LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

леобразный переход развивающегося организма на новый, более высокий
уровень потенциальных рабочих возможностей”.1
Все это позволяет сделать вывод: “иными словами, речь должна идти
не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетиче
ского фонда, а о непрерывном обогащении его”.2
Таким образом, мы должны различать стресс патологический и стресс
физиологический.
Физиологический стресс — необходимое условие развития организма.
“Нашими исследованиями установлено, — пишет И.А.Аршавский, — что
рост и нормальное развитие организма возможны лишь в условиях дейст
вия физиологических форм стрессовых раздражений”.3
В естественных условиях (у животных) такими раздражителями яв
ляются колебания параметров среды обитания (перепады температур,
влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих
естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее ска
зать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Ко
нечно же, имеется в виду физиологический стресс.
Каковы же раздражители, вызывающие реакцию физиологического
стресса? Перечислим основные:
1) двигательная активность — это главное условие развития, обсуж
давшееся нами ранее;
2) температурные перепады и — особенно — температура окружаю
щей среды ниже термокомфортной зоны;
3) гипоксемические экспозиции, т.е. умеренная нехватка кислорода;



1
Там же.С.81.
2
И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. С.6.
3
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. С.81.

74
4) солнечное излучение — естественный фактор, также вызывающий
реакцию адаптации;
5) ограниченная калорийность пищи.
Все эти потребности обеспечиваются при естественном уходе за ма
лышом, гимнастикой, водным тренингом и закаливанием.
Относительно ограниченной калорийности пищи отметим, что, конеч
но же, ребенок не должен голодать. Однако при естественном подходе и,
соответственно, естественном грудном вскармливании у ребенка форми
руется нормальное регулирование пищевых потребностей. Он будет есть
только тогда, когда голоден, и ровно столько, сколько ему необходимо.
Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили
границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер па
тологических стрессов.
Помимо физиологических и патологических стрессовых раздражите
лей, И.А.Аршавский вводит понятие диссипаторов, т.е. таких воздействий
среды, которые не вызывают реакции адаптивного напряжения и тем са
мым снижают адаптивные возможности. Это избыточное питание, гипо
динамия, высокая температура среды. Сюда же можно отнести нехватку
сенсорной стимуляции.

5. Потребность в кормлении грудью
Грудному вскармливанию мы посвятили отдельную главу. Здесь же
только отметим, что кормление грудью (не просто материнским молоком,
а именно грудью) — необходимая составная часть естественного взращи
вания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным.
Сегодня грудное вскармливание превращено в “науку” с четкими ре
комендациями и распорядком. Однако кормление грудью прежде всего
акт, совершаемый между двумя любящими друг друга существами, сведе
ние которого к строгим схемам приводит к разрушению самой главной его
составляющей — ослаблению любовных уз, бондинга.
К счастью, многие матери не выдерживают этой “науки”, предпочитая
ей интуицию и материнское чутье. Всегда следует исходить из естествен
ных потребностей ребенка, а не подчинять его (и себя) насильственно
наукообразным умозрительным правилам.
Таковы основные потребности малыша, необходимые для его развития.
Удовлетворяются они достаточно просто и естественно при условии, что
родители также стремятся в своей жизни к простоте и естественности.
Образ жизни ребенка всегда зависит от образа жизни родителей, поэтому
в первую очередь нужно приобрести свой собственный опыт. Если роди
тели сами не знают, что такое физическая нагрузка, едва ли они смогут
привить вкус к ней своему малышу. Если родители не только не умеют


75
плавать, но и боятся воды, тем более холодной, о каких занятиях в воде н
закаливании может идти речь? Если в доме все подчиняется культу еды,
ребенок поддержит это сразу же.
Семью следует рассматривать как целое. Ребенок не может быть сам
по себе, он усваивает образ жизни своего ближайшего социального ок
ружения. Поэтому естественное взращивание малыша — это прежде все
го работа родителей над своим образом жизни и над своими отношения
ми,




76
ГЛАВА VIII.
КАК С НИМИ ОБРАЩАТЬСЯ?
Рассмотрев основные естественные условия, необходимые для разви
тия малыша, остановимся теперь на некоторых практических вопросах
ухода за ним и на отдельных проблемах, часто волнующих родителей.
Способ ухода за малышом, как и способ решения многих проблем,
связанных с его здоровьем, зависит от позиции, занимаемой родителями
относительно ребенка, и от их взглядов на его изначальные возможности
и потребности. Ранее мы попытались показать, что младенец — существо
чрезвычайно сильное, обладающее значительными адаптивными возмож
ностями. Традиционный медицинский подход, напротив, предполагает
отношение к ребенку как к существу слабому и неприспособленному.
Отсюда различные цели и методы обращения с ним.
Согласно традиционному подходу, первостепенной задачей является
создание некоторых безопасных для малыша условий, его защита от все
возможных патогенных факторов, которыми полон окружающий мир.
Другими словами, этот подход основан на страхе. Страх становится глав
ным побудительным мотивом, заставляющим родителей предпринимать те
или иные действия.
Главное следствие — страх парализует мышление, а значит, любую
творческую активность. Страх заставляет забыть о собственных ощуще
ниях и о собственных способностях. Страх — это то, что заставляет ве
рить чему угодно, только не себе и не в себя.
Таким образом, уход за ребенком превращается в бездумную религию,
в фанатично и механически исполняемые ритуалы в надежде на снисхож
дение благодати — здоровья и счастья ребенка.
Догматы этой религии называются при этом громким словом “наука”.
Это слово заставляет замолкнуть здравый смысл, ибо мы привыкли к то
му, что наука — это то, во что мы должны… верить.
Это магическое слово также заставляет забыть о собственных ощуще
ниях и поступать наперекор собственному чутью.
Часто ли родители задумываются над тем, почему они делают так, а не
иначе? Едва ли. Просто так говорит “наука” и так предписывает ритуал.
Этим объясняется все.
“Чтобы у ребенка было счастливое, ничем не омраченное детство, ро
дители должны постараться прежде всего обеспечить ему крепкое здоро
вье, организовать гармоничное развитие в соответствии с современными




77
научными представлениями”,1 — такова благородная цель, провозгла
шаемая этой религией.
Что же это за “современные научные представления”, которые пред
писывается знать родителям?
Вот некоторые из них.
“После перерезки пуповины сосуды закрываются не сразу, вследствие
чего существует угроза попадания через них инфекции.”
“Кожа новорожденного нежная, тонкая, поэтому она легко ранима и
подвержена различным заболеваниям.”
“К позвоночнику ребра прикреплены не косо, как у взрослых, а почти
горизонтально, поэтому при дыхании грудная клетка недостаточно рас
ширяется и мало спадается.”
“Мускулатура развита слабо.”
“Тепловая регуляция новорожденного менее совершенна, чем у детей
старшего возраста. Температура тела неустойчива и может колебаться в
зависимости от условий окружающей среды.”
“Носовые ходы новорожденного узкие, хрящи гортани и трахеи тон
кие. Выстилающая их слизистая оболочка склонна к набуханию. Легкие
бедны эластическими волокнами.”
“Относительное количество крови (при расчете на 1 кг массы тела),
циркулирующей в кровеносной системе, больше, чем у взрослого, поэто
му органы кровообращения у новорожденного функционируют со значи
тельным напряжением.”
“Мышечная и эластическая ткань в стенках желудка и кишечника
развита недостаточно.”
“Кишечник у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого,
причем стенки его легко проходимы для микробов и ядовитых продуктов
их жизнедеятельности — токсинов.”
“Нервная регуляция желудочно кишечного тракта развита не полно
стью, в результате чего ослаблена необходимая функциональная слажен
ность между различными частями пищеварительного тракта.”
“Головной мозг новорожденного велик, но его отделы, нервные клет
ки, составляющие ткань мозга, развиты недостаточно.”
“…Новорожденный не обладает достаточными защитными силами про
тив многих микробов: стафилококка, стрептококка, кишечной палочки.
Это приводит к тому, что при малейших погрешностях в уходе и питании
дети заболевают.” 2 И этот список “несовершенств” можно продолжить.
Разве может подобное существо вызывать иные чувства, кроме жало
сти и сострадания? Воистину, оно несчастно и требуются огромные уси

1
Д.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. М., 1989. С.3.
2
См.: М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. М., 1986.

78
лия, чтобы оно выжило. Это главный догмат, из которого вытекают все
ритуалы ухода.
А главное — неспособность родителей осуществить свои функции
(т.е. обеспечить ребенку условия для выживания) без помощи “посвя
щенных”, т.е. целого класса “священников” — педиатров. Только они
могут направить мать и отца на путь истинный.
Почему, с точки зрения такого “священника”, ребенок заболевает?
Конечно же потому, что родители неправильно соблюдают ритуал. А если
вы не ходите на регулярные “причастия” в поликлинику, этот “храм” со
временных научных представлений, раз в месяц, то рискуете быть преда
ными анафеме как нерадивые и не заботящиеся о благополучии своего
ребенка родители.
И если мы хоть на минуточку усомнимся в нерушимых догматах со
временной педиатрии, то сразу возникает дилемма — либо наши дети —
печальные ошибки природы, рождающей их без средств к выживанию,
либо в чем то неверны наши представления.
И здесь мы снова обратимся к И.А.Аршавскому: “…в педиатрии при
нято характеризовать организмы ранних возрастных периодов, начиная с
рождения, как незрелые и несовершенные по сравнению со зрелостью и
совершенством взрослых. Физиология ребенка с этой точки зрения оце
нивается как первые шаги к цели, идеал которой — зрелость и совершен
ство взрослого организма. Отсюда и выводы. Так, например, недостаточ
ная зрелость дыхательной системы новорожденных и детей раннего воз
раста якобы является причиной, предрасполагающей к острым респира
торным заболеваниям (ОРЗ), незрелость функций желудочно кишечного
тракта — фактором, способствующим заболеваниям пищеварительной
системы, несовершенство функций нервной системы — ее заболеваниям
и т.д. Наши же исследования позволили установить, что во все возрас
тные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его
физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному
возрасту и тем специфическим условиям среды, с которыми он должен
взаимодействовать.” 1
Что это за условия среды, с которыми ребенок должен взаимодейство
вать, мы видели ранее.
Прежде всего нам хотелось бы развеять устоявшийся миф о первом
годе жизни ребенка как о самом тяжелом для родителей. Все зависит от
вашего отношения и от того, какой путь вы выбираете. Если вы полны
страхов, если вы не верите в силу и возможности своего малыша и в себя
как компетентного родителя, если вы хотите делать все “правильно” в
соответствии со стандартными рекомендациями, чтобы уберечь его от

1
И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. М., 1990. С.7.

79
многочисленных вредностей нашего мира, то да, это гарантия, что вам
придется потрудиться и попереживать.
Мы же исходим из того, что родительство — не тяжкий труд, а есте
ственный процесс, приносящий удовлетворение и радость. Радость роста,
поскольку вы растете вместе с вашим малышом, преодолевая с ним труд
ности и неудачи, победы и достижения. Он часть вас. Неужели вы хоти
те, чтобы эта часть была тяжкой ношей? Стоит ли строить из себя геро
ев? Радуйтесь жизни и делайте так, чтобы эта радость была присуща ре
бенку. Можете себе представить туго спеленутого малыша, оторванного
от груди через положенные пятнадцать минут — “чтобы не переел”, и
при этом улыбающегося?
“Сознательное родительство” предполагает, чтобы все действия роди
телей по отношению к своему ребенку были осмысленными. Если вы что
то предпринимаете, то необходимо понимать, зачем вы это делаете.
Нужно научиться задавать себе этот вопрос. Проделайте следующее.
Напишите список всего, что вы собираетесь предпринять в отношении
ребенка. Как за ним ухаживать, как кормить грудью, когда и как начинать
делать те или иные закаливающие процедуры и т.д. Попытайтесь проана
лизировать каждый пункт. Каков его источник? Почему и зачем именно
так, а не иначе? Если вы не знаете ответа, попытайтесь его найти или
подумайте сами. Проделайте это со списком обычных медицинских реко
мендаций.
Вы обнаружите, что ваши “почему” и “зачем” растут в количестве без
всяких ответов. Зачем нужно пеленать ребенка? Почему в первые дни
ему не хватает материнского молозива и его нужно докармливать? Поче
му в год его нужно отлучить от груди? Почему закаливание водой нужно
начинать в 2 или в 3 месяца? Почему температуру воды нужно снижать
на 1–2 градуса в неделю? и т.д. и т.п.
Постарайтесь оставить в списке лишь то, что вы понимаете, что не
кажется вам лишенным здравого смысла. Если вы в чем то сомневаетесь,
используйте правило — не делай другим то, чего не желаешь себе.
Попросите кого нибудь затянуть вас простыней и продержать так це
лый день. Пусть ваш любимый супруг (или супруга) подходит к вам каж
дые три часа и кормит из ложечки. Вечером поразмышляйте на тему пе
ленания. Начните закаливаться. Обливайтесь водой комфортной темпера
туры и снижайте температуру воды на 1–2 градуса в неделю. Если через
1–2 недели вы не заболеете или просто не начнете ощущать себя хуже,
значит, вы очень здоровый человек и можно только надеяться, что ваш
ребенок унаследовал ваше здоровье.
Все осмысляйте и проверяйте на себе. Добивайтесь уверенности.
Только это даст вам моральное право действия. Даже самая лучшая ре


80
комендация, выполняемая без уверенности, с внутренним беспокойством,
не принесет пользы.

1. Положение ребенка во сне
Мы уже говорили о необходимости отказаться от вредной практики
пеленания. Тогда как же ребенок должен спать? Ведь он совершает не
произвольные движения, иногда ударяя себя по лицу, может расцарапать
кожу, или просто сосет палец.
Выход из положения удивительно прост: положите его на животик.
Непривычно? Страшно? Давайте подумаем.
Видели ли вы когда нибудь новорожденного детеныша какого либо
животного, спящего на спине? Это бывает исключительно редко, и только
когда он прижимается к матери. Поэтому логичнее задать вопрос: почему
мы кладем младенцев на спину?
Хотя здесь все просто: запеленутый и обездвиженный ребенок, да еще
лицом вниз — это уж слишком! Кроме того, маме все время хочется ви
деть личико своего чада.
Понаблюдаем за только что родившимся ребенком. Какое положение
он стремится принять? То, в котором пребывал в утробе матери. Ручки и
ножки сгибаются, он как бы собирается в комочек.
Это соответствует естественному для этого периода мышечному тону
су. Эта поза обеспечивает ему комфорт. Лежа на животике такое поло
жение принять легче всего.
Тенденция принимать это положение сохраняется очень долго. Обыч
но родители отмечают, что как только ребенка перестают пеленать и он
может самостоятельно поворачиваться, эта поза становится для него из
любленной.
В позиции на спине возникают растягивающие напряжения — ребе
нок стремится задрать ноги вверх. Пеленание еще более усиливает это
напряжение. Ребенок сам начинает распрямлять ноги лишь с ослаблени
ем тонуса.
Замечено, что в положении на животе лучше идут процессы пищева
рения. Иногда после недель мучений колики, “газики” и запоры проходят
за 2–3 дня, стоит лишь начать укладывать ребенка спать в таком поло
жении. В этой позиции существенно облегчается опорожнение кишечни
ка.
У детей, проводящих все время на спине, уже через неделю после ро
ждения заметна вялось внутренних органов, сниженная способность про
изводить тепло.
Положение на животе вообще позволяет ребенку лучше сохранять те
пло. Положение же на спине увеличивает поверхность теплоотдачи. Осо


81
бенно это усугубляется насильственным вытягиванием ножек при пеле
нании.
Таким образом, можно сказать, что положение на спине не физиоло
гично.
Другая особенность положения на животе в том, что, подбирая под
себя коленки, малыш приподнимает нижнюю часть туловища чуть выше
уровня головы. При этом улучшается кровоснабжение мозга, как бы час
тично компенсируя потерю состояния относительной невесомости, в ко
тором ребенок развивался в утробе.
Замечено, что при переводе в положение на животик у ребенка быст
рее проходят инфекционные заболевания, ниже сама вероятность активи
зации инфекции.
Весьма распространен страх родителей перед врожденной дисплазией
и вывихом бедра у новорожденного. Методика же лечения этого предпо
лагает обездвяживание ребенка на значительное время и, как следствие,
отставание в развитии.
Врожденная дисплазия связана с недоразвитием тканей тазобедренно
го сустава. И самое опасное состоит в том, что недоразвитш это фиксиру
ется и усугубляется пеленанием. “Возможно, что одной из причин вывиха
тазобедренного сустава при его дисплазии является и тугое пеленание
младенца в некоторых родильных домах.” 1
При положении на животе с подобранными ножками создаются опти
мальные условия для доразвития тазобедренных суставов. В таком поло
жении вообще лучше кровоснабжение органов таза, что немаловажно для
здоровья и развития ребенка.
Есть и факторы психического порядка, говорящие в пользу положения
на животе. В таком положении у малыша не появляется специфического
чувства страха, которое может возникнуть от вида огромного пространст
ва над ним в контрасте с тесной маткой, в которой он провел много вре
мени.
Состояние психики различно в положениях на спине и на животе.
Проделайте такой эксперимент. Лягте на спину. Пусть кто нибудь накло
нится над вами и громко крикнет. Затем проделайте то же самое лежа на
животе. Вы ощутите, что ваша реакция меньше, когда вы лежите на жи
воте. Особенно это заметно, если вы не ожидаете раздражителя и нахо
дитесь во сне или полудреме.
В положении на спине психика чуть чуть “на взводе”, отвечая более
бурной реакцией на различные раздражители. Это проявляется также в



1
В.Л.Страковская. ЛФК в реавмитации больных и детей группы риска первого года
жизни. М., 1991. С.54.

82
более глубоком дыхании в положении на спине. Как тут не вспомнить
А.К.Бутейко с его синдромом глубокого дыхания.
Если только что рожденного младенца положить на животик, он ведет
себя спокойно и быстро засыпает. При переворачивании на спину он на
чинает беспокоиться и плакать.
Все можно проверить самим. Сядьте на пятки, разведите колени как
можно шире (ступни соприкасаются друг с другом). Наклоняйтесь впе
ред, пока не ляжете на пол (в идеале нужно лечь на пол верхней частью
груди). Постарайтесь при это не приподнимать таз. Голову положите на
бок, руки естественно согните и положите ладони по бокам головы. Это
хорошо известная в хатха йоге “поза ребенка”. Поначалу она может по
казаться вам неудобной. Но, привыкнув находиться в ней длительное
время (до 3–4 минут), вы ощутите состояние спокойствия, умиротворен
ности. Представьте себя новорожденным в еще незнакомом и пугающем
мире. Почувствуйте, как эта поза придает вам ощущение некоторой за
щищенности.
Принимайте эту позу, когда у вас трудности с пищеварением. Когда
вам холодно, попробуйте также лечь в “позу ребенка” и вы почувствуете,
что вам стало теплее. И в этих случаях поставьте себя на место малыша.
“Поза ребенка” очень нравится беременным женщинам и является за
мечательным упражнением. Она дает прекрасный отдых и успокаивает
психику.
Находясь в такой позиции, малыш не оцарапает себя и не стукнет по
лицу. Что же касается сосания большого пальца, то не следует заострять
на этом внимания. Пусть сосет. Это обычно проходит через две три неде
ли. Однако если он интенсивно и долго сосет палец — это признак его
беспокойства (сосание большого пальца — успокаивающий фактор, и ре
бенок делает это еще в матке при волнении матери). Причина же, как
правило, в беспокойстве мамы.
Иногда родители отмечают, что малыш не хочет спать на животике и
ведет себя беспокойно. Как правило, это связано с их неуверенностью в
правильности своих действий, что подтверждается тем, что если ребенка
уложит спать на живот кто нибудь другой, для кого нет сомнений в есте
ственности и физиологичности этой позы, то он будет спать совершенно
спокойно.
В других случаях это может быть связано с реализацией рефлекса,
благодаря которому, например, котята или щенки ползут, перебирая лап
ками, отыскивая материнский сосок. Ребенок так же начинает ползти,
как будто что то ища. Возьмите небольшую подушечку или свернутое
одеяло, положите в голове малыша. Уткнувшись макушкой в мягкое пре

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign