LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

In our time information has a strategic value as such as traditional and energetics resources. The modern information technologies permit to create, keep, rework the information and secure effective ways to present it to the consumer, it is a powerful instrument of acceleration of the progress in all spheres of the social development.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Вяхирева Е. А., Смотрова И. А.
Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета
им. Н.Г. Чернышевского
В наше время информация имеет такую же ценность, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются инструментом ускорения прогресса во всех сферах общественного развития. Безусловно, это один из существенных факторов, определяющих конкурентоспособность страны, региона, отрасли и отдельной организации.
Важная роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования, особенно высшей школе как основному источнику квалифицированных, высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований.
Все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. И суть информатизации образования состоит в создании как для педагогов, так и для учащихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Создание собственно учебных компьютерных средств развивалось на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы по различным учебным дисциплинам. Которые включают в себя комплекс учебно-методических материалов и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
Автоматизированные обучающие системы обычно базируются на инструментальной среде - комплексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности:
- педагог вводит разностороннюю информацию в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;
- ученик в соответствии со сценарием работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;
- автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику или назначать автоматически последовательность и темп изучения учебного материала;
- работа ученика протоколируется, информация заносится в базу данных;
- педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.
Возрастание возможностей компьютеров стимулировало развитие нового направления в компьютеризации обучения - создание интеллектуальных обучающих систем.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет обла-сти применения компьютера в учебном процессе.
Новые возможности информатизации образования открыла гипертекстовая технология. Распространение гипертекстовой технологии в определенной мере послужило своеобразным толчком к созданию и широкому тиражированию на компактдисках разнообразных электронных изданий: учебников, справочников, словарей, энциклопедий.
Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронной книге по сравнению с традиционной.
Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров.
В последние годы в разных странах обратили внимание на воз-можности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения.
Но при всех своих возможностях компьютер остается средством повышения эффективности человеческой деятельности. Он предназначен для информационного обслуживания потребностей человека. В том, как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно для учебно-педаго-гического процесса, и состоит главный вопрос всей многопла-новой проблемы совершенствования образования на базе инфор-мационных технологий. Успешное его решение будет способствовать повышению качества и степени доступности образования всех уровней - от школы до систем подготовки и переквалифи-кации специалистов, интеграции национальной системы обра-зования в научную, производственную, социально-обществен-ную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.
Литература:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М., 1997.
4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютериза-ции обучения. - М., 1988.
5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

PRODUCING MULTIMEDIA LECTURES. BASIC PRINCIPLES OF PRODUCING
Zhislin A., Korshunov S., Taldykin S., Schetinin A.
Computer and Educational Center REPETITOR MultiMedia, Baumann State Technical University, Moscow
Abstract
The report is devoted to basic principles of producing didactic computer-based courses in the form of multimedia lectures. A new multimedia course "Analytical Geometry" for students of technical universities is discussed as a main example. The main features of the course are coherent sound and visual contents with advanced navigation service.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЛЕКЦИИ
Жислин А.Я., Коршунов С.В., Талдыкин С.Б., Щетинин А.В.
Научно-образовательный компьютерный центр "РЕПЕТИТОР МультиМедиа", МГТУ имени Н.Э.Баумана, Москва
Мультимедийная лекция (МЛ) представляет собой компьютерную программу, осуществляющую согласованную демонстрацию последовательных эпизодов, содержащих следующие компоненты:
- звучащий текст
- текст, представленный на экране
- иллюстрация (возможно анимированная)
Звучащий текст и текст, представляемый на экране, не обязательно совпадают по содержанию. Связь между ними такая же, как между тем, что говорит лектор в ходе обычной лекции, и тем, что остается в виде записи в студенческом конспекте.
В составе МЛ два компонента: собственно содержательная часть (в виде текстов, звуков и изображений в электронном виде) и та программная оболочка, которая, обладая в некоторой степени универсальностью и независимостью от содержательной части, обеспечивает согласованную демонстрацию указанных элементов.
Дальнейшее изложение ведется на примере разработанной в Научно-методическом центре "Инженерное образование" МГТУ им. Н.Э.Баумана и компании "РЕПЕТИТОР МультиМедиа" программной оболочки РММ и создаваемого с ее помощью мультимедийного курса лекций по аналитической геометрии.
Разработчики стремились к тому, чтобы специалисты-предметники, участвующие в проекте, не были вынуждены программировать или же глубоко разбираться в деталях программной оболочки. Вместе с тем, предметникам приходится соблюдать некоторые формальные требования, без соблюдения которых сборка МЛ затруднительна.
Программная оболочка РММ позволяет пользователю осуществлять самостоятельную навигацию по материалу, останавливать, возобновлять и повторять воспроизведение эпизода, переходить к произвольно выбранному эпизоду .

Рис. 1. Экран программы мультимедийного курса.
На Рис. 1 показан экран программы мультимедийного курса. Излагается образование однополостного гиперболоида, получаемого вращением гиперболы вокруг мнимой оси симметрии. Текст выводится на экране тремя различными способами. Голубым цветом показывается текст, относящийся к уже изложенному материалу, ярко-красным цветом - к материалу, обсуждаемому в текущий момент, и бледно-голубым цветом - текст, относящийся к материалу еще не обсуждавшемуся. Текст плавно перемещается снизу вверх
Параллельно разработана облегченная интернет-версия - гипертескстовый конспект, не поддерживающий звук.


Рис. 2. Экран программы гипертекстового конспекта.
На Рис. 2 показан вид экрана гипертекстового конспекта.
Дополнительным результатом описываемых работ явилось создание целой последовательности технологических приемов, облегчающих подготовку материала.
Так, например, все иллюстрации, вошедшие в оба пособия, были созданы не с применением графических программных пакетов, а средствами программного комплекса символьной математики MAPLE. Это позволило адавать аналитические выражения функций, описывающих поверхности, которые необходимо проиллюстрировать на экране, с последующим их автоматическим отображением. Пример показан на Рис. 3:


Рис. 3. Создание иллюстративного материала с применением программного комплекса MAPLE.
Исходные данные для МЛ оформляются в виде последовательности эпизодов.
Каждый эпизод представляет совокупность следующих элементов:
1. Звуковой материал - тот текст, который должен в этом эпизоде звучать голосом "лектора".
2. Текст в "конспекте пользователя" - та выборка из озвучиваемого текста, которая подобна соответствующему фрагменту в студенческом конспекте.
3. Графический материал - та иллюстрация, которая должна сопровождать данный эпизод. Это может быть статическая или анимированная схема, фотография.
При подготовке материала для мультимедийной лекции на первом этапе должен быть создан документ формата doc с таблицей следующей структуры:
Описание графического материала, либо указание на соответствующий графический файл. Текст в "конспекте пользователя" "Лекторский текст"
На втором этапе, после того, как записан звуковой материал, таблица пополняется двумя колонками справа, в которых помещаются временные координаты начала и окончания эпизода. Время задается в миллисекундах.
Для подготовки, редактирования и разметки звуковых файлов рекомендуется использовать программный комплекс SOUND FORGE.
Пример текстовой части исходных данных, объединенных в описанную таблицу, показан на Рис. 4.

Рис. 4. Форма подготовки исходных данных для мультимедийного курса.
Оболочка РММ является развиваемым продуктом. В настоящее время ведется работа по обеспечению гиперссылок непосредственно с элементов демонстрируемого на экране подвижного текста. Другим новым качеством будет возможность запуска непосредственно из оболочки приложений в виде исполняемых файлов. Это откроет пути к использованию имитационных моделей не только в качестве предварительно помещенных в МЛ иллюстраций, но и в виде объектов, параметры которого могут оперативно задаваться пользователем. Это позволит придать МЛ некоторые качества виртуального практикума.

COMPUTER TEACHING PROGRAM
"BELARUS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR"
Kazelko N.
Belarussian State University. Historical faculty. Minsk, Belarus
Abstract
The work describes Computer Teaching Program "Belarus during the Great Patriotic War" for pupils of the 9th grade. The Program consists of two independent parts: 1) computer textbook; 2) resource for a "constructor" regime.

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
"БЕЛОРУССИЯ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ"
Казелько Н.С.
Институт истории Национальной Академии Наук
Республика Беларусь, г. Минск
На современном этапе школьное образование неразрывно связано с компьютерной поддержкой учебного процесса. Данное электронное учебное издание (ЭУИ) предназначено для учащихся девятых классов общеобразовательной школы. Целью разработки программы является ознакомление с историей своей родины в выбранный период.
ЭУИ является продолжением серии работ, таких как "Кельты: цивилизация варваров". [1], "Викинги: Цивилизация мореплавателей" [2], являющихся частью проекта по истории, в рамках СНИЛ "История и компьютер" исторического факультета Белорусского государственного университета.
В основе разработки лежит следующее учебное пособие - Сiдарцоў У. Н. и др. Гiсторыя Беларуси 1917 - 1996. Вўчэбны дапаможнiк для 9 класса [3]. Отличие от текста состоит в дополнительных материалах, значительной невербальной поддержке и банке тестирования. Также были использованы различные публикации и источники, такие как: История Великой Отечественной войны Советского Союза [4], Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии [5], Иллюстрированная хронология истории Беларуси [6], а также Интернет-ресурсы [7, 8, 9], и CD-R [10].
ЭУИ состоит из двух независимых блоков: электронного учебника (ЭУ) и ресурсов для режима конструктор.
Первый блок - ЭУ имеет четыре режима работы:
1. информационно-демонстрационный, включающий как основу электронную лекцию (Е-лекция), её дополненяют хрестоматия и фотоальбом. Этот режим служит для изложения учебного материала;
2. "входящее/выходящее" тестирование уровня знаний умений навыков;
3. тренаж, предназначенный для закрепления знаний;
4. контроль - для оценки учебных достижений.
Второй блок - ресурсы для режима "конструктор". Он позволяет обучаемому и учителю с помощью средств MS PowerPoint97 создавать, из предлагаемых кирпичиков, собственный слайд фильм, тестинг, электронный - реферат.
В невербальной поддержке использовано более 120 иллюстраций, несколько видеороликов и фонограмм, расположенных на более 200 слайдах, не считая раздела "ресурсы".
Банк тестовых заданий (ТЗ) содержит 80 единиц, по 20 для каждой главы, которые подаются с помощью датчика случайных расстановок. Кроме режима ТРЕНАЖ, время на вопрос составляет 15 секунд. В режиме ВХОДЯЩЕЕ/ВЫХОДЯЩЕЕ тестирование обучаемым из полного банка вопросов с учётом главы задаётся 20. В режиме ТРЕНАЖ (по главам) задаётся 20 вопросов. В режиме КОНТРОЛЬ (по главам, оценка "зачёт") задействовано 20. В режиме итоговый ТРЕНАЖ доступны все ТЗ. В режиме итоговый КОНТРОЛЬ из полного банка вопросов обучаемому задаётся 40 ТЗ с учётом темы.
Методика работы с программой следующая: в начале обучаемый ознакомившись с разделом СПРАВКА, проходит ВХОДЯЩЕЕ тестирование. Далее по результатам тестирования ему рекомендуется перейти к теоретической части программы, ТРЕНАЖУ или сразу к КОНТРОЛЮ. При любой оценке на входящем тестировании обучаемому доступен информационный, тренинговый, или контролирующий режим. Финалом становится ВЫХОДНОЕ тестирование, для сравнения с ВХОДЯЩИМ.
Навигация. При запуске ЭУИ на экране появляется титульный экран, который по щелчку мыши сменяется меню. Состав меню: вокруг звезды расположены пять разделов программы: Е-лекция, Фотоальбом, Хрестоматия, Тестирование, Ресурсы. Отдельно в верхнем левом углу экрана находится кнопка вызова помощи. (pic 1). Для перехода к информационной части программы части нужно нажать на раздел Е-лекция, после чего на экране появится оглавление: Начало войны, Оккупационный режим, Борьба населения, Освобождение.

Рис.1. Карта программы.
Весь текстовый материал пронизан гиперссылками. При наведении курсора мыши на гиперссылку он принимает форму ладони. В тексте гиперссылки отличаются от основного текста цветом отличным от стандартного и шрифтом с подчёркиванием. Переход по программе осуществляется при помощи кнопок с изображением стрелок (вперед-назад), кнопки в начало, кнопки с изображением домика (возврат в меню). Выход из программы осуществляется с помощью круга с перекрестием, из главного меню. ЭУИ "Белоруссия в Великой Отечественной войне" выполнено в MS PowerPoint97 и тестовой инструментальной среде HyperTest [11]. ЭУИ "Белоруссия в Великой Отечественной войне" занимает около 60 МБ.
Программный продукт прошел апробацию на историческом факультете Белгосуниверситета при чтении спецкурса "Компьютерные технологии обучения истории", которая выявила как слабые, так и сильные стороны программы. Корректировка программы предполагает расширение видео и аудио материала. ЭУИ уже используется как дидактический ресурс. Предполагается проведение интегрированных уроков в школе.
Литература:
1. Горбачев Д. Г. (Минск) Разработка ПСУН силами студентов "Кельты" http://aik.barnaul.ru/aik/bullet/26/57.html
2. Баравуля И. М. (Минск). Компьютерная учебная программа "Викинги" http://kleio.dcn-asu.ru/aik/bullet/30/145.html
3. Сiдарцоў У. Н., Фамiн В. М., Паноў С. В. Гiсторыя Беларуси 1917 - 1996. История Великой Отечественной войны Советского Союза. Т. 1-4 М., 1960-62
4. Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии 1941-1944. Минск. 1965
5. Иллюстрированная хронология истории Беларуси. Минск. 1998
6. Ассоциация "История и компьютер" http://kleio.dcn-asu.ru/
7. Сайт Министерства Внутренних Дел РБ http://www.mod.mil.by/
8. Брестская крепость http://city.bresttelecom.by/ct/
9. CD-Rom История России. ХХ век. Часть 2, 3. Издательство - КЛИОСОФТ. Авторы: Антонова Т. С., Харитонов А. Л. и др.
10. HyperTest version 1.1 Автор программы - Рыбалкин К.Г. Караганда, Казахстан. http://hypertest.virtualave.net

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБОЛОЧКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Куликова Т. Н.
Центр информационных технологий и дистанционного обучения Московского городского психолого- педагогического университета.
С появлением и быстрым увеличением персональных компьютеров в образовательной сфере деятельности человека в последнее десятилетие ведется активный поиск новых форм, методов и средств обучения. Огромное значение в повышении качества образования на всех его ступенях имеет разработка и внедрение новых информационных технологий. Среди них в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы.
В связи с этим в последнее время нами была предпринята попытка разработки авторской оболочки, электронной среды для формирования учебных пособий. В основу ее разработки были заложены следующие принципы:
а) простота и удобство в использовании; б) возможность преподавателями самостоятельно наполнять содержанием, обновлять и актуализировать благодаря наличию блока актуализации и сопутствующей ему справочно-обучающей системе; в) возможность модифицировать оболочку, исходя из специфики предмета и личных пожеланий преподавателя.
В предлагаемой оболочке электронного издания предусмотрено
1. интерфейс на 2 действующих лица:
а) преподавателя, б) обучаемого.
2. Шесть функциональных блоков:
а) обучение, б) опрос, в) проверка, г) терминологический словарь, д) справочно- поисковая система, е)актуализация данных
Для преподавателя доступны все функциональные блоки электронного издания, для обучаемого - только 3: блок обучения, блок опроса, справочно- поисковая система.
В блок обучения входят:
а) лекция в полном формате с дополнительными сопровождениями, различными рисунками, диаграммами, анимационными моделями, гиперссылками для самостоятельного обучения;
б) лекция- презентация- опорный конспект с видео и аудио комментариями для аудиторных занятий;
в) дополнительные видеоматериалы;
г) дополнительные звуковые комментарии;
д) автоматический выход в поисковые системы Интернета;
е) блок релаксации.
В блок опроса включены два возможных вида опроса:
а) текущий опрос по изучаемой главе;
б) общий тест- опрос по всему курсу.
Текущий опрос имеет 3 типа тестов:
а) единственный или множественный выбор ответа;
б) ранжирование ответов;
в) соответствие по группам;
Общий тест- опрос выполнен по типу множественного выбора.
Блок проверки, доступный только для преподавателя включает в себя:
1) открытие текстовых файлов- журналов в которых ведется повременный контроль действий обучаемых.
Терминологический словарь состоит из объяснения терминов, входящих в учебное издание.
Справочно - поисковая система позволяет получить справку по всем вопросам, связанным с функционированием электронной оболочки, наполнение ее учебными материалами и их актуализации, а так же вопросам, связанным с пользовательскими функциями электронного учебного пособия, созданного в данной оболочке. В справочной системе организован поиск по ключевым словам.
Блок актуализации, доступный только для преподавателя включает в себя:
а) изменение презентационных материалов об авторах;
б) создание или актуализацию лекций для самостоятельного обучения;
в) создание или актуализацию лекций - презентаций;
г) актуализацию видео-файла;
д) актуализацию звукового файла;
е) обновление названия курса;
ж) обновление плана курса;
з) обновление содержания электронного пособия;
и) обновление и актуализацию тестов.
Предложенная электронная оболочка позволяет
1) автоматизировать процесс преподавания конкретной дисциплины,
2) увеличить процесс эффективности обучения за счет увеличения визуальных моделей, сопровождающих лекционный материал,
3) дифференцировать процесс опроса для контроля усвоения знаний.
Как показал опыт применения оболочки, "гибкий вариант" является более перспективным и адекватным современным требованиям к разработке и применению электронного пособия в учебном процессе.

THE DIGITAL FULL-TEXT LIBRARY 'T-LIBRA' IN INTERNET ARCHITECTURE, ITS USING IN FRAMEWORK OF BOTH TRADITIONAL AND DISTANT EDUCATION TECHNOLOGIES
Lyapin, S. Kh. Kukovyakin. A. V.
Non-profit Partnership "Centroconcept", International "Institute of Management", Arkhangelsk
Abstract
The DL 'T-Libra' v.5.1. has been realized in architecture Web-browser / Web-server / SQL-server that provides a remote multi-user Internet-access to the centralized library resources and allows to use DL in framework of both traditional and distant education technologies. Three basic library's functional blocks ("Catalogue", "Depository" and "Full-Text Search") allow to realize the effective and all-round support of teaching process including flexible thematic search on full-text database.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЛНОТЕКСТОВАЯ БИБЛИОТЕКА 'T-LIBRA' В ИНТЕРНЕТ-АРХИТЕКТУРЕ, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАМКАХ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Ляпин С.Х. Куковякин А.В.
Международный "Институт управления" Архангельск
Электронная полнотекстовая библиотека T-Libra реализована в архитектуре Web-browser / Web-server / SQL-server, что обеспечивает многопользовательский удаленный Интернет-доступ к централизованным библиотечным ресурсам и эффективную обработку информации (за счет реляционной СУБД, в качестве которой используется Sybase ASA v.7.0, а также специальной объектно-ориентированной инструментальной среды Х-Taurus).
ЭБ T-Libra предназначена для использования в составе как традиционной (аудиторной), так и дистанционной технологий обучения; с осени 2002 г. она внедряется в образовательный процесс в международном "Институте управления" (г. Архангельск) и в его пяти филиалах.
В основу проектирования и разработки ЭБ T-Libra положены следующие принципы: а) полнотекстовой ориентации, реализованной за счет представления основных информационных ресурсов в формате полнотекстовых SQL-баз данных, а основных сервисов - в виде гибкого параметризируемого полнотекстового поиска при поддержке пополняемых электронных словарей; б) мультимодального расширения; в) многофункциональности; г) интеллектуальности; д) многоязычности; е) многоплатформенности.
Функциональные возможности ЭБ T-Libra v.5.1. :
Административный раздел включает в себя набор программных средств, позволяющий регистрировать и вести учет пользователей; обеспечивать защиту информационной системы от несанкционированного доступа; устанавливать и гибко изменять правила допуска различных групп пользователей к различным ресурсам электронной библиотеки; дает необходимые инструменты администратору и операторам системы для ее сопровождения и развития.
Пользовательский раздел включает в себя три подсистемы, предназначенные для эффективного поиска, презентации и многофункционального использования информации, имеющейся в ЭБ T-Libra.
БД "Каталог". Единый интегрированный каталог, обеспечивающий широкий диапазон работы со всей информацией, имеющейся в ЭБ T-Libra (в том числе выполнение функций, характерных для алфавитного, систематического и специализированных каталогов обычной библиотеки). Поиск ведется по библиографической информации, организованной в виде SQL-базы данных; эта база создается с помощью программ импорта из любых электронных каталогов, поддерживающих стандарты семейства MARC, или из библиографических файлов-описаний, создаваемых пользователем.
БД "Депозитарий". Это - часть мультирубрикатора (входящего, в свою очередь, в БД "Каталог"), вынесенная в качестве самостоятельной функциональной подсистемы и снабженная собственным интерфейсом. Подсистема настраивается на интересы конкретного корпоративного пользователя и содержит библиографические и полнотекстовые ресурсы различного вида и формата, соотнесённые с теми или иными специализированными предметными областями (специальностями и учебными дисциплинами; научными направлениями и т.д.).
БД "Полнотекстовый поиск". Подсистема с возможностями гибкого параметризируемого поиска по полнотекстовым ресурсам, организованным как SQL-база данных. Единицами поиска и представления результатов поиска являются: а) отдельный термин; б) частотно-ранжированная совокупность терминов, в) авторский абзац.
Эта подсистема ориентирована прежде всего на компьютерную поддержку учебных и научных исследований, в основе которых лежит многоплановая работа с текстом.
В архитектуре этой подсистемы предусмотрены: а) блок электронных словарей с программой автоматической генерации правильных лексико-грамматических парадигм естественного языка (в версии 5.1. имеется около 1 млн. словоформ русского языка), б) блок гибких параметризируемых поисковых запросов, в) блок функциональных моделей смыслового (концепт-ориентированного) поиска (в версии 5.1. не представлен).
В версии 5.1. реализованы 6 видов запросов, три из которых ориентированы на экспликацию микроконтекстов (единицей поиска и единицей представления его результатов является авторский абзац), три других - на статистический анализ текста и построение соответствующих "терминограмм" (единицы поиска - термины; единицы представления результатов поиска - их частотно-ранжированные совокупности).
Пример: Расширенный (многослойный) терминологический поиск. Производится по нескольким терминам, которые: а) принадлежат разным "слоям терминов", при этом количество слоев варьируется и б) находятся на определенном "расстоянии" между собой (последнее определяется количеством слов, находящихся между выбранными терминами; оно задается в соответствующем поле запроса вводом целого числа: 1, 2, и т.д.). Результатом запроса является совокупность авторских абзацев из выбранного произведения. Запрос позволяет на терминологическом поле, определяемом всеми терминами запроса, фиксировать смысловую связь между терминами, относящимися к разным слоям. Изменяя как содержание самих списков терминов в каждом из слоев, так и расстояние между терминами, принадлежащими разным слоям, можно производить своеобразную смысловую фокусировку поиска, менять смысловую плотность эксплицированного терминологического поля.
Даже представленные в версии 5.1. разновидности поиска, весьма немногочисленные и простые с точки зрения потенциальных возможностей предлагаемой методологии и технологии, уже позволяют использовать электронную библиотеку T-Libra не только по ее прямому "библиотечному" назначению, но и в качестве обучающей и исследовательской среды.
Учебные или научные темы, интересующие пользователя, репрезентируются содержанием, структурой и параметрами соответствующих запросов.

THE PROBLEMS OF CREATION ELECTRON TEXTBOOKS' ON AZERBAIJANIAN LANGUAGE
Nasibov David Rahman ogli
Azerbaijan Technical University, Baku city
Abstract
Inspected the question of creating electron textbook's on azerbaijan language on "Informatics" subject on base of platform "e-learning Office and e-learning Server3000" of "HyperMethod" company. Suggested the localization of given platform on azerbaijan language by aim of create distance courses by different subjects teaching in Azerbaijan Technical University.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ЯЗЫКЕ
Насибов Давид Рахман оглы
Азербайджанский Технический Университет, Баку
Современное развитие новых информационных технологий требует проведения кардинальных изменений в системе образования в Азербайджанской Республике.
В АзТУ, имеющий богатый 50 - летний учебный опыт и являющийся очагом образования в этом направлении, ведутся и будут в дальнейшем проводиться значительные работы. В этом случае, на долю кафедры "Информатика и КТ" выпадают определенные обязанности.
На сегодняшний день сотрудниками кафедры в университете создана корпоративная сеть Intranet и Web - сайт университета на 3 языках (азербайджанский, русский и английский) (http://www.aztu.org).
В сайте приведена основная информация о деятельности университета, об условиях учебы и приема студентов, а также информация о научных и образовательных направлениях в университете.
Для того, чтобы образование отвечало современным требованиям и для обеспечения дистанционной технологии обучения, необходимо параллельное использование наряду с традиционными учебниками, современных электронных учебников, создание которых является одним из актуальных задач.
В настоящее время, в связи с отсутствием стабильных и высокоскоростных телекоммуникационных линий для выхода в Internet в нашей Республике, создание электронных учебников, основанных на технологии Web-CD является целесообразным. Для этого на кафедре, на основе платформы "e-learning Office и e-learning Server3000" компании "Гиперметод" ("Конструктор мультимедийных курсов") (http://www.hypermethod.ru) была поставлена цель создания электронного учебника по одному из общих университетских предметов "Информатика" [1]. Данная работа находится на стадии завершения.
Учебник состоит из следующих разделов: лекционные курсы, лабораторные работы, проверочные тесты, словари (голоссарий). Для лучшего усвоения материалов лекций были широко использованы средства мультимедиа и гиперссылки. В разделе "Лабораторные работы" к каждому из лабораторных работ (30 вариантов), относящихся к теме лекции, были даны разъясняющие решения и при надобности ссылки обращения к аналогичным лекциям.
В разделе "Проверочные тесты" к каждой теме для самопроверки даны вопросы и 4 варианта ответов (1 вариант верный). В разделе "Словари" возможно подробное объяснение каждого терминологического слова, относящегося к предмету и при необходимости его звучание на английском языке.
После проведения презентации учебника, будут организованы тренинги для 1-2 преподавателей каждой кафедры университета с целью изучения разработки электронного учебника. С помощью этой платформы по всем ведущим предметам всех кафедр ведутся занятия.
Платформа очень удобна и имеет дружеский интерфейс. Для подготовки курсов используются возможности готовых прототипов, библиотек стилей и шаблонов, систем подготовки различных тестов, создания автоматического гипертекстового соединения и др.
В данное время кафедра "Информатика и КТ" совместно и НПО АКТАМ планирует локализацию вышеуказанных программных инструментов на азербайджанский язык. С этой целью НПО АКТАМ по данной проблеме ведет переговоры с компанией "ГиперМетод". Также планируется после локализации данной платформы создание университетского сервера для курсов дистанционного обучения по различным дисциплинам. В этом сервере будут находиться созданные электронные учебники. Развитие данного направления позволит Техническому университету в ближайшем будущем создать факультет дистанционного обучения.
В настоящее время в нашей Республике разрабатываются соответствующие законодательные акты, позволяющие проводить дистанционное обучение студентов.
Литература:
1. Система создания мультимедийных дистанционных курсов: Distance Learning Studio 1.0: Документация. - СПб: Институт " Открытое общество". СПб отделение, 2000. - 272 с.

COMPUTER LABORATORY WORK ON MOLECULAR PHYSICS
Starostenkov M.D. , Suppes V.G. , Poletayev G.M.
Altai state technical university, Barnaul Kuzbass state pedagogical academy, Novokuznetsk
Abstract
Computer training technologies of different branches of space and first of all disciplines of physics-mathematical course are widely used at the present time. The course of physics is one of the most important parts of the natural science course. The realization of physical experiment is impossible because of it's complexity and big expenses. Contemporary computer technique allows to solve these problems by the computer simulation of physical processes and the realization of computer physical experiment. The number of computer laboratory works is presented in the given paper:
Main purposes of laboratory works:
1. Give the students presentations on the structure of real crystals, development of physical phenomena in solid states taking into account the atomic structure, possible diffusion mechanisms in solid states at the deformation of the materials. The given question practically is not paid attention.
2. To acquaint students with contemporary results, obtained at the investigations of the processes taking place at the deformation and diffusion and also with principles of the realization of computer physical experiment.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКЕ
Старостенков М.Д. , Суппес В.Г. , Полетаев Г.М.
Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Кузбасская государственная педагогическая академия, Новокузнецк
В последнее время все большее применение при изучении различных дисциплин и в первую очередь дисциплин физико-математического цикла, находят компьютерные технологии обучения (КТО).
Курс физики является одной из важнейших составных частей естественнонаучного цикла образования. Во многих случаях проведение физического эксперимента становится невозможным либо из-за сложности задачи, либо из-за его дороговизны. Современная компьютерная техника позволяет найти выход в подобных ситуациях с помощью компьютерного моделирования физических процессов и проведения компьютерного физического эксперимента. В данной работе предложен ряд компьютерных лабораторных работ:
Основные цели данных работ:
1. Дать студентам наиболее общие представления о структуре реальных кристаллов, о развитии и протекании физических явлений в твердых телах с учетом атомной структуры, о возможных механизмах массопереноса (диффузии) в твердых телах при деформации материалов, так как в существующих курсах по общей физике данным вопросам практически не уделяется внимания.
2. Частично ознакомить студентов с современными результатами, полученными при исследовании процессов происходящих при деформации и диффузии, а также с принципами проведения компьютерного физического эксперимента.
Понятие о специфических дефектах (дислокаций, вакансий и т.д.) атомно-кристаллической структуры является одним из важнейших в физике твердого тела и физическом материаловедении. Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования доказали существенное влияние дефектов как на механические, так и на электрические, магнитные и оптические характеристики материалов.
Современная практика создания материалов с заданными физическими и механическими свойствами тесно связана с задачами изучения механизмов атомной перестройки в кристаллической решетке при внешнем энергетическом воздействии. Наиболее простым методом, позволяющим изучать и анализировать процессы структурной перестройки атомных систем под воздействием механических напряжений, тепловых колебаний и т.д., является метод компьютерного моделирования [1-2].
На кафедрах общей физики и методики преподавания физики Кузбасской государственной педагогической академии и Алтайского государственного технического университета частично разработан и разрабатывается цикл компьютерных лабораторных работ по физике твердого тела, в которых студенты, кроме вычислений, проводят наблюдение структурных изменений кристаллической решетки в процессе эксперимента [3-7]. Интерфейс одной из таких программ приведен на рис.1

Рис.1. Интерфейс программы для определения температуры плавления и коэффициента линейного расширения ГЦК металлов.
В процессе проведения данного компьютерного эксперимента можно наблюдать за изменением структуры расчетного блока, т.е. увидеть динамику процесса (правая часть рис.1). Студенты имеют возможность наглядно ознакомиться с физикой процесса на микроскопическом уровне.
Литература:
1. Хеерман Д.В. Методы компьютерного эксперимента в теоретической физике: Пер. с англ./ Под ред. С.А. Ахманова.- М.: Наука, 1990, 176 с.
2. Х. Гулд, Я. Тобочник. Компьютерное моделирование в физике:-М.: Мир, 1990, т.1, 2.
3. Суппес В.Г., Надь А.В. Использование видео-компьютерной техники при проведении физического эксперимента. Сб. " Проблемы физического учебного эксперимента.-Глазов 1997.- с.88-89.
4. Суппес В.Г. Основные направления использования компьютерных технологий в процессе обучения физике. Сб. "Проблемы учебного физического эксперимента", Глазов, Санкт-Петербург,1999., с.123-124.
5. Дефекты в кристаллах и их моделирование на ЭВМ. Ленинград.: "Наука" ленинградское отделение, 1980 , 214 с.
6. Старостенков М.Д., Полетаев Г.М. Исследование диффузии на начальных стадиях СВС в двумерной системе Ni-Al методом молекулярной динамики// Тр. Второй междунар. науч.-техн. конф. "Экспериментальные методы в физике структурно-неоднородных конденсированных сред (ЭМФ-2001). Композиционные и порошковые металлические материалы", Барнаул: изд-во АГУ, 2001, с.218-222.
7. Полетаев Г.М. Исследование процессов взаимодиффузии в двумерной системе Ni-Al. Диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, Барнаул, 2002, 186 с.






Секция 5
Методики контроля знаний обучаемых

Topic 5
Methods of Student Knowlege Control

ABOUT VARIANTS OF QUESTIONS AND ANSWERS IN THE COMPUTER TESTS
Aleshin L. I.
RSUH, Moscow
Abstract
One of tasks of education - control of the basic processes of educations.
The compromise variant of system of testing consisting in: use of the closed form of the answers is offered and from 4 up to 6 variants of the answers; special questions, for the answer on which trained should be able logically to think; different weight of the answers and so on.
Such tests allow to fulfil elements of the future control systems of mastering of knowledge, approaching us to creation is of new systems, incorporating a similar operating time, promote inclusion of the teachers in process of creation of control systems.

О ВАРИАНТАХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТАХ
Алешин Л.И.
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Одна из задач обучения - обеспечение контролируемости результатов обучения. П.М. Евграфов считает насущной потребность "учить самостоятельно думать, а не выдавать готовые правильные решения" [6, с.17]. Большинство российских специалистов отмечают необходимость использования тестов для контроля усвоения полученных студентами знаний.
В то же время до сих пор некоторые из них полагают, что тестирование - некачественный и необъективный способ проверки знаний. [10, с.35; 4, с.60].
Утверждения имеют определённые основания. Согласно опросам, четверть преподавателей вузов России предпочитает вести традиционный диалог со студентами. Это объясняется, например тем, что средний возраст профессорско-преподавательского состава превышает 50 лет. [13, с. 129]. Другое основание связано с различием в подходах преподавателей и специалистов к созданию систем контроля знаний.
Данная тема не входит в сферу рассматриваемых проблем. Однако никто не отрицает, что контроль усвоения знаний с помощью компьютерных программ позволяет: выявлять обученность студентов и усвоение ими учебного материала; определять уровень их теоретических знаний, а преподавателям - получать информацию о достижении цели обучения, совершенствовать преподавание соответствующих дисциплин и т.п. Важным преимуществом тестов является устранение субъективизма тестирующего, возможность оперативного получения объективных сведений и т.д.
И.В. Роберт утверждает, что "Немаловажным аспектом ... отечественной науки и практики следует считать обоснование принципов диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых на основе использования информационных технологий" [9, с.13]. Применение активных методов обучения требует от преподавателей значительной предварительной интеллектуальной работы по подготовке учебно-методических пособий, формированию заданий, контрольных вопросов и вариантов ответов на них. Л.В. Аршинский и А.А. Пугачев считают, что "при проверке знаний и умений гораздо эффективнее не задавать вопрос..., а давать задание..." [3]. Данная тема рассматривается многими авторами, в том числе в материалах предыдущей конференции [1].
Общеизвестны такие формы вариантов ответов, как: открытая, закрытая, на соответствие, открыто-закрытая и др. Наиболее распространены тесты с закрытой формой ответов. Недостатки их общеизвестны. Ныне приветствуются тесты с открытой (конструируемой) формой ответов, когда обучаемый вводит с клавиатуры ответ, а программа осуществляет его сравнение с эталонными данными из БД и выдаёт соответствующую оценку.
Для создателей тестов эта форма не сильно отличается от предыдущей, поэтому подобные системы используются редко. Кажущийся интерактивный диалог с обучаемым достигается за счёт усложнения программы. При этом для выполнения данной работы от преподавателя требуется гораздо больше усилий, необходимо учитывать все возможные варианты ответов и т.д. В результате нет уверенности, что идентифицированный программой неправильный ответ тестируемого, действительно является таковым.
Создавать качественные системы контроля знаний с открытой формой ответов способны лишь единицы. Можно назвать, например систему "POLARIS", разработанную в СПб ГУ [11, 12].
Следует искать компромиссный вариант решения данной проблемы.
Специалисты отмечают, что "решение этих... задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации" [8, с. 21]. Дальнейшее развитие тестов зависит от: 1) развития программно-технических средств; 2) разработанности соответствующих методик; 3) готовности преподавателей участвовать в процессах подготовки баз вопросов и ответов на них и др.
Среди недостатков существующих систем тестирования специалисты отмечают: трудности формализации вопросов и ответов, требующих логических выводов и др. [2, с.139]; необходимость чётко формулировать вопросы и ответы, избегая двусмысленного их толкования [7, с.148], важность формирования у обучаемых понимания и осознания изучаемой предметной области [5, с. 146] и др.
Предлагается вариант компромиссной системы тестирования, заключающийся: в использовании закрытой формы ответов с 4-6 вариантами; в специальном методе формирования вопросов, для ответа на которые обучаемые должны уметь логически мыслить; в разном весе ответов и др. Важное значение имеет формулировка вопросов. Предлагаются варианты: "Может ли один информационный процесс...?", "Верно ли утверждение, что...?", "Какое понятие шире...?", "Идентичны ли понятия...?", "Можно ли утверждать, что...?", "Следует ли...?", "Считаете ли Вы, что...?", "Что можно считать первичным:...?", "Означает ли принцип...?", "Действительно ли...?", "Оцените суждение: ...", "Что бы Вы сказали о суждении: ...?" и т.д.
Освоить метод составления таких вопросов может любой преподаватель, создавая коллекции вопросов в различных предметных областях. Возможно использовать формулировки типа "отрицание отрицания" и др.
Предлагается от 4 до 6 (7) вариантов ответов, единых для любого количества вопросов. Кроме ответов "Да" и "Нет", рекомендуется использовать следующие: "Слишком узкая или широкая формулировка", "Правильным является первый (или - второй) элемент" и т.д. При этом мышление отвечающего направляется на решение задачи, а не на угадывание, подсказки и т.п. Некоторые формулировки вопросов стимулируют выбор несколько вариантов ответов, но сообщить программе свой выбор можно лишь на один из них. Программа, с учетом веса ответа, определяет количество баллов, полученных отвечающим. В систему можно ввести комментарии для режима самоконтроля и рекомендации по результатам ответа на все вопросы теста.
Кроме характеристик надёжности и валидности, такие тесты позволяют отрабатывать элементы будущих систем контроля усвоения знаний, помогая создавать новые системы; способствуют включению преподавателей в процесс создания систем контроля для различных предметных областей.
Литература:
1. Алешин Л.И. Контроль знаний без оценки //Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28-29 июня 2002 г.-Троицк.-С.137-138.
2. Анидалов А.Ю., Есипов В.Е. Использование ЭВМ для оценки знаний в ваузе, плюсы и минусы оценки //Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28-29 июня 2002 г.-Троицк.-С.139.
3. Аршинский Л.В., Пугачев А.А. Программный комплекс диагностики знаний Teachlab Testmaster//Информатика и образование.-2002.-№7.-С.68-73.
4. Бочкин А.И. О надёжности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа// Информатика и образование.-2002.-№12.-С.55-60.
5. Далингер В.А. О некоторых проблемах компьютерной диагностики образованности школьников//Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28-29 июня 2002 г.-Троицк.-С.145-146.
6. Евграфов П.М. О применении метода психологического моделирования в контрольно-обучающих программах и в психометрических тестированиях интеллекта//НТИ. Сер 1.-2002.-№4.-С.15-18.
7. Кащей // Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28-29 июня 2002 г.-Троицк.-С.148.
8. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат// Информатика и образование.-2003.-№4.-С.21-27.
9. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование.-2003-№2.-С.8-14.
10. Смолин О. Приоритеты образования: взгляд законодателя//Высшее образование в России.-2002.-№5.-С.34-45.
11. Стригун А.И., Стригун В.А. Компьютерный тьютор в гуманитарном образовании//Труды V Всеросс. объединен. конф. "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество.-СПб. 25-29 ноября 2002 г.-СПб., 2002.-С.214-215.
12. Стригун А.И., Стригун В.А. Реализация интерактивных методов обучения в открытом образовании//Труды V Всеросс. объединен. конф. "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество.-СПб. 25-29 ноября 2002 г.-СПб., 2002.-С.215-216.
13. Трофимов А.Б. Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям//Социс.-2002.-№12.-С.128-131.

CREATIVE WORK AS A METHOD OF CONTROL
Aleshkina T., Basarygina M
Gymnasium № 1542, Moscow
Abstract
Modern School is being improved. The teacher needs new strategies, new methods, new views on the system itself. The estimation of students' progress should be changed. We are looking for effective ways of monitoring the educational process. We are eager not only to see the results of studies and the level of knowledge, but the person (our student), who is interested in the subject, wants to develop his skills, is highly motivated. The forms of such control stimulate further research work.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ
Алешкина Т.Л. Басарыгина М.Н.
Гимназия № 1542, г. Москва
В течение нескольких лет ученический и учительский коллектив гимназии №1542 работает в рамках городской экспериментальной площадки "Школьное информационное пространство", преследуя цель: повысить качество обучения, воспитанности и сепень удовлетворения познавательных интересов учащихся за счёт освоения современных информационных технологий (ИТ). Одной из задач, мы считаем, является поиск удобной формы контроля знаний учащихся, которые практически в совершенстве владеют некоторым инструментами информационных технологий, умеют работать в среде PowerPoint или в одной из программ, создающих WEB-сайты (FrontPage, Dream Weaver и т.п.).
Активную работу в этом направлении проводят учителя физики, английского языка, химии, истории, ОХК. Благодаря наличию в гимназии мультимедийного оборудования и обучающих программ для учебного процесса, а также хорошей обученности учащихся ИТ, мы проводим как промежуточную, так и окончательную аттестацию учащихся с помощью защиты проекта, что позволяет выявить творческие способности обучаемых, проявляющиеся в процессе решения поставленных перед ними задач.
В чем же заключается эта необычная форма контроля знаний?
Обычные формы контроля: тестирование, опрос, собеседование, реферат, сдача экзамена с помощью билетов, в силу индивидуального восприятия учащимися материала, могут не позволить выявить творческую личность, способную к размышлению, к самообучению. Популярная форма контроля - тестирование - облегчает трудовые затраты учителя, как консультанта и проверяющего, но результаты тестирования, по-нашему мнению, не всегда отражают реальную картину качества знаний учащихся и не стимулирует ученика к дальнейшему изучению предмета. А в свете личностно-ориентированного обучения учащихся большую роль приобретает использование в учебном процессе метода проектов. Этот способ помог нам трансформировать привычную форму аттестации - реферат - в такую форму контроля как защита сайта или презентации по экзаменационной теме перед комиссией. При подготовке к экзамену активно используются знания по ряду предметов, а практическое применение знаний стимулирует развитие мотивации изучения этих предметов, расширяет кругозор, формирует у учащегося систему знаний. Конечно, такой вид контроля требует высококвалифицированных хорошо подготовленных учителей-предметников, владеющих как своим предметом, так и основами ИТ. Здесь меняется роль педагога в период подготовки к экзамену или промежуточной аттестации учащихся, и основной задачей становится - поддерживание и направление творческого поиска учащихся на основе сотрудничества и совместного творчества.
В 2001-2002 учебном году по желанию учащиеся 9 классов сдавали итоговую аттестацию по английскому языку в форме сайтов и презентаций по определенной тематике:"The Youth Problems", "Keep Fit", "Sport in Our Life", "Space Research" и т.д.
В 2002-2003 учебном году ученики 11-х классов кроме английского языка подобным образом защищались по экономике, химии, астрономии.
При подготовке проекта к экзамену учащимися выполняется работа в несколько этапов:
1) подбор литературы; составление промежуточного плана исследований, поиск информации на заданную тему, изучение научной литературы,
2) первичная оценка; выявление результативности проекта, анализ и синтез накопленных фактов, наблюдений и доказательств; консультирование как с учителями, так и со специалистами в данной области (ими могут выступать родители, внештатные сотрудники гимназии, ведущие в школе научную работу)
3) осваиваются современные компьютерные технологии, совершенствуются способы и приемы работы при создании информационного объекта,
4) построение выводов и заключений, оформление работы и дополнительных материалов, обсуждение и критика работы на этапе разработки проекта,
5) публичное выступление, защита своего проекта.
Выработана своя система оценок для данного типа работ. Вот некоторые критерии, учитывающиеся при выставлении итоговой оценки:
- материал проекта должен соответствовать уровню требований программы по сдаваемому предмету,
- проект должен содержать иллюстрации, анимацию, звук по данной теме,
- проект должен отвечать современному уровню развития ИТ,
- полученный мультимедийный продукт может быть использован на уроке учителем-предметником.
Современная школа развивается. Учителю такой школы нужны новые подходы, стратегии, методы, приемы и т.д. Мы ищем эффективные пути мониторинга образовательного процесса, так как желательно видеть не только результаты обученности и уровня знаний, но и Человека - нашего ученика, который хочет пополнять свои знания, интересуется предметом, мотивирован. Новые формы т контроля, используемые в нашей гимназии, стимулируют дальнейшую исследовательскую работу, желание познавать окружающий мир.

KNOWLEDGE CONTROL METHODIC DEVELOPMENT AT THE COMPUTER BASED MODEL APPROACH
Bayandin D. V.
Perm State Technical University, Perm
Abstract
Knowledge control methodic of applying training environments to the course of physics with computer support are discussed. According to the author, the projects based on object-oriented modeling systems, providing a set of contents and methods to present training material are the most perspective. Experience of applying "Virtual Physics" interactive teaching environment on the base of Stratum 2000 is studied.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ
Баяндин Д.В.
Пермский государственный технический университет,
Перенос в компьютерную среду традиционных форм контролирующих заданий с предложенными вариантами ответов или вводом ответа в виде числа (слова, строки) непродуктивен. При этом лишь в слабой степени используются возможности интерактива и, как правило, нет возможности отследить ход мысли учащегося. Поэтому новое по сравнению с "бумажными" тестами качество контролирующих материалов не достигается и использование компьютера не оправдано. Для получения обучающего эффекта необходимо обеспечить активную умственную и манипуляционную деятельность пользователя.
Среди традиционных учебных дисциплин заметно выделяются в смысле удобства создания такого рода компьютерных систем математика, физика и связанные с ними предметы. Наиболее удачные, на наш взгляд, реализации указанного выше принципа представлены в программных продуктах "Открытая математика" ("Физикон", МФТИ), "Активная физика" (БелГПУ), а также разработках Регионального центра информатизации Пермского государственного технического университета (РЦИ ПермГТУ) - активных обучающих средах "Виртуальная математика" и "Виртуальная физика", базирующихся на инструментальной системе Stratum-2000. Названные продукты основаны на использовании манипуляционно-графического интерфейса. Под этим выражением мы понимаем систему и способ организации взаимодействия пользователя и компьютерной обучающей системы через посредство операций с графическими объектами, связанными с содержанием учебной дисциплины.
Продукты РЦИ ПермГТУ позволяют производить всевозможные перемещения и трансформации объектов, содержат инструментарий для различного рода построений, в том числе графиков, картин векторов, а также включают в себя серьезные экспертные системы для диагностики и оценки действий пользователя. Это дает возможность ставить задания: на установление соответствия между текстовыми или графическими объектами; на составление фраз (определений, формулировок законов) из предложенных фрагментов; на проведение аналитических преобразований и геометрических построений.
Например, в физике появляется возможность строить картины действующих на тела сил (как на качественном - какие и как направлены, так и на количественном - каковы значения - уровне), распределения электрических и магнитных полей (например, расчет их на основе принципа суперпозиции), графики зависимостей характеристик от параметров задачи и т.д.
Наконец, может быть поставлена задача исследования того или иного эффекта на управляемой модели (типа лабораторного стенда), с последующим представлением результата экспертной системе в виде числа, графика, фразы и др.
На наш взгляд, тренировочные и контролирующие задания должны быть не сложными и комплексными, требующими серьезных вычислений, а, напротив, "узконаправленными", отрабатывающими конкретные ключевые, можно сказать, технологические навыки. Например, запись проекций на координатные оси 2-го закона Ньютона, построение хода лучей в оптической системе и т.д. Пока эти технологические вопросы не освоены учащимся, он не задумается о содержательной стороне более сложной задачи. Важно и то, что в относительно несложных заданиях удается отследить ход мысли учащегося и обеспечить возможность вмешательства в решение для улучшения результата, получить реальный обучающий эффект. Тренировочные задачи такого типа легко объединяются в контрольные работы, принципиально отличающиеся от того, что традиционно понимается под компьютерным тестом.
Модельный подход позволяет достичь того, что задачи - в целях обеспечения их разнообразия и содержательности - оказываются многовариантными (возможно конечное или бесконечное количество вариантов) за счет наличия случайных факторов: заранее неизвестно, решается прямая или обратная задача, сколько в системе тел, как они расположены, каковы их характеристики, в какой системе координат предлагается записать уравнения, как направлены внешние силы и поля, случайны (в выверенном диапазоне) числовые значения и т. д. Кроме того, экспертная система должна "узнавать" результат решения после того, как учащийся представил свой вариант (этим исключается "подглядывание" правильного ответа).
В "Виртуальной физике", например, на сегодня имеется (помимо имитационных работ) около 450 задач, из которых приблизительно две трети многовариантны и удовлетворяют перечисленным выше требованиям.
Наряду с манипуляционно-графическим подходом известны также попытки контроля аналитического решения задач на экране компьютера. На наш взгляд, однако, использование компьютерных технологий не отменяет необходимости решения задач на бумаге, а ввод с клавиатуры серьезных аналитических выражений утомителен. Поэтому перспективы такого подхода представляются сомнительными.
Помимо оценки решения конкретной задачи и диагностики возможных ошибок, компьютерная обучающая система должна также давать обратную связь на глобальном уровне. При неверном решении система отсылает учащегося к соответствующему теоретическому материалу, рекомендует выполнить подходящую модельную работу, предоставляет возможность пройти тренаж. Выбор рекомендуемого для ликвидации пробелов знаний материала должен проводиться путем сравнения эталонной информационно-логической сети понятий и законов учебной дисциплины, содержащейся в компьютерной системе, с обнаруженной в голове учащегося. Система может также вести журнал, учитывать успехи и неудачи каждого обучаемого, проводить статистическую обработку результатов контроля и обучения в целом. Наибольшие перспективы по всем этим направлениям имеют, на наш взгляд, учебные среды, основанные на модельном подходе.
Литература:
1. Баяндин Д.В. Моделирующая активная обучающая среда "Виртуальная физика" в пермских школах // Проблемы учебного физического эксперимента (Сб. научн. трудов). Вып. 11. М., ИОСО РАО, 2001. С. 67-70.
2. Баяндин Д.В., Кубышкин А.В., Мухин О.И. Технология создания компьютерных обучающих систем по классическим учебным дисциплинам // Компьютерные учебные программы. М., 2002. № 2 (29). С.5-8.
3. Баяндин Д.В., Мухин О.И. Модель как базовый элемент единого информационного пространства // Компьютерные учебные программы. М., 2002. № 2 (29). С.18-24.

INSRUCTIONAL & DEVELOPING FUNCTION OF TESTS
Bobrova L. N. , Nikulova G. A.
Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk.
Abstract
The report concerns peculiarities of instructional & developing functions of tests & ways to use them in education. Basic principles of structuring instructive computer tests & their impact on cognitive abilities of students are analyzed.

ОБУЧАЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Боброва Л.Н., Никулова Г.А.
Липецкий государственный педагогический университет,
ЛГПУ, г. Липецк
В современной образовательной практике тестирование в основном используется для измерения учебных достижений учащихся, проведения качественного и количественного анализа результатов их учебно-познавательной деятельности. По большей части использование тестов в учебном процессе связано с многочисленными достоинствами тестов, простотой их применения и интерпретации результатов тестирования, а также с возможностью их компьютеризации[1-2].
Кроме контролирующей функции тестирование может выполнять как функции обучения, так и развития когнитивных способностей учащихся.
Компьютерные обучающие тесты должны отличаться по своей структуре от контролирующих тестовых программ, в соответствии со своими целями и задачами в учебном процессе. В отличие от контролирующих тестов, где неизменно присутствует оценка знаний, умений и навыков, которая нередко приводит к стрессу, страху потери рейтинга перед соучениками и перед самим собой, обучающие тесты должны опираться принцип накопления успеха при освоении знаний. Иначе говоря, в обучающем тестировании должна присутствовать не "вычитательная", а накопительная система баллов, что повышает мотивацию к обучения за счет усиления эмоциональной компоненты. Кроме того, уход от обычной оценки знаний снижает стресс при постоянном применении обучающих и развивающих тестов в учебном процессе.
К особенностям обучающего тестирования относится возможность использовать в процессе работы наводящие (уточняющие) вопросы для ответа на основной вопрос. Система наводящих вопросов должна быть тщательно продумана для того, чтобы эти тесты были бы действительно обучающим. При этом структура тестов становится нелинейной (древовидной).
Основными принципами построения тестовых обучающих программ являются:
1. Наличие нескольких уровней тестирования, отличающихся по уровню сложности или типу мыслительной деятельности:
- Репродуктивный
- Ассоциативно-логический и образно-логический
- Творческий
Каждому тестовому заданию присваивается определенная степень сложности и, в соответствии с этим, некоторое количество баллов. При переходе на каждый следующий уровень количество баллов, соответствующее определенному заданию, удваивается.
2. Изменение способа расчета результирующей оценки. Результатом работы является общее количество баллов, которое удалось набрать за время работы с программой. Количество накопленных баллов выражает лишь степень овладения материалом, а не уровень способностей тестируемого.
3. Цикличность обучающей тестовой программы и отказ от временных ограничителей. Каждый благополучно освоенный цикл вопросов предоставляет возможность перехода на более высокий уровень. Возможен также переход на более низкий уровень при неадекватной оценки пользователем своих способностей.
Построенная по такому принципу тестовая программа стимулирует познавательную активность учащихся, способствует развитию таких когнитивных способностей как память, внимание, логическое мышление, способностей к анализу, классификации, систематизации и обобщению учебного материала [3, 4].
Развивающая функция компьютерного тестирования может быть также обусловлена использованием в учебном процессе семантических тестов, задания которых предполагают установление связей между физическими объектами, понятиями, законами, определение логических отношений между понятиями и терминами [1].
Задания семантических тестов включают следующие группы:
- символьное кодирование физических понятий и терминов с последующим воспроизведением их по условным знакам;
- ассоциативно-логические тесты, определяющие логические отношения между физическими понятиями по эталонным примерам;
- составление разветвленных структурных схем для физических объектов, понятий, явлений.
Семантические тесты позволяют развивать у тестируемых способность группировать, классифицировать, обобщать элементы учебного материала, определять логические связи между ними.
Такой подход позволяет расширить функции тестирования, что, в конечном счете, обогащает методический арсенал преподавателя-предметника и повышает эффективность учебного процесса.
Литература:
1. Боброва Л.Н., Емельянова И.Н, Никулова Г.А.Когнитивные аспекты компьютерного контроля знаний.(статья) //Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник. Выпуск 4, т. 1, Липецк, 2001
2. Митрофанова Н.В. Опыт применения тестовых заданий.// Физика в школе, № 1, 2000 г., с. 27 - 29.Д. Норман. Семантические сети.// Познавательные психические процессы. Серия "Хрестоматия по психологии"/ под ред. А.Г. Маклакова. - СПб: Питер, 2001.
3. Г.Линсдей., К.С. Халл, Р.Ф. Томсон. Творческое и критическое мышление.// Познавательные психические процессы. Серия "Хрестоматия по психологии"/ под ред. А.Г. Маклакова. - СПб: Питер, 2001.
4. Боброва Л.Н., Москалев А.Н., Никулова Г.А. Применение тестирования и компьютерного моделирования для формирования активных знаний студентов педагогических вузов (тезисы) //Материалы ХIII Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк. Часть II (Доклады российских участников). 2002 г.

THE SYSTEM OF MARKS AND VERIFYING FORMS IN PEDAGOGICAL TESTS
Gorbunov V. M.
Bashkirishen State pedagogical university, Ufa.
Abstract
The expert marks, the empirical marks, text multifactors marks (diagnostics and recommendations) and complex verifying forms (from choice or rang variants to free written answer) provide the objectivity of testing in authors instrumental ELIS system. The means of simple marks of free answering three-level verify logic word position at the base of created requirements - tables more accurate and simpler than in search Internet servers were worked out.

СИСТЕМА ОЦЕНОК И ПРОВЕРОЧНЫЕ ФОРМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТАХ
Горбунов В.М.
Башкирский государственный педагогический университет
В авторской инструментальной системе ЭЛИС объективность тестирования обеспечивают экспертные баллы, эмпирические оценки, текстовые многофакторные оценки (диагностики и рекомендации) и комплекс проверочных форм (от выбора или ранжирования вариантов до свободного письменного ответа). Разработаны средства однозначной оценки свободного ответа в трехуровневой проверочной логике позиций слов на основе созданного языка запросов-таблиц, более точных и простых, чем в поисковых серверах Интернет.
Развитие систем компьютерного педагогического тестирования происходит по различным направлениям. В их числе: улучшение внешнего представления тестов (качественная графика, трехмерная анимация, звук), совершенствование структурных связей частей тестовых систем (гипертекстовые ссылки, распределенные базы данных), усложнение внутренней логики управления тестированием. Последнее направление наиболее всего зависит от совершенства, взаимосвязанных между собой, проверочных форм и оценочных систем тестовых заданий. Их экспериментальное исследование для повышения объективности тестового контроля выполнено в созданной автором этой статьи инструментальной системе тестирования ЭЛИС (эрудиция, логика, интуиция, смекалка).
Необходимость такого исследования объясняется многочисленными критическими замечаниями относительно интерпретации результатов тестирования. Например, считается, что ограниченность контроля выборочными формами ответов не способствует объективности оценок учебных достижений. С одной стороны, преимущество выборочных форм подтверждается всей практикой тестирования. Это однозначность проверяемого ответа, важная в условиях компьютерного тестирования быстрота ввода ответа, обычно высокая надежность тестовых оценок. В компьютерных тестах устранена основная часть критических замечаний в адрес выборочных форм ответов следующими приемами: а) перемешиванием вариантов ответов, иногда с подменой части вариантов из невидимой испытуемому базы; б) использованием в качестве неправильных ответов таких вариантов, которые верны для ответов на другие задания; в) применением выбора координат на рисуночном тесте; г) использованием сколь угодно "тонких" различий между вариантами, задающих любую трудность заданий. С другой стороны считается, что такие проверочные формы в большей мере направлены на узнавание правильных или неправильных ответов, обычно не отражают сам процесс решения задач, мало пригодны для оценки умений рассуждать и делать продуктивные выводы.
Одним из решений этой проблемы может служить наличие в каждом тесте инструментальной системы ЭЛИС заданий различных проверочных форм ответов: а) выбор или ранжирование вариантов; б) восстановление ответа по угадываемым буквам; в) координатный ответ на интерактивном рисунке; г) свободный письменный ответ. В последнем, наиболее сложном, случае используется трехуровневая (уровень групп моделей, уровень текущей проверочной модели, уровень групп слов в текущей модели) проверочная логика позиций слов на основе удобного языка формирования запросов-таблиц для идентификации текстов. По сравнению с запросами на русском языке в поисковых серверах Интернет это более точный запрос со значительным расширением возможностей поиска, имеющий одновременно и более простой вид для сложных случаев поиска. Иерархические отношения уровней сочетаются с использованием в текущей модели произвольной выборки подобных по структуре моделей из общей базы проверочных моделей. Что особенно важно для объективности тестирования, найдены средства получения однозначной оценки свободного ответа.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign