LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ









Управление качеством
вариативной системы
дошкольного образования:
актуальные проблемы и
перспективы развития
Тезисы выступлений участников межрегиональной
научно-практической конференции














Ростов-на-Дону
2004





Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. МО ПО РО, Ростов-на-Дону, 2004, 144 с.


Подготовлено отделом по надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.


Сборник подготовили:
Иванова Л.Л., начальник отдела по надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;
Баукова Н.Н., главный специалист отдела по надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.


Ответственный за выпуск:
Баукова Н.Н., главный специалист отдела по надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.




Содержание

Ковалев Л.Ф. Современное состояние и перспективы развития
региональной системы дошкольного образования области 6
Чумичева Р.М. Информационные технологии в системе управления
дошкольным образованием 8
Иванова Л.Л. Современные тенденции в управлении качеством
дошкольного образования Ростовской области 12
Баукова Н.Н. Содержание и организация мониторинга качества
дошкольного образования в условиях его вариативности 16
Колодяжная Т.П. Вариативность содержания дошкольного
образования как качественный показатель системы дошкольного
образования Ростовской области 19
Рябышева О.И. Специфика муниципальных требований к
содержанию дошкольного образования города Ростова-на-Дону 23
Ворокова Х.Г. Достижение нового качества дошкольного образования
через удовлетворение актуальных и перспективных запросов населения 26
Шумакова А.В. Технология инновационного проектирования в ДОУ как
основа управления развитием дошкольного образования 28
Котиева Ф.Р. Управление качеством вариативной системы
дошкольного образования Республики Ингушетия 38

СЕКЦИЯ 1
"Межведомственный подход к управлению качеством
вариативной системы дошкольного образования" 41
Иванова Л.Л. Межведомственный подход к управлению качеством
вариативной системы дошкольного образования 41
Баранова М.Л. Единое образовательное пространство региона -
как условие качества дошкольного образования 43
Герасюта И.В. Межведомственное решение проблем сохранения и
укрепления здоровья дошкольников в условиях регионального
образовательного пространства 44
Воронина О.А. Межведомственный подход к регионализации
дошкольного образования, как условие его вариативности, развития
культурообразующих функций 47
Меньшикова Н.П., Белоусова О.В., Перепелкина Т.П. Управление
качеством образования в дошкольном образовательном
учреждении "Лукоморье" Донского педагогического колледжа 49

Баранова М.Л., Николенко О.В. Организационные аспекты
создания межведомственной региональной системы раннего
выявления и ранней психолого-педагогической помощи детям
с нарушением здоровья и развития 52

СЕКЦИЯ 2
"Организационный аспект управления качеством дошкольного
образования в условиях развития служб обеспечения качества" 55
Баукова Н.Н. Матричный подход к управлению дошкольным
образованием как условие развития служб обеспечения его качества 55
Посевина Г.Д. Развитие методической службы как фактор
обеспечения качества дошкольного образования 58
Сафонова И.Ю. Развитие методической службы как фактор
обеспечение качества дошкольного образования 61
Ничипорюк Е.А. Психологические условия повышения качества
дошкольного образования 63
Ничипорюк Е.А. Внедрение диагностической работы в деятельность
детских садов как одно из условий качества дошкольного образования 68
Муравьева О.Ю. Координация деятельности специалистов разных
служб в процессе комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ 74
Мелова Л.Н. Участие педагога-психолога в комплексном сопровождении
развития ребенка с социально-личностными проблемами 79
Агурицева Е.А. Интегративный подход в деятельности служб,
обеспечивающих качество образования 83

СЕКЦИЯ 3
"Разновидность содержания дошкольного образования
как фактор регуляции его качества" 87
Назарова Л.П. Выбор программ в условиях вариативности,
как средство повышения качества образовательного процесса 87
Чекунова Е.А. Формирование ключевых компетенций у детей
дошкольного возраста в условиях вариативности содержания
дошкольного образования 91
Платохина Н.А. Проектирование педагогического процесса как
основа качества дошкольного образования 96
Бех Л.В. Проектирование образовательного процесса - условие
обеспечения качества дошкольного образования (на примере
речевого развития дошкольников) 105
Борисова Л.Н. Содержание и направления работы с детьми, не
посещающими дошкольные образовательные учреждения 111


СЕКЦИЯ 4
"Информационные технологии в управлении качеством
дошкольного образования" 113
Махненко С.Г. Информационные технологии в управлении
качеством образования 113
Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в
управлении дошкольным образовательным учреждением 115
Бабенко Т.И. Управление качеством образования в прогимназии
№15 на основе информационных технологий 117
Каминский И.И. Устройство управления в прогимназии №15 119
Стрельченко В.В., Мезинова Н.Л., Бервинова С.В., Кислицина Е.М.,
Педагогическая поддержка ребенка на основе валеопедагогического
мониторинга 122

СЕКЦИЯ 5
"Профессиональная подготовка педагогов и специалистов
как условие повышения качества вариативной системы
дошкольного образования" 124
Копытина М.Г., Ничипорюк Е.А. Непрерывное профессиональное
развитие педагогов в системе повышения квалификации как условие
качества дошкольного образования 124
Калайтанова Г.Н. Повышение квалификации экспертов качества
по дошкольному образованию 128
Копытина М.Г. Обновление содержания повышения квалификации
педагогов ДОУ в свете модернизации образования 130
Баландина Л.А. Развитие диагностической культуры руководителя
дошкольного образовательного учреждения как фактора оценки
качества профессиональной деятельности в системе повышения
квалификации 133
Бех Л.В. Развитие проективной деятельности дошкольных работников
в системе повышения квалификации - как условие обеспечения
качества дошкольного образования 136
Корчаловская Н.В. Развитие педагогического творчества в
системе повышения квалификации - условие качества дошкольного
образования 140



СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ
Ковалев Л.Ф.,
министр общего и профессионального образования
Ростовской области
В
последнее десятилетие ключевой идеей российского образования была и остается идея его развития. Она нашла свое воплощение в целом ряде специальных программ федерального, регионального и муниципального уровней. В них, по замыслу авторов, обозначена модель перехода системы образования в России к более высокому качественному уровню.
Сегодня можно утверждать, что реализация этих программ оказала позитивное влияние на развитие региональной системы дошкольного образования:
* продолжает расширяться ее сеть, введено в строй 15 дошкольных образовательных учреждений. В 2005 году планируется открытие еще 22 дошкольных учреждений, кроме этого 25 ведомственных детских садов будут приняты в муниципальную собственность. С этой целью из областного бюджета выделено 38,9 млн. рублей;
* в области продолжается работа по развитию новых форм дошкольного образования. К 01.09.2004 г. открыто 83 группы кратковременного пребывания детей, что позволит наиболее полно учитывать образовательные потребности семей, имеющих детей от 3 до 7 лет и, безусловно, увеличить количество детей, пользующихся услугами региональной системы дошкольного образования. Несмотря на то, что в Ростовской области процент детей, посещающих ДОУ, по сравнению с российскими показателями невелик - 50% (В России - 63%), мы можем констатировать положительную динамику в этом вопросе: за последние годы охват детей общественным дошкольным образованием увеличился на 13%;
* не утрачены темпы диверсификации дошкольного образования области. По итогам аккредитации на 01.11.2004 г. 14% дошкольных образовательных учреждений получили статус Центра развития ребенка, т.е. первую категорию. 47% (465) аккредитованы на вторую категорию. Из них: 71% имеют общеразвивающий вид, 20% комбинированный, 6% компенсирующий и 3% - присмотра и оздоровления. Аккредитованы как детские сады третьей категории, реализующие программы на уровне стандарта - 39% от всех аттестованных дошкольных образовательных учреждений;
* в области продолжается работа по поддержке и развитию специального дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями. В связи с тем, что сегодня мы можем предоставить такие услуги не всем нуждающимся детям (2/3 от выявленных потребностей), в 2005 году в действующих детских садах планируется открытие 32 групп компенсирующего назначения.
Мы понимаем, что попытки улучшить качество дошкольного образования, ничего не меняя в структуре муниципальных образовательных систем, бесперспективны и бессмысленны. Там, где серьезно занимались проектной деятельностью, где шли от конкретных результатов, где максимально использовали внутренние резервы, где, при решении самых сложных вопросов, делали ставку на реализацию межведомственного подхода, глубина и результативность качественных преобразований особенно велика.
Сегодня на всех уровнях управления необходимо:
* максимально объективно прогнозировать как возможности, так и процесс развития образовательных систем;
* повышать качество дошкольного образования, ориентируясь на растущие потребности конкретных потребителей образовательных услуг - родителей и детей;
* своевременно выявлять и оценивать реальное качественное состояние образовательной системы, ее соответствие государственным требованиям.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации есть позитивный опыт создания специальных служб качества образования, которые могут обеспечить решение перечисленных проблем. Надо отметить, что в 2005 году в региональном бюджете предусмотрено выделение средств на создание подобной службы в Ростовской области.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Чумичева Р.М.,
д.п.н., профессор, директор ИПП РГПУ
В
настоящее время актуализируется вопрос внедрения информационных технологий в процессы управления образованием, что позволяет принимать эффективные управленческие решения на базе достоверной и актуальной информации.
Создание единого информационного образовательного пространства позволяет осуществить сбор и обработку государственных и ведомственных нормативно-правовых документов, статистической отчетности, относительно которой проводится мониторинг деятельности образовательных учреждений, анализируется динамика протекания образовательных процессов в отдельном учреждении и в целом в системе дошкольного образования в масштабах района, города, области.
Создание автоматизированной системы электронного документооборота и контроля за их исполнением, позволит руководителям всех уровней находиться в едином информационном образовательном пространстве. Одним - гарантировать эффективность интеграции выше стоящих управленческих решений в широкую педагогическую практику, другим - возможность модифицировать единое информационное образовательное пространство и осуществлять инновационный поиск творческой реализации принятых управленческих решений. Создание единой комплексной информационной системы предназначено для повышения эффективности и качества управления процессами образования, для оказания помощи руководителям каждого образовательного учреждения выбрать средство организации образовательной деятельности, принять правильное решение и оценить его эффективность.
Для достижения цели по созданию единого информационного пространства необходимо решить следующие задачи:
* обеспечение образовательных учреждений и органов управления образованием современной компьютерной техникой;
* подготовка работников образования к использованию информационных технологий в образовательном процессе;
* информатизация системы управления образованием.
Сегодня уже признано аксиомой, что информационные технологии должны стать неотъемлемой частью системы управления образованием. Есть четыре базовых условия, от которых зависит эффективность и темпы информатизации образования:
Во-первых, технические и технологические составляющие.
Во-вторых, программное обеспечение.
В-третьих, руководитель образовательного учреждения и педагоги специалисты, у которых сохраняются стереотипы существующей системы образования и характера отношения в ней. Переориентировать сознание руководителя и специалистов на использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений и управлений этими процессами - основная проблема, существующая в регионе.
В-четвертых, ключевой фактор информатизации образования - управление. Основной принцип - принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что внедрение информационных технологий должно производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня.
В создании единого информационного пространства первым шагом может явиться введение электронного документооборота. Сегодня все основные приказы и положения, разрабатываемые и принимаемые министерством, направляются по электронной почте во все образовательные учреждения. Необходима разработка определенных правил для руководителей дошкольных учреждений по работе с документами на электронных носителях.
Мы должны стремиться к тому, чтобы отношения между разными уровнями управления образованием стали полностью электронными. Известно, что в индустрии высоких технологий электронная почта уже давно вошла в стандарт отрасли. Это позволяет не только экономить средства, но и, главным образом, ускорить процессы принятия управленческих решений. Наша задача - оперативно информировать педагогов о тех обстоятельствах и условиях, которые имеют значение для их повседневной работы и жизни.
Использование компьютерной техники в мониторинге качества образования обеспечит возможность обнаружить динамику основных его критериев и показателей, выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на качество образования и уровень развития личности ребенка, высветить характер управленческих решений и оперативной коррекции.
Широкое внедрение информационных технологий позволит обеспечить переход на новый уровень анализа, оценки, контроля за качеством деятельности как воспитанников, так и педагогов и управленцев. Процедура аттестации качества образования станет более экономичной, объективной и снимет субъективность в оценке показателей. Требования государственного образовательного стандарта необходимо перевести на язык информационных технологий, создавая единую электронную программу аттестации, результаты которой по электронной почте будут пополнять информационный банк в министерстве.
Создание непосредственного сетевого он-лайнового общения позволит обеспечить доступность процессов управления изменениями в образовании не только группе руководителей, но и всему педагогическому составу и родителям. Организация чат-конференций по актуальным проблемам образования, проведение сетевой дискуссии приобщит более широкий круг субъектов образования к обсуждению вопросов качества образования, воспитания и развития детей, а руководители учреждений могут получить независимую информацию и разнообразные суждения по поводу улучшения качества образования или проблем, которые оказались вне поля зрения руководителей и педагогов.
Важным направлением в развитии единого информационного пространства является использование информационных технологий в образовательной статистической отчетности. Создание электронных статистических программ предполагает компьютерное внесение различных форм отчетности с последующим получением сводов и рассылкой информации. Все это обеспечит накопление информации о деятельности образовательного учреждения на всех уровнях: федеральном, региональном, отдельном образовательном учреждении. На каждом уровне управления образованием происходит необходимое обобщение информации о состоянии образования. Таким образом, создается система многоуровневого педагогического мониторинга.
Создание единого информационно-образовательного пространства и системы информационно-справочного обеспечения позволит представлять информацию об образовательной ситуации в учреждении, районе, городе, области широкой общественности и родителям.
В результате такой деятельности возможно создание корпоративной информационной системы образования для информационно-справочного и аналитического обеспечения органов управления образованием и прозрачности деятельности управленцев. Для этого создаются сайты образовательных учреждений.
Сегодня актуализируются вопросы о гуманизации и информатизации образования, о гуманизации через информатизацию, через открытое образование. Для решения этих вопросов нельзя ограничиться установкой компьютеров и приобретением разнообразных программ, необходима целостная политика министерства в изменении менталитета педагогов и управленцев в использовании информационных и коммуникационных технологий, в частности, Интернета. По данным ООН ежедневно число компьютеров, подключенных к сети, увеличивается на 200 тыс. штук, ежедневно в Интернете появляется более 2 млн. новых страниц. Это позволяет интенсивно повышать профессиональную компетентность управленцев и педагогов в опросах образования и управления.
Создание информационной единой сети облегчит процедуру мониторинга профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров. Мониторинг может включать:
* социологический мониторинговый опрос, проводимый среди слушателей института по выборке, адекватной демографическим и профессиональным показателям работников образования области;
* систему диагностических процедур по тестовому (в том числе и с использованием компьютерных технологий) и экспертному отслеживанию уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров образования на курсах повышения квалификации и переподготовки;
* систему диагностики профессионализма работников образования, составляющей основу процесса экспертирования в ходе первого направления аттестации.
В создании единого информационного пространства важно предусмотреть следующие научно-технические направления:
* методическое обеспечение изучения новых информационных технологий;
* создание и внедрение компьютерных обучающих программ, учебно-методических и функциональных сетевых компьютерных комплексов;
* создание и развитие телекоммуникационных средств и систем удаленного доступа к информационным ресурсам;
* создание и развитие информационной среды на основе баз данных и знаний, электронных библиотечных каталогов;
* создание и развитие системы управления образовательными учреждениями на основе информационных технологий.
Сегодня весьма важно повысить уровень информационной культуры управленческих кадров, что позволит им самостоятельно повышать свою управленческую, педагогическую, экономическую, правовую компетентности, которые повысят качество образовательного процесса и создадут оптимальные условия для развития личности.



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Иванова Л.Л.,
начальник отдела по надзору в сфере образования
В
теории управления образовательными системами проблема совершенствования управления качеством образования рассматривается достаточно широко. В последнее десятилетие ключевой идеей российского образования была и остается идея его развития, воплощение которой руководители пытались осуществить в специальных программах федерального, регионального и муниципального уровней. В них должна быть отражена модель перехода российской системы образования от прежнего состояния к более высокому качественному уровню.
Стремление управленцев всех уровней к высокой эффективности образовательных систем вполне оправдано. Но обеспечение высокого качества дошкольного образования возможно только при достижении соответствия между возможностями системы дошкольного образования и потребностями "Заказчика" ее услуг (родителей, школы и других социальных партнеров).
В нашей области имеется позитивный управленческий опыт по обсуждаемой проблеме. Исходя из современного сложившегося взгляда на приоритеты в развитии системы дошкольного образования, мы считаем, что качество - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов:
* условия осуществления образовательного процесса;
* организацию и содержание образовательного процесса;
* результативность образования и его оценку;
* цену достижения результативности.
Эти компоненты являются основополагающими в системе образования. Поэтому государством установлены специальные технологии управления, процедуры и контроль за всеми компонентами, входящими в понятие качества образования. Условия осуществления образовательного процесса контролируются через процедуру лицензирования. Организация и содержание образования - через аттестацию и государственную аккредитацию.
Систематически осуществляется статистический и качественный анализ дошкольного образования в регионе. На основании выявленных проблем отделом были разработаны программа действий органов управления образования и дошкольных образовательных учреждений по созданию условий для повышения качества дошкольного образования, целевые ориентиры повышения качества дошкольного образования. К настоящему времени в управлении качеством региональной системы дошкольного образования сложились достаточно устойчивые тенденции. Они сводятся к следующему:
* На всех уровня управления осуществляется переход на программно-целевое управление качеством дошкольного образования. Особенно, в таких территориях, как г.Ростов-на-Дону, г.Волгодонск, г.Таганрог, Аксайский район.
* Создаются технические возможности для использования современных информационных технологий в планировании, диагностике, контроле, оценке и на их основе в управлении дошкольным образованием.
* Расширяются возможности для повышения качества дошкольного образования через развитие социального партнерства на основе договорных отношений.
* Осуществляется расширение спектра образовательных услуг на основе соотнесения образовательных потребностей семьи с реальными возможностями дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными в Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации (приказ от 22.05.98 г. №1327), отделом ЭККО разработаны региональные нормативно-правовые документы, которые корректируются по мере необходимости.
Процедура аттестации стала не только средством определения качественного состояния дошкольного образовательного учреждения, но и фактором, влияющим на рост качества.
Аттестация позволила определить приоритетные направления деятельности ДОУ области, а аккредитация в соответствии с предложениями областных аттестационных комиссий обеспечила их диверсификацию.
Год
Центр развития ребёнка
I категория
ДОУ общеразвивающего вида
II категории
ДОУ комбинированного вида
II категории
ДОУ компенсирующего вида
II категории
ДОУ присмотра и оздоровления
II категории
ДОУ
III категории
2001
76(28%)
120(44%)
57(21%)
12(4%)
8(3%)
84(19%)
2002
93(14%)
365(71%)
97(20%)
32(6%)
14(3%)
479(39%)
По результатам аккредитации 601 (около 61%) ДОУ имеет повышенную первую или вторую категорию.
Художественно-эстетическое направление ряд лет занимало первое место. Это было обусловлено тем, что педагоги ДОУ быстрее осваивали программы нового поколения художественно-эстетической направленности, которые имели полное методическое обеспечение ("Гармония", "Малыш", "Синтез" и др.). Освоение данных программ проходило на базе проблемных курсов, организованных специалистами ИПК и ПРО, что способствовали повышению профессионализма специалистов (музыкальных руководителей), Возрастные особенности детей, их естественный интерес к рисунку, театру создали благоприятные условия для превышения временных примерных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, по художественно-эстетическому, эмоциональному развитию детей.
Год
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
и оздоровление
Интеллектуальное развитие
2001
30
24
36
2002
47
19
34
2003
34
26
40
Из таблицы видно, что в 2001 и в 2003 годах лидирующую позицию заняло интеллектуальное направление развития ребенка. Это обусловлено следующими причинами:
* активное освоение педагогическими коллективами современных образовательных программ интеллектуальной направленности;
* повышение степени функциональности методических служб ДОУ и территорий в целом;
* освоение развивающих методов в педагогической деятельности;
* в дошкольные учреждения воспитателями пришли учителя начальных классов, для которых интеллектуальное развитие детей является приоритетом в педагогической деятельности.
Вместе с тем, темпы повышения качества физического развития и оздоровления детей по-прежнему находятся на очень низком уровне в силу:
* отсутствия должной координации между учреждениями образования и здравоохранения в реализации совместного приказа МО РФ МЗ РФ от 30.06.92г. № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях";
* специалисты ДОУ, отвечающие за физическое развитие и оздоровление детей, зачастую не имеют дошкольного образования;
* многие дети, поступающие в ДОУ, имеют низкий индекс физического здоровья, ослабленный иммунитет в силу современной экологии, проблематичного родовспоможения, отсутствия должного медицинского обеспечения;
* затруднения педагогов при обеспечении оптимальных условий для физического развития в индивидуальном режиме.
Так, аттестация ДОУ позволяет оперативно выявлять проблемы в образовательной системе как ДОУ, так и территории, и региона, и, самое главное, определять возможные пути решения данных проблем.
За период с 2001 года в процедуру аттестации на территории Ростовской области включены параметры, которые заложены в совместном с минздавом приказе. Педагог должен знать каждого ребенка и уметь учитывать его особенности в построении образовательного процесса. Ведь если нагрузка чрезмерна, а физиологическая стоимость обучения превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья. Второй составляющей "цены" образования является финансирование, так как социальное благополучие и социальная адаптация ребенка не может осуществляться без соответствующей материально - технической среды. Руководители дошкольных образовательных учреждений, понимая необходимость расширения внебюджетного финансирования для создания необходимых условий, расширяют возможности получения средств через оказание дополнительных образовательных услуг. С 2001 по 2004 год количество учреждений, имеющих право реализации дополнительных образовательных услуг, увеличилось на 48%.
Современные тенденции в управлении качеством дошкольного образования направлены на решение следующих проблем:
* необходимость совместной работы с минздравом области по выполнению совместного приказа МО РФ МЗ РФ от 30.06.92 г. №186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях";
* создание условий для повышения профессионализма через курсы повышения квалификации на базе ИПК и ПРО учителей начальных классов, работающих в ДОУ воспитателями, и специалистов, отвечающих за физическое развитие детей;
* необходимость совместной работы с отделом общего образования, ИПК и ПРО по созданию условий для разработки индивидуальных программ физического развития и оздоровления каждого ребенка дошкольного возраста (выявление и внедрение имеющегося положительного опыта, курсы повышения квалификации, как для специалистов-физруков, так и для специалистов ОУО территорий);
* разработка плана повышения дошкольного образования территории на основании выполнения рекомендаций областных аттестационных комиссий;
* организация контроля качества дошкольного образования на муниципальном уровне.



СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ ЕГО ВАРИАТИВНОСТИ
Баукова Н.Н.,
главный специалист отдела по надзору в сфере образования
П
роблемы качества дошкольного образования (его параметры, квалиметрия, механизм оперативного отслеживания качественных показателей) неоднократно обсуждались на всех уровнях управления дошкольного образования. Не теряют своей актуальности данные вопросы и сегодня. Только, может быть, несколько сместились акценты. Если на межрегиональной конференции в 2001 году мы активно обсуждали вопросы параметров качества дошкольного образования, то сегодня для нас наиболее актуальны проблемы разработки и внедрения системы его оперативной оценки как на уровне региона, так и в отдельных территориях, и в конкретных образовательных учреждениях.
Процесс аттестации как одна из форм государственно-общественного контроля качества образования - это, безусловно, наиболее точный и объективный источник информации о качественном состоянии территориальных систем дошкольного образования. Именно аттестация ДОУ позволяет делать ежегодный статистический и качественный анализ дошкольного образования региона, выявлять тенденции в динамике качественных характеристик, зафиксировать как позитивные, так и негативные факторы, влияющие на качество дошкольного образования региона.
Так, например, в 2003 году анализ показал, что:
* обозначилась позитивная динамика в росте качества художественно-эстетического направления;
* специалисты всех уровней управления дошкольным образованием, работая над качеством физического развития и оздоровления дошкольников, используют программно-целевой подход: создают комплексные, целевые программы;
* активно обновляется содержание дошкольного образования (практики перешли от самостоятельно разрабатываемых программ к внедрению и реализации образовательных развивающих программ нового поколения;
* накоплен продуктивный опыт интеграции специалистов в различных направлениях деятельности дошкольных образовательных учреждений. Причем, если до 2000 года процессы интеграции были свойственны художественно-эстетическому направлению, то в настоящее время по всем направлениям ими охвачены не только специалисты дошкольного образовательного учреждения, но и развивается социальное партнерство с учреждениями образования, здравоохранения и т.д.
Вместе с тем, имеют место проблемы в управлении качеством дошкольного образования как на территориальном, так и на уровне образовательного учреждения:
* нормативно-правовая база не всегда соответствует современным государственным требованиям;
* руководители всех уровней не используют в полном объеме возможности современной нормативно-правовой базы, затрудняются в разработке локальных актов, адекватных образовательной ситуации;
* проектирование развития системы дошкольного образования осуществляется без учета ее реального качественного состояния: в программах и планах зачастую отсутствует проблемный анализ;
* контроль качества (как на территориальном уровне, так и на уровне дошкольного образовательного учреждения) осуществляется эпизодически, бессистемно и не всегда соответствует современным нормативным требованиям;
* рекомендательные материалы областных аттестационных комиссий, выводы из текста заключений по итогам аттестации не всегда учитываются при определении стратегии и тактики развития дошкольного образования отдельных территорий.
В рекомендательных материалах областных аттестационных комиссий, как правило, фиксируются возможные пути повышения качества образовательных услуг в каждом конкретном дошкольном учреждении. Но степень их выполнения, уровень достижения определенной планки качества далеко не всегда отслеживается. Хотя такие возможности заложены в инспекционно-контрольной деятельности руководителей всех уровней, одной из форм которой является мониторинг.
Профессионально организованный мониторинг позволяет:
* своевременно выявлять случаи нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов;
* осуществлять анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовить предложения по их предупреждению в дальнейшем;
* изучать эффективность деятельности муниципальных органов управления образования и подведомственных им образовательных учреждений, должностных лиц;
* выявлять позитивные и негативные тенденции в развитии территориальных систем дошкольного образования, разрабатывать предложения по устранению негативных факторов и тиражированию продуктивного управленческого опыта.
В ходе мониторинга, наряду с методами документального контроля, возможно использование наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса и иных правомерных методов, способствующих достижению цели мониторинга.
По результатам мониторинга качества дошкольного образования (с 2001 года по настоящее время) выявлено следующее:
* уставные документы некоторых ДОУ не всегда соответствуют их статусу;
* годовые планы отдельных ДОУ формальны, без учета реальной ситуации, вне связи с основными уставными документами;
* учебные планы ДОУ не всегда соответствуют современным требованиям, а именно: имеет место дублирование статусных и дополнительных программ, используются программы, не имеющие методического обеспечения;
* на местах отсутствует серьезная, плановая работы в области развития кадрового потенциала территориальных систем дошкольного образования;
* психологическое сопровождение развития ребенка не соответствует статусу дошкольного учреждения и современной нормативно-правовой базе.
В этой связи хочется напомнить механизмы регуляции качества дошкольного образования, обсуждаемые нами три года назад на конференции "Стратегия управления качеством дошкольного образования":
* своевременно выявлять и оценивать реальное качество дошкольного образования, приводить его в соответствие с государственными требованиями;
* научиться прогнозировать и проектировать желаемое качество услуг в сфере образования;
* обеспечивать достижение необходимого качественного уровня, исключая нежелательные отклонения от нормы, ориентируясь на растущие образовательные потребности социума.
Мониторинг качества в регионе осуществлялся на плановой основе и обеспечил постоянный контроль над нормированной деятельностью территориальных органов управления образования и образовательных учреждений.
В настоящее время специалистами отдела по надзору в сфере образования МО и ПО РО разработан инструментарий для организации мониторинга качества дошкольного образования. Он состоит из: плана - задания, технологических карт (по отдельным направлениям), актов и пр.
Весь пакет диагностических материалов будет опубликован в очередном, шестом сборнике "Качество дошкольного образования Ростовской области".
Системе оценки качества дошкольного образования еще предстоит сложиться как на федеральном, региональном, так и на территориальном уровнях. Вероятно, последнее слово в этой работе за регионами.
Мы надеемся, что в рамках данной конференции обсуждение по этим вопросам будет продуктивным.



ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Колодяжная Т.П.,
главный специалист отдела общего образования
и воспитательной работы
В
России последние десятилетия происходят стремительные изменения в информационной образовательной среде: растет лавинообразный поток информации во всех областях знания; на смену книг проходят информационные электронные средства, что свидетельствует о вступлении общества в новую эпоху информационных, коммуникационных технологий.
Высокие темпы изменений, происходящих в России и мире, привели к тому, что общество перешло от относительно стабильной фазы истории к динамической фазе развития. Присуще этому переходу социальная, духовная и экономическая дифференциация общества, по мнению А.Г.Асмолова, А.М.Кондакова стали предпосылкой поиска мирного сосуществования государственного, негосударственного, семейного образования, а тем самым - неизбежной трансформации всей системы в целом.
В настоящее время происходит переход от унифицированного образования к вариативному. В связи с этим основной целью развития образования на данном этапе социально - экономического развития страны является - повышение качества, мобильности и доступности образования.
Вариативное образование понимается исследователями как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности личности, ее саморазвитие, а также на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути.
Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая обеспечит принятие решений личностью в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности.
Главным мотивом вариативного образования является достижение профессионального и личностного успеха в открытом обществе.
Все это ставит перед образованием принципиально новые задачи:
* развитие личности, способной самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и пути их рационального решения, уметь применять их в практической деятельности;
* введение в практику образования федеральных стандартов образования и вариативных образовательных программ, обеспечивающих каждому члену общества реальное равенство возможностей и доступность образования;
* создание системы контроля качества образования.
Для решения указанных целей и задач необходима разработка системы организационно-правовых, финансовых, управленческих мероприятий, разработка методических рекомендаций по вариативной организации содержания образовательного процесса и внедрению информационных и коммуникационных технологий, а также создание таких условий, которые помогли бы каждому человеку найти себя, достичь профессионального и личностного успеха. Представляется важным также и создание в образовательном учреждении различных информационных сред.
Дошкольная ступень рассматривается как приоритетная в системе образования, так как имеет решающее, определяющее значение для всего последующего развития личности, особенно ее творческого потенциала. Поэтому считается необходимым обеспечить ее максимально высокое качество, общедоступность и обязательность как стартовой ступени, от которой зависят успехи обучения на всех последующих образовательных ступенях. Какие же ценностные ориентиры в арсенале идей вариативного образования имеются, с учетом которых было бы целесообразно строить стратегию образования в дошкольном образовательном учреждении:
* отношение к образованию должно быть как к источнику социальной компетентности личности, как к условию достижения личного успеха;
ДОУ должно стать открытым учреждением, где решаются жизненно важные проблемы и задачи ребенка с опорой на продуктивное, творческое мышление и его субъективный опыт;
* учет индивидуальных особенностей ребенка и предоставление ему возможности выбора в системе открытого образования;
* формирование у детей миролюбия, толерантности, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;
* управление развитием образования.
В Ростовской области накоплен достаточно интересный позитивный опыт, интересные находки педагогической практики и науки в области информационных технологий и методического обеспечения вариативной организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign