LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

условия жизни — пеленание, термокомфорт, недостаточный уровень
кожной стимуляции приводят к тому, что называется сенсорной деприва
цией, т.е. к отсутствию достаточной сенсорной стимуляции.
Кроме того, важно не только количество, но и качество получаемых
ребенком стимулов. Поэтому можно говорить обопределенных сенсорных
потребностях ребенка.
При естественных родах первичные сенсорные потребности ребенка
удовлетворяются путем контакта с матерью кожа к коже. Этот контакт и
мягкие поглаживания, которые начинает делать мать, активизируют нерв
ные окончания кожи. Прикладывание к груди в обычную позу для кормле
ния обеспечивает зрительный контакт матери и ребенка, приводя к

65
запечатлеванию младенцем лица матери, благодаря преструктурности
нашей схемы видения для узнавания человеческого лица.1 Сосание груди
дает первые вкусовые ощущения и, кроме того, активизирует работу вес
тибулярного аппарата и слуха. Первые слуховые ощущения также связа
ны чаще всего с тем, что мать начинает с ребенком разговаривать, Запе
чатлевается запах матери. Существуют наблюдения, говорящие о том, что
младенец может узнавать мать по запаху.
Удовлетворение этих элементарных сенсорных потребностей (путем
прикладывания ребенка к груди после рождения) способствует укрепле
нию бондинга. Однако все эти стимулы должны действовать и в дальней
шем, тем более, что достигается это чрезвычайно просто — во время кон
такта матери и ребенка, во время кормления, игры, занятий гимнастикой
и т.д. Нужно, чтобы аналогичные стимулы малыш получал и от отца.
В первые месяцы жизни ребенка закладывается то, что можно назвать
разрешающей способностью его сенсорных систем, а также диапазоном
восприятий. Различение оттенков цвета, звуковых интервалов, различия
в запахах и вкусе, а также чувствительность кожи развиваются именно в
этот период. Но для такого развития все это ребенку должно быть пред
ставлено. Другими словами, среда младенца должна быть достаточно обо
гащенной стимулами, различающимися не только по качеству, но и по
оттенкам.
Сказанное хорошо иллюстрирует эксперимент американских ученых
Д.Спикелли и Г.Хирша. На глаза котят с момента рождения воздейство
вали оптическими раздражителями либо только с вертикальными линия
ми, либо только с горизонтальными. Если котенка содержали в “горизон
тальной” среде, то, став взрослым, он не мог пройти даже между ножками
стула, а в случае “вертикальной” среды не мог перелезть через самую ма
ленькую преграду. В глазу не развивались соответствующие детекторы.2
Эксперименты с крысами, воспитывавшимися в обогащенной среде (с
большим количеством сенсорной информации — звуковой, световой и
т.д.) и изоляции, показали, что у первых “заметно богаче электроэнцефа
лографические показатели, более развиты корковые области мозга, сами
нервные клетки большей величины, интенсивно идут обменные процессы
в мозге”.3
Таким образом, значение для ребенка богатой стимулами среды оче
видно. Но важно, чтобы стимулы эти были по возможности естественного
происхождения. Лучшее средство обеспечить такую среду — это чаще
бывать с ним на природе с первых недель и даже дней его жизни, если к


1
См.: J.Ch.Pierce. Magical Child Matures. Bantam Books.
2
См.: B.T.Бaxyp. Это неповторимое Я. М., 1986.
3
См.: B.T.Бaxyp. Это неповторимое Я. М., 1986.

66
этому располагают погодные условия. То, с чем ребенок познакомился в
раннем детстве, становится для него нормой, к которой он всегда будет
осознанно или бессознательно стремиться. Запечатлевание неба, пения
птиц, шума реки или моря, деревьев и цветов, дождя или снега, — нема
ловажный фактор развития экологического мышления. (Конечно же, вос
приятие чего либо ребенком идет на фоне восприятия этого же родителя
ми. Поэтому то, какие чувства и переживания испытывают родители,
также запечатлевается малышом).
В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различны
ми предметами и материалами. В первую очередь с натуральными. Давать
ему подержать деревянную палочку, камень, различные ткани. Мягкое,
твердое, гладкое, шершавое, тупое, острое — со всем этим нужно позна
комиться. Лучше предпочесть деревянные игрушки пластмассовым. Раз
вешивание картин в мягких тонах вокруг кровати малыша и их смена бу
дет создавать необходимые зрительные стимулы. Нужно разговаривать с
ребенком, давая ему желаемый образец общения. Хорошо периодически
петь ему песни и заводить музыку. Преобладать должна нежная, спокой
ная музыка, желательно исполняемая не на электронных инструментах.
Однако нельзя отрицать, как это обычно делается, и различных направ
лений современной эстрадной музыки. В этом плане особо достается рок
н роллу. Тем не менее замечено, что именно такая музыка лучше всего
развивает в ребенке чувство ритма, особенно если совершать с ним на
руках движения в такт музыке. Лишь бы ее не было слишком много.
Вообще же нужно использовать совершенно различные возможности.
Скажем, если мама готовит обед, то можно дать ребенку очищенную мор
ковку. Пусть лучше он засунет в рот ее, нежели будет мусолить пласт
массовую игрушку.
Другой момент — знакомство с природными факторами: вода, солнеч
ные лучи, снег, воздух теплый и прохладный. Подробнее об этом будет
сказано в главе о закаливании.
Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно мышечной сти
муляции, доставляющей в мозг большое количество импульсов, обеспечи
вая тем самым его развитие. Следует с первых же дней как можно боль
ше носить ребенка на руках и в различных положениях (если он, конеч
но, не спит): просто как в позиции для кормления, одной рукой под груд
ку, вертикально с упором на ваше плечо, на бедре сбоку лицом к себе,
как это делали наши далекие предки и как это делают обезьяны, в специ
альных приспособлениях типа “кенгуру”. При этом малыш усваивает
много положений тела, хорошо развивается физически, рано (относи
тельно стандартных норм) начинает держать головку, сидеть, ползать.
Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж.


67
Специальный же массаж следует рассматривать больше как восстанови
тельное и лечебное средство.
Кормить грудью его также лучше голеньким, причем в контакте кожа
к коже с матерью.
Не бойтесь брать малыша с собой в постель. Это тоже обеспечивает
нужный контакт. Кроме того, это удобно для матери, избавляя от необхо
димости вставать для ночного кормления. Замечено, что заболевший ре
бенок выздоравливает гораздо быстрее, если мать берет его спать с собой.
Отбросьте страх задавить ребенка во сне. Ведь у матери, кормящей
грудью, отсутствует самая глубокая, чевертая фаза сна. Она всегда наче
ку. Опыт показывает, что при хорошем психическом контакте с ребенком
этого не может сделать даже отец, неминуемо просыпаясь в опасной си
туации. Да и самих этих ситуаций практически не возникает.
Следует также отбросить распространенную глупость о том, что ребе
нок привыкает спать с матерью (тем более, если это мальчик), и о “не
правильном сексуальном воспитании”, о котором нас считают своим дол
гом предупреждать представители “науки” о ребенке, утверждая, что
“сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает ус
ловий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционны
ми болезнями, может привести к преждевременному пробуждению поло
вого чувства”.1
Опыт показывает, что, набирая некоторую “критическую массу” кон
такта, ребенок сам от этого отходит. А если вы верите в “неправильное
сексуальное воспитание”, то продолжите логически эту мысль и пере
станьте кормить грудью.

3. Потребность в движении
Выше мы отметили, что первый год жизни — это период сенсорно
моторного развития. В этот год особенно явно проявляется принцип,
сформулированный И.А.Аршавским, согласно которому ведущей систе
мой у ребенка является опорно двигательная. Попросту говоря, это озна
чает, что от должного развития этой системы зависит нормальное разви
тие всех остальных систем, в том числе и психическое развитие ребенка.
Природа снабдила младенца различными физиологическими механиз
мами, благодаря которым он осуществляет двигательную активность.
Во первых, это рефлексы (хватательный, подошвенный, шагательный,
ползательный и т.д.), играющие в жизни новорожденного важную роль и
являющиеся показателями ею состояния. На значение рефлексов в разви
тии ребенка впервые обратил внимание А.А.Ухтомский: ''…В отличие от

1
А.П.Чабовская, В.В.Голу6ев, Т.И. Егорова. Основы педиатрии и гигиены детей дошко
льного возраста. М., 1987. С.30.

68
классических представлений о рефлексе А.А.Ухтомский считал, что реф
лекс не есть реакция пассивного, реактивного отражения или уход и за
щита от раздражителя, напротив, рефлекс является реакцией… сближе
ния с раздражителем, что должно вести к упражнению, обострению и
дифференцировке чувствительности, к обогащению знакомства со сре
дой”.1
Во вторых, это так называемая спонтанная двигательная активность.
Во сне ребенок с определенной периодичностью совершает мышечные
сокращения и движения. Эта активность, выражающаяся в непроизволь
ных движениях, хорошо видна и во время кормления грудью. Как отмечает
И.А.Аршавский, “…сам по себе прием пищи (у новорожденного — молока
из груди матери) без осуществления двигательной активности не обеспе
чивает дальнейшего роста и развития”.2 И далее. “Мышечная активность,
запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организму
возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, яв
ляется едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга,
увеличение его массы, и тем самым и его информационной емкости”.3
Ежедневное поддержание определенных рефлексов с первых дней
жизни в качестве своеобразной гимнастики — не только полезная, но и
приятная процедура общения с ребенком. Перечислим основные рефлек
сы:
“Хватательный” рефлекс (или рефлекс Робинсона) — если
вложить свои большие пальцы в ладони ребенка, то он их крепко схватит.
Этот обхват бывает настолько крепким, что малыша можно приподнять.
При этом усиливается общий мышечный тонус. Этот рефлекс постоянно
“работает” в динамической гимнастике и поэтому не требует отдельного
внимания;
Рефлекс “ползания” (или рефлекс Бауера) — если приложить
свои ладони к подошвам ног ребенка, он оттолкнется от них и поползет.
Лучше это делать, когда малыш лежит на животе.
Шаговый рефлекс — если поддерживать ребенка под мышки верти
кально, опереть его ступни о твердую поверхность и чуть наклонить тело
вперед, то он начнет делать шагательные движения, иногда “путая” при
этом ноги.
Подошвенный рефлекс (или рефлекс Бабинского) — если легко
нажать на подошву сразу под пальцами, то все пальцы, кроме большого,
согнутся, большой же выпрямится. Поддержку этого рефлекса удобно
осуществлять вместе с массажем стоп.

1
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. М., 1982. С.64.
2
И.А.Аршавскии. Ваш малыш может не болеть. М., 1990. С. l5.
3
Там же. C.l5.

69
Рефлекс Галанта — если провести пальцем по спине ребенка вдоль
позвоночника примерно в 1 см от него, то тело ребенка дугообразно изо
гнется. Поддержка этого рефлекса сочетается с обычными нежными по
глаживаниями и массажем.
Существуют и другие рефлексы. Например, рефлекс Моро, выражаю
щийся в том, что если слегка дернуть за пеленку, то ребенок, лежащий на
ней, разведет руки и напряжет мускулы. Считается, что этот рефлекс ос
тался от необходимости успеть уцепиться за мать при резком ее движе
нии. Рефлекс Моро “работает” при подбрасываниях малыша вверх в про
цессе игры, к чему нужно приучать его постепенно. В дальнейшем ощу
щение “свободного падения” вызывает у ребенка неописуемый восторг.
Другой рефлекс — затаивание дыхания при погружении под воду —
осуществляется при водных тренировках.
Наиважнейшее требование для обеспечения ребенку двигательной ак
тивности — категорический отказ от пеленания. К сожалению, практика
тугого пеленания остается сегодня весьма распространенной среди роди
телей. Умение пеленать ребенка рассматривается ими как часть науки
материнства. И новоиспеченные матери осваивают это с не меньшим
упорством, чем полицейский учится обезвреживать преступника.
Мы уже говорили, что практика пеленания в родильных домах удобна
для обслуживающего персонала, поскольку запеленутый ребенок дольше
спит в условиях разделения с матерью, и ни один врач не может объяс
нить разумно смысл этой варварской процедуры.
Родители часто оправдывают пеленание ходячим предрассудком “что
бы был ровненький” и якобы древней традицией. Да, действительно, в
практике народного врачевания использовалось тугое пеленание, выпол
няемое особым способом, для лечебных целей, главным образом для ис
правления дефектов опорно двигательного аппарата. В тех же целях ис
пользует так называемые “выкладки” и современная лечебная физкульту
ра для новорожденных и грудных детей. Но это никоим образом не может
распространяться на здорового ребенка. Это — необходимость, и необхо
димость печальная, поскольку ограничивает движения ребенка.
Пеленание, ограничивая движения малыша, затормаживает его физи
ческое и психическое развитие, не дает свежему воздуху поступать к ко
же, затрудняет испарения с кожи, фиксирует тело в неестественном по
ложении, нарушает кровообращение, приводит к быстрому угасанию мно
гих рефлексов. Не позволяя младенцу осуществить свои естественные
потребности, такие как движение и комфорт, пеленание приводит к ощу
щению беспомощности и к “отказу от поиска”, что, как мы говорили ра
нее, снижает творческий потенциал, присущий человеку.



70
“Есть основание полагать, — пишет И.А.Аршавский, — что подобное
пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения и имеет
ряд других негативных в психологическом отношении последствий”.1
Наблюдение за малышами, рожденными естественно, в домашних ус
ловиях, показывает, что они активны с первых же минут после рождения,
проявляя выраженный интерес к окружающему. Если ребенка не пелена
ют, то он в среднем меньше времени проводит во сне, раньше начинает
выполнять сложные манипуляции с предметами, улыбаться и произносить
первые осмысленные звуки.
Положите голенького ребенка на пеленку на животик. Сверху покрой
те еще одной пеленкой, а затем одеялом в зависимости от окружающей
температуры (пеленка под одеялом защитит одеяло, если малыш “обдела
ется”). Не нужно выдумывать лишних сложностей. Дайте ребенку разви
ваться свободно.
Более полно потребность в движении реализуется гимнастикой и пла
ванием.

4. Потребность в физиологическом стрессе
Да, да, именно в стрессе. Мы привыкли понимать под стрессом нечто
опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми
динамической гимнастикой и обливающие их холодной водой, обвиняются
в том, что их дети испытывают стресс! И обвинители правы: ребенок дей
ствительно подвергается стрессовым нагрузкам. Не правы они в другом —
стресс ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный фактор.
Представление о стрессе как необходимом условии развития слабо ос
вещается в популярной литературе для родителей. Однако от понимания
этого вопроса зависит принятие или непринятие многих жизненно необ
ходимых установок по отношению к ребенку. Представление о том, что
ребенок “не должен подвергаться стрессу”, приводит к созданию ему “те
пличных” условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции
и обеднению среды. Итак, что же такое стресс?
Понятие стресса ввел Ганс Селье: “Стресс есть неспецифический от
вет организма на любое предъявленное ему требование”.2
Совершенно различные факторы (причем не имеет значения, приятны
они нам или нет), вызывающие стресс — стрессоры — дают в организме
одинаковую биологическую реакцию (вследствие этого и названную не
специфической). Реакция стресса — это вызванная стрессором потреб
ность осуществить приспособительную функцию и восстановить нор
мальное состояние.

1
И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. С.11.
2
Г.Селье. Стресс без дистресса. М., 1982. С.27.

71
Стресса невозможно избежать. Наш организм постоянно к чемуто
приспосабливается. “Даже в состоянии полного расслабления спящий
человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать
кровь, кишечник переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы
обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отды
хает в периоды сновидений”.1
Г.Селье предлагает следующую теоретическую модель для иллюстра
ции отношения стресса и различных уровней раздражителя (рис. 1).
Стресс
Уровень стресса

Отсутствие раз Избыточное раз
дражений (де дражение (чрез
привация) мерно)

Интенсивность раздражителя
Рис. 1.
Хорошо видно, что уровень стресса никогда не равен нулю. “Полная
свобода от стресса означает смерть”.2
Заметим и другое — не только чрезмерное раздражение, но и его от
сутствие (депривация) приводят к увеличению уровня стресса.
Г.Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорит
ся, общего адаптационного синдрома) на какое либо воздействие:
1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации ре
зервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На началь
ном этапе оно даже уменьшается.
2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше
обычного.
3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которо
му организм приспособился, постепенно истощаются запасы адап
тационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги,
но теперь они необратимы. Графически это можно представить как
на рис. 2.
Уровень
сопротивления
Нормальный
уровень
сопротивления
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3
Рис.2

1
Там же. С.30.
2
Там же.

72
Г.Селье делает следующий вывод: “Наши запасы адаптационной энер
гии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего сче
та, но нельзя делать дополнительные вклады адаптационной энергии
сверх унаследованного от родителей”.1
Селье признает, что стадия истощения после кратковременных нагру
зок может быть обратимой, и стресс может не только снизить, но и повы
сить устойчивость организма к вредным факторам. Этот вид стресса на
зывается эустресс, тогда как стресс, приводящий к болезни, дистресс.
Однако в любом случае “полное истощение адаптационной энергии
необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть”.2
Именно такие взгляды на стресс в конце концов привели к стереотипу,
что стресс — это всегда плохо. Да, мы можем повысить сопротивляе
мость организма к какому либо воздействию, но за это нам нужно запла
тить.
И. А. Аршавский отмечает: “Г.Селье ввел в науку понятие “болезнь
адаптации”. Иначе говоря, он считал, что за адаптацию надо платить за
болеванием. Именно в этом коренится сложившееся отношение к стрессу
как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто по
вторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых
ситуаций надо всячески избегать”.3
Данные, полученные в исследованиях И. А. Аршавского, позволили
конкретизировать понятие о стрессе и опровергнуть бытующее представ
ление о предопределенности уже в материнской яйцеклетке величины
энергетического фонда (адаптационной энергии) и о развитии как “посте
пенно затухающем восстановлении организма”. И.А.Аршавский дал сле
дующее определение адаптации:
“Адаптация есть реакция физиолого морфологического преобразова
ния организма и его частей, в результате которой повышаются его струк
турно энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и рабочие воз
можности, а также общая неспецифическая резистентность”.4
Стрессоры, вызывающие такую форму адаптивной реакции, были на
званы физиологическими, поскольку “вызываемые ими энергетические
траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного
уровня”.5 Адаптивная реакция на такие раздражители называется реакци
ей физиологического стресса. Селье же на самом деле описывал патоло
гический стресс. Реакция физиологического стресса также имеет три фа

1
Г.Селье. Стресс без дистресса. С.36.
2
Там же. С.37.
3
И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. С.20.
4
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. М., 1982. С.80.
5
Там же.

73
зы, но они принципиально другие. Графически их можно представить как
на рис.3.
Уровень
Уровень
сопротивления до
сопротивления
воздействия

Фаза 3
Фаза 1 Фаза 2
Рис. 3.
При реакции физиологического стресса также повышается устойчи
вость организма к действию факторов, имеющих характер патологических
стрессоров.
В результате действия физиологического стресса происходит “спира

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign