением их зоны ближайшего развития.
* Освоение методологических основ реализуемых в ДОУ развивающих образовательных систем.
* Освоение психологических и физиологических закономерностей развития ребенка в онтогенезе, лежащих в основе реализуемых образовательных систем.
* Освоение технологических основ реализуемых развивающих систем.
* Ежедневное проектирование собственной деятельности.
* Включение в проектирование коллективных событий.
* Наличие в коллективе носителя знаний о реализуемой образовательной системе.
Все это содержание можно осваивать как в традиционных, так и нетрадиционных формах: конкурсы, тренинги, праздники и соревнования для педагогов и их семей, для педагогов и родителей с детьми, походы и др.
Особая роль в такой работе отводится носителю знания: с одной стороны, он направляет систему работы в нужное русло, с другой - разрушает стереотип деятельности, который тормозит внедрение новых технологий, помогая каждому педагогу персонально освоить алгоритм развивающей системы.
4. Эффективность повышения квалификации педагогов ДОУ зависит от мотивационных потребностей каждого специалиста, от его самореализации, а, следовательно, от организации самообразования.



РАЗВИТИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК
ФАКТОРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Баландина Л.А.,
методист отдела дошкольного воспитания РО ИПК и ПРО
В
свете концепции модернизации возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления качеством образования на диагностической основе. В связи с этим встает не менее важная проблема формирования и развития диагностической культуры руководителей образовательных, в том числе и дошкольных, учреждений (далее ДОУ) в системе повышения квалификации. В этих условиях возрастает потребность в исследованиях, посвященных комплексному изучению развития феномена управленческой диагностической культуры руководителя ДОУ как фактора оценки качества профессиональной деятельности в системе повышения квалификации.
Остановимся на выявлении в системе повышения квалификации условий и научно-педагогических средств, обеспечивающих разрешение следующих объективно существующих противоречий:
1. Динамичные изменения теории и методологии педагогического образования при относительной неизменности традиционной системы оценки его качества. Требуется новый способ концептуализации качества, сочетающего четкость и содержательность критериев с гибкостью и проективностью инструментальной реализации (компетентностный подход). (Е.В.Бондаревская, Е.А.Михайлычев, И.Б.Котова, И.Ф.Исаев, С.В.Кульневич, Л.М.Сухорукова, В.Т.Фоменко, Е.Н.Шиянов и др.).
2. Необходимость разработки системы организационно-методи-ческого обеспечения развития диагностической культуры в системе повышения квалификации при отсутствии общей диагностической компетенции руководителей ДОУ в измерении развития качества дошкольного образования.
Отрывочность знаний при решении типичных диагностико-управленческих ситуаций, различный уровень методологической и диагностической рефлексии руководителя ДОУ в выявлении перспектив ближайшего развития ДОУ, индивидуальной траектории творческого развития образовательной ситуации ДОУ и т.д.
3. Необходимость в систематичной, достоверной, надежной и оперативной информации на всех уровнях управления системой образования и наличие такой информации.
Разнородный характер источников некачественной информации, собранной разнообразными не стандартизированными методами и процедурами, затрудняет ее сопоставимость и контроль качества, надежность и достоверность.
4. Потребность системы дошкольного образования в качественной информации и отсутствие надежного системного инструментария для ее сбора и обработки по многим типичным педагогическим проблемам.
(Потребность управленческих кадров в качественной информации и их низким уровнем профессиональной подготовки к ее сбору, накоплению и переработки в конкретные и обоснованные рекомендации).
5. Сложность многих диагностических проблем и различный уровень их научной разработки и применения в практике ДОУ (от показателей диагностики до технологии переработки информации с помощью вычислительной техники, доступной массовому педагогу).
В частности, нормативно-правовые и методологические основания при выборе механизма реализации диагностических основ принятия управленческих решений; диагностическое содержание управленческой деятельности; организационно-методическое и организационно-исполнительское обеспечение педагогической диагностики результатов качества дошкольного образования и диагностики профессионализма педагогов ДОУ; осознание этики диагностирования; системный подход к организации диагностической деятельности руководителя ДОУ и недостаточная профессиональная готовность к ее осуществлению.
Понимание принципов и закономерностей развития диагностической культуры руководителя ДОУ, владение критериями оценки и анализа, концептуальное отношение к полученным результатам диагностики занимают важное место в контексте овладения руководителями ДОУ системой оценки качества профессиональной деятельности в системе повышения квалификации.
Поэтому основные направления обновления содержания дополнительного профессионального образования в системе повышения квалификации могут быть связаны с:
* Разработкой концептуальных основ содержания профессионального образования и подготовки руководителей ДОУ (экспертов в области дошкольного образования); системы организационно- методического обеспечения развития диагностической культуры в системе повышения квалификации; авторской программы курса "Экспертные оценки качества дошкольного образования " по изучению и развитию диагностической культуры руководителя ДОУ(экспертов) в ходе курсовой работы.
* Выявлением особенностей современного состояния диагностической культуры руководителей ДОУ.
* Определением структуры диагностической культуры руководителя ДОУ; концептуальных сторон ее развития в современных условиях в структуре профессиональной деятельности, критериев и показателей развития диагностической культуры руководителя ДОУ (эксперта по дошкольному образованию).
* Анализом системы управленческого диагностирования через выявление тенденций применения различных методик, тестов различного типа при решении задач управления, владение руководителями ДОУ, экспертами научно-обоснованной системой критериев оценки управленческой деятельности; формирование мотивации у руководителя ДОУ в саморазвитии и профессиональном росте посредством экспертной оценки, самооценки и рефлексии собственной личности и деятельности; результатом оценивания управленческой деятельности заведующего ДОУ должна явиться осознанная руководителем программа профессионального развития уровня его диагностической культуры.
Таким образом, оценивание управленческой деятельности в ДОУ есть неотъемлемый элемент социально-педагогического и личностно-ориентированного управления, определяющего уровень диагностической компетентности в управленческой деятельности, ее продуктивности и результативности. Оценивание выступает средством управленческого воздействия, стимулирующим мотивацию к повышению эффективности деятельности ДОУ, ее объектов и субъектов.
Результаты рассмотрения данной проблемы будут способствовать необходимости понимания оценки управленческой деятельности как познавательного и исследовательского акта руководителей и экспертов совместно с участниками образовательного процесса, направленного на диагностику и коррекцию проблемных участков работы, а также на развитие глубинных "ресурсных" состояний дошкольного учреждения. Это может быть обеспечено при необходимом уровне развития диагностической культуры руководителя ДОУ в целом.
Развитие педагогической диагностической культуры, а также формирование конструктивно-деятельностной позиции руководителя-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития управленческой науки и практики является непременным условием профессионального самоопределения каждого руководителя. Таким условием, при котором, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, руководитель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям профессионального развития педагогического коллектива в целом.



РАЗВИТИЕ ПРОЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ -
КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Бех Л.В.,
методист отдела дошкольного воспитания ИПК и ПРО
В
настоящее время проблема повышения качества специалистов в системе повышения квалификации является весьма актуальной. В программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 годы в качестве одного из условий рассматривается разработка государственных образовательных стандартов, требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, создание государственной системы оценки и контроля качества ДПО. В связи с этим важнейшей задачей сегодняшнего дня является создание комплексной системы управления качеством образования в учреждениях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку специалистов.
Как один из инструментариев в управлении качеством образования на факультете дошкольного и начального воспитания и обучения (ДНВО) выступает развитие проективной деятельности дошкольных работников, обучающихся на курсах повышения квалификации в условиях гуманизации, демократизации, стандартизации и технологизации российского образовательного пространства.
Такая ситуация способствует развитию профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОУ через их обучение педагогическому проектированию как деятельности, значительно повышающей качество дошкольного образования. Именно педагогическое проектирование аккумулирует множество профессионально значимых умений и навыков (прогностических, проектировочных, конструктивных, аналитико-диагностических, рефлексивных и др.); обеспечивает педагогов ДОУ логикой деятельности при решении образовательных задач, обусловленных выбором вариативных образовательных программ.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день испытывают трудности в построении личностной модели реализации содержания современных программ. Кроме того, не владеют технологией целеполагания и обоснования концептуальных положений программ развития по отдельным видам деятельности и различным направлениям, что негативно сказывается на ходе и результатах деятельности. Поэтому сегодня в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования дополнительного образования в системе повышения квалификации выдвигается ориентация образования на овладение педагогами различных категорий методологией и технологией творческого проектирования объектов образовательной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
В педагогической науке активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С.Безруков, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник, И.С.Якиманская и др.) Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально- организованного занятия, педагогической ситуации, для руководителя такими вопросами являются вопросы проектирования стратегии и тактики развития образовательного учреждения.
Для педагогического проектирования характерны три основных этапа - подготовительный, разработка проекта и проверка качества. Охарактеризуем коротко каждое действие по проектированию педагогического объекта. Больше всего сил и времени приходиться на подготовительную работу. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, необходимо определить, что именно проектируется: система, процесс или ситуация? И предполагает рассмотрение его структур, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Непосредственное проектирование специально-организованного занятия начинается с этапа конструирования - создания плана, конспекта или сценария занятия. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям воспитанников данной группы и педагогов, их возможностям. Самое сложное здесь - изучение научных исследований, поиск теорий, на которые можно опереться в проектировании более совершенных педагогических систем, процессов или ситуаций. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее целесообразной и удобной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогического процессов или ситуаций.
С целью выяснения общей картины подготовленности педагогов дошкольных образовательных учреждений к проектированной деятельности в рамках образовательного процесса на курсах повышения квалификации было предпринято изучение самооценки умений педагогического проектирования. При этом ставились задачи определить, какие этапы такого проектирования реализуют педагоги в своей профессионально-педагогической деятельности, какие трудности в какой степени они испытывают в этой деятельности, каким образом на взгляд педагогов, можно преодолеть трудности при проектировании любых видов деятельности (игровой, познавательной, художественной, конструктивной и т.д.). Для этого осуществлено анкетирование педагогических работников ДОУ. Результаты анкетирования части вопросов позволяют сделать следующие краткие выводы: респонденты понимают важность процесса педагогического проектирования и стремятся к повышению своих проектировочных умений при помощи самообразования, однако, ведущее место отводят курсам повышения квалификации, где педагоги смогут получить теоретическую и практическую подготовку, а посещение открытых занятий позволит увидеть, как на практике реализуются дидактические проекты. Таким образом мы видим, что педагоги дошкольных учреждений испытывают острую потребность в овладении умениями педагогического проектирования.
Экспериментально-исследовательской подход, осуществляемый в ходе курсовой работы по развитию проективных знаний, умений и навыков основан на деятельностном подходе, который обеспечивает все эти необходимые для формирования умений условия.
Основными положениями деятельностного подхода к построению модели формирования у дошкольных работников умений проектирования являются: единство деятельности и сознания; формирование внутренней деятельности через внешнюю деятельность, развитие личности в деятельности и через деятельность; адекватность формируемой и реализуемой деятельностей; учет активности субъекта учения в деятельности; учет связи профессиональной и учебной деятельностей; элементы теории планомерного формирования умственных действий. Учитывая эти положения и направления, обеспечивающие эффективность формирования умений педагогического проектирования, необходимо отметить, что целостная деятельность проектирования может быть освоена, если у обучающихся педагогов на курсах повышения квалификации будет сформирована вся совокупность способов действий, входящих в структуру проектирования; поэтапность, непрерывность процесса формирования умений, индивидуализация обучения; активизация самостоятельной деятельности обучающихся; оптимальное сочетание различных форм и методов обучения.
Общая модель формирования умений педагогического проектирования представляет следующее - процесс учебной деятельности обучающихся на КПК моделирует этапы проектирования, входящие в структуру профессионального образования. Предметным материалом для проектирования служит содержание специального курса, изучаемого на КПК. Освоение каждого этапа включает в себя три составляющие: ориентировочная, процессуально-деятельностная и результативно-ориентировочная.
Ориентировочная составляющая направлена на формирование у обучающихся образа способа деятельности за счет осознания цели и задач этапа проектирования и соответствующего ему способа деятельности. Методически данная педагогическая задача реализуется двумя путями: через лекционные занятия и через самостоятельное изучение и осмысление теоретического материала, где подробно излагается технология осуществления способа действий. Информационно-ориентирующее обеспечение процесса формирования заключается в том, что лекционный курс направлен на создание установки на проектировочную деятельность, формирование теоретических основ педагогического проектирования. В мотивационном плане на лекциях показывается значение педагогического проектирования, актуализируется важность образовательной деятельности для развития личности воспитанников.
Процессуально-деятельностная составляющая характеризуется тем, что обучающийся реализует на практике выполнение способа действия. Деятельность предусматривает как индивидуальный характер, так и работу в микрогруппах. Роль преподавателя заключается в дополнительном индивидуальном объяснении, своевременной помощи при затруднениях. Данная составляющая реализуется с помощью практикума.
Результативно-корректировочная составляющая направлена на оценку выполненной работы обучающимися, выявление уровня осознания освоения обучающимися способа деятельности, устранение затруднений и ошибок. В результате освоения всех этапов проектирования обучающиеся создают мини-проекты групповые или индивидуальные. Презентация осуществляется либо на итоговых аттестациях, либо на открытом занятии, где осуществляется обсуждение результатов проекта.
Что на наш взгляд должна принести такая деятельность? В конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Однако необходимо отметить, что развитие проектировочной деятельности необходимо осуществлять в системе непрерывного и дополнительного профессионального образования: дошкольное образовательное учреждение - школа-колледж-ВУЗ-ИПК.




РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ - УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Корчаловская Н.В.,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
РО ИПК и ПРО, к.п.н.
В
Национальной доктрине развития российского образования отмечается необходимость осуществления мер по обеспечению высокого качества образования обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Проблема развития качества образования самым тесным образом связана с развитием педагогического творчества.
На курсах повышения квалификации РО ИПК и ПРО, которые проходят один раз в пять лет, большое внимание уделяется развитию профессионального творчества педагогов. Это возможно за счёт того, что в самой структуре курсов предусматривается как инвариантная, так и вариативная части, позволяющие выбирать педагогам проблемы, актуальные для их деятельности и собственного дальнейшего развития.
Организация информационного обеспечения учебного процесса на базе ИПК также способствует развитию педагогического творчества. Информационные компьютерные технологии позволяют модернизировать организацию, проведение, информационную поддержку учебного процесса.
Успех внедрения этих технологий лежит в последовательной реализации системного подхода от стадии проектирования до внедрения в учебный процесс. Творческий характер заданий, тем и исследований делают такую форму образования наиболее востребованной. В процессе творческой работы над заданиями, слушатели раскрывают связи между изучаемым явлением (понятием) предмета и другими образовательными областями (предметами) учебного плана. Они продолжают работу и вне сессий, на следующую сессию приносят созданные ими электронные дидактические материалы для своей педагогической деятельности. Кроме того, разрешение слушателями при обучении на курсах различных творческих ситуаций, позволяет одновременно осуществлять развитие у них навыков применения на занятиях различных педагогических подходов: интегрирующего, проблемного, личностно-смыслового.
При этом компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, создать дидактические учебно-методические материалы в электроном виде.
Важно отметить, что в качестве итогового контроля на курсах, слушатели разрабатывают и защищают творческие работы. Это способствует осознанию педагогом необходимости и возможности разработки им самим важной для него проблемы.
В развитии творческого потенциала педагогов особое место занимает работа в творческих группах. Основным видом деятельности педагогов в творческих группах становится освоение какой-либо одной или нескольких образовательных технологий, а далее непременно моделирование собственной технологии. В рамках творческой группы может быть продолжена работа над темой, которая разрабатывалась в ходе КПК.
Работу педагогов в творческой группе можно рассматривать как условие обеспечения непрерывного процесса повышения квалификации, как средство индивидуализации этого процесса с учётом интересов педагогов.
В качестве примера приведём опыт работы творческой группы, созданной на базе ИПК (кафедра дошкольного и начального образования), куда вошли педколлективы МДОУ г.Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Деятельность творческой группы (научный руководитель Корчаловская Н.В.) была направлена на достижение определённой цели: теоретическое обоснование и определение педагогических условий развития детского творчества в художественной деятельности на интегративной основе.
Осмысление теоретических положений и практики художественно-творческого развития детей дошкольного возраста побудили её участников к разработке стратегии обновления сложившейся системы дошкольного образования с позиции личностно-ориентированной педагогики. При этом учитывались интересы, склонности педагогов, их предыдущий опыт работы, желание включиться в инновационные процессы.
Работа началась с методических семинаров, направленных на развитие педагогической культуры и компетентности в избранной проблеме, обсуждения тех путей и методов, которые использовали педагоги в своей творческой деятельности.
Педагогическая учёба, постановка конкретных целей и задач на определённый учебный год, показ открытых занятий с последующим их обсуждением, стимулирование творческого поиска в отборе содержания, направленного на развитие творчества дошкольников, создание методического обеспечения инновационного процесса - вот основные направления деятельности участников творческой группы.
Задача педагогов состояла в том, чтобы в радостной атмосфере творчества представить максимум возможностей каждому ребёнку для выражения своих представлений, познания ценностных характеристик произведений искусства.
Результатом этой работы выступила художественно-творческая деятельность, в которой ребёнок может почувствовать себя свободным субъектом, способным к собственному жизнетворчеству, самостоятельному использованию им накопленной информации для отражения собственных переживаний, чувств, отношений в рисунке, пластике движений, словотворчестве и т.п.
Интегрирование различных видов искусств в образовательном процессе ДОУ создавало основу для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в различных видах художественно-творческой деятельности, выборе наиболее интересной для него самого.
Интеграция деятельности участников творческой группы, общение педагогов друг с другом на основе профессиональных интересов, создавали оптимальные условия для их творческой самореализации, поддержки в поиске содержания и форм инновационной деятельности.
Итогом работы в творческой группе явилось создание оригинальных авторских программ.
Программы, разработанные педагогами, требуют апробации и внедрения, что может быть осуществимо в рамках деятельности экспериментальной площадки, которая предусматривает возможность совместной профессиональной деятельности учёных педагогов-исследователей и педагогов-новаторов. Экспериментальная площадка позволяет увидеть возможности разработанной программы в целостном образовательном процессе и внести в неё необходимые изменения.
В связи, с чем хочется отметить опыт работы экспериментальной площадки на базе МДОУ №34 г.Азова. Содержание образования, реализуемое в дошкольном учреждении, представлено государственными программами, а также программами, разработанными педагогами дошкольного учреждения в условиях творческой группы. Это программы "Вдохновение" (М.А.Макарова, Е.Б.Колтакова) и "Палитрия" (Н.А.Макарова).
Обозначив программы интегрированными, разработчики поставили своей целью создание условий для художественно-эстетичес-кого развития детей и творческой самореализации личности ребёнка.
Программы имеют чёткую концептуальную основу, несущую в себе выработанные веками и отражённые в искусстве человеческие ценности, опираясь на которые (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей), можно способствовать творческому развитию ребёнка, его духовному обогащению.
Содержание программ, органично впитав в себя систему духовных связей искусства с человеком, природой, окружающей действительности с народной культурой, даёт возможность через душу и сердце ребёнка определить позицию растущего человека, основанную на стремлении воспринимать прекрасное, беречь красоту мира природы, творений человека, откликаться на добро, творить добро самим.
Структура программ представлена тематическими блоками, отражающими систему заданий, обеспечивающих единое образовательное пространство художественно-эстетического цикла. Основной формой организации процесса художественно-творческого развития детей дошкольного возраста являются интегрированные занятия.
Интегрирование различных видов искусства создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в различных видах художественной деятельности, освоение искусства детьми до творчески свободной деятельности.
Художественно-эстетическая модель образовательного процесса на интегративной основе изменила не только личность ребёнка, но и педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребёнка и родителя.
Как показала практика, значительно повысился профессиональный уровень педагогов, апробирующих программы "Вдохновение" и "Палитрия". Важно отметить, что данные программы нашли своё отражение в книге "Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников"4, а опыт экспериментальной площадки представлен издательством РО ИПК и ПРО "Организация образовательного процесса в ДОУ на интегративной основе"5.
Данный педагогический опыт имеется в информационном банке педагогических технологий ИПК и распространяется через курсы повышения квалификации. Авторы опыта привлекаются к проведению занятий для слушателей. Таким образом, оригинальные разработки включаются в содержание КПК и способствуют творческому развитию педагогов, выступая как пример реализации творческого потенциала коллеги, побуждая его к собственному развитию.















































Ризография. Бумага офсетная.
Формат 64х801/16. Тираж 150 экз. Заказ №356.
Отпечатано в ООП ОблЦТТУ:
344019, г.Ростов-на-Дону, ул.Закруткина, 67.
Лицензия ПЛД №65-75.

1 См. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков
/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. -М., 2002.
2 Например: методика С.Шеина см. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. / Под ред. Е.А.Ничипорюк и Г.Д.Посевиной -Ростов-на-Дону, 2003.
3 Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. / Под ред. Е.А.Ничипорюк и Г.Д.Посевиной. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -288 с.
4 Методическое пособие. Авторы-составители: Н.В.Корчаловская, П.Д.Посевина.
-Ростов н/Д: "Феникс", 2003.
5 Из опыта работы в дошкольном образовательном учреждении №34 г.Азова.
-Ростов н/Д, 2004.
??

??

??

??


2 Управление качеством вариативной системы дошкольного образования:


актуальные проблемы и перспективы развития 77

Межрегиональная научно-практическая конференция

г.Ростов-на-Дону, 24-25 ноября 2004 г.


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign