LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ляющих общее состояние младенца.
Подытоживая вышесказанное, мы можем заключить, что традицион
ный сегодняшний подход к новорожденным и грудным детям, характери
зующийся игнорированием значения для них психоэмоциональных фак
торов при рождении и обращении с ними, базирующийся на догматах бо
лее чем полувековой давности, вызванных часто более социальными при
чинами, нежели основанных на физиологических и психологических дан
ных, не учитывает реальные потребности и возможности новорожденных
и грудных детей, приводя к целому ряду отрицательных последствий:
психическому стрессу новорожденного и его матери, ослаблению психо
эмоционального контакта между ребенком и матерью и другими членами
семьи, снижению адаптивных возможностей детей, отставанию их в фи
зическом и психическом развитии, ослаблению иммунитета и ухудшению
общего состояния (как за счет психических стрессов, так и за счет не

29
правильного обращения), а также к дезориентации самой науки об этих
периодах жизни.
И еще один важный вывод мы должны сделать. Не инфекция, не холод
и не другие “вредности” окружающего мира, а мы, взрослые люди, явля
емся главной опасностью для появляющегося на свет существа. Академи
ки и профессора, для которых младенец не более чем “биологический
объект”. Родители, слушающие академиков и профессоров и боящиеся
довериться собственному чувству. Мы научились видеть в этом существе
лишь “особо организованное животное” и разучились видеть в нем чело
веческую душу. Может быть потому, что разучились видеть ее в себе?
Может быть потому, что сами превращаемся в “особо организованных
животных”, не находя души в расчлененном и изученном вдоль и поперек
человеческом теле? Чем же еще объяснить то насилие, которому человек
подвергает не только окружающую природу, но и произведенное им на
свет и, надо думать, горячо любимое, родное и желанное дитя?
Удивительно ли, что, вырастая, наши дети также начинают совершать
насилия? Над природой, над себе подобными, уже над своими собствен
ными детьми, и даже над… родителями. А кому то, наоборот, нравится,
когда над ними совершают насилие. Тогда жизнь приобретает определен
ность и ясность, не заставляя задумываться о высоких материях.
Наша культура — это насилие. У природы надо брать, не ожидая от
нее милостей. Чтобы выжить, нужно совершить насилие над другими. Но
мы хотим, чтобы не было войн, мы хотим свежего воздуха, хотим чистых
человеческих взаимоотношений. Мы надеемся, что наши дети обретут то,
чего не удалось достигнуть нам. Мы желаем счастья нашим детям. И с
первых же секунд учим их… насилию.
Мы рассчитываем на взаимопонимание с детьми. Как это наивно. Ведь
для этого нужно с самого начала понять их. Но… “Эта твердая мысль,
хорошо укоренившийся постулат, что “это” ничего не чувствует, “это”
ничего не слышит, “это” ничего не видит — о новорожденном”.1
Нет, это о нас. Это мы ничего не чувствуем, это мы ничего не слышим
и не видим. И в результате имеем нашего “среднего” младенца, о состоя
нии которого несложно судить по вышеописанной его истории. Стоит ли
удивляться ужасающей статистике детской заболеваемости, в которой к
тому же все большее место занимают заболевания нервные. Эту стати
стику обычно ставят в укор медицине. Однако нужно осознавать, что се
годняшнее состояние медицины — лишь концентрированное выражение
нашего отношения к человеческой жизни, ее истокам и смыслу. Самое
важное — это изменить подход к беременной женщине, роженице, жен
щине матери и к младенцу, исходя из гуманистических ценностей, осоз
нать сам факт родительства как глубокий творческий процесс.

1
Ф.Лебойе. За рождение без насилия. Пер. М.Х.Разенковой. М., 1988. C.3.

30
ГЛАВА III.
СЛАГАЕМЫЕ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Теперь нам хорошо видно, что проблема детского здоровья — это про
блема общекультурная, социальная, а не узко медицинская. И основа
здоровья детей — это прежде всего соответствующие культурные уста
новки, выражающие отношение к родительству и детству.
Во введении мы привели основные принципы, касающиеся перина
тального периода и базирующиеся на ориентации на активную профилак
тику. Реальное осуществление этих принципов возможно на основе под
хода, который мы называем сознательным родительством, являющимся
альтернативой обычному бессознательному следованию общепринятым
штампам.
Сведение процессов беременности, рождения и раннего младенчества
к чисто медицинским феноменам имеет, по крайней мере, три культурных
следствия, логично проистекающих одно из другого, которые, в конце
концов, и определяют сегодняшнее бессознательное отношение к этим
периодам человеческой жизни:
1) все усиливающееся отчуждение родителей от их детей, начиная
еще с периода вынашивания ребенка. Это отчуждение естественно
возникает при рассмотрении матери и ребенка как пассивных объ
ектов определенного вмешательства, осуществляемого якобы в их
же интересах, что парализует активность родитеактивность роди
телей по отношению к своим детям, ослабляет их ответственность
и ощущение собственной компетентности как родителей;
2) отсутствие родительства как социального института. Вместо этого
существует ряд учреждений, навязывающих родителям свою волю,
диктующих условия вынашивания и рождения ребенка, а также ус
ловия его существования в раннем младенчестве фактически без
предоставления свободы выбора;
3) отсутствие научного подхода к родительству во всех его сферах
(начиная с зачатия ребенка) как к сложному социокультурному яв
лению, во многом определяющему творческий и духовный потенци
ал общества. Соответственно отсутствует целостное представление
о ребенке, особенно в младенческом возрасте.
Концепция сознательного родительства ставит своей целью преодоле
ние этого отчуждения и тем самым утверждение родительства как соци
ального института, существование которого является необходимым усло
вием здорового общества. Подход к беременности, родам и младенчеству
должен быть целостным, т.е. экологическим, учитывающим все стороны

31
человеческого существа. Родители должны стать главными действующи
ми лицами во всем процессе деторождения и воспитания.
Прежде всего это предполагает, что родители должны иметь свободу
выбора в своих действиях, что подразумевает знание различных альтер
натив и всех возможных результатов того или иного выбора. Кроме того,
родители должны принять на себя ответственность за свой выбор, что
предполагает оценку своих возможностей и понимание того, что именно
они сами являются творцами своей жизни и своего родительского сча
стья.
Фундаментом здоровья человека прежде всего является экологическое
мышление, из которого проистекает весь образ его жизни, способ взаи
модействия с окружающим миром и осознания себя в этом мире. Основы
экологического сознания должны закладываться на начальных этапах
жизни, поэтому эти этапы — беременность, роды и раннее младенчест
во — требуют экологического подхода. Экологический подход подразуме
вает многоплановость человеческого существа, начиная еще с внутриут
робной жизни, и, соответственно, многоплановость его естественных по
требностей (которые нельзя свести к чисто физиологическим даже у эм
бриона и плода). Удовлетворение всех этих потребностей — необходимое
условие формирования человека, гармонично взаимодействующего с ми
ром.
Основой экологического подхода является ориентация на естественное
протекание природных процессов. В самой природе заложены механизмы,
обеспечивающие оптимальные условия нормального и здорового развития
ребенка. Следуя естественным природным закономерностям, мы можем
удовлетворить все необходимые жизненные потребности ребенка, тем
самым формируя потребности более высокого порядка.
В этом смысле сегодняшний медикализированный подход антиэколо
гичен, поскольку нарушает течение естественных процессов. С точки
зрения сегодняшней медицинской практики, природа наделала много
ошибок, которые следует устранить. Природа не предусмотрела механиз
ма разлучения матери с ребенком после родов (а наоборот, во время бе
ременности и в процессе родов пробуждает в женщине материнские ин
стинкты); не поместила в грудь матери достаточного количества питания
на первые дни жизни малыша и не начинает производить в ней сок с ме
сячного возраста; не предусмотрела стерильной и термокомфортной сре
ды для младенца и матери и еще много чего другого. Современный науч
ный подход не надеется на природу, допустившую столь существенные
несовершенства, даже в случаях нормальных физиологических родов и
здорового ребенка. Практически ни одни роды не проходят без использо
вания медикаментов и технологического вмешательства. С ребенком про
изводится масса процедур, также призванных исправить ошибки природы,

32
рождающей младенца в первородной смазке, без сульфацила натрия в
глазах и не в тугом мешке, сковывающем его движения. В течение всего
первого года жизни дальнейшее исправление несовершенств — стериль
ность, термокомфорт, строгий режим, прививки и т.д.
Каковы же могут быть следствия нарушения естественных процессов?
Ответ угадать довольно просто, если мы примем во внимание, что в есте
ственных природных процессах жизнедеятельности живых организмов
заложены предпосылки их эволюции, их развития. Уходя все дальше и
дальше от естественных условий существования, мы уходим от тех усло
вий, которые сопутствовали появлению Homo sapiens, каковыми мы себя
считаем.
Однако некоторые следствия, связанные с отходом от естественности,
мы способны скомпенсировать и даже на более высоком качественном
уровне. Скажем, недостаток физических движений компенсируется уп
ражнениями, причем эффективность их и польза для здоровья могут быть
больше, чем однообразный и нудный труд, связанный с добыванием пи
щи. Термокомфортные условия наших жилищ, приводящие к атрофиро
ванию системы терморегуляции, компенсируются закаливанием. Доступ
ные методы физической культуры и закаливания возвращают современ
ному цивилизованному человеку факторы естественной жизни, не поку
шаясь при этом на его интеллектуальное и духовное развитие, а скорее
сопутствуя им. Но чем компенсировать ослабление материнского ин
стинкта вследствие разлучения матери и ребенка после родов? Чем ком
пенсировать нарушенные вследствие использования медикаментов как
физиологические, так и психоэмоциональные взаимоотношения матери и
ребенка, закладывающиеся в процессе беременности и родов с помощью
тончайших гормональных механизмов? Чем компенсировать страх в гла
зах родителей перед крошечным беспомощным существом в их руках?
Замена пещеры на родильную комнату и костра на акушерскую лампу,
видимо, не являются одним из лучших достижений человечества, если
это породило совершенно особый тип женщины, психологически (а во
многих случаях и физически) не способной самой естественно родить
своего ребенка, если это породило тип детей, не могущих не болеть.
Исследуя эту проблему, М.Одан пишет: “Существенно для понимания
то, что сложности в родах идут во главе болезней цивилизации. В стра
нах, где они достигают третьего поколения медикализированных родов,
женщины все менее способны родить сами, используя свои собственные
гормоны. Некоторые из них утратили эту способность во время своего
собственного рождения”. И далее: “…имеется корреляция между проте




33
канием рождения младенца девочки и тем, как она будет рожать своих
собственных детей”.1
Сегодня все чаще говорят о Родовой Травме как значительной пробле
ме нашей культуры. Мы употребляем этот термин с большой буквы, что
бы различить его содержание с понятием родовой травмы в узкомедицин
ском смысле слова. Родовая Травма — это травма психическая, обуслов
ленная событиями и условиями существования в перинатальном периоде.
Поэтому правильнее было бы говорить о Травме перинатального периода.
Родовая Травма возможна вследствие действия механизма импринтин
га, т.е. раннего запечатлевания, которое возможно не только у маленько
го ребенка, но и у плода. Благодаря явлению импринтинга, например, во
время первичного контакта матери и ребенка сразу после рождения меж
ду ними образуется сильная психоэмоциональная связь, основа их буду
щих взаимоотношений, “включается” способность матери непосредствен
но ощущать потребности младенца и чувствовать его состояние. Ребенок
запечатлевает принявший его мир в форме первичных внеутробных ощу
щений, и эти ощущения — основа его взаимоотношений с этим миром,
фон, на котором будет строиться его сознательное отношение к миру.
Будет ли это материнское тепло или агрессивная среда в виде резиновых
перчаток, шлепающих по ягодицам для выжимания громкого крика, смы
вание первородной смазки, грубое отсасывание слизи из носа и рта, бо
лезненное растягивание на столе для измерения роста, жжение в глазах
от капелъ, обездвиживание тугим пеленанием и т.д. — все это несомнен
но имеет огромное значение.
Каждый вид импринтинга имеет свое критическое время. Вот почему
важен контакт ребенка и матери в первые же минуты после рождения.
“Гормоны, выделявшиеся матерью и ребенком во время родов, еще не
выведены в этот первый час, — пишет М.Одан. — Они имеют основное
значение для процесса привязанности. У матери и ребенка еще остается
высокий уровень эндорфинов. Когда мы знаем, что опиаты (препараты
опия) могут создавать привычки и зависимое поведение, легко понять,
почему этот первый час после родов может играть такую важную роль в
процессе привязывания. Только что родившая женщина находится в осо
бенно чувствительном состоянии”. И далее: “Это привязывание между
матерью и ребенком существенный эпизод в жизни, и служит впоследст
вии образцом для всех других форм привязанности… Все привязанности,
будь то к людям, животным или к вещам, не должны далеко отходить от
этого первого образца “мать ребенок”.2



1
M.Odan. Primel Health. London, 1986.
2
M.Odan. Primel Health. London, 1986.

34
Хорошо известен факт, что если детенышей млекопитающего живот
ного разделить с матерью сразу после рождения, то по истечении доста
точно короткого промежутка времени мать может их не признать и даже
съесть. Человеческая мать интеллектом понимает, что это “ее ребенок”,
но при изначальном разделении теряется то, что называется бондингом,
т.е. та тонкая связь, позволяющая матери и ребенку быть нераздельным
целым, позволяющая матери понимать язык ребенка и чувствовать его
как себя.
Благодаря явлению импринтинга происходит формирование бессозна
тельных структур, являющихся основами личностных характеристик, в
конечном итоге влияющих на мировоззренческие установки и творческий
потенциал человека. Первичные условия жизни ребенка — это модель
мира и жизни, которые он бессознательно усваивает.
Естественное протекание перинатального периода создает ребенку тот
“психический багаж”, который позволяет ему жить в мире так же естест
венно, т.е. в гармоничных с ним отношениях. Нарушение естественных
процессов ведет к отрицательным запечатлеваниям, имеющим следствием
как серьезные психологические проблемы, так и проблемы с физическим
здоровьем.1 Здесь мы и можем говорить о Родовой Травме.
Аналогично Родовой Травме мы можем говорить о Травме Младенче
ства. Отрицательные запечатлевания создаются негативными пережи
ваниями и мыслями матери относительно своего ребенка. Воспринимая
их, младенец “усваивает” чувство опасности своего состояния, ощущение
беспомощности.
Помимо физического здоровья нарушение естественных законов раз
вития в младенческом периоде, неудовлетворение естественных потреб
ностей ребенка ведет к существенному снижению его творческого потен
циала. Приведем такой пример. При неспособности удовлетворить свои
жизненные потребности как у животного, так и у человека формируется
пассивно оборонительный тип поведения, который характеризуется как
“отказ от поиска”. Любое отрицательное запечатлевание, вызывающее
стрессовую реакцию ребенка, формирует пассивно оборонительное пове
дение. Такие явления, как отрыв от матери, пеленание, кормление по ре
жиму, закрепляют пассивно оборонительную модель поведения. Поиско
вый рефлекс, присущий ребенку, угасает. В то же время “…поисковая
активность способствует адаптивному развитию нервной системы”.2 А
также: “Основным компонентом поведения, определяющим устойчивость
организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая

1
Для примера приведем точку зрения, согласно которой попадание большого количества
медикаментов в кровь ребенка при его рождении является фактором, способствующим появ
лению во взрослом возрасте склонности к алкоголизму и наркомании.
2
В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989. С.23.

35
активность”.1 Аналогичные выводы сделали в шестидесятые годы
М.Селиджмен и А.Лабори, называвшие это явление “выученной беспо
мощностью” и “подавлением действия”.2
Нетрудно видеть, как сильно это явление должно быть распространено
при современных принципах ухода за малышом.
Конечно, сегодня человек не может вернуться к естественным услови
ям жизни наподобие своих далеких предков. Обладая разумом, он может
воссоздавать их на более высоком качественном уровне. Но есть вещи,
которые, как мы видели, мы не можем скомпенсировать ничем. Мы не
можем “исправить” природу, мы можем лишь следовать ее законам.
Животное следует своим инстинктам. Человеческая же деятельность
сознательна. Суть экологического подхода — сознательное следование
природным законам. Отсюда проистекают основные положения концеп
ции сознательною родительства, включающей в себя следующие аспекты
(приводимые здесь в кратком изложении):
1) сознательное планирование семьи и подготовка к будущему роди
тельству до зачатия ребенка;
2) осознанное проведение беременности, специальная подготовка к
родам, максимальное использование срока беременности для поло
жительного влияния на ребенка до его рождения;
3) сознательное проведение родов, исходя из того, что процесс рож
дения ребенка — это прежде всего важное семейное событие. Та
кой подход подразумевает активность матери в этом процессе, за
интересованное участие других членов семьи, создание женщине
максимального комфорта и благоприятной психологической атмо
сферы, стремление к рождению ребенка наиболее мягким путем;
4) сознательный подход к младенцу, основанный на том, что с первых
секунд внеутробной жизни он является существом с развитой пси
хикой и множеством потребностей (далеко не только биологиче
ских), которые должны быть удовлетворены. Ребенок является во
всех отношениях равноправным со взрослым человеком.
Цель экологического подхода к беременности, родам и младенчест
ву — формирование экологического мышления, устранение Родовой Трав
мы, Травмы Младенчества, а тем самым неизбежно возникающего
барьера между человеком и окружающим миром, приводящего к специ
фическому образу жизни, свойственному современной цивилизации: за
мене единства с природой — противопоставлением, стратегии личностно



1
Там же. С.12.
2
См.: M.Odan. Primel Health. London, 1986.

36
го, духовного роста — стратегией выживания в агрессивном и непредска
зуемом мире.
Относительно периода первого года жизни мы выделим четыре глав
ных аспекта, связанных со здоровьем ребенка, которые будут далее нами
рассматриваться:
1) Психологическая культура взаимодействия с младенцем. Мы соз
нательно ставим этот аспект на первое место, ибо он в конечном
счете является определяющим. Ребенка нельзя рассматривать в от
рыве от той психологической атмосферы, в которой он находится.
Прежде всего, это психологический микроклимат семьи, создавае
мый родителями, их отношением к ребенку, друг к другу, к родст
венникам, и отношение родственников к ребенку. Младенец как
губка впитывает в себя эту атмосферу, отражая ее своим состояни
ем. Принцип “единства души и тела”, пожалуй, никогда не прояв
ляется с большей очевидностью, как в первый год жизни. Поэтому
психоэмоциональное состояние ребенка в период новорожденности
и грудного вскармливания является определяющим для его здоро
вья.
2) Общие принципы ухода за малышом. Это набор рекомендаций по
организации “быта” младенца. Все, что мы делаем с ребенком,
должно способствовать его развитию. Сегодняшний стандартный
подход обусловлен соответствующим отношением к ребенку как к
существу, требующему каких то особых мер для своего выживания.
Поэтому большое количество обычно даваемых рекомендаций по
хоже на рекомендации по уходу за тяжелобольным. Жизнь ребенка
должна органично вписываться в жизнь семьи. Вопреки устано
вившемуся мнению о первом годе младенца как самом тяжелом
времени для родителей, опыт подтверждает верность другой часто
повторяемой мудрости : “маленькие дети — маленькие проблемы,
большие дети — большие проблемы”.
3) Физическая культура с первых дней жизни — основа развития ма
лыша. От физической активности ребенка во многом зависит его
психическое развитие. Новый подход к ребенку требует разработки
и новой системы физической культуры. Обычно предлагаемые и
рекомендуемые родителям популярные упражнения не учитывают
его потребность в движении и его возможности и больше напоми
нают программу по реабилитации после тяжелой болезни. Ниже
мы рассмотрим такие составляющие физической культуры младен
ца, как динамическая гимнастика, “бэби йога”, водный тренинг и
закаливание.
4) Грудное вскармливание. Ввиду важности этого вопроса и обилия
проблем, связанных с кормлением грудью, мы выделяем этот ас

37
пект отдельно. Процесс грудного вскармливания нельзя рассматри
вать как чисто физиологический акт. Такой подход сам по себе по
рождает множество проблем. Культура грудного кормления — это
прежде всего культура общения матери со своим младенцем,
имеющая большое значение для обоих.
В совокупности эти четыре аспекта порождают некоторую систему
взаимоотношений родителей и ребенка, стержнем которой является эко
логический подход на основе сознательного выбора и собственной ответ
ственности за свой выбор.
Хотя в дальнейшем мы будем говорить о физической культуре, о ре
комендациях по первому году жизни и о грудном вскармливании как о
некоторых процедурах, производимых родителями с детьми, следует
иметь в виду опасность сведения общения родителей и ребенка к списку
определенных процедур. Все должно быть естественно и составлять об
щий для семьи образ жизни. Любое действие родителей по отношению к
ребенку — это процесс их общения, процесс обмена своими психоэмо
циональными состояниями.
Ниже мы перечислим некоторые принципы, которые необходимо учи
тывать при совершении с ребенком практически любого действия. Осо
бенно это важно при закаливании сильными процедурами и при большой
физической нагрузке.
1) Учет предыдущей истории ребенка. Мы должны учитывать, как
проходила беременность, принимались ли в это время медикаменты, были
ли сильные эмоциональные стрессы, занималась ли мать упражнениями и
закаливанием во время беременности, как и где проходило рождение ма

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign