LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Moscow Regional New Technology in Education Bytic Foundation
Moscow region, Troitsk
Abstract
The article is devoted to the basic sections of the web-design working tutorial program in computer school of the Moscow Regional Foundation "Bytic" (New Technology in Education).

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПОДГОТОВКИ WEB-САЙТОВ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ШКОЛЕ ФОНДА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ "БАЙТИК" Г. ТРОИЦК.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ВЫВОДЫ
Пустовалова Л.В.
Московский областной общественный Фонд новых технологий в образовании "Байтик", Московская обл., г. Троицк
Излагаются основные разделы рабочей программы преподавания подготовки web-сайтов в компьютерной школе Московского областного общественного Фонда новых технологий в образовании "Байтик". Приводятся некоторые практические замечания и требования к техническому устройству web-сайта и дизайну.
Компьютерная трехгодичная школа Московского областного общественного Фонда новых технологий в образовании "Байтик" работает с 1996 года, имеет свои устоявшиеся традиции и проверенные временем оригинальные методики обучения. В программе школы - изучение наиболее распространенных пользовательских продуктов Microsoft Office, в том числе Microsoft Word, Excel, PowerPoint, различные графические редакторы (CorelDraw, Adobe PhotoShop, 3D Studio Max), изучение операционной системы Windows. Цель обучения - подготовка квалифицированного пользователя.
На третьем курсе во втором полугодии в программу обучения входит изучение основ языка HTML и создание web-страниц. В качестве дипломной работы учащиеся создают небольшой web-сайт. Обобщив двухлетний опыт преподавания основ web-строительства, можно сформулировать наиболее важные конкретные практические задачи.
Программа подготовки web-сайта включает в себя:
- Краткий ознакомительный курс - основы языка HTML (6-7 академических часов, примерно 1 месяц). В нем даются понятия о том, что представляет из себя файл - web-страничка, о тегах языка HTML.
- Основы работы в редакторе web-страниц Microsoft FrontPage (9 часов, 1,5 месяца). Учащимся предлагается изучить несложный web-сайт в качестве учебного образца и в этом редакторе создать аналогичный сайт.
-Знакомство с сетью Интернет - (3 часа). Рассказывается о наиболее полезных и популярных ресурсах Интернет, поисковых системах и библиотеках. Даются сведения о том, как находить в сети и получать (скачивать) нужную информацию. Предоставляется возможность самостоятельно "побродить" по сети.
- Создание учащимися собственного web-сайта в качестве дипломной работы. (12 часов, 2 месяца). На этом этапе предоставляется свобода творчества в выборе темы, подборе материала, организации структуры сайта и дизайна. Предоставляется также возможность работы со сканером, чтобы перевести материалы для сайта (тексты, картинки) в электронный вид.
Задачи, которые возникают в процессе преподавания этого материала, связаны со спецификой устройства самих web-страниц. Представляется полезным привести здесь некоторые замечания и требования к техническому устройству web-сайта и дизайну, поскольку именно они определяют практическую ценность методики данного курса. Кроме того, именно они, как показала практика, вызвали наибольшие затруднения учащихся.
При создании web-страниц следует обратить внимание как минимум на следующие технические требования:
1) Имена файлов. Известно, что в настоящее время большинство серверов в сети Интернет не поддерживает имена файлов, содержащие символы кириллицы. Таким образом, привычные пользователю русские имена файлов недопустимы.
2) Размеры файлов. Из-за ограниченной скорости передачи данных в сети Интернет размеры файлов, в том числе и файлов-картинок, которые вставляются в web-страницы, должны быть минимальными. В учебных целях нами было поставлено ограничение на размеры файлов - хотя бы не более 50 Kb. Если картинка отсканирована, ее необходимо отредактировать, сжать до минимального физического размера и при этом с минимальной потерей качества изображения, и сохранить в нужном формате.
3) Форматы графических файлов. Для создания web-страниц допустимые форматы - это jpeg (для фотографий), gif (для рисунков) и png.
4) Правильное написание ссылок в html-файлах. В html-коде в тегах ссылок не должны быть указаны абсолютные пути к файлу. Допустимо использование только относительного пути. Это очевидно необходимо как минимум для работоспособности ссылок при перемещении файлов сайта на web-сервер, имеющий собственную структуру директорий.
Очевидно, что перечисленные выше задачи не являются чисто пользовательскими, в частности редактирование HTML-кода и тегов ссылок. Редактор web-страниц Microsoft FrontPage автоматизирует большинство рутинных операций, облегчая работу пользователя. Тем не менее весьма часто необходимо корректировать HTML-код созданных файлов.
Также здесь нужна хорошая квалификация пользователя- от умения ориентироваться в файловой системе в ОС Windows до уверенной работы в различных графических редакторах.
Кроме технических требований по физическому устройству web-страниц, существуют еще правила "хорошего тона" в организации структуры и дизайна web-сайта.
1) В первую очередь важна правильная навигация, то есть удобная система ссылок внутри web-сайта. Здесь минимальное требование таково: посетителю сайта должна быть обеспечена возможность с любой страницы легко попасть на главную страницу и во все основные разделы сайта. Для этого необходимо правильное распределение информации, логичная связь одного раздела с другим. Не должно быть большого объема непонятной информации, в котором сложно ориентироваться.
2) В оформлении желателен дружественный интерфейс по отношению к посетителю web-сайта. Понятно, что необходимое условие - это возможность восприятия содержимого сайта. В частности, имеет смысл рекомендовать придерживаться контрастности цвета фона и цвета текста, чтобы текст возможно было прочитать. Также следует избегать грубых композиционных ошибок, например излишне больших пустых мест на страницах, картинок не к месту и плохого качества. В остальном же никаких четких ограничений на оформление и проявление творческой инициативы автора сайта, очевидно, накладывать не нужно.
Вообще же хочется отметить, что дизайн, сочетание цветов и оформление в данном случае является самой интересной и самой, можно сказать, уязвимой и спорной стороной. Во многих случаях можно отметить некоторую наивность первых опытов web-строительства. В то же время несомненно в большинстве работ интересны и вызывают симпатию оригинальные идеи и проявление творческой фантазии учащихся - школьников возраста 15-17 лет, самостоятельно выбирающих тему и стиль изложения материала.
Тематика работ отражает личные интересы и возможности учащихся. Достаточно большая часть посвящена творчеству поэтов и писателей, изобразительному искусству, краеведению и продолжению школьных дисциплин: истории, географии, литературы, биологии и др. Были и работы, отражающие сиюминутные увлечения: поп- и рок-группы, компьютерные игры.
Поскольку время, отведенное на данный учебный курс, невелико, программа включает только самые основные сведения о создании сайта и требованиях к его дизайну. Некоторые учащиеся самостоятельно дополнили работы спецэффектами, использовали таблицы стилей и возможности языков Java и JavaScript.
В этом учебном году впервые параллельно с курсом основ web-дизайна был введен новый учебный курс - создание клипов в редакторе Macromedia Flash. Созданные клипы нашли практическое применение в дипломных работах.
Выводы. Практика показала, что в результате освоения данной учебной программы учащимися создаются web-сайты на хорошем пользовательском уровне, вполне достойные опубликования в Интернет. Такая практика способствует обобщению и закреплению знаний и практических навыков, полученнных за все время обучения в компьютерной школе. Учащиеся приобретают опыт достижения конкретного полезного результата.
В дальнейшем планируется усовершенствование методики, в частности переход к более профессиональному редактору web-страниц Macromedia DreamWeaver. Также планируется дальнейшая разработка методики преподавания применения Flash-технологий в web-дизайне. Лучшие дипломные работы будут помещены на сайт Фонда "Байтик" (www.bytic.ru).

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ИНФОРМАТИКИ
Самылкина Н. Н.
МГПУ, школа №1936, Москва
Можно утверждать, что более десяти лет идёт адаптация тестовой формы контроля знаний в образовании. Это очень важный момент для преодоления негативного отношения к тестам, для создания качественной системы тестирования в нашей стране. Современное состояние развития тестологии находится на стадии перехода к научной трактовке этого процесса, т.е. специалисты пытаются определиться в окончательной трактовке ключевых понятий тестологии, пока достаточно аккуратно определены границы применения тестов, изучается возможность использования в образовании отличной от нормированной шкалы оценивания.
В период реформирования образовательной системы в нашей стране тесты оказываются привлекательными и для решения задач управления. Они дают возможность для варьирования измерительного материала, широты охвата, целевой направленности, что позволяет получить инструмент, учитывающий самые разнообразные требования управленца. Система показателей качества теста даёт возможность оценить то, насколько реально созданный инструмент соответствует этим требованиям, затем использовать его в соответствии с этими требованиями.
Естественно, что процесс внедрения тестовых форм контроля знаний требует специалистов в этой области. Поэтому актуальным является изучение основных вопросов теории и практики создания тестов будущими учителями. С 2000 учебного года в Московском городском педагогическом университете на математическом факультете читается курс по выбору "Тестовая форма контроля результатов обучения". Параллельно изучался вопрос включения основных тем курса в предмет "Теория и методика преподавания информатики". Практика двух лет преподавания показала возможность такой интеграции. Была опробована методика обучения студентов построению или отбору тестовых заданий по информатике. Вопросы теории шкалирования пока не рассматривались.
По окончании изучения студенты научились:
- анализировать требования к результатам обучения и конкретизировать их, т.е. выделять основные понятия и уровень их усвоения по каждой теме;
- разрабатывать задания четырёх типов по темам школьного курса информатики с учётом уровня усвоения основных учебных элементов;
- проводить анализ технических характеристик (корректность формулировки, исключение повторений, синтаксических ошибок и пр.) тестовых заданий разного типа;
- определять оптимальную процедуру проверки знаний и умений в соответствии с особенностями каждой темы;
- обрабатывать полученный тестовый балл.
Для автоматизации процесса тестирования и обработки его результатов всё более популярными становятся компьютерные системы тестирования. Студенты проанализировали существующие системы тестирования и попытались составить тестовую оболочку, но первый опыт только помог выделить и описать недостатки существующих компьютерных систем тестирования.
Основные недостатки существующих компьютерных систем тестирования:
- состоят только из текстовых заданий, т.е. неэффективно используются мультимедийные возможности компьютеров;
- привязаны к одному учебнику;
- имеют слабо развитый интерфейс;
- варианты формируются случайной выборкой, что не обеспечивает при тестировании соблюдения принципа "от простого к сложному";
- недостаточно используются задания на соответствие и установление правильной последовательности, а также ситуационные задания открытой формы;
- невозможно эффективно обработать результаты тестирования (построить характеристические кривые для тестируемых и для заданий теста и пр.).
Преодоление вышеописанных недостатков и создание мультимедийных систем тестирования - это следующий наиболее важный этап работы по автоматизации тестирования.

INFORMATION SECURITY OF THE COMPUTER NETWORKS
Chernov D. S.
State Pedagogical University, Krasnoyarsk
Abstract
This report is devoted to problems of safety of computer networks. The software for a control of a program and hardware support is created. The program name is Resid. It allows defining programs, which are prohibited to use. In addition, it carries on statistics of operation of all computers. In the operation, it uses the database MSSQL.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
Чернов Д. С.
КГПУ г. Красноярск
На сегодняшний день в мире существуют сотни миллионов компьютеров и бо-лее 90 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.
Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислитель-ная сеть, и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информацион-ный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса не дают нам право не принимать это к разработке и не применять их на практике в Вузах.
С развитием сетей появляется проблема безопасности информации и контроля доступа к ней. Другими словами, следует разделить информацию на открытую - к которой должен быть доступ открыт определенной группе лиц и закрытую - та, к которой должен иметь доступ один человек, как правило, администратор сети. К закрытой относится та, при обладании которой можно получить доступ к любой другой информации. Например, это могут быть пароли, ключевые файлы, личные архивы работников и студентов и т.д.
Следует уделить внимание операционным системам, которые используются в учебных заведениях. В школах и вузах используют различные версии ОС WINDOWS. Это значительно упрощает задачу по обеспечению безопасности, т.к. программное обеспечение, предназначенное для контроля доступа информации можно без проблем сделать совместимым.
Проблема.
На данный момент не достаточно распространены и доступны средства контроля программного обеспечения для вузовских (образовательных) сетей.
Имеющиеся программные комплексы фирмы Microsoft и другие не достаточно функциональны, и при этом имеют высокую стоимость.
Постановка задачи.
Информационная система Resid должна выполнять следующие функции по обеспечению безопасности информации и сохранности аппаратного обеспечения:
1. "Знать" какие приложения запущены на каждой из машин в сети вуза;
2. Уметь отличать приложения по степени их безопасности для информации;
3. Иметь возможность по контролю запускаемых приложений, т.е. не допускать работу пользователя с информационно не безопасными приложениями;
4. Вести систему отчетности о работе каждой машины в сети;
5. Все настройки хранить в одном месте;
6. Для хранения данных использовать БД MSSQL (т.к. она есть практически в любом вузе);
7. Иметь простую систему установки (ведь, эту программу может быть придется устанавливать на десятки машин).
Все это было объединено в систему безопасности под названием Resid. Система состоит из нескольких частей.
1. Сервер БД. Там хранится вся информация (сообщения, отчеты, настройки).
2. Клиент. Программа, которая устанавливается на всех компьютерах сети. Она ведет контроль за ПО.
3. Программа для анализа информации. Т.к. Количество отчетов и сообщений доходит до нескольких тысяч, то сложно анализировать эту информацию. Поэтому в поставку входит пример - анализатор (rManager).
Работа "Клиента".
После запуска клиент пытается прочитать настройки из БД. Потом начинает работать в своем обычном режиме. На экране его не видно. Свое присутствие в системе он обнаруживает, только иконкой в трее (рядом с часами). Закрыть его не возможно, и даже через CTRL+ALT+DEL вы не сможете снять процесс, система сообщит вам, что "отказано в доступе".
Каждый раз когда пользователь запускает приложение, Resid это обнаруживает и начинает его проверять несколькими способами, если в БД есть такое приложение, то оно будет немедленно закрыто о чем сообщит пользователю и отправит на сервер БД. Если аналогичная ситуация произойдет несколько раз, то Resid попытается выключить компьютер.
Работает он в двух режимах:
1. Разрешать все то, что не запрещено.
2. Запрещать все то, что не разрешено.
В первом случае разрешается работать всем программам, кроме тех, которые запретил администратор. Во втором случае, Разрешается работать только тем программам, которые администратор пометил как надежные. Второй режим более жесткий и не рекомендуется его использовать.
Еще каждые 30 минут, при запуске, при выключении Resid отправляет отчет на сервер с краткой информацией о работе.
Литература:
1. Help Borland Delphi.
2. MSDN.





Секция 7
Компьютер для администрации образовательного учреждения

Topic 7
Computer for administration of educational organization

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Андриянова О.Г., Пожидаева З.А.
Школа 1936, г. Москва
Уровень информатизации в системе образования существенно уступает уровню развития информатизации в других отраслях народного хозяйства и общественной жизни, а уровень использования новых технологий в сфере управления школой, в свою очередь - отстает от общих темпов информатизации образования. Поэтому обостряются противоречия между потенциально высокими возможностями развития управления школой на основе современных информационных технологий (СИТ) и явно недостаточным уровнем использования этих возможностей в силу отсутствия у работников образования необходимой компетентности в области СИТ. Конкретные возможности и варианты использования СИТ в управлении массовой общеобразовательной школой нуждаются в исследовании, актуализации и экспериментальной проверке. Поэтому смысл предстоящей работы экспериментальной площадки на базе школы №1936 состоит:
- в изучении и оценке возможностей современных информационных технологий в модернизации управления образовательного процесса школы;
- в выявлении конкретных функций и задач системы внутришкольного управления, в решении которых применение СИТ может оказаться особенно актуальными и перспективными;
- в разработке и экспериментальном подтверждении действенности конкретных вариантов совершенствования внутришкольного управления с использованием возможностей СИТ;
Двухлетняя работа в рамках экспериментальной площадки: "Повышение эффективности и качества управления образовательным процессом на базе использования информационных технологий" выявила необходимость изменения кадрового сопровождения не только эксперимента, но и информатизации образования в целом.
Опираясь на модель информационной инфраструктуры управления школы № 1936 (схема №1), можно сделать вывод о необходимости введения, кроме официально утвержденного завуча по информационным технологиям, таких должностей как системный администратор и оператор электронной почты. Общее руководство внедрением информационных технологий в образовательный процесс осуществляется заместителем директора по информатизации, а системный администратор формирует и ведет информационные массивы и базы данных Службы ИМТ, архивы страховочных копий, интегрирует этот комплекс с другими средствами медиаобразования для бесперебойного оперативного доступа к информации, а также техническую поддержку и модернизацию телекоммуникационного и сетевого оборудования. Оператор электронной почты обязан принимать документы по электронной почте и осуществлять их первичную обработку, а также контролировать порядок прохождения документов электронной почты и правильность их оформления, регистрировать официальные исходящие и входящие документы, вести соответствующую книгу учета, хранить официальные документы в электронном виде, вести книгу электронных адресов организаций и граждан, взаимодействующих со школой, своевременно и оперативно пополнять ее, ежедневно сохранять ее копию на файловом сервере школы.
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ № 1936


































В ходе внедрения системы электронного документа оборота нами конкретизированы должностные обязанности системного администратора и оператора электронной почты, необходимых для работы в образовательных учреждениях.
Проектирование информационного пространства образовательного учреждения должно вестись с учетом реальных потребностей, возникающих при внедрении современных информационных технологий в управление образованием, поэтому введение новых должностей в ЕТС школ , надеемся будет поддержано и профинансировано правительством.

AUTOMATED MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY
Beladzed M. Gerasimovith L.
The Belarussian state agrarian technical university, Minsk, Belarus
Abstract
The valuation of the state and qualitative level of educational establishment's management system is done. Recommendations for their development and improving on the base of modern information technologies and scientific methods of work system of professor staff, engineers, technicians and management staff have been developed. Automated management system of the university provides support for educational and management activity of the university.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ
Белодед Н.И. Герасимович Л.С.
Белорусский государственный аграрный технический университет, г. Минск
В силу ряда проблем и сложившихся подходов к построению системы управления университетом, складывается ситуация, при которой используемые решения зачастую несовместимы и не позволяют построить единое информационное пространство, удобное как для самого университета, так и для Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства образования Республики Беларусь, заинтересованных в эффективном управлении и контроле использования информационных ресурсов учебных заведений.
При этом проблемы управления университетом приобретают первостепенное значение. Одним из приоритетных направлений развития университетом в настоящее время является разработка автоматизированной системы управления.
Сегодня просто невозможно представить работу большинства успешно работающих предприятий без комплексной информационной системы поддержки управления. Несомненно, что разработка множественных приложений, автоматизирующих отдельные стороны деятельности вуза, и создающая разрозненные многоплатформенные приложения, не приближает к принципиальному решению задачи управления университетом. Поэтому решение проблем управления образовательным учреждением немыслимо без полной, комплексной информатизации на основе современной корпоративной информационной системы. Большинство университетов Западной Европы, США оснащены подобными системами. Их использование позволяет не только повысить эффективность управления за счет автоматизации различных областей деятельности вуза, но и поднять культуру вуза на принципиально новый уровень, сделать его более привлекательным и конкурентоспособным на рынке обучения.
Ректоратом перед Центром информационных технологий БГАТУ поставлена задача построения автоматизирванной системы управления университетом базирующейся на созданной за последние годы технической базе, развитой сетевой инфраструктуре, сформированном кадровом потенциале специалистов в области информационных технологий.
В процессе проведенного обследования выявлены основные недостатки существующей информационно-управленческой модели, сформулированы предложения по совершенствованию информационного обеспечения на основе разработки и внедрения системы управления финансово-хозяйственной деятельностью университета.
Структура информационно-программного комплекса БГАТУ может быть представлена в виде

Система обеспечивает:
- предметный и содержательный анализ деятельности вуза;
- реализацию моделей принятия решений по управлению вузом;
- применение методики объективной оценки состояния объекта управления;
- систематизацию директивных и расчетных показателей вуза, их накопление и хранение в информационной базе;
- ведение диалога человек - ЭВМ на уровне формализованного языка;
- оперативный поиск, обработку и отображение данных по запросу пользователя;
- управление профориентацией и профотбором наиболее подготовленной молодежи, проявившей склонность к избранной специальности;
- совершенствование правил приема и повышение объективности конкурсного отбора в вуз;
- отбор студентов для ускоренной и углубленной подготовки;
- анализ качества организации учебного процесса;
- управление самостоятельной работой студентов;
- управление производственной практикой;
- управление профессиональной подготовкой студентов;
- совершенствование номенклатуры специальностей;
- аттестация учебного заведения и т.д.
Схема рабочих мест в университете при создании АСУ представляется в виде

Результаты внедрения автоматизированной системы управления университетом обеспечат:
1. Улучшение процессов управления:
- информационная поддержка руководителей всех уровней, управление персоналом;
- адаптация к быстро меняющимся ситуациям, гибкая настройка на изменения как в белорусском и международном законодательствах, так и в структуре вуза;
- экономия ресурсов (сокращение времени на выполнение операций и уменьшение количества ошибок, уменьшение числа операций с бумажными документами, оптимизация численного состава сотрудников);
- мониторинг всех видов ресурсов вуза: интеллектуальных, финансовых и материальных;
- приведение к международным стандартам структуры управления вузом, отчетности, способов хранения информации и обмена ею.
2. Эффективное планирование, учет и анализ финансов, ведение бухгалтерского учета:
- планирование, учет и анализ доходов и расходов, денежных потоков как в целом по университету, так по отдельным подразделениям в частности;
- повышение скорости и качества обработки данных, автоматизация всех бухгалтерских операций;
- приведение бухгалтерской отчетности к международным стандартам;
- повышение привлекательности вуза для инвесторов за счет открытости и возможности контроля целевого использования средств;
3. Рост качества учебного процесса:
- повышение эффективности управления всем учебным процессом (информированность всех специалистов и подразделений вуза, удобство планирования учебных планов, расписаний, индивидуальной загрузки преподавателей и загрузки кафедр, помещений, лабораторий и лабораторного оборудования, управления учебными планами, и т.д.);
- автоматизированный контроль качества выполнения учебных планов (учет и анализ результатов промежуточных тестов, зачетов и экзаменов) вплоть до конкретного студента и аспиранта;
- полная поддержка всех процессов набора студентов и аспирантов (ввод и учет данных абитуриентов, учет результатов вступительных тестов и экзаменов и т.п.);
- стимулирование вуза для участия в международных образовательных и научных проектах;
- развитие в вузе дополнительных услуг по обучению руководителей, экономистов, менеджеров по управлению и т.д.

NETWORK TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Beladzed M. Koshalew V.
The Belarussian state agrarian technical university, Minsk, Belarus
Abstract
Modern engineering education means instruction in work with computer on the whole and specific engineering programs in particular. Computerization is practically in all areas of national economy: computers became the main or supplementary workplaces for the most highly qualified specialists particularly engineering profession. Therefore course of information technologies is an important part of modern engineering education.
It is also computerization in educational establishment activity: electronic documents turnover. As it is increasing volume of processed text and numerical information it is necessary to use computers in daily activity of educational establishment administration.

СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Белодед Н. И., Кошелев В. В.
Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск
Важной частью современного инженерного образования является курс информационных технологий (ИТ). Параллельно идёт компьютеризация работы самих учреждений образования: электронный документооборот, повышение объёмов обрабатываемой текстовой и цифровой информации вынуждают использовать компьютер в повседневной работе администрацию учебных заведений.
В настоящее время та или иная степень компьютеризации работы администрации достигнута практически во всех ВУЗах. В большинстве своём, однако, компьютер используется в качестве дорогостоящей замены печатной машинки, что нельзя назвать эффективным применением.
Документы готовятся на компьютере, а передаются и обрабатываются "по старинке" - в бумажном виде. В крайнем случае, файлы переносятся на "дискетке". Даже наличие компьютерной сети само по себе не сильно улучшает ситуацию - её используют лишь как замену дискет, т.е. для передачи файлов; ни о какой совместной работе с документами речи не идёт. Способ совместного доступа к файлам в одноранговой сети создаёт психологический барьер, не позволяющий эффективно совместно работать с файлами. Существует чёткая грань между файлами на локальных дисках - на "рабочем столе", в папке "мои документы" и содержимым дисков другого компьютера. Для того, чтобы открыть файл на компьютере у соседа, необходимо найти этот компьютер в "сетевом окружении", получить доступ к сетевой папке и только тогда открыть файл. Компьютер вашего коллеги может быть выключен в данный момент, и вы не сможете работать с его файлами, поэтому легче всего скопировать файл себе и работать со своей копией файла, никак не связанной с оригиналом. Такой стиль работы мало эффективен и не использует преимущества компьютерной сети, и компьютерного документооборота в целом.
Подобная ситуация встречается и при обработке числовой информации и работе с базами данных. Различные подразделения администрации работают в тесной связи, однако эта связь редко распространяется на программные продукты, которыми они пользуются. Зачастую, работники этих подразделений не используют возможности компьютерных сетей для облегчения своего труда. Даже в пределах одного отдела различные сотрудники работают с разными программами, и обмен информацией ведут в бумажном или устном виде.
Объединение их рабочих мест под управлением единого программного комплекса позволило бы значительно облегчить работу. Многие сложнейшие проблемы, такие как персонифицированный учёт, решатся сами собой! Переход от разрозненного набора автономных рабочих мест к единой системе управления требует значительного труда программистов и переобучения персонала, однако, только такая система может справиться с всё возрастающей лавиной информации, которую необходимо обрабатывать администрации учебных заведений.
В настоящее время, в БГАТУ идёт работа над созданием такой системы. Работы по созданию инфраструктуры уже закончены, и все компьютеры административного корпуса объединёны в высокоскоростную сеть. Вторым этапом стала организация клиент-серверного взаимодействия: вместо неорганизованной одноранговой сети была создана сеть на основе сервера. Это позволило решить сразу несколько проблем:
- Защита информации и обеспечение безопасности работы компьютеров.
- Обеспечение сохранности информации.
- Антивирусная защита.
- Совместная работа с информацией.
Последним этапом развёртывания системы управления университетом является написание сетевого программного обеспечения(ПО), которое обеспечит совместную работу администрации, а также возможность контроля их работы со стороны руководства. Такое ПО придёт на смену автономным устаревшим программам на Клипере и FoxPro, позволит сократить бумагооборот и ускорить взаимодействие отделов. После завершения этого этапа администрация университета будет работать как единый организм.
Подключение учебных классов к локальной сети открывает новые перспективы, как в образовательном плане, так и в плане обслуживания компьютерных классов.
Как и в случае с администрацией, студенты получают возможность хранить свои рабочие файлы на сервере. Пользовательская аутентификация позволяет подключать нужную папку к компьютеру вне зависимости, от его физического расположения.
Установка и переустановка ПО и Windows в учебных классах гораздо упрощается при наличии архива ПО на сервере, особенно ощутима польза от сети при отсутствии приводов CD-ROM.
Сеть позволяет использовать ресурсы InterNet как в учебном процессе, так и для самостоятельной подготовки студентов.
Компьютерная сеть даёт вторую жизнь морально устаревающей компьютерной технике. С помощью ПО компании Citrix можно выполнять программы на сервере, а компьютер использовать лишь в качестве консоли.
Система NetOp School фирмы CrossTec предоставляет следующие возможности:
- Трансляция изображения с компьютера преподавателя на все экраны студентов.
- Удалённое управление компьютером студента.
- Слежение за содержимым экрана студентов.
- Блокировка клавиатуры и мыши студентов.
- Текстовый или звуковой "разговор" со студентом.
- Передача и приём файлов с компьютера студента.
Использование новейших достижений в области телекоммуникаций значительно повышает эффективность работы учебных заведений. Применение информационных технологий даёт немедленные положительные результаты и является единственным способом решения множества встающих перед ВУЗами проблем.

USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS
Beladzed M. Shyla I.
The Belarussian state agrarian technical university, Minsk, Belarus
Abstract
The state, using and perspectives of information technologies development in educational process and university management have been analyzed. Recommendations for their development and improving have been done.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Белодед Н.И. Шило И.Н.
Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск
Ректорат БГАТУ уделяет большое внимание развитию и модернизации материально - технической базы в университете. На сегодняшний день университет располагает следующими ресурсами: количество ППЭВМ - 407 в том числе включенных в сеть университета - 153; количество компьютерных классов - 13 (12-13 машин в аудитории); доступ к Internet - выделенная линия; мультимедийные комплексы; аппаратура цифрового представления видеоизображений; телевидение на базе замкнутой кабельной телевизионной сети; видеотека содержит более 250 учебных видеофильмов по различным дисциплинам. Для удобства пользования и поиска нужного фильма создан аннотированный каталог учебных видеофильмов. Проводятся работы по подготовке электронного каталога.
В университете внедрена станция нелинейного монтажа, которая позволяет производить оцифровку и монтаж видео и звука, а также преобразовывать цифровой сигнал в аналоговый и наоборот. Станция нелинейного монтажа включена в структуру кабельного телевидения университета.
Руководство БГАТУ делает ставку на комплексное развития ИТ, построение АСУ ВУЗ. В ближайшее время будут разработаны и внедрены подсистемы: "Учебный процесс"; "Научно-исследовательская работа"; "Кадровая работа"; "Научно-техническая информация"; "Административно-хозяйственная деятель-ность".

Стратегия развития компьютерных технологий базируется на сетевых ресурсах. Структура сети университета представлена на рисунке



Дальнейшими перспективами развития ИТ(сетевых технологий) в университете являются: "Формирование базы знаний дисциплин"; "Формирование базы знаний кафедр"; "Формирование базы знаний факультета"; "Электронная библиотека"; "Дистанционное обучение".
В настоящее время основное внимание университета сосредоточено на разработке автоматизированных рабочих мест (АРМ), где трудозатраты являются наиболее весомыми.
Перед центром информационных технологий поставлена задача создания концепции и построения автоматизированной системы управления, которая объединит разрозненные АРМ университета. Такая система позволит выполнять оперативный сбор, обработку и хранение информации; автоматизировать документооборот; информационно обеспечить работу административно - управленческих подразделений; информационное обеспечение работы учебных подразделений - учебно-методического управления, деканатов, кафедр; мониторинг нормативно-правовой и справочной информации; формирование, поддержание и организация массового доступа к библиотечному фонду; формирование основ дистанционного обучения и т.д.
В будущем университет связывает перспективы развития ИТ с разработкой и построением электронных учебников. Основными составляющими в работе над подготовкой и внедрением электронных учебников являются:
1. Структура электронного учебника (ЭУ)
- Содержание дисциплины в формате документа Word
- Система управляемого доступа к документу учебника
- Система тренинга обучаемого
- Система тестирования
- Система подготовки отчетов
2. Технология подготовки учебника
- Подготовка информации по дисциплине в редакторе Word
- Подготовка вопросов и ответов по дисциплине в редакторе Word
- Определение конфигурации системы (начальные значения)
- Внесение информации в систему
3. Организация работ
- Решения Ученого совета и Совета по компьютеризации
- Факультет предпринимательства и управления и кафедра Экономической информатики - базовые подразделения университета по созданию ЭУ
- Лаборатория инновационных технологий определяет стратегию построения, состава и вида учебника
- ЦИТ осуществляет консультационную поддержку в разработке ПО
- Апробация ЭУ на кафедрах, семинарах и советах университета
- Утверждение разработки в качестве стандарта для университета
- Создание базы знаний кафедры
- Подготовка ЭУ по дисциплинам
- Построение электронной библиотеки университета
Наш опыт использования ИТ в учебном процессе и управлении университетом позволяет сделать предложения по совершенствованию развития информационных технологий для системы учебных заведений.
1. Развитие информатизации вуза должно включать:
- создание сетевой инфраструктуры вуза (карпоративная сеть)
- построение АСУ ВУЗ, охватывающую функциональную его структуру (учебный процесс, научно-исследовательская работа, кадровая работа, научно-техническая информация, административно-хозяйственная деятельность);
- разработку и внедрение электронных учебно-методических комплексов
2. С целью координации работ по продвижению ИТ в учебный процесс создать в рамках Учебно-методического объединения по сельскохозяйственному образованию научно-методический совет по инновационным технологиям обучения

SUBSYSTEM OF CONTROLLING ACTIVITY OF FACULTY
Beladzed M. Shchuchenka A.
The Belarussian state agrarian technical university, Minsk, Belarus
Abstract
At present at our university there is a creation of the management information SYSTEM HIGH SCHOOL. One of subtasks of such system is creation of the automated workplace "Faculty". It is the universal tool providing process of paperless document circulation of faculty, and may be adjusted by workers of faculty.
AWP "Faculty" provides employees of faculty with toolkit for performing of main and the most labour-consuming functions in activity faculty. Support of network variant of work.

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФАКУЛЬТЕТА
Белодед Н.И. Щученко А.А.
Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск
Сегодня просто невозможно представить работу большинства успешно работающих предприятий без комплексной информационной системы поддержки управления.
Толчком для создания такой системы в нашем университете стала сложившаяся в нем ситуация: когда были выявлены следующие недостатки системы управления:
- Отсутствие единообразных (стандартных) форм документов на бумажных и электронных носителях (входных, промежуточных и выходных).
- Многократное дублирование информации в различных документах и структурных подразделениях (уровень дублирования > 400 %).
- Необходимость получения оперативной и качественной информации требует значительных трудозатрат по вводу и обработке информации, и как следствие - неэффективной загруженности управленческого персонала.
- Неоперативность принятия управленческих решений на различных уровнях управления университетом
- Отсутствие современного качественного планирования, учета, анализа и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности университета.
Одной из подзадач создаваемой системы является "подсистема управления деятельностью факультета". Автоматизированное рабочее место (АРМ) "Факультет" является универсальным инструментом, обеспечивающим процесс безбумажного документооборота факультета, и может быть настроено самими работниками факультета.
АРМ "Факультет" обеспечивает сотрудников факультета инструментарием для выполнения следующих функций:
- пополнение и обновление базы данных на основе информации из приказов;
- ввод и корректировку данных о сотрудниках;
- ввод и корректировку данных о студентах/слушателях;
- получение подробной информации о каждом работнике;
- формирование и печать информации о сотрудниках в виде списков и статистических выборок;
автоматизация процесса документооборота при формировании, корректировке и печати регламентирующих документов.(приказов, справок, запросов и т. д.).
АРМ "Факультет" делает работу пользователя простой и естественной, создан интуитивно понятный интерфейс для работы с программой. Работникам администрации даже не знакомым с программированием легко воспользоваться данной программой для выполнения действий в следующих направлениях:
- набор абитуриентов;
- учебно-методическая документация;
- информационное обслуживание слушателей/студентов;
- финансово-хозяйственная деятельность;
- организация учебного процесса;
Например: при приеме абитуриентов, необходимо лишь заполнить формы "карточка" сведениями абитуриента, а программа, при необходимости, автоматически сгенерирует приказ о зачислении, распределит поступивших по группам, позволит определить для каждой группы набор изучаемых дисциплин и преподавателей для их чтения.
В итоге, после применения в системе образования "подсистемы управления деятельностью факультета", уменьшится нагрузка на сотрудников факультета и у них появится больше времени для творческой работы, что в свою очередь позволит им вносить ряд предложений по улучшению системы образования университета.

THE BASIC ASPECTS OF INFORMATIONS TECHNOLOGY APPLICATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Papkova M., Noskov V.
Volgo-Viatsky Public Administration Academy, N. Novgorod
Abstract
A problem of information provision for distributed educational institutions is discussed. The informational space includes a set of elements with strong and weak relationships. The methodological support of learning process is the main tool that determines the quality of the educational services being implemented even apart from the educational form. The main task of this paper is the structure of E-Learning portal for Academy of Public Administration in Nizhny Novgorod and its content.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Папкова М.Д., Носков В.В.
Волго-Вятская академия государственной службы, Нижний Новгород
В докладе рассматривается задача разработки информационного обеспечения для управления системой образовательных учреждений, имеющих ведомственную подчиненность. Объект управления в данном случае представлен в виде совокупности элементов, имеющих основные сильные связи с центральным элементом системы и слабые связи - друг с другом. Центральным элементом является головной вуз или академия, а остальные элементы - региональные отделения, филиалы, институты повышения квалификации и/или переподготовки.
Общим для всех образовательных учреждений является профиль подготовки специалистов, который может включать несколько специальностей и, естественно, специализаций. Информационные процессы, обмены в каждом образовательном учреждении организованы по-разному. Несмотря на существование стандартов, единые требования к электронному документообороту в российских вузах не разработаны, обновление и актуализация имеющихся баз и банков данных обычно запаздывает. В результате сведения или данные автоматизированных информационных систем становятся недостоверными и непригодными для совместной обработки. Технология создания информационного пространства в рассматриваемом случае представляет собой технологию разработки структуры пространственно распределенной информационно-справочной системы (ПРИСС). Эта система является основой для управления соответствующими пространственно распределенными объектами в виде филиалов и учебных площадок. Учет географической компоненты обеспечивается геоинформационной составляющей на базе любой ГИС (геоинформационной системы), например GEOGRAPH или ARCVIEW. Использование ГИС позволяет решать задачи организационного плана, включая задачи оптимизационного характера по увеличению набора на конкретные специальности, обеспеченности оборудованием и помещениями, динамичного привлечения специалистов учреждений к решению проблем, возникающих в конкретном регионе. Информационное пространство создается на базе корпоративной сети, объединяющей подведомственные головному вузу учебные заведения. Структура ПРИСС должна содержать, кроме подпространства географических данных, подпространство баз данных (БД), подпространство сведений. представленных в этих БД и подпространство классификаторов, обеспечивающих кодирование информации в соответствии с ее структурой. При этом должна строго соблюдаться непротиворечивость сведений и данных, отражающих одну и ту же сущность, а также одинаковая система классификации. Указанные требования обеспечивают целостность информационного пространства. Разрыв информационного пространства возникает, например, в том случае, если для массивов данных БД, ранее пригодных для совместной обработки, становится невозможным дальнейшее совместное использование. Разрыв информационного пространства происходит на содержательном уровне значений данных и соотнесения изменений классификаторов изменениям сущности или свойств сущности.
Разработка информационного пространства управления системой образовательных учреждений использует модульный подход. Одним из модулей является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). В докладе представлен проект создания ЭУМК ВВАГС, охватывающего филиалы и подразделения региональной академии, основной целью которого является решение задачи оптимального обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, широкого доступа к электронным версиям учебников и пособий, планам и программам. Основой проекта является разработка электронного E-Learning портала, содержащего блоки учебно-методических материалов, соответствующих специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Финансы и кредит", "Менеджмент", "Маркетинг", "Прикладная информатика в экономике". Каждый блок имеет структуру и наполнение в зависимости от утвержденного учебного плана специальности, доступ к которому по редактированию лекций, тестовых заданий, материалам итогового контроля открыт для преподавателей, ведущих дисциплины для данной специальности. Студенты, обучающиеся по указанной специальности имеют доступ для чтения материалов лекций и тестов, а также для выполнения тестов и просмотра результатов тестирования. Общий блок с информацией о кафедрах, профессорско-преподавательском составе и закрепленных за кафедрами дисциплинах включает также сведения о том, кто из преподавателей какие курсы для конкретных специальностей ведет. Эти данные изменяются или подтверждаются перед началом нового учебного года в соответствии с индивидуальной нагрузкой преподавателей по каждому филиалу. Сведения о студентах содержатся в блоке "Деканат". Этим блокам формируются списки групп, а затем зачетные и экзаменационные ведомости, которые может получить лишь преподаватель, читающий данные курсы. Ведомость "закрывается", т.е. фиксируются окончательные результаты автоматически в соответствии с датой окончания зачетной сессии или датой сдачи экзамена или зачета (по усмотрению администрации).
В качестве инструментария для разработки используются Apachi, My SQL, PHP, Java Script, XML, HTML. В настоящее время, наряду с небольшими программами для проверки возможностей реализации структуры, создается подробная спецификация, которая учитывает особенности распределенной информационной системы и использования предоставляемых ей данных.
Рассмотренный подход в большой степени решает проблему организации дистанционного обучения.

THE POSITIONS OF AUTOMATIC CONTROL IN UNIVERSITIES AND SCHOOLS
Martynov U., Smolnikova I.
STI MSUS, Department of Information technologies in educationof Ministry of Education of Russia, Moscow
Abstract
The review of aspects, mathematics models and solutions for creating automatics control educational systems with coordinates.

НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Мартынов Ю.В., Смольникова И.А.
СТИ МГУС, Отдел информационных технологий Минобразования России, г. Москва
Параллельно с развитием новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) идет углубление и расширение автоматизации управления. Не только ВУЗы, но и колледжи, училища и школы (УО) внедряют современные ИКТ в управление. С ростом объёма обучаемых системность, гибкость и оперативность обратной связи в учебном процессе может возрасти благодаря комплексной автоматизации [1].
Информационные системы (ИС), на базе которых строятся АСУ ВУЗа и его подразделений, зарегистрированы на www.catalog.unicor.ru только у 0,1 части из всех 814 ВУЗов.
Анализ применения ИКТ в управлении образовательными системами позволил выделить 4 уровня (A- D ниже):
A. ИС по отдельным аспектам применения (контингент, успеваемость, кадры, материальные, технические и информационно-методические ресурсы, расписание, канцелярия, бухгалтерия...)
B. Корпоративная ИС на основе единой информационной среды (учреждение образования - методическое объединение - региональный орган управления)
C. Автоматизация управления на основе СППР -систем поддержки принятия решения (мониторинг, анализ, эвристическое управление, сценарное прогнозирование)
D. Совершенствование управления на основе математических моделей оптимизации (ограниченной бюджетной или свободной рыночной).
Уровни A и B решают задачу наблюдения (частичного или полного мониторинга), C облегчает принятие решений специалистом, а D дает основу для оптимизации структуры и функционирования административных подразделений, которая начата в передовых ВУЗах России. Указанные уровни рассмотрены на примерах с выделением полезных для разработки и внедрения сведений в докладе прошлого года [2а].
Информационным технологиям в управлении учреждений образования (УО) системы общего образования посвящен 1-й номер нового электронного журнала "Вопросы Интернет-образования" Федерации Интернет Образования (center.fio.ru/vio). Уровень А реализовали многие фирмы, например, локальная версия: недорогой продукт для директора, бухгалтера и секретаря УО "Аверс" (iicavers@online.ru), БД "Кирилла и Мефодия" (edu.km.ru); для директора и бухгалтера "БЭСТ"; для директора и диспетчера "1С Хронобус" (www.chronobus.ru), "ПАРАГРАФ...XXI" ИНИС-СОФТ (kdm@inissoft.com.by) или "NetШкола" - доступ к информации через Интернет для учеников и родителей РООС (isaikin@roos.ru). Однако широкое внедрение эффективнее получается у структур, созданных при региональных органах управления образованием, например, комплекс "Easy-School" в Самаре, АРМ "Администратор школы" в Новосибирске (plat@online.nsk.su) или "Школьный офис" ИАЦ при Департаменте образования города Москвы (www.educom.ru).
Системные походы ВУЗов уровня В начинают реализовываться для интеграции ИС УО и региональных органов управления образованием: доменно-ориентированный подход к ИАС УО предложил Пензенский ГТУ вместе с ГНИИ ИТТ (kvp@informika.ru), информационное взаимодействие "вузы - орган управления" - Нижегородский ГУ и ННГАСУ (suprun@ngasu.sci-nnov.ru), "школы - орган управления" - Таганрогский ГРТУ (www.tsure.ru), региональную интегрированную систему управления - СПбГИТМО, отраслевой документооборот - РГУИТП, а техническое взаимодействие - ЦНИИ РТК, аппаратно-программный комплекс АСУ образованием - www.deil.ru.
Отрадно, что в общеобразовательном и начальном и среднем профессиональном звене появляются ИС уровня С, например: Интранет-СППР управления индивидуализированным обучением в коррекционной школе (диссертация О.Б.Кремер в Воронежском ГТУ, sch31@comch.ru), СППР "Соната" (muipc@volgodonsk.ru), экспертная Web система (ЭС) оценки УО (будущая диссертация Л.Л.Кайниной из Курганcкого ГПИ в СПб ГУ на основе измерительного инструмента ССУЗов Селезнёвой Н.А. - research_center@mtu.ru), Web-СППР по статистике ОУ - "Аналитик" ГИВЦ Минобразования России, www.miccedu.ru.
Для реализации уровня D предлагаю простую дискретную модель линейного программирования, т.е. поиска норматива получения ограниченных благ - неотрицательных рациональных x0i, i=1,...,n, дающих max сумме ?i=1n ci xi - максимальное значение критерия удовлетворённости запросов при ограничениях ресурсов: сумма ?i=1n aij xi <=bj ресурсов, j=1,...,m [3] , а также наиболее общую непрерывную квазилинейную функционально-дифференциальную модель оптимального управления [4], которая при меняющихся обстоятельствах (стратегии противника) становится игрой преследования (см. кандидатскую диссертацию автора [4]).
Требования в ИС сферы образования и мероприятия Управления ИТО Минобразования России перечислены в докладе [2б].
Методика защиты конфиденциальной информации (например, заданий предстоящей аттестации или личных данных) в ИС в соответствии с требованиями Гостехкомиссии России (jet.msc.ru) утверждена Минобразованием и предложена на сервере mephi.edu.ru.
Помимо перехода к корпоративным распределенным АИС, к параллельным СУБД; к динамике структуры, к базам знаний и ЭС, к СППР на их основе, поиску математической модели и подбору параметров для неё начнётся интеллектуализация ИС, в которой наиболее распространенные запросы на выборку со стороны пользователя выполняются на естественном языке, а поиск ведется с визуализацией, агентами, с обратной связью.
Литература:
1. Д.В. Мартынов, И.А.Смольникова. Обеспечение электронного обучения.- Троицк, 2003, секц.2.
2. Ю.В. Мартынов, И.А.Смольникова. Автоматизированные информационные системы сферы образования.- а) Троицк, 2002,с.221-224 и б) ИТО-2002, ч.IV, с.201-204.
3. Ю.В. Мартынов. Модель оптимального управления расходованием средств на удовлетворение запросов людей с ограниченными возможностями. - МГУС, 2003.
4. И.А.Смольникова. Оптимальное управление квазилинейными функционально-дифференциальными системами с критерием качества общего вида. - Сб. 4-я конференция мол. уч-ных закавказ. республик по пробл. автоматич. управления, Тбилиси, 1986.

СТРУКТУРНЫЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА
Черемных С. В., Золотова С. И.
Московская академия предпринимательства при Правительстве
г. Москвы, Центр новых информационных технологий в образовании
Проблема. Рост научно-технического потенциала общества в целом, накопление эмпирического и теоретического материалов объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В тоже время и теми же темпами растет потребность в интеграции научного знания- требование практики. Это приводит к одному из центральных противоречий современного образования - необходимостью уже на стадии обучения обеспечить высокий уровень интеграции профессиональных знаний слушателей на фоне все более ускоряющейся дифференциации учебных дисциплин.
Применительно к ситуации вуза интеграцию можно трактовать как обеспечение целостности учебного процесса. С концептуальной точки в решении упомянутой проблемы нет альтернативы системному подходу. Именно междисциплинарная интеграция на основе системного подхода сегодня по праву может рассматриваться как важнейшее средство достижения единства учебного процесса в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научно-организационном, лингвистико-семантическом, методологическом и педагогическом аспектах.
Педагогическая интеграция при этом выступает как высшая форма единства целей, принципов, содержания образования и как создание с соответствующим обоснованием укрупненных педагогических единиц на основе глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин.
Ключевые факторы формирования программ интеграции. Это наиболее сложный вопрос, в решении которого представляются важными прежде всего следующие позиции: согласованность по времени изучения отдельных учебных дисциплин, при которой каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и создающая основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе; преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями; единство в интерпретации общенаучных понятий; исключение дублирования одних и тех же понятий при изучении одних и тех же предметов; осуществление единого подхода к раскрытию одинаковых классов понятий .
Междисциплинарная интеграция должен выступать, таким образом, как основной механизм оптимизации структуры знаний и системы дисциплин, преобразующим всю систему подготовки в теоретическое, технологическое и методическое средство построения моделей профессиональной деятельности.
Новые возможности интеграции..Информатизация образования сделала реальным внедрение разнообразных технологий интегрированного обучения, таких как, к примеру, технология так называемой "транс дисциплинарной" модели обучения, представляющая собой триединство собственно содержания дисциплины, требования государственных стандартов и заказчика. Получили развития и другие "проблемные" модели, предусматривающие обучение в процессе коллективной работы над проектом, а также модели практической ориентации процесса обучения по выполняемым функциям, области экономики, сферам профессиональной деятельности.
Компьютерные коммуникационные технологии реально влияют на формирование нового содержания процесса образования, на организационные формы и методы обучения. Как пример - семейство современных поисковых систем (из новейших - Google с ее 3.0 млрд. записей!), позволяющих повысить эффективность работы пользователя с электронными с электронными архивами Интернет в "разы". Подчеркнем - как студентам, так и преподавателям - что решающим образом меняет едва ли не полностью сложившуюся веками саму форму и методы обмена знаниями в этой связке. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что применение информационных компьютерных технологий позволяют радикально провести интеграцию на самом общем уровне - уровне методов исследования.
Инструментальная среда разработки программ интеграции. Среда, обеспечивающая проблемно ориентированную методологию разработки, должна, очевидно, опираться на существенную программную поддержку. Всем известно, что разработка "локальных" программ, решающих тот или иной вопрос или задачу - дорогое удовольствие. Что же говорить тогда об универсальной среде моделирования (еще и имитационного) , которое в итоге и необходимо прежде всего!?
Упомянем только одну из многих проблем, которые являются серьезным препятствием при разработке такой среды. Речь идет о проблеме компьютерного моделирования внутри- и междисциплинарных связей, что составляет суть любой программы междисциплинарной интеграции.
Как построить структурную системную модель всех межпредметных связей хотя бы в рамках одной специальности? Как обеспечить компьютерную поддержку моделирования их изменения в рамках интеграционных изменений?
При серьезном подходе здесь необходимо отслеживать их характеристики в возможно более полном объеме: качественную сторону, то есть необходимость учитывать первоочередность по своей значимости знаний и умений, выделять упомянутые выше образовательные инварианты; количественную сторону, связанную с определением пространственных, временных, энергетических и информационных их характеристик. Наконец, хорошо бы иметь эффективный инструмент для расчета оптимального объема междисциплинарных связей. Итак, инструментальная среда очень даже нужна.
Такая среда, как представляется, в настоящее время существует, хотя изначально она создавалась для решения совсем других задач.
IDEF-технологии как инструментальное средство реализации системного структурного анализа.
Что же такое IDEF-технологии? Коротко говоря, это технологии моделирования "активности" любой формы в рамках всех известных ныне подходов: структурного (IDEF0, IDEF1), объектно-ориентрованного (IDEF4), имитационного (IDEF2) и многих других [1].
С точки зрения обсуждаемой проблемы наибольший интерес представляет, думается, технология функционального моделирования IDEF0. Эта технология принята международным сообществом в качестве американского и европейского стандарта (1993г.). Заметим - открытого стандарта [2]. Этот факт (открытость) позволяет рассматривать технологию структурного анализа SADT-IDEF в качестве универсального языка описания интеграционных процессов в их развитии (так называемые исходная "as is" и нормативная 'to be' модели) участниками этих процессов любого уровня. Если иметь в виду образовательные проблемы, то речь идет о кафедральном (нижнем) и федеральном (верхним) уровнях.
В контексте эффективности ее использования важнейшим представляется поддержка этой технологии мощным программным пакетом BPWin (версий 2.5/4.0), который хотя и не является свободно распространяемым продуктом, но может быть приобретен по разумной цене, или в аренду на определенный срок.
Напомним, что суть упомянутой технологии сама по себе "интеграционная": в ней реализована мечта исследователей 60-90 годов - разработчиков так называемых "человеко-машинных" процедур - - ур - объединение "человеческих" и формализуемых факторов.
Это можно проиллюстрировать метафорой ключевых факторов, своеобразных краеугольных камней или "нот", часто используемой аналитиками в самых различных областях. Вспомним известный труд - "7 нот менеджмента"!
В данном случае эта "октава" включает следующие позиции: цель моделирования, точку зрения "модельера", 3,4 - использование функциональных блоков (Activities) и интерфейсных дуг (Arrows), декомпозицию (любого уровня), глоссарий (понятийный словарь) и, наконец, диалог "аналитик - эксперт" [1].
Как видно, три из них имеют явно человеческую природу (1,2,7), оставшиеся - формальную.
Идея состоит в том, чтобы учебный процесс рассматреть в виде эволюционирующей системы, к которой в качестве инструментального средства структурного системного анализа и применить обсуждаемую технологию.
Общий анализ показывает, что среда BPWin 2.5/4.0 может вполне взять на себя упомянутые выше задачи представления и анализа междисциплинарных связей, а BPWin - диаграммы могут служить весьма эффективным методом визуализации всего интеграционного процесса, с использованием которой легко строить цепочки моделей текущего "как есть" и нормативного "как должно быть", состояний.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign