LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ство с некоторым “багажом” в психике, и с этим нельзя не считаться.
Нервная система его уже достаточно развита, чтобы воспринимать отно
шение к себе окружающих, запечатлевать происходящие события и обра


1
Verny T., Kelly I.The secret life of the unborn child. N Y., l981.
2
А.И.Захаров. Как предупредить отклонения в поведении ребенка — М., 1986. C.17.
3
Там же.
4
См.: S.Grov. Realms of the human unconscious. N Y., 1976.
5
David В. Chamberlain. Consciousness at birth: a review of the empirial evidence. 1983.

20
батывать поступающие извне сигналы, формируя на своем уровне неко
торое отношение к окружающему.
Исследования, проводимые с новорожденными, показывают, что ребе
нок избирательно реагирует на окружающих людей, он узнает свою мать.
Например, ребенок совершает мышечные микродвижения в такт разгово
ру взрослых, находящихся рядом, и наиболее интенсивны эти движения
на голос матери. Причем он четко различает интонацию голоса, и это вы
зывает в нем соответствующие реакции. Ребенок чутко улавливает со
стояние человека, держащего его на руках, и реагирует на это состояние.
Потрясающая чувствительность новорожденных и грудных детей к
психологической ситуации вокруг них при безответственности и непони
мании этого взрослыми приводит к тому, что дети становятся жертвами
этой чувствительности. Конфликты между родителями, между родствен
никами, нервное состояние родителей и неумение с ним справиться — все
это приводит к задержке развития детей и к их повышенной заболеваемо
сти.
Сегодняшнее отношение к новорожденным и грудным детям можно
охарактеризовать не иначе как насильственное. Неучет их тонких психи
ческих проявлений, сведение их жизненных потребностей практически к
чисто физиологическим неизбежно это насилие порождают. Рождение с
помощью медикаментов и других обязательных вмешательств, разлучение
ребенка с матерью после рождения, обработка тела, запеленывание,
кормление по режиму, содержание в термокомфортной температуре и
т.д. — что это, как не насилие, допустимость которого логически вытека
ет из отношения к ребенку как к существу бесчувственному, не способ
ному переживать? А ведь именно так дело обстоит в современной меди
цине. “…До последнего времени существовало убеждение о невозможно
сти тонкой неврологии у новорожденных…”, — пишет А.Ю.Ратнер.1
“В процессе эмбрионального развития, — пишет Н.П.Дубинин, — ре
бенок подчиняется биологическим законам. Он появляется на свет как
особо организованное животное с очеловеченной биологией, совокупно
стью предпосылок для развития его социальной сущности”.2
Так к нему и относятся — как к “особо организованному животному”
с “совокупностью предпосылок”.
Многочисленные научные данные побуждают серьезно пересмотреть
отношение к периоду младенчества (а также к беременности и процессу
рождения). Однако все это пока остается за пределами рутинной меди
цинской практики.



1
А.Ю.Ратнер. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985. С.4.
2
Н.П.Дубинин. Что такое человек. М., 1983. C.15.

21
Сделаем некоторые выводы, которые будут важны в нашем дальней
шем изложении:
1) физическое и психическое состояние младенца — это результат
процессов и событий, происходивших на протяжении значительно
го периода времени, в том числе в течение беременности и родов, а
не только в течение непосредственно прожитого во внеутробном
состоянии периода;
2) психический “багаж”, накопленный в периоды внутриутробного
развития и рождения, достаточно значителен, чтобы во многом оп
ределить психологическую структуру будущей личности и влиять
на всю последующую жизнь, в том числе и на физическое здоровье;
3) новорожденный и грудной ребенок обладают высокой чувствитель
ностью к психологической атмосфере, в которой они находятся, и к
событиям, происходящим с ними в этот период. Это оказывает
сильное влияние на состояние их физического и психического здо
ровья;
4) уже новорожденные дети избирательно реагируют на людей; наи
большее значение для них имеет присутствие и эмоциональное со
стояние матери.
Мы видим, что ребенок — существо очень тонкое. Каждое событие,
происходящее с ним, оставляет в его психике след. И при всей своей тон
кости он еще является существом зависимым. Он не способен сам ре
шать, делать волевые усилия и защищать себя. Это показывает, насколь
ко ответственно нужно подходить к действиям в отношении ребенка. Мы
постоянно должны помнить о тесной связи физиологических и психиче
ских процессов, проявляющейся у ребенка особенно сильно. Мы посто
янно должны помнить о том, что наши действия уже в этот период влия
ют на все его будущее сознательное отношение к миру, и делать так, что
бы отношение это носило позитивный характер.




22
ГЛАВА II.
КАКОГО МЛАДЕНЦА МЫ ИМЕЕМ?
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА
“Сила и разум каждого народа развиваются из телесного здоровья ре
бенка”, — такие слова старого врача приводит в своей книге И.Мюллер.1
Каков же сегодняшний младенец, будущий взрослый член нашего об
щества, носитель и продолжатель наших культурных традиций?
Показателем благополучия ребенка прежде всего является состояние
его физического здоровья. Поэтому интересно проследить историю вооб
ражаемого среднестатистического младенца, являющегося результатом
традиционного подхода.
Итак, будучи еще совсем крохотным существом в материнском живо
те, наш герой вместе со своей мамой делается объектом медицинского
наблюдения. Это выражается в том, что женщина на несколько месяцев
становится пациенткой, регулярно посещая врача и сдавая анализы. Само
восприятие ею своей беременности как явления, относящегося к области
и компетенции медицины, исподволь не может не проецировать в нее весь
патологический опыт, накопленный медицинской практикой.
Задача медицины — выявить и устранить патологию. И у женщины
ищут эту патологию, даже в форме простого наблюдения. И знаменитый
принцип “ищущий да обрящет” срабатывает практически безотказно.
Положение пациентки порождает у женщины комплекс страхов за се
бя и за будущего ребенка. Отсутствие каких либо культурных традиций и
невозможность быть “как все” приводит к своеобразной социально
психологической изоляции и комплексу неполноценности. Это выливает
ся в глубинные переживания и омрачает радость ожидания рождения ма
лыша. Страхи и волнения матери становятся достоянием ребенка. “Вы
раженный стресс, обусловленный отрицательными переживаниями, дист
ресс, приводит к гормональным изменениям в организме женщины, что
через общую кровеносную сеть неблагоприятно сказывается на состоянии
плода и развитии его нервно регуляторных, адаптационных систем”, —
пишет А.И.Захаров.2
Таким образом, мать и ребенок в периоде внутриутробного существо
вания становятся объектами ятрогенного3 воздействия. При повышенной
внушаемости, сопровождающей период беременности, это может доста

1
И.Мюллер. Моя система для детей. М., 1928. С.6.
2
А.И. Захаров. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 198б. С.9.
3
Ятрогенные заболевания — вызванные неумелым обращением врача с пациентом, при
водящим к внушению болезненного состояния.

23
точно серьезно отражаться на общем состоянии здоровья матери, а стало
быть и ребенка.
Помимо этого следует отметить большое количество лекарств, пропи
сываемых беременной женщине при различных отклонениях от установ
ленных норм (которые неминуемо находят и которые часто появляются в
результате внушаемых ей страхов и опасений), тем более в случаях, если
она подвергается госпитализации. Однако сегодня никто не может дать
гарантии безопасности для ребенка того или иного медицинского препара
та, а список лекарств, нежелательных при беременности, постоянно рас
тет.
“Широкие массы женщин должны быть настоятельно предупреждены
о крайней опасности применения любых лекарств во время беременно
сти”, — заключает на основании своих наблюдений А.Ю.Ратнер.1
Следует отметить также очень частое использование ультразвуковой
диагностики без крайней необходимости. Несмотря на отсутствие доста
точных научных данных некоторые медицинские авторитеты подвергают
сомнению безопасность для плода этой процедуры.
К этому можно еще добавить множество нерешенных проблем, свя
занных с социальным положением женщины, характером ее работы и т.д.
Рождение ребенка происходит в стенах больницы со всеми ее атрибу
тами и, как правило, в условиях разделения семьи. Больничная атмосфе
ра, вид медицинского оборудования, обращение с роженицей как с бес
правной пациенткой, отрыв ее от привычной и комфортной психологиче
ской среды, отсутствие эмоциональной поддержки и сопереживания —
все это сказывается на состоянии матери. Депрессия — совершенно
обычное у рожающей в больничных условиях женщины состояние — пе
редается ребенку и вызывает целый ряд физиологических последствий, в
том числе изменяя (как правило замедляя или порою даже прекращая
совсем) естественный ход родового процесса.
Добавим сюда груз страха и переживаний, накопленный за время вы
нашивания малыша.
“Трудности во время родов, т.е. невозможность родить собственными
силами ввиду слабости родовой деятельности и затяжного течения родов,
достоверно обусловлены наличием стресса у женщин при беременности…
Асфиксия ребенка при родах, если она встречалась, в первую очередь
была обусловлена стрессом роженицы”, — делает из своих наблюдений
вывод А.Н.Захаров.2
Современному врачу трудно представить себе роды, проводимые без
использования медикаментов, даже если речь идет о неосложненных ро

1
А.Ю.Ратнер. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985. С.21.
2
А.И .Захаров. Как предупредить отклонения в поведении ре6еика.С.18.

24
дах. Часто ненужное и излишнее использование лекарств при родах на
рушает гормональный баланс матери и плода, возмущая тем самым родо
вой процесс, а также отрицательно влияя на интенсивно идущий гормо
нальный обмен между матерью и ребенком, от которого во многом зави
сит состояние иммунной системы ребенка после рождения. Частое ис
пользование стимулирования родового процесса при современном “по
точном” родовспоможении приводит к усиленным и нерегулярным со
кращениям матки, которые травмируют ребенка. Искусственное проры
вание околоплодного пузыря, также являющееся общепринятой практи
кой, приводит к большему механическому воздействию тканей матери на
голову ребенка, увеличивая вероятность травмы мозга.1
Неестественное положение женщины на спине, чаще всего используе
мое при родах в целях удобства акушеров, нарушает плацентарное крово
обращение и увеличивает вероятность гипоксии.
Непосредственно процесс выхода ребенка как правило сопровождается
ручным пособием, при нормально текущих родах имеющим целью предо
хранение тканей промежности от разрывов (что является весьма спорным
моментом), а также ускоряющим выход ребенка. Как показано
А.Ю.Ратнером2, классические применяемые пособия часто ведут к родо
вым травмам новорожденных, затрагивающим спинной мозг и не диагно
стируемым сразу.
Практика раннего пережимания и обрезания пуповины (как следствие
“поточных” родов) ведет к слишком резкому переходу организма ребенка
на новый режим работы и перегрузке внутренних органов, что сказывает
ся на состоянии эндокринной системы и в конечном счете приводит к ос
лаблению функций систем организма (распространенным следствием это
го, например, является физиологическая желтуха новорожденных, счи
тающаяся нормой, по мнению части медиков, даже у 75% новорожден
ных).3
После рождения ребенок на время разлучается с матерью и подверга
ется определенным процедурам, называемым акушерами “обработкой”.
Закапывание в глаза раствора ляписа или сульфацила натрия (процедура,
от которой уже отказались во многих странах из за ее неоправданности)
ведет к временной потере визуального контакта с миром, раздражает сли
зистую оболочку глаз, часто вызывая конъюктивит. Смывание с ребенка
первородной смазки — естественного защитного крема, обладающего ис
ключительно питательными для кожи свойствами, — ухудшает состояние

1
См.: The Birth Primer / A source book of traditional and alternative methods in labor and
delivery.
2
См.: А.Ю.Ратнер. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985.
3
См.: Barbara Keller. Some medical impliations supporting water birth // Вkm. Sondra
Ray. Ideal Birth., 1985.

25
его кожных покровов, вызывая иссушение и шелушение кожи (что тоже
считается нормой), усиливает теплоотдачу от тела (первородная смазка
обладает большим термическим сопротивлением), и в совокупности с пе
ленанием способствует появлению пролежней и опрелостей.
Отлучение ребенка от матери сразу же после рождения и проделыва
ние с ним различных манипуляций (закапывание в глаза, удаление око
лоплодных вод из дыхательных путей, смывание первородной смазки,
растягивание для измерения роста, взвешивание, пеленание) приводит к
перегрузке его сенсорных систем, нарушает его чувство безопасности,
обуславливая дистресс нервной системы. Отлучение ребенка от матери
приводит также к тому, что он не получает значительной части молозив
ного молока — ценнейшего продукта материнского организма, содержа
щего большое количество антител, что ослабляет иммунитет. Это приво
дит также к ослаблению психоэмоциональной связи матери и ребенка, к
сокращению срока грудного вскармливания.1
Вот далеко не полный перечень испытаний, выпадающих на долю на
шего героя к началу его внеутробной жизни. Однако пройдя этот этап, он
попадает во власть специфического отношения к нему как к существу
исключительно слабому и неприспособленному к жизни в этом агрессив
ном мире, полном опасностей в виде вирусов, микробов, холода, нехватки
молока у мамы и т.д. И это после всего того, что он перенес? После этого
его считают слабым и несовершенным? Причем считают те самые люди,
которые устроили ему это испытание на выживаемость. Им стоило бы
поразиться его силе и живучести. А они считают его слабым. А может
быть, они подозревают о его невероятных возможностях, но не хотят в
это поверить? Возможно, потому что испытания продолжаются…
Насколько сегодняшняя культура обращения с новорожденными и
грудными детьми отвечает их реальным потребностям, можно судить по
следующим интересным выводам, сделанным Группой перинатальных ис
следований при Европейском бюро ВОЗ в упомянутых уже материалах.
Согласно первому выводу, лишь “10% методов, применяемых в совре
менном акушерстве, прошли адекватную научную проверку”. Можем ли
мы в таком случае надеяться, что рекомендации, даваемые относительно
новорожденных и грудных детей, “прошли адекватную проверку” в боль
шем объеме? Согласно другому выводу, современная медицинская наука,
изучая процесс рождения малыша в условиях клиники, т.е. медикализи
рованные роды, реально имеет дело с “измененными состояниями” мате
ри и младенца. А это значит, что современный врач понятия не имеет о
естественных родах, как бы они проходили без всяких вмешательств в
естественных и привычных для матери условиях (например, дома), а так

1
Cм. M.Odan. Birth Reborn. N Y., 1985.

26
же о том, что представляет из себя рожденный таким образом младенец.
И едва ли на основании изучения “измененного” младенца можно сделать
адекватные научные выводы.
Что представляет из себя эта “наука” можно увидеть на одном приме
чательном примере. Если вы спросите любого птицевода, что лучше для
выведения цыплят — курица или инкубатор, он поднимет вас на смех.
Несмотря на все усилия, для яйца в инкубаторе не удается искусственно
создать таких условий, какие создает ему курица. Тепло курицы — это
нечто отличное от тепла электрического нагревателя. В этом есть что то
таинственное, мистическое. А вот современным медикам потребовалось
несколько десятилетий, чтобы понять, что лучшая среда для новорожден
ного ребенка… его мама, тепло которой чем то отличается от тепла ото
пительного радиатора. На это долго не могли решиться. Писалось огром
ное количество научных трудов. И наконец, как величайшее достижение
человеческого разума, в родильных домах появились отделения (поначалу
называемые “экспериментальными”), где ребенок с осторожностью был
доверен матери. И, о чудо, он не только от этого не пострадал, но напро
тив, стал более стойко переносить выпавшие на его долю испытания. А
испытания продолжаются…
Одним из твердых убеждений медиков является то, что после рожде
ния ребенка количества молозива, имеющегося в груди у матери, недос
таточно для его насыщения. В результате с первых же дней внеутробной
жизни малыша начинают докармливать донорским молоком или специ
альными смесями. Помимо этого он получает раствор глюкозы. От этого
нарушается естественный процесс подготовки желудочно кишечного
тракта к нормальному изменению состава получаемой пищи.
Сразу после рождения пищеварительная система ребенка настолько
нежна, что приспособлена только для питания молозивом, причем моло
зивом из груди своей матери. Только через несколько дней в соответствии
с заменой молозива на молоко она способна эффективно его усваивать.
Состав материнского молока меняется на протяжении всего периода груд
ного вскармливания, подготавливая организм к принятию твердой и более
грубой пищи. Нарушение этого естественного процесса ведет к перегрузке
пищеварительной системы, заставляя ее рано адаптироваться к грубой и
неестественной для нее пищи, что существенно ослабляет внутренние
резервы организма. Это касается также и практики раннего введения (не
обходимого, по мнению некоторых врачей, уже чуть ли не с месячного
возраста) в рацион ребенка фруктовых соков, раздражающих слизистую
оболочку желудочно кишечного тракта и вызывающих диспепсию.
Столь ранний докорм ребенка уже с самого начала периода грудного
кормления приводит к нарушению баланса между выработкой молока ор
ганизмом матери и потребностью ребенка, поскольку докармливаемый

27
ребенок не дает “запроса” сосанием груди в течение необходимого време
ни. Это ведет к сокращению периода грудного вскармливания, что имеет
для ребенка не только физиологические, но и психологические последст
вия.
Кормить грудью рекомендуется по режиму, причем рекомендуемые
режимы допускают весьма небольшие вариации. Тем самым подразумева
ется, что, во первых, все дети являются одинаковыми в своей нормальной
физиологии (индивидуальность проявляется лишь в патологии, также как
и у рожающей матери), во вторых, сосание груди является не более чем
физиологическим актом насыщения. Однако серьезные исследования по
казывают, что сосание материнской груди является для ребенка (и мате
ри) сложнейшим психоэмоциональным актом, нарушение естественности
которого может привести к отрицательным последствиям для физическо
го здоровья и психики малыша.1
Единственное разумное объяснение кормления по строгому режиму —
условия в родильном доме, где дети находятся в отрыве от матерей, т.е.
удобство для медицинского персонала. А также пережитки того времени,
когда ребенок попадал в ясли с двухмесячного возраста, а мать возвраща
лась к своему рабочему месту, имея реальную возможность приходить
кормить его лишь через 3–4 часа. Но имеет ли это отношение к реальным
потребностям ребенка?
Первые месяцы (2–3, а иногда даже 4 и более) родители часто слепо
следуют устоявшейся практике пеленания, чему обучают новоиспечен
ную маму еще в родильном доме. Ни один врач не может вразумительно
объяснить это насильственное обездвиживание ребенка. Родители же
передают друг другу предрассудки типа “чтобы был ровненький”. Единст
венное “разумное” объяснение тугого пеленания малышей в родильном
доме — это желание медицинского персонала обеспечить себе спокойст
вие, поскольку туго спеленутый ребенок обычно дольше и крепче спит,
что весьма “желательно”, когда он находится в отрыве от матери на по
печении медицинских сестер.
Пеленание лишает кожу ребенка доступа свежего воздуха, вызывая
опрелости. В условиях пеленания не развиваются механизмы терморегу
ляции, что задерживает адаптацию ребенка в период новорожденности и
в дальнейшем делает его более подверженным заболеваниям.
Но самое существенное в практике тугого пеленания — это обездви
живание малыша. Движение было основным принципом его развития еще
с той поры, когда он был всего лишь оплодотворенной ·яйцеклеткой. Яй
цеклетка содержит в себе прообраз мышц — сократительные белки, ко
торые заставляют ее совершать движения. В дальнейшем формируется

1
См..: M.Klaus, J.Kennell. Maternal — infaht bonding. St.Louis: C.V.Mosby., 1976.

28
множество ритмов сокращения мускулатуры, которые продолжают функ
ционировать и после рождения. Эти ритмы — одно из важнейших усло
вий развития ребенка. Лишить его возможности двигаться — значит ли
шить его возможности развиваться, физически и психически.
До тех пор, пока малыша не перестанут пеленать и он не приобретет
возможность занимать сам удобное положение, подавляющую часть вре
мени он проводит на спине. Это положение — пожалуй, самое нефизио
логичное из всех возможных (если только, конечно, не подвешивать ре
бенка за ноги), но единственно удобное при пеленании. Постоянное на
хождение на спине (за исключением 5–6 минут рекомендуемого выкла
дывания на животик) приводит к вялости внутренних органов и ослабле
нию защитных свойств организма, а также к повышенной возбудимости
нервной системы.
В течение первого года жизни ребенок получает серию профилактиче
ских прививок, призванных защитить его от ряда заболеваний. За приоб
ретенный узконаправленный иммунитет ему приходится дорого расплачи
ваться. Во первых, прививки разрушают естественный иммунитет; во
вторых, организм отравляется множеством высокотоксичных веществ,
содержащихся в вакцинах; в третьих, опасность осложнений от вакцина
ции часто гораздо больше, чем от самих заболеваний, против которых они
предназначены. (В дальнейшем мы коснемся проблемы вакцинации более
подробно).
Способы лечения заболевших детей чаще всего базируются на приме
нении лекарств. Причем лечится тело ребенка, мыслимое как нечто от
дельное от матери. Детям с такой же легкостью, как и взрослым, пропи
сываются большие дозы антибиотиков и психотропные средства. Очевид
но, что такой подход, если и оказывается эффективным, то с серьезными
и долговременными последствиями, выражающимися в “залечивании”
ребенка, с рядом побочных эффектов лекарственного воздействия, ослаб

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign