LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В результате использования технологии SADT-IDEF достигается основная цель междисциплинарной интеграции - достижение нового уровня целостности учебного процесса, которое обладает всеми необходимыми признаками "процессного" взаимодействия, а также изменениями в элементах - дисциплинах, функциях объекта изучения, обусловленных новыми связями вновь образуемых системных качеств.
Все, что нужно сделать, опираясь на "визуализацию" SADT-IDEF, так это навести порядок в понимании существующего и нормативного положения вещей. Необходимо на основе обсуждаемой технологии тщательно структурировать весь курс, составив семантическую сеть дисциплин и понятий, исходя из требований конкретной модели подготовки специалиста и необходимости формирования конкретных профессионально важных его умений.
Как это реально выглядит - иллюстрируется авторами в представляемом докладе.
Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. "Структурный анализ систем: IDEF - технологии", Москва, Финансы и статистика, 2001г.
INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEF0). Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993 December, 21.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AT FOREIGN LANGUAGES TRAINING
Aseyev S. G.
Close corporation "Prosveshcheniye-MEDIA", Moscow
Abstract
Use of information technologies at foreign languages training allows to solve a number of tasks which cannot be solved at a traditional way of teaching.
Due to multilevel structure, great volume of teaching materials and wide potential REWARD InterN@tive and other language programs of the company "Prosveshcheniye - MEDIA" can be used as modern training aids teaching foreign languages in various educational institutions and for different purposes: from self-preparation of pupils on a home computer up to the organization of correspondence remote training in scales of region or the country.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Асеев С. Г.
ЗАО "Просвещение-МЕДИА", г. Москва
Использование информационных технологий при обучении иностранным языкам позволяет решить ряд задач, которые невозможно решить при традиционном способе подачи информации со стороны учителя. При этом преподавателю не обязательно отказываться от привычного русла ведения уроков. Компьютерные языковые программы позволяют учителю сделать более плавный переход к новым технологиям, совмещая печатный учебник с электронным.
Мультимедийный курс REWARD Intern@tive является компьютерной версией апробированного во многих странах мира оксфордского учебника английского языка REWARD и представляет собой учебно-методический комплекс с возможностями дистанционного обучения.
Каждый уровень мультимедийного курса REWARD lnterN@tive включает материалы четырех книг (Student's Book, Practice Book, Grammar & Vocabulary Workbook, Video Activity Book), а также все аудио- и видео- приложения соответствующего уровня (Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper- Intermediate) оригинального учебного комплекта REWARD. Кроме того, в компьютерную версию включены дополнительные аудио- и видеоматериалы.
Занятия на компьютере построены на последовательном выполнении тщательно подобранных и согласованных друг с другом заданий и упражнений, составляющих методическую основу REWARD. В компьютерной версии отражены все ключевые особенности оригинального курса:
- все виды речевой деятельности и аспекты языка, равномерное развитие языковых навыков;
- большой объем разнообразных упражнений, гарантирующий прочное усвоение учебного материала;
- программа по грамматике, охватывающая все основные категории языка;
- структурированный по урокам словарь активной лексики;
- максимальное приближение обучения к реальной жизни: оригинальные англоязычные тексты, обилие информации лингвострановедческого характера с включением элементов различных культур;
- гибкое планирование и регулярный четкий контроль знаний.
Компьютерная версия предоставляет ряд методических возможностей, которые отсутствуют в оригинальном учебном комплекте:
- возможность самостоятельной работы учеников с большей частью учебных материалов курса;
- расширенные задания к упражнениям, во многие из которых были включены дополнительные виды деятельности;
- возможность составления новых уроков из материалов курса
- автоматизированные средства для исправления учениками ошибок и выборочного повторения учебных материалов.
REWARD lnterN@tive - один из первых в мире мультимедийных курсов английского языка на CD-ROM, в котором реализована идея дистанционного обучения через Интернет: контроль со стороны преподавателя и свободное общение между учениками.
Благодаря многоуровневой структуре, большому объему учебных материалов и широкому набору возможностей REWARD InterN@tive и другие языковые программы компании "Просвещение-МЕДИА" могут использоваться в качестве современного средства обучения английскому языку в различных учебных заведениях и для самых разных целей-от самоподготовки учащихся на домашнем компьютере до организации заочного дистанционного обучения в масштабах региона или страны.

ДВА ПОДХОДА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Акуленко В. Л.
Ново-Марковичская средняя школа, Беларусь
Принципиально новые пути подачи информации обучаемым открываются при использовании компьютерного моделирования изучаемых процессов и явлений. Безусловно, только реальный эксперимент отражает всю сложность явлений реального мира. Но его проведение может быть затруднено пространственными или временными параметрами, а также дороговизной оборудования. Эта проблема успешно решается демонстраций компьютерных видеофрагментов.
Компьютерная модель не может заменить собой реальный эксперимент, но является альтернативой всегда сильно упрощенному математическому описанию процесса или явления. Именно в этой части численное моделирование с последующей визуализацией результатов оказывается вне конкуренции с традиционными формами обучения. Существует весьма ограниченное число простейших задач, описывающих реальные природные явления, допускающих получение аналитических решений. Но даже их решение на уроке зачастую оказывается невозможным из-за нехватки времени или недостаточной математической подготовки аудитории. Компьютерное моделирование более наглядно, чем математическое моделирование и позволяет учащемуся лучше воспринять смысл полученного результата.
В подавляющем большинстве электронных курсов по физике компьютерное моделирование сводится к "оживлению" картинок из школьных учебников, что является неоправданным по затратам как компьютерных ресурсов, так и времени на разработку соответствующих программ.
На сегодняшний день в области создания ЭИОН по физике сложилась проблема оторванности авторов-разработчиков обучающих программ от педагогов-практиков. Плодом такой разобщенности являются с завидной регулярностью выходящие электронные издания, применение которых в школьном учебном процессе либо весьма ограниченно, либо и вовсе невозможно.
Рассмотрим данную проблему более подробно на примере обучающей компьютерной среды "Живая Физика" (Институт новых технологий образования, 2001), ориентированной на создание самим пользователем интерактивных моделей всевозможных физических процессов. Но процесс создания моделей сам по себе уже требует немалых знаний в области физики, ввиду чего практически не несет в себе обучающую функцию, которая в полной мере может быть раскрыта при работе школьников с уже готовыми моделями. Разработка новых экспериментов является скорее способом демонстрации знаний, нежели способом их приобретения. Ввиду малого количества готовых экспериментов (их всего 12), невольно чувствуешь себя обманутым покупателем, которому вместо готового костюма продали набор из ткани, ниток, игл и пуговиц. Здесь же нужно отметить, что обучение школьников приемам варьирования различными параметрами уже готовых моделей, действительно не составляет никакого труда. Выход из этого положения, казалось бы, лежит на поверхности - учитель может сам составлять нужные для его работы модели. Правда, способностями и временем для подобного рода творчества располагают далеко не все учителя. Следовательно, без существенной переработки "Живая Физика" будет по-прежнему в пику своему названию мертвым грузом пылиться на полках большинства школьных кабинетов физики.
Совсем иного качества получаются электронные издания, в создании которых участвуют авторы, знакомые с аспектами преподавания физики в школе и с проблемами школы в целом. Одним из таких ЭИОН является компьютерный учебный курс под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела "Открытая физика 1.1" (ООО "Физикон", 1996-2001). Его авторы делают упор на работе с интерактивными моделями, что дает мощный обучающий эффект, повышает заинтересованность учащихся и не может быть реализована никакими иными средствами, кроме компьютера.
Особо хотелось бы отметить качество моделей. В иллюстрируемых ими процессах участвуют не абстрактные материальные точки, а реальные физические тела, работа с которыми вызывает у школьников гораздо больший интерес. Модели выполнены на высоком научном уровне. Изменение одного из исследуемых параметров вызывает четкое, теоретически обоснованное изменение других, зависящих от него параметров. Модели сопровождаются минимумом текстовой информации, поясняющей сущность демонстрируемых физических процессов, что выгодно отличает данный интерактивный курс от большинства других электронных изданий: подробную информацию гораздо удобнее считывать не с монитора, а с листа. Электронное издание должно не дублировать издания печатные, а лишь использовать формы обучения, которые не могут быть реализованы традиционными средствами. В позитивном плане следует отметить и наличие в программе кроме печатного текста аудио комментариев - часть учащихся более восприимчива к звуковой информации.
К достоинствам данного курса, несомненно, следует отнести и то, что он сопровождается методическими материалами и практическими рекомендациями для учителей и методистов, блестяще составленными А.Ф. Кавтревым. В процессе ознакомления с данными рекомендациями становится ясно, что составлены они настоящим педагогом-практиком, который учитывает все, вплоть до психологических аспектов применения электронного издания на уроке физики. Рекомендации имеют не абстрактный, а конкретный характер. Автор не только выделяет, но и подробно описывает виды учебной деятельности, осуществить которые позволяет данный компьютерный курс: ознакомительное задание; компьютерные эксперименты; экспериментальные задачи; расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой; неоднозначные задачи; задачи с недостающими данными; творческое задание; исследовательское задание; проблемное задание; качественные вопросы.
Эффективность работы школьников с интерактивными моделями огромна. Учащиеся могут видеть на мониторе мультимедийную симуляцию различных физических процессов, одновременно следя за векторами сил, действующих на участвующие в этих процессах тела. Имеется возможность визуализации и других векторных величин - скорости, ускорения, пути и т. п. Кроме того, школьники здесь же могут видеть всевозможные графики исследуемого физического явления. Все это позволяет обучаемым правильно и глубоко понять суть происходящего процесса, гораздо быстрее, чем это позволяют сделать традиционные средства обучения, установить причинно-следственные связи между физическими величинами. Даже полностью оборудованная школьная лаборатория не может обеспечить той наглядности, которую дают хорошие компьютерные модели.

5-6 КЛАССЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Босова Л. Л.
Институт информатизации образования Российской академии образования, Москва
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета "Информатика и информационные технологии". При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах определяются следующим образом:
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
К настоящему времени в школьной информатике имеются значительные учебно-методические наработки для разных возрастных групп учащихся, изданы учебные пособия для 1(2) - 4, 7(8) - 9 и 10-11 классов. В то же время практически отсутствует не только учебно-методическое обеспечение, но и общие подходы к организации обучения информатике в 5-6 классах.
В основу разработанного нами курса информатики для 5-6 классов нами положены такие принципы как:
1. Принцип целостности и непрерывности, означающий, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-9 (базовый курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий "настоящей информатики" для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.
3. Принцип практико-ориентированности обеспечивает отбор содержания, направленного на решение методом проектов простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе использования информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы - научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Только в этом случае в полной мере раскрывается его индивидуальность, интеллектуальный потенциал, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
1. Модуль "Теоретическая информатика".
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, модель, информационная модель, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.
2. Модуль "Средства информатизации".
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, компьютерные сети, файл, операционная система.
3. Модуль "Информационные и коммуникационные технологии".
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, база данных, среда программирования, гипертекст, мультимедийный документ, электронная почта, Интернет.
4. Модуль "Социальная информатика".
Основные понятия: информационная сфера деятельности, информационное общество, информационная безопасность
Подготовка школьников 5-6 классов в соответствии с представленной структурой обеспечивается учебно-методическим комплектом (УМК) по информатике. В его состав входят для каждого класса:
- учебник с компьютерным практикумом;
- рабочая тетрадь;
- методическое пособие для учителя;
- CD с программно-методической поддержкой.
УМК построен так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить "точкой входа" в предмет для школьников, приступающих к её изучению впервые.
Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам Н.Д. Угриновича и И.Г. Семакина. Представленный материал позволит избежать повторов при построении непрерывного курса информатики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли отражения в базовом курсе информатики, хотя и имеют огромный образовательный потенциал.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Босова Л. Л., Чемова Т. Н.
ИИО РАО, Центр ТР и ГО Истринского района, Московской области
От сегодняшнего выпускника школы требуется достаточно высокий уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий - того, что сейчас принято называть компетенциями в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенциями).
Анализ билетов выпускного экзамена по информатике для средней (полной) общеобразовательной школы [1] позволяет выделить 13 блоков ИКТ компетенций, которыми должен обладать сегодняшний выпускник общеобразовательного учебного заведения.
1 блок "Информация и информационные процессы": представление об информации с точки зрения содержательного и кибернетического подходов, представление об информационных процессах, умение приводить примеры информационных процессов, определять количество информации и пересчитывать его в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах).
2 блок "Представление информации": понятие о языке как способе представления информации, представление о естественных и формальных языках, о двоичном кодировании информации, о хранении числовой, символьной и графической информации в памяти компьютера, о математической логике и основных логических операциях, умение переводить числа из десятичной системы счисления в другие позиционные системы счисления и обратно, вычислять арифметические выражения с операндами, представленными в различных системах счисления; записывать логические выражения с использованием основных логических операций и строить для них таблицы истинности.
3 блок "Компьютер": общее представление о функциональной схеме компьютера (основные устройства, их функции и взаимосвязь), характеристиках современных персональных компьютеров, устройствах памяти компьютера; знание условий эффективного и безопасного использования компьютерной техники.
4 блок "Программное обеспечение": представление о программном обеспечении компьютера, знание назначения и состава операционной системы, понятие файловой системы (папки и файлы, имя, тип, путь доступа к файлу), навыки работы с дискетой и с файлами (создание, сохранение, удаление, копирование, переименование, поиск и др.), с программами-ахиваторами и антивирусными программами, инсталляции и деинсталляции программного обеспечения.
5 блок "Формализация и моделирование": понятие материальных и информационных (графических, вербальных, табличных, математических и др.) моделей объектов и процессов, представление о формализации как замене реального объекта его информационной моделью.
6 блок "Алгоритмизация и программирование": понятие алгоритма и его свойств, исполнители алгоритмов, базовые алгоритмические конструкции, умение определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме или записи на языке программирования, разрабатывать простейшие алгоритмы (программы), содержащие команды (операторы) цикла и ветвления, понимание технологии решения задач с помощью компьютера.
7 блок "Обработка текстов": представление о программных средствах и технологиях обработки текстовой информации (текстовый редактор, текстовый процессор, редакционно-издательские системы), выполнение основных операций по обработке текстовой информации (ввод, редактирование, форматирование и печать документов, содержащих списки, таблицы), использование в документе рисунков, чертежей и др.
8 блок "Компьютерная графика": представление об аппаратных (монитор, видеокарта, сканер и пр.) и программных (растровые и векторные графические редакторы, средства деловой графики и пр.) средствах компьютерной графики, навыки создания, преобразования и сохранения рисунков в среде графического редактора.
9 блок "Электронные таблицы": представление о программных средствах и технологиях обработки числовой информации, выполнение основных операций, связанных с созданием, форматированием и использованием электронных таблиц (табулирование и построение графиков функций, решение расчетных задач с использованием стандартных функций, решение простейших оптимизационных задач, упорядочение данных).
10 блок "Базы данных и информационные системы": представление о технологии хранения, поиска и сортировки данных, о табличных, иерархических и сетевых базах данных, умение получать информацию из существующей базы данных с помощью имеющихся в ней средства запросов, выбора и сортировки.
11 блок "Презентация": компетентность в использовании средств презентации на персональном компьютере (создание и форматирование слайдов, использование различных эффектов слайдового показа).
12 блок "Сетевые технологии": представление об информационных возможностях сети Интернет (электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы и пр.), выполнение базовых операций по поиску нужной информации в компьютерной сети, использование программ, работающих с электронной почтой, для отправки или получения писем.
13 блок "Социальная информатика": знание основных этапов в информационном развитии общества, понимание значения средств информатизации и коммуникации на современном этапе развития общества; представление об этических и правовых аспектах информационной деятельности, правовой охране программ и данных, защите информации.
Информатика и информационные технологии сегодня - область, в которой наблюдается наибольший разброс в знаниях бывших выпускников школ, определяемый рядом субъективных объективных причин. Особенно остро эта проблема встает в так называемых "технологических" блоках (по нашей классификации 7-12).
Достаточно иметь в классе или группе 1-2 учащихся, имеющих доступ к компьютеру или собственный персональный компьютер, и тщательно отработанная методика урока "для всех" не приносит ожидаемых результатов. Вопросы, связанные с необходимостью организации учебного процесса в группе учащихся, имеющих различный начальный уровень подготовки, присущи всем уровням системы непрерывного образования в области информатики и информационных технологий. И если в высших учебных заведениях эта проблема может быть решена путем внешней дифференциации, когда по итогам входного тестирования учащиеся разбиваются группы, как правило, начальной, минимальной и базовой подготовки, то в рамках одного класса учителю необходимо задействовать все возможности разноуровневого обучения.
Занятия с учащимися, не имеющими опыта работы на компьютере (первый уровень) следует начинать с обязательных, небольших заданий, знакомящих обучаемых с минимальным набором необходимых технологических приёмов. Для каждого задания необходимо предлагать подробную технологию его выполнения, приводить образец того, что должно получиться в итоге.
Задания второго уровня сложности должны быть более объемны. Обучаемым целесообразно предоставлять образец, в соответствии с которым они должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном уровне обучаемые будут самостоятельно искать необходимую им для работы справочную информацию.
Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых обучаемых, имеющих, как правило, собственный компьютер. Здесь отрабатывается не отдельный приём, а формируется целостное видение изучаемого вопроса, что предполагает свободное владение всеми ранее изученными приёмами, интеграцию различных технологических подходов.
Предложенный подход реализован нами в учебном пособии [2]. Основная цель пособия - помочь преподавателю в организации дифференцированной самостоятельной работы и контроля знаний обучаемых на занятиях по информатике и информационным технологиям. Книга содержит большое число практических заданий, предназначенных для освоения компьютерной технологии обработки текстовой информации, составленных в соответствии с отечественными нормативными документами и Европейской лицензией по владению персональным компьютером. В настоящее время готовится методическое пособие для учителя, включающее расширенный комплект заданий в тестовой форме для определения входного, промежуточного и итогового уровня сформированности ИКТ компетенций по обработке текстовой информации, а также варианты тематического планирования для различных моделей изучения технологий обработки текстовой информации.
Литература:
1. Л.Л. Босова, Н.Д. Угринович, М.С. Цветкова. Билеты выпускного экзамена по информатике для средней (полной) общеобразовательной школы (11-й класс), М.: Первое сентября, Информатика, №3, №4, 2003
2. Л.Л. Босова, Т.Н. Чемова, В.С. Савельева. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

APPLICATIONS MULTIMEDIA OF TECHNOLOGIES IN INFORMATION SYSTEMS OF MONITORING OF REMOTE TRAINING
Krasnov S.
The Yaroslavl branch Russian state open technical university of means of communication
Abstract
Wide introduction of information technologies in an education system, and also development of system of remote formation in Russia puts a problem before high schools to introduce the created development and actively to develop and increase the educational programs.

ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ МОНИТОРИНГА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Краснов С. А.
Ярославский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения
Учебные заведения уже прошли стадию первоначального оснащения компьютерной техникой. Широкое внедрение информационных технологий в систему образования, а также развитие системы дистанционного образования (СДО) в России ставит задачу перед вузами внедрять созданные разработки и активно развивать и наращивать свои образовательные программы.
Одним из важных моментов в системе СДО является возможность дистанционного общения преподавателя со студентами. Для решения этой задачи используются технические возможности как передача изображения и звука на расстояния через телефонный канал с помощью компьютера оснащенного модемом, видео камерой, системой мультимедиа и соответствующей системой ПО. Телеконференция позволяет организовать коллективную работу студентов. Возможны варианты организации различных видов телеконференций, отличающихся способами взаимодействия с компьютером, интерфейсом и способом организации проведения телеконференции. Наряду с телекоммуникациями и обучающими системами с использованием искусственного интеллекта следует выделить мультимедиа технологии как средство для обогащения традиционных методов обучения. Мультимедиа может с успехом применятся при изучении различных дисциплин, лабораторных и практических занятиях, при проведении исследований технологических процессов и т.д. Достижения максимальной эффективности возможно при применении мультимедиа технологий в создании нового поколения информационно справочных систем (баз знаний, электронных энциклопедий и т.д.) по различным направлениям.
Для создания прикладного мультимедиа продукта необходимо с максимальным качеством подготовить исходный информационный материал (текстовая, аудио- и видеоинформация). При этом определяются требования к шрифтам, текстовым форматам, проводится выверка, систематизация и редактирование материала. Подбираются видеоматериалы по результатам видеосъемок и архивных данных. Выбираются форматы для сжатия видеоинформации, определяются скорости передачи данных с мультимедиа-носителя, частота дискретизации для аудиоинформации включая различные музыкальные фрагменты и т.д.
Применяют разнообразные инструментальные средства навигации которые позволяет переходить от фрагмента к фрагменту, используя как последовательные, так и гипертекстовые или гипермедийные технологии, а также позволяют подключать дополнительные окна или различные прикладные программы.
Стоит особо остановится на комплектации компьютера мультимедийным набором, а также программные продукты, включая драйверы и утилиты которые необходимы для обеспечения работы аппаратных средств для создания и редактирования учебных программ.
Перспективным направлением представляется создание инструментальных средств для построения авторских систем, в том числе использующих гипертекстовые или гипермедийные технологии в информационных системах дистанционного обучения.

METHODICS OF CARRYING- OUT OF THE COMPUTER CHEMISTRY LESSON IN SECONDARY SCHOOL
Malikova Zh.G.
Secondary School 2 , Troitsk of the Moscow region
Abstract
At the present report the methodics of carrying-out of the computer chemistry les-son in Secondary school is considered .The basic stages of the computer educa-tional lesson on chemistry are introduced.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ХИМИИ НА КОМПЬЮТЕРЕ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Маликова Ж.Г.
Средняя школа № 2, г. Троицк Московской обл.
Изучение химии как учебной дисциплины с помощью персонального компьютера является новым методом с индивидуальной формой организации обучения, развивающим мышление ученика и самостоятельность в принятии решений в ходе образовательного процесса. Компьютерные технологии, в основе которых лежит диалог "ученик- компьютер", обеспечивают проведение личностно-ориентированного урока. Новые методы и формы работы со школьниками с помощью компьютерных технологий позволяют не только достичь конкретные цели в обучении и развитии учащихся, но и имеют огромное воспитательное значение в обеспечении досуга детей.
Однако до настоящего времени отсутствует необходимая учебно-методическая литература для пользователей учебных компьютерных программ. Предлагаемая автором методика может оказать помощь учителям в учебном процессе и в дополнительном образовании по химии на компьютере
Основные этапы учебного занятия по химии на компьютере.
Этап 1. Организация начала занятия.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы (содержания) урока.
3. Включение компьютеров и вход в программу обучения.
Этап 2. Подготовка к основному этапу занятий.
1.Сообщение цели и задач урока (обеспечение мотивации).
Учащиеся должны точно представлять, какой должен быть предполагаемый результат их учебной деятельности, какого отчёта за эту деятельность обязан потребовать учитель, уметь соответствуюшим образом спланировать свою работу.
Этап 3. Предварительное тестирование
1. Перечень нескольких вопросов по химии, предлагаемых компьютером на предмет готовности учащихся к предстоящим учебным занятиям.
Учащиеся должны дать ответ на компьютере в письменном виде на основе имеющихся у них знаний, полученных в основной школе, либо на предыдущих занятиях.
Этап 4. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Выбор соответствующего раздела в обучающей программе.
2.Информация учителя по химии по данному разделу, комментарии, пояснения некоторых важных, на взгляд учителя , моментов.
3.Самостоятельное изучение теории предложенного раздела на компьютере.
Учащимся полезно вести краткие записи по теории в тетрадях.
Этап 5. Первичная проверка понимания.
1.Ответы на вопросы компьютера по изучаемому разделу химии.
Учащиеся в письменном виде на компьютере должны ответить на предложенные в программе вопросы.
Количество вопросов в каждом разделе разное (от 3-х до 10-ти и более).
Целесообразно рекомендовать учащимся параллельно вести записи вопросов компьютера и правильные ответы на них в тетрадях.
Этап 6. Контроль и самопроверка знаний.
1. При получении неправильных ответов на вопросы компьютера по обучающей программе рекомендуется вернуться к теории.
2. Необходимо внимательно изучить материал, касающийся ответов на вопросы, после чего вновь приступить к изложению ответов.
Такой процесс может повторяться несколько раз до получения правильных ответов.
Этап 7. Подведение итогов занятия.
1. Оценка компьютером результатов сеанса обучения каждого ученика индивидуально.
Этап 8. Рефлексия.
1. Критический анализ учителя результата учебного занятия каждого ученика на компьютере.
2. Ответная реакция ученика на свою оценку учебной деятельности на занятии (формирование положительной Я-концепции):
а) желание ученика продолжать занятия;
б) желание ученика добиться лучших результатов.
Литература:
1. Онищук В.А. Урок в современной школе.-М., Просвещение.1981 г.,191 с.
2. Маликова Ж.Г., Терентьева Т.А.Химия на компьютере в средней школе./ Педагогическая информатика , 1997 .№ 3. С.13-14.
3. Маликова Ж.Г., Пальнева И.А.,Терентьева Т.А.Использование новых ин-формационных технологий в учебном процессе по химии в средней школе. Сб. Материалы 13-ой Международной конф. "Применение новых технологий в образовании". Тез. докл.,Троицк Московской обл., 2002 г.С.42-43.

THE HEURISTIC METHOD FOR CREATING SCHEDULE OF THE HIGH SCHOOL
Maslov M. G.
MSUAB, Moscow
Abstract
The heuristic algorithm of the resolution of conflict is offered in view of resource limitations, conditions of the clashing sides (agents) and environmental factors on an example of compilation of the schedule of educational occupations in high school.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ СОСТАВЛЕНИИ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ
Маслов М. Г.
Московский государственный университет прикладной биотехнологии
Главной проблемой задачи составления вузовского расписания является слишком большая многовариантность, не позволяющая за приемлемое время выбрать самое лучшее, строго оптимальное решение. Способом выхода из данной ситуации является отказ от максималистского подхода, когда считается пригодным только самое лучшее решение. Ведь даже наилучшее по одним критериям решение, часто является далеко не самым лучшим по другим, и к тому же возможно, что при заданных ограничениях, нельзя получить допустимое расписание. Стоит ли в таком случае тратить огромные вычислительные ресурсы (если они к тому же ещё и есть) и время на отыскание решения, которое, возможно, лишь незначительно превосходит другие "достаточно хорошие" решения. Этот вопрос обосновывает актуальность направления, получившего в последние годы широкое развитие в дискретной оптимизации - направление построения эффективных алгоритмов приближенного решения NP-трудных задач. Задача планирования расписания учебных занятий - это задача на составление расписания комбинаторного типа, характерной особенностью, которой является огромная размерность и наличие большого числа ограничений сложной формы. В настоящее время, не существует универсальных методов решения таких задач. Тем не менее, есть ряд эвристических и переборных методов, которые сравнительно легко поддаются программированию, а результат автоматизированного планирования расписания можно считать оптимальнее (по сравнению с ручным составлением) хотя бы по скорости и точности.
В основе разработанного нами эвристического алгоритма лежит принцип первоначального распределения наиболее критичных заявок. Критичность характеризуется количеством имеющихся возможных вариантов назначения занятий и связана с частотой возникновения критичных ситуаций при назначении заявки. После ввода, проверки и согласования исходной информации производится расчёт критичности заявок. Далее следует распределение заявок в соответствии с их критичностью и статусами преподавателей. При распределении конкретной заявки в соответствии с её требованиями возможны различные отклонения от указанного прямого порядка распределения (например, при необходимости назначения подряд нескольких однотипных заявок, но, в общем, схема остаётся такой). Распределение заявки начинается с определения свободных пар и допустимых аудиторий для заявки. Далее, в зависимости от распределения количества пар по неделям, производится выбор соответствующей процедуры планирования. В процедуре планирования производится определение, что является наиболее критичным для заявки, и выбор соответствующей процедуры, в которой, в зависимости от критичности, для сокращения количества перебираемых вариантов поиск допустимого назначения производится сначала по наиболее, а затем по соответственно менее критичным ресурсам. Сущность поиска заключается в просмотре по убыванию предпочтительности сначала наилучших вариантов (оптимизация) и попытке назначения заявки, затем в ослаблении желательных требований и ослаблении до определённого предела ограничений. Если не удаётся найти назначение, то в зависимости от параметров производится либо перестановка уже назначенных заявок и попытка записи на их место текущей, или откладывание заявки и распределение её после назначения всех заявок. Перестановки производятся до определённой заданной глубины и также в соответствии с принципом убывания предпочтительности.
Разработанная, на основе описанного алгоритма, компьютерная система предлагается к использованию в учебных отделах вузов и других учебных заведений. Система построена на базе трёхзвенной архитектуры, состоящей из: клиентских приложений, обеспечивающих пользовательский интерфейс; сервера приложений, отвечающего за доступ к данным и безопасность (сервер приложений может быть запущен на компьютере, либо как сервис, либо как программа, при этом он остается доступен через System Tray); сервера БД (могут быть использованы Oracle, Microsoft SQL Server или MSDE, Interbase). На стороне клиента не требуется никакой инсталляции, что является преимуществом использования трёхзвенной архитектуры. Данная система состоит из комплекса программ: "Деканат" - предназначена для формирования графиков учебных занятий в деканатах факультетов, а также выписок для кафедр; "Кафедра" - предназначена для формирования распределений лекционных потоков на кафедрах; "Расписание" - используется для построения и коррекции расписания в ручном и автоматическом режимах; "Просмотр расписания" - служит для просмотра полученного расписания с возможностью внесения пожеланий об его изменениях. Программы создавались на языках С++ и Delphi Language с использованием VCL и дополнительных библиотек компонентов.
Литература:
1. Маслов М.Г. Эвристический алгоритм решения задачи составления расписания учебных занятий в вузе // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XV Международной научной конференции. В 10-и т. 2 - 4 июня 2002 г. - Тамбов, 2002. - Т. 9. - С.86-88.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ. КОМПЛЕКС АРМ АШ - "РАЙОНО".
Платонов А. Г.
Муниципальная средняя школа № 171 г. Новосибирска
Все возрастающая сложность решаемых руководителями управленческих задач (оформление материалов при аттестации школ и сотрудников, лицензировании и аккредитации; увеличение объема отчетной и текущей документации; мониторинг учебной деятельности учащихся и учителей и т.д..), без сомнения, с каждым днем увеличивает потребность во внедрении в практику работы школьной администрации информационных технологий, обеспечивающих не только сбор, хранение и обработку данных, но и оказывающих реальную помощь в принятии эффективного, компетентного и профессионально обоснованного управленческого решения.
Программа АРМ "Администратор школы" предназначена для руководителей образовательных учреждений. Она позволяет создать корпоративную информационную систему школы, систематизировать разнообразные сведения о сотрудниках и учащихся, обеспечивает автоматизацию отчетов ОШ--1, РИК-83 и др. Кроме того, программа АРМ АШ осуществляет мониторинг деятельности учителей и качества обучения учащихся, готовит документы для тарификации сотрудников: таблицы наполняемости классов, расчета учебных часов, тарификационную ведомость.
Программа будет верным помощником и при создании оперативной документации на различных этапах деятельности школы. Так в начале учебного года, используя функцию "свободные отчеты", можно быстро подготовить списки учащихся по классам, по возрасту; при подведении итогов учебных периодов - списки отличников и хорошистов, а также учащихся, имеющих только одну отметку "4" или "3", неуспевающих и т.д.; списки выпускников, сдающих ЕГЭ, включая паспортные данные и домашний адрес и многое другое. Для заместителей директоров по УВР программа поможет создать дифференцированные списки сотрудников по образованию, стажу, разряду и категории, аттестации и курсовой переподготовке и др.
Здесь же возможно осуществление мониторинга результатов учебной деятельности как отдельного класса (см. рис. 1), так и группы классов (параллели, ступени), как отдельного предмета, так и группы предметов (образовательной области).
Программа предусматривает возможность мониторинга деятельности каждого учителя. Все сведения оформляются в виде таблиц и соответствующих им графиков, автоматически производится расчет коэффициентов обученности и качества.



Рис. 1. Мониторинг результатов учебной деятельности
Обобщая все вышеперечисленные функции, обозначим основные возможности программы:
- формировать электронные базы данных на сотрудников и учащихся школы;
- формировать федеральные (региональные) и школьные учебные планы;
- осуществлять все операции по тарификации сотрудников;
- осуществлять все операции по "движению учащихся";
- осуществлять мониторинг результатов деятельности учащихся и учителей;
- формировать стандартные отчеты (ОШ-1, РИК-83), таблицы наполняемости классов, расчета учебных часов, тарификационную ведомость и другие;
- составлять "свободные" отчеты по сотрудникам и ученикам.
Одним словом, программа имеет достаточно высокую степень гибкости в условиях конкретной школы, отличается простотой и удобством в работе, обеспечивает точность и достоверность информации, автоматизацию стандартных отчетов. Кроме того, сетевой режим работы, оснащенность удобной службой поиска, возможность настройки интерфейса - характерные черты и преимущества программы. И, наконец, она имеет достаточно доступный "Help", написанный для пользователей, не имеющих специальной подготовки, и обеспечивающий возможность быстрого и самостоятельного овладения приемами работы.
Без сомнения, программа поможет руководителям оперативно и эффективно принимать управленческие решения, грамотно осуществлять анализ и планирование работы педагогического коллектива, без затруднений подготовить основные документы в процессе самоанализа при аттестации учебного заведения.
Принимая во внимание необходимость обмена информационными потоками и координирования процессов управления между образовательными учреждениями и отделами (управлениями) образования различного уровня, авторы разрабатывают программу "Районо", способную создавать интегрированные отчеты на основе баз данных программы АРМ "Администратор школы".
С помощью программы "Районо" сегодня можно принимать отчеты ОШ-1 и РИК-83, переданные либо по электронной почте, либо с дискеты, и создавать интегрированные отчеты (РИК-76, РИК-83) по выбору пользователя. Это может быть как сводный отчет для образовательных учреждений всех типов, так и индивидуальный - для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов и т.д. Такая возможность быстрой передачи и обработки информации позволит органам управления всех уровней автоматизировать процесс подготовки отчетной документации.
Очевидна и возможность обеспечения интерактивной связи органов управления и образовательных учреждений: получение достоверной и оперативной частной информации, касающейся различных сторон деятельности подотчетных организаций, сведений об отдельных работниках, учащихся и их семьях. Последующие версии программы "Районо" как раз предполагают расширение функций данной программы в рамках вышеперечисленных операций.
Создание единой информационной сети школ и управлений образованием - реальная задача, которую способен решить комплекс АРМ АШ - "Районо". Позволим себе с уверенностью заявить о том, что в ближайшем будущем отпадет необходимость в трудоемких и длительных процессах сбора и обработки информации, используемых сегодня, отнимающих время и силы у работников образовательной сферы разных уровней. Внедрение и усвоение современных информационных технологий создаст важные предпосылки для повышения культуры управления образованием, обеспечит динамичность и оперативность принимаемых решений, унификацию информационных систем и создание общего информационно-образовательного пространства.

КУРС "ШКОЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" ДЛЯ ЛИЦЕЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Русина И. П.
Школа №3 г. Мончегорска Мурманской области,
Реализация возможностей современных технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, виртуальная реальность) расширяют спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. При этом происходит изменение критериев отбора содержания учебного материала - они основываются на необходимости интенсификации интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося за счет формирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, осуществлять "микрооткрытия" в процессе изучения закономерностей, использовать современные информационные технологии в качестве инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир. Это становится возможным на основе приобщения учащегося к современным методам продуцирования, обработки, хранения и передачи информации, представленной в любой форме, в том числе и в аудиовизуальном виде. На смену авторитарным, иллюстративно-объяснительным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит овладение умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения знаний, технологиями информационного взаимодействия с моделями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных средах.
Реализация этих подходов требует уже в школе на допрофессиональном уровне серьезной подготовки будущих преподавательских кадров, которые владели бы знаниями в области применения информационных и коммуникационных технологий, как в процессе преподавания общеобразовательных предметов, так и при решении своих профессиональных задач. Учитель современной школы уже не может обойтись без информационного взаимодействия со своими коллегами по телекоммуникациям, его личное время существенно высвобождается, если он использует базы данных авторских методических разработок, научно-популярной, хрестоматийной и профессиональной литературы. При подготовке к уроку целесообразно также использовать современный инструментарий технологии мультимедиа.
В связи с вышеизложенным, с 1999/2000 учебного года в структуру обучения лицейских педагогических классов школы №3 г. Мончегорска был добавлен курс "Школа информационных технологий". Результаты его апробации показывают, что этот курс обеспечивает профессиональную готовность к использованию современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учителя-предметника, методиста, классного руководителя и административного состава работников учебного заведения среднего уровня образования.
Практическая работа со средствами новых информационных технологий обеспечивает: знание техники безопасности при работе со средствами новых информационных технологий; знание эргономических, технических, физиолого-гигиенических требований к ним, а также педагогико-эргономических требований к кабинету информатики и вычислительной техники; представления о применениях современных информационных технологий как в условиях традиционного учебно-воспитательного процесса, так и в условиях изменения организационных форм и методов обучения; умения, связанные с применением средств автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Представленные требования к уровню подготовки, а также принципы отбора содержания учебного материала позволили выявить характерные особенности процесса подготовки учеников к применению современных информационных технологий, которые определяют содержание, структуру и состав программного обеспечения курса "Школа информационных технологий".
Содержание курса предполагает: ознакомление с типологией программных средств учебного назначения, с их функциональным и методическим назначением, с экспертной оценкой качества программных средств учебного назначения; обучение применению различного рода редакторов, электронных таблиц, формирующих культуру деятельности будущего учителя; обучению пользованию системами управления базами данных для автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; ознакомление с типологией инструментальных программных средств, предназначенных для создания программных средств учебного назначения. Кроме того, содержание подготовки предполагает ознакомление с перспективными направлениями использования современных информационных технологий, предназначенных для организации самостоятельной работы по обработке информации (экспертные системы, базы данных, базы знаний). В содержании курса представлены также основные понятия о технологии мультимедиа, реализующей интенсивные формы и методы обучения при работе с аудио-визуальной информацией; о системах "Виртуальная реальность", которые обеспечивают "погружение" в стереоскопически представленную трехмерную реальность; о возможностях работы в телекоммуникационных сетях. Помимо этого, рассматриваются вопросы применения учебно-демонстрационного оборудования, обеспечивающего управление (с помощью компьютера) объектами реальной действительности, сбор, обработку информации о реально протекающих процессах. Адекватно содержанию подготовки и блочно-модульной структуре курса был сформирован состав программного обеспечения курса.
Сегодня лицеисты могут использовать компьютер в делопроизводстве, в учебном процессе в качестве технического средства обучения и инструмента научных исследований, используют компьютер как средство обучения информационным технологиям. Ученики 11-го лицейского класса используют компьютер для подготовки материалов педагогической практики, выпускают газету "Школьные ступени".

OPTIMIZATION OF PC CONTROL OF MARINE SPECIALISTS ADDITIONAL QUALIFYING
Sayapin Y. L., Gomziakov M. V.
Marine State University, Maritime Administration of port Vladivostok, Vladivostok
Abstract
Applicability of methods of professional computer testing in additional qualifying and certification of marine mechanical engineers and electric engineers is considered.

ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА
Саяпин Ю. Л., Гомзяков М. В.
Институт "Автоматики и информационных технологий" МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Морская администрация порта (МАП), г. Владивосток, Россия
На базе Морского Государственного Университета (МГУ) имени адмирала Г.И. Невельского осуществляется регулярная дополнительная подготовка (ДП) с последующей аттестацией в Морской Квалификационной Комиссии (МКК) специалистов морского флота Российской Федерации. Проверка компетентности, производимая в соответствии с требованиями Международной Конвенции ПДМНВ-78/95 (далее - Конвенция), исполняется как традиционными методами, так и с применением компьютеризированного профессионального тестирования.
Основная цель профессионального тестирования морских механиков - установить, соответствует ли подготовка специалиста требованиям Конвенции. Для судовых механиков и электромехаников стандарты компетентности указаны в Правилах III/1, III/2, III/3.
Кампания по обмену дипломов, производимая с 2000 г. в соответствии с требованиями Конвенции, показала значительный разброс в уровне подготовки морских кадров в зависимости от конкретного учебного заведения, отраслевой принадлежности, вида обучения, стажа работы и даже года выпуска специалиста. Очевидно, что эти критерии не могут быть определяющими при выборе программы профессионального тестирования. Следует учитывать также, что тесты, направленные на развитие творческого начала, гибкости и самостоятельности мышления, не так актуальны для морского технического специалиста, основной задачей которого является точное выполнение Правил технической эксплуатации и инструкций завода-изготовителя, а также знание деталей конкретного механизма. В основу формализованной оценки профессионализма судового механика заложено сравнение с уровнем минимальных конвенционных требований. Необходимым условием для обладателя диплома является соответствие этому уровню, тогда как величина превышения над ним не играет существенной роли в отличие от оценки знаний студентов и учащихся, где на первое место выступает набранное количество баллов или рейтинг.
Методы оценки компетентности вытекают из целей тестирования. Для программы профессионального тестирования важна оценка определенного уровня фактических знаний, как в процессе дополнительной подготовки, так и при аттестации.
При аттестации в МКК необходимо проверить знания и умения специалиста по четырем функциям, которые включают в себя до 32 дисциплин.
В результате более чем двухлетнего опыта аттестации было установлено, что оптимальной является следующая технология оценки качества подготовки:
- на основании обработки документов кандидата определяется направление подготовки и ее объем;
- на факультетах МГУ производится подготовка по одной из программ дополнительного образования, утвержденных министерством транспорта РФ. Перед началом курса с помощью одобренных компьютерных программ выявляется уровень остаточных знаний моряка и разрабатывается индивидуальная программа подготовки. Процесс ДП состоит из традиционных лекций и самостоятельных занятий с обучающими программами. Объем последних напрямую зависит от уровня остаточных знаний;
- производится аттестация, состоящая из двух этапов. На первом этапе компьютерная тестирующая программа позволяет произвести за ограниченное время только предварительную оценку компетентности. Далее, путем традиционного устного собеседования, проверяется глубина и системность знаний.
Сочетание традиционной формы проверки знаний и компьютеризированного контроля позволяет:
- выработать рекомендации, направленные на совершенствование основной и дополнительной подготовки морских специалистов;
- осуществить экспертную оценку эффективности применяемых программ;
- применить используемые методики для дистанционного обучения и самообразования моряков;
- повысить объективность и оперативность проверки компетентности командиров флота в морских квалификационных комиссиях.
При дополнительной подготовке (П) и аттестации (А) механиков и электромехаников используются, в разной степени, следующие тестирующие программы: "Компас-3", "Компас-Э", "Фразы ИМО" (на базе оболочки "SuperTest"), "Экипаж". Объем тестов, в соответствии с функциями Конвенции, приводится в следующей таблице.
Наименование функций в соответствии с Конвенцией ПДМНВ-78/95:
3. Управление операциями судна и забота о людях на судне;
4. Судовые механические установки;
5. Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управле-ния;
6. Техническое обслуживание и ремонт;

Таблица тестов.
Название программы
Всего вопросов
Из них по функциям
Приме-нение

Функция 3
Функция 4
Функция 5
Функция 6
Компас-3 (механики)
1028
254
460
63
251
П, А
Компас-Э (эл. мех.)
1243
199
105
437
502
П, А
Экипаж (мех+эл.мех)
2140
495
921
274
450
П
Фразы ИМО
513
513

П, А

QUESTIONS OF CREATION OF CLEARING INFORMATION CENTRE
Sergeev A.
Abstract
The clearing information centre is intended for the control and management of monetary circulation on the basis of smarts - cards on system as a whole and a supply with information calculations.

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ КЛИРИНГОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Сергеев А.А.
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ
Клиринговый информационный центр предназначен для контроля и управления электронно-денежным обращением на основе смарт-карт по системе в целом и информационного обеспечения взаиморасчетов.
Система предназначена для автоматизации продажи нефтепродуктов, сопутствующих товаров и услуг на АЗС Компании по безналичным платежным документам на основе единой смарт-карты и взаимного обслуживания по картам на основе межрегиональных взаиморасчетов со сторонними компаниями.
Техническая платформа системы базируется на применении современных информационных технологий и использовании электронных смарт-карт в качестве безналичных платежных документов.
Цели создания
-Основная цель создания системы - получение дополнительной прибыли Компанией вследствие увеличения объемов реализации за счет предоставления клиентам удобной безналичной формы оплаты, гибкой системы скидок, обслуживания на основе межрегиональных взаиморасчетов в рамках Компании и расчетов с другими компаниями на территории России и СНГ.
-Обеспечение возможности отпуска нефтепродуктов и сопутствующих товаров по единой карте Компании на АЗС.
- Обеспечение частичного возврата денежных средств за нефтепродукты, поставляемые в СНГ, путем заправки топливом по смарт-картам Компании на АЗС на территории СНГ.
- Привлечение в оборот Компании дополнительных денежных средств, полученных от клиентов системы в счет предоплаты за нефтепродукты.
- Обеспечение возможности перехода на единую карту и замены магнитных карт для внутренних целей в рамках дочерних организации Компании.
- Обеспечение централизованного контроля финансовых потоков при осуществлении безналичных расчетов за нефтепродукты.
- Сокращение расчетов наличными деньгами непосредственно на АЗС.
- Сокращение потерь при реализации нефтепродуктов на АЗС за счет ужесточения контроля реализации нефтепродуктов.
- Создание основ инфраструктуры единой информационной системы Компании.
2.РЕШЕНИЯ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ СИСТЕМЫ
В качестве единого платежного документа для безналичных расчетов на АЗС в системе применяются пластиковые микропроцессорные смарт-карты MPCOS, которые соответствуют требованиям международных стандартов ISO 7810, 7816, 4.1-4 и обеспечивают современный уровень защиты денежных средств клиентов.
Карта MPCOS - новейшая разработка французской фирмы GEMPLUS - мирового лидера в производстве смарт-карт. MPCOS является наиболее совершенной картой из семейства карт PCOS (Payment Chip Operating System), специально созданных для применения в качестве безналичных платежных средств в финансовых приложениях. Карта работает в режиме "off-line", т.е. при использовании карты не требуется связываться с центральным компьютером, чтобы произвести авторизацию платежного документа.
С целью повышения степени защищенности карт используется PIN-КОД - персональный идентификационный код, ввод которого необходим при совершении операций по картам. Карта действительна в течение определенного срока действия, устанавливаемого при персонализации. Просроченные карты выявляются в результате автоматической проверки и к обслуживанию не принимаются. Владельцы, утратившие карты, заявляют об этом по месту приобретения. Администратор системы вносит номера утерянных карт в "черный список", который передается на АЗС с целью исключения возможности дальнейшего использования.
В рамках регионов для решения локальных задач на основе носителя MPCOS могут вводиться в обращение карты других видов: дебетовые литровые, корпоративные с ежесуточньй автоматическим восстановлением денежного или литрового ресурса.
Центры эмиссии. На базе клирингового информационного центра создается главный центр эмиссии Компании, осуществляющий начальную эмиссию единых смарт-карт. Персонализация или выдача карт клиентам и последующая доплата на карты осуществляется в региональных центрах эмиссии.
Региональные информационные центры. В дочерних предприятиях компании используются существующие региональные информационные центры.
Клиринговый информационный центр Компании. Для контроля и управления электронно-денежным обращением на основе смарт-карт по системе в целом и информационного обеспечения взаиморасчетов создается клиринговый информационный центр Компании .
3. ФУНКЦИИ КЛИРИНГОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Начальная эмиссия единых смарт-карт предназначена для инициализации заготовок платежных документов, в процессе которой на картах кодируются данные, обеспечивающие уникальность и защищенность документов и определяющие их принадлежность к Единой системе Компании.
На заготовках карт кодируются данные: 1) уникальный номер карты; 2) код системы; 3) защитный системный код.
Информация по всем эмитированным картам сохраняется в базе данных центра.Смарт-карты, прошедшие начальную эмиссию, передаются в региональные эмиссионные центры. В соответствии с установленным регламентом от региональных информационных центров в клиринговый информационный центр Компании поступают данные обо всех транзакциях совершенных по единым смарт-картам а региональных центрах эмиссии и на АЗС. Осуществляется контроль поступления данных, ведется журнал обработки входной информации.
На основании обработки входной информации о транзакциях, поступающей из регионов, в клиринговом информационном центре осуществляется ведение базы данных состояния и использования единых смарт-карт. Ведется формирование единого черного списка. На основании обработки информации о межрегиональных транзакциях ведется учет балансов по взаимному обслуживанию смарт-карт Компании в регионах, и формируются отчеты для осуществления взаиморасчетов между подразделениями внутри Компании и взаиморасчетов со сторонними компаниями:
1) протоколы использования карт внешней системы;
2) потребление нефтепродуктов и товаров по картам внешней системы за период;
3) потребление нефтепродуктов и товаров по картам собственной системы во внешней системе за период;
4)сверка результатов для взаиморасчетов - учет текущего состояния балансов по взаимному обслуживанию карт участниками взаиморасчетов.
К функциям администрирования системы, поддерживаемым клиринговым информационным центром, относятся:
1) формирование массивов справочно-нормативной информации;
2) настройка параметров и конфигурирование системы: ввод/вывод региональных эмиссионных и информационных центров, внешних систем;
3) регистрация пользователей, назначение уровней доступа и прав пользователей;
4) контроль поступления и обработки входной информации;
5) создание резервных копий баз данных.
Из клирингового информационного центра в РИЦ предается справочно-нормативная информация, единый черный список системы, данные о межрегиональных транзакциях, сводные отчеты для осуществления межрегиональных взаиморасчетов внутри компании и взаиморасчетов со сторонними компаниями, черные списки внешних систем.
Проработаны вопросы по структуре центра, по категории, численности и квалификации административного и технического персонала, составу и количеству технических средств, его обслуживанию и производственных площадей клирингового информационного центра.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Черноградский И.И.
ФУОС ПИ ЯГУ РС, Якутск
Поиск путей модернизации управления образовательной системой требует построения такой модели, которая балансируя на границе предельного состояния, адекватно и более полно отражала бы реально существующую естественную образовательную систему и тот "кормящий ландшафт"[3], без которого немыслимо проектирование самой системы.
Вступая в диалог концепций по проектированию образовательных систем можно ее рассматривать как сферу, состоящую из интегрированного состояния ментальностей управляющей и управляемой систем. Постоянная энергетическая подпитка образовательной системы информационным потоком, посту-пающим от окружающей среды должны привести к преобразованию региона. "...с определенной долей условности можно говорить о "педагогике Волги", о "педагогике степей", о "педагогике гор", и даже о "педагогике дубрав..."[2;34]. Точно так же школа, как живой организм, отражает нынешнее состояние развития региона и с некоторой долей условности можно говорить об "Амгинской, Верхоянской, Усть-Алданской педагогике...", и даже о " педагогике отдельной школы".
Как мы знаем, при проектировании образовательной системы применяются различные методы, которые приводят к применению различных измерителей при диагностике развития этих систем с учетом конкретны условий функционирования и развития. Одним из таких измерителей на наш взгляд является применение идей Пифагора [1] при исследовании и проектировании образовательных систем.
"Одной из важнейших задач в деле охраны генофонда народов является формирование духовного здоровья нации, которое основывается на трех составляющих - генетическом, физическом и нравственном здоровье нации. Это находит подкрепление и в традиционном представлении народа Саха о трех компонентах человека: ийэ-кут (т.е. генетический код человека), буор кут (его материальная форма) и салгын кут (его психоэмоциональная сфера). Единство и целостность всех трех компонентов представляется непременным условием нормального развития индивида и, в конечном счете, всей нации" [4].
Кут [ср. тел. Жизненная сила, душа]
1) Душа живых существ (человека и животных); душа человека состоит из трех элементов: буор кут (земля- душа, земля в смысле почвы), салгын кут (движущийся воздух-душа), ийэ кут (мать-душа). Кут по мнению некоторых якутов , дается Уруц-Айыы-тойоном...Кici кута-душа в виде маленького шарика, приносимая шаманом с разных сторон ( кроме восточной);
2) Душа, сущность вещи; Жизненность (= кут-сур), дух; жизнь.[5; 1262].
Три кута у " Я"-кута. С определенной долей условности вот эти элементы тригона человеческой культуры внутреннего состояния человеческого "Я" можно разделить еще на три составляющие. А если каждый кут разделить еще на три, то получится 9 каналов общения человека с живой природой. В жизни все эти миры функционально взаимосвязаны между собой, дополняют, обогащают друг друга, стремятся к единству и гармонизации.

Рис.1 Модель школы.
Тем самым мы имеем возможность применения таблицы Пифагора при проектировании конкретных систем внутришкольного управления. Модель школы можно представить как сферу, проекцию на плоскость которой, вы видите на рисунке 1.
Образно представляя ядро модели, как выявленное интегрированное состояние природных задатков всех субъектов образовательной системы по технологии Пифагора как постоянную константу, передаваемую по генному коду, создаем педагогические условия по организации сотрудничества в системе внутришкольного управления. Тем самым должен произойти увеличение личностного потенциала системы по всем компонентам образовательной системы. При помощи различных тестов мы можем выявить состояние приобретенных знаний, умений и навыков, как меняющуюся переменную.
В результате мы имеем возможность применения замечательного измерителя диагностирования природного задатка человека в виде таблицы Пифагора. Применяя идеи Пифагора при диагностике состояния развития коллектива можно наблюдать различные моменты. Например, структуру природного задатка человека, которая в дальнейшем может использоваться как первичный материал при диагностике становления отдельно взятой личности в коллективе. Ее вливание украшает внутреннее состояние коллектива. В итоге сразу можно получить при помощи компьютерной технологии информацию о природном задатке образовательной системы в целом и отдельно взятого члена коллектива, которая вычисляется от даты рождения (например, характерные отличия структуры элитных школ (гимназии...) от общеобразовательных школ..
В трудах Х.В.Нагаркара и И.Я.Бурау[1] находим, что во вселенной суще-ствуют девять чисел от 1 до 9 (0 аналогичен 9), что они между собой находятся во взаимосвязи, делившись на три группы - первую составляют 1, 4, 7; вторую - 2, 5, 8; третью - 3, 6, 9. Разделение на такие группы объясняют математически: если круг разделить на девять равных частей и соединить вершины 1, 4 и 7 (равно вершины 2, 5, 8 или 3, 6, 9), получится равносторонний треугольник. На астрологическом языке эти точки находятся в тригоне друг к другу, т.е. они едины и совместимы. Именно эти числа являются первичными исходными числами, имеющими собственные взаимоотношения с другими однозначными числами. (Х.В.Нагаркар).
Можно применить эту технологию при разбивке на временные творческие группы (1,4,7- 1 творческая группа, 2,5,8- 2 творческая группа, 3,6,9- 3 творческая группа. Документы результатов диагностики можно применить для организации работ с учащимися и с педколлективом. При этом материалы мониторинга мы предлагаем систематизировать в отдельных папках, как приложение к классным журналам, протоколу педсовета в виде портфеля ученика, учителя, руководителя.
Литература:
1. Бурау И.Я. Загадки мира цифр.-Донецк: ИКФ " Сталкер", 1997.448 с.: ил.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.1999.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Ленинград., 1979.
4. Николаев М.Е. Генетический вектор развития человека и общества: реалии и проблемы.-М.,1999, -80 с.
5. 5. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка, с.1262

PROGRAMMING OF LOGICS WITH ARITHMETICS
Yayletkan A.A.
Tyumen institute of regional education development (TOGIRRO), Tyumen
Abstract
Logics is a science dealing with the regularities of work with any kind of information. In fact, mathematical (symbolic) logics lets us process any kind of information with one equation. Constants, functions, logic-type (Boolean) techniques as well as specialized languages and systems of logical programming are made to carry out the opportunities of logical processing of information. BFSN logics (authorized since 1995) is arithmetized logics. This kind of logics preserves all characteristics and regularities of mathematical logics. But it is formed by means of arithmetics. Any logical transformations are of arithmetic type. Arithmetic methods program logical ones and are subordinate to them when processing information logically. Quantities and function that acquire such comprehensive characteristics are called alternative. Acquiring arithmetic characteristics, they don't need special functions of logical type and can be easily realized in any languages and program systems. The alternative way of recording branch and switch constructions has a linear arithmetic form. The alternative approach to parameters of cycles, functions and techniques enables us to obtain absolutely new constructions of algorithms. Logical culture, made up by means of arithmetic, lets us automatically perceive natural knowledge from the logical point of view and develop new creative thinking.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛОГИКИ АРИФМЕТИКОЙ
Яйлеткан А. А.
Тюменский областной институт развития регионального образования (ТОГИРРО)
Логика - это наука о закономерностях работы с информацией любого типа. Действительно, математическая (символическая) логика позволяет обрабатывать одним выражением любые типы представления информации. Для реализации возможностей логической обработки информации создаются константы, функции и процедуры логического (булевого) типа, а также специализированные языки и системы логического программирования. Логика BFSN (авторская разработка с 1995 года) - это арифметизированная логика. То есть это логика, сохраняющая все свойства и закономерности математической логики. Но создана она средствами арифметики. Любые логические преобразования носят арифметический характер. Арифметические способы программируют логические способы и подчиняются им при логической обработке информации. Величины и функции, обладающие такими совмещенными свойствами, названы альтернативными. Обладая арифметическими характеристиками, они не требуют специальных функций логического типа и просто реализуются в любых языках и системах программирования. Альтернативная форма записи конструкций ветвлений и переключателей носит линейный арифметический вид. Альтернативное представление параметров циклов, функций и процедур позволяют получать совершенно новые конструкции алгоритмов. Логическая культура, воспитанная средствами арифметики, позволяет автоматически воспринимать естественно-научные знания с логической точки зрения, развивает новое творческое мышление.

PRACTICAL STUDIES OF LINUX OPERATION SYSTEM
Yartsev A. S., Malysh V. N., Fediaev S. N.
Lipetsk state pedagogical university, Lipetsk
Abstract
The study of Linux operation system (OS) allows the students to create and manage the modern computer networks. The laboratory works for study of administration of network services of Linux OS are presented.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ LINUX
Ярцев А. С., Федяев С. Н., Малыш В. Н.
Липецкий государственный педагогический университет
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий позволило объединить компьютеры в мощнейшие вычислительные комплексы, создать банки данных и системы управления предприятиями. Ресурсы таких систем организуются одним или несколькими серверами посредством сетевых операционных систем. Нужны квалифицированные специалисты в области информационных технологий для обеспечения функционирования и администрирования сетей на основе разных архитектур и под управлением различных операционных систем (ОС).
В связи с этим появились Государственные образовательные стандарты (ГОС) новых видов профессиональной деятельности в области компьютерных технологий. ГОС 030500.06 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) включает изучение дисциплины "Компьютерные коммуникации и сети" в объеме 310 часов [1]. Учебная программа курса предусматривает лекционные и лабораторные занятия. В лабораторный практикум входит изучение основ администрирования серверов под управлением ОС семейства Unix. Для изучения была выбрана ОС Red Hat Linux 7.2. ОС Linux на данный момент одна из самых распространенных Unix систем. Она является одним из многочисленных клонов Unix, а так как большинство современных операционных систем на базе Unix совместимы и обладают схожими инструментами администрирования и сетевыми службами, изучение ОС Linux позволит дать представление обо всем семействе Unix-систем.
Для обеспечения качественной подготовки специалистов разработаны методические материалы для лабораторных занятий по администрированию серверов под управлением операционной системы Linux и настройке сетевых служб по организации Intranet-сетей и интеграции с Internet. В настоящий момент полностью завершены и используются в учебном процессе три лабораторных работы: "Работа с учетными записями в Linux", "Настройка FTP-сервера в Linux", "Настройка прокси-сервера Squid".
Ниже приведено содержание лабораторных работ:
1. Работа с учетными записями в Linux.
Включает в себя добавление и удаление учетных записей пользователей в операционной системе Linux. Изменение свойств учетных записей. Установка и изменение пароля пользователя. Создание и удаление рабочих групп пользователей. Включение пользователей в различные группы. Разграничение доступа пользователей к файлам и каталогам. Смена владельца файла и каталога.
В качестве практических заданий предлагается: определить принадлежность существующего пользователя к группам; создать новых пользователей и включить их в указанные группы; определить текущие права доступа к заданным каталогам; установить права доступа к созданным каталогам и файлам; определить и изменить владельца файла или каталога.

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign