LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Очень часто необъективность в достаточно распространенной практике тестирования для оценки знаний связывают с необоснованностью баллов различных по сложности и трудности заданий. В тоже время в педагогике, психологии, социологии достаточно хорошо известны методики стандартизованного контроля, механизмы стандартизации тестовых заданий в условиях оценок концептуальной, экспертной и эмпирической валидности тестов. Их применение в компьютерных тестах позволяет перейти от "сырых" баллов и процентов выполнения заданий к содержательной оценке и педагогической диагностике учебных достижений.
Не смотря на концептуальную сложность выделения отдельных факторов, отражающих содержание учебной программы в содержании тестов, первым шагом в повышении объективности оценок является распределение заданий на отдельные диагностические группы и группы для рекомендаций. Попадание сумм стандартизованных баллов групп заданий в заданные интервалы обеспечивает вывод диагностики, а не попадание - рекомендаций для изучения отдельных тем учебной дисциплины. Не представляет особой трудности использование в компьютерном тесте накопляемых частот выполнения заданий для оценок трудности и среднего времени выполнения заданий для оценок сложности заданий по теории учебных задач (Балл Г.А., 1990). Это позволяет испытуемому ориентироваться в трудности и сложности текущего задания и получать общие эмпирические оценки за тест, использовать в случае частичной выборки заданий из общей базы равномерное распределение по трем основным группам трудности.
В то же время необходимо установить и способы применения экспертных оценок в различных проверочных формах тестирования для получения общих содержательных сумм баллов за тест. Это можно выполнить, задавая экспертные баллы заданий по факторам диагностики для каждой проверочной формы. В процессе проверки экспертные баллы заданий определяются: а) весами вариантов выборочной формы и координат рисуночного теста; б) процентом угадывания букв в восстанавливаемом ответе от веса задания; в) процентами идентификации по фактическим и логическим параметрам с учетом виртуальных слов в свободных письменных ответах от веса задания. Применяя систему оценок (оценки на основе экспертных баллов, эмпирические оценки, текстовые оценки в виде диагностики и рекомендаций для дальнейшего обучения) в тестах с взаимодополняющими проверочными формами можно существенно повысить объективность компьютерного педагогического тестирования.

NEW COMPUTER TECHNOLOGIES VALUE OF THE QUALITY OF THE RESULTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Dikanskaya N. N., Khudoverdova S. A.
Stavropol State University, Chair of Computer technologies in the education and management of the educational process. Stavropol
Abstract
Computer technologies in the education are one of the most important components of the Modern educational systems of all kinds of levels today. The aims of penetration and application of the new computer technologies in the education are defined as a spreading of functional possibilities of all participants of the educational processing make perfect the forms of interaction between them.
Application of the means of creates a hard base for computer guarantee of the process of the management of the quality of the education in a Higher Educational Establishment.

НИТ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ.
Диканская Н.Н., Худовердова С.А.
Ставропольский государственный университет, кафедра информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом
Информационные технологии в образовании сегодня являются одним из важнейших компонентов современных образовательных систем всех уровней. Цели внедрения и использования ИТ в образовании определяются расширением функциональных возможностей всех участников образовательного процесса и совершенствованием форм взаимодействия между ними.
Для любой системы образования объективный контроль качества знаний и оценка эффективности методик обучения - одна из важнейших задач. Среди существующих дидактических принципов обучения доминирующую роль в настоящее время приобретает гуманистическая парадигма, которая нацелена на развитие индивидуальных качеств личности, овладение обучаемыми методами и средствами приобретения знаний. Стремительный рост объема знаний актуализирует проблемы развития эффективных методик обучения, а также совершенствования системы оценки качества результатов образовательного процесса.
Развитие науки в области квалиметрии человека и образования, (Селезнева Н.А., Субетто А.И., Челышкова М.Б., Аванесов В.С. и др.) создало прочную теоретическую базу для совершенствования тестового контроля качества результатов образовательного процесса. Тестовый контроль имеет все больший удельный вес среди других методов оценки знаний обучаемых. Тесты могут иметь различную степень оценки качества и глубины знаний в зависимости от уровня сложности тестируемого понятия, его свойств и связей.
Поскольку оценка качества результатов образовательного процесса требуют обработки большого объема информации, НИТ позволяют автоматизировать этот процесс, представить его наглядно, а также осуществить прогнозирование изучаемого явления.
Основная задача учебного заведения заключается в выполнении требований отраслевых государственных образовательных стандартов. Реализация этих требований возможна только при систематическом контроле результатов учебного процесса.
На кафедре информационных технологий Ставропольского государственного университета широко используются формы тестового контроля качества знаний студентов. Реализация тестового контроля предполагает решение следующих задач:
1. Определение методологии тестирования.
2. Разработка основных направлений контроля.
3. Подбор и разработка компьютерных тестовых программ.
4. Проведение выборки участников исследования.
5. Анализ результатов и составление отчета.
На первом этапе была разработана общая методика для проверки знаний студентов. Участвовать в оценке качества знаний было предложено преподавателям кафедры, что позволило организовать серии одинаковых испытаний, применив их к большому количеству испытуемых. Однако особый интерес вызывали специальные дисциплины, формирующие профессиональные знания, умения и навыки будущих выпускников.
Все тестовые материалы были сформированы на основе научных принципов, в первую очередь, по видам контроля, а порядок разработки определялся целью использования теста.
Тест, созданный преподавателем для проверки знаний студентов после изучения темы, отличается меньшим объемом, и предназначен для оценки качества знаний по конкретному информационному блоку. Такие тесты разрабатываются в достаточном количестве и позволяют преподавателю в течение семестра подготовить студентов и педагогов к новому виду контроля.
При создании тестов для рубежного (семестрового) контроля знаний учитывались нормативные требования:
- использование в тесте как можно большего количества заданий (более 60), что способствовало повышению его надежности и информативности;
- охват большого объема информации, для более детальной оценки качества знаний;
- определение оптимального времени работы с тестом;
- обеспечение наименьшей монотонности, для этого тестовые вопросы составлялись максимально разнообразными по форме.
Таким образом, использование средств НИТ создаёт прочную основу для информационного обеспечения процесса управления качеством образования в вузе.
Литература:
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Пособие для слушателей Учебного центра Гособразования СССР. - М.: Исследовательский центр, 1988.
2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. Монография. - М.: Исследовательский центр, 1994.
3. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 3-е - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 95 с.
4. Субетто А.И. Квалитология образования (основания и синтез). СПб., Москва.: Ис-следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.
5. Субетто А.И. Введение в квалитологию высшей школы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. - кн. 1 - 96 с., кн. 2-я -122 с., кн. 3-я 171 с. кн. 4-я . - 163 с.

ABOUT THE REQUIREMENTS SHOWED TO SUPERVISING AUTOMATED SYSTEMS
Kashchey V. V.
Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow
Abstract
The questions of organization of the test control of knowledge with use of the computer are considered. The experience of work with such systems is generalized. The basic requirements are listed and the offers on organization of such monitoring systems are put forward.

О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КОНТРОЛИРУЮЩИМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ СИСТЕМАМ
Кащей В. В.
Управления развития образования, Министерство образования Российской, Москва
Организация процесса обучения невозможна без оценки результатов обучения и проверки усвояемости материала. Для ускорения и упрощения для преподавателя этого процесса уже длительное время используется система тестов.
Отличительным признаком такой системы является наличие вопросов и нескольких вариантов ответов на каждый из них. Как правило, для определения правильности ответов составляется таблица ответов, с которой сравниваются ответы испытуемых. Несмотря на то, что такая система позволяет существенно сократить время, затрачиваемое преподавателем на проверку ответов, она все-таки требует значительных его затрат.
Появление вычислительной техники, ее "интеллектуальные" возможности позволили переложить эту работу почти целиком на компьютер, освободив преподавателя от рутинной работы. На его долю осталось только составление заданий и перевод его в машинную форму.
Опыт работы с такими программами позволяет сделать некоторые замечания и предложения по их использованию и разработке.
При разработке контролирующих систем необходимо учитывать следующие моменты:
1. Наиболее просто реализуются системы тестов со строго определенными вариантами ответов.
2. Количество ответов на разные вопросы для тестов со строго определенными вариантами ответов может быть различно.
3. Программная реализация может потребовать указать максимально возможное число ответов на каждый вопрос. Этого следует избегать, но если все-таки придется на это пойти, то рекомендуется предусмотреть возможность увеличения этого значения при модификации или перекомпиляции программы.
4. Вопросы должны предъявляться испытуемому в произвольном порядке, так как в противном случае, следующий за ним испытуемый просто переписывает номера правильных ответов и набирает их, даже не вникая в смысл вопросов.
5. Необходимо обеспечивать недоступность для испытуемых списка вопросов и, особенно, ответов на них. В первую очередь пометок, которые указывают программе на правильные ответы.
6. Для удобства преподавателей-предметников следует предусмотреть возможность ввода в контролирующую систему информации о вопросах и ответах из обычного текстового файла. Это позволяет сохранять независимость тематической части (текста вопросов и ответов) от программной реализации. К сожалению, существуют программы, которые требуют ввода вопросов и ответов только из своей собственной оболочки, в своем формате, что требует наличия программы у преподавателя в момент ввода вопросов и ответов, а это не всегда возможно или удобно.
7. Необходимо максимально четко формулировать вопрос и ответы, избегая возможности двусмысленного их истолкования испытуемым.
8. Система "выбрать верный ответ из предложенных" имеет тот недостаток, что испытуемый может случайно или, воспользовавшись частичным знанием, угадать ответ. В этом смысле предпочтительней оказывается система с конструируемым ответом.
9. Ни в коем случае нельзя комбинировать системы "выбрать верный ответ из предложенных" и "выбрать неверный ответ из предложенных". В этом случае более половины испытуемых продолжают действовать по прежней схеме. Системы "выбрать неверный ответ из предложенных" лучше избегать из методических соображений.
10. Желательно обеспечивать сбор статистики верных и неверных ответов с обеспечением ее обработки и предоставления преподавателю, ведущему занятия в данной группе, для принятия решения о корректировке процесса обучения соответствующим образом. Таким образом, повышается качество управления процессом обучения.
11. На основе собираемой статистики можно внедрить адаптационные системы, которые могли бы изменять вес (значимость) ответа на каждый вопрос в зависимости от того, как часто испытуемые дают неверный ответ на данный вопрос. Чем чаще дается неверный ответ, тем выше вес этого вопроса в оценке.
Реализация на практике вышеизложенных принципов позволяет создавать добротные контролирующие системы, пользующиеся стабильным спросом пользователей.

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОЙ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Кравченко Е.А.
Челябинский государственный педагогический университет
Система контроля качества обучения студентов по информатике представляет собой часть методического комплекса по формированию содержания курса информатики. В условиях внедрения Государственных образовательного стандарта второго поколения важной задачей является обеспечение строгого выполнения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по информатике.
В практике среднего специального образования известны различные методы контроля качества знаний студентов. Наиболее распространенные методики устного опроса и письменных контрольных работ. Однако эти методы контроля непригодны для оценивания качества знаний студентов, так как не обладают необходимой диагностичностью, точностью и воспроизводимостью результатов.
Проблему однозначности и воспроизводимости оценки решают объективные методы контроля качества знаний студентов, опирающиеся на специально для этого созданные материалы. Сегодня активно используется стандартизированный контроль, предусматривающий разработку тестов.
Отдельный вид теста представляют собой практические задания. Выбор типа и вида задачи определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить.
Использование технологического подхода к проектированию содержания образования позволяет найти наиболее оптимальное решение данной задачи. Образовательным стандартом модель выпускника задается с помощью предметно-деятельностной формы. Это дает основание для использования целевой модели содержания образования при его формировании. Целевая модель содержания образования представляет собой систему диагностично поставленных целей, в которой выделены определенные уровни иерархии. Содержательная цель связана с изучением конкретного содержания по кон-кретному учебному предмету и представляет собой установку на достижение некоторого результата на уровне, соответствующем той или иной категории Блума.
Структурно совокупность содержательных целей представляем табли-цей, которую будем называть таксономией Блума содержания по дисциплине. Таблица разбивается горизонтально на содержательные линии и темы, пред-ставленные в предмете, а вертикально на категории Блума: Знание, Понима-ние, Применение, Анализ, Синтез, Оценка. Содержательная цель в таблице представляет собой целевую структурную единицу, в которой выделены две части: признак достижения и содержательная часть. Признак достижения формулируется в виде глагола, точно описывающего конкретную деятель-ность студента при достижении цели. В содержательной части представлен конкретный учебный материал. Каждая структурная единица в целевой мо-дели (таксономии Блума) представляет конкретный результат обучения, что задается: содержа-тельной частью цели, глаголом, категорией цели; предопределяет изложение некоторого учебного материала опреде-ленной линии, определенной темы, определенной глубины изложения
Полученная таким образом система целей обучения (целевая модель) отображает содержание обучения по дисциплине в когнитивной области, обес-печивая при этом: наглядность соответствия требованиям социального заказа; возможность оптимизации содержания образования; технологичность формирования содержания образования; диагностичность результатов обучения.
Каждая цель обучения в СЦМ содержания курса является диагностируемой: в соответствии с категорией Блума, глаголом, содержанием она может быть представлена совокупностью конкретных действий студента, т.е. конкретизирована. Цель обучения достигнута, если студент выполняет все конкретные действия. Проверка выполнения учащимся отдельных действий с помощью тестовых и практических заданий - суть разработанной системы контроля.
Достижение цели, отнесенной к той или иной категории, выражается в конкретных действиях студента. Это по-зволяет проектировать глубину и сложность учебного материала, делать вы-воды о достижении цели. Структурная целевая модель дополняется еще од-ним компонентом - набором конкретных действий студента, которые должны быть освоены в течение изучаемого курса.
Каждое конкретное действие должно быть проверено. Основной прин-цип разработки тестов заключается в том, что каждому конкретному дейст-вию студента ставится в соответствие одно или несколько тестовых зада-ний.
Конкретизация учебных целей на основе наблюдаемых действий производиться по принципу разложения целого на части-элементы. Эти элементы располагаются по нарастанию сложности или по порядку исполнения действий.
Следует отметить, что проверку достижения целей обучения категории "Применение" рекомендуется обеспечивать не только, а может быть не столько, тестами, но и практическими заданиями.
Полученная таким образом система тестовых заданий является основой для мониторинга как текущего, так и итогового.


EXAMINATION SYSTEMS OF INFORMATICS' COMPARATIVE ANALYSIS ON THE BASIS OF THESAURUS METHOD
Kuvaldina T.A.
Volgograd State Pedagogical University, Volgograd
Abstract
Results on the use of the author's technique concerning examination systems of informatics' comparative analysis are reported. Thesaurus is the basic aid which let concept structures to be efficiently evinced. The author's technique can be used in an examination systems designing. The results obtained confirm the importance of such an experiment.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ТЕЗАУРУСНОГО МЕТОДА
Кувалдина Т. А.
Волгоградский государственный педагогический университет
Для критериально-ориентированных тестов отбор содержания теста является самым важным этапом их создания, так как для обеспечения валидности тестов необходимо достаточно точно и полно описать содержание образования и выразить его совокупностью тестовых заданий, которая была бы представительной для данной учебной (образовательной) цели.
Отбор содержания для формирования систем тестовых заданий по информатике рассмотрен нами на основе логико-семантического подхода к систематизации и структурированию понятий учебного курса (на основе логических, сетевых и тезаурусного методов). В общем случае "точки входа", то есть места оптимального включения процедуры тестирования в учебный процесс, определяются на основе анализа содержания образования и выделения ключевых понятий - дескрипторов. В качестве основного средства, позволяющего эффективно выявлять структуры понятий в системах тестовых заданий, нами использован тезаурус - модель системы понятий учебного курса. Разработанная нами методика сравнительного анализа систем тестовых заданий по информатике может быть положена в основу электронного конструктора тестовых заданий (КТЗ).
Такой конструктор нужен преподавателю для обучения методике анализа и проектирования систем тестовых заданий и предоставляет дополнительные средства корректной формулировки тестовых заданий. В этом - его методическое (и технологическое) назначение. Предметное назначение КТЗ состоит в проверке "системности" тестовых заданий и соответствующих им учебных курсов с получением вывода об "идентификации" курса при вводе в систему новых понятий.
Критерий отбора тестовых заданий (возможно - из готовой базы) или их содержания (при разработке, "конструировании", генерации) новых тестов - это сочетаемость "предметной" и "методической" частей. Предметная часть представляет собой словарь понятий и образов (Набор 1), методическая - формулировки требований к выполнению заданий-действий с понятиями и образами, а также формулировки указаний (Наборы 2-3).
Нами определен общий вид матрицы анализа тестовых заданий по понятиям, образам (темам, вопросам - связям понятий) и уровням усвоения. Мы предполагаем, что составление такой матрицы позволит определить оптимальные "точки входа" в систему тестовых заданий (генерированную совокупность) в зависимости от целей тестирования, и в дальнейшем - делать разные выборки из готовой базы данных. Нами выделены функции, а также этапы проектирования КТЗ и предварительной опытной проверки. Отметим, что специфика предметных и образовательных областей обусловит необходимость разработки "характерных" дополнений - типов понятий и образов, которые и будут представлять отличия этих областей. Мы предполагаем, что такие дополнения все же будут общими хотя бы для профилей: гуманитарного, естественнонаучного, математического, технического в рамках учебных курсов базового характера.

COMPUTER PROGRAM FOR KNOWLEDGE TESTING OF STUDENTS' AND SCHOOLCHILDREN
Kurgalin S. D., Kurakov A. N.
Voronezh State University, Voronezh
Abstract
A computer program of computer science faculty of Voronezh State University for knowledge testing of students' and schoolchildren is presented here.

КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Кургалин С.Д. Кураков А.Н.
Институт повышения квалификации Воронежского государственного университета, Воронежский государственный университет
Эффективным методом контроля усвоения знаний и средством повышения качества и развития системы образовательных услуг становится в последнее время компьютерное тестирование [1]. Повсеместно внедряемые разнообразные комплексы тестирования обладают, однако, рядом недостатков. В их числе - невозможность или крайняя сложность модификации, отсутствие универсальности, модулей детального анализа результатов для выдачи рекомендаций по результатам тестирования и др. Поэтому возникает потребность в таком комплексе, который являлся бы относительно простым и универсальным и мог бы использоваться как для проведения тестирования учащихся при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) или текущей оценки их знаний, так и для контроля за ходом обучения студентов, слушателей курсов дополнительного образования, повышения квалификации и т.д.
Целью настоящей работы является создание многоцелевого комплекса компьютерного тестирования, свободного от вышеуказанных недостатков и удовлетворяющего критериям организационного, методического и информационного обеспечения качества подготовки специалиста. В качестве основы для его создания взята используемая в Воронежском государственном университете (ВГУ) среда разработки и ведения электронных учебных курсов Lotus LearningSpace 5 [2]. LearningSpace ведет автоматический учет всей деятельности учащихся при работе с тестами, запоминая временные характеристики и результаты и предоставляя автору тестов и администратору большой набор встроенных средств формирования тестов и ведения тестирования в синхронном и асинхронном режимах.
Большие возможности программы LearningSpace по реализации методов дистанционного обучения приводят к тому, что она является инструментом, достаточно трудным для быстрого освоения. Поэтому необходимо разработать и другой вариант тестирующего комплекса, который обладал бы по сравнению с первым простотой, и не требовал наличия сложных программных оболочек. Такой альтернативный вариант создается на основе сервера баз данных MS SQL Server, языков Java Script, Visual Basic Script, SQL и программной платформы для создания интерактивных Web-страниц ASP (Active Server Pages).
На первом этапе работ разрабатывается компьютерная система тестирования для контроля уровня знаний на различных этапах подготовки учащихся к аттестационным испытаниям. Ядром этой системы является база данных тестового материала с заданиями по разделам общеобразовательного курса физики.
Элементы базы данных, представляющие собой отдельные задания с 4 - 5-ю ответами, из которых правильным является один, имеют три уровня сложности, соответствующие уровням частей А, В и С заданий ЕГЭ. Объединение элементов базы данных в измерительный тест проводится по заданным характеристикам теста (тематический или итоговый уровень, время выполнения и др.).
Допускаются разнообразные способы формирования теста: возможен случайный выбор вопросов из всей базы данных или из специальным образом сформированной ее части, а также назначение строго определенного круга вопросов конкретному учащемуся.
На основе средств управления базой данных создан удобный интерфейс авторов тестов, предназначенный для пополнения базы данных вопросов и проведения всех работ по организации тестирования.
Использование технологии ASP дало возможность разработать несколько вариантов интерфейса тестирования, в том числе для тренировок при подготовке к ЕГЭ. Развитый интерфейс позволяет пользователю (при разрешении администратора) выбирать определенный уровень сложности теста в соответствии с его представлением о своем уровне знаний, конкретный раздел (или разделы) предмета, получить полную информацию о результатах тестирования с выдачей необходимых рекомендаций.
Так как комплекс базируется на технологии ASP, то он работает эффективнее систем, использующих технологию Java. В нем быстрее осуществляется загрузка Web-страниц и обеспечивается полная совместимость со всеми наиболее распространенными броузерами.
В дальнейшем планируется создание дополнительного скрипта на языке Perl для определения правильного ответа на вопрос "в свободной форме" (для вопросов уровня С ЕГЭ). При этом формируются шаблоны правильных ответов, и информация, поступающая от абитуриента, будет сопоставляться с такими шаблонами.
Использование данного комплекса тестирования увеличит возможности информационно-образовательной среды ВГУ и будет способствовать развитию учебных информационных технологий университета и повышению качества подготовки специалистов.
Литература:
1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под. ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
2. Запрягаев С.А., Кургалин С.Д., Толстобров А.П. Развитие информационно-образовательной среды в Воронежском государственном университете // Телематика-2002. Тр. Всерос. науч.-метод. конф., 3-6 июня 2002 г., Санкт-Петербург.- СПб., 2002.- С.27-28.

A SYSTEM FOR INSPECTING AND POSITIONING PROFESSIONAL SKILL OF STUDENTS
Okoulitch-Kazarine V. P.
Moscow State Pedagogical University, Moscow
Abstract
The purpose of investigation is increase of efficient of training of students.
Computer systems are used by lecturers as means for control professional skill (V.P., 1992). The main thesis is organization of control as a competition amond students. A lerture of every branch of science holds it 5-6 times per term. Examination is in writing test. It's rezult is evaluted for 100-marks scale by computer's programme. Every student is awarded position according a personal rezult.
All rezults of student for branch of science is summed up during term. Than summary rezults of all branch of science is summed up again. Student is awarded a term's position amond his group.
After finished university student is awarded a total position.
This sistem is used by author from 1987.

ТЕСТОВОГО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Окулич-Казарин В. П.
Московский педагогический государственный университет
Оценка знаний относится к таким видам деятельности, в основе которых лежит "экспертный метод". Его суть заключается в том, что оценка качества производится в условиях дефицита строгих критериев, на основе обобщенного профессионального и человеческого опыта, который не поддается в полной мере строгой формализации (Э.Л. Щербаков). Педагогическая квалиметрия ставит своей задачей попытаться по мере возможностей сформулировать правила грамотного оценивания.
Рассмотрев имеющие место тенденции в мировой экзаменационной практике, остановимся на использовании компьютерного тестирования и введении индивидуального рейтинга студента как основного показателя успехов в обучении. В целях повышения объективности, надежности и сопоставимости оценивания предлагается формализовать результаты экзамена. Это достигается путем применения автоматизированного тестирования по специальным дисциплинам на основе тестов профессиональных достижений (С.И. Самыгин). Однако, даже двойное тестирование - до и после изучения дисциплины - не обеспечивает высокого качества обучения и не исключает предсессионной "штурмовщины". В методическом плане оба тестирования следует завершить введением количественной оценки результатов обучения.
Рейтинговая оценка, полученная при тестировании до изучения дисциплины, служит не только для определения начального уровня профессиональных знаний. Ознакомление всех обучающихся с результатами тестирования и, особенно, с занятым местом по рейтингу имеет важное мотивационное значение.
Согласно теории структурного анализа (Э. Берн), желание занять более высокое место по рейтингу соответствует Я-состоянию - Ребенок (Ре). Здесь включаются спонтанная активность, интуиция, творчество, фантазия, игровой интерес и соревновательность (М.Е. Литвак). Если желание "Ребенка" добиться победы грамотно и своевременно поддерживать, то сам процесс исполнения доставит ему удовольствие. Я-состояние - Взрослый (В) при этом методично осваивает учебный материал.
Чтобы поощрить максимальное число студентов и при обучении поддерживать высокую состязательную мотивацию, свойственную возрастной группе "поздняя юность" (В.А. Сластенин) следует ввести промежуточные испытания. В организационном плане полезно проводить рейтинговые соревнования одновременно по нескольким специальным дисциплинам в течение семестра.
Кроме этого, полезно обеспечить интегральный накопительный учет по совокупности семестров. Это легко может быть обеспечено путем проведения автоматизированного тестирования на ЭВМ с сохранением всех результатов в базе данных. Таким образом, к окончанию обучения каждый студент будет иметь индивидуальную рейтинговую оценку по совокупности тестов профессиональных достижений. Такая оценка в количественной (а не только в качественной) форме поможет работодателю в выборе необходимого персонала и будет мотивировать студентов к добросовестному обучению с первых дней занятий.
Дополнительным достоинством компьютерного тестирования является тот психологический феномен, при котором мотивация в достижении результата снижается обратно пропорционально квадрату времени его достижения (В.А. Якунин). То есть, эффективность контроля знаний повышается при сокращении времени между оглашением результатов и завершением процесса контроля - при компьютерном тестировании студенты узнают результаты контроля непосредственно после его завершения.
Использование тестово-рейтинговой системы в учебном процессе с 1997/98 уч.года позволяет повысить степень профессиональной готовности специалистов. Методом педагогического наблюдения отмечено повышение учебной мотивации и развитие конкурентных качеств обучающихся.

PROBLEMS OF CONTROL KNOWLEDGE'S STUDENTS IN THE SYSTEM OF HUMANITIES EDUCATION
Putkina L.V., Piskunova T.G.
GUP, St. Petersburg
Abstract
This article considers problems of control knowledge's students in the system of humanities education. Authors suggest to create universal system for control knowledge's students. This universal system includes: control tests, control question, worker's place lecturer, training on the humanities subjects.

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Путькина Л. В., Пискунова Т. Г.
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов СПбГУП
Проблема контроля знаний студентов в настоящее время стоит достаточно остро, т.к. признание за пределами гуманитарного ВУЗ'а дипломов, выдаваемых студентам, в первую очередь зависит от того, насколько реальные знания студентов соответствуют номинальным.
Можно контролировать знания студентов исходя из посещения ими определенного количества лекций или с отработкой ими определенного количества практических работ. Можно использовать другие варианты контроля знаний студентов:
- тестирующие программы;
- курсовые работы;
- контрольные вопросы;
- контрольные работы и т.д.
В Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете профсоюзов используется учебный комплекс, объединяющий в себе черты всех приведенных выше подходов. Первое, это проверка теоретических знаний студентов с помощью тестирования (выбор правильного ответа из нескольких вариантов). Второе, это проверка практических навыков студентов путем выполнения ими ряда практических работ по определенной теме. Третье, это выполнение студентами курсовых работ, где происходит комплексная демонстрация их знаний и умений. Здесь основная проблема насколько курсовая работа выполнена самим студентом, а не "скачена" им с Internet'a.
Следовательно, студенту надо предлагать не стандартные задания, на которые существуют готовые варианты ответов, а исследовательские задания, которые требуют демонстрации всех знаний и умений из проверяемой области.
Оценку качества процесса обучения можно выполнять на основе методики анализа и синтеза многопараметрических объектов (методика разработана в Санкт-Петербургском государственном университете), или на основе метода оценки качества и коррекции обучения (разработка Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН).
Необходимо разработать общую для всех гуманитарных ВУЗов систему электронного контроля знаний студентов с использованием технологий, применяемых в глобальной компьютерной сети Internet, которая будет обладать следующими характеристиками:
Предъявление вопросов типа "выбор одного ответа из многих"
Адаптивный выбор следующего вопроса в зависимости от правильности предыдущих ответов студента
Возможность создания различных заданий из одного набора вопросов.
Возможность включения в вопрос графических изображений и гипертекстовых ссылок
Ведение журнала прохождения опроса студентов.
Возможность использования системы электронного контроля знаний в дистанционном образовании по сети Internet.
Наличие подсистемы "рабочее место преподавателя" для ввода и корректировки вопросов, изменения характеристик задания просмотра результатов и т.д.
Простановка оценок по результатам тестирования студентов.
Тренинги студентов по гуманитарным специальностям.
Литература:
1. А.А. Беляев, Ф.Г. Сигаев. Прототип системы электронного контроля знаний на основах технологий сети Интернет. Статья в Интернете,2002.
2. А.В. Копыльцов, Экспертный метод оценки качества и коррекции обучении, Тезисы докладов международной научно - практической конференции Региональная информатика - 98 , 1998.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. АДАПТИВНЫЙ ТЕСТ
Русина Н. Ю., Русин А. Г.
Средняя школа №6 города Норильска
Программа "Адаптивный тест" предназначена для создания тестов любой сложности по различным предметам и может работать как в локальном, так и в сетевом режиме. Программа состоит из двух модулей: серверного и клиентского модуля.
При выполнении теста вопросы из базы извлекаются по случайной выборке, количество ответов на каждый вопрос находится в диапазоне от 2 до 6, при этом порядок расположения ответов также имеет случайный характер. Такой подход делает невозможным создание шпаргалок. Вопросы могут быть трех типов: позволяющие выбрать только один правильный ответ, несколько правильных ответов или ввод ответа с клавиатуры. Вопросы и ответы могут быть текстовыми или графическими.
В программе заложены следующие параметры:
- нельзя одновременно войти в тест под одним и тем же именем с разных компьютеров;
- нельзя пройти один и тот же тест два раза подряд под одним и тем же именем в один день;
- оценка за тест выставляется после прохождения теста и хранится на сервере;
- после прохождения теста можно просмотреть свои ответы и их правильность на клиентском компьютере или в любое время на сервере;
- ограничение времени на прохождение теста. Вопросы, на которые не успел ответить ученик, засчитываются как неправильные;
- окно теста является модальным, то есть не позволяет переключаться в другие запущенные программы. При выполнении тестов с вопросами, где необходимо выполнять расчеты (например, перевод чисел из одной системы счисления в другую) нельзя запустить программу калькулятор или переключиться в нее, если она была запущена до начала теста.
При создании теста каждому вопросу присваивается уровень сложности (легкий, средний, сложный), что дает возможность проходить тест, как в обычном, так и в адаптивном режиме. Создание итоговых и адаптивных тестов является одним из основных достоинств программы. Итоговые тесты формируются из существующих для проведения контрольного тестирования по нескольким темам. Для создания такого теста выбираются нужные темы и количество вопросов каждого уровня сложности.
Адаптивный режим прохождения теста позволяет реально определить качество знаний, так как тестируемому предлагаются вопросы различной степени сложности по определенному алгоритму. При успешном прохождении среднего уровня будут предложены вопросы повышенной сложности, если средний уровень не пройден - вопросы из категории легких. В зависимости от количества вопросов, пройденных на заданном уровне, формируется итоговая оценка.
Результаты итоговых тестов дают возможность преподавателю оценить усвоение пройденного материала по различным темам. В окне просмотра результатов отражаются все разделы теста и % правильных ответов по каждой теме.
В серверной части теста предусмотрены дополнительные возможности:
- статистика прохождения тестов; просмотр результатов каждого ученика, создание отчета по классу или нескольким классам. Отчет формируется в формате электронных таблиц Excel;
- формирования письменного теста (при недостаточном количестве компьютеров), который является аналогом компьютерного. Необходимо указать количество билетов и вопросов в каждом билете. Письменный тест формируется в формате Microsoft Word. Для учителя создается шаблон правильных ответов на каждый билет. Вопросы в билет включаются по случайной выборке, варианты ответов располагаются в каждом билете также случайным образом.
- установка критериев, по которым определяется оценка за тест.

ASSESSMENT SYSTEM OF LEARNERS' EDUCATIONAL ACTIVITY: TECHNOLOGY OF DESIGNING AND REALIZATION
Rybina T. I.
American University in Central Asia, Bishkek
Abstract
It is very important to provide a reliability for estimating of educational activity results within the framework of each training course without dependence from the subject specificity, the teacher's personality, way and place of it's carrying out. The technology of educational activity evaluation system design is suggested in the report. Also the possibility and the rationality of realization of the assessment monitoring with help of the computer technology are reviewed.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Рыбина Т.И.
Американский университет в Центральной Азии, Бишкек
Данная статья предлагает к рассмотрению описание технологии проектирования системы оценивания учебной деятельности учащихся и обосновывает целесообразность ведения мониторинга оценивания с использованием компьютерных технологий.
Тщательный анализ рынка трудовых ресурсов позволяет утверждать, что требования, предъявляемые на современном этапе к специалисту, существенно отличаются от требований, предъявляемых к учащимся в процессе обучения. Интенсивные исследования в области совершенствования учебного процесса, вызванные модернизацией всех звеньев системы образования, не могли не затронуть такую важную сферу, как оценивание учебной деятельности (УД) учащихся. К. Корсак пишет: "Не только у нас, но и во многих других странах конфликт старых приоритетов во время всех педагогических измерений и новых высших общественно-экономических требований становится слишком острым и все более опасным" (2, с.126). Новые потребности общества обуславливают необходимость социализации оценки качества конечного продукта образования, требуют включения в нее компонентов, отражающих не только полноту усвоения знаний, но и степень технологичности решения любой задачи, уровень самостоятельности, "обучаемости" и адаптивности, навыки целеполагания, аргументированности и творческого подхода при применении знаний, умение быть лидером и работать в коллективе.
Таким образом, для того, чтобы оценка УД в наибольшей степени выполняла свои основные функции - информационную, диагностическую, мотивационную и воспитательную - и служила адекватным инструментом исследования личностных приращений учащегося, она должна быть структурирована и прозрачна на всех этапах ее формирования.
Применение системно-структурного подхода к оцениванию требует разработки процедуры выделения форм УД, необходимых и обязательных для достижения целей курса и определения фиксированной совокупности критериев для адекватной оценки каждой из них. Требования объективности и достоверности оценки предопределяют такую организацию контрольно-оценочных мероприятий, при которой результаты оценивания структурных элементов УД и личных приращений, регистрируются для всех учащихся и оцениваются по одой и той же совокупности критериев. Такой подход позволит преподавателю эффективно управлять моделью курса, обеспечивая ее своевременную коррекцию с учетом реальной базы знаний и персональных характеристик конкретного учащегося.
Выделим технологические этапы проектирования системы контроля и оценивания УД:
1. Определение основных целей курса
2. Декомпозиция основных целей курса на подцели
3. Определение целевых учебных задач
4. Определение основного перечня форм УД, необходимых для достижения подцелей
5. Определение значимости каждой формы УД для достижения целей курса в виде весового коэффициента
6. Определение структуры учебных действий для каждой формы УД
7. Определение критериев оценки каждого учебного действия и их значимости для достижения результата в виде весового коэффициента
8. Разработка системы поощрений
9. Разработка системы штрафных санкций за несвоевременное предоставление результатов УД.
Описанная схема является универсальной и использовалась нами при проектировании систем оценивания для разных по своей специфике учебных курсов.
Планируя использовать системно-структурный поход для проектировании системы оценивания результатов УД каждого учащегося, преподаватель попадает в ловушку, т.к. стремление к точности оценивания каждого структурного элемента учебного действия неизбежно приводит к многоуровневой дифференциации оценки, а всестороннее оценивание результатов отдельного учебного действия с точки зрения определения личных приращений требует интеграции оценки по группе критериев. Это порождает значительные сложности с вычислением кумулятивной оценки для каждого учащегося и замедляет по времени без того трудоемкий процесс оценивания.
Идея мониторинга УД не нова (Н.А. Кулемин, Л.П. Мирошниченко, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова, И. Смит, Б.Л. Фарберман). Но авторы рассматривают мониторинг как инструмент педагогической диагностики. Функционал его может быть значительно расширен, если мы дадим учащимся постоянный анонимный доступ к результатам оценивания УД. При такой организации оценивания учащийся получает возможность детально анализировать не количество, а качество своих ошибок и становится активным инициатором взаимодействия "преподаватель-учащийся" с целью построения образовательной траектории на основе зафиксированных персональных достижений.
Использование компьютерных технологий для проведения мониторинга оценивания УД позволят решать многие задачи, способствующие повышению эффективности системы оценивания:
- обработка больших объемов данных;
- быстрота и точность многоуровневых вычислений;
- надежность хранения и достоверность результатов оценивания;
- прозрачность и комментируемость оценки;
- ведение систематизированных архивов данных;
- оперативный и постоянный авторизованный доступ разных категорий заинтересованных лиц (преподаватель, учащийся, администрация, родители) к результатам оценивания;
- анонимность доступа к результатам оценивания;
- возможность представления результатов в разных форматах;
- анализ учебной ситуации как для отдельного учащегося, так и по учебному процессу в целом;
- оперативное представление любых результатов в виде типовых документов;
- представление результатов в графической форме для упрощения анализа;
- задачи статистического анализа результатов.
Одним из очевидных преимуществ ведения электронного журнала является то, что для упрощения анализа данные мониторинга можно по разному компоновать в рабочих таблицах, включая в отдельную таблицу результаты оценивания одной учебной задачи, комплексные результаты оценивания по модулю, оценки, объединенные по видам УД, итоговые результаты по всем учебным задачам курса. На рисунке1 представлена таблица, содержащая комплексные результаты оценивания УД по проекту: интегральную оценку самого проекта и оценку за сопутствующий тест. Предусмотрено, что каждый учащийся может ознакомиться с комментарием по ошибкам проекта и диаграммой качественного анализа выполнения теста.

Рис. 1. Рабочая таблица фиксации результатов УД по проекту.
Заметим в заключении, что предлагаемая нами технология проектирования системы оценивания не решает проблему субъективности оценивания в целом. Личностный фактор всегда будет играть определенную роль в организации и проведении контрольно-оценочных мероприятий. Но наличие общих методических рекомендаций по проектированию системы оценивания УД учащихся, применение единых процедур оценивания результатов и формирования итоговой оценки, системность и прозрачность оценки на любом этапе ее формирования позволят существенно уменьшить субъективизм при оценивании и повысить достоверность оценки качества образования в целом.
Литература:
1. Корсак К. О качестве систем педагогических измерений.//Народное образование. - 2002. - №2. - С. 126-128
2. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования.//Педагогика. - 2001. - №3. - С. 16-20
3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. //Школьные технологии. - 1999. - №3. - С. 3-19
4. Мирошниченко Л.П. Мониторинг в системе оценки деятельности образовательных учреждений и учащихся.//The nature of University Education. Intellectual Development of Students and Formation of Creative Personality: Conference Proceedings. - Bishkek: American University in Kyrgyzstan, 2000. C. 340-348
5. Смит И., Фарберман Б.Л. Объективная оценка качества усвоения знаний учащимися и студентами. - Ташкент: ЕС-ТАСИС, 1999. -145 с.

OPPORTUNITIES OF APPLICATION OF TOOL INTELLECTUAL PROGRAM SYSTEM FOR GENERATION OF THE TASKS OF A UNIFORM GRADUATION EXAMINATION
Sergushitcheva A.P., Schvetcov A.N.
Vologda State Technical University, Vologda
Abstract
The centralized testing is the important component of a uniform graduation examination, the transition to which is carried out within the framework of educational reform. One of lacks of this system is the limited number of variants of the tests. Besides the process of creation of the test tasks is very labour-consuming and poorly automated. The authors believe, that the specified problems can be solved with the help of tool intellectual program system (TIPS).

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ ЗАДАНИЙ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Сергушичева А.П., Швецов А.Н.
Вологодский государственный технический университет.
На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию. Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся, осуществляемая с помощью стандартизированных процедур. Централизованное тестирование является важной составляющей единого государственного экзамена, переход к которому осуществляется в рамках образовательной реформы.
Основной целью централизованного тестирования является предоставление субъектам образования независимой объективной информации об образовательных достижениях. Эта информация может быть использована при аттестации обучающихся на всех уровнях общего и профессионального образования, аттестации образовательных учреждений, конкурсном отборе в профессиональные образовательные учреждения, оценке состояния и выявлении тенденций развития системы образования, принятии управленческих решений. Информация об образовательных достижениях может быть также использована обучающимися и их родителями в защите своих прав на получение образования по качеству не ниже установленного государством в нормативных документах и обществом для защиты от появления некомпетентных обладателей аттестатов, дипломов и прочих документов об образовании.
Особенностью централизованного тестирования, отличающей его от любого другого вида тестирования, являются массовость проверки и использование единого инструментария, на основе которого сравниваются результаты обследуемой совокупности.
В результате имеющегося опыта проведения тестирования в нашем университете выявились следующие недостатки массового тестирования: ограниченное число вариантов позволяет изучить содержание заданий заранее с помощью репетиторов; подготовить шпаргалки с готовыми ответами; получить ответы по пейджеру и т.д. Кроме того, тестирование абитуриентов на знание стандартного материала школьной программы недостаточно, так как не выявляет их способности к творческому мышлению, что очень важно при подготовке технического специалиста высокого уровня.
Исследования авторов показывают, что современные средства позволяют решить указанные проблемы с помощью индивидуального для каждого абитуриента варианта тестов. Теоретически метод построения тестовых систем [1] основан на формализации процессов генерации тестов средствами канонических исчислений Э. Поста, позволяет формировать структуру и содержание прикладной тестовой системы, определяя лингвистическое содержание конкретных тестов с помощью локальных контекстно-свободных грамматик. Данный метод предоставляет разработчику возможности автоматизированного создания практически неограниченного спектра прикладных программно-информационных тестирующих систем.
К настоящему времени разработана третья версия инструментальной интеллектуальной программной системы (ИИПС), позволяющей в автоматизированном режиме генерировать прикладные программно-информационные системы (ППИС), ориентированные на конкретную модель интеллекта или нацеленные на анализ определенных множеств факторов [2]. Применение ИИПС позволяет создавать на базе современной вычислительной техники прикладные системы с предъявлением стимульного материала в различных формах: визуального, звукового, тактильного сигналов.
Проведенные эксперименты по генерации вопросов по типу единого государственного экзамена (математике, физике, русскому языку) подтвердили адекватность применяемых методов и средств.
В частности грамматика вида
{
<признак>::=
Свободная грамматика
<постоянная_часть_подтипа>::=
Первый закон термодинамики.
<переменная_часть_подтипа>::=
Если в некотором процессе газу сообщено <Q> Дж теплоты, а газ при этом совершил работу <A> Дж, то внутренняя энергия газа 1) увеличилась на <a1> Дж 2) уменьшилась на <a2> Дж 3) увеличилась на <a3> Дж 4) уменьшилась на <a4> Дж 5) увеличилась на <a5> Дж
<варианты_ответа>::=
3
<описание ответа>::=
dU = Q+Aвнеш = Q-A
<описание грамматики>::=
<Q>::=600|700|800|900
<A>::=100|150|200|250|500|550
<a1>::=<Q>+<A>
<a2>::=<Q>-<A>
<a3>::=<Q>-<A>
<a4>::=<A>
<a5>::=<Q>
}
порождает следующий текст задания:
1) Первый закон термодинамики.
Если в некотором процессе газу сообщено 900 Дж теплоты, а газ при этом совершил работу 200 Дж, то внутренняя энергия газа 1) увеличилась на 1100 Дж 2) уменьшилась на 700 Дж 3) увеличилась на 700 Дж 4) уменьшилась на 200 Дж 5) увеличилась на 900 Дж
Ответ: 3
Объяснение ответа: dU = Q+Aвнеш = Q-A.
Разработанные грамматики могут использоваться для обучения и тренировки учащихся, при этом можно сформировать множество индивидуальных, не пересекающихся между собой вариантов.
Литература:
1. Швецов А.Н. Автоматизация процессов развития интеллектуальных способностей в компьютерных средах/Науч. труды 2-й Междунар. науч.-практ. конф. "Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права". Кн. "Информатика" - М.: МГАПИ, 1999. - С. 181-187.
2. Сергушичева А.П., Швецов А.Н. Возможности инструментальной интеллектуальной системы для генерации прикладных тестовых задач / Информация -Коммуникация - Общество (ИКО - 2002): Тезисы докладов и выступлений Междунар. Научн. конф. 12-13 ноября 2002 - СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ "ЛЭТИ", 2002. - C.255-257.

INTERSUBJECT TEST CONSTRUCTION
Ugolnikov O.V.
Moscow State Textile University
Abstract
The method of the intersubject test construction has been considered.

КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕСТОВ
Угольников О.В.
Московский Государственный Текстильный Университет им. А.Н. Косыгина
Известно, что тесты подразделяют на гомогенные и гетерогенные. Гомогенные тесты, как критериально-ориентированные, так и нормативно-ориентированные уже достаточно успешно используются в учебном процессе. Гетерогенные тесты имеют свою специфику конструирования и обработки результатов тестирования. Видимо, по этим причинам гетерогенные тесты пока недостаточно широко используются в учебном процессе, хотя их дидактический потенциал просто огромен. Например, когда нужно осуществить контроль уровня и качества подготовки обучающихся по связанным между собой разделам какой-либо учебной дисциплины или по нескольким учебным дисциплинам сразу, корректно применение только гетерогенных тестов. В данной работе предложен способ конструирования одного из типов гетерогенных тестов - междисциплинарных.
Рассмотрим способ конструирования междисциплинарных тестов на примере такой фундаментальной дисциплины, как общая физика. Например, возьмем два раздела - "Механика" и "Молекулярная физика" ( Динамика и кинетическая теория газов ). Cоставим комплексное тестовое задание, связывающее оба раздела ( Приложение, задание 6 ). Выделим этапы решения комплексного задания и представим их в тестовой форме ( Приложение, задания 1 - 5 ). В результате получаем блок из шести тестовых заданий, в котором решение первых пяти способствует решению шестого комплексного задания. При этом все задания блока связаны между собой, что обеспечивает гетерогенность всего блока.
В заключение отметим три момента. Во-первых, междисциплинарный тест должен содержать столько блоков заданий, сколько необходимо для охвата области содержания учебной дисциплины. Во-вторых, даже отдельный блок заданий имеет свой дидактический статус - с его помощью можно не только контролировать знания и умения обучающихся, но и обучать их методике решения задач по физике ( другим дисциплинам ). В-третьих, блок состоит из гомогенных тестовых заданий и одного ( нескольких ) комплексного (гетерогенного) задания.
Приложение.
1. Численное значение универсальной газовой постоянной в СИ равно ______
2. Среднеквадратичная скорость движения молекулы азота при Т=350 К
равна _______ м/с
3. Импульс тела массой 3 кг, движущегося со скоростью 2 м/с,
равен ___________ кг• м/с
4. Импульс силы, полученный плитой за время упругого удара стального шарика массой m = 0,1 кг, движущегося со скоростью 5 м/с и отскакивающего от нее с той же скоростью, равен ______________ Н•с
5. Если между направлением скорости молекулы v=500 м/с и нормалью угол 30о , то проекция импульса молекулы массой m = 4•10-20 на нормаль
равна ____________
6. Молекула азота, двигаясь при температуре 350 К, упруго ударяется о стенку сосуда. Направление скорости молекулы и нормаль к стенке сосуда составляет угол 60о . Импульс силы, полученный стенкой сосуда за время удара равен ____________

ELECTRONIC COMPLEX FOR ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT STUDY
Shagrova G. V., Kulikova T. A.
Stavropol State University
Abstract
The "Electronic Complex for Self-study" provides a new opportunity for organization of the students independent study process with the help of information technologies.
The complex consists of the two independent programs: the viewer TestReader which allows forming task variants according to various levels of complexity, and the editor TestPager which allows modification of a task set.
A student in self-paced mode can complete the given tasks. The necessary explanations are available should a student make a mistake. The suggested organization of students' independent study is one of the effective methods aimed at making the learning process more active.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Шагрова Г.В. Куликова Т.А.
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками их использования, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые знания. Поэтому поиск новых средств и методов обучения, направленных на самостоятельное приобретение новых знаний, развивающих творческое мышление, является особенно актуальным.
Использование информационных технологий позволяет разработать эффективные формы и способы организации самостоятельной работы на различных этапах занятий и по-новому организовать самостоятельную работу студентов.
Одной из новых возможностей организации самостоятельной работы с помощью информационных технологий является использование электронного комплекса "Самостоятельная работа".
Электронный комплекс разработан в среде визуального программирования Borland Delphi 6.0. Тексты заданий самостоятельной работы выполнены с использованием языка разметки гипертекста, что позволяет создавать задания с поддержкой всех мультимедийных возможностей языка HTML, включая графику, анимацию, таблицы каскадных стилей, а также гиперссылки.
Электронный комплекс состоит из двух, работающих независимо друг от друга программ: программы просмотра (TestReader.exe) и программа разработки (TestPager.exe) заданий самостоятельной работы.
Комплект задач можно легко пополнять или изменять с помощью программы разработки заданий (TestPager.exe). Она имеет предварительно подготовленные поля ввода, позволяющие ввести условие, подсказку, решение задачи и ответ, которые могут включать графические изображения.
Все задания самостоятельной работы на определенную тему объединяются в один пакет (файл), содержащий до 50 заданий. Каждое задание состоит из условия, подсказки, правильного решения, ответа и названия файла демонстрации, если он предусмотрен. Все прилагаемые к пакету файлы (графические изображения, демонстрационные файлы) должны храниться в одной директории с пакетом заданий. В случае необходимости перемещается директория со всеми хранящимися в ней файлами.
Предусмотрена возможность работы с пакетами заданий в пределах локальной сети, за исключением одновременного редактирования одного и того же пакета заданий двумя пользователями в программе разработки пакетов заданий.
Программа просмотра (TestReader.exe) позволяет выбирать оптимальное для усвоения той или иной темы число задач. Варианты заданий по каждой теме формируются случайным образом из подобранных задач. Список задач отображается в диалоговом окне, программа позволяет составлять из них, при необходимости, определенные задания.
Студентам предлагаются условия заданий, различной степени сложности, которые они выполняют в тетради или, используя программные средства, и вводят в предусмотренное поле полученный ответ. При правильном ответе обучаемый переходит к новому заданию, а если ответ неверный, то дается указание к решению, в случае повторного введения неверного ответа приводится подробное решение. Таким образом, студент самостоятельно решает поставленные перед ним задачи и получает в случае ошибок необходимые разъяснения, работая в удобном для себя темпе.
После выполнения всех заданий, предусмотренных по изучаемой теме, появляется окно отчета, в котором указано общее количество просмотренных заданий, число заданий, ответы на которые были даны: верно; без подсказки; с подсказкой и неверно. Такая организация работы позволяет студенту система-тически контролировать себя, знать степень своей под-готовки, а преподавателю, отслеживать успехи студентов и при необхо-димости вовремя корректировать их обучение. Функция преподавателя - консультативно-контролирующая. Функции студента - деятельный подход, самостоятельное творческое познание, лежащее в основе самообразования и саморазвития человека, научная организация процесса обучения, умение ориентироваться в потоке информации.
Электронный комплекс "Самостоятельная работа" используется при изучении дисциплины "Дискретная математика" студентами 1 курса обучающимися по специальности "Информатика".
Самостоятельная работа студентов организованная с помощью электронного комплекса может быть включена во все звенья учебного процесса: на этапе опережения; одновременно с изучением тем; при обобщающем повторении. Работая с этим электронным комплексом, студент не боится допускать ошибки, он мыслит, рассуждает, а программа помогает восполнить пробелы в обучении.
Предлагаемая организация самостоятельной работы активизирует мышление, способствует формированию собственных взглядов и мнений, учит работать самостоятельно.

THE QUALITY OF STUDENT SCIENCE WITHIN THE FRAMEWORK OF
E-LEARNING
Shevtchenko K. K.
MMIEIFP , Moscow
Abstract
Guarantee and evaluation of the quality of student science within the framework of e-learning requires special scientific researches.

КАЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ
ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ
Шевченко К. К.
ММИЭИФП, Москва
Неотъемлемой частью процесса обучения в вузе является студенческая наука, которая в условиях классического университета формируется в виде трех компонент:
- Встроенная в учебный процесс, предусмотренная в рамках занятий и самостоятельных работ.
- Дополняющая - направленная на его персонализацию и включает участие в конкурсе на лучшую студенческую работу, выступления на конференциях и научных семинарах.
- Параллельная учебному процессу - направленная на профессионализацию студентов в науке.
Использование Интернет в образовании считается прогрессивным направлением развития образовательных технологий. Целесообразно оценить использование Интернет в учебном процессе с точки зрения реализации научной компоненты.
На первый взгляд может показаться, что все виды студенческой науки вполне реализуемы. Однако стоит оценить качество научной деятельности высшего учебного заведения в условиях Интернет-обучения.
Существуют различные методы оценки качества научной деятельности вузов. Российский подход к оценке качества научных исследований включает анализ научной деятельности университета по следующим показателям:
- Основные научные направления
- Научные школы
- Участие в выполнении научных работ по конкурсам и грантам
- Публикация научных статей, монографий, учебников и учебных пособий, сборников научных трудов в российских и зарубежных изданиях.
Очевидно, что традиционная российская методика оценки качества научной деятельности высших учебных заведений не предусматривает использование критериев качества для сравнения вузов.
В российской образовательной среде существуют и другие подходы к решению проблемы оценки качества научных исследований. Академик Аладьев В.З. из Международной Академии Ноосферы предлагает использовать такие показатели, как индексы востребованности работ, среднемесячная творческая активность, общая фундаментальность, средняя цитируемость,...
В США на регулярной основе ведется анализ программ докторских исследований, учитывается размер, структура и качество докторских работ.
Принимается во внимание голосование дипломированных специалистов относительно академического качества программ подготовки специалистов и эффективности докторских программ в подготовке научных исследований.
Информация полученная в процессе анализа программ докторских исследований очень полезна для администраторов образования, университетских факультетов и студентов, ищущих достоверную информацию о докторских программах.
Сектор управления высшим образованием Национального Совета Исследования в США заинтересован в регулярном изучении качества докторских исследований в академических учреждениях. Сегодня отрабатывается методология оценки качества научных исследований, ставится задача совершенствования используемых методов. Созданы четыре рабочие группы:
- Группа оценки репутации и представления данных. Результатом работы группы является оценка академической репутации исследований с учетом "эффекта ореола", размера программ и числа участников, количества критических упоминаний о программах, а также рекомендации для альтернативных способов оценки репутации.
- Группа таксономии и междисциплинарных программ.
- Группа количественной оценки. Основная задача этой группы заключается в определении показателей академической состоятельности образовательной среды, факультета и студентов. Поиск эффективных методов сбора данных также является задачей этой группы.
- Группа оценки студенческих результатов. Эта группа анализирует показатели влияния образовательной среды на качество подготовки специалистов.
С точки зрения методологии оценки качества научных исследований работа этих четырех групп в основном охватывает весь спектр возможных подходов и заслуживает внимания.
По мнению американских специалистов, качество научных исследований закладывается уже в процессе подготовки и формулирования исследовательских предложений. Улучшению качества исследовательских предложений в США придают особое значение.
Заслуживает внимания подход основанный на двух уровнях оценки: национальном и международном. В соответствии со шкалой характеристик, используемых в Великобритании для оценки качества НИР в вузе, оценка 5* соответствует высоким достижениям качества научной деятельности вуза на международном уровне. Такая оценка выставляется учебному заведению, если более 50% исследований выполнены в соответствии с международными требованиями качества и остальные соответствуют национальным стандартам. Всего рассматривается семь категорий оценки. Качество исследовательской деятельности не удовлетворяющее никаким требованиям даже национального уровня получает оценку 1.
В международной практике заслуживают внимания методики, использующие оценку влияния результатов научных исследований на качество подготовки специалистов. Есть проблемы количественной оценки этой взаимосвязи.
Реализация международных научных программ в условиях открытого образования предполагает обеспечение интероперабельности и стандартизацию ведения научных исследований. Данное направление разработки методики обеспечения качества научных исследований в условиях Интернет-обучения на наш взгляд является наиболее перспективным.
Литература:
1. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. М. 2002Г., ГУУ.
2. http://www.aladjev.newmail.ru/
3. http://www7.nationalacademies.org/resdoc/
4. http://www.lboro.ac.uk/departments/cv/wedc/garnet/actiwp2.html


KNOWLEDGE CONTROL IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BASED ON NEURONETWORKING TECHNOLOGIES
Shirshov E. V.
Arkhangelsk State Technical University, Arkhangelsk
Abstract
Technique of knowledge control and application of adaptive teaching system in the educational process of higher educational institution based on neuronetworking technologies is analyzed.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА НА ОСНОВЕ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ширшов Е. В.
Архангельский государственный технический университет
Одним из актуальных направлений развития науки в настоящее время является интеллектуализация информационных технологий. Специалист, применяя компьютерные технологии, может не только получать сведения на основе обработки данных, но и использовать по интересующей его проблеме накопленный опыт и знания профессионалов.
Рассматривая современный учебный процесс можно отметить, что при резком увеличении объема информации усложняется основная задача преподавателя - управление обучением с использованием обратной связи на основе детальной диагностики знаний и умений обучаемых, выявления причин возникновения ошибок и разработки способов их устранения.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign