LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Но ситуация изменилась, соучастие общественных управляющих обеспечивает надежность принятия решений, гарантию сотрудничества, понимание со стороны семей, педагогов необходимых, но порой непопулярных шагов школьной администрации.
Что делать нельзя, так это в срочном порядке, отвечая на рекомендации и призывы, создавать и множить школьные советы, в стране так уже поступали с попечительскими советами. Впрочем, также нельзя многократно и немедленно тиражировать инновационные шаги по профильному обучению, вводить административно предшколу, или рейтинговать школы по результатам ЕГЭ, дабы совершать все мыслимое и немыслимое в "свете модернизации и основных направлений".
Родители сегодняшних первоклассников уже понимают, что школы существуют за счет части их налогов, они свободно ориентируются в образовательных тонкостях современной школы, умеют выбирать и принимать решения, они приверженцы ценностей истинных, а не выдуманных и декларированных, их главная идеология - успешность, здоровье и безопасность собственного ребенка, а значит и других детей тоже. Именно поэтому они уже выбирают школу, методики и технологии, высказывают свои предпочтения. Именно от них в скором времени будет зависеть, будет ли школа жить или ее закроют местные власти ввиду отсутствия детей, поскольку она не удовлетворяет образовательным потребностям семьи.
Именно они становятся хозяевами ситуации, поскольку от их выбора и будут зависеть векторы реструктуризации образовательных сетей различных уровней.
Но не только родители. Сегодня появилась новая плеяда работодателей, которые понимают смыслы инвестиций в человеческий капитал, понимают, что образование на их территории - реальное инвестиционное поле, которое надо окультуривать, и в которое надо вкладываться. Кончается эпоха коротких денег и кроличьего удовлетворения от скоротечных выигрышей, наступает период длинных стратегий и долгосрочных программ, именно поэтому самые умные, большей частью молодые предприниматели, создатели рабочих мест, технологичных и сервисных, наукоемких и простых, выражают готовность входить в соуправление школой, даже если в ней не обучаются их собственные дети.
Тонкость и чувствительность школы как гуманитарной структуры не терпит грубости и администрирования. Надо, чтобы соуправление вызрело, а это возможно лишь в том случае, если директор хочет и умеет управлять, хозяйствовать, учить и учиться, а не участвовать в административно-имитационных процессах.
* * * * *

НАУЧИ УЧИТЕЛЯ

Анна Амелькина, Галина Николаева
Профиль, 19.09.2005

Когда президент Путин в начале сентября озвучивал свой "большой социальный пакет" - программу увеличения финансирования образования, медицины и т.д., многие сразу заговорили, что новой эффективной формой управления учебными заведениями (в том числе в расходовании увеличивающихся бюджетных поступлений) могли бы стать управляющие советы при учебных заведениях. Такие школьные советы, давно работающие в развитых странах Запада, уже появились в отдельных российских регионах. Судя по всему, сей почин скоро охватит всю страну. Как это будет выглядеть?
Директор - не главный
Рассказывает Анатолий Пинский, директор Центра развития общего образования Высшей школы экономики, член Российского общественного совета развития образования: "В Дубне в течение ряда лет около школы не могли изменить маршрут одного из городских автобусов. Мэрия не реагировала на просьбы школьной администрации. А когда в школе появился управляющий совет, куда входили уважаемые люди города, они отправились к главе администрации и быстро, буквально в считанные дни, решили вопрос. Вот еще пример: около одной из московских школ не было "лежачего полицейского". Родители постоянно писали письма в ГАИ. А теперь создали в школе управляющий совет, который принял нужное решение, и <лежачий полицейский> через неделю - уже на нужном месте. А вот еще - в одной из подмосковных школ родители бились с директором, чтобы занятия начинались на полчаса позже. Он одно твердил: <Вставать надо раньше!> А родителям неудобно: они детей в школу издалека возили. Создали совет - проблему решили".
Пинский рассуждает так: "Нам более привычна система управления школой, когда над ней есть роно, а внутри школы единственный вершитель судеб - директор. На этом фоне управляющие советы выглядят экзотикой. В мире дела обстоят наоборот: в Англии, Америке или Австралии школьный управляющий совет - вещь совершенно банальная. Аналогичные структуры управляющих советов есть и в бизнесе. В любой компании есть старший менеджер, то есть директор, и коллегиальный орган управления - наблюдательный совет, совет директоров, собрание акционеров. Некий коллективный разум, который, в отличие от директора, занимается стратегическим управлением. А директор как старший менеджер занимается текущими, оперативными вопросами".
Как это будет в России
Про управляющие школьные советы сказано в российском законе "Об образовании" (Неточность. В интервью было сказано, что закон "Об образовании" допускает такую форму внутришкольного управления как управляющий совет. - А.П.) Но пока единой правовой формы для таких советов нет. Есть лишь общие представления да поправки в закон, находящиеся на рассмотрении Госдумы. В составе управляющего совета, предполагается, может быть от 11 до 25 выборных членов. В него могут войти учителя, ученики, родители, выпускники, просто общественные деятели и предприниматели, которым небезразлична судьба данной школы. Родителей должно быть не менее трети, но и не более половины. Предполагается закрепить за советами такие полномочия, как согласование сметы бюджетного финансирования и расходования внебюджетных средств школы; утверждение программы развития школы, "школьный компонент" образовательной программы, профили обучения старшеклассников. Управляющие советы правомочны по согласованию с органами местного самоуправления принимать решения по продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий, срокам школьных каникул. Управсоветам предстоит улаживать конфликты между учителями и школьниками, привлекать внебюджетные средства, даже определять форму одежды школьников.
Вот как увязывает новые финансовые условия со школьным самоуправлением Елена Ленская, заместитель директора Британского совета: "Не случайно сюжет об управляющих советах возник тогда, когда обсуждается нормативное финансирование. Раз деньги следуют за учеником, школа вынуждена бороться за то, сколько детей в ней будет учиться. И должна не только стараться повышать качество образования, но и представлять спектр новых образовательных услуг. Узнать, какие услуги востребованы, проще всего либо у родителей, либо у представителей того сообщества, которое живет рядом со школой".
Эксперимент по внедрению управляющих советов Министерство образования и науки проводит с 2003 года. Ряд регионов заинтересовались этой идеей: Московская область, Южный округ Москвы, Тамбовская область, Красноярский край, Калининградская область, Карелия. Там при школах уже создано несколько управляющих советов. Правда, реально они заработали лишь с 2005 года. Сегодня в России таких школ 80-90.
Зарубежный опыт общественного управления школой
Общественное управление школой принято практически во всех странах Европы. Названия разные - советы, комитеты, форумы, комиссии. Полномочия тоже отличаются. Это могут быть органы с совещательной функцией, помогающие директору школы; органы с определенными полномочиями в принятии решений по текущей работе школы; наконец, общественные органы с полномочиями школьного управления.
Так, в государственных школах фламандской общины в Бельгии, Голландии и Норвегии такие организации могут лишь высказывать мнение о работе школы. А в Германии школьная конференция занимается самыми разными аспектами школьной жизни - программами, распределением помещений, школьными мероприятиями, мерами безопасности, вплоть до домашних заданий и проведения учебных экспериментов.
В Австрии школьный форум (младшая школа) и комиссия школьного сообщества (средняя школа) имеют право голоса в вопросах, относящихся к программе, численности классов и расходовании денег.
В Шотландии советы по школьному управлению участвуют в решении административных задач в региональных органах управления образованием.
Во Франции управляющий совет принимает программу школы. В Италии советы по младшей школе и советы по средней и старшей школе решают финансовые вопросы. В Испании Consejo eskolar del centro управляет школьной жизнью, выбирает руководителя учебным заведением. Как и в Португалии, где действующий на уровне школы Concelho de Eskola также инспектирует ее работу, утверждает документы, подготавливаемые педсоветом.
В Ирландии школьные управляющие советы действуют в роли посредника между школой и министерством, отвечают за управление школой и прием на работу сотрудников. Если родители входят в школьные советы повсеместно, то представителей местных органов управления образованием приглашают далеко не всегда.
В Греции, Испании, Франции и Португалии, т.е. в странах с централизованным характером школьного управления, а также в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии в работе советов участвуют как родители, так и работники управления.
В некоторых государствах в большинстве - учителя (Италия и Португалия), в других - больше родителей (Дания, Ирландия в младшей школе и Шотландия в самоуправляемых школах). Однако, как правило, преобладает паритетность (Германия, Испания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Австрия).
Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края: "Участвовать в оценке труда учителя должны родители". - Необходимость перемен в образовании назрела давно. Ситуация обостряется из-за низкого уровня оплаты труда преподавателей и снижения престижа профессии. Однако одновременное повышение зарплаты всем педагогам ситуацию не изменит. Я согласен с президентом: необходимо устранить прямую зависимость оплаты труда учителя от количества уроков и привязать ее к качеству преподавания. Участвовать в оценке должны, безусловно, родители, которые чувствуют атмосферу учебного процесса, то есть управляющие и попечительские советы. В школе должен быть фонд стимулирования преподавателей, когда не просто директор школы распределяет средства, а непосредственно родители принимают участие в премировании учителей по результатам их труда. А помимо столь очевидного критерия, как качество знаний, есть и такие, как сохранение здоровья детей и воспитание. Кроме труда учителя следует оценивать и другие факторы. Например, наличие в школе сберегающих здоровье технологий, спортивных секций - это тоже определяется совместно с управляющими советами.
- Это в средней школе, а в высшей?
- Ключевая задача реформирования высшего образования - привязать его содержание к нуждам работодателей. Поэтому при определении бюджетных мест в вузах основную роль должны играть субъекты Федерации и частный бизнес на его территории. Сегодня по специальности трудоустраивается в среднем не более 15% выпускников, то есть высшая школа вхолостую работает на 85%. Например, в программах вузов Красноярского края абсолютно не учтена специализация региона. И все наши планы по развитию тех или иных отраслей игнорируются вузами. У нас началось освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, через несколько лет пойдет нефть Юрубчена. Регион существенно модернизирует свою специализацию, и наши вузы должны обеспечить развивающиеся отрасли компетентными молодыми кадрами. Для этого нужна, в частности, большая прозрачность высшей школы, в том числе в области кадров. Назначение ректоров должно происходить по принципу двух ключей. Один - в руках у преподавателей вузов и попечительских советов, а второй - у государства. За государством остается контроль качества работы и расходования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на нужды образования. Представители бизнеса придут в попечительские советы вузов вместо того, чтобы нанимать хедхантеров, ищущих высококлассных профессионалов в основном за границей. Примером применения принципа государственно-частного партнерства станет, например, создаваемый в нашем крае национальный университет. Это, если хотите, новая управляющая компания, которая будет работать по новым правилам, согласовывая свои действия с обществом и предприятиями".
* * * * *
ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ. УПРАВЛЯЮЩИЙ.

Сергей КОПЫЛОВ
Московская правда, 25.05.2004

Усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, - одно из важнейших направлений развития российского образования.
Впервые московские школы подключились к эксперименту по апробации моделей управляющих советов, который проходит в рамках модернизации российского образования. Столичные директора, чиновники и представители общественности осваивают опыт: как грамотно и эффективно управлять школой. Перспективы и подводные камни нового дела обсуждали на днях в московской школе N 507.
- В Москве в эксперименте участвуют шесть школ Южного округа, - сказала руководитель окружной рабочей группы по управляющим советам Татьяна Фильчагина. - К январю 2005 года управляющие советы этих школ должны заработать в полную силу.

Сейчас создается современная законодательная база, которая, по мнению разработчиков, определит цивилизованные рамки работы управляющих советов, официально подтвердит их статус. В Государственной Думе на рассмотрении находятся поправки в федеральный закон "Об образовании" в части управления общеобразовательными учреждениями, которые должны законодательно закрепить конкретные полномочия за управляющими советами.
Зарубежный - в частности, английский - опыт показывает: управляющий совет - это коллегиальный орган, который наряду с директором школы имеет и властные полномочия. При этом советы не только консультируют и рекомендуют. Они имеют юридическое право распоряжаться бюджетными и внебюджетными средствами, поступившими в учебное заведение.
Собственно работа управляющего совета - рациональное распределение ответственности за педагогическую и финансовую судьбу школы между директором и общественностью. В его составе - помощники из числа родителей, педагогов, старшеклассников, представителей учредителя школы, предпринимателей и вообще всех, кто готов добровольно и цивилизованно помогать школе. Как подсчитала Елена Ленская, заместитель директора Британского совета, управляющие советы позволят привлечь к общественному управлению школой около миллиона россиян и сделать на практике российскую школу гражданской.
Формирование управляющего совета - процедура выборная, строго демократическая. Анатолий Плигин, директор 507-й московской школы, рассказал, что в управляющий совет его школы вошли представители школьной думы, совета попечителей школы, педагогического и общественного советов. Управляющий, или школьный, совет - высший законодательный орган в этой школе. Совету уже приходилось решать вопросы рационального расходования поступающих в школу бюджетных и внебюджетных средств, внедрения в учебный процесс новых программ.
- Эксперимент еще только входит в силу, но надо с чего-то начинать, - пояснил руководитель рабочей группы Министерства образования и науки РФ по усилению общественного участия в управлении общим образованием Анатолий Пинский. - Конечно, в разных школах будут разные управляющие советы. Где-то родители более инициативны, где-то - инертнее, но "расшевелить" следует всех. Ведь в итоге советы будут стимулировать директоров и педагогов, улучшать учебный процесс, защищать права учащихся, обновлять материально-техническую базу.
К примеру, руководитель управляющего совета московского лицея N 1158 Сергей Орлов возглавляет строительную фирму. В лицее учился его сын, теперь - дочь. Ремонт забора, летний отдых детей, комфортабельная раздевалка для младших учеников, тир и даже собственная хлебопечка - вот первые результаты работы управляющего совета.
- Возможно, в этой школе еще и внуки будут учиться, - шутит предприниматель. - Есть ради кого стараться.
* * * * *
СОВЕТЫ НА БУДУЩЕЕ

Общественное самоуправление в России может начаться со школы

Борис Старцев
Еженедельный журнал, 2004, 10.05.



Министерство образования и науки дало старт очередному эксперименту - не менее важному, чем единый государственный экзамен и профильное обучение в старших классах. На сей раз речь идет о развитии общественного управления в среднем образовании. Как и прочие составляющие школьной реформы, апробировать новшество решили в режиме эксперимента: до января 2005 года в нескольких десятках пилотных школ будут созданы управляющие советы.
Суть нововведения объясняет Анатолий Пинский, руководитель рабочей группы Минобрнауки по развитию общественного управления в школах: "В современном обществе административная модель школы постепенно трансформируется в школу гражданского общества, где реальными управленческими полномочиями обладает общественность - родители, представители местных властей, бизнесмены, деятели культуры... А в России школа до сих пор была закрыта для общества. Поэтому нет экономической заинтересованности в ее развитии, растет экстернат и репетиторство, то есть детей учат за пределами школы. Все значимые вопросы школьной жизни решает либо директор, либо вышестоящие инстанции".
Управляющий совет не следует путать с попечительским. Задача последнего -находить для школы деньги, в него может входить кто угодно. А состав управляющего совета четко определен. В нем может быть не менее 11 и не более 25 членов. Костяк составят родители - по словам Анатолия Пинского, их будет не менее одной трети и не более половины от общего числа (то есть абсолютного большинства в совете у родителей быть не должно). Кроме того, в совет войдут сотрудники школы, старшеклассники, а также выпускники, спонсоры, а то и просто известные личности, которым эта школа по тем или иным причинам небезразлична.
Нынешнее российское законодательство не запрещает создавать при школах общественные советы (ученические, родительские), однако их решения носят лишь рекомендательный характер. Если полномочия управляющих советов будут определены законодательно, директору придется им подчиняться. Без согласия совета он не сможет не только отчислить ученика, но и, например, сдать в аренду школьные помещения. Совет получит право контролировать школьную бухгалтерию и решать, сколько денег и за что школа имеет право брать с родителей.
Но полномочия советов будут еще шире: они даже смогут отчасти решать, чему учить детей, - определять перечень предметов "школьного компонента" (до 10% учебного времени в каждом классе) и профили обучения в старшей школе. Совет будет решать, каким должен быть режим работы школы (пяти- или шестидневка), носить ли детям школьную форму, когда начинать и заканчивать занятия. Хотя, разумеется, по основным параметрам своей деятельности школа все равно должна будет подчиняться общим правилам - объявить, скажем, каникулы на всю зиму совет не сможет ни при каких обстоятельствах.
Зато совет сможет отстаивать интересы школы. Директор центра образования N548 "Царицыно" Ефим Рачевский рассказывает, как недавно активные родители его учеников добились, чтобы рядом со зданием школы установили светофор. Если бы с этой просьбой в префектуру обратился он сам, говорит директор, ему наверняка отказали бы.
Подготовка к эксперименту по введению управляющих советов длится более года. Рабочая группа, созданная в феврале 2003 года при Министерстве образования РФ, подробно описала полномочия, состав, способы формирования и технологию работы управляющих советов. На координационных советах Минобразования все это не раз обсуждалось с представителями регионов, ректорами вузов, директорами школ и прочим образовательным начальством. В Москву приезжали европейцы, рассказывая об успехах общественного управления в школах своих стран. Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко полностью поддержал идеи общественного управления в школах - в официальном письме он рекомендовал властям субъектов Федерации поддержать инициативу школ и муниципалитетов по апробации модели управляющих советов. Впрочем, сейчас у новшества нет правовой базы: внедрить его можно лишь в режиме эксперимента (в нем участвуют школы восьми субъектов Федерации, в том числе Москвы и Московской области).
Дело за законодателями. В Думе прошлого созыва идею общественного управления в школах поддержал комитет по образованию и науке. Под руководством его председателя "яблочника" Александра Шишлова был разработан обширный пакет поправок к закону "Об образовании". Поправки предписывали создание таких советов в каждой школе. За несколько дней до последних думских выборов Шишлов успел даже официально внести законопроект. Однако до первого чтения проект до сих пор не дошел, и перспективы его пока неясны.
Но даже если закон будет принят, далеко не в каждой школе советы возьмут власть в свои руки. Директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман считает, что у родителей, равно как и у других потенциальных членов совета, просто не будет хватать времени на общественную работу: "На деле в совете будут заседать только неработающие мамы, что вряд ли будет полезно для школы". В то же время, по его мнению, родители с удовольствием делегируют директору свои полномочия. Однако разработчики проекта не видят в этом проблемы: если члены совета полностью доверяют директору и заранее соглашаются со всеми его решениями - чего же лучше. Но ведь возможен и конфликт с директором. И здесь родители, учителя, старшеклассники смогут эффективно отстаивать свои права.
Врезка:
В августе прошлого года в опросе фонда "Общественное мнение" был такой вопрос: "Министерство образования планирует создать общественные советы, которые будут управлять школой наравне с директором. Будет ли школе лучше или хуже от такого нововведения?" 51% опрошенных высказал мнение, что это благо для школы, лишь 14% придерживались противоположного мнения. Вот только знают или хотя бы "что-то слышали" об этом замысле всего 19% опрошенных...
* * * * *
ОТ ПОПЕЧЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ?

Дарья Мартынкина
Аргументы и факты, 12.05.2004

В СЛЕДУЮЩЕМ учебном году в нескольких школах Южного округа начнут работать экспериментальные управляющие советы образовательных учреждений. К 2007 г. новая форма самоуправления появится в каждой школе страны. По крайней мере, так записано в законопроекте, внесенном в Госдуму. Только-только мы разобрались, чем отличается родительский комитет от попечительского совета, и вот опять очередная реформа? Чем она может обернуться?
РОДИТЕЛЬСКИЙ комитет решает внутришкольные проблемы (покупка цветов к Дню учителя, поездка на экскурсию в Подмосковье и т. д.). Попечительский совет -юридическое лицо, которое способствует привлечению дополнительных денежных средств в школу. "Отличие управляющего совета в том, что он получит реальные полномочия на управление школой и в обязательном порядке будет создаваться в каждой общеобразовательной школе, - объясняет ведущий специалист Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ Кира Белелюбская. - Совет должен состоять из родителей, старшеклассников, выпускников, представителей администрации, влиятельных и уважаемых школой людей. Часть нового органа самоуправления - выборная, часть будет формироваться из приглашенных к сотрудничеству людей".
Для членов совета планируется определить широкие полномочия. Во-первых, они будут согласовывать сметы бюджетного финансирования и расходования внебюджетных средств школы. Во-вторых, будут утверждать школьный компонент образовательного стандарта. Судьба некоторых предметов, того же черчения, окажется в их руках. В сфере их компетенции - утверждение продолжительности учебной недели (пяти- или шестидневка?), времени начала занятий, решение о школьной форме, выбор учебников, рассмотрение жалоб учащихся, родителей, учителей. Советы по конкурсу станут отбирать претендентов на пост директора школы. "Думаю, что эксперимент по созданию управляющих советов будет удачным, - считает депутат МГД Иван Новицкий. - В столице школы являются не только образовательными учреждениями, но и общественными центрами культуры -здесь проходят мероприятия муниципальной важности, выборы, идет общественная жизнь. Управляющие советы, в составе которых могут быть и общественные деятели, могли бы способствовать развитию школ".
Теоретически идея создания управляющих советов кажется продуманной. Но ведь отдельный закон был принят и для попечительских советов. А этот институт самоуправления оказался несостоятельным. И тем не менее попечительские советы решили продолжить управляющими. Но давайте предположим, что в управляющем совете появится властный представитель общественности, чей ребенок учится в школе (ведь именно таких людей зазывают в школьное сообщество). Реализуя свои полномочия, он выберет директора-подкаблучника. А дальше... Мой ребенок устал? Сократим учебный день. Моего ребенка обидел преподаватель? Урежем его часы, и т. д. В ведении совета между тем и вопросы финансирования. Денежные потоки можно пустить как направо, так и налево. Подозрительно много функций оказалось у управляющих советов. Слишком много для непрофессионалов в школе.
* * * * *

ИЗ ГАЗЕТЫ "УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ"
№1 (388), 1-7 ЯНВАРЯ 2005

Тема управляющих советов теперь появляется на наших страницах регулярно. Повествованию помогает не иссякнуть тот факт, что процесс формирования государственно-общественного управления идет при несовершенстве законодательства. Рамки пока слишком широки, чтобы опыт школ был неотличим друг от друга. Иными словами, ход строительства нового школьного управления многообразен и полная картина не может быть нарисована нами в одной-двух статьях.
Хроника "первых шагов" продолжает череду публикаций...

"Помогаю даже фамилией"

Основное законодательство предлагает школам на выбор - единоначалие или коллегиальное управление, причисляя к последнему попечительский совет, совет школы, родительский общешкольный комитет и др. Управляющий совет - и есть из разряда "и др.". Он тоже является органом самоуправления школы, имея в уставе соответствующее объяснение. Таким образом, действующему закону факт присутствия управляющих советов в школах никак не противоречит. Но о важных подробностях законы молчат. И эта "размытость" законодательства не пускает государственно-общественное управление развернуться во всю мощь. Обозреватель Инна АЛЕЙНИКОВА попросила прокомментировать положение дел апологета государственно-общественного управления школой - политика Ирину ХАКАМАДУ.

- Ирина Муцуовна, есть ли надежда на то, что закон, который ждут школы, все-таки увидит свет?
- Я не понимаю, почему "застрял" закон, который даст возможность попечителям иметь льготное налогообложение при финансировании школ, допустит общественность к управлению школой... Министерство клянется мне, что готовит его. Но вот все "готовят", "готовят" и "готовят". А хочется знать: где такой закон - но не формальный, а реальный?
- Вы не входите в нынешнюю Думу. Каковы ваши действия в защиту государственно-общественного управления?
- Я участвую в организации обсуждений всех этих проблем, в частности того, что школы должны иметь статус юридического лица, но не лишаться государственного финансирования.
Как частное лицо, я являяюсь членом попечительских советов. В одних регионах - в школах, в других - в детских больницах... Я не могу раздавать деньги, но известные имена - это тоже сила. Люди выходят на меня и говорят: "Ваше имя нам поможет привлечь в школу средства". И раз моя фамилия "работает", то на предложения внести ее в список попечителей даю согласие: "Пишите!"

Школа нюанса

В Красноярске федеральный эксперимент "Введение управляющих советов в образовательные учреждения" не застал врасплох ни чиновников, ни директоров школ, так как некоторое время назад государственно-общественное управление образованием уже пустило здесь корни в виде попечительского движения. В Советском районе города попечительство оказалось наиболее развито, и работа под руководством Главного управления образования администрации Красноярского края, немало пригодилась, когда сюда пришел новый эксперимент...
Чтобы курсовая подготовка удовлетворила запросы слушателей, мы провели анкетирование директоров тридцати одной школы района. Восемьдесят один процент опрошенных заявили, что очень хотят получить дополнительные знания и практические навыки, 63 - нуждаются в методичес-ких рекомендациях, а 77 процентов директоров образовательных учреждений сообщили, что создают собственные проекты нормирования государственно-общественного управления и просят совета. Исходя из этих запросов, сейчас курсы идут по теме "Гражданско-правовое регулирование организационных форм государственно-общественного управления образованием".
Ожидается, что руководители и общественники получат знания и навыки нормирования государственно-общественного управления, создадут собственный проект нормирования. А наша рабочая группа, возглавляемая начальником управления образования администрации Советского района Красноярска Евгением Зиминым и исполнительным директором Благотворительного фонда попечительства об образовании Александром Седельниковым, со своей стороны, будет сопровождать эти школьные проекты. Кстати, ежемесячно мы проводим обязательную экспертизу тех нормативных документов, которые нарабатывает школа.
Что касается нормативов, то нельзя сказать, что школы создают их для себя, что называется, с нуля. Когда эксперимент только начинался, Минобразования дало нам примерное Положение об управляющих советах, где расписывались полномочия, процедура выборов и т. д. Также члены нашей рабочей группы и сами ездят на семинары, где анализируют предлагаемые им документы, показывают свои варианты, а по приезде домой апробируют их в школах. Так мы поняли, что Положение об управляющих советах может быть типовым, но необходимо учитывать "нюансы" каждой школы, ведь учебное заведение вольно по-своему выстраивать органы самоуправления внутри школы и налаживать контакты с теми организациями, которые, на взгляд администрации, помогут школе развиваться.
Попечительство привело нас к созданию Государственно-общественного ресурсного центра, - рассказывает главный специалист Управления образования администрации Советского района г, Красноярска Ольга Головина. - Сегодня в нем выделено направление "государственно-общественное управление", в рамках которого директора школ, общественность, участники школьного самоуправления и педагогические работники проходят учебу по тематике "Управляющие советы".
* * * * *
"Бесправие никого не устраивало"

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 5 Советского района города Красноярска - старейшая в
районе и городе. Школа со своими традициями и принципами. Один из
них - принцип гуманизации - способствует не только получению
теоретических знаний ребенком, но и социализации: учит его жить
в этом меняющемся мире, быть настоящим хозяином,
А для этого очень важны принципы демократии.

В 1988 году на общем собрании трудового коллектива был избран директор школы. Начали выстраивать управление по принципу государствен-но-общественного характера. Были созданы: совет ученического коллектива, совет председателей родительских комитетов, благотворительный фонд, совет отцов, позже попечительский совет. Родители и привлеченные становились единомышленниками и соучастниками образовательного процесса.
Но все подобные органы такого воздействия на школу, не имея четко прописанных юридических прав, носят только совещательный характер. Родитель, спонсор или просто желающий участвовать в жизни школы, вкладывающие свои деньги в развитие школы, только тогда будут по-настоящему заинтересованы, когда будут иметь какие-то права.
Такое положение нас перестало устраивать. Нужно было найти способ, с помощью которого общество обретет определенные законом права и возможности воздействовать на школьную систему, которую оно содержит материально. Одним словом, мы должны прийти к положению, когда управление школой будет действительно, а не формально носить государственно-общественный характер. В этом смысле идея создания управляющих советов нам оказалась очень близка. Мы начали работу по созданию УС после приказа ГУО г. Красноярска о включении в экспериментальную деятельность по внедрению УС.
Первый сделанный шаг - приказ директора школы о начале работы по эксперименту, который утвердил план действий до конца 2004 года и график до мая 2005-го.
Далее создали "Положение о рабочей группе по созданию УС" и утвер-дили состав группы.
Потом я, директор, училась на районном семинаре. После этого на общешкольном собрании провела информационную лекцию с педагогическим и родительским коллективом. Информацию о роли УС мы разместили и в школьной компьютерной газете.
Следующим шагом стала процедура выборов. На педагогическом совете, на конференциях родителей школ всех трех ступеней обучения и на конференции учащихся было выбрано по нескольку кандидатур. Списки кандидатов вывесили на доске информации и в течение недели принимали отводы, жалобы и т. д.
...К одному из заключительных этапов создания управляющего совета - непосредственно к выборам - мы подошли с важным результатом: избиратели не остались в роли наблюдателей, а проявляли высокую активность, выдвигая множество предложений о работе УС. Настроение царило приподнятое...
Ольга Акачутина, директор

Далее редакция публикует несколько первых документов, положивших начало УС в этой красноярской школе. Надо признаться, что План действий и Положение об Управляющем Совете муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 5 г. Красноярска всецело отвечают нашей цели - снабжать читателей конкретными рекомендациями. Именно благодаря их наглядности, четкости в датах и распределении полномочий мы выбрали общеобразовательную школу № 5 из целого ряда других красноярских учебных заведений, где управляющие советы тоже делают первые шаги.

Положение
об Управляющем Совете
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
с углубленным изучением отдельных
предметов № 5 г. Красноярска

ПРИНЯТО
на собрании трудового коллектива Школы № 5,
протокол № от " " 2004 г.,
г. Красноярск

1. Общие положения
1.1. Управляющий Совет муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 5 г. Красноярска является коллегиальным органом самоуправления образовательного учреждения, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления об-разованием.
1.2. В своей деятельности Управляющий Совет (далее - Совет) руководствуется:
•/ Конституцией Российской Федерации;
•/Законом РФ "Об образовании", иными Феде-ральными кодексами и законами;
•/ Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
•/ Указами Президента и Постановлениями Правительства Российской Федерации;
•/ Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края;
•/Уставом города Красноярска, нормативными правовыми актами и решениями органов местного самоуправления и органов управления образованием;
•/ Уставом школы № 5 и настоящим Положением.
1.3. Основными задачами Совета являются:
1.3.1. Определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения;
1.3.2. Защита и содействие в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса;
1.3.3. Участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного образовательного стандарта общего об-разования, профилей обучения, систем оценивания знаний обучающихся при промежуточной аттестации и других существенных составляющих образовательного процесса;
1.3.4. Содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в общеобразовательном учреждении, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей населения;
1.3.5. Общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности учреждения и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
1.3.6. Взаимодействие с учредителем в формировании органов управления образовательным учреждением, в подборе кандидатур и в замещении должности директора образовательного учреждения, осуществление общественного контроля за его деятельностью;
1.3.7. Контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.
2. Компетенция Управляющего Совета
Для осуществления своих задач Управляющий Совет:
2.1. Принимает Устав образовательного учреждения, изменения и дополнения к нему с последующим представлением Учредителю для утверждения и регистрации;
2.2. Согласовывает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, профили обучения (по представлению руководителя образовательного учреждения после одобрения педагогическим советом образовательного учреждения);
2.3. Утверждает программу развития образовательного учреждения;
2.4. Принимает решения о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся образовательного учреждения;
2.5. Утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график образовательного учреждения;
2.6. Утверждает локальные нормативные (правовые) акты образовательного учреждения, отнесенные Уставом к его компетенции.
2.7. Согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
2.8. Принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
2.9. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического, административного, технического персонала Школы, осуществляет защиту прав участников образовательного процесса;
2.10. Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы, определяет направления и порядок их расходования;
2.11. Утверждает по представлению директора Школы бюджетную заявку, смету расходов бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных Школой от уставной, приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;
2.12. Согласовывает сдачу в аренду Школой закрепленных за ней объектов собственности и определяет существенные условия договора аренды;
2.13. Утверждает отчет директора Школы по итогам учебного и финансового года;
2.14. Осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Школе;
2.15. Ходатайствует, при наличии оснований, перед директором Школы о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного, технического персонала;
2.16. Ходатайствует, при наличии оснований, перед Учредителем о награждении, премировании, о других поощрениях директора Школы, а также о принятии к нему мер дисциплинарного воздействия, о расторжении с ним трудового договора;
2.17. Представляет Учредителю и общественности ежегодный отчет Школы по итогам учебного и финансового года.
2.18. Принимает изменения и дополнения в настоящее Положение.
3. Состав и формирование Управляющего Совета
3.1. Совет создается в составе не менее 11 и не более 25 членов, с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
3.2. Члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования избираются следующими конференциями родителей (законных представителей):
- конференция родителей (законных представителей) учеников начальной школы,
- конференция родителей (законных представителей) учеников школы 2-3 ступени, по принципу "1 участник конференции - 1 голос".
Делегаты на конференции родителей избираются на родительских собраниях классов соответствующих ступеней по принципу "один делегат от одного класса".
По итогам выборов в Совет входят 2 представителя от родителей школы 1 ступени, 2 представителя от родителей школы 2 ступени, 2 представителя от родителей школы 3 ступени.
Работники общеобразовательного учреждения, дети которых обучаются в данном образовательном учреждении, не могут быть избраны в члены Совета в качестве родителей (законных представителей) обучающихся.
Общее количество членов Совета, избираемых от родителей (законных представителей), не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета.
3.3. В состав Совета входят по одному представителю от обучающихся 10-х и 11-х классов третьей ступени общего образования. Члены Совета из числа обучающихся избираются на общем собрании обучающихся 10-х и 11-х классов.
Общее количество членов Совета из числа обучающихся составляет 2 человека, по одному от 10-х и по одному от 11-х классов.
3.4. Члены Совета из числа работников образовательного учреждения избираются:
• общим собранием работников школы 1 ступени,
• общим собранием работников школы 2-3 ступени.
Общая численность членов Совета из числа работников школы составляет 3 человека (1 - от работников начальной школы, 2 - от работников школы 2 - 3 ступени).
Количество членов Совета из числа работников школы не может превышать одной четверти общего числа членов Совета. При этом не менее 2/3 из них должны являться педагогическими работниками данного учреждения.
3.5. Порядок голосования (тайное или открытое) утверждает каждая из вышеперечисленных конференций (собраний).
3.6. Члены Совета избираются сроком на 2 года. В случае выбытия выборных членов Совета в двухмесячный срок проводится процедура довыборов соответствующими конференциями (собраниями) в порядке, определенном п.п. 3.2 - 3.4 настоящего Положения. Процедура выборов нового состава выборных членов Совета по истечении срока их полномочий осуществляется в порядке, определенном п.п. 3.2 - 3.4 настоящего Положения, в срок не позднее трех месяцев со дня истечения срока полномочий предыдущего состава Совета.
3.7. В состав Совета по должности входит директор школы.
3.8. В состав Совета входит один представитель Учредителя образовательного учреждения, делегированный Учредителем.
3.9. Для проведения выборов в Совет создается избирательная комиссия. В состав избирательной комиссии может назначаться представитель Учредителя. Состав избирательной комиссии и сроки выборов первого состава Управляющего Совета утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения. При избрании последующих составов Управляющего Совета состав избирательной комиссии и сроки проведения выборов определяются решениями Управляющего Совета.
Избирательная комиссия:
• избирает из своего состава председателя комиссии и секретаря;
• назначает сроки и проводит избирательные конференции и собрания в порядке, определенном настоящим Положением, определяет их правомочность и подводит итоги выборов членов Совета;
• а недельный срок после проведения всех выбор-
ных конференций (собраний) принимает и рассматри-
вает жалобы и апелляции о нарушении процедуры про
ведения выборов и принимает по ним решения;
• составляет список избранных членов Совета и направляет его директору Школы для представления Учредителю.
Директор общеобразовательного учреждения по истечении трехдневного срока после получения списка избранных членов Совета издает приказ, в кото-ром объявляет этот список, назначает дату первого заседания Совета, о чем извещает Учредителя.
На первом заседании Совета избирается председательствующий на заседании и секретарь заседания.
3.10. Избранные члены Совета вправе кооптировать в свой состав членов из числа лиц, окончивших данную школу, работодателей (их представителей), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным образовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено, представителей общественных организаций, организаций образования, науки, культуры, депутатов, общественно-активных граждан, представителей органов самоуправления образовательного учреждения.
Процедура кооптации членов Совета определяется Советом самостоятельно.
После проведения процедуры кооптации Совет считается сформированным и приступает к осуществлению своих полномочий. На первом заседании сформированный в полном составе Совет выбирает из своего числа постоянного на срок полномочий Совета председателя, заместителя (заместителей), секретаря Совета.
После первого заседания полного состава Совета его председатель направляет список членов Совета Учредителю, который регистрирует новый состав Совета в книге регистрации (в реестре) Управляющих Советов муниципальных общеобразовательных учреждений и сообщает номер регистрации председателю Совета и директору школы.
Регистрация является основанием для выдачи членам Совета удостоверений, заверяемых Учредителем, а также подписью руководителя и печатью общеобразовательного учреждения по установленной форме.
4. Председатель Совета, заместитель председателя Совета, секретарь Совета
4.1. Совет возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из числа членов Совета большинством голосов.
Представитель учредителя, обучающиеся, директор и работники школы не могут быть избраны председателем Совета.
4.2. Председатель Совета организует и планирует его работу, созывает заседания Совета и председательствует на них, организует на заседании ведение протокола. Подписывает решения Совета, контролирует их выполнение.
4.3. В случае отсутствия председателя Совета его функции осуществляет один из его заместителей, избираемый из числа членов Совета большинством голосов.
4.4. Для ведения текущих дел члены Совета избирают из своего состава секретаря Совета, который обеспечивает протоколирование заседаний Совета, ведение документации Совета, подготовку заседаний.
5. Организация работы Совета
5.1 .Заседания Совета проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в три месяца, а также по инициативе председателя или по требованию руководителя образовательного учреждения, представителя Учредителя, а также по требованию не менее 25% членов Совета.
Дата, время, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы доводятся до сведения членов Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания Совета.
Секретарь Совета имеет не менее одного приемного дня в неделю, председатель Совета - один приемный день не реже 1 раза в месяц.
5.2. Решения Совета считаются правомочными, если на заседании Совета присутствовало не менее половины его членов.
По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании.
Решение Совета об исключении обучающегося из школы принимается, как правило, в присутствии обучающегося и его родителей (законных представителей). Отсутствие на заседании без уважительной причины обучающегося, его родителей (законных представителей) не лишает Совет возможности принять решение об исключении.
5.3. Каждый член Совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
5.4. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета, а по вопросам, определенным Уставом, квалифицированным большинством (2/3) голосов, и оформляются в виде решения Управляющего Совета.
5.5. На заседании Совета ведется протокол. Протокол заседания Совета составляется не позднее 5 дней после его проведения. В протоколе заседания Совета указываются:
• место и время проведения заседания,
• фамилия, имя, отчество присутствующих на заседании,
• повестка дня заседания,
• вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним,
• принятые Советом решения.
Протокол заседания Совета подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.
Решения и протоколы заседаний Совета включаются в номенклатуру дел общеобразовательного учреждения и доступны для ознакомления любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета.
5.6. Члены Совета работают на общественных началах. Школа вправе компенсировать членам Совета расходы, непосредственно связанные с участием в Работе Совета, исключительно из средств, полученных образовательным учреждением за счет уставной, приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.
5.7. Организационно-техническое, документационное обеспечение заседаний Совета, подготовка аналитических, справочных и других материалов к заседаниям Совета возлагается на администрацию школы.

6. Комиссии Совета
6.1. Для подготовки материалов к заседаниям Совета и выработки проектов решений, а также для более тесной связи с деятельностью школы, с участниками образовательного процесса, с общественностью Совет может создавать постоянные и временные комиссии. Деятельность комиссий регламентируется Положением "О комиссиях Управляющего Совета", ут-верждаемым решением Совета. Совет назначает из числа членов Совета председателей комиссий, утверждает их персональный состав и регламент работы.
6.2. Постоянные комиссии создаются по основным направлениям деятельности Совета и могут включать в себя кроме членов Совета представителей общественности, органов самоуправления образовательного учреждения, других граждан, рекомендованных в состав комиссий членами Совета. Временные комиссии создаются для проработки отдельных вопросов деятельности школы, входящих в компетенцию Совета, а также для выработки рекомендаций Совета другим органам управления и самоуправления образовательного учреждения, Учредителю.
6.3. Предложения комиссий носят рекомендательный характер. Члены комиссий, не являющиеся членами Совета, могут присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях Совета при обсуждении предложений и работы соответствующих комиссий.

7. Права и ответственность членов Совета
7.1. Член Совета имеет право:
7.1.1. Принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета;
7.1.2. Требовать и получать от администрации образовательного учреждения, председателя и секретаря Управляющего Совета, председателей постоянных и временных комиссий Управляющего Совета предоставления всей необходимой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
7.1.3. Присутствовать на заседании педагогического совета, на заседаниях (собраниях) органов самоуправления образовательного учреждения с правом совещательного голоса;
7.1.4. Представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации данного образовательного учреждения, а также конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя данной школы (кроме членов Совета из числа работников и обучающихся образовательного учреждения);
7.1.5. Досрочно выйти из состава Совета.
7.2. Член Совета обязан принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно и рассудительно.
7.3. Член Совета может быть выведен решением Совета из состава Совета за:
• пропуск более двух заседаний Совета без уважительной причины,
• совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете,
• совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
7.4. Учредитель общеобразовательного учреждения вправе распустить Совет, если Совет не проводит своих заседаний в течение более полугода или систематически (более двух раз) принимает решения, прямо противоречащие законодательству Российской Федерации. Решение учредителя о роспуске Совета может быть оспорено в суде. Совет образуется в новом составе в порядке, определенном п. 3.4 настоящего Положения, в течение трех месяцев со дня издания Учредителем акта о его роспуске. В указанный срок не включается время судебного производства по делу, в случае обжалования решения о роспуске Совета в суде.

План действий по созданию Управляющего Совета:
май-декабрь 2004 г.


Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Участие в трехдневном районном семинаре по общественной составляющей управления школой
17.05.-19.05
Директор школы
22.
Информационные собрания:
-педсовет
-заседание Совета председателей родительских комитетов школы (СПРК)
-совет ученического коллектива (СУК)
20.05 24.05 24.05
Директор школы
Председатель СПРК
Заместитель директора по воспитательной работе
3.
Создание рабочей группы
26.05
Директор школы
44.
Составление плана работы
31.05
Директор школы
55.
Организация выборов в УС
01.09-31.10
Директор школы
55.1.
Создание избирательной комиссии
02.03
Директор школы (приказ)
55.2.
Педагогический совет и выдвижение кандидата
06.09
Директор школы
55.3.
Совет председателей родительских комитетов школы и выдвижение кандидата
06.04 19.00
Председатель СПРК
55.4.
Заседание благотворительного фонда и выдвижение
кандидата
13.09 13.00
Председатель благотворительного фонда
5 5.5.
СОВЕТ ученического коллектива

13.09 13.00
Заместитель по воспитательной работе
55.6.
Регистрация кандидатов
14.09
Директор школы
55.7.
Вывешивание списков для ознакомления избирателей
20.09
Директор школы
6.
Выборное собрание
1 1.10
Председатель СПРК
7.
Создание УС
11.10
Председатель СПРК
8.
Планирование работы
20.10
Председатель УС
По материалам сайта "Управляющие советы", www.us.cross-ipk.ru
* * * * *

УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА ОБ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТАХ

Вопрос читателя: Управляющий совет школы - как идея это интересно. Но это лишь идея, или у нас в школах есть уже реальный опыт?
Дарья Кудрявцева (С-Пб.)
Отвечает А.А.Пинский. Учительская газета, 2005

Это очень принципиальный вопрос. Принципиальный потому, что мы подчеркиваем этап идейного, идеологического обоснования Управляющих советов во многом завершен, сейчас начат этап практического создания Управляющих советов, накопления и осмысления первого опыта их реальной работы. Недавно, 19-20 марта в Москве в Академии повышения квалификации состоялся межрегиональный семинар "Управляющие советы общеобразовательных учреждений: первые результаты и перспективные задачи".
Принципиальной особенностью данного семинара стало участие в нем представителей первых созданных и действующих управляющих советов (т.е. не работников системы образования). В целом в семинаре приняло участие 72 человека (в том числе 16 председателей первых управляющих советов, 2 заместителя председателя, представляющих 7 субъектов Российской Федерации (17 муниципалитетов).
На открытии семинара было зачитано обращение к участникам Уполномоченного РФ по правам человека В.П.Лукина. В своем обращении В.П.Лукин отметил, что считает деятельность по становлению в России школьных управляющих советов крайне важной. По его мнению, "если школа будет управляться демократическим, гражданским образом, с привлечением представителей родительской и широкой общественности - это даст реальный задел для становления гражданского общества в стране в целом".
На 1 кв. 2005 г. в школах 7 регионов создано более 40 Управляющих советов. Среди первых председателей советов: руководитель благотворительного фонда, директор фирмы, декан факультета вуза, предприниматели, менеджеры по туризму и рекламе, специалист сельского совета, экономист сельхозпредприятия.
В ходе дискуссии проявилось, что муниципальные школьные сети с Управляющими советами активно включаются в осуществление других проектов, значимых для образования и местного сообщества. При этом в данной тенденции видится не инновационный азарт школ ("давайте попробуем еще и это"), а осознание специфического потенциала школ с Управляющими советами в решении актуальных проблем образования: реструктуризация сельской школы, профилизация обучения (Тамбовская область), выявление и формирование общественного заказа на образование (республика Карелия) и др. Особенно активно работа по становлению Управляющих советов развертывается в Красноярском крае.
Управляющие советы начинают решать проблемы, которые до этого не удавалось решить ни только директору, ни родительской общественности, действовавших обособленно, - это проявляет потенциал управляющих советов как нового инструмента управления.
Работа созданных управляющих советов отличается высокой интенсивностью. Заседания в большинстве школ проводятся ежемесячно (а в Англии, к примеру, не более 3-4 раз в год).
Среди первых вопросов, решенных управляющими советами, можно отметить следующие:
- изменение по ходатайству управляющего совета графика движения городского автобуса (маршрут № 11), на котором из левобережной части города учащиеся ездят в лицей (лицей "Дубна", Московская область);
- двое учащихся лицея "Дубна", награжденные дипломами I степени научно-практической конференции школьников направлены для участия в XX Всероссийской конференции "Юность. Наука. Культура" в рамках реализации программы "Одаренные дети" и развития исследовательской деятельности учащихся. Расходы за участие в конференции в размере 9800 руб. взял на себя Управляющий Совет;
- организация конкурсов проектов развития школы (школа №143 г. Красноярск);
- введение школьной формы лицеиста (лицей №86 г. Ярославль);
- разворачивание программы практической профилактики курения учащихся в школе (школа №39 г. Петрозаводска);
- установка, по ходатайству управляющего совета, светофора возле школы для обеспечения безопасности учащихся (шк. №548, г. Москва)
Работа второго дня семинара (20 марта) была направлена на обсуждение темы становления сети управляющих советов. На группах (региональных координаторов, директоров школ, председателей советов) рассматривались вопросы совместной сетевой деятельности: организация информационного обмена, организация обобщения опыта деятельности управляющих советов; организация повышения квалификации и обучения общественных управляющих и др.
В результате работы были предложены формы сетевого взаимодействия учреждений между собой и с федеральной рабочей группой:
* Межрегиональные, региональные и муниципальные семинары;
* Горячие телефонные линии (первая прошла 26.03);
* Интернет-конференция;
* Взаимообучение (обучение новых составов управляющих советов проходит на базе школ, продвинувшихся в данном направлении);
* Интерактивные интернет-консультации;
* Семинары председателей комиссий управляющих советов одного профиля;
* Съезд общественных управляющих.
* * * * *


-ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
СОВЕТОВ: ОБЗОР И ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩИХ

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА УЧАСТИЯ
ОБЩЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

М.С.Митькина

Перед проводимой в России реформой образования стоит задача решить основную проблему - качественное обновление образования. Как показывает мировой опыт, решение такой проблемы возможно, если реформа образования идет одновременно в трех направлениях: содержание образования, система управления и переподготовка кадров. Развитие общественной составляющей в управлении закладывает основу для качественных изменений в системе управления. Уже сейчас очевидно, что ни новые стандарты содержания образования сами по себе, ни новая система оценки качества (ЕГЭ), ни даже новые схемы бюджетного финансирования школы2 не могут изменить господствующий тип школы, ее устроение в целом и ее и уклад; это определяется именно способом управления.
В контексте поставленной задачи правительства на продолжение децентрализации системы образования принципиальное значение приобретает связь идеи роста общественной составляющей в управлении с ростом автономии школы. Снижение административного присутствия и контроля в школе со стороны чиновников оправдано и эффективно только при условии нарастания "встречного" движения, не менее весомого, хотя и иного по своей природе, общественного присутствия и контроля. В этой связи, создание школьных советов - это вопрос о соотношении ответственности исполнительной власти и самой школы за результаты образования и удовлетворение образовательных потребностей сообщества.
Зарубежный опыт, особенно опыт Англии, показал системный эффект Управляющих советов для качества школьного образования. Как следствие преобразования в структуре управления меняется экономическое положение школы, ее структура, содержание образования, результативность работы школы и, что очень важно для гражданского общества, идеология воспитательных аспектов школьного образования. Любой рост начал самоуправления школой ведет к снижению уровня отчуждения образования от общества, что является благом само по себе. Но принципиально важным является то, что развитие общественного участия есть механизм и средство повышения эффективности школьного образования.
Для Англии предпосылками для возникновения Управляющих советов были жесткие ограничения в финансировании школьного образования и необходимость в устранении социалистических последствий правления "левых" политиков. Обратную ситуацию мы наблюдаем в Англии. Как известно, на протяжении нескольких десятилетий в Англии, Новой Зеландии и Австралии централизованный характер образовательной реформы сопровождался возрастающим ограничением бюджета, жесткими мерами против публичного характера образования и сопротивлением введения системы неограниченного родительского выбора, при котором "выживание" или "гибель" школы зависели от её способности привлечь "клиентов". Думаю, что многое из перечисленного перекликается с российской действительностью в системе образования.
Таким образом, в разных странах мира приходят к пониманию необходимости значительного расширения общественного (в первую очередь родительского) участия в управлении школами вовсе не от хорошей жизни, а от растущего понимания неэффективности той школьной системы, которая построена на безраздельной монополии государства. Как всегда в монопольном бизнесе, государственные школы неэффективны и не особенно интересуются пожеланиями или состоянием потребителей, хотя, как мы знаем, и дороги в масштабе российского государственного бюджета.
Говоря о гражданской школе, своеобразным является тот факт, что во многих западноевропейских странах конституционной демократии всеобъемлющая монополия на господство государства установилась именно в школьной системе. Последние 100 лет централизованная и децентрализованная формы управления в школьной системе периодически меняли друг друга.
В настоящее время, когда крах государственно-управляемой централистской образовательной политики почти очевиден, вопрос управления школой отдельными общественными группами, которые хотят внести определенную культурно-социальную идентичность в содержание и организацию школьного образования, актуален, как никогда.
Принимая во внимание эту актуальность, вызывает удивление, что, например, в ФРГ отчетливо прослеживается тенденция исключить сферу образования и образовательной политики из дискуссии о гражданском обществе. При этом приводятся различного рода аргументы в пользу эффективности государственной школы, предоставлена большая свобода действий. Активная готовность граждан принять ответственность на себя в форме самоорганизующихся педагогических ассоциаций, остается по большей части без внимания. Впрочем, данная аргументация получила сокрушительный удар после анализа результатов исследования ПИЗА, в котором Германия оказалась ниже общего среднего уровня развитых европейских стран.
"В США образовательная система была перестроена следующим образом: руководители школ получили широкие полномочия, позволяющие им определять практически все аспекты деятельности возглавляемых учреждений. Контроль над руководителями и влияние на политику школ заинтересованные стороны должны были осуществлять через институт Правления школами (School Governence). Для этого была разработана и принята соответствующая законодательная база, и в школах были образованы Советы школ. Аналогичная идея была реализована в Англии, но с существенным отличием - здесь государство, стимулируя создание Управляющих школьных советов, в значительно меньшей мере устранилось из системы школьного образования, оставив за собой функцию контроля и фасилитации изменений"3.
Несмотря на разные мотивы, намеченные цели реформирования практически совпадали: переориентация системы школьного образования с государства, как монопольного заказчика образовательных услуг, на реальных потребителей; создание конкуренции среди поставщиков услуг образования и возможности свободного выбора поставщика потребителями.
Предыдущие попытки проведения инновационных изменений с помощью самой системы государственного образования (изменялась система денежного вознаграждения преподавателей, проводились программы массовой переподготовки преподавателей, использовались др. подходы) не дали положительных результатов. Поэтому, первый шаг, который был предпринят в США - это децентрализация управления школами, входившими в государственную систему школьного образования.
Из представленных примеров видно, что для стран европейского сообщества характерны как общие культурно-политические основания, так и сильная дифференциация, коренящаяся в истории той или иной страны. Последнее обстоятельство во многом определяет вектор образовательной политики и лежит в основе различия национальных образовательных систем.
Так, для Германии и Франции характерна этатистская (государственно-централизованная) модель школьного образования с жесткой регламентацией, которая имеет своими корнями этатизм, утвердивший еще в 19 веке идею опеки государством общественных институтов. Здесь демократия характеризуется высокой степенью правового регулирования.
Противоположностью этой модели является англо-саксонская концепция государственного благосостояния. Она определяется идеей творческого удовлетворения в процессе обучения, не имеющей специально юридического основания. Эта традиция развивается, наряду с Великобританией, также в Ирландии, Дании и Нидерландах. Примечательно, что такие страны отличаются либеральной, или гражданской системой школьного образования.
Сказанное является явным подтверждением того, что социально-политические взгляды на систему воспитания и образования, формируются под влиянием представлений о сущности правового государства.
Представляется, что для российской образовательной ситуации именно "английский" путь - довольно активного присутствия государства в качестве фасилитируещего субъекта - наиболее приемлем.
В Англии реформа управления образованием началась в 1986 году, когда было принято законодательное решение о создании в каждой школе для руководства ее деятельностью Совета общественного управления. Весь процесс перемен в Англии занял примерно 15 лет, иногда он носил весьма противоречивый характер. В настоящее время Советы общественного управления являются реальной силой, обеспеченной финансами и властными полномочиями. При этом они подотчетны общественности, что ставит их в более ответственную позицию.
Поскольку Англия входит в число стран с наиболее развитой и наиболее откорректированной системой общественного управления в школе, представляется полезным изложить ее опыт более подробно4.

Управляющие советы в школах Англии за последние 20 лет

Цели реформы системы образования в Великобритании были теми же, что и в США. В качестве основной стратегии была также выбрана стратегия децентрализации управления школьным образованием с включением "стейкхолдеров" в управление через Управляющие советы.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign