LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

















Москва, ГУ-ВШЭ
2005
Учебно-методические материалы к образовательной программе для обучения общественных управляющих / Сост. А.М.Моисеев, руководитель проекта А.А.Пинский. - М.: ..., 2005. - ... с.

Учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Техническим заданием по Государственному контракту № 442 от 1 июля 2005 г. на выполнение работ для государственных нужд по проекту "Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений" и наряду с образовательной программой являются составной частью программно-методического обеспечения процесса обучения общественных управляющих - членов Управляющих советов общеобра-зовательных школ: представителей непрофессиональной общественности и педагогов-профессионалов.
Адресовано организаторам обучения кадров, специалистам, преподавателям, тренерам, вовлекаемым в подготовку общественных управляющих, избранных в Управляющие советы школ, а также руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, специалистам органов управления образованием и их методических служб.























(c) Федеральное агенство РФ по образованию, 2005
(c) Государственный университет - Высшая школа экономики, 2005
(c) Оформление, Издательство ..., 2005
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ОБЩЕСТВЕННОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ О СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. А.А.Пинский, А.М.Моисеев, В.А.Паутов
УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ О СЕБЕ
Управляющий совет в системе школьного государственно-общественного управления. А.А.Седельников
Встреча министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко с Управляющим советом школы № 143 Советского района г. Красноярска. Репортаж подготовил А.А. Седельников
Справка о процессах становления Управляющих советов общеобразовательных учреждений. К выступлению А.А.Пинского на заседании Координационной группы Министерства образования и науки РФ по вопросам развития государственно-общественного характера управления образованием 17 июня 2005 г.
Хронология и факты создания Управляющих советов в образовательных учреждениях Тамбовской области. И.В.Клемешова, С.В.Кузнецов
Управляющие советы в школах Советского района Красноярска: первые итоги, задачи, планы на будущее. О.Д.Головина
РОССИЙСКАЯ ПРЕССА ОБ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТАХ
Институты гражданского общества и управление образованием. А.А. Фурсенко
Управляющие советы в школах: опыт Красноярского края и федеральный эксперимент. С И.М.Реморенко беседовал Борис Старцев
Поделимся властью? Е.Л. Рачевский
Научи учителя. Анна Амелькина, Галина Николаева
Любовь да совет. Управляющий. Сергей Копылов
Советы на будущее: Общественное самоуправление в России может начаться со школы. Борис Старцев
От попечения к управлению? Дарья Мартынкина
Из газеты "Управление школой", №1 (388) 1-7 января 2005
Учительская газета об Управляющих советах. Колонка А.А.Пинского
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ: ОБЗОР И ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩИХ
Особенности европейского опыта участия общества в управлении школой. М.С.Митькина
Фрагменты из работы: Е. Рэг и Д. Партингтон. Руководство для школьных управляющих. Третье издание (1995). Изд-во Роутледж, Лондон и Нью-Йорк. / Пер. с англ. А.А.Пинского (2004)
Фрагменты из работы: Добро пожаловать в управляющий совет: Национальный совет школьных управляющих (Англия), Серия начальных материалов выпуск 4

Введение

Развертывание в рамках проекта одного из направлений Федеральной программы развития образования на 2005 г. специальное обучение общественных управляющих, избранных в состав Управляющих советов общеобразовательных учреждений в 6 пилотных регионах страны, предполагает опору преподавателей и обучающихся на определенные учебно-методические материалы.
С учетом того, что значительное большинство членов Управляющих советов не являются профессиональными работниками системы образования и что до самого последнего времени обучение школьных общественных управляющих в нашей стране не осуществлялось, разработка таких материалов представляется актуальной и сложной задачей.
Данный комплект учебно-методических материалов подготовлен для использования и апробации в регионах в комплекте с образовательной программой обучения общественных управляющих, разработанной в рамках того же проекта ФПРО.
Материалы могут быть использованы по усмотрению преподавателя как дополнительные к материалам лекций, семинарских и иных занятий или как тексты, изучаемые обучающимися самостоятельно, путем самообразования.
Комплект, в частности, в силу его весьма ограниченного планового объема, рассматривается составителями не как систематизированная и полномасштабная хрестоматия по курсам обучения общественных управляющих, а скорее как начальный прототип, проба, первый опыт создания такого типа пособия. В случае успешной апробации в практике обучения материалы могут послужить основой для более фундаментальных и масштабных разработок в данной области.
Авторы материалов, включенных в комплект, указаны в начале публикуемых фрагментов текста. Это - участники федеральной и региональных групп, эксперимента по обеспечению деятельности школьных Управляющих советов, руководители и работники системы образования, журналисты. Материалы зарубежного опыта предоставлены нашими английскими коллегами, которым составители выражают свою признательность и благодарность. Помимо авторских материалов, включены фрагменты официальных и рабочих документов.
Составителем материалов является член рабочей группы кандидат педагогических наук, доцент А.М.Моисеев.
Общее руководство работами осуществляет руководитель проекта, кандидат педагогических наук, А.А.Пинский.

* * * * *


ОБЩЕСТВЕННОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ
О СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

А.А.Пинский, А.М.Моисеев, В.А.Паутов


Члену школьного Управляющего совета очень важно понимать, что такое школа, и как устроена эта сложная социальная организация.
Главные задачи школы
Школа - это место, где дети проводят значительную часть своей жизни и получают общее образование. В нашей стране обязательным является девятилетнее общее образование (оно называется основным), поэтому любой гражданин России, нравится ему это или нет, должен, согласно Конституции (ст. 43), в обязательном порядке закончить девятилетку, сдать экзамены и получить документ о соответствующем уровне образования. Естественно, что для тех, кто желает получить в стенах школы среднее (полное) общее образование, открыта дорога в 10 и 11 классы.
Главным в школе является хорошо знакомый всем читателям по личному опыту образовательный процесс, в котором выделяется обучение, с присущим ему четким расписанием занятий, обязательным (как правило) посещением уроков, делением учащихся на постоянные по составу классы1, и внеучебная работа, часто характеризуемая как дополнительное образование, с большей долей добровольности, разновозрастным характером общения, широким кругом интересных для ребят видов деятельности.
Принято считать, что главная задача школы -дать ученикам глубокие и прочные знания основ наук. Однако такое понимание задач школы сегодня воспринимается как узкое и несколько устаревшее.
Хорошая школа решает сегодня в совокупности множество задач, а именно:
* познавательные задачи, связанные с формированием у ребят системы знаний, умений и навыков. Однако в последние годы в развитых странах мира стремятся нацелить образовательный процесс в школе, не просто на усвоение большого объема знаний и умений, а на формирование у учащихся готовности гибко, успешно, сообразно моменту действовать в различных жизненных ситуациях. Иначе говоря, школьное образование должно сегодня формировать у обучающихся важнейшие, компетентности: способность учиться и добывать нужную информацию, способность строить отношения с окружающими людьми, то есть то, что необходимо человеку, чтобы стать хозяином своей судьбы;
* задачи воспитания и социализации, связанные с формированием ребенка как гражданина, члена общества, личности, индивидуальности со своей нравственной и ответственной позицией;
* задачи психического и творческого развития, подразумевающие развитие духовной жизни личности, ее интеллекта, воли, эмоций, творческих дарований;
* задачи сохранения здоровья учащихся, приобщения их к здоровому образу жизни.
Познавательные задачи стандартизированы и подкрепляется государственными учебными программами и требованиями к качеству подготовки выпускников. Их достижение (или недостижение) фиксируется в ходе школьных экзаменов и других форм аттестации учащихся, а в последнее время - в виде Единого государственного экзамена.
Другие задачи школы не фиксируются столь жестко и не включены в обязательные для всех школ стандарты. Но это не делает их менее значимыми для общества и семьи, которые надеются, что школа сможет решить и их на достойном уровне. Да и кто может утверждать, что "Человек знающий" важнее и лучше "Человека порядочного"?
Занимаясь решением множества простых образовательных задач, школа одновременно работает на важные для всего общества социальные эффекты.
Хорошее образование способствует повышению качества человеческого капитала общества, его производительных сил, росту социальной мобильности личности, консолидации и сплочению людей, сохранению и воспроизводству культуры.
Кроме того, школа вносит немалый вклад в профилактику и "лечение" социальных недугов, возникших не по ее вине - преступности, наркомании, детской безнадзорности, бездуховности...

Модернизация школы: перспектива и сегодняшний день
Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления - модернизации.
Среди главных задач модернизации российского образования - достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и инвестиционной привлекательности, развитие институтов общественного участия в управлении. Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению "прорыва" России к новому качеству экономики и новому качеству жизни ее граждан.
Для школы модернизация означает и информатизацию, и введение профильного обучения, и переход к новых учебным технологиям, и изменение механизмов финансирования и управления школой и многое многое другое.
Что же государство предоставляет школе, учителям, воспитателям для их эффективной работы? Основные бюджетные расходы по обеспечению текущей работы общеобразовательной школы отнесены сегодня на региональный уровень - уровень областей, краев, республик в составе РФ, большинство из которых сегодня являются дотационными. Многие школы, к сожалению, не имеют современной материальной базы. Учителя и иные школьные работники - увы, это стало у нас традицией - получают весьма невысокие зарплаты. Несмотря на то, что практически все учителя - люди с высшим образованием, их средняя зарплата уже много лет практически вдвое ниже, чем средняя по стране.
Таким образом, нетрудно видеть существенные "ножницы" между теми образовательными и социальными результатами, которые мы все хотим получить от работы наших школ - и теми ресурсными возможностями, которыми располагают на сегодня большинство из них. Быть может, Управляющий совет Вашей школы сможет несколько сузить размах этих "ножниц"...
Теперь кратко опишем, как регулируется жизнь школы и отношения тех, кого принято называть участниками образовательного процесса, то есть учителей, учеников и их родителей.

Устав
Каждая школа (как и каждое государство) имеет свою "Конституцию" - это Устав Школы. Устав - основной документ, который определяет жизнь школы. Он разрабатывается самой школой и утверждается учредителем.
В уставе можно найти ответы на абсолютное большинство вопросов, касающихся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Именно поэтому святая обязанность администрации школы познакомить с этим документом в обязательном порядке тех, кто приходит в нее работать или учится. Текст Устава должен быть доступен как для родителей учащихся, так и для самих учащихся, чей возраст уже позволяет понять изложенные в нем нормы. Администрация школы обязана организовать деятельность образовательного учреждения в соответствие с этим документом. Действия или деятельность должностных лиц в школе, противоречащая уставу, недопустимы. За этим следят органы управления образованием и прокуратура.
У каждой школы также должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее то, что учреждение имеет право выдавать документы об образовании государственного образца (аттестаты).
Локальные акты школы
Кроме Устава в школе имеется целый пакет документов, под общим названием "Локальные акты". В отличие от Устава, локальные акты утверждаются самой школой (директором или, что важно, также и Управляющим советом). В этом пакете обычно представлены "Правила" или "Положения", они регламентируют отношения и процедуры в школьной практике, не отрегулированные Уставом школы. Например, "Правила внутреннего трудового распорядка" (они касаются только членов трудового коллектива школы), "Правила поведения учащихся", положения "Об оказании платных образовательных услуг", "Об экстернате", "О педагогическом совете", "Совете старшеклассников" и пр. Кстати, "Положение об управляющем совете школы" тоже является локальным актом. Все правила и положения должны быть утверждены - как правило, в том порядке, который в общем виде задается в Уставе.
Школьный уклад
Однако школа живет не только по уставу и локальным актам. Ее жизнь гораздо богаче, чем это предусмотрено нормирующими документами. Да и на бумаге невозможно исчерпывающе описать и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти (и происходят) в наших школах. Эти ситуации тоже должны каким-то образом регулироваться.
Поэтому кроме писаных правил в любой школе существуют целая система норм и ценностей, согласно которым в школе живут, общаются и учатся участники образовательного процесса. Эти "неписанные" правила сформировались путем достаточно долгой "притирки" ценностей учителей, администрации, учащихся и их родителей и относятся к организационной культуре (укладу, традициям) каждой конкретной школы.
Организационная культура (уклад, традиции) школы - система ценностей, норм, верований, представлений, убеждений, которые разделяются большинством коллектива школы (чаще всего на неосознаваемом уровне).
Таким образом, все участники образовательного процесса, вынуждены считаться, не только с Уставом школы и ее локальными актами, но и выполнять то, что предписано нормами организационной культуры. В культуре, в укладе школы "живут" ценности и нормы социально приемлемого поведения. Стиль одежды педагогов и учащихся (деловой или достаточно свободный), принятый способ общения администрации и учителей, учителей и учащихся, учителей и родителей регулируются именно этими нормами. Если деятельность кого-то из участников образовательного процесса будет "выходить" за пределы этих норм, то она получит иногда молчаливое, иногда громогласное неодобрение.
Свои проявления нормы организационной культуры обычно находят в высказываниях типа "У нас в школе так не принято", "В нашей школе принято делать так", "В нашей школе всегда был такой порядок", "У нас этого делать нельзя", "Мы всегда поступали так" и т.п.
Школа может быть достаточно консервативной или, наоборот, стремящейся к нововведениям. В школе, исповедующей "культ знаний", отношение к детям со стороны учителей, как правило, зависит от их учебных успехов, однако существуют школы, в которых учебные достижения учащихся стоят далеко не на первом месте в ряду ценностей педагогического коллектива. Это также зависит от особенностей организационной культуры. Педагоги могут ставить во главу угла успехи учащихся, или, напротив, делать акценты на их неудачах. Школа может быть "теплой" или "холодной", уютной и не очень, и эти характеристики зависят не только от температуры воздуха в классах и количества цветов в школьных коридорах...Несмотря на то, что организационная культура очень сложно диагностируется и еще сложней описывается, с ее проявлениями участники образовательного процесса сталкиваются ежедневно.
Кстати, и в той организации, где Вы, уважаемый читатель, работаете, есть своя организационная культура, и она тоже в определенной степени регулирует поведение сотрудников.
Управляющий совет и школьный уклад
Возможно, что в укладе школы, в ценностях ее организационной культуры Вас устраивает далеко не все. Только один пример - скажем, Вам не нравится, что на детей в этой школе принято повышать голос, порой даже кричать. И Вам - или совету школы в целом - захочется это изменить.
Скажем сразу, что ценности и нормы культуры меняются крайне медленно, даже если изменить их захотите не только Вы, но и школьная администрация. Более того, существующая организационная культура школы, ее традиции и нормы подчас могут оказывать "сопротивление" деятельности школьного Управляющего совета. Даже если совет будет принимать "правильные" и верные решения, это вовсе не значит, что школа после этих решений стремительно начнет изменяться. Здесь, видимо, придется набраться терпения и быть достаточно настойчивым....
Мы не знаем, каков жизненный уклад Вашей школы. Хочется верить, что он достаточно благоприятен, чтобы учителя могли плодотворно работать, а дети смогли достаточно комфортно жить и учиться в ней в течение одиннадцати лет. Однако школа - это "живой" организм, поэтому в ней всегда будут возникать конфликтные и проблемные ситуации. Невозможно, да, видимо и не нужно, создавать в школе "тепличные" условия для учащихся. Вряд ли также, что Ваш ребенок на каждый урок будет ходить, как на праздник. У каждого из нас свои интересы и предпочтения. Тем не менее, крайне важно, чтобы атмосфера школы, ее психологический климат были благоприятными как для учебы, так и для общения, а возникающие школьные конфликты разрешались бы демократическим цивилизованным путем.
Вы, как член Управляющего совета, (да и как родитель) не только можете, но и должны влиять на формирование позитивного уклада школьной жизни и нормальных человеческих отношений участников образовательного процесса.

Что такое школьный Управляющий совет
и для чего он предназначен?

Управляющий совет школы - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
Сказано коротко, но, может быть, пока не очень ясно. Попробуем разобраться, что это означает.
Когда школой управляют только представители официальной "властной вертикали" - учредители школы (гороно, главы местных администраций) , члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно "государственный".
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ "Об образовании", это является важным принципом государственной политики в области образования.
Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления).
В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы, другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства управляющих и предполагают профессиональный характер их действий.
Коллегиальный орган управления, действующий взаимодополняющем образом с администрацией - вещь обычная, например, в бизнесе. Во всем мире к принятию решений, принципиально важных для судьбы организации, ее выживания и процветания - то есть стратегических решений - привлекаются прежде всего главные владельцы, "акционеры", "участники", заинтересованные группы, а для эффективного выполнения принятых решений и оперативного руководства нанимаются профессионалы-менеджеры.
Кто же применительно к школе может рассматриваться в качестве таких "главных акционеров", участников, заинтересованных сторон?
Во-первых, родители учащихся и сами старшеклассники, ведь они больше всех и самым кровным образом заинтересованы в высоком качестве образования, благополучии школы и комфорте школьной среды.
Во-вторых, представители государства и образовательного ведомства (в лице учредителей школы), ведь образование - общественное благо, оно финансируется через бюджеты всеми налогоплательщиками, его услуги предоставляются всем, и его результаты важны для всего государства и общества в целом.
В-третьих, представители школьного менеджмента и педагогического коллектива школы, без учета мнений которых трудно предложить и реализовать эффективную стратегию жизнедеятельности школы.
В-четвертых, представители местного сообщества, активные граждане, люди, занимающиеся бизнесом и выступающие в роли работодателей для выпускников школы, деятели культуры.
Все перечисленные группы должны быть приглашены для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно "услышаны". Именно поэтому предлагается включать их представителей в Управляющий совет школы как орган стратегического управления.
Значит ли это, что школьный Управляющий совет только определяет стратегическую линию школы и контролирует ее выполнение директором школы и педагогами, не вмешиваясь в решении неотложных текущих вопросов жизни школы?
Ответ на этот вопрос, который обязательно возникнет перед каждым из наших читателей, не слишком прост и неоднозначен.
С одной стороны, Управляющий совет мыслится именно как орган по преимуществу стратегического управления, собирающийся в полном составе на свои заседания достаточно редко и для решения главных проблем школы и определения принципиальных "рамок" и направлений ее работы.
С другой стороны, рабочие органы, создаваемые Управляющим советом, могут работать в школе на постоянной основе, привлекать для решения общих задач силы всех участников образовательного процесса.
Иными словами - оформление классной комнаты к празднику или организация экскурсии - не масштаб для работы Управляющего совета, но через свои рабочие органы он, конечно, может влиять и на решение таких конкретных задач.
Управляющий совет - не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.

Почему раньше не было Управляющих советов?

Наличие Управляющих Советов - это признак школы, устроенной на демократических началах, когда в управлении, принятии управленческих решений участвует не только узкий круг штатных "начальников", но и представители "широких школьных масс", всего школьного населения - родителей, педагогов, самих школьников.
В прежние годы школы в нашей стране управлялись жестко централизованно, учили детей по единому для всей огромной страны учебному плану и программе. Вы могли посетить, например, в 8-м классе московской школы первый из отведенных программой двадцати двух часов урок литературы, посвященный творчеству А.С.Пушкина, а затем приехать, например, в Новосибирск и уже в новосибирской школе наблюдать второй урок по тому же разделу единой программы.
Так устроенной школой управлять чиновникам было намного легче, хотя никакой демократии в этом централизованном управлении, конечно, не было. Ключевые управленческие решения принимались тогда, разумеется, не в школе, и даже не в РОНО и ОБЛОНО.
Да и центральное Министерство просвещения страны тоже не было главным звеном, реально управляющим образованием.
Образование было предметом заботы центральных идеологических партийных органов, которые и определяли школьную политику, которую затем под их контролем выполняли все звенья не очень поворотливой и не слишком чувствительной к переменам, но очень мощной государственной школьной "машины" - от республик, краев и областей, до городов, районов и школ.
Ясно, что в таких условиях управленческие возможности администрации и коллективов школ были сильно ограничены: они не могли сами определять учебные программы, формировать различные потоки учащихся с учетом их способностей, интересов и склонностей, но были обязаны проводить в жизнь четкую государственно-партийную линию и быть "идеологическими бойцами".
А уж мнение родителей, отдельных учителей и школьников в такой единообразной и управляемой указами сверху школе и подавно не могло существенно влиять на содержание работы школы.
Значит ли это, что в советской и затем - в российской школе вовсе не было начал демократии и самоуправления? Нет, такие начала, конечно, были, хотя, извинимся за игру слов - на самом начальном уровне, без реальных рычагов влияния на управление школой и, увы, очень часто - с сильным налетом формализма и заорганизованности.
В школах действовали, посильно помогая учителям, родительские комитеты, большие силы тратились на создание и организацию работы ученических комитетов, советов старост, немало полезного делали школьные пионерские и комсомольские организации...
Наконец, на пике демократических преобразований периода перестройки, в конце 80-х годов, во многих школах стали появляться и Школьные Советы.
Но даже в период их активного развития вопрос о придании Советам реальных управленческих функций решен не был. Да и сегодня необходимость появления именно Управляющих советов осмыслена и понята еще далеко не всюду.
Для решения этого вопроса должны были сложиться необходимые условия и предпосылки. Они возникли в наши дни.
Государство начало признавать недостаточность своего вклада в образование и обращаться к обществу с предложением более активно влиять на обучение и воспитание молодого поколения.
Профессиональное сообщество педагогов стало ощущать реальную потребность диалога со своими "потребителями", потребность сделать школу более открытой и "прозрачной", ощутило невозможность решать вопросы обучения и воспитания только силами профессионалов.
Наиболее активные представители общественности изъявили готовность включиться в решение школьных задач, а также приобрести опыт участия в управлении школами.
Было организовано также изучение мирового опыта создания и работы Школьных Управляющих советов и его соотнесение с российскими особенностями.
Сегодня, когда многие необходимые предпосылки государственно-общественного взаимодействия в образовании созданы или создаются, Управляющие советы могут стать сердцевиной демократической российской школы и движущей силой ее создания.
Что и как Управляющий совет может улучшить в работе школы?
Все школы - разные, у каждой свое лицо, свой уклад, свои достижения и проблемы. Но в каждой школе и в городе, и на селе, сегодня, конечно, есть, что улучшать, а значит - есть и широкое поле для работы активного, деятельного УС.

Что же школьный Совет может улучшить в работе школы?

Во-первых, Управляющий совет может помочь донести до работников школы мнение родителей школьников о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей, а учителям и директору школы услышать пожелания семьи к школе и учителям.
Как это можно сделать? Проще всего конечно, побеседовать с родителями, встретиться с членами родительских комитетов школы и классов. Может быть, члены Управляющего совета составят простые опросные листы (анкеты); отвечая на них, родители школьников расскажут о своих пожеланиях и потребностях.
Правда, чтобы эта работа принесла пользу, важно понимать и объяснять родителям, что школа - не всемогуща, обязана выполнять некоторые строго обязательные государственные требования и нормы (например, государственный стандарт, базисный учебный план, о которых мы еще расскажем в этой книге).
Поэтому она не может и не должна выполнять все и любые пожелания родителей. Но и не учитывать мнение семьи школа и ее Управляющего совета, конечно, не могут.
Во-вторых, Управляющий совет может улучшить условия жизни детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Стремясь дать детям максимум современных знаний и умений, школа не должна забывать и об этой стороне своей работы. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха - все это забота членов школьного Совета.
Как это можно сделать? Прежде всего, надо внимательно, не спеша, изучить, в каких условиях работает школа сегодня, что мешает ей быть такой безопасной и уютной, теплой и доброжелательной, как хотелось бы. Поняв это, можно наметить самые главные будущие улучшения в условиях школьной жизни и вместе со школьной администрацией начать шаг за шагом проводить их в жизнь.
В-третьих, школьный Совет может помочь в улучшении обучения детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе этой школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.
В-четвертых, Совет "дает добро" на введение в действие программы развития школы - документа, в котором ясно и четко показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить все стороны школьной жизни, без единого исключения.
Как это можно сделать? Для начала нужно познакомиться с предлагаемой педагогическим коллективом программой развития, точнее - ее проектом, посмотреть ее основные направления, включиться вместе с учителями в работу над программой (или в ее разработку с азов, если в вашей школе такая программа пока отсутствует). Тогда право на согласование программы, данное школьному Совету, будет использовано с наибольшей отдачей.
В-пятых, Совет может улучшить положение дел в таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств, а также наиболее рациональное расходование бюджетных средств.
Как это можно сделать? Прежде всего, общественные управляющие должны понять, как финансируется школа, откуда и в каких объемах она получает средства. После этого начинается кропотливая работа по поиску новых источников финансирования школы и путей разумного и экономного расходования средств.
Подытожим. Так чем же Управляющий совет может помочь в улучшении работы школы?
Он может:
* Помочь прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы.
* Помочь улучшить условия школьной жизни.
* Помочь улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс.
* Помочь определить пути развития школы.
* Помочь найти ресурсы и средства для этого развития.
* Увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.
А конкретные ответы на эти вопросы, ответы, относящиеся именно к Вашей школе, мы уверены, Вы найдете сами...
* * * * *
УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ О СЕБЕ

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.А.Седельников, исполнительный директор
Благотворительного фонда попечительства об образовании
Советского района г. Красноярска,
председатель Управляющего совета школы № 143

Управляющие советы только начинают организовывать включившиеся в федеральный эксперимент школы. Поэтому сложившейся практики управленческой деятельности этого органа еще нет. Хотя в виде проектов изменений в Федеральном законе "Об образовании", в Типовом положении об общеобразовательной школе, в методических рекомендациях федеральной группы, руководящей экспериментом, основные контуры модели, управляющего совета как органа государственно-общественного управления сложились, что позволяет анализировать возможные тенденции развития системы государственно-общественного управления в целом и попечительской деятельности в частности в связи с введением в школах Управляющих советов.
Прежде всего, необходимо отметить, что Управляющий совет в предложенной сегодня модели является действительным органом государственно-общественного управления. Способ формирования управляющего совета задан таким образом, что в процедурах его формирования (выборы, назначение, кооптация) предусмотрено больше гарантий для реального участия участников образовательного процесса школы в процессах выборов своих представителей и меньше возможностей для редукции выборов к процедурам формирования персонального состава Управляющего совета личным желанием директора школы. Статус этого выборного органа школы существенно выше статуса всех предусмотренных ранее Федеральным законом "Об образовании" органов школьного самоуправления: непосредственное участие учредителя в его создании и непосредственное участие специального представителя учредителя в его работе создает основы гарантий соблюдения со стороны традиционных органов управления его статуса, закрепленных за ним управленческих полномочий.
Делегирование управленческих полномочий Управляющему совету, закрепляемое уставом школы, осуществляется не решением существующих органов управления школой, а непосредственно учредителем, что создает дополнительные гарантии выполнения всеми другими субъектами управления школой обязательств по исполнению решений, принятых управляющим советом по вопросам, отнесенным к его компетенции, ставит Управляющий совет вровень с директором школы перед лицом учредителя.
Типологизация Управляющих советов по мере их становления и развития со стороны суммы управленческих полномочий, их нормирующего характера (согласование, совместное решение, собственное окончательное решение и т.п.) будет происходить на линии от минимально установленного нормативными документами объема полномочий и их типа, в сторону увеличения предметов ведения и управления в деятельности школы, а также повышения нормирующего статуса управленческих решений управляющего совета не по требованиям закона и нормативных актов, а сверх этих требований по согласию учредителя со школьным сообществом.
Перспективы развития уже сложившейся в школах системы государственно-общественного управления и попечительской деятельности в связи с введением управляющих советов выглядят сегодня уже не столь однозначно. Здесь возможны различные варианты.
Не предпринимая попытки рассмотреть все многообразие возможных сценариев развития ситуации, остановимся на некоторых, определиться с которыми было бы полезно уже сегодня, именно на стадии создания Управляющих советов.
Серьезный сюжет возникает в связи с заданностью процедуры выборов председателя Управляющего совета. Если буквально следовать рекомендациям федеральной группы руководителей эксперимента, то единственным вариантом выборов председателя будет вариант выборов его из состава родителей учеников. Выход здесь только один: выборы председателя управляющего совета отложить на момент завершения процедуры первых кооптаций в состав управляющего совета представителей общественных организаций, местного сообщества, бизнес-сообщества. В этом случае расширяются возможности для выборов председателя управляющего совета не обязательно из состава родительской общественности. Но это вопрос чисто технический, точнее - процедурный, хотя при формировании локальной нормативной базы относительно управляющего совета это учитывать необходимо.
Второй сюжет связан с проектированием будущего всей сложившейся (если сложилась и, в зависимости от того, как сложилась) системы государственно-общественного управления и попечительства в школе. Рассматривая только внутришкольные органы самоуправления и попечительства (как специфический орган самоуправления в школе), можно сказать, что возможны два диаметрально противоположных сценария развития. И это закладывается именно на стадии изменения устава школы в связи с введением управляющего совета. Возможно развитие в сторону концентрации и централизации всей суммы управленческих полномочий, отнесенных к ведению органов самоуправления, именно в управляющем совете. И такое развитие имеет свою логику, основания, сильные и слабые стороны.
Пример такого развития событий: решения органа самоуправления - родительского комитета - являются рекомендательными; для обретения обязательности его исполнения, то есть для придания решению родительского комитета нормирующего характера, раньше требовался соответствующий приказ директора, теперь таким актом может стать решение управляющего совета. Управляющему совету можно придать функцию нормирования решений других органов школы - попечительского совета, органа ученического самоуправления, даже педагогического совета.
Другой вариант - предельная децентрализация сферы самоуправления, которая может быть еще и связана с приданием нормирующего статуса решениям, принимаемым другими органами самоуправления (педагогическим советом, родительским комитетом, попечительским советом). Здесь другие, свои сильные и слабые стороны.
Третий сюжет связан с будущим системы внешнего (вынесенного за пределы школы) государственно-общественного управления и попечительства и, как обратная реакция, с будущими функциями и ролью самого управляющего совета. Здесь управляющий совет может оставаться в позиции внутришкольного органа государственно-общественного управления и от лица школы по вопросам своего ведения вступать в правоотношения с внешними субъектами деятельности и управления - некоммерческими организациями и общественными объединениями, сложившимися вокруг школы и реализующими в своей работе отдельные виды школьной деятельности на условиях самостоятельного управления и ответственности.
Возможен вариант, который процедурно и организационно решается через механизмы кооптации членов управляющего совета, когда управляющий совет станет также еще и органом координации совместных усилий школы и всех иных общественных субъектов, включая самостоятельных субъектов права за пределами школы, и координации управления их совместным трудом, включая вынесенную за пределы школы (но, напомню - обращенную на нужды школы) попечительскую самоуправляемую деятельность.
Процедурно такая координация будет состоять в развивающейся системе взаимосогласованных (на заседаниях управляющего совета) управленческих решений школы (включая приказы директора школы) и некоммерческих организаций, общественных объединений, различных двух- и многосторонних договоров школы с некоммерческими организациями, общественными объединениями. То есть Управляющий совет примет на себя функцию школы, предписанную ей Федеральным законом "Об образовании", которая заключается в координации деятельности общественных объединений участников образовательного процесса и, добавим, попечительских организаций. Но такой управляющий совет уже перерастает из внутришкольного органа в орган управления социальной системой школа - сообщество, где сообщество представлено общественными объединениями и некоммерческими организациями - субъектами права, деятельности и управления своей деятельностью.
Как особая разновидность возможного развития социальной системы "школа - сообщество": Управляющий совет становится инициатором "выноса" за пределы школьного учреждения и передачи в ведение некоммерческих организаций различных видов школьной деятельности, например, деятельности дополнительного образования в части материально-технического и финансово-хозяйственного обеспечения дополнительного образовательного процесса, управления педагогическими кадрами, задействованными в так реализуемом дополнительном образовании, деятельности по организации профильного обучения в старшей школе по индивидуальным учебным планам, реализуемым в более чем одном образовательном учреждении. То есть Управляющий совет может выступить инициатором развития социальной системы "школа - сообщества" в сторону переноса разнообразных школьных деятельностей и функций управления этими деятельностями из школы в сообщество. При этом сам управляющий совет может развиваться в сторону концентрации в нем управленческих функций системой "школа - сообщество" либо выбрать иной вектор развития - в сторону принципиальной децентрализации управленческих полномочий в системе "школа - сообщество".
Ближайшие год-два продемонстрируют нам, какие из рассмотренных сценариев актуализируются, а какие еще определенное время останутся только потенциально возможными. Однако закладывать направление развития управляющего совета каждому школьному сообществу следует уже сегодня: необходимо изначально управлять развитием Управляющего совета, а не реагировать потом по факту актуализации того или иного непредвиденного и не желаемого сценария развития.
* * * * *

ВСТРЕЧА МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
А.А. ФУРСЕНКО С УПРАВЛЯЮЩИМ СОВЕТОМ ШКОЛЫ № 143 СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. КРАСНОЯРСКА

Репортаж подготовил А.А. Седельников,
исполнительный директор
Благотворительного фонда попечительства об образовании
Советского района г. Красноярска,
председатель управляющего совета школы № 143



14 марта 2005 г. 17.00-18.50 г. Красноярск

Сопровождающие министра:
Шишмарев В.П. - зам.губернатора,
Вычужанина Г.А. - и.о. нач-ка ГУО края,
руководители города, городского образования, района.

Программа рабочей встречи
Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко
с Управляющим советом школы №143 Советского района
г. Красноярска

Предназначение встречи - знакомство с деятельностью школьного Управляющего совета, совместное обсуждение актуальных вопросов финансово-экономического аспекта организации образования детей в школьном сообществе.
Участники рабочей встречи: Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, участники рабочей группы Министерства образования и науки РФ (6 человек), участники рабочей группы Администрации края (6 человек), члены Управляющего совета школы №143 (21 человек), представители СМИ (23 человека).
Время работы: 14 марта с 17.00 до 18.50
Место работы: г. Красноярск, ул. Урванцева д. 12, школа № 143 (т. 83912 204783), аудитория № 2-11

Порядок проведения рабочей встречи

17.00 - 17.20 Знакомство с деятельностью Управляющего совета (далее - УС) школы №143:
смысл и назначение УС в жизни школьного сообщества;
подход и логика создания УС;
устройство системы управления школой в условиях действующего УС;
содержание деятельности УС;
перспективы улучшения жизни участников школьного сообщества в связи с деятельностью новой системы управления.
Ведущий - А.А.Седельников, председатель Управляющего совета.
17.20 - 18.10 Совместное обсуждение Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко и членами Управляющего совета актуальных вопросов финансово-экономического аспекта организации образования детей в школьном сообществе:
- влияние УС на распределение доплат и надбавок учителям;
- влияние УС на распределение краевых субвенций;
- эффективное использование внебюджетных и бюджетных средств;
- оценка результатов и эффективности использования ресурсов.
18.10 - 18.30 Представление и обсуждение хода проведения в Красноярском крае общефедеральной работы по созданию и организации деятельности школьных Управляющих советов.
Ведущая - Г.А.Вычужанина, и.о. начальника Главного управления образования администрации края
18.30. - 18.45 Представление и обсуждение хода реализации в Красноярском крае российско-британского проекта "Создание системы образовательного мониторинга, обеспечивающего паритет общественных и государственных требований к качеству образования".
Ведущая - Г.М.Вебер, руководитель проекта.
18.45- 18.50 Общее обсуждения содержательных итогов встречи.
Ведущий - В.П. Шишмарев, заместитель Губернатора края.
Ответственные за организацию встречи:
Н.И.Жилинская, начальник Главного управления образования администрации г.Красноярска, В.А.Минов, начальник отдела Главного управления образования администрации края

Управляющий совет
муниципального образовательного учреждения
"средняя общеобразовательная школа № 143

Срок полномочий - 2004 - 2006 г.
Члены Управляющего совета:
Избранные конференцией родителей:
Баянов Сергей Степанович
технический директор ЗАО "Вамитек"
Бондарева Елена Олеговна
заместитель начальника финансового отдела ТЭЦ-3
Дубляк Галина Юрьевна
главный бухгалтер Бирилюсского райПО
Калинина Нина Никитична
домохозяйка
Кульгаев Сергей Владимирович
главный инженер ЗАО "Центральный парк"
Олокина Елена Алексеевна
заместитель руководителя Правобережного казначейства
Остапец Игорь Михайлович
частный предприниматель
Избранные конференцией учителей:
Перепелкина Елена Львовна
учитель основной и старшей школы
Понкратова Наталья Владимировна
учитель школы менеджеров
Антипова Елена Станиславовна
учитель основной и старшей школы
Волкова Алена Владимировна
учитель начальной школы
Избранные конференцией учеников:
Горюнова Алина Андреевна
ученица 9 класса школы
Телицина Екатерина Александровна
ученица 11 класса школы
Трацевская Валерия Вячеславовна
ученица 10 класса школы
Юрченко Юлия Владимировна
ученица 11 класса школы
Назначенные:
Гридасова Татьяна Алексеевна
директор школы
Зимин Евгений Юрьевич
начальник управления образования администрации Советского района г. Красноярска
Кооптированные:
Седельников Александр Александрович
исполнительный директор Благотворительного фонда попечения об образовании Советского района г. Красноярска
Бец Елена Сергеевна
студентка 3 курса Сибирского Государственного аграрного университета, выпускница школы
Еремин Иван Викторович
председатель Красноярской региональной молодежной общественной организации "Молодежный компьютерный клуб"
Захаров Кирилл Константинович
председатель Региональной общественной организации "Физкультурно-оздоровительный клуб "Борей""

Председатель совета - Седельников Александр Александрович
Заместитель председателя совета - Перепелкина Елена Львовна
Секретарь совета - Бец Елена Сергеевна


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 143
Советского района г. Красноярска

660125 г. Красноярск, ул. Урванцева, 12 тел. 20 - 47 -83
e-mail: gridasova143@mail.ru, ivan143@mail.ru

Субъекты школьного сообщества:
* Негосударственная образовательная организация некоммерческое партнерство "Школа менеджеров" (год создания - 1992)
* Благотворительный общественный фонд "Развитие школы № 143" (год создания - 1997)
* Региональная молодежная общественная организация "Молодежный компьютерный клуб" (год создания - 1999)
* Детская организация школы менеджеров (год оформления - 2001)
* Местная детская молодежная организация "Сто сорок третье измерение" (оформлена в 2002).
* Региональная общественная организация "Физкультурно-оздоровительный клуб "Борей" (год создания - 2003)
Социально-активная школа:
* Школа выступила инициатором проведения первого городского фестиваля школьных театральных коллективов в 2003
* Структурное подразделение школы "Клуб юных техников" стал инициатором проведения городских соревнований по техническим видам спорта среди клубов города
* Школьные средства информации газеты "МИГ", "143 измерение" выпускают газеты для жителей микрорайона
* Школа проводит праздники для жителей микрорайона
* Школа ежегодно проводит благотворительную акцию "День добра" для малообеспеченных жителей микрорайона и воспитанников детского дома - интерната № 107
* Общественная организация "Борей" стала инициатором и создателем большой ледовой площадки на стадионе школы (в таком роде единственная в городе) для учеников, жителей микрорайона
Школа - участник социально-образовательных проектов:
* Российско-британского проекта "SAS" - "Общественно-активные школы"
* Российского проекта "Управляющие советы"
* Российского МЕГА-проекта "Развитие образования в России"
* Местных социально-значимых проектов участников образовательного процесса и представителей местного сообщества
А.А. Седельников- краткий комментарий и впечатления:
В основном визит министра в край посвящен проблемам высшей школы и профобразования. В общем образовании его познакомили лишь с действующим Управляющим Советом школы 143.
Информацию о создании в школе 143 и других школах города и края Управляющих Советов воспринял поначалу достаточно критически и скептически. Пытался получить ответы о немедленных и значимых эффектах появления УС в школе - насколько в денежном выражении сразу и скачком повысилась инвестиционная привлекательность школы, что изменилось в образовательном процессе, в качестве управления и т.п., почему программу развития школы, конкурс проектов развития не может организовать директор без УС.
Уяснив фактический срок существования УС - 4 месяца, стал задавать более реальные вопросы и получил разнообразные содержательные ответы представителей всех категорий избранных и кооптированных членов, включая представителей учащихся.
Подводя итог своему пониманию УС по выслушанным ответам и разъяснениям членов УС, отметил для себя и всех важность и перспективную эффективность следующих вещей:
- УС - переговорная площадка представителей участников образовательного процесса и членов местного сообщества;
- УС создается по решению и с участием учредителя, что качественно отличает его от других форм школьного самоуправления;
- УС принимает не рекомендации, а решения, обязательные к исполнению;
- УС - постановщик задач ведомству образования извне, из общества, от заказчика, преодолевает замкнутость в самой себе системы образования;
- УС - орган стратегического планирования;
- УС - орган нормирования школьной жизни;

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign