LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лыша, использовались ли при родах медикаменты (стимуляция родовой
деятельности, обезболивание и т.д.), как малыш провел первые дни жиз
ни, насколько он психически травмирован и т.д. Учет этих факторов не
обходим для определения режима занятий и их интенсивности. Иногда
ребенок настолько травмирован, что применение сильных закаливающих
процедур может принести только вред. Иногда, наоборот, следует зани
маться с ребенком более интенсивно, например, когда он “пьяный” от
медикаментов, вводимых матери при родах. Порой стресс, полученный
ребенком в родильном доме, а часто еще во внутриутробном состоянии,
обусловливающий депрессивное состояние его психики, возможно “вы
теснить” резкими ощущениями от сильных закаливающих процедур и
физических нагрузок, после чего ребенок буквально “просыпается к жиз
ни”. Физические упражнения и закаливание матери во время беременно
сти готовят ребенка к повышенным нагрузкам.
2) Учет особенностей психического развития. Если для взрослого
какое либо действие, направленное на улучшение собственного здоро

38
вья, — волевой акт, связанный с осознанием необходимости тех или иных
мероприятий, то для маленького ребенка это лишь внешние воздействия,
на которые он может реагировать только рефлекторно. Он не может еще
осознавать их нужности и полезности. Поэтому бездумность и механич
ность в закаливании и физических упражнениях могут вызвать негатив
ные реакции, способные травмировать психику ребенка. Необходимо учи
тывать особенности его нервной системы, которые проявляются в первые
же дни. Соответственно различаются реакции на те или иные воздейст
вия. Процедуры большой силы нельзя применять к чрезмерно возбуди
мым детям, а если они необходимы, то важным условием является кон
такт с матерью и сосание груди. В то же время небольшие стрессы на
фоне положительных эмоций, создаваемые упражнениями и закаливаю
щими процедурами, укрепляют психическую устойчивость, учат детей
способности преодолевать стрессовые состояния.
3) Учет физиологических особенностей ребенка. Ребенок перво
го года жизни обладает некоторыми физиологическими особенностями, о
которых мы будем упоминать, рассматривая ту или иную конкретную ре
комендацию. Здесь же мы отметим следующий факт. Маленький ребенок,
особенно новорожденный, обычно ассоциируется с существом слабым,
незрелым. Часто пишется о несовершенстве различных его систем. Одна
ко если мы посмотрим, что выдерживает практически каждый ребенок в
процессе своего рождения и после него, то вынуждены будем изменить
эту точку зрения. Едва ли взрослый человек сможет выдержать в пропор
циональном отношении те нагрузки, которые испытывает ребенок во вре
мя рождения. Что же касается периода после рождения, то можно про
вести следующий эксперимент: здорового взрослого человека туго завер
нуть в несколько простыней и продержать его так недели три, кормя его в
неподвижном состоянии, лишь изредка разворачивая “для смены пеле
нок”. Какую нужно иметь волю, чтобы сохранить в порядке свою психи
ку. Физическое же здоровье неминуемо будет нарушено. Трудно сказать,
выдержит ли вообще средний здоровый человек такое испытание. Если к
тому же добавить изоляцию от семьи, что и для новорожденных, как мы
видели выше, имеет огромное значение. Если взрослого человека кормить
смесями, которые рекомендуются для детей, то уже к концу первого дня у
него начнется расстройство пищеварения. Если продолжать кормление,
то наблюдается рвотная реакция. Новорожденные же и грудные дети спо
собны все это выдержать. Правда, по видимому, большой ценой.
Профессор И.А.Аршавский пишет “В педиатрии и биологии организмы
ранних возрастных периодов обычно рассматриваются как незрелые и
несовершенные по сравнению со зрелостью и совершенством взрослых…
Физиология ребенка с этой точки зрения оценивается как первые шаги к
цели, которой является состояние взрослого организма… Наши исследо

39
вания позволили заключить, что во все возрастные периоды, начиная с
зиготы, организм является совершенным и зрелым, если его функции
адаптивно соответствуют календарному возрасту и специфической среде,
с которой он должен взаимодействовать.” 1
В истории немало примеров, показывающих жизнеспособность и адап
тационные возможности младенцев. Во время эпидемий чумы не раз ви
дели умершую мать и выжившего грудного младенца. Во время землетря
сения в Мехико в 1985 году лишь спустя шесть суток удалось извлечь 58
новорожденных детей из под развалин родильного дома. Все они были
живы.
Так называемый “эфирный слой” вокруг человеческого тела, ощущае
мый наиболее сенситивными людьми, составляющий 3–4 см у обычного
человека, 10–12 см у сильного “биоэнергетического целителя”, у только
что родившегося ребенка ощущается на расстоянии 20–30, а иногда и 40
см от границы тела (в положении на животе).
Таким образом, нам скорее надо исходить из представления, что мла
денцы являются существами очень сильными, обладающими огромными
адаптивными способностями. Лишь наши страхи и наше неверие в них и
в себя делают их слабыми.
И в то же время нужно учитывать, что эти возможности не безгра
ничны. Это часто забывают родители, пытающиеся добиться каких то ис
ключительных результатов (что скорее нужно им, а не ребенку). Всегда
следует чувствовать ту грань, которую нельзя переходить.
4) Комплексный подход. Комплексность подхода означает невоз
можность использования лишь отдельно взятых рекомендаций, что может
не только не принести пользы, но и навредить. Все нижеприводимые ре
комендации следует рассматривать только в комплексе.
В современном уходе за ребенком часто можно наблюдать такую кар
тину, поражающую своей нелогичностью. Медицинская сестра приходит,
чтобы сделать ребенку массаж. Ребенок, туго завернутый в пеленки, рас
пеленывается, ему делают массаж, а затем снова помещают в пеленки и
обездвиживают. Абсурдность этого очевидна. Массаж при таких услови
ях — не более как дополнительное к “воздушным ваннам” при перепеле
нывании средство, позволяющее ребенку выжить. Также не будут эффек
тивны холодовые процедуры, если ребенка излишне кутать при прогул
ках. Правильное грудное вскармливание и физические нагрузки важны
при закаливании холодом. Прикладывание к груди и хороший эмоцио
нальный контакт с матерью дает чувство безопасности и “нормальности”
происходящего, что необходимо для легко возбудимых детей, не давая им

1
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. М., 1982. С.105.

40
развить слишком бурную реакцию. Положение ребенка на животике спо
собствует быстрейшему восстановлению сил после интенсивного холодо
вого воздействия (особенно после занятий в открытой воде), успокаивает
нервную систему.
При правильном обращении с малышом между ним и родителями ус
танавливается тесный психологический контакт, что имеет большое зна
чение, так как родители при этом хорошо чувствуют состояние ребенка.
5) Родители — главные учителя своих детей. Специальные заня
тия физической культурой, водным тренингом или закаливанием должны
производить именно они. Это обусловливается избирательным реагирова
нием ребенка на людей: наиболее значимы для него родители, особенно
мать. В руках родителей он ощущает себя безопаснее, нежели в чужих
руках. Во время обучения занятия может проводить и опытный инструк
тор, задачей которого в основном является устранение у родителей воз
можных страхов и опасений. Исключение составляет “бэби йога”, кото
рую должны проводить опытные специалисты.
6) Родители должны сами пройти через то, что они предлагают
детям. Это требование крайне необходимо. Та же избирательность ре
бенка приводит к тому, что страхи, испытываемые родителями, воспри
нимаются им особенно сильно. Эти страхи неизбежны, если родители не
приобрели собственного опыта и уверенности в том, что они намерены
предпринимать с ребенком. Страхи (даже глубоко подсознательные),
уловленные малышом, могут привести к его заболеванию. Самое лучшее
все делать самим вместе с ребенком, особенно на начальных этапах. Это
касается и физических упражнений, и ныряний в воде, и закаливания, а
также питания и других сторон образа жизни.
7) Благоприятная психологическая атмосфера. Это требование
также очень важно, поскольку малыш улавливает страх и беспокойство
окружающих, и это влияние иногда может оказаться столь сильным, что
вызовет целую цепь неблагоприятных последствий, называемых в народе
“сглазом”. Поэтому на занятиях с детьми по возможности должны при
сутствовать лишь подготовленные люди. Положительный, благожела
тельный настрой окружающих — фактор, который не только компенсиру
ет возможные отрицательные эмоции у кого либо, но и приводит к исчез
новению страхов и опасений у самих родителей.
Ни в коем случае не надо хвастать и демонстрировать достижения ва
шего ребенка. Это желание понятно, но всегда помните, ради чего вы все
это делаете. Ребенок не нуждается в том, чтобы быть экспонатом.
И конечно же нужно помнить, что только уверенность и спокойствие
родителей, их благожелательность не только к ребенку, но и ко всем ок
ружающим, — самая лучшая защита для малыша.


41
8) Поэтапность и регулярность. Несмотря на большие возможно
сти ребенка с первых же дней, отправной точкой должны быть навыки и
опыт родителей. Исключение составляют те случаи, когда ребенку необ
ходима помощь, которую не могут оказать родители сами.
Например, сразу же после рождения малыш обладает способностью
надолго рефлекторно задерживать дыхание при погружении под воду.
Однако если родители не имеют навыка проведения акватаческого тре
нинга со своими предыдущими детьми, им следует сначала научиться
свободно манипулировать ребенком в воде, научиться чувствовать его
дыхание. При поэтапном освоении программы у родителей исчезают
страхи и приобретается уверенность. То же касается и динамической
гимнастики. Опытный инструктор может выполнять с ребенком довольно
сложные упражнения в первый же день после его рождения (что иногда и
демонстрирует родителям для устранения страхов и для понимания воз
можностей малыша). Однако это не следут сразу же делать родителям
без соответствующего навыка свободно манипулировать телом ребенка.
При поэтапном подходе приобретается ощущение его суставов, мышц,
реакции на то или иное упражнение, и с этим опять же приходит чувство
уверенности.
Необходимость регулярности занятий очевидна. Однако нужно стре
миться к тому, чтобы эта регулярность была не обременительной, а по
возможности естественной. Нет нужды строить какие то расписания для
гимнастики или плавания. Делайте это тогда, когда у вас есть время, а
малыш к этому готов. Также научитесь чувствовать, когда ему это надо.
Родителей часто мучает вопрос: когда начинать? Когда начинать гим
настику, плавание, закаливание и т.д.? Этот вопрос может показаться
странным, поскольку сводится к вопросу: когда начинать быть здоровым?
Однако он вполне закономерен в свете того наукообразного подхода, ко
торый обычно преподносится в популярной литературе для родителей.
Называются точные сроки начала воздушных ванн, холодовых процедур,
физических упражнений. Причем сроки эти совершенно разные. Практи
чески все едины в одном: никаких действий с новорожденными. На пери
од новорожденпасти наложено табу. Ибо, согласно традиционному подхо
ду, в этот период следует за ребенком наблюдать и выявлять патологии и
отклонения в развитии. Период новорожденности — это период адапта
ции малыша к новым условиям существования, и “здравый смысл”, осно
ванный на страхе за это крохотное существо, подсказывает позицию пас
сивного наблюдения.
Обратимся, однако, к реальным научным данным. Согласно исследо
ваниям, проведенным И.А.Аршавским, являющимся создателем возрас
тной физиологии, весь цикл индивидуального существования можно раз
делить на качественно различные периоды. “С понятием “период” предла

42
гается связывать представление об очерченном отрезке времени индиви
дуального развития, в пределах которого особенности физиологических
отправлений являются более или менее однозначными… Каждый возрас
тной период характеризуется своими специфическими особенностями
физиологических отправлений и, соответственно, своими специфически
ми актами поведения, отражающими некую форму взаимодействия с оп
ределенными условиями среды, типично представленными в соответст
вующем возрасте… Переход с одного возрастного периода на последую
щий представляет собой как бы переломный этап, или, если угодно, кри
тическую стадию, определяемую узкими временными границами, в тече
ние которой происходит преобразование деятельности различных систем
органов на новые уровни лабильности, обеспечивающие адаптацию к су
щественно новым условиям среды, с которыми он не взаимодействовал в
предыдущие возрастные периоды”.1
Период новорожденности как раз является таким критическим перио
дом. “То, что называется периодом новорожденности, мы характеризуем
как переломный этап в индивидуальном развитии”.2
Что же характерно для критических периодов, а, стало быть, и для пе
риода новорожденности? “В случае действия в критическом периоде не
ких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых не превышает
адаптивные возможности в соответствующем периоде, организм приобре
тает способность в последующем противостоять не только влиянию воз
действующего разражителя, но и многих других стрессовых факторов
среды.
Стрессовая реакция, пережитая в раннем возрасте в соответствующем
критическом периоде, повышает неспецифическую резистентность орга
низма к действию разнообразных физических и психических воздействий
в последующей жизни.” 3
Поясним, что здесь речь идет о так называемом физиологическом
стрессе, приводящем к положительным результатам. Те же стрессы, ко
торые приводят к упомянутой нами ранее Травме Перинатального Перио
да, относятся к так называемым патологическим стрессам. Из за важно
сти различения этих двух видов стресса в дальнейшем мы остановимся на
этом вопросе подробно.
Таким образом очевидно, что как раз период новорожденности и не
должен быть упущен, так как именно в этом периоде мы можем достичь
максимального эффекта.

1
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. С.47–48.
2
Там же
3
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. С.49.

43
ГЛАВА IV.
КОГДА ОН ЕЩЕ НЕ РОДИЛСЯ
Девять месяцев в материнском животе — довольно длительный срок.
Он лишь на три месяца меньше года — того периода, о котором мы гово
рим. А изменений столько, что удивительно, как природа сумела уло
житься в такой короткий промежуток времени, создав сложный организм
из одной клетки. Сильно ли меняемся мы за девять месяцев? У него же
значительные перемены каждый день, каждый час, даже каждую минуту.
Для нас это — девять месяцев, для него — океан вечности.
Но мы как то не задумываемся над тем, какие бурные события проис
ходят в материнском животе. Как сначала образуется нечто бесформен
ное и аморфное, затем что то напоминающее головастика… Потом “оно”
приобретает черты человеческого детеныша. А теперь мы можем сказать,
мальчик это или девочка. И, наконец, он такой, каким мы его увидим по
сле рождения. Но мы не задумываемся над этим. Мы просто видим, как
растет живот.
А задуматься стоит. Ведь придет время, и жизнь предъявит первые
серьезные требования — рождение и адаптацию к новым условиям суще
ствования. И требования эти довольно высоки для организма и психики.
Поэтому уже во время беременности нужно задуматься о том, чтобы ре
бенок оказался к этим требованиям подготовленным. Времени у него —
океан. Но для нас это всего девять месяцев.
Современный подход к беременности как к медицинской проблеме, как
к процессу, проходящему на грани с патологией, обусловливает и особый
ее режим, в котором ведущим указанием, как правило, является “нельзя”.
Это один из многочисленных примеров, когда знаменитая заповедь врача
“не навреди” превращается в принцип “как бы чего не вышло”.
В этом периоде женщине принято создавать полный комфорт (на
сколько это позволяет наша жизнь). Ее принято “оберегать” от физиче
ских нагрузок, от холода, от жары, от недоедания, ей рекомендуют под
держивать свой живот бандажом, принимать витамины. Показателем к
этому является просто сама беременность.
Результатом фактически “постельного” режима проведения беремен
ности является рождение все большего числа хилых и неприспособлен
ных детей, со слабыми нервными процессами, иногда непомерно “рас
кормленных”, малоподвижных и вялых, для которых сам процесс рожде
ния оказывается излишне травмирующим, а адаптация в период новорож
денности проходит весьма болезненно и нередко с осложнениями. Други
ми словами, мы имеем то, что Н.А.Аршавский называл “физиологической
незрелостью”.

44
Частое следствие “постельного” режима — дети, рождающиеся с
большим весом. А.Ю.Ратнер отмечает: “Все увеличивающееся число де
тей, родившихся с большим весом (до 4000–6000 г), не может быть легко
и просто объяснено “акселерацией”. Причин, вероятно, много больше,
одна из важнейших, с нашей точки зрения, — малая двигательная актив
ность беременных женщин (иногда в сочетании с нарушением режима
питания) в третьем триместре беременности. Рождение плода, имеющего
большой вес, всегда происходит с большими трудностями, чаще всего с
акушерскими пособиями и потому с большими родовыми травмами”.1
Согласно выведенному И.А.Аршавским энергетическому правилу дви
гательной активности, именно двигательная активность является важ
нейшим условием роста и развития организма. Движения имеются уже у
оплодотворенной яйцеклетки зиготы, осуществляемые при помощи осо
бых сократительных белковых нитей. В дальнейшем те условия, в кото
рых развивается ребенок, предполагают его двигательную активность. Его
вес растет гораздо быстрее, чем поверхность плаценты, через которую
идет обмен веществ с матерью. “Плацента харатеризуется ограниченной
величиной поверхности, лимитирующей избыточное поступление пита
тельных веществ и кислорода из МК (материнской крови) в ФК (феталь
ную кровь). Отсюда периодически возникающее обеднение ФК этими ве
ществами, которое, как это обнаружено в наших исследованиях, играет
роль естественного физиологического стрессового раздражения для раз
вивающегося плода''.2 Ограничения на поступление вещества и энергии,
накладываемые величиной плацентарной поверхности, заставляют плод
двигаться. Однако одного этого фактора недостаточно. “Постельный” ре
жим матери во время беременности приводит к недостаточной двигатель
ной активности ребенка и его физиологической незрелости.
Ниже мы коротко, не приводя каких либо методических рекомендаций,
остановимся на эмпирически сложившихся в практике пренатальной под
готовки способах “тренировки” ребенка до его рождения. В целом они
сводятся к следующим четырем:
1) физическая активность и упражнения;
2) плавание, упражнения в воде и ныряние с задержкой дыхания;
3) закаливание;
4) кратковременное голодание.




1
А.Ю.Ратнер. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985. C.21.
2
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. М., 1982. С.73.

45
Все это, конечно, делает мать. Однако, при неимении собственного
опыта в некоторых специальных вопросах, предпочтительно осваивать его
под руководством инструктора.
Прежде всего нужно себе уяснить, что беременность — это естест
венный, нормальный процесс, как и многие другие процессы в нашем ор
ганизме. При этом процессе, однако, во чреве матери развивается живое
существо, которое уже в это время может усваивать многие уроки жизни.
В этот период жизнь ребенка тесно связана с жизнью матери и мать уже
может формировать его будущие качества. Его можно тренировать и за
каливать, давая себе определенные физические нагрузки и занимаясь за
каливанием. Это не только благотворно воздействует на состояние мате
ри, но и непосредственно воздействует на ребенка, нарушая в некоторых
разумных пределах его комфортное и “обеспеченное” существование и
заставляя активизировать свои защитные и приспособленные механизмы.
Это ведет не только к лучшему физическому развитию ребенка, повыше
нию его общего иммунитета, сопротивляемости воздействиям окружаю
щих условий, но и к более развитой и уравновешенной к моменту рожде
ния психике. Такие дети рождаются хорошо физически развитыми, ведут
себя активно, очень быстро адаптируются к новым условиям, быстро раз
виваются, с самых первых дней готовы к достаточно большим нагрузкам.
Физические нагрузки должны быть хотя и не сравнимы со спортивны
ми, но достаточно большими, если к этому нет противопоказаний. По
крайней мере, сама беременность не является противопоказанием.
Следует исключить, конечно, резкие движения, бег и поднятие тяже
стей. (Однако опыт показывает, что не нужно прекращать бег, если он
регулярно практиковался до беременности и не вызывает неприятных или
подозрительных ощущений. В первые три месяца это еще вполне удобно,
но далее нужно прислушиваться к себе и ребенку повнимательней). По
лезно делать упражнения с мягкими, плавными движениями, просто тан
цевать.
В народе беременной женщине советовали почаще мыть полы. Эта
простая рекомендация бесценна. Ежедневное мытье полов (передвигаясь
на корточках) обеспечивает хорошую физическую нагрузку, укрепляет и
делает эластичными мышцы промежности и тазового дна, что необходимо
для хороших родов. Другими словами, нормальная беременность не
должна быть преградой к высокой физической активности.
Чрезвычайно полезно плавать и нырять — в идеальном случае еже
дневно и до состояния легкой и приятной усталости. Замечено, что пла
вание развивает те мышцы, которые работают при родах. Плавание дает
хорошую физическую нагрузку всему организму. Повышается его по
требность в кислороде, что тренирует и ребенка к условиям его нехватки.
Этому способствуют также многократные ныряния. Тренировка ребенка к

46
гипоксии — это важный элемент в подготовке к последующим физиче
ским нагрузкам, закаливанию. Умеренная нехватка кислорода — благо
творный фактор для повышения внутренних резервов организма. Нужно
помнить также, что рождение для ребенка — это процесс, связанный с
острой нехваткой кислорода.
Замечено, что дети, матери которых много плавали и ныряли на про
тяжении всей беременности, в первые же дни способны гораздо на боль
шее время затаивать дыхание под водой, чем не тренированные таким
образом. И.А.Аршавский отмечал: “…гипоксемические экспозиции у ма
тери в третью треть беременности вызывают у плодов адаптивную реак
цию увеличения кислородной емкости крови…”.1
Не нужно прекращать во время беременности и закаливающие проце
дуры. Они хорошо влияют на ребенка как через организм матери, так и
непосредственно. Есть утверждения, что после 5–6 месяцев беременно
сти, когда прослойка амниотической жидкости становится достаточно
тонка, температурные воздействия могут достигать ребенка.
Холодные обливания матери хорошо “закаливают” ребенка в утробе,
повышая его жизнестойкость. К сегодняшнему дню имеется большой
опыт эпизодических (в среднем один раз в неделю) купаний беременных
женщин в ледяной проруби. Конечно, желательно иметь такой опыт до
беременности, но практика показывает, что, пройдя через обливания хо
лодной водой, здоровая женщина может начать купания в проруби и во
время беременности. И хотя это всегда вызывало нападки медиков, дети,
рожденные после такой подготовки, их великолепное здоровье и какая то
внутренне присущая жизнерадостность, должны бы заставить задуматься

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign