LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Однако в Великобритании государство не устранилось из управления школами при децентрализации. По описанным ранее политическим мотивам, государство взяло на себя ответственность за финансирование, политику и основы программ обучения почти в 28 000 английских школ. Кроме того, государство занялось активным вытеснением представителей "левых" политических сил из государственного аппарата. Приход новых политических сил не мог в конечном итоге не повлиять на составы формировавшихся Управляющих советов школ.
Идеологическая роль государства в реформе образования не вызвала "цементирования" и централизации системы образования, поскольку основная установка состояла в максимальном приближении к рыночному регулированию развития образования и участию общества (покупателей) в управлении образованием. В попытках создания рыночной среды для образовательных учреждений, находящихся в перманентном застое, в Великобритании предпринимались очень интересные и небезуспешные эксперименты. Один из них состоит в образовании локального конкурента (колледжа или школы), изначально настроенного на инновационный стиль работы и задающего "планку" качества услуг.
Не делая никаких выводов об удачности реформирования образования в Великобритании по сравнению с США, необходимо отметить один важный факт - в Великобритании государство взяло на себя роль проводника идей изменений и инноваций в области образования. Это в конечном итоге позволило с большим успехом использовать Управляющие советы школ, как механизм участия общества в управлении образованием. В одной из научных публикаций отмечается, что в США не удалось установить консенсус на национальном уровне относительно целей и средств реформы образования, что затруднило установление консенсуса на уровне штатов и советов школ.
Органы общественного управления школой были созданы законом Великобритании в 1986 г. Тогда полномочия органов управления ограничивались назначением директора и совещательными функциями в отношении содержания образования.
В 1988 г. было принято решение о делегировании полномочий непосредственно школе по распоряжению бюджетом, и был введен принцип подушевого финансирования. Эти изменения заняли 4 года. В 1993 г. органам общественного управления было делегировано еще одно полномочие, которое было затем у них, однако, изъято. У них появилось право полностью исключить посредников в лице местных органов управления образованием и получать финансирование напрямую от государства. Если они хотели принять решение о переходе на прямое финансирование, они обязаны были организовать родительский референдум, который должен был поддержать или отвергнуть принятое решение.
В последующие 4 года примерно тысяча школ из 25.000 решили принять такую форму правления. У школьных директоров появилась дополнительная степень свободы.
Недостатками этой схемы стали конфликты, возникающие между местными органами управления образованием и школами. И в 1998 г. был принят новый законодательный акт, запрещающий школам уходить из под контроля местных органов управления образованием. Тем не менее, последний акт сохранил преимущества прежнего подхода, закрепив их, делегируя еще большее количество полномочий, теперь уже всем школам, а не только тем, которые финансировались напрямую государством. Кроме того, были законодательно закреплен максимальный процент бюджета, который местные органы управления образованием могли расходовать на собственные нужды. Все остальные деньги непосредственно пересылались в школы,
В 2002 году в парламент принимает законопроект, соответственно которому органы управления школы получают дополнительные полномочия. Теперь успешный орган управления школой может брать ответственность за деятельность не одной школы, а нескольких. Если рядом с успешной школой находится слабая, то полномочия управления этой слабой школой могут быть переданы органу управления сильной соседки.

Действующая модель

Практически в каждой английской школе есть общественный Управляющий совет (раньше он назывался "Управляющий орган"). Этот Совет, по закону, обязан руководить деятельностью школы. В состав этого органа входят следующие представители:
- родители, избранные другими родителями;
- учителя, которых избирают сотрудники школы,
- директор,
- представители местных органов управления.
Эта группа привлекает других членов Совета: представителей от деловых кругов и от иных значимых структур местного сообщества.
Если деятельность школы поддерживает благотворительный фонд, они управляют и работой этого фонда. Состав Совета от 15 до 20 человек, в зависимости от размера учебного заведения. Совет выбирает председателя, который не может быть ни директором, ни одним из учителей.
Совет утверждает в должности всех учителей, хотя непосредственно подбирает в педагогический состав учителей обычно директор. Фактически Совет выступает в роли работодателя для педагогического состава школы.
Управляющий Совет школы отвечает за распределение школьного бюджета5.
Совет отвечает за расстановку приоритетов при расходовании средств, он решает, сколько учителей назначить, сколько набрать других сотрудников, какую технику купить, сколько книг приобрести, какие средства выделить на ремонт и поддержание школьного здания в нормальном состоянии.
Он отвечает за учебную программу школы (за пределами времени, отводимого на исполнение обязательного национального учебного плана, может распоряжаться оставшимися часами) и устанавливает правила школьной жизни (правила поведения учащихся, введение или отмену школьной формы).
Он может фактически являться владельцем школьного здания, отвечает за привлечение большей части капитальных инвестиций.
Работу Совета контролирует общественность. Раз в год члены Совета обязаны публиковать годовой отчет деятельности школы, куда включаются, в том числе, и результаты образовательного тестирования, показанные школой. Вслед за этим организуется общешкольное собрание, на котором родители учеников могут задавать вопросы по существу подготовленного доклада. Основываясь на имеющихся данных, Совет задает количественные показатели будущего состояния обучения детей и состояния школы, ищет пути совершенствования этих показателей. Планируемые показатели (цели) также публикуются.
Большинство видов деятельности Совета проводится при непосредственном участии директора, который, что естественно, обладает одним из наиболее влиятельных голосов в формировании школьной политики.
Местные власти непосредственно не управляют жизнью школы. Но они проводят мониторинг успеваемости учреждения и контролируют со своей стороны расход финансов.
Делегирование полномочий школам - фактически, перевод их на самоуправление, в автономный и самостоятельный режим, - происходит лишь при выполнении ими некоторых условий. Если управление школой неэффективно, если имеются случаи коррупции или академические показатели школы неадекватны и вызывают жалобы родителей, то местные власти имеют право и должны вмешаться. Эти властные полномочия оформлены законом.
Самая мягкая форма вмешательства - это письменное предупреждение, которое посылается директору школы и органу школьного управления (совету). В нем сообщается, какие действия школа должна предпринять по коррекции сложившейся ситуации. В крайнем случае, власти могут даже отобрать у школы бюджет или поменять органы управления. Но всякий раз, когда они решают вмешаться в деятельность школы, они должны доказательно обосновать свое вмешательство.

Достижения и проблемы английской реформы

Первое достижение: ответственность за реформирование образования лежит непосредственно на школах. Для этого школы достаточно обеспечены финансами и властными полномочиями. При этом они должны быть подотчетны общественности, что ставит их в более ответственную позицию.
Второе: у хороших директоров и учителей возникло чувство освобождения от многих формальных зависимостей. Теперь не нужно просить разрешения у местных органов управления образованием сделать ремонт каждый раз, если он срочно требуется. Согласовывать это ни с кем уже не нужно, а нужно просто брать и делать его.
Третье: появилась возможность разнообразить школы, потому что каждая школа теперь несет на себе ответственность за свою судьбу.
Четвертое: демократизация жизни школ. Сейчас гораздо больше родителей вовлечено непосредственно в управление школой, чем когда-либо раньше.
Пятое: данные, касающиеся выполнения школой своих основных задач, широко публикуются. Такова британская версия гласности образования. Поэтому никакие проблемы сегодня от внимания общественности не ускользают.
Но есть вопросы, на которые до сих пор не найдены подходящие решения.
Первая проблема: граждане, входящие в состав школьного Управляющего совета, работают фактически волонтерами, им ничего за такую работу не платят, но ответственности у членов Совета от этого меньше не становится.
Вторая проблема: по-прежнему очень многое зависит от директора, его личностных качеств и профессиональных навыков. Сейчас делаются большие вложения в подготовку руководителей школ. Этот процесс начался с середины 90-х, а надо было бы начать его по крайней мере в 80-х.
Несмотря на то, что процесс перемен порой приобретал весьма проблемный и острый характер, сейчас можно быть уверенным, что большинство английских работников школы (и родителей) не захотят "перевести стрелки назад" и вернуться к прежней ситуации.
* * * * *



Фрагменты из работы: Е. Рэг и Д. Партингтон. Руководство для школьных управляющих. Третье издание (1995). Изд-во Роутледж, Лондон и Нью-Йорк. / Пер. с англ. А.А.Пинского (2004)

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня вы без труда узнаете школьных управляющих: они вечно куда-то торопятся, всегда имеют при себе многочисленные папки и самые разные документы, да и вообще, напоминают скорее профессиональных агентов спецслужб, вышедших на охоту, чем членов школьных Управляющих Советов. Однако всего несколько лет назад мы могли наблюдать совершенно иную картину. Школьные управляющие были никому не известные люди, которые вели спокойный и размеренный образ жизни, а в школу заходили "по праздникам" выпить чашечку чая и за короткой беседой, называемой "собранием", обсудить дату и время проведения следующей подобной встречи.
В прежние времена школьные управляющие играли незначительную роль в жизни школы. Но со временем различные законодательные акты наделили их солидными полномочиями. К концу 80-х именно школьные управляющие брали на работу преподавателей и прочих школьных сотрудников и решали вопросы, связанные с учебным планом.
Мы написали эту книгу для простых людей, многие из которых впервые становятся школьными управляющими. Данное издание - третье по счету, и мы постарались сделать его настолько информативным, обновленным и полезным, насколько это возможно.
Мы занимаемся обучением и подготовкой школьных управляющих уже более 20 лет, и заметили, что наиболее часто задаваемые вопросы, следующие:
- Как я могу помочь школе?
- Чего от меня ожидают, когда назначают управляющим?
- Я - родитель (учитель). Каким образом я могу принести максимальную пользу тем, кто выбрал меня?
- Что должны делать управляющие, когда они сталкиваются с действительно неоднозначной и непростой ситуацией?
- К кому мы можем обратиться за помощью, если не можем сами разобраться с проблемной ситуацией?
- Могут ли управляющие вообще что-то сделать и на что-то повлиять?
Именно этими вопросами мы руководствовались при написании нашей книги.
Конечно, некоторые члены УС в самом начале своей деятельности уже обладают достаточными знаниями о системе образования. Например, учителя-управляющие, каждый день работающие в школе, имеют ценные информацию и опыт относительно многих вопросов, обсуждающихся во время встреч УС. Люди, раньше работавшие в каких-то крупных организациях, имеют хорошее представление о том, как проходят всевозможные встречи и собрания. А кто-то получил полезные навыки и опыт, воспитывая своих собственных детей или работая с детьми в каких-то социальных структурах. И самым важным вкладом, который каждый управляющий может внести в работу УС, - это поделиться своими полезным опытом и знаниями с коллегами.
Можно выделить две основные черты успешного школьного управляющего:
1. забота о благополучии детей, преподавателей, родителей и других сотрудников школы;
2. здравый смысл.
Если управляющие в достаточной мере обладают этими характеристиками, все проблемы, в конце концов, будут решены.

Работа в УС - пустая трата времени?
К сожалению, некоторые встречи УС оказываются ужасно скучными и абсолютно бесполезными. В конце концов, мозги у всех начинают "плавиться", и поступает предложение разойтись по домам и там заняться чем-нибудь полезным, ну, например, пересчитать страницы телефонного справочника. Однако не думайте, что работа в качестве школьного управляющего - пустая трата времени, даже если некоторые собрания и бывают скучными. Если встречи УС - сплошные разочарования, то члены Совета, и, в первую очередь, председатель, должны разобраться в том, почему это так. Неужели никому неинтересно то, что происходит в школе? А может быть, в повестку дня на встречах УС стоят одни рутинные, технические вопросы, и на обсуждение серьезных и насущных вопросов просто не остается времени? Если все это так, тогда необходимо предпринять необходимые шаги для разрешения ситуации.
В какой-то степени само слово "управляющий" может сбить с толку. Может создаться впечатление, что обладающий данным титулом человек просто важно расхаживает по школе, налево и направо раздавая всем приказы. В действительности это совсем не так. Школьные управляющие не руководят школой, а, скорее, "присматривают" за тем, чтобы все было в порядке, решают проблемы и имеют влияние на политику школы в целом. Как нам кажется, дух партнерства и понимания между членами УС неспециалистами и профессионалами достигается только при взаимном уважении. Неспециалисты, т.е. родители или представители общественности, должны уважать профессиональное мнение директора и учителей по тому или иному вопросу, а те, в свою очередь, должны прислушиваться к мнению родителей. В нашей практике мы сталкивались с непродуктивной работой УС, связанной с разладом в отношениях между его членами, всего несколько раз.
Сегодня об образовании много пишут в прессе и книгах. Проблемы образования обсуждают по радио и на телевидении. Часто можно встретить обвинения и осуждения в адрес того или иного образовательного учреждения, заявления о низком качестве образования и о необходимости изменить образовательные стандарты. В обществе существует четкая система ответственности и отчетности. Поэтому школы, как и любые другие организации, получающие деньги от налогоплательщиков, должны быть открытыми прозрачными структурами для широкой общественности. Именно школьные управляющие, являющиеся представителями общественности, берут на себя обязанность разобраться в том, что в действительности происходит в школах, вместо того, чтобы верить всему тому, что пишут в газетах, и что может быть правдой или ложью. Управляющие используют все свои знания, энергию и фантазию для того, чтобы сделать школу благополучной и эффективной.
Стоит ли вообще читать эту книгу?

Ни один человек, прочитав какую-нибудь одну книгу или пособие, не сможет сразу же стать первоклассным экспертом, тем более в такой сложной области, как образование. Даже опытные преподаватели, советники, инспекторы и администраторы признают, что не перестают учиться новым вещам во время своей профессиональной деятельности. И мы надеемся, что каждый, кто не побоится и прочтет нашу книгу до конца, будет чувствовать себя более уверенно в роли школьного управляющего и понимать все, что происходит в его школе.
В своей книге мы рассказываем о том, какое место занимают школьные управляющие в системе образования и в школе, каковы их полномочия и обязанности, что ожидает кандидатов в УС. Мы подробно рассматриваем то, как каждый член УС - родитель, учитель или представитель местных властей - может внести ценный вклад в работу УС.
Многие управляющие хотят иметь ясное представление о том, что происходит в классах на уроках и о внутренней жизни школы в целом. Мы останавливаемся и на этих вопросах, а также и на непростых, неоднозначных ситуациях, которые часто смущают и озадачивают управляющих.

Оптимистичный или реальный взгляд на жизнь?
Мы отталкиваемся от оптимистичного представления о том, что все управляющие хотят, чтобы их деятельность была полезной и плодотворной. Без сомнения, среди членов УС встречаются и те, кого можно назвать злодеями или даже врагами всего человечества. Один уважаемый полицейский сказал однажды, что опытные преступники часто занимают самые ответственные и респектабельные должности, и даже становятся школьными управляющими, а мы об этом и не догадываемся. Возможно, это и так, однако в нашей книге вы не найдете раздел, посвященный отмыванию денег из школьного бюджета и другим подобным приемам.
Также мы надеемся, что большинство директоров и учителей заботятся о благополучии детей и родителей в своих школах. Мы работали в сотнях школ и пару раз сталкивались с "учителями-вредителями", от которых стоит как можно скорее избавиться, однако большинство преподавателей делают все возможное, чтобы детям было интересно и комфортно, часто в очень сложных условиях. Поэтому в своей книге мы рассказываем о доверительных и партнерских отношениях между школьными управляющими и учителями, которые, на наш взгляд, удобны и оптимальны для всех.
Мы надеемся, что читатели с интересом и легкостью прочтут нашу книгу. Авторам приходилось сталкиваться и с одержимыми деятелями образования, читающими лекции о безнадежности и обреченности нашего образования, и с пособиями, настолько изобилующими специальной лексикой, что урок в них становился "последовательным обучающим актом", а простые игрушки превращались в "дополнительный обучающий стимулирующий материал". Мы предполагаем, что наши читатели собираются стать школьными управляющими, а не юристами, поэтому мы свели профессиональный жаргон к минимуму. Может показаться, что иногда наш стиль слишком уж легкомысленный и неуместно фамильярный. Это так, ведь поведение человека в целом, и события, происходящие в школе, в частности, часто смешные, а помпезность и претенциозность при описании их - неуместны.
Наконец, нам бы хотелось остановиться на последних четырех моментах во вступительной части. Во-первых, в любой книге или пособии можно найти устаревшую информацию. Это факт. Смена правительства, новый законодательный акт или внезапное изменение политической стратегии могут в одно мгновение полностью перевернуть привычный ход событий. Мы описываем ту ситуацию, которую можем наблюдать на момент написания книги. Здесь вы найдете информацию об основных образовательных законодательных актах и изменениях в государственном учебном плане, являющуюся актуальной на середину 90-х.
Во-вторых, мы сосредоточились на обсуждении младшей и старшей школы, которую посещают более 90% детей. Многое из того, что мы описываем в данном пособии, в равной степени полезно и верно для управляющих университетов и колледжей.
В-третьих, говоря об управляющих, будь то родитель, учитель или учащийся, чаще всего мы употребляем множественное число. Однако когда мы пишем об управляющем в единственном числе, то используем местоимения "он" и "она", чтобы у читателей не сложилось впечатления, что все ключевые должности занимают якобы только мужчины и мальчики.
И, наконец, управляющие в школах Шотландии и Северной Ирландии, возможно, найдут некоторые расхождения между информацией в данном пособии и практикой. Это объясняется небольшими, практически незначительными, различиями между образовательными системами в Великобритании.
* * * * *

ГЛАВА 3.
КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ ШКОЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ?

Чтобы УС был полезным и эффективным органом управления, группа людей, многие из которых вообще никогда раньше не встречались, должна стать командой и решить для себя, что как команда будет вместе работать на благо школы. Такая работа включает в себя: информированность о процессах и тенденциях в образовании в целом и в школе в частности; объединение знаний и талантов всех членов УС - родителей, учителей, учащихся и пр. - для успешной и продуктивной деятельности. В этой главе нашего пособия мы поговорим об управляющих, их правах и обязанностях, их обучении и работе.

Представители местных властей (кандидаты от политических партий)
Управляющий, являющийся одновременно кандидатом от политической партии и представителем местных властей, может почувствовать, что попал в непростую ситуацию. Большинство людей, имеющих непосредственное отношение к школе, - родители, ученики и учителя - просто не думают о связи между политикой и их школой. Можно назвать подобное отношение наивным, однако оно свойственно большей части человечества. Как правило, ни для кого не имеет большого значения, поддерживает ли партия Х то или иное предложение по образовательному закону и против ли него партия Y, пока это не коснётся их собственной школе. Но как только кандидат от партии попадает в УС, часто другие управляющие к нему относятся с некоторым подозрением. На это есть несколько причин. Во-первых, многие считают, что представители властей, работающие в нескольких УС одновременно, искренне не озабочены благополучием ни одной школы, а просто выполняют свою работу. Часто их считают аутсайдерами, ведь иногда они живут в другом районе и совсем не осведомлены о местных проблемах. Но хуже всего, когда представителей властей называют "тупыми лоббистами политиканами", думая, что те просто слепо и тупо пытаются "продвигать" политику своей партии.
Кандидат от политических партий может столкнуться с дилеммой. Он обнаруживает, что мнения некоторых управляющих по тому или иному вопросу противоречит официальной позиции его партии. В такой ситуации приходится принять решение, как лучше действовать. В действительности не существует никакого рецепта успеха, однако мы надеемся, что наши советы окажутся полезными.

"+"
- Делитесь своими знаниями и опытом с коллегами-управляющими.
- Постарайтесь относиться к каждой школе, членом УС которой вы являетесь, с равным вниманием, а к управляющим - с уважением.
- Помните, что отношения между местными властями и школами изменились. Местные власти уже не имеют того влияния на школу, как в прежние времена.
- Посещайте собрания УС регулярно, а не только, когда на повестке дня интересный вам или сложный вопрос.
- Признайте, что ваши представления об обсуждаемых вопросах не истинны и не совершенны, даже если вы работаете в УС уже на протяжении долгих лет. Управляющие, всем своим видом и действиями демонстрирующие, что их мудрость не имеет пределов, и, что именно они и есть истина в последней инстанции, не пользуются "популярностью" у своих коллег. Тех, кто готов учиться и совершенствовать свои знания, в независимости от опыта, - уважают.

"-"
- Не утомляйте своих коллег рассказами о законодательных или процессуально-процедурных нормах и другой подобной ерундой. Для большинства работа в УС представляет в их жизни нечто новое, но они не хотят чувствовать свою полную несостоятельность только потому, что не знают некоторых процедурных деталей.
- Не голосуйте по тому или иному вопросу, отталкиваясь от принципа "местные власти - все остальные".
- Не высказывайтесь против тех или иных предложений на общешкольных встречах или любых других заседаниях, если во время рабочих встреч УС вы молча сидели и ни разу не высказались. Не бойтесь открыто выражать свое мнение, за это коллеги будут вас уважать.
- Не нужно постоянно рассказывать про другие школы, в которых вы работали и, где все было "гораздо лучше". Существуют другие способы поделиться с коллегами полезным опытом, почерпнутым вами во время работы в УС других учебных заведений.

Родители
Управляющие-родители не всегда известны всем остальным родителям в школе. Об этом им стоит задуматься. Например, почему бы не представлять их на родительских собраниях? Для этого проводящий собрание просто должен попросить родителей-членов УС встать и представиться, чтобы остальные могли на них посмотреть. Также можно повесить на стену, где проходит родительское собрание или другая подобная встреча, фотографию управляющего-родителя с его именем. Бесполезно иметь в УС родителей, представляющих ваши интересы, и не знать, кто эти люди.
Представлять интересы родителей, великое множество которых в школе может иметь такое множество взглядов на жизнь, - непросто. Родители-управляющие должны с должным вниманием относиться ко всем мнениям и учитывать их даже, если те противоречат их собственным интересам. Родители, представляющие в УС только интересы своего ребенка, пользуются дурной славой.
Хорошим способом держать родителей в курсе происходящего на встречах УС, может быть рассылка информационных бюллетеней. Школы часто посылают родителям письма о предстоящих родительских собраниях, спектаклях и концертах, так что добавить еще одно письмо в список рассылок не должно оказаться проблематичным. Короткое информативное послание, составленное родителями-управляющими, может выглядеть примерно так:
"Уважаемый Родитель,
Наверное, Вам будет интересно узнать, что обсуждалось на встречах УС за последнее время. На встрече в марте директор рассказывал о подготовке к написанию государственных экзаменационных тестов. В начале следующего семестра будет проведено общешкольное родительское собрание, посвященное этому вопросу.
Некоторые родители неоднократно говорили, что переход на углу Милтон-стрит, по которому многие дети переходят дорогу к школе, небезопасен. Данный вопрос был поднят на заседании УС, и было решено, что для обеспечения безопасности в ближайшее время проведут необходимые дорожные работы.
Мы напоминаем Вам о ежегодных летних встречах с родителями первоклассников, поступающих в нашу школу. В прошлом году 25 родителей добровольцев весьма помогли нам. В этом году к нам приходит много детей из Западного Эксчестера, и мы бы были очень признательны, если бы 30 родителей смогли принять участие в подобной встрече. За информацией можно обратиться к Миссис Трип, председателю Родительской Ассоциации.
Наконец, мы хотим заранее предупредить Вас о том, что двое из нас "уходят на пенсию" в конце этого года. В связи с этим в УС будут избираться новые представители от родителей. Рассматриваются все кандидатуры. Скоро в школе появится соответствующее объявление. Должны признать, что нам было очень интересно работать в УС, и мы готовы поделиться с Вами любой полезной информацией о работе школьных управляющих.
Ваши Элен Чэндлер, Дэвид Эванс и Эллис Стивенсон".

"+"
- Попытайтесь сделать так, чтобы вас знали все родители в школе.
- Периодически рассылайте родителям информационные бюллетени.
- На заседаниях УС представляйте интересы всех родителей, а не только своих друзей. Проводите регулярные родительские встречи перед заседаниями УС, на которых все желающие будут иметь возможность высказать свое мнение. Просто сообщать родителям о результатах встреч УС, на наш взгляд, неправильно.

"-"
- Не представляйте в УС интересы вашего ребенка. Не "тяните одеяло на себя". Это может ущемлять интересы других детей.
- Не волнуйтесь, если на заседании УС присутствуют те или иные эксперты. Вы всего лишь представляете там родителей. Ясно изложенное непрофессиональное мнение всегда приветствуется, помните об этом. Да и потом, именно родители являются настоящими "экспертами" в вопросах обучения и благополучия детей, сами того часто просто не осознавая.

Учителя
Учителя-управляющие могут оказаться в непростом положении. С одной стороны, являясь членами УС, они представляют одну команду. С другой стороны, большинство коллег воспринимают их как часть школы. Это приводит к тому, что учителей часто "подозревают" в недостаточной объективности и определенной предвзятости при решении вопросов, затрагивающих интересы школы.
Учителя, также как и родители, должны знать, кто представляет их интересы в УС. В учительской на информационном стенде можно повесить их фотографии и краткое изложение основных вопросов, обсуждаемых на заседаниях УС.
Каждый учитель, входящий в УС, должен представлять интересы всех учителей школы и "озвучивать" все имеющиеся у его коллег мнения по тем или иным вопросам. Учитель не может представлять исключительно свои интересы и взгляды своих "единомышленников". На регулярных встречах учителей школы уделяйте время "сбору" мнений своих коллег. Времени должно быть достаточно, чтобы у каждого желающего была возможность высказаться.
Многие учителя-управляющие думают, что любое расхождение во взглядах с директором школы является нарушением профессионального этикета. Нет, это совсем не так. Не думайте, что директор рассчитывает на вашу слепую и безоговорочную преданность в независимости от вашего собственного мнения, и что вы не оправдываете его доверия, не соглашаясь с ним в чем-то. Вы всегда можете высказаться. Однако не стоит пытаться специально, целенаправленно и регулярно спорить и ругаться с директором на встречах УС. Кому-то это может показаться веселым развлечением, но в действительности со стороны это выглядит просто глупо.
Теперь вкратце изложим свои рекомендации:

"+"
- Держите своих коллег в курсе происходящего на заседаниях УС. Для этого используйте информационные стенды в учительской и регулярные встречи преподавательского состава школы.
- Учитывайте мнения всех учителей. Помните, что в УС вы представляете не только свои интересы и интересы близких знакомых, с которыми ваши жизненные позиции полностью совпадают.
- Не бойтесь высказывать свою точку зрения, даже если она противоречит с мнением большинства ваших коллег-учителей, также присутствующих в УС. Вы имеете право голоса, такое же, как и у всех других людей.
- Постарайтесь обсудить с директором перед заседанием УС те вопросы, по которым ваши взгляды вероятнее всего разойдутся. Вы не обязаны этого делать и имеете право на свое мнение, однако, исключительно из вежливости можно предупредить его.

"-"
- Не озадачивайте и не "напрягайте" коллег профессиональным жаргоном. Старайтесь высказываться точно и просто, избегая фраз, вроде "По результатам исследования, мы можем утверждать, что...".
- Не бойтесь высказывать свое мнение в присутствии родителей, если их дети учатся у вас в классе. Это не накладывает на вас никаких обязательств.
- Не "продвигайте" свои интересы, используя красочные примеры и наглядные случаи из жизни, если ваших коллег, придерживающихся другой точки зрения, попросту по тем или иным причинам нет на заседании.
- Не думайте, что вы должны во всем соглашаться с политикой школы. Не пытайтесь демонстрировать свою непоколебимую преданность директору. Обоснованная критика и анализ своих поступков часто приводит к изменениям в лучшую сторону.
- Не старайтесь стать бессменным представителем учителей в УС. Даже если ваши коллеги готовы постоянно переизбирать вас, не пользуйтесь этим, а дайте возможность другим проявиться и попробовать себя в качестве управляющего.

Директор
Директор занимает очень важную и ответственную позицию в УС. Плохие взаимоотношения между УС и директором (что, к счастью, случается редко) могут иметь негативные последствия для школы. Именно из отчета директора большинство управляющих узнает об истинном положении дел в школе. Управляющие ценят искренность директора. Ведь, если в школе дела с очевидностью идут плохо, никто не "купится" на радужный и позитивный директорский отчет, а к самому директору возникнет недоверие.
Большинство УС надеются именно на директора в разрешении всех возникающих проблем и сложных ситуаций. При этом директор не должен относиться к Управляющему Совету как к чистой формальности и не способному ни на что органу, и решать все вопросы единолично. Мудрый директор тот, кто сможет грамотно вовлечь УС в управление школой, не "сваливая" на него свои собственные обязанности и не ущемляя его в полномочиях.
Очевидно, что баланс между профессионалами, нанятыми на должность директора школы и получающими зарплату за свою работу, и управляющими, являющимися добровольцами, и, тем не менее, озабоченными благополучием школы, достигнуть непросто. Однако большинство директоров осознают необходимость взаимопонимания с УС, и пытаются поддерживать партнерские отношения.

Итак:
"+"
- Будьте честны и откровенны во всех вопросах. Это, без сомнения, будет оценено управляющими.
- Поддерживайте хорошие отношения с председателем УС.
- Не бойтесь выражать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства управляющих.
- Пытайтесь "вдохновлять" управляющих на активное участие в жизни школы, а не просто формальное посещение заседаний УС.

"-"
- Не делайте вид, что вы обиделись (и не обижайтесь), если учителя или родители в УС не согласились с вами по тому или иному вопросу.
- Не думайте, что, будучи директором, вы одновременно являетесь "монополистом" мудрости. Разумные предложения могут поступать не только от вас, но и от других управляющих. Не забывайте отмечать толковые высказывания и предложения, а не только критиковать неудачные.

Учащиеся
Учащиеся, по сути, являются наблюдателями на заседаниях УС. Они присутствуют на встречах УС, но не обладают всеми полномочиями и правами, присущими остальным управляющим. Это приводит к тому, что многие жалуются: "Они почти никогда не принимают участие в дискуссии". Это неудивительно. Ведь рядом с взрослыми, а тем более, рядом с собственными учителями и директором, подростки часто чувствуют себя неуверенно и скованно.
Несмотря на это учащиеся должны присутствовать в УС. Они представляют интересы всех учеников школы, отстаивают и защищают свои взгляды. Учителя часто недооценивают роль учеников-наблюдателей. Это неправильно. Наоборот, именно учителя должны помогать учащимся и оказывать им поддержку: предоставлять необходимую информацию относительно работы УС, способствовать в создании информационного стенда. Кроме того, работа в УС - полезный опыт социального образования.

Председатель
Председатель и его заместитель занимают очень важную и влиятельную должность. Именно они создают атмосферу во время заседаний и задают определенный тон всего происходящего в УС общения. Более подробно роль и функции председателя описаны в Главе 4.

Кооптированные управляющие
Некоторые члены УС обладают специальными знаниями в той или иной сфере: экономике, сельском хозяйстве, религии и пр. Иногда опыт таких специалистов просто необходим остальным управляющим при решении вопроса. Необходимо, чтобы кооптированные управляющие не просто посещали заседания УС, делая всем огромное одолжение, а на самом деле заботились о благополучии школы и проявляли интерес ко всему происходящему. В свою очередь остальные управляющие должны ценить и уважать того, кто может дать профессиональный совет относительно школьного бюджета, эксплуатации здания или карьерного будущего учащихся.
Работодатели кооптированных управляющих должны с пониманием относиться к деятельности своих подчиненных в УС.

Подготовка управляющих
Существует несколько способов подготовки управляющих для эффективной работы в УС. Некоторые местные образовательные власти на протяжении уже многих лет проводят тренинги и семинары для повышения членов УС. Они могут длиться от одного дня до целой недели, и рассчитаны на управляющих из всего района (региона) или же только из нескольких УС.
Можно долго и много говорить о различных методиках по подготовке управляющих, однако вам достаточно запомнить всего несколько основных принципов:
- Не превращайте тренинги в пассивное заучивание информации. Многие директора и учителя враждебно настроены против подготовительных программ и тренингов. Они представляют себе команду агрессивных "тренеров-садистов", готовых замучить кого угодно до смерти своими тактическими теориями и стратегиями. Сделайте так, чтобы управляющие во время тренинга могли делиться друг с другом собственным опытом, советоваться и обсуждать разные подходы, а не просто "слушать лекции" профессионалов.
- Не приводите абстрактные и бесполезные примеры. Дайте управляющим возможность ознакомиться с материалами по школьной программе, обсуждайте различные проблемные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться УС в тех или иных школах в реальной жизни, разыгрывайте заседания УС.
- Собирайте как можно больше людей. Тренинги, в которых принимают участие по одному управляющему от каждой школы, оказываются малоэффективными для работы УС в целом. Региональные тренинги должны объединять по 2-3 управляющих из каждой школы данного региона, а в подготовительных программах на местах могут участвовать и УС в полном своем составе.
- Подготовьте вспомогательный материал. Часто после занятия люди вдруг понимают, что практически не помнят всех важных деталей. Подготовьте маленький буклет, пособие или мини-руководство, в которых человек сможет в любой момент найти интересующую его информацию. Такие информационные материалы можно раздавать участникам после каждого занятия и в самом конце тренинга.
- Повторяйте пройденное. Управляющие, посетившие те или иные занятия и тренинги еще в самом начале своей деятельности, со временем могут захотеть прослушать этот курс еще раз. Тем более, в УС постоянно приходят "новички". Таким образом, необходимо повторять тренинги каждый год или каждые два года, с тем, чтобы все управляющие без исключения могли принять в них участие.

Один день тренинга может выглядеть примерно так:

9.30 Обязанности и полномочия управляющих. УС и местные образовательные власти
Томас Д., представитель Департамента Образования
10.15 Финансы и бюджет школы
Дэвис Б., бухгалтер
11.00 Перерыв
11.15 Рабочие группы (списки - на информационном стенде)
Просмотр и обсуждение видеоматериала по новым образовательным стандартам
12.30 Отчеты председателей рабочих групп
13.00 Обед
14.00 Доклады (по выбору)
1. Модернизация младшей школы
Боулс А., директор школы
2. Модернизация старшей школы
Джексон С., представитель Учительской Ассоциации
15.00 Чай
15.30 Дискуссионные группы
16.15 Пленарное заседание
16.45 Конец рабочего дня

Директора, лекторы из колледжей и университетов, а также профессиональные управляющие могут быть председателями рабочих групп. Разбираемые вопросы должны быть основаны на реальных событиях, и представлять спорные, проблемные для школьных управляющих ситуации. Они могут касаться отчисления учащихся, финансовых вопросов, ошибочных действий учителей, несогласия родителей с принятым на заседании УС решением и т.д.

Школьные управляющие и прием на работу в школу новых сотрудников
Одной из самых важных функций управляющих является участие в процедуре принятия на работу в школу новых сотрудников. В ней они участвуют вместе с директором и, возможно, приглашенным специалистом из департамента. Не стоит недооценивать роль простого управляющего непрофессионала в подобной процедуре. Например, во время такого собеседования в одной из английских школ управляющий (а в жизни - простая домохозяйка) спросила кандидата на должность преподавателя домоводства, зачем вообще этот предмет нужно изучать в школе. Разве не родители дома учат своих детей готовить, приучают их к чистоте и т.д.? По всей вероятности раньше ему никто не задавал подобного вопроса, и наш "горе-учитель" не смог внятно объяснить, в чем же, собственно, состоит важность его предмета. Примечательно, что ни директор, ни эксперты, присутствовавшие на собеседовании, не догадались сами спросить это у кандидата.
Человек может стать учителем в вашей школе после получасовой беседы. А в течение следующих двадцати лет он наделает столько дел, что потом вы всем сердцем будете сожалеть о том, что когда-то взяли его на работу. Но будет уже слишком поздно. Так что не думайте, что время, потраченное на тщательный отбор подходящих преподавателей, потрачено впустую.
Присутствуя при приеме на работу новых учителей, вы можете получше узнать людей, которые впоследствии будут преподавать у ваших детей, и получить представление о том, что же все-таки ваши дети изучают в школе. К сожалению, нам известны случаи, когда неуместные вопросы управляющих вгоняли в краску всех присутствующих вместе взятых. Но, несмотря на это, сегодня управляющие всегда входят в школьную комиссию по приему на работу. Директор вот уже несколько лет не принимает решение самостоятельно.
Если вас попросили присутствовать на собеседовании, заранее узнайте у директора, какого человека лично он расценивает как успешного кандидата на вакантную должность. Также уточните все объективные параметры, которым должен соответствовать соискатель. Например, школе может быть нужен очень профессиональный и опытный человек для работы с трудными детьми. Вам же понравился молодой и сообразительный человек, только что закончивший университет. В другой ситуации вы могли проголосовать за него, но не сейчас. Таких примеров может быть и больше.
Большинство кандидатов обязательно хотят прогуляться по школе и приглядеться к своим будущим коллегам. Побеседуйте с ними позже, а сначала дайте им возможность осмотреться и поговорить с людьми. Вам это тоже может оказаться выгодно: вдруг человек, пройдясь по школе, поймет, что это место не для него? Чем раньше он это поймет, тем больше времени вы сэкономите.

"+" и "-" на собеседовании
Предлагаем вам несколько полезных советов. Во-первых, дайте кандидату возможность высказаться. Сами постарайтесь много не говорить. Узнайте, что, кроме своих прямых обязанностей (преподавания) человек готов предложить школе. Научить детей играть в шахматы? Поставить спектакль? Воздержитесь от вопросов относительно политических и религиозных убеждений соискателя. Спросите, какие впечатления у него остались после экскурсии по школе. Если ему совсем нечего сказать, он или еще окончательно не проснулся, или, что хуже, совсем "дурачок".
Поинтересуйтесь, почему человек пришел именно в вашу школу. Что ему известно о школе? Его ответ даст вам представление о том, насколько он заинтересован конкретно в вашей вакантной должности. Спросите, почему, как он считает, его предмет должен вообще изучаться детьми в школе. Может быть лучше предложить им урок по вождению автомобиля? А может быть по йоге?
Обратите внимание на рекомендации, приложенные к резюме. Теоретически человек может попросить написать рекомендательное письмо того, кого он сам сочтет нужным. Однако если письма будущего учителя подписаны владельцем бара, соседом или собственным дядей, это может показаться весьма странным.
Узнайте, какие методы использует кандидат для наказания и поощрения детей. И как он вообще справляется с ситуацией, когда в классе есть одновременно сильные и слабые дети.
Наконец, уделите достаточно времени на вопросы кандидата. Собеседование - не допрос, и соискатель тоже имеет право задавать интересующие его вопросы.

Управляющие и школа
Мы попросили нескольких директоров рассказать нам, в чем, на их взгляд, они видят "полезность" школьных управляющих. В ответ мы услышали множество историй и примеров о поддержке, помощи и, что было отмечено всеми директорами, очень важной способности управляющих работать слаженно и эффективно как одна команда, а не как сборище эгоистичных и упрямых людей.
Директора рассказали нам о родителях-управляющих, которые организовывали очень полезные встречи с родителями будущих первоклашек; об управляющих, которые находили деньги на финансирование различных учебных проектов и помогали выпускникам устроиться на работу; о многих других, обеспечивавших благополучие и процветание школы.
В свою очередь управляющие лестно отзывались о директорах, относящихся к ним с вниманием и уважением, о местных образовательных властях, предлагающих интересные тренинги и курсы, об учителях, которые всегда честно рассказывали о проблемах или достижениях своих учеников.
К сожалению, не обошлось и без грустных историй. Директор одной из школ столкнулся с ситуацией, когда большинство управляющих практически никогда не являлось на заседания УС. А другой директор все время пытался унизить управляющих, доказывая им, что они вообще не имеют никакого представления об образовании. Еще в одной английской школе председатель УС и его заместитель практиковали автократический стиль проведения заседаний и игнорировали абсолютно все мнения, расходившиеся с их собственным. Однако таких историй оказалось намного меньше, чем позитивных.
Важнейшая и наиболее ценная функция школьных управляющих - эффективная, слаженная и разумная работа. Здравый смысл членов УС и взаимная доброжелательность хотя и не являются единственными условиями такой работы, но, во всяком случае, служат для неё хорошим началом и основой.
* * * * *

ФРАГМЕНТЫ ИЗ РАБОТЫ:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
(АНГЛИЯ), СЕРИЯ НАЧАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСК 4

ПРЕДИСЛОВИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ЧАРЛЬЗА КЛАРКА

Хочу поприветствовать вас в вашей новой роли школьных управляющих и поблагодарить вас за то, что вы берёте на себя эти обязательства. Я знаю, что с вашей помощью мы можем поднять стандарты образования и обеспечить то, что каждый ребёнок в наших школах полностью раскрое свой потенциал. Каждый школьный управляющий играет ключевую роль в том, чтобы это воплотилось в жизнь. Я надеюсь, что пребывание в Управляющем совете будет для вас интересным и даст положительные результаты; это великая роль, не смотря на то, что она ставит перед вами множество вызовов.
В вашей новой роли вы сможете внести вклад в успех вашей школы, работая с вашими коллегами школьными управляющими, чтобы оказать поддержку директору и школьному персоналу. Организовав работу в коллективе и установив тесные связи с местными органами народного образования и Министерством образования и профессиональной подготовки, вы окажете реальный вклад в кампанию по улучшению уровня обучения. Этот вводный комплект материалов для новых школьных управляющих разработан опытными управляющими; они понимают, что вы сейчас чувствуете. Этот комплект даёт вам необходимую информацию, необходимую для начала работы и поможет вам задавать правильные вопросы. Не бойтесь задавать трудные вопросы: это поможет определить, что необходимо сделать.
Я надеюсь, что этот комплект материалов вместе с подготовкой, которую вам предоставит ваш местный орган народного образования, поможет вам почувствовать себя готовыми к той роли, которую вы для себя выбрали. В соответствии с провозглашённой линией правительства на то, чтобы обеспечить лучшую подготовку и поддержку школьным управляющим, мы ищем пути, чтобы сделать всё возможное и помочь вам в вашей важной роли школьного управляющего. Неизбежно в самом начале вам будет казаться, что вам необходимо узнать многое о школах и народном образовании. Но вы здесь не для того, чтобы осуществлять непосредственное управление школой или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Независимо от вашей подготовки вместе с вашими коллегами по управляющему совету вы будете оказывать помощь в принятии стратегических решений и будете обеспечивать подотчётность своей школы местной общине.
Я знаю, что вы будете делать всё возможное для того, чтобы поднять качество образования в вашей школе и дать каждому ребёнку в вашей школе возможность прогрессировать, достичь успеха и раскрыть его потенциал. Я рад, что вы решили посвятить все свои время, энергию, и все свои дела тому, чтобы в образовании произошли реальные изменения. Все ценят это очень высоко.

Чарльз Кларк

КТО ТАКИЕ ШКОЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ И КАК ОНИ ВЫБИРАЮТСЯ ИЛИ НАЗНАЧАЮТСЯ

УПРАВЛЯЮЩИЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

В новых положениях о школьных Управляющих советах сделан упор на то, чтобы увеличивалось количество управляющих от родителей. Они выбираются другими родителями, дети которых учатся в этой школе и могут работать 4 года даже в том случае, если их дети в это время заканчивают обучение в школе. Если на выборы выдвинуто недостаточное количество кандидатов от родителей, Управляющие Советы могут назначать родителя того ребёнка, который обучается в школе, родителя ребёнка, который раньше обучался в этой школе, или, если иное окажется невозможным, родителя ребёнка дошкольного возраста. Управляющие от родителей представляют всех родителей школы, но на собраниях управляющих советов они выражают свои собственные мнения - им не надо советоваться со всеми родителями по каждому вопросу или докладывать другим родителям о принятых решениях: вся ответственность лежит в целом на всём Управляющем совете. Управляющие от родителей, как и все школьные управляющие, должны быть известны и доступны для всех родителей, они должны выслушивать их мнения и проблемы. Все школьные управляющие равны и поэтому нельзя отстранять управляющих от родителей, от работы в каких-либо комитетах или службах.
УПРАВЛЯЮЩИЕ ОТ ПЕРСОНАЛА

Директора автоматически имеют право занимать место в Управляющем совете. Многие из них решают быть школьными управляющими, другие предпочитают считать себя профессиональными консультантами Управляющих советов, посещая все общие собрания Управляющих советов и периодически представляя письменные отчёты. Одно место управляющего от персонала должно быть зарезервировано за директором, даже если он/она и не хотят занимать его.
По крайней одно место управляющего от персонала должно быть доступно для избранного учителя, и, если есть три или более места для управляющих от персонала, одни из них должно быть доступно для управляющего, выбранного из неучительского персонала.
Управляющие от персонала не могут возглавлять Управляющий совет или его комитеты, в ином случае они могут полностью участвовать в работе Управляющего совета. Их только не включают в обсуждения заработной платы и условий приёма на работу для других сотрудников. Сотрудники не могут исполнять роль управляющих от местных органов народного образования или управляющих от муниципальной общины в той школе, где они работают, а также не могут баллотироваться на выборах как управляющие от родителей если они работают в школе более 500 часов в год.

УПРАВЛЯЮЩИЕ ОТ МЕСТНОГО ОРГАНА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Местный орган народного образования может назначить любого подходящего человека членом Управляющего совета. Часто кандидаты выдвигаются местными политическими партиями. На практике, если местный орган народного образования не может выдвинуть кандидата, школа может предложить подходящую кандидатуру из числа родителей или представителей муниципальной общины. Смотрите Инструкцию Национального совета школьных управляющих "Назначение управляющих от местных органов народного образования" (NGC Briefing: Appointment of LEA Governors).

УПРАВЛЯЮЩИЕ ОТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ

Управляющий совет назначает управляющих от муниципальной общины для того, чтобы они представляли ту общину, которую обслуживает эта школа. Они могут представлять бизнес или другие профессии, местный церковный приход или совет графства. Управляющими от муниципальной общины могут быть сотрудники других школ, сотрудники местной полиции, религиозные лидеры, родители детей, окончивших эту школу. Такого рода управляющие могут выбираться из самого широкого круга людей; к ним предъявляется только одно требование: они стремиться к хорошей работе и успехам школы.
УПРАВЛЯЮЩИЕ ОТ ФОНДОВ
Они назначаются соответствующими религиозными, благотворительными или учебными фондами, чтобы поддерживался соответствующий характер обучения в школе.
* * * * *

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Управляющий совет связан законодательно определёнными обязательствами, за исполнением которых наблюдает Министерство образования и профессиональной подготовки, он также подотчётен общественности и родителям по вопросам школьного управления. Персонал школы подотчётен Управляющему совету по вопросам выполнения программы, использования ресурсов, а также качеству и эффективности преподавания и обучения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Управляющий совет подотчётен родителям, проводя Ежегодное родительское собрание и публикуя Ежегодный отчёт. Сами школьные несут ответственность за подготовку Ежегодного отчёта. Большая часть его содержания определяется законодательством, но школьные управляющие должны рассматривать его и Годовое родительское собрание как возможности для дискуссий и определения планов на будущее. Содержание отчёта установлено в "Руководстве по законодательству" и циркулярах Министерства образования и профессиональной подготовки. В настоящее время рассматриваются предложения ослабить требования к проведению Ежегодных родительских собраний, так как известно, что они плохо посещаются. Школьным управляющим не придется проводить это собрание, если они проводили различные консультативные встречи с родителями в течение года или если менее 15 родителей прореагировали на приглашение посетить собрание. Свыше 20% родителей, собравшись, могут проголосовать за то, чтобы в следующем году не проводить это собрание! Подготовка Ежегодного отчёта остаётся обязательным требованием, и школьные управляющие должны использовать любую возможность для того, чтобы показать себя перед родителями и установить с ними связь. Регулярные информационные материалы, доступность для родителей повесток собраний Управляющего совета и их протоколов, семинары, школьные ярмарки, спортивные дни - всё это помогает установить сотрудничество.
Также смотрите издание Министерства образования и профессиональной подготовки "Ежегодные отчёты управляющих и школьные проспекты" (отдельные варианты для начальной и средней школ). (Governors Annual Reports and School Prospectuses (separate versions for primary and secondary schools).
Школы должны заключать Договоры между семьёй и школой, устанавливающие взаимную ответственность между школой, родителями и учениками. Управляющие должны играть главную роль в их составлении и ежегодном их обновлении и этот процесс, осуществляемый школьным персоналом, родителями старшими детьми и школьными управляющими может быть очень полезен в укреплении взаимоотношений.
Также смотрите издание Министерства образования и профессиональной подготовки "Договоры между семьёй и школой - Руководство для школ".
(Home - School Agreements - Guidance for Schools)
Управляющий совет также отвечает за содержание и издание годового Школьного проспекта.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДИРЕКТОРОМ

Уже было отмечено, что Управляющий совет работает настолько хорошо, насколько этому содействует директор. Хороший директор будет снабжать школьных управляющих необходимой информацией в доступной форме для того, чтобы они могли полностью участвовать в принятии решений. Директор будет помогать новым управляющим вступить в должность, и поощряет обучение и дальнейшее развитие Управляющего совета. Необходимо взаимное доверие - директор должен совместно решать проблемы с управляющими, и все вместе они должны соблюдать конфиденциальность и выполнять решения Управляющего совета. Школьные управляющие являются "дружелюбными критиками" школы, в частном порядке они задают непростые вопросы, но всегда остаются лояльными по отношению к друг другу, к школе и директору.
Также смотрите издание Министерства образования и профессиональной подготовки: "Роли Управляющих советов и директоров". (Roles of Governing Bodies and Headteachers).

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМ ОРГАНОМ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Руководящие принципы взаимодействия местного органа народного образования установлены в Кодексе взаимоотношений местного органа народного образования и школы (Code of Practice on LEA - School Relations). Местный орган народного образования:
* наблюдает за школьными стандартами и их эффективностью,
* имеет полномочия вмешиваться, если школа сталкивается с проблемами,
* определяет мероприятия по аудиту школьных финансов,
* консультируется со школой по вопросам постановки задач обучения,
* предполагает, что план перспективного развития школы будет связан с местным планом народного образования,
* обязан предоставить школьным управляющим соответствующую подготовку.
Также смотрите инструктивные материалы Национального совета школьных управляющих: Кодексе взаимоотношений местного органа народного образования и школы (Code of Practice on LEA - School Relations), раздел "Взаимоотношения с муниципальным сообществом".
Школы являются важной частью муниципального сообщества и предлагают ему множество возможностей, начиная с образования, для детей кончая местом для учёбы и другой деятельности взрослых. На репутацию школы влияет её положение в муниципальной общине, и школьные управляющие должны искать возможности увеличить интерес к школе и отпраздновать её достижения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ

В основном они реализуются при осуществлении Перспективного плана развития школы, который заключает в себе представление Управляющего совета о будущем школы и в выполнение которого вносит свой вклад персонал школы. Основным орудием для его показа является Отчёт директора Управляющему совету, который должен содержать всю информацию, которая требуется Управляющему совету. Управляющий совет должен иметь Стандарты управления, включающие в себя определение эффективности персонала. Смотрите раздел "Управляющий совет и персонал".
Сотрудники, не являющиеся школьными управляющими, могут быт приглашены на собрания управляющих для докладов по специальным вопросам. При необходимости они также могут быть кооптированы в комитеты и рабочие группы. На менее формальном уровне школьные управляющие должны искать возможности устанавливать хорошие отношения с персоналом во время посещений школы, помогая проводить различные школьные мероприятия, наблюдая за функционированием школы.
* * * * *

СОБРАНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА

Работа Управляющих советов осуществляется путём проведения официальных собраний, которые должны проводиться, по крайней мере, 3 раза в год. (Три любых управляющих могут потребовать проведения дополнительного собрания, которое должно быть проведено). Секретарь Управляющего совета должен разослать соответствующие материалы, по крайней мере, за 7 дней до дня проведения собрания. Они должны включать повестку собрания и, если это необходимо, отчёт директора школы. В зависимости от деловой практики, применяемой в конкретной школе, эти материалы могут включать
* протоколы собраний комитетов и рабочих групп,
* другие отчёты, которые необходимо обсудить,
* информационные письма, освещающие решения правительства или местного органа народного образования, принятые после последнего собрания Управляющего совета,
* подробности подготовки и информация о будущих мероприятиях.
Протоколы предыдущих собраний после их проведения должны были быть распространены как можно быстрее. Очень важно очень тщательно ознакомиться с этими документами до собрания. Потом вы также можете делать заметки по любому вопросу или пункту, который вы хотите затронуть. Все материалы Управляющего совета должны быть доступны в школе для ознакомления любым представителем общественности, за исключением тех материалов, которые Управляющий совет сочтёт конфиденциальными.
Каждому школьному управляющему необходимо полностью принимать участие в собраниях, если Управляющий совет хочет достигнуть свою цель - эффективную командную работу по содействию и помощи школе. Управляющим советам всячески помогают в том, чтобы они приняли Деловые кодексы (смотри далее) для того, чтобы выработать и согласовать коллективное понимание взаимной роли и ответственности школьных управляющих.
Повестка собрания должна детально определять темы, которые должны обсуждаться и вопросы, по которым надо предпринять определённые действия. Управляющие могут предлагать вопросы для включения в повестку собрания, и для соответствующих консультаций должны связаться с секретарём Управляющего совета или его председателем. Посещение собраний - это вопрос первостепенной важности, потому что решения могут приниматься, если присутствует необходимый кворум - половина официальных членов вне зависимости от вакансий. Поэтому первым вопросом в повестке дня является определение причин неявки управляющих. (Управляющий может быть отстранён от работы, если он, начиная с первого прогула, не посещает заседания шесть месяцев без согласия Управляющего совета.) Два других стандартных вопроса повестки дня - это утверждение протокола собрания и обсуждение всех возникших вследствие этого вопросов, не стоявших отдельными пунктами в повестке дня. Также председатель должен сообщить полностью собравшемуся Управляющему совету о всех действиях которые он прeдпринял исполняя свои обычные / чрезвычайные полномочия. Также повестка должна включать дату следующего собрания.




КОМИТЕТЫ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА

Для того, чтобы способствовать решению конкретных вопросов, Управляющие могут делегировать, а на практике действительно делегируют определенные полномочия по решению определенных вопросов от лица Управляющего Совета. Правила формирования комитетов изложены в "Руководстве по законодательству" (Приложение 1, часть VI),Управляющий Совет может формировать такие комитеты, которые он считает необходимым, за исключением ограничений, изложенных в Распоряжении 42 (Regulation 42). Тем не менее, существует законодательное требование, чтобы Управляющий совет в соответствии с новым законодательством организовывал комитет по увольнению персонала, аппеляционный комитет, рассматривающий вопросы увольнения, а также дисциплинарный комитет для решения вопросов исключения учащихся.
Рассматривая вопросы создания комитетов, необходимо иметь ввиду, что:
* слишком большое число комитетов может быть непродуктивным, т.к. одновременная работа в нескольких комитетах является слишком большим бременем;
* слишком малое количество комитетов может означать, что их документация становится слишком пространной и работа становится неуправляемой.
Наиболее часто организовываются следующие комитеты: по персоналу, по финансам, по проверке состояния недвижимости (по недвижимому имуществу), по учебному плану. Также могут образовываться и другие комитеты такие, как например, комитет по муниципальному образованию, маркетингу, приему в школу.
Если организован комитет по приему в школу, то он действует на основании Распоряжений 42 (4) и 49. Вам могут предложить работу в одном или в нескольких комитетах.
Важно, чтобы вы понимали роль каждого комитета. Период полномочий комитета, условия членства в нем и методы его работы должны определяться Управляющим Советом при кворуме в 50% и должны пересматриваться, по крайней мере, один раз в год. Комитет с минимальным количеством членов (3 управляющих) может принимать решения от лица Управляющего совета, если действующими компетенциями им делегированы полномочия делать это. Необходимо отметить, что принятие некоторых решений не может быть делегировано комитетам или отдельным лицам.
Комитеты должны отчитываться перед Управляющим советом, который должен получить протоколы заседаний комитетов, продумать рекомендации и одобрить их решения. Решения, принятые Управляющим советом или комитетом, которому делегировали соответствующие полномочия, являются обязательными для всех управляющих. Любой управляющий, который должен объявить свою заинтересованность в том или ином решении любого из обсуждаемых Управляющим советом вопросов, должен покинуть собрание. Должна сохраняться конфиденциальность относительно участия отдельных лиц в работе комитетов или Управляющего совета.

ОТКРЫТЫЕ СОБРАНИЯ КОМИТЕТА

Рекомендуется, чтобы все собрания комитета были открытыми для всех членов Управляющего совета, хотя, конечно, только члены этого комитета имеют право голосовать. Новые школьные управляющие должны посещать собрания комитетов для того, чтобы понять, как работает Управляющий совет, и увидеть, в работе какого из комитетов лучше всего принять участие.
РАБОЧИЕ ГРУППЫ

Некоторые вопросы могут быть соответствующим образом рассмотрены в рабочих группах. Рабочим группам не могут быть делегированы полномочия принимать конкретные решения, но они могут выполнять полезную подготовительную работу для Управляющего совета, если им поручить конкретную задачу, например, разработать определенную методику и потом доложить об этом. Когда их работа будет окончена, они могут быть распущены для того, чтобы не вносить неразбериху в существующую систему. Для того, чтобы создать рабочую группу, не нужно кворума Управляющего совета, членство в них может быть гибким, и, если комитет обязательно должен возглавлять школьный управляющий, то рабочую группу может возглавлять любой сотрудник школы.
* * * * *
ШКОЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

В каждом Управляющем совете существует множество возможностей для отдельных управляющих использовать свои умения и опыт для развития определенных компетентностей в процессе практической работы в комитетах и обучения. Если председатель Управляющего совета берет на себя какие-то дополнительные серьезные обязательства или возглавляет комитеты, то это не является нормальной практикой.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Председатель и заместитель председателя ежегодно выбираются управляющими на первом собрании осенью. Тем не менее, те, кто работает в школе, не могут быть выбраны на пост председателя и заместителя председателя. Управляющие Советы должны определить процедуру выдвижения кандидатур, или она будет происходить на соответствующем собрании, или до него. Выборы должны происходить путем тайного голосования. Управляющие должны определить период действия полномочий председателя Управляющего совета и его заместителя (от 1 до 4 лет). Председатель возглавляет Управляющий совет и он должен обеспечить, чтобы совет выполнял все определенные законодательством обязанности. Хороший управляющий сформирует эффективный коллектив, сумеет обеспечить, чтобы все управляющие принимали участие в собраниях совета и работе комитетов, совершенствовали свои знания, навыки, приобретали уверенность в себе. Председатель Управляющего совета должен быть хорошо информирован о ситуации в образовании на местном и национальном уровне и делиться этой информацией с Управляющим советом. Председатель должен установить тесные, конструктивные, но не исключительные взаимоотношения с директором школы.
Заместитель председателя выполняет обязанности председателя на период его отсутствия или, если председатель подает в отставку в период между собраниями. Председатель и его заместитель должны решить между собой, как будет распределена между ними рабочая нагрузка в зависимости от их сфер интересов и опыта.

УПРАВЛЯЮЩИЙ ПО СВЯЗЯМ С ЧЛЕНАМИ
УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА

Он определяет потребности членов управляющего совета в обучении, распоряжается деньгами, выделяемыми на подготовку управляющих, и принимает участие в официальном введении в должность новых управляющих.

УПРАВЛЯЮЩИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ

Многие Управляющие Советы назначают управляющего по специальным образовательным потребностям, который поддерживает связь со школьным координатором специальных образовательных потребностей. Этот управляющий обеспечивает то, что Управляющий совет знает о них и выполняет свои обязанности по отношению к детям со специальными образовательными потребностями, как указано в издании Министерства образования и профессиональной подготовки "Кодекс поведения по отношению к детям со специальными образовательными потребностями" (SEN Code of Practice.)

УПРАВЛЯЮЩИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ И МАТЕМАТИКЕ

В начальных школах требуется выделить двух управляющих, которые будут сосредоточены на реализации стратегий по обучению грамотности и математике.
Они принимали участие в тренингах, проводимых для учителей, обучающих языку, чтению и математике младших школьников. Этим управляющим следует быть в постоянном контакте с ответственным учителем и отчитываться о проделанной работе перед членами управляющего совета. В средних школах также рекомендовано иметь управляющих с соответствующими полномочиями в этих ключевых областях школьной жизни.

ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОМИТЕТОВ

Каждый комитет Управляющего совета должен выбрать своего собственного представителя, в чьи обязанности входит составление и распространение программ собраний для того, чтобы все члены управляющего совета обладали достаточной информацией для обсуждения вопросов и обоснованного принятия решений. Председатель комитета руководит процессом обсуждения и отвечает за то, чтобы принятое комитетом решение было доведено до сведения полного состава управляющего совета.

РОЛЬ СЕКРЕТАРЯ

В каждом Управляющем совете должен быть назначен секретарь. В новом документе Министерства образования Великобритании описываются детали этой процедуры, а также констатируется, что в комитетах также должны быть секретари. Функцию секретаря может выполнять школьный управляющий, но только не директор. Существует хорошая практика назначения на должность секретаря независимого человека, конечно, по возможности.
Секретари собирают собрания и ведут их протоколы, они также уведомляют управляющих о важных вопросах, предписанных законодательством обязанностях и полномочиях. В настоящее время существует национальная программа подготовки секретарей, чтобы они могли качественно и профессионально выполнять свои обязанности.
* * * * *

ДЕЛОВОЙ КОДЕКС ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

ВВЕДЕНИЕ

Доклад комитета по образованию и занятости Палаты общин "Роль школьных управляющих" в числе своих рекомендаций говорит следующее: "Управляющие Советы принимают кодекс, подчеркивая тем самым главную цель УС, которая включает в себя установление соответствующих отношений между отдельными управляющими; всем управляющим советом и школой, и т.д."
Для начала управляющим может подойти следующий кодекс, выработанный ассоциацией школьных управляющих Девона и службой школьных управляющих Девона, который использовался в течение нескольких лет. Важно чтобы любой такой кодекс прошел тщательное обсуждение, и все члены Управляющего совета хорошо его усвоили. Принятый кодекс вносит вклад в сплачивание коллектива Управляющего совета и также служит ценным средством воздействия на отдельных управляющих, когда они нарушают правила.
ОБРАЗЕЦ КОДЕКСА ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Управляющий совет принял следующие правила и процедуры:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

* Мы несем ответственность за определение, совершенствование, мониторинг и наблюдение за выполнением планов и процедур, по которым работает школа.
* Мы осознаем, что директор несет ответственность за осуществление стратегии, ежедневное руководство школой и выполнение учебного плана.
* Мы признаем, что все управляющие имеют равное положение и, хотя они утверждены в должности разными социальными группами (родителями, школьным персоналом, местным органом народного образования, муниципальной общиной), нашим главным принципом будет являться благополучие всей школы в целом.
* У нас нет юридических полномочий действовать индивидуально, за исключением тех случаев, когда Управляющий совет делегирует нам полномочия действовать таким образом.
* Мы обязаны действовать справедливо, без предубеждений и поскольку мы несем ответственность по отношению к школьному персоналу, мы будем делать все, что положено делать добросовестным работодателям.
* Мы будем поощрять открытые формы руководства и будем действовать соответствующим образом.
* Мы будем тщательным образом обдумывать то, как наши решения могут затронуть другие школы (повлиять на жизнь других школ).
ОБЯЗАННОСТИ

* Мы признаем, что занимаемая должность школьного управляющего, подразумевает затраты значительного количества времени и сил.
* Каждый из нас будет активно принимать участие в работе Управляющего совета, регулярно посещать его заседания, принимать справедливое деление обязанностей, включая работу в комитетах и рабочих группах.
* Мы будем стараться хорошо изучить школу и соответствующим образом реагировать на возможности принять участие в школьных мероприятиях.
* Мы самым серьезным образом будем рассматривать наши индивидуальные и коллективные потребности в подготовке и дальнейшем развитии.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

* Мы будем прилагать усилия к тому, чтобы работать как одна команда.
* Мы будем стараться развить эффективные рабочие взаимоотношения с директором школы, школьным персоналом (сотрудниками школы) и родителями, местным органом народного образования, другими соответствующими органами и муниципальной общиной
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
* Мы будем соблюдать полную конфиденциальность, когда это требуется или, когда нас об этом попросит Управляющий совет, особенно в вопросах, касающихся отдельных представителей членов школьного персонала или учащихся.
* Мы будем чрезвычайно осторожны при решении спорных вопросов, касающихся школы вне Управляющего совета.
ПОВЕДЕНИЕ

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign