LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Все дошкольные образовательные учреждения перешли на личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса.
В Ростовской области организована работа групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Разработана нормативно-правовая база таких учреждений. Проработаны правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности. В настоящее время министерство образования Ростовской области разрабатывает региональную целевую программу осуществления дифференцированного финансирования дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории, что обеспечит вариативное дошкольное образование как по содержанию реализуемых дошкольными образовательными учреждениями образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
В последние годы в России активизировался процесс внедрения и создания новых развивающих программ дошкольного образования: "Радуга" (Т.А.Доронова), "Развитие" (Л.А.Венгер), "Дом радости" (Н.М.Крылова), "Детство" (Н.А.Ноткина) и др. В Ростовской области создана региональная образовательная программа "Ребенок в социуме" (Р.М.Чумичева, Т.П.Колодяжная), имеется ряд авторских программ, созданных на кафедре дошкольной педагогики РГПУ, на кафедре дошкольной педагогики Донского педагогического колледжа. Новые образовательные программы реализуют принципы педагогики развития и сотрудничества, способствуют внедрению в дошкольных образовательных учреждениях личностно-ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Внедрение их в практику образования способствует повышению качества образовательного процесса.
Однако же следует остановиться на ряде проблем, обнаруженных в результате анализа качественных преобразований в образовательном пространстве региона.
Назрела необходимость создания Информационных Центров в дошкольных образовательных учреждениях, включающих библиотеку, видеотеку, информационные электронные сети, что обеспечило бы доступ детей, педагогов и родителей каждого образовательного учреждения к вариативным образовательным программам, технологиям, сетям и базам данных, научной литературе. Важнейшей проблемой является вопрос источников комплектации информационных центров.
Отсутствуют надежные и доступные методики критериального контроля и оценки достижения целей вариативного образования. Исследователи называют их по разному: "цели-векторы", "цели-намерения" (декларируемые ценности). Следует стремиться к тому, чтобы ценности как элемент содержания становились рабочими целями воспитателя и были выражены в терминах, позволяющих диагностировать качество образовательного процесса. Если качество образования и эффективность деятельности образовательного учреждения оценивается по тем параметрам, которые можно выразить количественно, то очевидно, что эта деятельность ориентируется в основном на обученность, а не на цели-векторы (ценности образования) что противоречит аксиологическому и гуманистическому подходам.
Необходимо преодолеть отставание педагогов от детей в освоении компьютерных технологий. Так, в муниципальных образовательных учреждениях не хватает квалифицированных кадров, в совершенстве владеющих информационными и коммуникационными технологиями. В село не хотят ехать такие специалисты, как педагоги-психологи, преподаватели иностранного языка, изобразительной деятельности, педагоги-организаторы кружков. В результате не удовлетворяются запросы личности на вариативную часть содержания образования, потребности населения в дополнительных образовательных услугах.
Интенсивный рост учебно-воспитательных комплексов "детский сад - школа" требует решения такой проблемы, как профессиональной подготовки специалистов смежных профессий: учитель начальных классов - воспитатель ДОУ, музыкальный руководитель - руководитель кружков и др., ориентирующихся в разнообразных образовательных программах.
Решить эти проблемы возможно лишь совместными усилиями министерства образования ростовской области, кафедр дошкольного и начального образования РГПУ и ИПК и ПРО. Дальнейшая интеграция образования, науки и практики, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом позволит обеспечить качественные преобразования муниципальных образовательных систем.



СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Рябышева О.И.,
заместитель начальника управления
образования администрации г.Ростова-на-Дону
Д
ошкольное образование Ростова имеет давнюю историю. От первых детских садов в начале прошлого века, от появившихся в 60-70-х годах в городе оригинальных систем дошкольного образования, в традициях которых филисофско-педагогические подходы к развитию ребенка в период до школы, до современной муниципальной системы дошкольного образования. Широкое признание получили теоретические взгляды ростовской научной школы на сущность развития ребенка - дошкольника и реализацию образовательных программ в области речевого развития дошкольников, укрепления их здоровья, развития художественно-творческих и музыкальных способностей малышей.
В настоящее время во всех районных города Ростова-на-Дону создана сбалансированная сеть дошкольных образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения широко используют, предоставленное им Законом РФ "Об образовании" право на возможность выбора образовательных программ. Вместе с тем, в отдельных случаях реальная вариативность ростовской дошкольной образовательной системы, обилие инновационных авторских образовательных программ и проектов сопровождаются снижением их экспертной надежности и гарантий ростовской семье на качественные образовательные услуги в ДОУ.
В практике дошкольного образования не всегда максимально полно используются преимущества такого крупного города как Ростов-на-Дону для соответствующей возрасту социализации дошкольников. В настоящее время наблюдается некая рассогласованность взглядов дошкольных работников, родителей и учителей на понятие "готовность ребенка к школьному обучению". Устранение этих противоречий тесно связано с решением проблемы разработки муниципальных требований к экспертизе и использованию образовательных программ для детских садов Ростова.
Они основываются на необходимости в условиях сложившейся диверсификационной системы дошкольного образования города ранней социализации детей, приобщения их к культуре и социальным ценностям при одновременном поиске путей индивидуального развития и профилактики социальной запущенности. Весьма актуальны сегодня проблемы сохранения детского здоровья, задачи воспитания юных жителей Ростова. Изучение образовательных потребностей ростовских семей показывает важность сохранения единого образовательного пространства, предоставления реальных условий для выбора ребенку оптимального образовательного маршрута, что требует большей согласованности образовательных программ детского сада и начальной школы.
Дошкольные образовательные программы детских садов Ростова-на-Дону сегодня ориентированы на то, чтобы удовлетворить потребности:
- ребенка - дошкольника - в целостном полноценном развитии как субъекта специфических видов детской деятельности (игра, общение, экспериментирование, предметная, изобразительная, театрально-художественная деятельность, детский труд и пр.), в адаптации к социальному миру, приобщении к его ценностям;
- ростовской семьи - в качественных образовательных услугах, защите от некомпетентных педагогических воздействий;
- г.Ростова-на-Дону - в сохранении и развитии современной уникальной муниципальной системы дошкольного образования, входящей в единое образовательное пространство города.
Учитывая современные российские нормативные требования к содержанию дошкольного образования, социально-экономические, национально-культурные и демографические особенности нашего региона и основные приоритеты муниципальной образовательной политики, городское управление образования администрации города Ростова-на-Дону рекомендует педагогическим коллективам ДОУ при выборе и реализации программ дошкольного образования учитывать следующее.
Приоритетные направления образовательных программ должны быть связаны с идеями обогащенного развития дошкольников, обеспечения целостности развития через единство процесса социализации ребенка и осознания им своих потребностей, возможностей и способностей. Насыщенность содержания программ должна соответствовать познавательным интересам современного ребенка, что обеспечит основу для развития его любознательности, познавательных способностей и индивидуальных склонностей. Программы должны быть ориентированы на приобщение ребенка в раннего детства к истокам как национальной, отечественной, так и мировой культуры, акцентируя внимание на уважении к истории и традициям своей семьи, родного города, страны.
Вариативность муниципальной системы дошкольного образования Ростова, возможность выбора родителями для своих детей образовательной программы и учреждения, наличие системы бесплатного дополнительного образования, расширение рынка платных дополнительных услуг определяют дополнительные требования к содержательному компоненту образовательного процесса в ДОУ. При этом не снижается актуальность соответствия программ возрастным, психофизическим особенностям ребенка, своеобразию его интересов и склонностей. Они должны предусматривать физические и психологические нагрузки, их оптимальную интенсивность.
Вместе с тем, образовательные программы детских садов Ростова должны гарантировать базовый уровень образованности ребенка - дошкольника как минимально достаточный для продолжения обучения в начальной школе, ориентируясь на приоритетные линии преемственности дошкольного и начального образования (развитие любознательности, коммуникативности, образных форм познания).
Наряду с познавательным развитием, развитием социальной компетенции и эмоциональной отзывчивости задачи физического развития и оздоровления детей для педагогических коллективов ДОУ города по-прежнему наиболее актуальны.
Качество физкультурно-оздоровительной работы зависит не столько от выбора образовательной программы, сколько от степени ее адаптации к возможностям и проблемам детей.
Социальная компетентность, развитие эмоционально-чувственной сферы обеспечивают комфортное состояние ребенка в общении со взрослыми, всерстниками и с предметным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, театру, литературе. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний, включение ребенка в реальную продуктивную (совместную со взрослыми) деятельность, создают основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника образовательные программы должны обеспечить развитие общих интеллектуальных способностей и образных форм познания - наглядно-образного мышления и воображения. Становится понятной рациональность не столько организации специальных "познавательных занятий", сколько насыщение образовательных программ познавательными задачами, увеличение объема упражнений на развитие умственных действий, осуществление "педагогической поддержки", которую невозможно осуществить, не меняя традиционный профессиональный взгляд на оценку детской деятельности. Какова доля образца в педагогическом процессе? Что есть творческий подход при выполнении задания взрослого, ошибка ребенка или проявление его незаурядности? Итогом освоения линии познания образовательных программ должны стать способность к самостоятельному решению познавательных задач, умение осознанно использовать различные способы познания.
В единстве с развитием познания и чувств в образовательных программах детских садов должна присутствовать ориентация на развитие творчества дошкольников: пробудить творческую активность, стимулировать соображение, поддержать любое творческое проявление - вот главное в работе с дошкольниками.


ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ
И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЗАПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ
Ворокова Х.Г.,
главный специалист Министерства образования и науки
Республики Адыгея
О
бновление содержания и достижение нового современного качества образования является одним из основных направлений модернизации российского образования.
В Республике Адыгея действует многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений. Она представлена 125 дошкольными образовательными учреждениями различного вида:
* присмотра и оздоровления - 19;
* комбинированного вида - 16;
* общеразвивающего вида с приоритетным направлением (направлениями) развития - 85;
* компенсирующего вида - 4;
* центр развития - 1.
Общественным дошкольным образованием в республике охвачено 52,5 % детей. С целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования Кабинетом Министров Республики Адыгея в июне 2002 г. было принято постановление "Об утверждении Положения о группах кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях всех видов, функционирующих на территории Республики Адыгея". Во исполнение данного документа проведено маркетинговое исследование в разрезе муниципальных образований республики.
В результате совместной работы, проведенной с участием всех государственных и социальных служб республики, сформирован банк данных о неорганизованных детях, выявлены причины непосещения ими дошкольного учреждения, изучены образовательные потребности семьи по форме и содержанию дошкольного образования.
С учетом потребностей населения часть детей, не посещающих ДОУ, включена в недоукомплектованные группы, отдельной части (более 300 детей) предложена система дополнительных образовательных услуг (студийно-кружковая работа по изобразительной деятельности, английскому и адыгейскому языкам, театральной деятельности, оздоровлению детей и пр.).
Открыто 14 групп кратковременного пребывания детей по различным направлениям (подготовка к школе, оздоровительные, адаптационные). В некоторых сельских населенных пунктах, где нет детских садов, по просьбе родителей открыты и функционируют 17 полноценных дошкольных групп на базе начальных и средних общеобразовательных учреждений (278 детей). В настоящее время муниципальными органами управления образованием Шовгеновского, Гиагинского, Красногвардейского районов проводится подготовительная работа по открытию групп кратковременного пребывания на базе школ. Направленность групп будет определена с учетом запросов родителей (обучение русской речи детей курдской национальности, подготовка к школе детей цыганской национальности, подготовка к школе детей с нарушениями речи и др.).
Вместе с тем, мы понимаем, что развитие новых форм дошкольного образования напрямую зависит от ресурсного обеспечения этого процесса. Так, в целях совершенствования программно-методичес-кого обеспечения новых форм дошкольного образования, Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2004 г. был организован республиканский конкурс на лучшую образовательную программу для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, на который было представлено 11 программ, 5 из которых признаны лучшими и подготовлены к изданию в текущем году.
Привлечению детей к общественному дошкольному образованию способствовал республиканский конкурс на лучшую рекламу дошкольного образовательного учреждения, организованный под патронажем Министерства образования и науки Республики Адыгея. Критериями определения лучшего детского сада являлись наличие банка данных о запросах родителей дошкольников и степень удовлетворения актуальных и перспективных запросов населения. Положение о конкурсе предусматривало следующие номинации: лучший рекламный ролик, визитная карточка, фирменный знак, рекламно-информационный буклет, письмо родителям или объявление в газету. В результате проведенного конкурса заметно повысился имидж конкретных детских садов, значительно увеличилось число родительских заявлений, а в сельской местности детский сад становится полноценным социокультурным центром, содействующим сохранению и развитию национальных традиций и духовно- нравственных ценностей, выступающим фактором стабилизации социальной жизни на селе.



ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ДОУ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шумакова А.В.,
проректор по учебной работе СГПИ, г.Ставрополь, доцент, к.п.н.
Н
овое осмысление приоритетов в сфере дошкольного образования поставило ряд проблем, среди которых особое место занимает вопрос о технологии инновационного проектирования в дошкольном учреждении как необходимом условии управления качеством дошкольного образования.
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. В настоящее время назрела настоящая необходимость использования технологии инновационного проектирования, без неё невозможно развитие вариативной системы дошкольного образования, но инновации должны проходить серьезную экспертную оценку и обеспечивать повышение качества образовательных услуг, социальную защиту ребенка от экспериментирования над ними.
Ведущим механизмом управления развитием дошкольного образования в современной социокультурной ситуации выступает технология инновационного проектирования в ДУ как особый и своеобразный вид творческой научно-исследовательской деятельности. На современном этапе необходимо создание условий, обеспечивающих восприимчивость руководителей ДОУ и возглавляемых ими коллективов к новым конструктивным идеям, привитие вкуса к исследовательской работе, развитие умений организовывать коллективную инновационную деятельности, способствующую не только повышению результативности образовательного процесса в ДОУ, но и стимулирующую личностный и профессиональный рост его субъектов. Управление будет эффективным, если все участники образовательного процесса ориентированы на осуществление стратегии развития образовательного учреждения, если вырабатываются и совершенствуются принципы организационной структуры управления с учетом инновационных идей в содержании дошкольного образования. Управление качеством образования в Ставропольском крае предполагает непосредственно участие руководителей органов управления образованием, дошкольных образовательных учреждений в разработке и апробации структуры и содержания дошкольного образования в части регионального компонента, определяющего видовое разнообразие и развитие сети экспериментальных дошкольных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью, повышающей качества дошкольного образования с учетом культурно-образовательных потенциалов российских регионов.
В дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края функционируют 59 экспериментальных площадок, где отрабатываются идеи образовательных систем, отвечающих запросам родителей и решающих актуальные задачи дошкольного детства. Четвертая часть ДОУ (24%) от общего их количества работает в инновационном режиме. Именно эти учреждения являются опорой в отработке различных моделей дошкольных учреждений будущего. Организация инновационной деятельности должна предусматривать преодоление повторов в изучении проблем, комплекса воспитательно-образовательных задач, решение которых позволит придать сфере дошкольного воспитания динамично развивающий характер.
В этой связи, каждый воспитатель ДОУ, вовлеченный в процесс инновационной деятельности, должен уметь разрабатывать проект своей исследовательской работы.
Руководителю ДУ необходимо ориентироваться на готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности, которую мы предлагаем оценить по следующим критериям:
* заинтересованность и подготовленность педагога к изменению своей деятельности в новых условиях;
* умение анализировать исходный уровень практики, рефлексия собственного опыта;
* личностная вовлеченность в процесс инновационной деятельности и уверенность педагога в достижении успеха;
* научно обоснованный характер внедрения новшеств в педагогический процесс ДОУ.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в их деятельности сложилось противоречие между потребностью педагогических коллективов осуществлять поиск новых нестандартных решений возникающих проблем и недостаточным уровнем развития методологической культуры в области педагогического проектирования. Воспитатели при проектировании испытывают теоретико-методологические затруднения. В проектах имеет место нарушение логики педагогического исследования, в лучшем случаи, определяется общая цель и вычленяются этапы исследования, причем содержание этапов описывается с точки зрения чисто практических задач, класс научно-исследовательских задач не проектируется. В данной ситуации о качестве дошкольного образования и видовом разнообразии дошкольных образовательных учреждений не может идти речь. Нам представляется, что описанные выше затруднения носят теоретико-методологический характер и возникают, прежде всего, потому, что педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения при проектировании исходит из своих "житейских представлений". Они не учитывают того, что технология инновационного проектирования относится к научному, теоретическому уровню и её решение чисто практическими, уже существующими методами не дает конструктивных результатов.
Остановимся на рассмотрении ключевых понятий в обозначенной проблеме. Понятие "инновация" в переводе с латинского означает - "обновление", "изменение", "ввод чего-то нового". Однако для того, чтобы инновации могли реализовываться в педагогической практике, необходим процесс проектирования, который является своеобразным видом творческой деятельности. Творчество - это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. В.И.Загвязинский считается, что "новизна и преобразование - наиболее существенные характеристики творчества".
Творчество всегда связано со способностью личности к познавательной самодеятельности (саморазвитию деятельности). Эта способность к саморазвитию деятельности не может быть объяснена лишь свойствами интеллекта: в основе лежит взаимодействие познавательных мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон невозможна.
Под педагогическим проектированием мы понимаем профессиональную деятельность педагога, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к инновациям в практике. Технология инновационного проектирования предполагает целенаправленное создание новых, целесообразных форм деятельности вначале с помощью опережающих представлений, а затем путем реализации соответствующего проекта. При таком подходе приходится не просто описывать то, что уже появилось в реальности, но создавать на основе теоретического видения то, чего до осуществления проектной работы не было. Следовательно, инновационный процесс неразрывно связан с педагогическим проектированием. Ведь проектирование есть технология применения научных знаний для изменения практики.
Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта.
Проектирование сегодня - важнейший фактор развития дошкольного образования и, практика его организации многообразна. Невозможно охватить все реально существующие варианты, однако есть нечто общее, что позволяет выделить два направления.
Первое - проектирование и создание проектов в интенсивных формах (оргдеятельностные, инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы и т.д.).
Второе - пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации. Специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что она содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Проектировочная деятельность в ДОУ включает в себя процессы проблематизации, целеполагания, рефлексивного позиционного анализа, группового творчества. К ним же следует отнести и стратегию собственно проектировочной деятельности, когда движение идет от определения целей к поиску средств достижения результата и возможных последствий в реализации проекта.
Анализ исследований в области инноваций в образовании, а также практический опыт инновационной деятельности в Ставропольском крае, позволяет нам сформировать следующие основные принципы инновационности в сфере дошкольного образования, на которых должна строиться педагогическая деятельность:
* целостный подход в её организации;
* целеполагание как основа целенаправленного реального изменения педагогической практики;
* преемственность как сохранение, удержание и развитие позитивных элементов старого - ростков нового;
* конструктивное в целом изменение системы, дающее новое качество образования.
Технологию инновационного проектирования в дошкольном учреждении как основа управления развитием дошкольного образования можно представить в виде следующих этапов, разработанных О.Ломакиной:
I этап - инициирующий
Анализ, диагностика и оценка текущего состояния объекта проектирования (пед. систему, пед. процесс, пед. ситуацию), выявление в нем имеющихся недостатков, противоречий. Анализ объекта проектирования предполагает рассмотрение его структуры, выявление слабых мест и недостатков;
Анализ научных исследований, теоретическое обоснование заданной проблемы;
Ресурсное обеспечение проектировщика:
- определение пространственно-временных показателей - пространственное обеспечение означает подготовку оптимального места для реализации проекта; временное обеспечение - это соотношение проекта со временем по его объему, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости;
- материально-техническое обеспечение - продумывание необходимых средств для осуществления пед. проектирования.
- правовое обеспечение инновационного проектирования - это учет юридических основ при проектировании пед. действительности.
Результат: обоснование необходимости проектирования, создание наилучших условий и информационно-материального ресурсного обеспечения.
II этап - Основополагающий:
- Уяснение целей проектирования, прогнозирование о вариантах и вероятности достижения цели;
- Установление границ проектирования;
- Концептуализация проектного педагогического замысла;
- Оформление целостной программы проектирования;
- Планирование;
- Определение процедур текущего контроля;
Результат - создание проекта, представленного в особом документе (концепции, модели, программе, плане).
III этап - Прагматический:
- Мысленное экспериментальное применение проекта - это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка;
- Апробация проекта (проверка идеи, инновации на добровольной основе в работке отдельных воспитателей);
Результат: констатация (не) перехода образовательной системы в новое качество
IV этап - Заключительный:
- Самооценка полученного проекта и качественных результатов его экспериментальной апробации;
- Независимая экспертная оценка эффективности проекта педагогического объекта
- Критическая рефлексия возникших трудностей, перепроектировка, коррекция, оптимизация проекта.
- Принятие решения об использовании проекта в широком опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
Результат - создание улучшенного проекта на будущее.
Таким образом, технология инновационного проектирования педагогической деятельности показывает, что производится постепенный переход от возникновения идеи до её внедрения. Создаваемый проект как нормативная модель должен, с одной стороны, четко определять намечаемые контуры нововведения, с другой - быть достаточно универсальным, применяемым к любому возможному варианту протекания педагогического процесса в ДОУ.
В совместной проектировочной деятельности всех участников образовательного процесса и его заказчиков особое значение имеет этап концептуализации (идеального проектирования), который представляет собой мыслительную деятельность частников проектирования по формулированию идеального представления о будущем объекте, явлении.
В результате концептуализации должна возникнуть общая для участников данной проектной работы мотивационная, ценностно-смысловая и целевая основа. Если таковая не рождается, то переход к дальнейшим стадиям проектирования не имеет смысла, поскольку у участников имеется разное представление о результате и разная мотивация ответственности за саму проектную деятельность. На стадии концептуализации предельно обобщенный, но поначалу эмоционально выраженный образ будущего трансформируется (оформляется) в совместных дискуссиях в конкретные формы существования проектируемой реальности. Таковыми формами могут выступать нравственный, гражданский, эстетический, профессионально-педагогический, управленческий идеалы; общегуманистические, профессиональные, социально-педагогические ценности; личные, производственные цели участников и прогнозируемые цели функционирования проектируемого объекта или системы дошкольного образования.
Используя технологию инновационного проектирования в ДОУ необходимо учитывать критерии развития дошкольного образования, разработанные в зам. министра образования МО СК Г.С.Зубенко и главным специалистом МО СК Н.А.Палиевой:
* соотношение достигнутого и планируемого уровня развития системы:
* соответствие предлагаемых услуг потребностям и запросам родителей и детей;
* оптимальность использования ресурсов;
* качество предоставляемых образовательных услуг;
* ориентация внутренних ресурсов системы на развитие дошкольного образования;
* соответствие управляющей системы уровню развития и потребностям управляемой системы;
* системное "видение" объектов и субъектов педагогического процесса в проектируемых моделях (планах, программах, концепциях);
* вариативность программ, обеспечивающая субъекту управления необходимое разнообразие;
* альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность решения, принятого субъектом управления.
Инновационный аспект деятельности ДОУ вызывает необходимость пересмотра всей системы организации управления и требует интеграции деятельности различных административных и управленческих структур по следующим направлениям:
1. Научность при определении целей и задач развития системы дошкольного образования. В этом направлении укрепление связей с образовательными учреждениями высшего профессионального образования и являются объективной необходимостью и большой научно-практической поддержкой. Объединение, координация, корректировка усилий ученых, администрации, практических работников является объективной необходимостью в управлении качеством вариативной системы дошкольного образования.
2. Усиление влияния социальной сферы как педагогического фактора воспитания детей. Установление взаимодействия с семьей, медицинской службой, здравоохранением, правовыми и юридическими службами, досугово-культурными центрами позволяет расширить социальный аспект влияния на среду развития и воспитания детей. В каждом районе, городе, микрорайоне возможен вариант любой системы социопедагогической работы с детьми.
3. Научная организация деятельности методической службы. Инновационная, экспериментальная деятельность ДОУ невозможна без изменения содержания и форм работы методической службы. Научная организация службы предполагает:
- комплексное диагностирование уровня развития детей, профессиональной подготовленности педагогов, материальных условий воспитания детей;
- планирование работы на методологической основе научности, про-гностичности, актуальности, оперативности;
- обобщение появляющихся в практике инновационных технологий представлением их на научном уровне для широкой педагогической аудитории;
- преодоление антинаучных и реакционных идей, явлений в педагогической деятельности ДОУ.
Системе управления качеством дошкольного образования необходимо придать опережающий характер, предполагающий включение:
- исследовательского компонента - проведение исследований проблем семьи, здравоохранения, образовательных услуг, культурного досуга;
- социального компонента: разработка проектов воспитания и образования детей, создание благоприятных социально-психологических условий их личного становления;
- образовательного компонента: определение основных приоритетных направлений социальной политики в области дошкольного образования;
Участие всех педагогических коллективов в поисковой проектировочно-организационной деятельности изменит позицию руководителей и педагогов дошкольных учреждений, повысит уровень их профессиональной готовности к инновационной деятельности, а также общую социально-педагогическую атмосферу детских заведений. Это связано с утверждением новых ценностных ориентаций в коллективах педагогов и воспитателей, повышением эффективности дошкольного образования.
Проектировочную деятельность в ДУ как основу управления развитием дошкольного образования можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Более того, можно утверждать, что при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников (их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.).
Проектирование, по мнению О.С.Газмана, - комплексная деятельность, характеризующаяся тем, что, во-первых, участие в проектировании ставит воспитателей (детей и взрослых) в позицию "хозяина жизни", когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и других новые условия жизни согласно известной философской формуле, "изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя", т. е. без внешнего принуждения преобразовывает себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении.
Во-вторых, проектирование в ДОУ есть специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесс есть процесс коллективного творчества. И в этой связи можно говорить о качестве дошкольного образования. За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества (а здесь без навыков социального и интеллектуального воздействия не обойтись), интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие прежде всего способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и, конечно, умению выстраивать из частей целое
Таким образом, проектирование в ДОУ может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов дошкольного образования (и детей, и воспитателей), а в более узком смысле - средством развития проектировочных способностей педагога.
В современной науке вопрос о технологии инновационного проектирования не случайно рассматриваются в контексте проблематики становления педагогического мастерства, профессиональной культуры, как средство творческого самораскрытия педагога и это необходимое условие обеспечения качества вариативной системы дошкольного образования.
В этом процессе важна роль заведующего, методиста как организаторов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. А для этого необходимо умение видеть проблему, способность концептуально мыслить, прогнозировать результат. Методист, владеющий культурой прикладной методологии, может соединить исследовательскую и методическую работу в ДОУ, вывести её на уровень индивидуально-коллективной стратегии и тактики. При этом необходимо учитывать следующие требования:
1) отражение сотворческой позиции субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается, во-первых, в критичности относительно своего и чужого опыта; во-вторых, в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка, - процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого основой развития;
2) взаимодействие субъектов сотворчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого;
3) для субъектов развития в проектировочной деятельности ДОУ каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.
Проектирование в ДУ может быть материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. Технология инновационного проектирования в ДОУ является созидательной формой активности ребенка и педагога. Кроме того, в процессе проектирования происходит становление системы развивающих отношений в группе, которая сама по себе - и продукт, и условие творчества всех ее участников.
Качественно изменяющаяся система дошкольного образования требует иного контингента педагогов. В современных условиях достижения качества вариативной системы дошкольного образования возможна лишь при наличии высокого уровня профессиональной квалификации педагогов, владеющих технологией инновационного проектирования. К сожалению, существующая сегодня практики обучения в средних и высших учебных заведениях основам проектирования в сводятся в основном к приобретению навыков учебного проектирования. Особенностью последних является выполнение студентами проектов по известным методикам, под известные цели и заранее известный (не только преподавателю) результат. Подобная весьма распространенная практика не обеспечивает развитие самого студента, не формирует у него жизненно важных качеств творческой саморазвивающейся личности и не обеспечивает качественного совершенствования проектируемого объекта. Все это, в конечном итоге, сводится к снижению качества образования, неэффективному использованию времени, материальным, финансовым потерям.
В Ставропольском государственном педагогическом институте накоплен опыт сквозного обучения студентов на основе методов инновационного проектирования, обеспечивающий формирование жизнеспособной личности специалиста, сочетающего адаптивные и инновационные свойства с высокой мотивацией к педагогической деятельности. Фактически все курсовые проекты и курсовые работы, в рамках дисциплин учебных программ, выполняются под новые концептуальные идеи. Поэтому, основным разделом курсовых и дипломных проектов является поисково-исследовательский. В рамках именно этого раздела каждый студент показывает практические навыки владения современными технологиями инновационного проектирования. Характерной особенностью образовательного процесса на этом этапе является переход от учебной деятельности к поисково-изобретательской, в которой присутствуют все "механизмы" формирования творческой саморазвивающейся, созидающей личности.
В основу системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в СГПИ положен принцип ознакомления с инновационными идеями, большое значение приобретает обучении педагогов исследовательской деятельности, что позволило бы им самостоятельно начать творческий поиск и моделирование авторских систем воспитания, разработку собственных программ личностного развития местной системы дошкольного образования как модели краевой системы дошкольного образовании.
Таким образом, внедрение в практику технологии инновационного проектирования в ДУ обеспечивает создание благоприятной среды, направленной на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысложизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д. выполняет главное предназначение образования - способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения. Благодаря технологии инновационного проектирования в каждом образовательном пространстве ДУ может быть создана своя самобытная ситуация развития личности ребенка с учетом реальных педагогических ресурсов. Рассмотрение проблемы проектной деятельности на уровне дошкольного образования имеет принципиальное значение, поскольку именно здесь создается новое качество профессиональной педагогической деятельности, формируются "агенты перемен", создаются новые образцы более эффективной педагогической практики.



УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Котиева Ф.Р.,
зав. кабинетом дошкольного образования ИПК РО РИ
Д
ошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы. Детский сад создается обществом для выполнения конкретного социального заказа. Сегодня перед дошкольными учреждениями не стоит вопрос "быть или не быть", сегодня актуализировались вопросы качества дошкольного образования: критерии, диагностический инструментарий, и в целом вопросы управления качеством вариативной системы дошкольного образования республики.
Республика Ингушетия самый молодой субъект Российской Федерации, ей всего 12 лет. От 155 детских садов, действующих в ЧИАССР на территории Ингушетии осталось только 34. 24 из них функционируют, остальные подлежат серьезной реконструкции после пребывания в них беженцев.
Сохранить систему дошкольного образования в республике было чрезвычайно трудно, в связи с тем, что детские сады передавались ведомствами с сильно ослабленной материально- технической базой. Надо отдать должное муниципальным администрациям, которые с большим вниманием относились к каждому принимаемому учреждению. Сегодня детские сады посещают около двух с половиной тысяч малышей. Но по-прежнему главным приоритетным направлением является сохранение и развитие сети ДОУ. Учитывая данную ситуацию, Правительством РИ готовится комплексный план мероприятий по развитию сети ДОУ РИ.
Например, в г.Назрань строится комплекс детский сад-школа на 140 мест, в столице Магас - детский сад на 140 мест. В Назрани после долгой реконструкции открывается детский сад на 140 мест. В республике появились негосударственные дошкольные учреждения, которые пытаются максимально удовлетворить возрастающие образовательные потребности семей, имеющих детей дошкольного возраста и создают дополнительные возможности для развития вариативности в системе дошкольного образования республики
Такой подход к развитию дошкольного образования позволил:
* повысить охват детей дошкольной ступенью образования,
* расширить доступ к дошкольному образованию для различных слоев населения,
* усилить преемственные связи детского сада и школы, обеспечив более высокую степень адаптации ребенка к школьной жизни, а значит, к более успешному овладению знаниями на следующей ступени образования.
В этом направлении руководителями ДОУ РИ ведется большая работа. В дошкольных учреждениях республики развивается система дополнительных услуг с учетом специфики социокультурной среды региона и конкретных запросов родителей (музыкально-игровой комплекс, хореографическая и театральные студии). Многие руководители профессионально решают эту проблему, развивая договорные отношения с социальными партнерами: Центрами детского творчества, учреждениями культуры и здравоохранения. Создание студий, секций, кружков позволяет в большей степени удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей, делает педагогический процесс более дифференцированным и гибким, учитывающим склонности и предпочтения каждого ребенка.
В республике ведется планомерная работа по совершенствованию кадрового потенциала системы дошкольного образования. Институтом повышения квалификации работников образования РИ. осуществляется подготовка специалистов для работы в условиях вариативности дошкольного образования. Педагоги повышают свою квалификацию через специальные курсы. Кабинетом дошкольного воспитания ИПКРО в 10 базовых ДОУ организованы экспериментальные площадки по разным направлениям деятельности. За последние годы в штатное расписание дошкольных учреждений введены логопеды, педагоги-психологи, преподаватели изобразительной деятельности, инструкторы по физической культуре, инструкторы по плаванию. В детских садах открываются коррекционные группы для детей, нуждающихся конкретной компенсаторной помощи.
О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие Для сохранения здоровья, физического развития и оздоровления дошкольников в ДОУ РИ создаются дополнительные материально-технические условия: спортзалы, кабинеты двигательной активности, фитолечения, бассейны. Педагогическими коллективами используется разнообразное оборудование для эстетического развития - минитеатры, изостудии, музыкальные залы, музеи В ДОУ также созданы комнаты психологической разгрузки детей, их родителей, "семейные гостиные" для молодых мам, создаются консультативно- диагностические центры по работе с семьями, воспитывающими детей на дому. Главная задача таких центров - педагогическое просвещение и социальная поддержка семей, не пользующихся традиционными услугами детского сада.
Вариативность дошкольного образования обусловлена обновлением его содержания. На смену единообразной программе пришли образовательные программы нового поколения с высоким развивающим потенциалом, обеспечивающим, усвоение ценностей родной культуры.
Необходимо отметить положительный опыт некоторых ДОУ республики. Например, в саду-школе №7 с.Сагопши Малгобекского района созданы оптимальные условия для оздоровления детей. Медицинский блок, бассейн, ингаляторий, массажный кабинет, что обеспечивает высокое качество оздоровительной работы приносит свои положительные результаты. В ДОУ №2 "Светлячок" ст.Оржоникидзев-ской Сунженского района, созданы условия для эмоционально-личностного развития ребенка. Традиционно приоритетное место в работе детского сада занимает оздоровление и физическое воспитание детей.
В яслях №3 г.Малгобека разработана уникальная оздоровительная программа, обеспечивающая закаливающий эффект малышей с помощью естественных природных факторов (воздушные и солнечные ванны, ходьба босиком, обливание и пр.). Коллектив ясель №3 творчески трудится и стремится сделать жизнь каждого ребенка интересной, здоровой и счастливой.
И, наконец, важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования, - это предметно-пространственная развивающая среда детского сада, его учебно-материальная база, игровое и дидактическое оборудование, зонирование пространства и т.д.
Рассматривая различные аспекты содержания дошкольного образования, мы должны помнить о главной, общей для всех задаче - расширении доступности качественного дошкольного образования в детских садах РИ для всех слоев населения.



СЕКЦИЯ 1
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ
ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ
ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова Л.Л.,
начальник отдела по надзору в сфере образования МО и ПО РО
С
истемные преобразования, происходящие в современном обществе, характеризуются широким развитием интеграционных процессов в разных сферах общества. В эти процессы активно включаются образовательные системы разного уровня - региональные, муниципальные, педагогические. Система образования, являясь важнейшим социальным институтом современного общества, приобретает статус общественной сферы. Происходит рост числа и усложнение связей образовательных учреждений друг с другом и с разными социальными институтами, осуществляется межведомственная интеграция и кооперация. Это обусловлено взаимозависимостью и взаимовлиянием образовательной, социокультурной и социально-экономической сфер региона. Усиливается ориентация образования на нужды социальной среды: интересы и запросы личности, семьи, территориальных сообществ - и на этой основе происходит формирование регионального рынка образовательных услуг, развитие вариативности образовательной системы.
Особую важность межведомственная интеграция имеет для системы дошкольного образования, являясь одним из условий его качества. Своеобразие задач возрастного развития детей дошкольников предполагает совместную деятельность специалистов разного профиля: педагогов, в том числе дефектологов и логопедов, психологов, медиков. С другой стороны, расширение спектра образовательных услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями населению, стремление наиболее полно удовлетворить имеющиеся образовательные потребности, требуют привлечения возможностей учреждений и служб разной ведомственной принадлежности, кооперации с ними в процессе решения развивающих задач, а также задач по сохранению и укреплению здоровья детей. Эффективность межведомственного взаимодействия в нашем регионе определяется его многоуровневостью - на всех уровнях системы управления образованием создаются условия для такого взаимодействия.
На региональном уровне создаются условия для единства законодательной политики в отношении здоровья и развития детей, обеспечению прав ребёнка на образование, на получение необходимой лечебной и психолого-педагогической помощи. С этой целью разрабатываются межведомственные программы, проводятся конференции, организуются межведомственные структуры (ОПМПК, ЦВИНП, областной центр психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с выявленной патологией), реализующие диагностические, развивающие, коррекционные и реабилитационные задачи.
На муниципальном уровне осуществляется конкретизация региональной межведомственной политики в области дошкольного детства. С учетом реальных потребностей, социального заказа конкретной территории, а также имеющихся возможностей социокультурной и экономической сфер решаются задачи по расширению типового и видового разнообразия образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, по созданию кадровых, материально-технических, организационных и финансово-экономических условий расширения спектра образовательных услуг.
На институциональном уровне, с учётом миссии ДОУ, запросов родителей и образовательных потребностей детей, определяются необходимые образовательные программы, содержание дополнительных образовательных услуг, к реализации которых на договорной основе привлекаются, при необходимости, специалисты разного профиля и учреждения разной ведомственной принадлежности.



ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА -
КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Баранова М.Л.,
доцент кафедры общей и коррекционной педагогики РГПУ
Р
егиональная система образования представляет собой относительно целостную, многомерную саморазвивающуюся совокупность взаимосвязанных образовательных, реабилитационных, инновационных процессов, протекающих в образовательных и иных социальных институтах данной территории, а также деятельность субъектов образования по управлению этими процессами.
Исходя из такого понимания региональной системы образования, на первый план выходит такая её особенность, как открытость взаимодействию с социальной средой, сферный характер организации. Он предполагает тесную взаимосвязь, встроенность в социокультурную и социально-экономическую сферы региона, составляющими в совокупности образовательное пространство региона.
Единое образовательное пространство региона мы определяем как совокупность социокультурных, экономических, педагогических условий, оказывающих влияние и обеспечивающих протекание образовательных процессов, становление и развитие образовательных институтов в ходе целенаправленной деятельности субъектов образования (прямых и косвенных).
Таким образом, структурными компонентами единого образовательного пространства региона являются Социальные институты, учреждения производственной сферы, информационная среда (СМИ, в том числе информационные коммуникации), культурно-исторические традиции, уклад жизни в регионе, а также система образования. Система образования и, в том числе, система дошкольного образования, является активным, ведущим компонентом во взаимоотношениях с другими компонентами образовательного пространства региона и представлены связями разного уровня: информационными, ассоциативными, координационными и кооперационными. При этом образовательная среда предъявляет определённые требования к региональной системе дошкольного образования. К числу этих требований можно отнести учёт преемственных культурно-исторических традиций, учёт современного состава, потребностей региональной производственной сферы и учёт регионального запроса общественности.
К числу основных характеристик региональной системы образования, наряду с открытостью и сферной организацией, относятся территориальность и межведомственность, как условия эффективности её функционирования и развития.


МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ
И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Герасюта И.В.,
специалист управления образования
Администрации г.Новошахтинска
Н
овошахтинск - шахтерский город. В период реструктуризации угольной промышленности были закрыты все угольные предприятия. Город оказался в очень сложной социально - экономической ситуации, которая привела не только к значительному ухудшению материального положения шахтерских семей, резкому снижению рождаемости, сокращению количества детей в ДОУ (на 50%), но и к ухудшению их здоровья.
В таких условиях отделу образования Администрации г.Новошахтинска необходимо было одновременно решать задачи сохранения сети ДОУ, увеличения посещаемости, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья воспитанников ДОУ.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, сеть ДОУ сохранена. Региональное образовательное пространство в г.Новошахтинске включает разнообразные типы и виды образовательных учреждений: 28 ДОУ, 4 ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Созданы реальные условия для удовлетворения образовательных потребностей родителей и детей, социальной защите и охране прав дошколят, решения проблем укрепления и сохранения здоровья дошкольников.
Главными помощниками в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях регионального образовательного пространства являются медицинские и лечебные учреждения, расположенные на территории г.Новошахтинска. Они не относятся к юрисдикции отдела образования, но прямо или косвенно влияют на решение данной проблемы:
* Центральная городская детская поликлиника и детские поликлиники в микрорайонах;
* Противотуберкулезный диспансер;
* Врачебно-физкультурный диспансер;
* Детская стоматологическая поликлиника;
* Центр ПМПС детей;
* Детские юношеские спортивные школы;
* Отдел по физической культуре и спорту Администрации г.Новошахтинска.
Это предоставляет ДОУ возможность широкого выбора лечебно-профилак-тических и оздоровительных учреждений в качестве партнеров в вопросах оздоровления, лечения и профилактики заболеваемости. Все дошкольные образовательные учреждения города на договорной основе осуществляют сотрудничество с данными учреждениями, а отдел образования это взаимодействие координирует.
Модель межведомственного взаимодействия по сохранению
и укреплению здоровья дошкольников в условиях
регионального образовательного пространства


Так, специалисты врачебно-физкультурного диспансера проводят полное обследование детей во всех ДОУ, оказывают помощь педколлективам в проведении физкультурно-оздоровительной работы, ЛФК.
Отдел образования более 20 лет сотрудничает с ВФД, проводятся совместные семинары, МО, практикумы для воспитателей, медсестер и физруков.
Детские сады для детей с тубинтоксикацией №5, 28 на договорной основе сотрудничают с противотуберкулезным диспансером.
ДОУ города заключили договоры с детской городской стоматологической поликлиникой, поликлиниками в своих микрорайонах.
Большую помощь в проведении просветительной работы среди дошкольников, педагогов и родителей по курсу "Азбука здоровья" оказывает детская городская поликлиника, библиотека им.Пушкина.
Необходимость межведомственного взаимодействия на договорной основе в вопросах сохранения и укрепления здоровья очевидна. Эффективность взаимодействия подтверждается низкой заболеваемостью детей. Вот уже более 10 лет заболеваемость составляет 9-10 дней на ребенка в год. Имеются детские сады, где за год по болезни пропущено не более 3-х дней. Это ДОУ №2, 10, 11, 14, 18, 21. Опыт этих дошкольных образовательных учреждений мы изучаем и обеспечиваем его распространение. Понимая, что чаще всего болеет малыш до 3-х лет, а детский сад находится на пороге "омоложения", отдел образования, педагогические коллективы ДОУ принимают меры по организации эффективной профилактической работы, умелому решению проблем адаптационного периода, грамотному составлению учебных планов с учетом нагрузки на ребенка.
Считаем необходимым эти связи укреплять, взаимодействие совершенствовать, добиваясь более эффективной работы по использованию возможностей физиокабинетов, образовательных и оздоровительных учреждений в процессе долечивания детей и по сотрудничеству с центром ПМПС.
Результаты функционирования системы дошкольного образования, качество работы ДОУ по физическому развитию детей, охране и укреплению их здоровья во многом зависят от отношения местной власти, Учредителя.
В этом нам повезло: все дошкольные образовательные учреждения в 1992 г. переданы в муниципальную собственность и получили юридическую самостоятельность. Реальная и значимая финансовая поддержка дошкольного образования в последние годы позволила значительно улучшить материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ, позволяет выполнять натуральные нормы питания и является источником роста, развития и совершенствования работы ДОУ по физическому развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья.



МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК УСЛОВИЕ
ЕГО ВАРИАТИВНОСТИ, РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИХ ФУНКЦИЙ
Воронина О.А.,
специалист Железнодорожного отдела образования
г.Ростова-на-Дону
Р
егионализация является одним из ведущих принципов реформирования системы образования. Важнейшая задача регионализации - создание в регионе условий для раскрытия и развития творческих способностей, склонностей личности, её самореализации в процессе обучения и интеграции в социокультурное пространство региона. И эта задача решается на всех уровнях региональной системы образования - на региональном, муниципальном и административно-территориальном (районном) уровнях.
Территориальная система дошкольного образования Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону является компонентом целостной образовательной системы района и в то же время сама представляет собой сложную, многокомпонентную систему. Важнейшим компонентом районной системы является сеть образовательных учреждений разных типов и видов для детей дошкольного возраста, включающая ДОУ комбинированного и компенсирующего видов, центры развития ребенка, образовательное учреждение начальная школа-детский сад компенсирующего вида.
Вариативность образовательных услуг в районной системе дошкольного образования определяется исходя из особенностей развития детей, их образовательных потребностей, а также в соответствии с запросами родителей и отдельных социальных групп. Так в ДОУ №284 по запросу еврейской общины города была организована еврейская группа, образовательная программа которой строится с учётом культурно-национальных традиций еврейского народа. Дифференциация и индивидуализация образования, являющаяся одной из стратегических задач в районной системе дошкольного образования, решается как за счет вариативности содержания образования, так и за счёт разнообразия организационных форм его реализации.
Вариативность содержания образования, обеспечиваемая вариативностью и разноуровневостью реализуемых в ДОУ района образовательных программ, дополняется разнообразием студийной и кружковой работы, индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, широким спектром дополнительных образовательных услуг, которые осуществляются как педагогами ДОУ, так и специалистами внешних по отношению к ДОУ учреждений и служб разной ведомственной принадлежности. Междисциплинарный характер оказываемых детям образовательных услуг, в качестве необходимого условия требует кооперации и взаимодействия специалистов разного профиля деятельности, которая обеспечивается на уровне ДОУ деятельностью ПМП консилиумов, организованных во всех дошкольных образовательных учреждениях района. На уровне района такое взаимодействие обеспечивается системой договоров дошкольных образовательных учреждений с учреждениями и службами разной ведомственной принадлежности (учреждениями здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, образования). Помимо учреждений и служб, важным субъектом взаимодействия являются предприятия, организации и учреждения производственной, финансовой сфер района, СМИ. Их участие в образовательном процессе реализуется через деятельность попечительских советов, организованных почти в половине ДОУ района, а также через единовременную спонсорскую помощь.
Районный отдел образования, являющийся центральным компонентом районной системы дошкольного образования, обеспечивает организационную и информационную поддержку межведомственного взаимодействия. В районе создана база данных о возможных социальных партнёрах дошкольных образовательных учреждений, направлениях взаимодействия с ними. Оказывается методическая помощь в вопросах нормативно-правовой основы такого взаимодействия, оформления необходимой документации для заключения договоров.



УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "ЛУКОМОРЬЕ"
ДОНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Меньшикова Н.П.,
директор Донского педагогического колледжа, к.п.н., доцент;
Белоусова О.В.,
зам. директора Донского педагогического колледжа
по ДОУ "Лукоморье", к.п.н., доцент
Перепелкина Т.П.,
старший воспитатель ДОУ "Лукоморье"
Н
аше образовательное учреждение является сложным механизмом жизнедеятельности в управленческом аспекте, рассматривается, как объект управления, как система управления. Соединение объектно-системных составляющих позволяет рассматривать новый тип образовательного учреждения в аспекте его модернизации, реформирования, тенденций развития, открытости его социально-педагогической системы, условий развития в традиционном и инновационных режимах.
В качестве ориентиров, выступают: теории и модели организации управления (Фрусрик У., Тейлор, Файол А.); теории взаимодействия субъектов управления (Э.Мейо, Д.Мак-Грегор, Ч.Бернард, У.Оуш); теория и практика менеджмента (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.П.Симонов, П.В.Худоминский).
Одновременно с данными основаниями могут быть определены в качестве исходных положений различные типы управления (по В.С.Лазареву) - поведенческий, системный, ситуационный, процессный, целевой. Учитывая то, что управление связано с предметом деятельности, сведено в конечном итоге к оптимизации и эффективизации системы действий, ориентированных на диалог и через диалог реализующих личностное развитие каждого, кто, так или иначе, включается в процесс управления (управленцы и управляемые).
На наш взгляд, именно целостность нижеуказанных условий эффективного управления есть компонент позитивного роста качества образования: механизм управления адекватен возможностям всей совокупности субъектов образовательного учреждения; наличие обратной связи; наличие резервов; верный выбор критериев оценки; учет особенностей конкретных идей.
В этой связи, немаловажным моментом управления качеством образования являются процессы формирования и развития структуры управления образовательным учреждением и обеспечения его оптимального (эффективного) функционирования.
Мы считаем наиболее существенным в принципиальной позиции формирования структуры управления, следующие положения: структура управления адекватна целям и задачам управляемой системы; структура управления в наиболее полной мере отражает режим жизнедеятельности образовательного учреждения; структура управления соответствует уровню и стадии развития коллектива.
Данные положения создают предпосылки для внедрения в образовательную практику определенных организационных структур. При этом внедрение той или иной структуры в конечном итоге влияет на качество образования. На наш взгляд, именно определенность организационных структур есть непременное условие качества: при заданности структуры и ее динамичной структурации изменяется качество.
Видения взаимосвязи между структурой управления и его качеством есть истинно научный подход: ведь при определенных условиях может рождаться определенный результат. Любое изменение в содержании, характере, организации структуры управления адекватно отражается на эффективности. Все это сводимо к тому, что содержательное наполнение организационных структур насыщает сам процесс их структурации.
На наш взгляд, именно система управления качеством образования обеспечивает целостный взгляд на вышеуказанный процесс.
Система субъектов и агентов образовательного процесса обеспечивает главный признак качества - развитие ребенка в различных плоскостях жизнедеятельности.

Управление качеством образования
в дошкольном образовательном учреждении "Лукоморье"
























Уровень здоровья
* физическое здоровье
* психическое здоровье и социальное благополучие (социальный статус)
* физическое развитие
(антропометрические и биометрические показатели и уровень развития физических качеств)

Определение нервно-психического развития
Комплексное
обследование
Уровень качества
знаний и успеваемости
*сенсорное развитие
*активная речь
*игра
*конструктивная и изобразительная деятельность
*навыки самообслуживания
*движения

*двигательная сфера
*познавательная сфера
*самостоятельная сфера
*игровая деятельность
*сфера общения
*продуктивная деятельность
*коммуникативные способности в процессе коррекции развития речи
*театрализованная деятельность
*творческие способности в изо и музыке
*экологическое развитие
*развитие тонкой моторики руки
*развитие физических качеств
*двигательная активность
*готовность к обучению:
- зрительное восприятие
- пространственное восприятие
- выполнений арифметических действий
- сравнение множеств
- классификация предметов
- фонематический слух и звуковой анализ
- произвольность
*успеваемость
*качество знаний







Организация образовательной среды Социальное взаимодействие








ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАННЕЙ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ
ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ
Баранова М.Л.,
доцент кафедры общей и коррекционной педагогики РГПУ;
Николенко О.В.,
методист ЦРР №293 г.Ростова-на-Дону
В
течение двух лет - с 2002 по 2004 г., в условиях областной экспериментальной площадки на базе МДОУ №293 "Улыбка" г.Ростова-на-Дону реализовывался проект по проблеме "Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста (от 0 до 3 лет) в дошкольных образовательных учреждениях".
Результатом двухлетней экспериментальной деятельности явилась разработка содержательной, организационной и управленческой моделей ранней психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ. Была разработана и апробирована система диагностического обеспечения ранней психолого-педагогической помощи, механизм ее реализации, а также технология взаимодействия с родителями детей раннего возраста в ходе психолого-педагогической помощи. Основными направлениями деятельности и задачами службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ являются:
Консультативно-диагностическое направление:
- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
- мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленной психолого-педагогической помощи;
- консультирования родителей по вопросам:
* особенностей развития ребенка;
* обеспечения необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
* реализации коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
* создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
- консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста (в данном ДОУ и в других ДОУ района, города) по вопросам:
* раннего проявления нарушений развития у детей в возрасте от рождения до 3 лет;
* педагогических методов выявления начальных нарушений в развитии у детей раннего возраста;
* содержания, методов и форм ранней психолого-педагогичес-кой помощи, игрового и коррекционно-развивающего оборудования, используемого в процессе ранней психолого-педагогической помощи.
Коррекционно-развивающее направление:

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign