LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- разработка индивидуальной программы психолого-педагоги-ческой помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
- проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-методическое направление:
- информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с социальными институтами детства: женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, ДОУ (информирование с помощью буклетов, объявлений, информационных писем;
- информирование о деятельности службы с помощью средств массовой информации;
- создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
- повышение квалификации педагогов групп раннего возраста (организация стажерских площадок, проведение мастер-классов, совещаний, МО).
Организационное направление:
- организация взаимодействия службы с учреждениями, здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;
- координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи;
- организация взаимодействия службы ДОУ и областного Центра ранней психолого-педагогической помощи по вопросам выявления детей раннего возраста с отклонениями в развитии, координации содержания и методов ранней психолого-педагогической помощи.
- организация обобщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями;
- организация взаимодействия со службами ранней психолого-педагогической помощи и педагогами групп раннего возраста.
Модель ранней психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ позволяет максимально приблизить помощь к месту жительства ребёнка и обеспечить её преемственность на этапах раннего и дошкольного развития. В рамках эксперимента была разработана 2-х ступенчатая региональная система психолого-педагогической помощи. Она включает на первой ступени сеть служб ранней помощи в ДОУ области, а на второй ступени - региональный центр психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с выявленной патологией.
Помощь детям раннего возраста, по сути, является междисциплинарной и требует межведомственного подхода в процессе реализации как на диагностическом, так и на коррекционно-развивающем этапах. Так на этапе диагностики первичное выявление детей, имеющих значительные нарушения здоровья и развития и входящих в "группу риска" дальнейшего нарастания отклонений и появления социальной дезадаптации, происходит в учреждениях здравоохранения. Дальнейшая развивающая и коррекционная помощь осуществляется соответствующими службами ранней помощи ДОУ. Программы ранней помощи реализуются и корректируются на основе результатов мониторинга развития и здоровья ребёнка, который осуществляется совместной скоординированной деятельностью специалистов службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ и врачами- специалистами районной поликлиники.
На второй ступени системы ранней психолого-педагогической помощи специалисты регионального центра тесно взаимодействуют с женскими консультациями города и со специалистами НИИ акушерства и педиатрии, совместно реализуя программы медицинского и психолого-педагогического сопровождения развития младенцев с выявленной патологией.
Предварительный анализ результатов, осуществляемой на базе областной экспериментальной площадки в МДОУ №293 "Улыбка" г.Ростова-на-Дону, ранней психолого-педагогической помощи подтверждает эффективность разработанной модели и возможность ее творческого использования в дошкольных образовательных учреждениях области.


СЕКЦИЯ 2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
СЛУЖБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА


МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЛУЖБ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА
Баукова Н.Н.,
главный специалист отдела по надзору
в сфере образования министерства общего и
профессионального образования Ростовской области
О
дним из условий обеспечения качества дошкольного образования выступает его оптимальное управление. Можно даже сказать, что это условие выступает как стержневое, системообразующее. Известны случаи, когда зарождавшиеся педагогические идеи, которые смогли бы позитивно повлиять на качество работы в образовательных учреждениях, угасали именно потому, что не были поддержаны руководителями. Руководители всех уровней системы образования во многом определяют стратегию развития дошкольного как в регионе, так и в конкретном детском саду, фиксируют приоритеты в развитии ресурсной базы, в повышении функциональности отдельных служб, обеспечивающих качество дошкольного образования.
Специфика современной образовательной ситуации характеризуется повышенными требованиями к качеству образовательного процесса, его результатам. Управленцы всех уровней сегодня строят свою деятельность на основе программно-целевого подхода, инициируют договорные отношения с социальным партнерами, расширяют спектр образовательных и оздоровительных услуг. Все позитивные изменения происходят на фоне сложной социально-экономической ситуации, в условиях проблем с материально-техническим и кадровым обеспечением. В связи с этим качественными характеристиками управления в системе образования на современном этапе становятся: мобильность, оперативность, умение продуктивно работать с информационными потоками, принимать нестандартные управленческие решения в быстро меняющихся социальных условиях. Сложно ожидать от руководителя, реализующего иерархическую управленческую модель, находящегося под прессом ежедневных проблем с системами жизнеобеспечения в учреждении, рационального управленческого решения. Качество дошкольного образования, во многом зависит от стиля управления, от степени привлечения к вопросам управления (как на этапе планирования деятельности, так и входе ее реализации и оценки результатов) наиболее опытных и инициативных членов коллектива. Именно это делает вопрос о подходах к управлению при решении задач качества дошкольного образования столь актуальным.
Оптимальным можно считать такое управление, которое по своим концептуальным основаниям совпадает с реализуемыми в образовании идеями. Современное понимание качества дошкольного образования строится на идее создания в образовательном учреждении условий как для полноценного развития ребенка, так и для развития профессионально значимых качеств педагога. Личность формирует личность. Только воспитатель, чувствующий себя в дошкольном учреждении свободной уважаемой личностью, может обеспечить условия для развития чувства собственного достоинства и уважения к другим людям у детей.
Свобода и ответственность неразделимы. Одним из условий реализации вышеназванных положений является принятие каждым сотрудником ДОУ ответственности за качество образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это возможно при использовании матричного подхода к управлению дошкольным образовательным учреждением. Суть матричного подхода заключается в использовании такой системы управления, которая предполагает наличие временных управленческих групп (или отдельных служб), для решения конкретных проблем. В группы входят сотрудники разного ранга, с разными функциональными обязанностями, но внутри группы они преодолевают различия, действуют на основе определенного регламента, используют свои профессиональные возможности для решения актуальных проблем организации.
Примерами использования матричного подхода на региональном и муниципальном уровнях и в конкретных образовательных учреждениях является создание ВНИКов, творческих групп, методических объединений. В рамках дошкольного образовательного учреждения матричный подход реализуется через инициирование деятельности отдельных структурных подразделений: методическая, психологическая, административно- хозяйственная службы, "служба здоровья" и пр. К их управлению подключаются наиболее инициативные сотрудники, появляется возможность рационального использования "неформальных" лидеров коллектива, создаются дополнительные возможности для развития креативных способностей педагогов, их педагогической рефлексии.
При этом есть смысл группе не присваивать функции постоянного структурного подразделения. Группа, решив поставленные перед ней задачи, определяет какие специалисты или уже имеющиеся структурные подразделения в дальнейшем должны обеспечивать реализацию данного направления. Например, В.Г.Алямовская предлагает создать в дошкольном образовательном учреждении службу мониторинга. Необходимость проведения мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения не вызывает сомнения, в отличие от идеи создания такой службы. В дошкольном образовательном учреждении можно организовать временную группу по разработке содержания и организации мониторинга, которая в том числе определит, кто и каким образом должен будет в последующем обеспечивать мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Использование матричного подхода к управлению дошкольным образованием вообще, и дошкольным образовательным учреждением в частности, позволяет:
* максимально использовать профессиональные возможности сотрудников для решения актуальных проблем, связанных с качеством дошкольного образования,
* делегировать ответственность за качество образования в дошкольном учреждении его сотрудникам,
* сотрудникам почувствовать свою причастность к ситуации в дошкольном образовательном учреждении,
* дать возможность сотрудникам реализовать свой потенциал, участвуя в управленческой деятельности

Главное, использование матричного подхода в управлении делает понятным для сотрудников преобразования в дошкольных учреждениях и координирует деятельность служб, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.



РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК ФАКТОР
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Посевина Г.Д.,
методист Центра образования Администрации г.Ростова-на-Дону
В
настоящее время во всех районах города Ростова-на-Дону сбалансированная сеть дошкольных образовательных учреждений развивается как открытая вариативная система образовательных услуг.
Вариативность муниципальной системы дошкольного образования Ростова, возможность выбора родителями для своих детей образовательной программы и учреждения, наличие системы бесплатного дополнительного образования, расширение рынка платных дополнительных услуг определяют дополнительные требования к качеству образовательного процесса в ДОУ.
По-прежнему, актуален вопрос обновления содержания дошкольного образования, что позволит обеспечить решение целого ряда проблем, среди них следующие:
* в практике дошкольного образования не всегда максимально полно используются преимущества такого крупного города как Ростов-на-Дону для соответствующей возрасту социализации дошкольников;
* зачастую нарушаются гарантии на выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка;
* актуальны проблемы сохранения детского здоровья, задачи воспитания дошкольника.
Вместе с тем, учитывая современные российские нормативные требования к содержанию дошкольного образования, социально-экономические, национально-культурные и демографические особенности нашего региона и основные приоритеты муниципальной образовательной политики, педагогические коллективы ДОУ считают необходимым учитывать следующее:
1. Дошкольное образование должно обеспечить целостность развития через единство процесса социализации и осознания им своих потребностей, возможностей и способностей.
2. Насыщенность содержания программ должна соответствовать познавательным интересам современного ребенка, что обеспечит основу для развития его любознательности, познавательных способностей и индивидуальных склонностей.
3. В педагогическом процессе должно быть предусмотрено широкое взаимодействие дошкольников с различными культурными сферами: изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, театром и пр.
4. Содержание образовательных программ для ДОУ г.Ростова-на-Дону в силу особенностей современной социокультурной ситуации региона должно реализовывать принцип этнокультурной соотнесенности образования.
Устранение этих противоречий и достижение намеченных целей напрямую связано с решением проблемы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров системы дошкольного образования, что в общих чертах было обозначено в программе модернизации методической службы города, обеспечивающей эффективность научно-методического управления образовательным процессом на всех уровнях.
В настоящее время структура городской методической службы существенно расширена за счет создания временных творческих объединений педагогов на уровне города, района, образовательного учреждения. Особенно активно проявляют себя районные и городские методические объединения. В 2003/2004 учебном году в их работе принимали участие около 70% педагогических и 100% управленческих кадров системы дошкольного образования. Деятельность методистов МЦО, работа творческих групп и методических объединений в основном сводилась к решению проблем, связанных с:
- разработкой проектов программ модернизации районных систем дошкольного образования;
- повышение качества дошкольного и специального дошкольного образования;
- разработкой альтернативных форм дошкольного образования;
- преемственностью дошкольного и начального образования;
- проектированием воспитательных систем.
Деятельность МО координируется методистами МЦО и, как правило, проходит в три этапа:
Информационно-аналитический (сентябрь), включающий в себя сбор и обработку информации о качественных характеристиках системы дошкольного образования, о профессиональных затруднениях и образовательных потребностях педагогических и управленческих кадров системы, о потенциальных возможностях развития районных систем дошкольного образования, о передовом педагогическом и управленческом опыте дошкольных работников, о результативности деятельности МО в прошедшем году.
Консультационный (сентябрь - октябрь), включающий в себя консультирование председателей методических объединений и специалистов районных отделов образования по вопросам определения перспектив в повышении качества дошкольного образования, планирования деятельности МО, разработки творческих проектов и пр.
Проектировочный (ноябрь - апрель), предусматривающий консалтинговую помощь творческим группам и отдельным специалистам в социально-педагогическом проектировании и реализации разработанных проектов.
Научное руководство и консультирование осуществлялось учеными РГПУ (Р.М.Чумичева, М.Л.Баранова, А.А.Осипова, Л.В.Компанцева, Н.Е.Черноиванова). Консультационная помощь при проектировании была оказана специалистами отдела по надзору в сфере образования МО и ПО РО.
Решение проблем в управлении качеством образования во многом зависит от профессионального уровня педагогов и специалистов ДОУ и, следовательно, от степени функциональности и эффективности городской методической службы.
Учитывая ограниченные возможности системы курсовой подготовки педагогических и управленческих кадров на базе ИПК и ПРО, сегодня актуализировалась еще одна проблема - поиск альтернативных форм повышения профессионального уровня дошкольных работников, сегодня стал актуальным процесс оптимизации внутренних ресурсов системы дошкольного образования.
Одним из них, в плане повышения профессионального уровня управленческих и педагогических кадров, повышения качества образовательных, коррекционных и сервисных услуг учреждений дошкольного образования, является потенциальный ресурс Центров развития ребенка г.Ростова-на-Дону. В настоящее время ГУО внедряет систему оптимального использования их кадрового, научно-методи-ческого и материально-технического потенциала через организацию на базе ЦРР альтернативных форм повышения профессионального роста дошкольных работников ("мастер - классы", базы для стажировок, "управленческие школы", консультационные пункты и т.д.).
Мы считаем, что создание подобной мобильной альтернативной системы обеспечит:
- адекватную реакцию на изменяющиеся образовательные потребности педагогов, специалистов и руководителей ДОУ;
- продуктивное социальное партнерство педагогических коллективов с представителями практико-ориентированной науки;
- социальную поддержку творчески работающим педагогическим коллективам.
Это, на наш взгляд, позволит поддержать позитивные тенденции в качественном изменении системы дошкольного образования города.



РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК ФАКТОР
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сафонова И.Ю.,
ведущий специалист отдела образования
Администрации Азовского района
В
целях реализации Концепции модернизации Российского образования и содействия повышению качества дошкольного образования методическая служба отдела образования администрации Азовского района применяет Рекомендации Министерства образования РФ об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования.
Наша методическая служба является структурным подразделением отдела образования - методический кабинет. Её главная цель - содействие повышению качества дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования.
На данном этапе основными задачами методической службы являются:
1. Удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников ОУ.
2. Повышение качества дошкольного образования.
3. Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ.
4. Оказание помощи в развитии творческого потенциала работников ОУ.
5. Содействия в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др.
Решение этих задач проходит через основные направления деятельности методической службы:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
* создание базы данных о педработниках ОУ района (в районе 250 педработников; из них: 20% с высшим образованием, 80% со средне-специальным, 20% обучаются в ВУЗах, 10% в ССУЗах, 50% имеют высшую и I категорию, 30% - II категорию);
* изучение и анализ состояния результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;
* выявление затруднений дидактического и методического характера в ОП;
* сбор и обработка информации о результатах учебно-воспита-тельной ОУ района;
* изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; (обобщен опыт по нравственно-эстетическому, физическому, экологическому воспитанию и др. направлениям).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* сформирован банк педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
* информирование педработников ОУ о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
* идет подготовительная работа по созданию медиатеки современных учебно-методических материалов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* изучаются запросы, оказывается практическая помощь и методическое сопровождение: молодым специалистам, которых в районе работает до 50 человек, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
* прогнозируется, планируется и организовывается повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников ОУ, оказывается им информационно-мето-дическая помощь в системе непрерывного образования (за период 2000-2004 гг. курсы повышения квалификации прошло 200 педагогов);
* организовывается работа районных МО педработников ОУ;
* участие в разработке программ развития ОУ;
* организация и проведение конкурсов, конференций.
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* организация консультационной работы для педработников МОУ;
* популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
* консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ничипорюк Е.А.,
Ростовский областной ИПК и ПРО
С
оздание психологических условий, обеспечивающих повышение качество дошкольного образования, во многом связано с развитием и функционированием психологической службы, которое, в свою очередь, зависит от решения правовых, организационных, кадровых и методических вопросов.
Каждый из этих вопросов в настоящее время находится в стадии решения. Разработаны правовые основы деятельности психологической службы образования на федеральном уровне, но необходимо продолжить их разработку на региональном и муниципальных уровнях. В штатное расписание дошкольных образовательных учреждений вводятся ставки педагогов-психологов, но объем ставки определяется произвольно, а в некоторых территориях продолжают считать педагога-психолога "роскошью" и предлагают оплачивать работу психологов из надтарифного фонда. Увеличилось число образовательных учреждений, готовящих психологов, но программы подготовки не всегда учитывают особенности современных образовательных учреждений. Выходит большое количество методических пособий о работе и для работы психолога в детском саду, предлагающие различные методы и модели деятельности психолога, но иногда эти предложения не учитывают действующей нормативно-правовой базы. До сих пор сохраняется некоторая неопределенность в вопросе о том, чем же должен заниматься психолог детского сада. Данное сообщение посвящено именно этой проблеме - определение содержания деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
Необходимость реализации целей и задач психологической службы образования, сформулированных в Положении (1999), ставит педагога-психолога перед проблемой определения содержания деятельности для конкретного образовательного учреждения в каждом учебном году. Это связано и со спецификой образовательного учреждения (тип, категория, реализуемая образовательная программа, территориальное расположение и другие достаточно стабильные характеристики), и с особенностями изменяющейся ситуации (особенности педагогического коллектива, особенности обучающихся и воспитанников, годовые задачи, собственное профессиональное развитие). Таким образом, содержание деятельности педагога-психолога складывается из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть определяется стабильными характеристиками образовательного учреждения и реализуется педагогом-психологом ежегодно. Вариативная часть определяется актуальной ситуацией и изменяется по мере изменения ситуации.
В свою очередь, в инвариантной части деятельности педагога-психолога можно выделить базисный компонент - общее для образовательных учреждений одного типа содержание. Содержание базисного компонента деятельности педагога-психолога определяется, исходя из возрастных особенностей обучающихся, воспитанников и целей данного типа образовательного учреждения. Проблеме определения и методического оснащения базисного компонента деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения посвящена работа творческого группы Психологического центра образования г.Ростова-на-Дону (руководители Е.А.Ничипорюк и Е.В.Чеботарева). Далее в сообщении использованы материалы, разработанные участниками группы в 2001-2003 годах, и в настоящее время находящиеся в стадии апробации.
На основе анализа "Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" (1999), тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога, "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (1995, 1997) было выделено содержание базисного компонента деятельности педагога-психолога, с учётом специфики дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из вышеперечисленных документов, педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должен проводить работу с детьми, родителями, педагогами и администрацией ДОУ. Приоритетными задачами при реализации базисного компонента выступают:
- содействие формированию личности ребенка;
- определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка;
- преодоление нарушений в развитии ребенка;
- создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и специфику ДОУ, содержание базисного компонента деятельности педагога-психолога конкретизируется в виде реализации диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Предлагаемое содержание составлено по типу психологического минимума, который дополняется другой психологической работой, исходя из потребностей и возможностей ДОУ.
Одной из важных составляющих базисного компонента деятельности педагога-психолога ДОУ является проведение скрининговой диагностики, которая позволяет отслеживать динамику развития детей и своевременно выявлять негативные тенденции. Кроме того, результаты скрининговой диагностики могут быть использованы для оценки качества образования в ДОУ. В зависимости от особенностей ДОУ (количество детей, объема штатной единицы педагога-психолога, уровень психологической подготовленности педагогического коллектива) проведение скрининговой диагностики может быть различным:
- скрининговая диагностика проводится полностью педагогом-психологом;
- сбор информации (наблюдение, экспертная оценка, экспериментальные методики) осуществляется воспитателями, а обработка результатов и составление заключения - педагогом-психологом;
- сбор информации, обработка результатов и разработка рекомендаций осуществляется совместно педагогом-психологом с воспитателями.
С вновь поступающими детьми раннего возраста скрининговая диагностика проводится после завершения процесса адаптации, а с детьми дошкольного возраста, уже имеющими опыт посещения ДОУ, до вхождения ребенка в группу.
Важной задачей в работе всех сотрудников, в том числе педагога-психолога, является профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОУ. Для этого должна проводиться комплексная работа, частью которой выступает психологическое сопровождение адаптационного процесса. Содержание психологического сопровождения определяется, исходя из возраста и психологических особенностей ребенка. Однако можно выделить инвариантную часть:
- консультирование администрации и педагогов по общим закономерностям процесса адаптации детей к условиям ДОУ;
- диагностика детей, поступающих в ДОУ, с целью определения факторов риска протекания адаптации в тяжелой форме и разработки рекомендаций по оптимизации психолого-медико-педагогического сопровождения адаптационного периода.
Методы диагностики зависят от возраста детей. При работе с детьми раннего возраста используют: до поступления - анализ документации и беседу с родителями ("история развития ребенка"1), после поступления - анализ адаптационных листов, которые ведут воспитатели. Непосредственное участие педагога-психолога в работе с неадаптированным ребенком раннего возраста, особенно с ограниченным социальным опытом, выступает в качестве дополнительной нагрузки и не рекомендуется.
При поступлении в ДОУ ребенка дошкольного возраста педагог-психолог также анализирует документацию, беседует с родителями об истории развития ребенка и проводит обследование по программе скрининговой диагностики в соответствии с возрастом ребенка. В случае выявления факторов риска по результатам диагностики проводят консультативную работу с родителями и педагогами и углубленную диагностическую, а при необходимости коррекционную работу с ребенком.
С целью профилактики появления дезадаптации у детей, посещающих ДОУ, и с целью содействия формированию личности ребенка педагог-психолог должен использовать групповые консультации (как выступления на родительском собрании) о возрастных особенностях развития детей и стендовые консультации по актуальным психолого-педагогическим проблемам.
С этой же целью педагог-психолог проводит и работу с воспитателями, включающую изучение особенностей педагогического общения, как важного фактора развития детей2 и обучающие семинары-практикумы психологической проблематики.
В случае выявления психологических трудностей в развитии ребенка по результатам скрининговой диагностики или запросу педагогов или родителей педагог-психолог проводит индивидуальную углубленную диагностику для определения причин нарушения личностного и познавательного развития. По результатам углубленной диагностики обязательно проведение консультирования родителей и педагогов с целью согласования взаимодействия в коррекционном процессе. При необходимости педагог-психолог в работе с родителями может выполнять социально-диспетчерскую функцию (помогать родителям в установлении связей с социумом для решения проблем в развитии ребенка). Педагог-психолог по результатам углубленной диагностики проводит коррекционную работу в индивидуальной и групповой форме. Консультирование родителей и педагогов проводят по ходу и результатам коррекционной работы с детьми. Кроме того, педагог-психолог консультирует администрацию по организационным вопросам преодоления нарушений в развитии детей.
Одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога является участие в работе ПМПк ДОУ, что предполагает проведение диагностической работы при подготовке к ПМПк и участие в заседаниях ПМПк.
Участие педагога-психолога в создании психолого-педагогичес-ких условий преемственности в процессе непрерывного образования требует от педагога-психолога:
- консультирования родителей по вопросам дальнейшего обучения детей,
- консультирования администрации по вопросам психологических условий преемственности между детским садом и другими образовательными учреждениями,
- участия в оформлении документации, передаваемой в другое образовательное учреждение (психологический блок медицинской карты ребенка).
Обязательным условием успешности психологической работы является информирование администрации ДОУ о результатах всех видов психологической деятельности (в виде аналитических отчетов) и консультирование по организационным вопросам психологического сопровождения развития детей в ДОУ.
Данное содержание является базисным и, как было отмечено выше, дополняется в зависимости от объема ставки педагога-психолога, возможностей и потребностей ДОУ.



ВНЕДРЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТСКИХ САДОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ничипорюк Е.А.,
Ростовский областной ИПК и ПРО
М
одернизация дошкольного образования направлена на повышение его качества. Одним из направлений модернизации, обеспечивающим достижения этой цели, выступает внедрение диагностики в образовательный процесс. Многие дошкольные учреждения стремятся обеспечить выполнение данного условия, тем более что решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Ростовской области утверждены средние показатели отнесения образовательных учреждений области к типу, виду и категории (3), где в качестве одного из требований к профессионализму выступает проведение диагностической работы: для ДОУ третьей категории - элементы диагностики, второй - система диагностической работы по приоритетному направлению, для первой категории - система комплексной диагностической работы.
Однако опыт участия в аттестации дошкольных образовательных учреждений показывает, что содержание и организация диагностического направления деятельности вызывает у руководителей и педагогов ещё много вопросов и затруднений. Цель данного сообщения обозначить основные положения, которые помогут при организации и проведении диагностики в детском саду.
Качественное проведение диагностической работы возможно при создании ряда условий: нормативно-правовых, организационных, методических и кадровых.
Создание нормативно-правовых условий обеспечивает проведение диагностической работы с соблюдением действующих документов всех уровней - от международного до уровня учреждения, а именно:
- Конвенции о правах ребенка,
- Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании",
- приказов и инструктивных писем Министерств образования Российской Федерации и субъекта федерации (Ростовской области), управления образования администрации города и района,
- Устава образовательного учреждения,
- приказов руководителя образовательного учреждения и т.п.
Важно отметить, что диагностическая работа должна включаться в план работы на учебный год, а в случае внепланового обследования - проводиться на основании приказа руководителя. При этом речь не идет о случаях диагностики, проводимой в рамках психолого-педагогического консультирования или в рамках выполнения индивидуальных коррекционных программ, реализуемых отдельными специалистами. Предполагается, что в годовой план или в приказ по учреждению включается диагностика, охватывающая все или отдельные возрастные группы с привлечением большинства членов педагогического коллектива.
В случаях привлечения к проведению диагностики специалистов из других учреждений необходимо включить этот пункт в договор и план взаимодействия, например с детской поликлиникой, фельдшерско-акушерским пунктом, школой, психологическим центром и т.п.
Включение в договор с родителями фразы о том, что образовательный процесс в учреждении строится на диагностической основе, позволяет, с одной стороны, соблюсти права родителей, как законных представителей интересов ребенка, а с другой стороны, избежать необходимости каждый раз спрашивать согласие родителей на проведение плановой диагностической работы.
Часть содержания диагностической работы является нормативно заданным, например, приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации (4), остальная часть определяется учреждением самостоятельно, с учетом пункта 4 статьи 55 Закона РФ "Об образовании".
Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации предполагают, что воспитатель обязан "на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)", "изучать индивидуальные способности, интересы и склонности детей" (8, с. 60-61). Таким образом, проведение диагностической, а на её основе и коррекционно-развивающей работы является должностной обязанностью воспитателя. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования ещё более определённо утверждают, что педагоги второй, первой и высшей квалификационной категории должны владеть и применять в практической деятельности "методы и средства педагогической диагностики" (5).
Представляется, что воспитатель, в первую очередь, участвует в сборе информации, возможно в первичной обработке результатов, кроме того, в составлении педагогических рекомендаций для работы с детьми. Форма участия определяется, исходя из потребностей образовательного учреждения и возможностей педагогов, и конкретизируется в каждом детском саду, что в большей степени связано с созданием организационных условий.
Организация, являясь одной из функций управления, понимается как создание и поддержание системы ролей, которая обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий (2). Организация диагностической работы предполагает определение того, кто и каким образом будет участвовать в диагностике, в какие сроки должны быть проведены обследования, а при необходимости - какое структурное подразделение будет координировать диагностическую работу в детском саду. Как правило, создание структурных подразделений (диагностических служб и т.п.) оправдано в том случае, если в диагностической работе задействовано большое количество разных специалистов. Каждое учреждение должно самостоятельно определить наиболее оптимальную организацию диагностической работы.
К сожалению, в некоторых дошкольных учреждениях при определении сроков проведения диагностики исходят из принципа максимальности - "чем чаще - тем лучше, проводим диагностику три раза в год: в начале, в середине и конце учебного года". При этом не учитывается ни возраст детей, ни особенности их развития, ни реализуемая образовательная программа, а главное - не учитываются цели и вид диагностики. Именно обозначенные основания и должны определять сроки проведения обследований.
Как уже отмечалось выше, часть содержания и организации диагностики нормативно определены (медицинская и психологическая диагностика в соответствии с "Медицинской картой ребенка для образовательных учреждений"). Часть содержания и организации диагностики определяются образовательными программами (например, "Развитие"). Остальное содержание и организация должны определяться, исходя из принципа "необходимости и достаточности". Проведение диагностики требует от педагогов расхода времени и сил, отвлекает детей от самостоятельной деятельности (обычно - игровой - наиболее значимой для развития ребенка-дошкольника), поэтому получение диагностической информации оправдано, только в том случае, если она представляет ценность, т.е. может быть использована при проведении развивающей и коррекционной работы, став их основой. Если полученная информация не может быть использована в силу избыточности (у педагогов ограничены возможности для реализации индивидуального или даже дифференцированного подхода, например, из-за большого количества детей в группе, отсутствия младшего воспитателя и т.п.) или незначительности (выявленные изменения незначительны и лишь подтверждают уже известное), то диагностическая работа теряет смысл, начинает вызывать раздражение, и приводит к прямо противоположному в отличие от ожидаемого результату - снижает качество образования.
Для определения динамики психического развития, если диагностика сопровождает развивающий, а не коррекционный процесс, представляется оправданным обследование детей дошкольного возраста не чаще одного раза в год, т.к. темп развития в этом возрасте, уже не такой высокий как в младенческом и раннем. В случае если диагностика сопровождает коррекционную работу, то кроме входной и итоговой обязательно ведётся текущая диагностика, чтобы определить изменения в развитии ребенка, уточнить стратегию и тактику коррекционного процесса, при этом и содержание, и организация обследований ведется по индивидуальной программе.
Диагностическая работа способствует повышению качества образования только в том случае, если педагоги видят в ней смысл, заинтересованы в её проведении и могут учитывать полученные данные в своей работе, т.е. если у педагогов сформирована психологическая готовность к реализации диагностического направления деятельности. В определенной степени работа по формированию психологической готовности проводится в рамках курсов повышения квалификации при Ростовском областном ИПК и ПРО. В планы курсовой подготовки воспитателей включена тема "Систем диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении", при изучении которой педагоги знакомятся с теоретическими основами диагностики, методами изучения психического развития детей, структурой диагностического заключения. Важно, чтобы полученные знания и умения были востребованы в дошкольном учреждении. Возможно, уже при направлении воспитателя на курсы определить, на какие вопросы, связанные с проведением диагностики, он должен получить ответ, какими умениями овладеть в ходе курсовой подготовки. Такой подход позволит сделать обучение воспитателя на курсах более эффективным и повысит уровень готовности к проведению диагностики в детском саду.
Однако без качественного методического обеспечения невозможно получить качественную диагностическую информацию. Обладая недостаточной теоретической подготовленностью, работники дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения в выборе, приобретают и используют методики, происхождение и результаты которых являются сомнительными. В последнее десятилетие выходили пособия, содержащие диагностические методы или программы, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений (7, 9, 10). При достаточной подготовленности сотрудники дошкольного учреждения могут сами составлять диагностические программы, используя профессионально разработанные методики. Опыт работы творческой группы "Диагностика" в г.Ростове-на-Дону доказал это (1).
Участие сотрудников в работе по составлению диагностических программ, с одной стороны, способствует повышению профессионализма педагогов (растёт осведомленность и развивается ответственность), с другой стороны, обеспечивает дошкольное учреждение методическим инструментарием, соответствующим его особенностям. Конечно, это возможно лишь, если диагностическая работа в образовательном учреждении опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования. Программы диагностической работы должны содержать научное обоснование, раскрывающее понятия, используемые в программе, основные теоретические положения, на которые опирались её составители, с указанием авторов и публикаций. В случае, если педагоги образовательного учреждении самостоятельно разрабатывают диагностические методы (зачастую это представляется в виде тестовых заданий для проведения педагогической диагностики), они должны дать информацию об их валидности и надёжности, характеристику выборки испытуемых, участвовавших в стандартизации, и время её проведения.
Выше были описаны условия необходимые для качественного проведения диагностики. Однако возникают вопросы: "По каким показателям их можно определить? Что свидетельствует о создании данных условий в детском саду?" Эти вопросы являются значимыми как для самого образовательного учреждения, так и для экспертов, проводящих его аттестацию.
О создании условий для проведения диагностики свидетельствует:
- включение диагностики в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения и отдельных педагогов (так называемых "узких специалистов");
- описание диагностической работы в системе управления дошкольным образовательным учреждением;
- диагностические программы, реализуемые в детском саду;
- заключения по результатам обследований.
Однако главными показателями осуществления диагностического направления деятельности дошкольного образовательного учреждения являются рекомендации или индивидуальные программы развития, составленные на основе диагностики, и реализуемые в работе с детьми, с родителями и с педагогами. В этом случае можно уверенно сказать, что образовательный процесс в детском саду строится на диагностической основе.
Литература
1. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. // Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов-на-Дону, 2003.
2. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М., 2001. - С. 83.
3. Качество дошкольного образования в Ростовской области. / Составители Л.Л.Иванова, Н.Н.Баукова. -Ростов-на-Дону, 2000. -С.62.
4. Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений" // Дошкольное образование в России в документах и материалах. -М., 2000. - С.413 - 429.
5. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогов и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 №468/1268. Приказ МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 14.12.95 №622/1646.
// Вестник образования. - 1996. - № 10.
6. О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования. Письмо Министерства образования РФ от 7.04.99 № 70/23 - 16 // Вестник образования. - 1999. - №6. - С. 76 - 83.
7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М., 2002.
8. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (согласовано с Минтруда России - Приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 № 46) // Вестник образования. - 1995. - № 11. - С.37 - 90.
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
10. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М., 2002.



КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ
СЛУЖБ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
Муравьева О.Ю.,
заведующая центром развития ребенка №55
"Радость" г.Новочеркасска
П
ереоценка приоритетных направлений деятельности детского сада, как центра развития ребенка, предполагает внесение существенных изменений в систему управления всеми его звеньями. Усилилась тенденция к расширению коррекционной составляющей содержания дошкольного образования на фоне изменяющейся ситуации в состоянии здоровья наших детей. Медики констатирую, что за последние 20 лет произошли неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детского населения. До 50% возросло число детей, имеющих различные дисфункциональные нарушения. В последние годы значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, социально запущенных, имеющих физические и психические отклонения, требующих от специалистов коррекционной помощи.
Проектируя детский сад как центр развития ребенка, необходимо было обеспечить целостную структуру управления для реализации взаимосвязанных мер, направленных на повышение качества работы ДОУ по вопросам коррекции.
Важным звеном в управлении качеством дошкольного образования являются обеспечивающие его структуры:
• Психологическая и методическая службы;
• Медицинское сопровождение образовательного процесса;
• Взаимодействие с социумом и семьей;
Поэтому возникла необходимость пересмотреть организационную структуру управления детского сада №55 - центра развития ребенка и внести в нее структурное подразделение - коррекционный совет.
На первом этапе работы администрации необходимо было определить нормативно-правовую базу деятельности коррекционного совета, делегировать полномочия в части управленческих функций, создать систему взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Основным направлением коррекционного совета явилась - координация деятельности специалистов, направленная на изучение индивидуальных особенностей ребенка и коррекцию отклонения в развитии.
Деятельность коррекционного совета строится в соответствии с Письмом МО РФ "О психолого-медико-педагогическом консилиуме ПМПК образовательного учреждения от 27.03.2000 №27/901-6 и регулируется Локальным актом по ДОУ - Положением о коррекционном совете, которое принято на Педагогическом совете Протокол №1 от 09.09.2002 г. и утверждено приказом заведующей ДОУ №53 от 21.09.2002 г.
• Положением определены цели и задачи Коррекционного совета
• Прописаны направления деятельности
• Определен состав коррекционного совета
• Обозначены требования к членам коррекционного совета
• Утвержден регламент работы
В состав коррекционного совета вошли: педагог-психолог (обрабатывает данные диагностических исследований, готовит приложения по отдельным детям и информацию по группе в целом), учитель-логопед(готовит данные об уровне речевого развития), воспитатель группы(собирает и обрабатывает информацию, предоставляет результаты диагностики в виде таблиц, диаграмм, графиков), инструктор по физической культуре(готовит информацию о физическом состоянии ребенка на основе диагностики), медсестра (по результатам мониторинга здоровья готовит информацию о состоянии здоровья ребенка), старший воспитатель, медсестра ЛФК.
Важным вопросом в организации работы Коррекционного совета явилось объединение усилий администрации, педагогов, психолога, медиков в процессе составления целостной системы коррекционной работы, индивидуального сопровождения и адекватное распределение обязанностей и ответственности за ее реализацию. Поэтому возникла необходимость делегировать полномочия функций управления, а также координировать деятельность всех специалистов.
Руководит коррекционным советом в нашем детском саду педагог-психолог Мелова Л.Н. - высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж работы в ДОУ 10 лет.
На первом этапе работы Коррекционного совета происходит сбор информации всеми его участниками. Для этого разработаны рекомендации по содержательному аспекту ее предоставления.
Информация, которую готовит педагог-психолог на коррекционный совет, разделена на две группы: информация о конкретном ребенке и обобщенная информация по группе в целом.
Психолог выносит на коррекционный совет результаты своей диагностической деятельности - наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, качественное и количественное описание компонентов, которые диагностировались. Определяются те сферы психической жизни ребенка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы.
Предлагаются адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения
Воспитатель группы, опираясь на результаты своих собственных наблюдений, дает педагогическую характеристику деятельности и поведения конкретных детей группы, которая складывается из следующих показателей:
1. Качественная характеристика деятельности - трудности в процессе усвоения программного материала, трудности, возникающие при выполнении определенных видов деятельности, предполагаемые причины этих трудностей.
2. Показатели поведения и общения в различных ситуациях: описание познавательной активности и заинтересованности, оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил, индивидуальные особенности общения со взрослыми и сверстниками.
3. Показатели эмоционального состояния: описание "типичного" для ребенка эмоционального состояния в течение дня, описание ситуаций, вызывающих у ребенка определенные эмоциональные трудности (плач, раздражение, испуг, агрессия и др.)
Старшая медсестра предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях ребенка
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения совета: соответствие физического развития возрастным нормам, состояние органов слуха, зрения, костно-мышечной системы, переносимость физических нагрузок
2. Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваемости за последний год.
Анализ информации помогает увидеть особенности каждого ребенка и актуальное состояние группы в целом.
На втором этапе работы коррекционного совет происходит обсуждение всеми участниками состояния ребенка или группы детей, нуждающихся в коррекции. Определяется проблема развития ребенка, и выявляются возможные причины отклонения. По результатам обсуждения вырабатывается основное направление программы сопровождения (коррекционно-развивающее, лечебно-оздоровитель-ное, обучающее с родителями и педагогами) и назначается ведущий специалист по реализации программы
По окончании заседания Коррекционного совета на детей, нуждающихся в коррекции, заполняются индивидуальные карты психолого-педагогической и медико-социальное помощи.
Третий этап работы коррекционного совета
На основании карты помощи ребенку, ведущим специалистом составляется программа сопровождения (на группу детей или индивидуальная. В ней указывается срок реализации программы, количество занятий в неделю и их продолжительность. Прописываются основные этапы работы, цель и задачи. Предусмотрен и предполагаемый результат. На основании выявленной проблемы каждый специалист обозначает свое направление в коррекции и проводит отбор содержания для работы с этим ребенком.
Для повышения качества работы и оказания специалистам помощи в отборе содержания по вопросам коррекции творческой группой ДОУ была разработана МАТРИЦА участия специалистов в сопровождении ребенка.
• В ней прописаны цели, задачи, формы и средства содержания коррекции для каждого специалиста в работе по данной проблеме. Указаны авторы используемой литературы.
• Специалисты же отбирают содержание предполагаемой работы, которое собирается в картотеки игр и упражнений.

На четвертом этапе работы коррекционного совета происходит выполнение и реализация программы всеми участниками процесса сопровождения. Для обеспечения качественного взаимодействия специалистов и соблюдения учебной нагрузки на ребенка разработана циклограмма деятельности специалистов в коррекционной работе. В ней обозначены время, день, группа, с которой работает специалист. Для отслеживания результатов работы каждым специалистом ведутся листы коррекционных занятий.

Пятый этап - отслеживание результатов и определение дальнейшей работы. Анализ работы коллектива за год в направлении коррекционно-развивающего взаимодействия показал, что наряду с представленным опытом работы, мы столкнулись и с рядом трудностей в управленческом, организационном, содержательном плане.
Основой коррекционно-развивающего сопровождения в нашем детском саду стало взаимодействие с ребенком посредством различных путей решения тех или иных задач и проблем, сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Однако, научно-методическое руководство воспитательно-образовательным процессом требует усовершенствования обеспечения вопросов коррекции. Зачастую педагогам трудно определить "диагноз", выдвинуть проблему, проанализировать ситуацию. Сотрудники испытывают трудности в общении с родителями по причине синдрома "мой ребенок самый лучший"
Исходя из этого, следующим этапом работы коллектива в данном направлении в этом году будет:
1. Разработка комплексно-целевой программы по вопросам коррекции.
2. Реализация на практике разработанной социально-психологической модели взаимодействия детского сада и семьи по вопросам ранней профилактики и коррекции.
3. Разработка матрицы участия всех специалистов по вопросу коррекции познавательных процессов.
4. Разработка рекомендации специалистам всех уровней по вопросам коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ.
5. Пополнение базы данных коррекционно-развивающих технологий, программ сопровождения.
6. Наполнение дидактическим материалом различных направлений деятельности всех специалистов по вопросам коррекции (пополнение картотеками, альбомами, наглядно-иллюстративным материалом и др.)



УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В КОМПЛЕКСНОМ
СОПРОВОЖДЕНИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Мелова Л.Н.,
педагог-психолог МДОУ №55 "Радость" - центр развития ребенка
С
нижение показателей здоровья, увеличение факторов риска в раннем развитии ребенка, неблагоприятные экологические и социальные условия привели к тому, что значительная часть детей в дошкольном детстве не в состоянии усвоить весь объем информации, предлагаемый инновационными программами нового поколения.
Известно, что у соматически ослабленных детей в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, т.е. позднее, чем у здоровых детей, формирование произвольных регуляций и эмоционально-волевой сферы.
Поэтому соматически ослабленные дети отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У детей снижаются контакты с окружающими, что приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых.
Все это требует организации психокоррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях с детьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии.
Такую работу призван осуществлять педагог-психолог детского сада. Смысл его деятельности - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих проблем. Методом и идеологией работы педагога-психолога является сопровождение ребенка, а также организация взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе.
Работа педагога-психолога с детьми, требующими психологической помощи состоит из нескольких направлений:
- диагностического;
- профилактико-просветительского и консультативного;
- коррекционно-развивающего.
Целью психодиагностической работы является информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.
Приоритетным направление психодиагностики с одной стороны является реализация индивидуализирующей функции, позволяющей увидеть портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, с другой стороны - определение статистической нормы, соответствие возрастному нормативу и стандарту. По итогам комплексной диагностики выделяются группы "психологически благополучных" детей, а также детей, имеющих проблемы в развитии. Для выявления психолого-педагогического статуса ребенка педагогами ДОУ №55 "Радость" - центр развития ребенка взяты за основу в соответствии с реализуемой в детском саду программой "Развитие" Л.А.Венгера и гр. авторов, карты развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. В них включены показатели развития ребенка данного возраста по разным направлениям детской деятельности (игровая, продуктивная), двигательной сферы, умственного развития, социального развития.
Определив круг детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, по итогам коррекционного совета специалистами, участвующими в процессе сопровождения составляется индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку. Закрепляется ведущий специалист по реализации программы. Обязательным условием является согласие родителей участвовать в коррекционной работе, в реализации программы, что родитель подкрепляет своей подписью и датой ознакомления с индивидуальной программой коррекции. По содержательному аспекту индивидуальной программы определяются сферы помощи ребенку: лечебно-профилактическая, коррекционно-развивающая, профилактическая. Соответственно заполняют эту часть программы специалисты, которые участвуют в процессе сопровождения: врач, медсестра, медсестра ЛФК, педагог, логопед, психолог, воспитатель группы. Каждый специалист по своему направлению определяет проблему ребенка, технологический инструментарий (формы и средства коррекции), направления коррекционной работы, прогнозируемый результат, фактический результат по итогам работы.
Для качественного проведения коррекционно-развивающей работы и с целью оказания помощи специалистам в определении правильного направления коррекции творческой группой детского сада № 55 "Радость" была разработана Матрица участия специалистов ДОУ в сопровождении ребенка в коррекционно-развивающей работе с социально-личностными проблемами.
На примере проблемы "агрессивный ребенок" рассмотрим структуру составления матрицы. Определяется общее направление коррекции - оптимизация взаимодействия агрессивного ребенка с окружающим миром. Каждый специалист определяет свои задачи работы с этими детьми.
Задача психолога:
1. Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемыми способами.
2. Обучение ребенка управлению своим гневом.
Задача воспитателя:
1. Расширение спектра поведенческих реакций в проблемных ситуациях, снятие деструктивных элементов.
2. Развитие позитивной самооценки ребенка.
Задача музыкального руководителя:
1. Формирование осознания собственных эмоций.
2. Развитие понимания чувств других людей.
3. Развитие эмпатии.
Задача инструктора по физкультуре:
1. Формирование свободы движений, способствующих высвобождению заблокированных чувств.
2. Оптимизация тонуса мышц и обучение релаксации.
Содержание работы каждого специалиста отражается в программе сопровождения ребенка, где отражены формы и средства коррекции. Здесь же указана литература, которой можно пользоваться при отборе конкретного содержания. Разработаны и составлены картотеки игр и упражнений, тренингов, занятий и другого практического материала для всех специалистов, участвующих в сопровождении.
Отслеживание динамики работы с ребенком прослеживается в листе коррекционных занятий.
Принципиально важное направление работы психолога детского сада определяется в психологическом консультировании. Эффективность этой работы зависит от того, насколько удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество психолога с педагогами и администрацией ДОУ в решении различных задач сопровождения ребенка. В различных видах консультирования используются формы организации такого сотрудничества, которое делает педагога союзником психолога по вопросам успешного обучения и личностного развития ребенка.
Поэтому, с одной стороны, педагог-психолог призван консультировать педагогов по вопросам разработки и реализации программ сопровождения, которые соответствовали бы психолого-педагогическим и психолого-физиологическим требованиям к обучению и воспитанию детей определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям ребенка.
С другой стороны - консультирование педагогов по поводу проблем воспитания, развития, поведения и межличностного взаимодействия.
Так в работе с педагогическим коллективом широко применяются такие формы просветительско-консультативной работы как:
- семинары практикумы;
- тренинговые занятия;
- практикумы по общению;
- консультации, беседы;
Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью;
Таким образом, качество работы в комплексном сопровождении развития ребенка обеспечивается за счет интеграции деятельности всех специалистов ДОУ и родителей ребенка.




ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Агурицева Е.А.
заведующая ДОУ ЦРР №57 г.Ростова-на-Дону
В
декабре 2003 года по результатам аттестации наш детский сад получил статус Центр развития ребенка.
В ДОУ наряду с развивающими группами, имеются группы специального назначения (2 логопедические группы). Несмотря на то, что в коллективе 70% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории и достаточно квалифицированные специалисты, тем не менее, качество работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, не всегда было таким, каким хотелось бы. У нас возникла необходимость научного руководства педагогической деятельностью и такого руководителя мы нашли в лице к.п.н. М.Л.Барановой. Кроме этого на договорной основе были привлечены врачи-реабилитологи Дворца здоровья и специалисты дополнительного образования, такие как: руководитель студии художественного труда, хореограф, тренер по спортивной гимнастике и др.
Привлекая специалистов, мы поставили задачу не только развивать у дошкольников специальные способности, а оказывать детям своевременную психолого-педагогическую поддержку.
Определение перспектив повышения качества в работе ЦРР, осуществлялось на основе заключения и рекомендательных материалов областной аттестационной комиссии. Так, нами были обозначены потенциальные возможности художественно-эстетической, продуктивной деятельности в развивающей работе с дошкольниками. Мы поставили перед собой цель: освоить арттерпевтические технологии, эффективней использовать художественно-эстетическую деятельность в максимально ранней социализации детей и поддержании их индивидуальности.
Мы откорректировали набор статусных и дополнительных программ этого направления, переоборудовали пространственно-пред-метную среду, но самое главное соотнесли цели педагогической деятельности всех специалистов.
Аттестационная комиссия отметила, что высокий уровень физического развития обеспечивается через различные формы работы с учетом особенностей физического развития и здоровья детей, а также специально организованные занятия по хореографии органично включены в систему физического воспитания дошкольников. Вместе с тем, в рекомендациях экспертов качества было предложено создать программно-методические условия для оздоровительной работы с детьми. В целях оперативного выполнения рекомендаций, творческой группе под руководством Барановой М.Л. предстояло разработать комплексную лечебно-оздоровительную программу, которая позволила бы обеспечить высокую степень интеграции всех служб Центра (административно-хозяйственной, методической, психологической, коррекционной). Сегодня такая программа создана, и она включает в себя следующие компоненты:
1. Компонент - мониторинг здоровья и развития детей;
2. Компонент - вариативные программы по оздоровлению и физическому развитию детей;
3. Компонент - разноуровневое психолого-медико-педагогичес-кое сопровождение детей, имеющих нарушения здоровья и развития.
4. Компонент - оздоровительные программы для педагогов
5. Компонент - программа включения родителей в активную деятельность по укреплению и развитию здоровья детей.
На сегодняшний день нами разработана модель мониторинга развития детей. Специалистами ДОУ систематизируется диагностический инструментарий для осуществления диагностики физического развития, речевой, эмоционально- волевой и личностной сферы детей, а также развития интеллектуальных функций.
Определены варианты оздоровительных программ, с учетом характера имеющихся у ребенка нарушений здоровья и психофизического развития.

Направленность программ
Долгосрочность
программы
1
Общеукрепляющая
На весь период пребывания ребенка в ДОУ
2
Оздоровительная для детей ЧБД
На весь реабилитационный период
3
Адаптационная программа долечивания
1.2 недели
4
Оздоровительная для детей с нарушениями нервной системы
Долгосрочная на весь период реабилитации
5
Оздоровительная для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Долгосрочная на весь период реабилитации
6
Оздоровительная для детей с заболеваниями ЖКТ
Долгосрочная на весь период реабилитации
7
Оздоровительная для детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Долгосрочная на весь период реабилитации
Успешная реализация данной программы возможна при наличии определенной ресурсной базы.
В ДОУ имеются:
Физкультурно-оздоровительный комплекс представлен медицинским кабинетом и физкультурным залом, оборудованным необходимым инвентарем для проведения общеразвивающих и коррекционных занятий, занятий спортивной и лечебной гимнастикой. В ДОУ функционирует оздоровительная комната "Здравушка", включающая в себя фитобар, экологический уголок, зону для проведения физиотерапевтических процедур с детьми ЧБД. Запланировано оснащение релаксационного уголка (цветовой шатер).
Хочется отметить, что проектирование и реализация программы позитивно повлияла на совершенствование интегративного подхода в деятельности всего коллектива. Нам удалось главное - у нас стали едиными цели: и медработники, и специалисты и педагоги работают, учитывая особенности развития детей, их возможности и способности.
Единение по целям поставило перед нами не менее трудную задачу: овладение педагогами средствами дифференциации образовательного процесса. Для этого нами было организованно:
* серия обучающих семинаров по проблеме актуализации законов психофизического развития детей;
* овладение методами дифференцированного обучения через активные формы;
* проведение мастер-классов педагогом, владеющим данными методами;
* стажировка на базе ЦРР №293.
В этой связи особую актуальность приобрела еще одна рекомендация аттестационной комиссии, относительно разработки системы многофакторной диагностики по основным направлениям деятельности ДОУ ЦРР. Эта система была создана и обеспечила дополнительные возможности для повышения степени дифференциации образовательного процесса.
Наш опыт по интеграции педагогов и специалистов был представлен в 2004 году на городской августовской конференции.
В итоге следует отметить, что интегративный подход в деятельности служб, способствует достижению нового современного качества дошкольного образования.
В соответствии с этой рекомендацией нами был разработан план мероприятий, который включен в программу деятельности научно-методического совета по проблемам дошкольного образования при МУОО района. В содержание планируемых мероприятий входят:
- серия постоянно действующих семинаров по проблемам:
* овладение педагогами методами дифференцированного обучения;
* освоение современными технологиями социально- эмоционального развития детей;
- проведение мастер-класс;
- организация и проведение МО педагогов и специалистов района на тему "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в ДОУ", "Использование современных технологий социализации дошкольников в деятельности ДОУ";
- публикация результатов инновационной деятельности по проблеме индивидуализации образовательного процесса.
Задача создания условий для внедрения многофакторной комплексной программы диагностических исследований по основным направлениям деятельности ДОУ (3 рекомендация), в том числе формирование банка диагностических материалов по диагностике уровня социально- личностного развития дошкольников (4 рекомендация).
В настоящее время находится на этапе реализации. Педагоги ДОУ систематизируют имеющийся в ДОУ и в научно- методической литературе диагностический инструментарий по основным направлениям деятельности ДОУ, разрабатывают критерии эффективности педагогической деятельности, которые смогут выполнять организацию "внутреннего" стандарта качества образовательных услуг.
Базовыми компонентами предметно- развивающей среды ДОУ являются:
1. Групповые помещения с выделенными в них функциональными зонами для игр, творческой и познавательной деятельности.
2. Музыкальный и театрально-танцевальный комплекс представлены музыкальным залом и оборудованным пространством для театрализованных постановок, а также разнообразными видами театров, гримерными в групповых комнатах.
3. Изостудия "Волшебная мастерская", где также проводят свою работу кружок бисероплетения и английского языка.
Коррекционно-развивающий комплекс включает кабинеты логопедов и психолога "Школа логики", оснащенные дидактическим оборудованием для проведения занятий, в зависимости от решаемых коррекционно-развивающих задач.
Для детей, имеющих нарушения здоровья и развития и нуждающихся в комплексной помощи специалистов разного профиля деятельности разработаны уровни медико-психолого-педагогического сопровождения развития (показ уровней сопровождения).

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign